К каким систематическим группам относятся растения плоды и семена которых изображены на рисунке
Добавил пользователь Валентин П. Обновлено: 18.09.2024
Плоды отличаются по строению, размерам, внешнему виду. Их разнообразие обусловлено формированием у растений приспособлений для распространения семян и расселения.
По особенностям околоплодника плоды делят на сочные и сухие . В околоплоднике зрелых сочных плодов есть сочная мякоть. В созревших сухих плодах сочных частей нет.
Ягода — сочный плод с тонкой наружной кожицей. Внутри ягод клюквы, черники, томатов, винограда много мелких семян. У некоторых растений в ягоде находится одно семя. Так устроены ягоды финиковой пальмы и барбариса.
Яблоко — сочный плод, внутри которого есть плёнчатые семенные камеры. Образуется не только из завязи, но и из сильно разросшегося цветоложа и других частей цветка. Так устроены плоды у яблони, груши, айвы.
Тыквина — сочный плод, у которого околоплодник имеет довольно твёрдый наружный слой. Такой тип плода образуется у тыквы, кабачка, огурца.
Костянка — сочный плод с тонкой кожицей снаружи и твёрдой косточкой внутри. Костянки образуются у черешни, сливы, персика, черёмухи, оливки. Бывают костянки, содержащие несколько семян (у бузины, крушины).
Многокостянка — сборный плод, состоящий из большого числа мелких костянок. Такой вид плода у ежевики, малины.
Орех — сухой плод с жёстким прочным околоплодником. Семя внутри ореха располагается свободно. Плод орех образуется у фундука и орешника (лещины), а орешек (маленький орех) — у гречихи.
Жёлудь — сухой плод, у которого по сравнению с орехом более тонкий околоплодник; у основания имеется защитный покров. Такой плод у дуба.
Семянка — сухой плод, у которого семя окружено околоплодником, но не срастается с ним. Семянки образуются у сложноцветных (подсолнечника, астры, одуванчика).
Зерновка — сухой плод с кожистым околоплодником, сросшимся с оболочками семени. Зерновки у злаков: ржи, ячменя, кукурузы, пырея.
Боб — сухой плод, у которого семена прикреплены к створкам. У созревшего плода створки вскрываются от верхушки к основанию. Плод боб у фасоли, арахиса, гороха, сои, акации.
Стручок похож на боб. У него тоже есть створки, но между ними находится перегородка и семена прикреплены к ней, а не к створкам. Плод стручок у редьки, капусты, горчицы, редиса, репы, левкоя.
Коробочки различаются в основном по способу вскрывания. У некоторых растений они разделяются на створки (например, у ириса, лилии). У других растений коробочки открываются крышечкой (у белены) или дырочками (у мака). Коробочки развиваются также у льна, хлопчатника, фиалки, табака.
25. Пользуясь текстом учебника, выпишите основные признаки, характерные для водорослей.
Автотрофы; могут быть одноклеточными, колониальными и многоклеточными; на теле многоклеточных водорослей отсутствуют вегетативные органы; тело представляет собой слоевище; отсутствуют корни; клеточная стенка состоит из целлюлозы и пектиновых веществ.
26. Как размножаются водоросли? Опишите половое размножение водорослей.
Размножаются водоросли как половым, так и бесполым способом.
Половое происходит по следующей последовательности: гаметы – оплодотворение – зигота – зооспоры – взрослая особь.
27. Какие водоросли изображены на рисунке? Напишите, где они обитают.
1. Саргассум. Распространены по берегам теплых морей планеты.
2. Ламинария. Обитает в южных частях Японского, Охотского, Белого и Карского морях.
3. Ламинария пальчатая. Живет в Северной Атлантике.
4. Фукус. Встречается на литорали и в сублиторали практически по всему миру.
28. Запишите определения.
Слоевище – это тело, не расчлененное на ткани и органы.
Ризоиды – это нитевидные образования, служащие для прикрепления водоросли к субстрату и поглощению минеральных веществ.
29. Каково значение водорослей в живой природе и в жизни человека?
• Как продуценты выводят органические вещества из неорганических;
• Выделяют кислород;
• Употребляются в пищу скотом и людьми;
• Применяются в изготовлении лекарств;
• Используются в пищевой промышленности;
• Выступают в качестве индикатора загрязнений.
Нитчатая водоросль со спиралевидно расположенными пигментами хлорофилла.
3. Рассмотрите при большом увеличении микроскопа одну клетку спирогиры. Из каких частей она состоит? Зарисуйте клетку, подпишите названия её частей.
Плод с расположенными внутри него семенами участвует в генеративном размножении цветковых растений. Плоды очень разнообразны по форме, размерам и окраске. Все плоды состоят из семян и околоплодника (мякоть, кожура).
По количеству семян плоды всех растений делятся на 2 группы: односемянные (пшеница, подсолнечник и др.) и многосемянные (томат, тыква и др.).
По строению околоплодника плоды делятся тоже на 2 группы: сочные и сухие.
Сочные плоды богаты соком, мягкие. Их подразделяют на ягоды, яблоки, тыквины, померанцы, костянки.
Ягода — сочный, мягкий плод, снаружи покрыт тонкой кожицей, внутри имеет много семян. Плод таких растений, как томат, крыжовник, паслен, виноград, смородина, — ягода.
У костянки наружный слой — тонкая кожица, средний — сочная мякоть, внутренняя часть деревянистая, образует косточку. Костянка — односемянный плод (урюк, вишня, слива, персик) (рис.1).
Существуют растения, плод которых образован множеством мелких костянок, — многокостянка (малина, ежевика и др.).
Яблоко — это сочный многосемянный плод с тонкой кожицей. Внутренний слой околоплодника, окружающий семена, кожистый или хрящеватый (яблоня, груша, рябина, айва, боярышник).
Рис.2 Яблоко яблони и груши
Померанец — многосемянный сочный плод с толстой оболочкой, которая содержит эфирные масла. К ним относятся мандарины, апельсины, лимоны (рис.3).
Многосемянный плод граната с сочными семенами и кожистым околоплодником называют гранатом, или гранатиной.
Рис.3 Померанец и гранат (гранатина)
Плоды тыквенных растений обычно называют тыквинами (арбуз, дыня, огурец, кабачок, патиссон, тыква). Наружная часть околоплодника толстая, твердая, внутренняя — мягкая. Семян очень много (рис.4).
Рис.4 Тыквина огурца и тыквы
У сухих плодов околоплодник плотный, одревесневший и сухой. В них нет сочной мякоти (рис.5).
Рис.5 Разнообразие сухих плодов
Боб — сухой плод, состоящий из двух створок, с несколькими семенами, прикрепленными по краям створок. Во время созревания створки раскрываются, и семена высыпаются наружу (бобы, фасоль, горох, клевер, донник, акация).
Стручок — сухой многосемянный плод с длинной тонкой перегородкой, разделяющей его полость на две камеры. Семена прикрепляются к перегородке. При созревании створки плода начинают раскрываться снизу. Такие плоды имеют капуста, редька, сурепка, репа. Более мелкий вид таких плодов называется стручочек.
Коробочка — многосемянный плод, иногда разделенный внутри на камеры. Способы раскрытия таких плодов различаются в зависимости от вида. Например, у белены имеется открывающаяся крышечка. У дурмана и молочая семена высыпаются из коробочки, когда она продольно растрескивается.
Зерновка — односемянный плод, семенная кожура которого плотно прирастает к стенке плода, например плоды пшеницы, кукурузы, ячменя, проса и риса.
Семянка отличается от зерновки тем, что ее околоплодник не срастается с семенной кожурой. Такие плоды часто имеют хохолок (одуванчик, подсолнечник, осот, таусагыз).
Орех — сухой односемянный плод с одревесневшим и отвердевшим околоплодником (орешник, липа).
Желудь — сухой односемянный плод с кожистым околоплодником (дуб, бук).
Поскольку околоплодник грецкого ореха до созревания бывает сочным, такой плод не относится к ореху. Его называют ложной костянкой.
Плод земляники — земляничина — это разросшееся цветоложе с сухими плодиками-орешками (рис.6).
Рис.6 Плоды с разросшимся цветоложем
Крылатка — большая часть околоплодника превратилась в тонкие крылья. Такие плоды распространяются с помощью ветра (клен, вяз, ясень) (рис.7).
Рис.7 Крылатка клена
У некоторых растений (ананас, шелковица) — не плоды, а соплодия. Они образуются не из одного цветка, а из целого соцветия (рис.8).
Рис.8 Соплодие ананаса
Плоды бывают сочные и сухие (без мякоти); односемянные и многосемянные. Сочные многосемянные это: ягода (томат, смородина), померанец (мандарин, лимон), яблоко (яблоня, рябина), тыквина (арбуз, огурец). Сочные односемянные: костянка (урюк, вишня) и многокостянка (малина, ежевика).
Сухие многосемянные плоды: боб (фасоль, акация), стручок (капуста, редька), коробочка (белена, дурман). Сухие односемянные плоды: зерновка (пшеница, кукуруза), семянка (подсолнечник, одуванчик, тау-сагыз), орех (липа, орешник). Есть несколько необычные плоды, как вариант ореха — желудь (дуб, бук), вариант семянки — крылатка (клен, ясень). Целые соплодия (соцветия) образуют своеобразные плоды у ананаса и шелковицы.
1) На рисунке изображено растение класса Двудольные семейства Розоцветные
2) Признаки класса Двудольные: сетчатое жилкование листьев, стержневая корневая система
3) Признаки семейства Розоцветные: плод костянка, пятичленный цветок
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3846.
3861. Установите соответствие между характеристиками и семействами цветковых растений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) плод зерновка
Б) параллельное жилкование листьев
В) стержневая корневая система
Г) стебель соломина
Д) две семядоли в семени
Е) пятичленный цветок
СЕМЕЙСТВА ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ
1) Розоцветные
2) Злаковые
Верный ответ: 221211
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3861.
3902. К какому семейству относят растение, изображенное на рисунке? Ответ поясните. Какую функцию выполняют органы растения, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2?
1) Семейство Розоцветные, цветок пятичленный, плод многоорешек
2) Цветок выполняет функцию генеративного (полового) размножения
3) Ус выполняет функцию вегетативного (бесполого) размножения
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3902.
3930. Определите класс и семейство цветкового растения. Ответ поясните. Назовите орган, обозначенный на рисунке цифрой 1, объясните его роль в жизни растения.
1) Изображенное растение принадлежит к классу Двудольные, семейству Розоцветные (Розовые)
2) Признаки класса Двудольные: сетчатое жилкование листа, стержневая корневая система
3) Признаки семейства Розовые: цветок пятичленного типа, плод костянка
4) Под цифрой 1 изображен лист - вегетативный орган, основные функции которого: фотосинтез, транспирация (испарение воды)
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3930.
4842. Установите последовательность расположения систематических таксонов, начиная с самого крупного. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) Растения
2) Розоцветные
3) Двудольные
4) Земляника
5) Земляника лесная
6) Цветковые
Читайте также: