Гейм технологии в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Более 15 лет работы сайта "Мой детсад". Авторы – профессиональные учителя со всего СНГ. Более 2 000 уникальных методик для детского сада и школы. Суммарно сайт оценило около 100 000 воспитателей. В итоге более 1 млн. счастливых детей.

Консультация для воспитателей

Эффективное решение задач развития дошкольника, осуществление преемственности дошкольного и начального школьного образования, невозможно без анализа и изучения возможностей использования классических и нетрадиционных образовательных технологий. Как отмечено в Законе об образовании РФ, дошкольное образование, становясь первым уровнем общего образования, реализует образовательную программу с использованием различных образовательных технологий.

В контексте внедрения личностно-ориентированной модели построения педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях вопросы взаимодействия всех его участников являются актуальными. Поэтому экспериментальная и инновационная деятельность по изучению, разработке и применению технологий в педагогическом процессе становится одним из приоритетных направлений в области отечественной системы образования.

Одна из основных целей, выделенная во ФГОС ДО, заключается в создании благоприятных условий для социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития ребенка дошкольного возраста. Это возможно при реализации значимых принципов организации педагогического процесса: гуманизации, индивидуализации, непрерывности, вариативности содержания и форм образовательной деятельности и др., создании образовательной среды.

Известно, что образовательная среда – комплексное, интегральное понятие, включающее компоненты развивающей среды и процесс взаимодействия всех участников педагогического процесса. Поэтому технологии организации образовательного процесса направлены на работу сразу в нескольких направлениях: с педагогами, детьми, родителями, создание комфортной для всех участников образовательного процесса обстановки.

Анализ представленных выше определений позволил выделить ряд значимых характеристик в определении понятия технология – это основа мастерства профессионала и осознанная последовательность решения планируемых социальных или производственных задач.

Сравним феномен педагогических и образовательных технологий с точки зрения общепедагогических подходов. Как отмечает В.А. Сластенин, среди известных отечественных дидактов нет согласованности во взглядах на эти понятия. Для иллюстрации приведем несколько определений.

Анализ данных понятий позволил сделать ряд выводов: во-первых, педагогическая и образовательная технология чаще всего согласуется с процессом конструирования или осуществления обучения, во-вторых, эти понятия предполагают выбор оптимальной модели в конкретных условиях и в соответствии с решаемыми задачами.

В дошкольных образовательных организациях используются разнообразные технологии в работе с детьми: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, проблемного обучения, информационно-компьютерная, лего-технология и др. Каждая из перечисленных технологий имеет свои особенности по направленности решаемых задач и используемым средствам.

Преимущество игровых технологий состоит в огромных возможностях их использования не только для организации непосредственной образовательной деятельности, но и партнерского взаимодействия с педагогом и самостоятельной деятельности ребенка. Они помогают в проявлении самостоятельности и творческой активности дошкольника, что позволяет ребенку успешно занимать субъектную позицию, вызывает уверенность в себе и помогает максимально использовать индивидуальные потенциальные возможности ребенка. Кроме того, игровые технологии традиционно и эффективно используются в работе с педагогами и родителями воспитанников для повышения педагогической рефлексии и развития готовности к пониманию ребенка.

Специфика игровых технологий заключена в самом названии. При этом используемые средства в реализации поставленных целей образовательного процесса связаны, прежде всего, с применением разных видов игр, которые могут сопровождаться разнообразными эмоциональными переживаниями детей дошкольного возраста, созданием предметно-игровой среды.

К игровым технологиям относятся: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые сюрпризные моменты, игровое упражнение, элементы театрализованной игры при организации непосредственной образовательной деятельности, игровое моделирование и экспериментирование и др.

Таким образом, разные виды игр могут использоваться как в индивидуальной работе с малышом, так и для дифференцированной с целью объединения детей общими положительными эмоциональными переживаниями от совместных действий.

Решая задачи познавательного развития, педагог может использовать игровые упражнения с развивающими игрушками, дидактические игры для сенсорного и речевого развития. Игровое экспериментирование с предметами неживой природы позволяют детям этого возраста, узнать и запомнить знания, полученные в ходе этой интересной деятельности. Включаясь в совместную деятельность с педагогом, малыш расширяет личный опыт в самостоятельной деятельности и начинает видеть новые возможности для ситуативно-делового общения с педагогом и детьми группы. Организация непосредственной образовательной деятельности детей младшего дошкольного возраста в силу их особенностей, часто проходит в игровой форме (приход любимого литературного персонажа, исчезновение предмета, ролевое общение, изменение обстановки в группе, выполнение игровых упражнений и др.), что повышает интерес ребенка к происходящему.

Несмотря на незначительный опыт детей этого возраста, можно привлечь малышей к внесению изменений в группе, организации уголка, где представлены предметы, принесенные из дома (семейные альбомы, поделки, сделанные вместе с родителями, любимые игрушки). Кроме того, результаты продуктивных видов деятельности, можно эпизодически использовать в создании и дополнении предметно-игровой среды.

Для установления доверительных отношений ребенка с педагогом и повышения интереса у детей к играм-занятиям возможно использовать эмоциональное общение с педагогом, в котором значительное место принадлежит совместным игровым действиям с использованием небольших и доступных по содержанию стихотворений. Например,

Я надул упругий шарик!

Укусил его комарик!

– Не беда. Новый шар надую я!

В работе с детьми пятого года жизни, в связи с появлением интереса к событиям социальной действительности, возникновением противоречивых проявлений в общении с детьми (с одной стороны, стремление к совместной деятельности, а с другой, потребность в самоутверждении), ростом самостоятельности в режимных процессах, можно значительно расширить возможности использования игровых технологий. В частности, в непосредственной и партнерской образовательной деятельности можно организовывать сюжетные игры, отражающие процессы взаимодействия людей и разнообразные по характеру отношения; игры-имитации, игры-этюды, а также игры-загадки, отражающие эмоциональные состояния людей и животных.

Таким образом, приведенные выше примеры демонстрируют расширение возможностей использования игровых технологий в работе с детьми среднего дошкольного возраста и их родителями.

Дети старшего дошкольного возраста продолжают проявлять интерес к социальной действительности, происходит дальнейшее развитие познавательно-исследовательской деятельности. Исследователи в области психологии и педагогики отмечают возникновение у детей 6-7 года жизни навыков самоконтроля, умение объективно оценить возможности окружающих и собственные. Взаимоотношения с взрослыми и сверстниками становятся более избирательными, устойчивыми и осознанными, растет интерес к совместным играм с правилами. Поэтому изменяется направленность игровых технологий, растет уровень самостоятельности детей в различных играх. С детьми этого возраста можно использовать совместные проекты детей и родителей, игры-путешествия в прошлое предметов, игры с элементами соревнования, игры-эстафеты; игры-превращения и игры-имитации, игры-фантазирования, театрализованные игры по авторским сказкам детей и творческие мастерские, которые могут создаваться в группе на базе временных мини-музеев или музеев в детском саду.

Анализ психолого-педагогических исследований и обобщение результатов практики позволили сделать вывод о том, что с помощью игровых технологий возможно решать многие задачи по развитию и воспитанию детей дошкольного возраста и организации позитивного взаимодействия родителей и педагогов. Многие вопросы еще нуждаются в дальнейшем изучении и осмыслении.

Возраст детей, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетенция называется дошкольным. Он является уникальным и решающим в начале ступени развития ребенка. Обучение в игровой форме должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.

Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это понятие отличается от игр тем, что они имеют четко поставленную цель и соответствующий ей педагогический результат. Игровая педагогическая технология включает в себя различные методы и приемы организации педагогического процесса в форме игр. Результат игр обоснован, наблюдается в явном виде и характеризуется определенной воспитательной направленностью.

Целью игровой технологии - является создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Игры в основном, являются собственной инициативой детей, поэтому педагог при организации игровой деятельности должен руководствоваться следующими требованиями:

- выбор игры. Должен выступать как средство удовлетворения интересов и потребностей детей. Обычно выбор игры зависит от воспитательных задач, которые требуют своего логического разрешения. То есть дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей - происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые;

- предложение игры. Создаётся игровая проблема. Для ее решения детям предлагаются разные игровые задачи, такие как техника действий и правила;

- объяснение игры. Педагог кратко и чётко объясняет правила и технику действий игры, но только после возникновения интереса детей к игре;

- игровое оборудование. Должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;

- организация игрового коллектива. Игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно;

- развитие игровой ситуации. Характеризуется принципами: отсутствием принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличием игровой динамики; поддержанием игровой атмосферы; взаимосвязью игровой и неигровой деятельности;

- окончание игры. Результат игровой деятельности детей должен быть проанализирован и нацелен на применение в реальной жизни.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.

Виды педагогических игр могут быть очень разнообразны. Они подразделяются:

  1. По виду деятельности - двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.
  2. По характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
  3. По характеру игровой методики - игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
  4. По содержанию - музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
  5. По игровому оборудованию - настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

Компонент игровой технологии – это непосредственное взаимодействие и общение педагога и детей, который носит непосредственный и систематический характер. Компонент игровой технологии:

- повышает познавательный интерес;

- вызывает эмоциональный подъём;

- способствует творческому развитию ребенка;

- максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

- дает возможность педагогу изменять стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач, в зависимости от уровня освоения материала.

Игровая технология организуется как целостное образование, которое охватывает некоторую часть учебного процесса, а также объединяет общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  • группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Задачей каждого воспитателя является составление игровых технологий из отдельных игр и элементов. В последнее десятилетие, в связи с развитием мирового сообщества, приоритетом в центре системы образования и воспитания стала человеческая личность. Главным компонентом формирования человеческой личности становиться педагог, который одновременно является и носителем общечеловеческих ценностей и созидателем творческой личности. Постоянные колебания и перемены общества определяют сложность для педагога и ставят его перед необходимостью ценностного самоопределения, требуют от него реализации демократических и гуманистических принципов в педагогической деятельности. Другими словами, основой деятельности педагога является определение и использование своего личностного творческого потенциала , что является системообразующим фактором авторской педагогической системы, восхождением от отдельных педагогических функций (действий, ситуаций) к их системе, от стандартных технологий к креативным, личностно – ориентированным, в основу которых должен быть положен диалогический подход, педагогический тренинг, сюжетно – ролевые игры, анализ педагогической ситуации, создание “ситуации успеха”, сотворчество в проведении и подготовке творческих комплективных воспитательных дел.

Если педагог использует новейшие педагогические технологии, какими качествами он должен обладать? На сегодняшний день приоритетными и востребованными качествами педагога становятся такие личностные качества (имидж), как искусство общения, открытость, искренность, доброжелательность, эрудиция, кругозор, артистизм, обаяние, эмпатия, импровизация, фантазия, рефлексия, умение вовремя обнаружить “новообразования”, перемены во взаимоотношениях детей, их настроениях, реакциях. Так, игровые технологии помогают раскрепоститься детям и проявить уверенность в себе, при этом способствуют легкому усвоению материала любой сложности, путем приближения игровой ситуации к реальным условиям жизни.

Гост

ГОСТ

Роль игровых технологий в образовательном процессе ДОУ

Игровые технологии – это совокупность разнообразных приемов и форм обучения, в основу которых положен игровой процесс.

Игровые технологии хороши тем, что они, являясь развлекательной формой деятельности, при грамотном руководстве становятся средством обучения, способом развития творчества, терапевтическим средством и способом социального становления и развития подрастающего поколения.

Рисунок 1. Игровые технологии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Игровые технологии находят активное применение в образовательном процессе в ДОУ, на всех его этапах. В каждой возрастной группе применяются разнообразные варианты игр, ориентированные на решение задач, присущих данной возрастной группе и общее развитие детей.

Игровые технологии применяются в образовательном процессе в ДОУ по следующим направлениям:

  1. Изучение новой темы учебного занятия, знакомство с новым содержанием материала, новой деятельностью.
  2. На отдельном этапе учебного занятия в качестве заполнения его содержания увлекательной деятельностью, с целью повышения мотивации к познанию и развитию.
  3. В качестве части образовательной программы или воспитательного процесса.

Значение игровых технологий, применяемых на любом этапе обучения, в любой деятельности, на разных этапах учебного занятия, сводится к следующему:

  1. Активизация работы дошкольников;
  2. Развитие познавательной заинтересованности;
  3. Активное воздействие на эмоциональную сферу воспитанников и формирование эмоционального отклика на тот или иной вид деятельности;
  4. Развитие творческого потенциала личности;
  5. Концентрация временных ресурсов, отводимых на реализацию каждого отдельного занятия, посредством наличия правил игр и четкой формулировки ее условий;
  6. Вариация стратегии и тактики игровых действий, посредством постановки разных игровых задач, их усложнения и упрощения по мере усвоения учебного материала, развития творческих направлений деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Игровые технологии охватывают конкретную сферу образовательного процесса, часть образовательной деятельности, объединенную общим содержанием, сюжетной линией, персонажами. Игровые действия выступают в форме упражнений, направленных на формирование знаний и навыков деятельности, носящих общий развивающий характер.

Рисунок 2. Отличие игровой технологии от игры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Этапы применения игровых технологий в образовательном процессе в ДОУ

Игровые технологии внедряются в образовательный процесс ДОУ поэтапно. Деятельность дошкольников выстраивается на основании творческого использования игры и игровых действий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и удовлетворение потребностей и интересов дошкольников соответствующей возрастного этапа развития.

Любая игровая технология проходит следующие этапы введения в образовательный процесс ДОУ:

  1. Этап разработки игры. Он включает в себя определение темы игры, ее целевого назначения т.е. какие образовательные задачи должны быть решены в ходе игрового действия, и подготовку необходимых материалов, ресурсов для ее реализации.
  2. Этап знакомства с игрой. Он связан с подготовкой детей к игре, посредством распределения ролей, усвоения правил (при их наличии), ознакомление с целевым назначением игры.
  3. Этап реализации игрового действия. Он связан с выполнением конкретных заданий в игровой форме. Образовательная деятельность становится подчинена игре и ее правилам.
  4. Этап подведения итогов. На нем анализируется ход игрового процесса и оцениваются его итоги, т.е. определяется, удалось ли достичь поставленных целей, решить конкретные образовательные задачи.

Каждая игровая технология имеет свои особенности применения в образовательном процессе в ДОУ. Все зависит от конкретных образовательных целей и задач, на решение которых ориентирована игровая технология.

Применение игровых технологий в образовательном процессе в ДОУ по направлениям развития дошкольников

Применение игровых технологий в ДОУ может быть ориентировано на социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие подрастающего поколения. По каждому направлению развития применение игровых технологий сопряжено с рядом особенностей. Рассмотрим их:

Марафон пройдёт с 7 по 11 сентября 2021 г. Материалы и задания будут выкладываться ежедневно.

Марафон представляет из себя обучающие видео и практические задания. После выполнения ежедневного задания, Вам необходимо заполнить форму отчёта (доступны в каждом домашнем задании) и, спустя сутки, скачать свой электронный сертификат (кнопка с сертификатами находится ниже).
Как проходить марафон: Видео

В программе:
1 день: Психокоррекция в играх
2 день: Интерактивные игры
3 день: ТРИЗ-игры
4 день: Подборки игр по темам
5 день: Музыкальные игры

Читайте также: