Игровые технологии в детском саду по фгос на музыкальном занятии

Обновлено: 04.07.2024

Оценить 997 0

Коренек Эльвира Ревновна

Цель мастер-класса: Актуализировать представления педагогов о влиянии игровых технологий на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Задачи мастер-класса:

- Представить педагогам вариативность применения игровых технологий в процессе организации музыкально-двигательной деятельности в разных отрезках времени (на занятиях, развлечениях, совместной деятельности в процессе режимных моментов, на прогулке и т.д.)
- Создать условия для практического освоения использования игровых технологий в развитии музыкальных способностей ребёнка и в формировании образного свободного восприятия окружающего мира.

- Создать положительный эмоциональный настрой.

Оборудование : Аудиопроигрыватель, фортепиано, проектор

Ход мастер-класса.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:- Доброе утро!

- Доброе утро! Солнцу и птицам!

- Доброе утро! Улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

Я проведу сегодня мастер-класс. Надеюсь, полезным он станет для вас!

Давайте разберемся! Для чего нужны игровые технологии на музыкальных занятиях? Игра – это естественная для ребёнка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Игра - это развивающая деятельность, это поведение ребенка, обладающего свободой выбора, ищущего и находящего способы действий и, значит, созидающего то, что, раньше не делал. Такая деятельность и есть творчество.

Игра - активное средство воспитания и самовоспитания детей. Игра - источник веселья, бодрости, радости, хорошего самочувствия, моторного настроения..

Игровые технологии необходимы для взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками через игру. А также создание условий для радостного проживания периода детства. В игре дети усваивают навыки выполнения правил и условий, что является моделью восприятия жизни. Особенность игровых технологий заключается в простоте и доступности исполнения, отсутствие механизма оценивания, возможности использования в самых разнообразных формах работы с детьми, а также развитие и развлечение.

1.Коммуникативные игры.

Цель: создать обстановку доверия и эмоционального комфорта.

Добрый день, глазки! –Здравствуйте!

Добрый день ушки

Добрый день, ручки! Добрый день, ножки!

Добрый день, люди! - Здравствуйте!

Цель: развивать групповую сплоченность. Способствовать принятию каждого ребенка в коллектив.

Все на ножки становитесь и в кружочек соберитесь.

Вместе ручками помашем, вместе мы споем и спляшем.

Все мы Даше очень рады, нам похлопать громко надо. На первую часть музыки ребенок выходит в центр круга и кружится на месте. На вторую часть – двигается на носочках по кругу. Дети, стоящие в кругу хлопают в ладоши.

цель: способствовать снижению тревожности при общении.

Топают все ножки у сороконожки.

Ножка, ножка попляши, свое имя назови. По окончании музыки первый ребенок выставляет ножку и называет свое имя. Игра продолжается.

Цель: формировать положительное отношение к себе самому и к сверстникам.

Соседей можно потолкать, потолкать, потолкать. (2р)
Соседей можно щекотать, щекотать, щекотать. (2р)
Соседям можно пошептать, пошептать, пошептать. (2р)
Соседей можно обнимать, обнимать, обнимать. (2р)
Соседей можно щекотать, щекотать, щекотать. (2р)

2. Интерактивные игры.

Цель: развивать умение слушать музыку, реагировать на смену музыки, учить бережному взаимодействию друг с другом.

3. Сюжетно-ролевые игры:

Цель: развивать творческие способности, умение ориентироваться в пространстве.

Дети становятся в круг. В центре круга Паучок. Дети идут по кругу и подпевают и изображают жестами, движениями сороконожку и паучка.

1.Шла сороконожка по лесной дорожке

Заболели ножки у сороконожки.

Ой, ой, ой-ой-ой, как же я пойду домой?

Ой, ой, ой-ой-ой, как же я пойду домой?

2.Сделал босоножки паук сороконожке.

Сорок босоножек для любимых ножек.

Ой, ой, ой-ой-ой, с кем же мне дойти домой?

Ой, ой, ой-ой-ой, с кем же мне дойти домой?

3.Уважаемый паук, пойдёмте со мной,

Пойдёмте со мной ко мне домой.

Ой, ой, ой-ой-ой, с пауком пойду домой!

Ой, ой, ой-ой-ой, с пауком пойду домой! Паучок и Сороконожка идут по кругу, выставляя носочек. Дети в кругу хлопают в ладоши.

Таким образом, в процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности.

1.Шуть Н.Н. Секреты эффективных игр для развития ребенка.

2.Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкального руководителя, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр.

Игра – основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все они – особенные.

Если в любой другой, не игровой, деятельности важна прежде всего цель, результат, то в игре важен в основном процесс, так как видимой цели игра как бы не имеет. Именно интерес к самому процессу игры является той движущей силой, которая позволяет игре длиться.

Любая деятельность может происходить как самодеятельность. Игра же всегда самодеятельность. Трудиться, например, можно и с радостными чувствами, и с неприязнью. Игра без получения удовольствия невозможна. Игра всегда радостна для играющих. Если в игре возникают отрицательные эмоции, то она прекращается, разваливается.

Обратимся к игре как к педагогической категории. Так как игра занимает огромное место в развитии, то она давно используется как педагогическое средство. Какие же задачи может помочь реализовать педагогу игровая деятельность? Прежде всего, это установление контакта с ребёнком. Говоря о таком способе установления контакта, педагоги называют его контактом содружества, сотворчества, лучшим способом вступить в доверительские, дружеские отношения с ребёнком.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:
• дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
• учебная деятельность подчиняется правилам игры;
• учебный материал используется в качестве ее средства;
• в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
• успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:
• обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
• познавательные, воспитательные, развивающие;
• репродуктивные, продуктивные, творческие;
• коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Функции игры
• Обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие.
• Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.
• Коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения.
• Релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.
• Психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.
• Функция самовыражения – стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.
• Компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

Методика организации дидактических игр
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:
• отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
• установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
• подготовка необходимого дид. материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки и др.);
• подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает:
• ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
• объяснение хода и правил игры. При этом педагог обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;
• показ игровых действий, в процессе которого педагог учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
• определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия педагога в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
• подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня.

Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

Педагогическая ценность дидактических игр
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности.
Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний
Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

Внедрение игровых технологий в практику
Музыкально-дидактические пособия и игры могут применяться во всех видах музыкальной деятельности детей.
На музыкальных в ДОУ занятиях используются самые разнообразные типы дидактических игр, в том числе сюжетно-ролевые, подвижные, настольные. Каждая игра имеет свою задачу, направленную на восприятие различных свойств звука: для развития звуковысотного и тембрового слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и мышления, детского творчества.

Достоинство игровых технологий обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, помогают концентрировать внимание на образовательной задаче, которая становится не навязанной извне, а самостоятельной желанной целью. Решение образовательной задачи сопряжено с минимальными волевыми усилиями. Как показывает опыт, в игровой ситуации дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Онлайн-книги

Данная разработка представляет собой обобщение опыта работы по использованию игровых технологий на музыкальных занятиях в разделе слушание. Слушание - особый вид музыкальной деятельности. Оно оказывает влияние на развитие умственных способностей детей, развивает эмоциональную сферу детей, способствует развитию музыкальных способностей детей, благотворно влияет на развитие творческих способностей детей. Поэтому тема эта остается актуальной и в настоящее время.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 13900 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Нижегородская область, г. Дзержинск

Использование игровых технологий на музыкальных

занятиях в разделе слушание музыки.

/ из опыта работы /

Музыкальный руководитель

Бахарева Ольга Николаевна

высшая квалификационной категория

Ребенок дошкольного возраста с удовольствием познает мир. Маленькие дети,

словно губки, впитывают все то, что мы, взрослые, в состоянии им дать. Поэтому

основная задача для взрослых, предоставить детям все, к чему стремится детская

душа, открыть им мир, познакомив с самым прекрасным, что создано – с искусством.

Музыкальное воспитание дошкольников – основа художественно - эстетического

воспитания маленькой личности. Выдающийся педагог, психолог В.А.Сухомлинский

писал: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством

привлечения к добру, красоте, человечности … Как гимнастика выпрямляет тело,

Основной формой музыкального воспитания детей в детском саду является

музыкальное занятие, на котором должны быть представлены различные виды

музыкальной деятельности. Один из них – слушание. Учиться слушать музыку дети

должны в любом виде музыкальной деятельности: во время пения, при игре на

детских музыкальных инструментах, во время исполнения движений в танце, играя

в музыкальную игру. Но самой активной, пробуждающей мысли и чувства,

формой общения ребенка с музыкой являются моменты, когда он выступает в

роли слушателя. Именно в эти минуты от него требуется наибольшее внимание,

сосредоточенность и напряженность душевных сил. Поэтому в работе с

дошкольниками восприятие музыки является объединяющим все виды

В своей работе музыкальный руководитель должен опираться на требования ФГОС

ДО. Одно из них: «В процессе занятий с детьми создавать обстановку эмоционального

обстановку помогает игра. Игра – главная деятельность ребенка во все времена. Она

важна и необходима независимо от результата. Замечательный педагог А.С.Макаренко

утверждал, что: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение,

как у взрослого имеет деятельность, работа …Поэтому воспитание у детей происходит

возрасте. В ней наиболее интенсивно формируются психические и личностные качества

Игровые моменты помогают в реализации цели :

Воспитывать в детях любовь и интерес к музыке.

И помогают в решении основных задач музыкального воспитания детей .

Обогащать впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями..

Накопление опыта восприятия музыкальных произведений с целью осмысления эмоционально-образного содержания.

Развитие музыкальных способностей детей.

Развитие творческих способностей детей.

Воспитывать доброжелательное, внимательное отношение друг к другу.

Для реализации цели и задач можно использовать различные игровые приемы.

Игровые приемы – это система последовательных взаимосвязанных приемов

деятельности педагога и детей, направленных на достижение определенных задач и

навыков. Это способ организации активной познавательной деятельности, в которой с

с легкостью и интересом приобретаются творческие умения, закрепляются

первоначальные навыки, усваиваются новые понятия, осуществляется умственное,

эмоциональное, нравственное развитие личности.

Игровые приемы:

Дидактические игры используются как средство обучения и воспитания.

Дидактические игры направлены, прежде всего, на умственное развитие ребенка.

Важное значение дидактических игр состоит в том, что они развивают

самостоятельность и активность мышления у детей.

Подвижные игры – самые любимые для детей. Они рано входят в жизнь ребенка,

так как растущий организм постоянно требует активных движений. Важной спецификой

подвижных игр является то, что их использование дает не только физическое, но и

эмоциональное удовлетворение. Эти игры создают большие возможности для

проявления инициативы и творчества детей.

Ролевые игры на музыкальном занятии – это, во-первых, подготовка ребенка к жизни

в обществе, а, во-вторых, развитие творческих способностей детей. Ведь разыгрывая

под музыку какие-то заданные ситуации, ребенок фантазирует, изображая их.

Каждому возрасту ребенка соответствуют свои игровые приемы.

К трем годам ребенок еще мало что знает и умеет. Для детей важны пособия-

прятки. Все используемые ролевые игры – это изображение движений животных, птиц

под соответствующую музыку. Из дидактических игр можно, например, использовать

Список дидактических игр.

Дидактические

Группа раннего дошкольного возраста.

Привлекать детей к совместной

В младшей группе дошкольного возраста ролевая игра становится основным видом

деятельности ребенка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся

ненужными, т.к. детская фантазия способна представить их. Например, в игре «Птички

В этом возрасте игры – догонялки с различными персонажами, остаются

любимыми для детей. Из дидактических игр наиболее часто используют, как более

определяют кто поет: мама-птичка или птенчики.

Список дидактических игр.

Младшая группа дошкольного возраста.

(звуки через октаву)

движения игр в соответствии с музыкой.

На развитие тембра.

В средней группе дети начинают знакомиться с различными жанрами в музыке:

можно использовать её как подвижную игру: играет музыка, а дети, выполняют

соответствующие ей движения: вальса, русской пляски или просто маршируют. Для

определения характера музыки можно использовать дидактическую игру – «Солнышко

характеру пьесы (солнышко-весело, тучка- грустно)

Список дидактических игр.

Средняя группа дошкольного возраста.

игр в соответствии

задания: идут солдаты, дети;

(вместе со взрослыми)

В средней группе усложняются подвижные игры – они начинают выполняться по

этом возрасте детям предлагаются первые творческие задания, например, вместе со

взрослыми придумать свой вальс на основе ранее показанных движений вальса. А

выполняемые в младших группах под музыку движения животных, птиц пригодятся

для инсценировок, которые появляются в средней группе.

Для детей старшей группы используются игровые приемы с более сложными

заданиями, связанными с мыслительной деятельностью детей. Преимущество отдается

ролевым играм. В них, кроме изображения персонажа музыкального произведения

(например, Бабы Яги, деревянных солдатиков), дети должны выполнить действия

героев в соответствии с музыкой. Часто ролевые игры связаны с подвижными

(например, при изображении Бабы Яги). В старшей группе появляется много

творческих заданий: сочинить под соответствующую музыку вальс, польку. Если будет

альбом, можно сочинить свою песенку на слова «Бом, бом, бом, бом, открывается

В старшем дошкольном возрасте на занятиях используется дидактическая игра

выкладывают количество частей музыкального произведения, учитывая повторения,

если они есть. Эту же игру можно использовать и для детей подготовительной

группы, лишь увеличивается количество частей в музыкальном произведении. Еще одна

дидактическая игра, используемая в подготовительной группе называется

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ. Материал будет полезен как музыкальному работнику, так и педагогу дополнительного образования. Использовать можно в старшей и в подготовительной к школе группе. Музыкально-дидактические игры – важное как средство развития музыкальных способностей дошкольников. Я всегда использовала их в своей практике и сочла нужным систематизировать их применения.

Путешествие в Африку


Путешествие в Африку Я работаю в детском саду воспитателем по изобразительной деятельности. Иногда приходится заменять отсутствующих воспитателей и проводить занятия по.

Использование песочных технологий в психолого-педагогическом сопровождении детей дошкольного возраста

Формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств детей дошкольного…

Формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств детей дошкольного возраста Современный ребенок, рожденный в эпоху урбанизации не отличается отменным здоровьем.

Календарно-тематическое планирование на июнь месяц во второй младшей группе

Календарно-тематическое планирование на июнь месяц во второй младшей группе

Комментарии

В блогах

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 31.01 по 04.02.2022г.) Тема: Профессии

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста по теме "Вместе веселее"

Цель: развитие познавательной и эмоциональной сферы детей. Задачи: Образовательные: закреплять умения детей в игре на музыкальном инструменте; упражнять в умении выкладывать силуэт животного из геометрических фигур; упражнять детей в счёте от 1 до 7; формировать у детей умения и навыки правильного.

Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков

Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки.

Читайте также: