Имеют ли право власти государства требовать посадки самолета пролетающего через его территорию

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Тема 12. Международное морское право.

Занятие 1.

1. Понятие, принципы, источники международного морского права.

2. Внутренние морские воды: понятие, правовой режим.

3. Территориальные воды: понятие, порядок отсчета, правовой режим. Право мирного прохода через территориальные воды.


  1. Открытое море: понятие, свобода судоходства в открытом море, вмешательство в юрисдикцию торговых судов в открытом море.

  1. Экономическая зона: понятие, порядок отсчета, правовой режим.

  2. Континентальный шельф: понятие, порядок отсчета, правовой режим.

  3. Международные проливы и международные каналы: понятие, правовой режим.

  4. Международные организации в области освоения Мирового океана: ИМО, ИНМАРСАТ. Правовой статус, цели задачи, деятельность.

1. В каком из указанных случаев иностранное судно может быть подвергнуто досмотру:

- при наличии доказательства преступной деятельности одного из членов экипажа;

- по требованию начальника морского порта;

- если есть доказательства незаконной транспортировки оружия на данном судне;

- если один из членов экипажа совершил преступление на территории прибрежного государства.

2. В каком из указанных случаев иностранному судну может быть отказано во входе во внутренние морские воды:

- если это военное судно;

- если судно не прошло регистрацию;

- если судно терпит крушение;

- если на судне находятся лица, совершившие международное преступление;

- если судно занимается пиратством.

3. Во время стоянки в международном порту государства А. с военного судна государства Б. дезертировал один из членов экипажа. Капитан военного судна направил на берег отряд для поимки дезертира. Исполняя приказ капитана, участники отряда допрашивали местных жителей и заставляли их оказывать им помощь в поисках, применяя насильственные меры. Руководство порта обратилось к капитану судна с просьбой о возмещении ущерба пострадавшим местным жителям и о выходе судна за пределы территории государства А.


  1. Согласно п. 2 ст. 1 Конвенции "Об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов" 1952 г. "арест" означает задержание судна, осуществляемое в порядке судебного производства для обеспечения морского требования, но не включает задержание судна для исполнения судебного решения. Ссылаясь на нормы данной конвенции, таможенное судно государства А. задержало судно государства Б., находящееся в открытом море.

  1. Проводя патрулирование в территориальном море, пограничный корабль государства А., обнаружив за его пределами иностранный корабль, начал преследование, которое продолжалось в открытом море. Осуществив задержание, командир пограничного отряда приказал провести досмотр судна. В результате досмотра на иностранном корабле была обнаружена партия незаконно перевозимого оружия.

Задания к занятию 2:

- нарушение государственной границы;

- незаконный промысел на территории государства А.;

Правительство государства А. обратилось к правительству государства Б. с просьбой о возмещении ущерба.

2. В связи с введением Турцией с 1 июля 1994 г. Регламента судоходства в зоне Черноморских проливов, МИД РФ направил турецкому посольству в Москве меморандум, в котором, во-первых, указано, что российская сторона, как один из пользователей этой морской коммуникацией, полностью разделяет озабоченность Турции проблемой обеспечения безопасности судоходства и поддерживает идею принятия в этих целях соответствующих мер; во-вторых, однако, обращается внимание на то, что изданный Регламент выходит за рамки этой задачи, вводя неоправданные ограничения плавания в проливах, вплоть до полного приостановления здесь судоходства. Между тем в основе правового режима пользования Черноморскими проливами лежит принцип свободы торгового мореплавания и регулируемого (ограниченного) прохода военных кораблей, закрепленный многосторонней Конвенцией, заключенной в Монтре 20 июля 1936 г. Установление Турцией в одностороннем порядке вышеуказанных ограничительных мер, фактически представляющих собой введение разрешительного порядка прохода иностранных судов, находится в явном противоречии с названным международным договором.

Как на основе сопоставительного анализа положений Регламента и Конвенции Монтре вы могли бы обосновать позицию МИД РФ, изложенную в его меморандуме в связи с возникшей проблемой?

Вопросы для самостоятельной работы:


  1. Международный трибунал по морскому праву и международное право.

  2. Правовой статус моряка.

  3. Делимитация международных морских пространств с противолежащими и смежными побережьями.

  4. Международно-правовой статус ИМО.

  5. Международно-правовой статус ИНМАРСАТ

Вопросы для самостоятельной работы:


  1. Международно-правовой статус региональных воздушных организаций: ЕКАК, АФКАК, АСЕКНА, ЛАКАК, КОКЕСНА.

  2. Оказание помощи посредством воздушных судов.

Темы рефератов и докладов:


  1. Международно-правовой статус ИКАО.

  2. Международно-правовой статус воздушного судна и экипажа.

  1. Понятие и становление международного уголовного права. Принципы и источники международного уголовного права.

  2. Международные преступления и преступления международного характера: понятие, классификация, характеристика.

  3. Международные трибуналы.

  4. Международный Уголовный Суд: цели, задачи, порядок формирования и деятельности.

  1. Составьте запрос на выдачу Российской Федерации лица, обвиняемого в совершении одного из особо тяжких преступлений, находящегося сейчас на территории Украины.

  2. Власти иностранного государства обратились к РФ с просьбой допросить свидетеля по уголовному делу, который в настоящее время находится на территории РФ. В ходатайстве об оказании правовой помощи иностранные органы попросили перед началом допроса привести свидетеля к присяге на Библии. Текст присяги на иностранном языке, а также экземпляр Библии были приложены к ходатайству.

  1. Россия получила запрос из Узбекистана о выдаче гражданина А. Он обвинялся властями Узбекистана в совершении трех краж. В настоящее время гражданин А. отбывает наказание в исправительном учреждении в РФ за совершение других преступлений.

  1. Гражданин Азербайджана Е. был взят под стражу в 2005г., поскольку в отношении его в РФ находится запрос на выдачу его Азербайджану за дезертирство, совершенное в 1993 г. В течение 6 месяцев гражданин Е. находился под стражей, однако власти Азербайджана не прислали подтверждения своего запроса, и он был освобожден. Спустя еще полгода гражданин Е. снова был арестован на том же основании.

  1. На территории РФ находится гражданин К., разыскиваемый Международным уголовным судом по обвинению в совершении международных преступлений на территории Боснии во время вооруженного конфликта (убийство мирных жителей, геноцид). На арест К. был выдан ордер Прокурором МУС. К. обратился к РФ с просьбой предоставить ему политическое убежище. Прокурор и Председатель МУС при поддержке западноевропейских государств попросили РФ оказать содействие международному правосудию и передать К. для преследования МУС.

  1. Гражданин России И. совершал кражи на территории РФ, Украины и Беларуси. Властями Украины он был задержан на месте преступления. РФ и Беларусь обратились к властям Украины с запросами на выдачу И. Запрос РФ пришел 15 июня 2006 г., а запрос Беларуси 18 июня 2006 г.

Вопросы для самостоятельной работы:


  1. Международная уголовная ответственность физических лиц.

  2. Судопроизводство Международного уголовного суда .

  3. Выдача обвиняемых и осужденных.

  4. Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии: компетенция, источники права, основные принципы деятельности.

Темы рефератов и докладов:


  1. Институт выдачи преступников (экстрадиции) в современном международном праве.

  2. Деятельность международных уголовных трибуналов.

  3. Противодействие транснациональной организованной преступности в России: состояние и проблемы.

1. Понятие, принципы и источники международного космического права. Субъекты международного космического права.

2.Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел.

3. Международно-правовой режим космических объектов и правовое положение космонавтов.

4. Международно-правовая ответственность государств за ущерб, причиненный в результате деятельности в космосе. Основания международно-правовой ответственности.

Задания:

2. Государство А. запустило искусственный спутник, однако до орбиты он не долетел, рассыпавшись над открытым морем. В результате аварии один из обломков упал на пассажирский самолет, в результате чего он потерпел крушение. Жертвами катастрофы были признаны 50 человек, являющиеся гражданами государства А. и Н. Воздушное судно принадлежало государству А.

Решите дело в соответствии с нормами международного права.

Вопросы для самостоятельной работы:


  1. Неправительственная космическая деятельность.

  2. Международно-правовой статус международных неправительственных организаций КОСПАР и МАФ.

  3. Международно-правовой статус ЕКА.

  4. Международно-правовой статус ИНТЕЛСАТ.

Темы рефератов и докладов:


  1. Правовое регулирование деятельности на Луне и других небесных телах.

  2. Ограничения военной деятельности в космосе.

1. Понятие, принципы, источники международного экономического права. Субъекты международного экономического права.

2. Международные организации в области международного экономического сотрудничества.

3. Экономическое сотрудничество в рамках Европейского Союза. ЕС и Российская Федерация.


  1. Сформулируйте содержание принципа наибольшего благоприятствования. Как он соотносится с принципами общего международного права?

  2. Приведите примеры региональных международных экономических организаций.

  3. На постсоветском пространстве образовано несколько международных экономических организаций, ставящих своей целью создание общего рынка. РФ участвует и в ЕЭП, и в ЕврАзЭС.

- по целям создания и деятельности;

- по принципам деятельности;

- по способам достижения поставленных целей;

- по международным договорам, лежащим в основе создания?

Могут ли ЕЭП и ЕврАзЭС стать участниками ВТО по аналогии с ЕС?


  1. Вступление государства в ВТО предполагает выполнение комплекса мероприятий, важное место в которых отводится приведению национального законодательства в соответствие с требованиями и договорами ВТО. Государства должны полностью пересмотреть свое законодательство в области применения тарифных и нетарифных способов регулирования торговли, таможенных процедур, инвестиционного регулирования, интеллектуальной собственности.

  1. Государство осуществляет поддержку сельского хозяйства на своей территории путем выделения беспроцентных ссуд для закупки техники производителям. Государство желает вступить в ВТО. Одним из условий вступления государства-участники ВТО поставили отмену субсидирования как противоречащего принципам ВТО и международного экономического права.

  1. Президент Венесуэлы Уго Чавес объявил о проведении национализации нефтедобывающей отрасли на территории государства. Все объекты были переданы в собственность государства.

Вопросы для самостоятельной работы:


  1. Международно-правовой статус МБРР.

  2. Международно-правовой статус МВФ.

  1. Экономическое сотрудничество в рамках Содружества Независимых Государств: международные экономические соглашения СНГ, экономические органы СНГ.

  2. Роль ЮНКТАД в развитии международного экономического права?

Почему генералы такие тупые? Потому что их набирают среди полковников. Жан Кокто
ещё >>

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЮРИСТА

Основанием допуска иностранных воздушных судов на тер­риторию определенного государства, т. е. осуществления меж­дународных полетов, является международный договор либо специальное разрешение. Государство устанавливает порядок пересечения иностранными воздушными судами своей грани­цы, регулирует в пределах своего воздушного пространства все воздушные передвижения, осуществляет в отношении иностран­ных воздушных судов и их экипажей административную, уго­ловную юрисдикцию, реализует нормы, регулирующие между­народные полеты.

Чикагской конвенцией 1944 г. установлен наиболее общий круг норм, которые распространяются на международные воз­душные полеты в пределах государственной территории. Это законы и правила: касающиеся допуска иностранных воздуш­ных судов в воздушное пространство государства; касающиеся порядка и условий навигации воздушных судов, осуществляю­щих международные полеты по установленным государством воздушным трассам; связанные с вылетом воздушных судов за пределы территории иностранного государства. Так, согласно Закону о Государственной границе РФ от 1 апреля 1993 г. воз­душные суда пересекают государственную границу по специально выделенным воздушным коридорам пролета с соблюде­нием правил, устанавливаемых Правительством РФ и публи­куемых в документах аэронавигационной информации. Пересе­чение государственной границы вне выделенных воздушных коридоров, кроме случаев ее вынужденного пересечения (вы­нужденный влет), допускается только по разрешению Прави­тельства РФ.

Воздушным судам при следовании от государственной гра­ницы до пунктов пропуска через государственную границу и обратно, а также при транзитном пролете через воздушное про­странство России запрещаются как посадка, так и вылет из аэропортов, не открытых Правительством для международных полетов. Запрещается залет в запретные для полетов районы. В случае вынужденного пересечения государственной границы (несчастный случай, авария, стихийное бедствие) командир воз­душного судна обязан немедленно сообщить об этом админист­рации ближайшего российского аэропорта и в дальнейшем следо­вать ее указаниям или указаниям воздушного судна РФ, при­бывшего для оказания помощи или выяснения обстоятельств случившегося.

Заключение международного договора или выдача специ­ального разрешения, предоставляющего право полета в преде­лах воздушного пространства государства, требует выполнения определенных условий, содержащихся как в международных договорах, так и в национальных законах. К таким условиям, независимо от категории полета, относятся: особый порядок пересечения государственных воздушных границ (пересечение границы в специально выделенных воздушных коридорах под контролем органов управления воздушного движения и на вы­сотах, специально определенных для таких полетов); правила посадки в определенном аэропорту с прохождением таможен­ного и иного контроля; выполнение в аэропортах административных предписаний; осуществление досмотра воздушных су­дов; обязательное наличие на борту воздушного судна необхо­димой документации и т. д.

Таким образом, согласие государства на международные воздушные полеты над его территорией не дает иностранным воздушным судам права на свободу передвижения в пределах этой территории. Правила, установленные государством для влета на его территорию, передвижения в его воздушном про­странстве по специальным трассам, вылета за пределы терри­тории государства, должны строго соблюдаться.

В то же время государства исходят из того, что их полный и исключительный суверенитет над своим воздушным простран­ством не препятствует сотрудничеству для решения согласо­ванных задач.

24 марта 1992 г. Россия, Франция, ФРГ, Великобритания, Украина и другие европейские государства, а также США и Канада подписали Договор по открытому небу.

Режим открытого неба устанавливается для проведения наблюдательных полетов над территорией государств-участни­ков с использованием невооруженных самолетов, зарегистри­рованных соответствующими органами государства-участника и оборудованных предусмотренной аппаратурой наблюдения. Полет осуществляется в соответствии с планом полета, содер­жание которого указывается ИКАО и представляется органам управления воздушным движением с учетом фиксированных аэродромов, где начинается или заканчивается наблюдатель­ный полет. Договором установлены квоты — количество наблю­дательных полетов, установленное для каждого участника со­глашения. Наблюдательные полеты имеют приоритет по отно­шению к любым регулярным воздушным полетам. Данные, по­лученные аппаратурой наблюдения, представляются всем уча­стникам соглашения. Вопросы, связанные с соблюдением поло­жений Договора, рассматриваются Консультативной комиссией по открытому небу, состоящей из представителей каждого го­сударства-участника.

Государствами, образовавшими Содружество Независимых Государств, в конце 1991 г. заключено Соглашение о граждан­ской авиации и об использовании воздушного пространства. Его участники подтвердили полный и исключительный суверени­тет каждого государства над своим воздушным пространством, установили, что разработка правил его использования, контроль за их соблюдением, организация единого управления воздуш­ным движением находятся в сфере совместного ведения и регулирования. Практическую реализацию Соглашения призван осуществить постоянно действующий орган — Межгосударст­венный авиационный комитет.

Основные принципы, касающиеся юрисдикции государств над воздушным пространством и воздушными судами, были сформулированы на Чикагской конференции по международной гражданской авиации 1944 года и закреплены в Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 года. Данный документ вступил в действие в 1947 году и в настоящее время ее участниками является 191 государство мира.

Оба вышеназванных договора регулируют порядок осуществления контроля над невоенными воздушными судами, хотя они не содержат положений, регламентирующих регулярные пассажирские перевозки. Подобные перевозки, в свою очередь, регулируются рядом двусторонних соглашений, включающих единые стандарты обеспечения безопасности международных перевозок, а также правила навигации и контроля за воздушными судами, утвержденные Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

В связи с ростом количества незаконных захватов (угонов) и других действий, наносящих ущерб безопасности международному воздушному транспорту, был заключен ряд договоров, касающихся актов на борту воздушного судна. Основные международно-правовые положения содержится в Гаагской конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года, которая дополняется Монреальской конвенцией ИКАО о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности международной гражданской авиации 1971 года.

Аналогичные положения, касающиеся юрисдикции государств над воздушными судами, содержатся в Монреальской конвенции 1971 года.

Фактически, Гаагская конвенция явилась большим шагом на пути признания воздушного пиратства как преступления универсальной юрисдикции, которая, по крайней мере, для сторон договора, применяется в соответствии с положениями ст. 7.

Нормы, касающиеся юрисдикции над воздушными судами, содержащиеся в Чикагской конвенции 1944 года, образуют достаточно полную систему, но, как всегда, фактическое осуществление юрисдикции во многом зависит как от воли самих государств, так и от прав, предоставленных им в соответствии с международными соглашениями.

Превосходный пример многогранной проблемы, которая может появится в связи с преступлениями, совершаемых на борту воздушных судов, является дело об инциденте над Локерби.

Похожие записи

Государственные воздушные суда – это воздушные суда, принадлежащие и эксплуатируемые государственными органами. Такое достаточно

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) — это специализированное учреждение ООН, основанное с целью обеспечения

Так расследование аварии самолёта производит то государство над чьей территорией она произошла, по процедуре Организации международной гражданской авиации. Представители государства регистрации воздушного судна могут быть наблюдателями.

Все члены экипажа после приземления (момента касания полосы) на территории страны, кроме страны регистрации ВС, считаются лицами, подпадающими под юрисдикцию страны пребывания (приземления). В случае неподчинения требованиям местных властей со стороны экипажа, к ним применяются законы страны пребывания (приземления).

Каждое государство предъявляет собственные требования к приему пилотов и бортпроводников иностранных авиаперевозчиков. В большинстве стран наличия визы при пересечении границы у них не потребуют. Достаточно обладать международным летным свидетельством члена экипажа самолета. Такое свидетельство оформляется в виде пластиковой карты, на нем указываются личные данные владельца и присутствует его фотография.

По этому документу летчик или бортпроводник может находиться на территории иностранного государства на протяжении определенного времени. Например, в странах Евросоюза — 3 дня. В личных целях воспользоваться удостоверением невозможно, поскольку оно действительно только при наличии полетного задания, которое является официальным документом с указанием всех данных рейса.

В то же время в некоторых странах, например, в Соединенных Штатах Америки, от пилотов и бортпроводников требуют оформления стандартной рабочей

"Воздушный кодекс Российской Федерации" РФ Статья 82. Применение паспортных, таможенных и иных правил при выполнении международных полетов воздушных судов

На прибывающие в Российскую Федерацию, убывающие из Российской Федерации и следующие транзитом с посадкой на территории Российской Федерации воздушные суда, их экипажи и пассажиров, а также на имущество, багаж, грузы и почту, ввозимые в Российскую Федерацию и вывозимые из Российской Федерации, распространяется действие паспортных, таможенных и иных правил, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Некоторые политики в Евросоюзе обвинили белорусские власти в нарушении международного законодательства о гражданской авиации. 24 мая официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала инцидент, заявив, что страны Запада "либо должно шокировать все: от принудительных посадок в Австрии самолета президента Боливии по запросу США и на Украине после 11 минут взлета белорусского борта с активистом Антимайдана. Либо не должно шокировать аналогичное поведение других".

ТАСС подготовил хронологию случаев принуждения к посадке самолетов, выполнявших международные авиарейсы, в результате которых были задержаны лица, подозреваемые в противоправных действиях, либо на основании сведений в том, что правонарушители могут находиться на борту.

23 февраля 2010 года истребители Военно-воздушных сил (ВВС) Ирана перехватили над Персидским заливом и принудили к посадке в аэропорту города Бендер-Аббаса на юге Ирана пассажирский самолет Boeing 737 киргизской авиакомпании Kyrgyz Airways, следовавший рейсом 454 из Дубая (ОАЭ) в Бишкек. С самолета был снят следовавший по фальшивому афганскому паспорту Абдулмалек Риги - лидер суннитской террористической организации "Джундалла" ("Солдаты Аллаха" или "Воины Аллаха"), действовавшей на юго-востоке Ирана и подозревавшейся в связях с запрещенной в РФ организаций "Аль-Каида". После ареста Риги киргизскому самолету было разрешено вылететь дальше в Бишкек. Протестов со стороны Киргизии или других стран в связи с инцидентом не последовало. В Иране Абдулмалек Риги был признан судом виновным по обвинению в убийствах, ограблениях и вооруженных нападениях, совершенных "Джундаллой". Он был приговорен к смертной казни и 20 июня 2010 года повешен в тегеранской тюрьме.

2 июля 2013 года пассажирский самолет Dassault Falcon 900 боливийских ВВС, вылетевший из Москвы с президентом Боливии Эво Моралесом на борту, совершил незапланированную посадку в аэропорту Вены (Австрия). Причиной стал отзыв властями Франции, Испании, Италии и Португалии разрешений на пролет президентского самолета через свое воздушное пространство. Решения этих стран были связаны с подозрениями, что на борту самолета мог находиться бывший сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден (ранее он прилетел в Россию из Гонконга; боливийский лидер не исключал, что его страна может рассмотреть возможность предоставления Сноудену политического убежища). По утверждениям австрийских властей, после посадки самолет Моралеса был подвергнут обыску. На борту Сноудена не оказалось. Однако представители Боливии заявили, что досмотра не было, но в самолет заходил президент Австрии Хайнц Фишер для завтрака с Моралесом. 3 июля министр обороны Боливии Рубен Сааведра осудил "оскорбительные действия с угрозой для жизни президента" и обвинил в вынужденной посадке самолета Соединенные Штаты. 4 июля Эво Моралес благополучно вернулся на родину. Позднее Боливия и другие страны Латинской Америки осудили инцидент, расценив его как попытку покушения на жизнь Моралеса при грубом нарушении международных соглашений. В сентябре 2013 года власти Франции, Португалии, Испании и Италии принесли извинения, после чего боливийский лидер назвал инцидент исчерпанным. Эдвард Сноуден 1 августа того же года получил убежище в России.

21 октября 2016 года пассажирский самолет Boeing 737-800 белорусской авиакомпании "Белавиа", выполнявший рейс по маршруту Жуляны (Киев) - Минск, был вынужден вернуться в аэропорт вылета. На борту находились 136 пассажиров и шесть членов экипажа. За 50 км до входа в воздушное пространство Белоруссии командиру корабля поступило указание от диспетчера управления воздушного движения районного центра "Киев" о немедленном возврате в аэропорт вылета без объяснения каких-либо причин. По информации "Белавиа", командиру корабля сообщили, что "в случае невыполнения команды, в воздух будут подняты истребители". Однако в Службе безопасности Украины эту информацию позднее отвергали. После посадки самолета в аэропорту Жуляны с борта воздушного судна правоохранительными органами Украины был снят один из пассажиров - журналист и активист "антимайдана" Армен Мартиросян, проживавший в РФ гражданин Армении. После дозаправки самолет вылетел в Минск и благополучно приземлился в белорусской столице. В тот же день Мартиросян был отпущен украинскими правоохранителями и вылетел в Минск следующим рейсом. Белоруссия выразила протест в связи с действиями Украины по принудительному возврату самолета. Президент Украины Петр Порошенко в телефонном разговоре с лидером Белоруссии Александром Лукашенко извинился за произошедший инцидент.

Конвенция о международной гражданской авиации

Согласно статье 1 Конвенции о международной гражданской авиации (подписана в Чикаго 7 декабря 1944 года), государства - члены Международной организации гражданской авиации (ICAO) обладают полным и исключительным суверенитетом над воздушном пространством над своей территорией. Пункт "б" статьи 3 bis Конвенции устанавливает, что каждое государство имеет право требовать посадки в каком-либо указанном аэропорту гражданского судна "если оно совершает полет над его территорией без разрешения или если имеются разумные основания полагать, что оно используется в каких-либо целях, несовместимых с целями настоящей Конвенции". Вместе с тем, документ предусматривает, что страны-участники обязаны в любом случае обеспечивать безопасность воздушного судна. Порядок действий при поступлении информации о возможной террористической угрозе или прямом перехвате регулируются Правилами полетов (приложение 2 к Чикагской конвенции), а также руководствами авиакомпаний, законодательством отдельных государств и рамочными соглашениями в области борьбы с терроризмом.

Читайте также: