Это растение похоже на накипь или корочку растет на валунах и скалах
Добавил пользователь Евгений Кузнецов Обновлено: 18.09.2024
Путешествуя по природным зонам, мы с вами увидели и услышали много интересного о природе, о растительном и животном мире нашей страны, сегодня подведем итог.
Начинается наше занятие.
Будет, думаю, оно увлекательным.
По природе родной будем шагать
Наблюдать, анализировать, рассуждать.
Урок начинаем с проверки домашней работы.
Оценить 35 0
Планируемые результаты:
Предметные: знать природные зоны России, их особенности климата; уметь показывать на карте; знать животный и растительный мир каждой прир зоны
Метапредметные:
Р - осуществляют оценку своего участия в совместной групповой деятельности.
К - владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками.
Л - имеют целостную картину окружающего мира в его многообразии и взаимосвязях
Организационный момент.
- На протяжении нескольких уроков, о чем мы с вами вели разговор? (о прир. зонах)
С- 1 -сегодня мы продолжим разговор по данной теме.
Путешествуя по природным зонам, мы с вами увидели и услышали много интересного о природе, о растительном и животном мире нашей страны, сегодня подведем итог.
Сформулируйте тему урока….
Тема ? ( Путешествие по природным зонам)
- Какую цель поставим перед собой?
Систематизировать знания, умения и навыки учащихся о животном и растительном мире природных зон
Развивать познавательный интерес и творческую активность
Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения
Нашу работу на уроке я предлагаю организовать таким образом:
сначала мы проверим д/з,
а затем отправимся в путешествие по природным зонам.
Итак, сегодня у нас обобщающий урок по теме “Природные зоны России”.
Начинается наше занятие.
Будет, думаю, оно увлекательным.
По природе родной будем шагать
Наблюдать, анализировать, рассуждать.
ПРОВЕРИМ СЕБЯ и оценим свои достижения
1.Используя физическую карту России, определите, в каком ряду равнины перечислены в порядке их следования с запада на восток.
Среднесибирское плоскогорье, Западно-Сибирская равнина, Восточно-Европейская равнина
Б) Западно-Сибирская равнина, Восточно-Европейская равнина, Среднесибирское плоскогорье
Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье
2.Почему происходит смена природных зон в нашей стране? Отметьте верное объяснение.
А) В северных районах солнечные лучи падают’ на Землю наклонно и слабо нагревают её. Чем южнее, тем более отвесно падают на Землю солнечные лучи, тем сильнее они нагревают земную поверхность. Это и приводит к смене природных зон.
Б) Северные районы нашей страны расположены ближе к Северному Ледовитому океану, а южные — дальше от него. Это и приводит к смене природных зон
3.Найдите и исправьте ошибки в тексте
Только одна большая река — Енисей — несет свои воды в Каспийское море. На территории страны восемь природных зон. Самая северная — субтропики, самая большая — зона степей, холодная пустыня и жаркая тундра.
(Волга, 6 зон, арктическая, лесная, жаркая, холодная)
IV Актуализация знаний учащихся
не говорить всем сразу;
всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);
реагировать жестами или знаками на каждую реплику говорящего (согласен, не согласен, не понял);
- Почему на планете Земля существуют различные природные зоны? (Наша Земля имеет форму шара, поэтому нагревается солнцем в разных местах по-разному)
– Сколько природных зон находится в России? Назовите их.
– Покажите их на карте
V . Осн часть (обощение знаний учащихся)
Путешествие по природным зонам.
Я предлагаю вам вспомнить природную зону, узнав её по описанию. Ученик читает описание, на обсуждение 1 мин. Можно совещаться и дать ответ (пары)
- Это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. Солнце здесь светит, но не греет. А полярной ночью темноту освещают только луна, звезды и Северное сияние. Температура опускается до -60 градусов. Кругом только льды и снега. (Арктика)
- Здесь зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень прохладное и короткое. Круглый год дуют сильные ветра, а зимой свирепствует пурга. По снегу можно ходить, не проваливаясь. А под снегом – замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-15 сантиметров. (Тундра)
- Эта зона находится южнее тундры. Природные условия более мягкие. Ярко выражены все 4 времени года. Богат растительный и животный мир. Эта природная зона – самая большая в России. (Лесная зона)
- Эта зона тянется вдоль юго-западной границы России. Лето продолжительное, стоит сухая и солнечная погода. Средняя температура +22-23 градуса, местами до 40 градусов жары. Ливни. Зима короткая, но с морозами до -20-30 градусов. (Степи)
- Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны - Кавказские горы, а с другой Черное море. (Черноморское побережье Кавказа)
- Расселите животных по природным зонам, соединив стрелкой названия животных и зон обитания. (Ответ. Арктика - кит, тюлень, тупик; субтропики — богомол, косуля, дельфин; тундра — лемминг, северный олень; степи — кобылка, суслик; зона лесов — рысь, глухарь; пустыни — корсак, ушастый еж, скарабей.)
- Узнайте растение по описанию, запишите название.
• Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и скалах. (Лишайник.)
• У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластинки, а плодами любят лакомиться кабаны, белки, мыши. (Дуб.)
• Высокое растение, достигает 35 м в высоту, долгожитель — живет до тысячи лет. Листовые пластинки продолговатые, с зубчиками. Плоды человек употребляет в пищу. (Каштан.)
• Это растение за год вырастает на толщину спички, похоже на миниатюрный кустарник, является пищей для северных оленей. (Ягель.)
• У этого растения твердый ствол, его корни уходят глубоко в землю, ветви корявые, перекрученные, листья в виде тонких веточек, похожи на вязальные спицы. (Саксаул.)
По отношению человека к окружающей среде, можно судить о том, насколько значителен и интересен он сам. Тяга к природе заложена в человеке изначально. Мы чувствуем свое единство с природой, хотя не всегда понимаем ее роль в нашей жизни.
- О чем я говорю? Что изучает наука экология?
Найдите ключевые слова в названных экологических проблемах:
лесов по берегам рек приводит к тому, что реки мелеют и высыхают. Вырубка
2….земель приводит к тому, что птицы переселяются на поля и там строят гнезда, которые погибают во время полевых работ. Распахивание
3.Сточные воды и мусор , попадающие в моря приводят к их … . Загрязнение
4.Неумеренное…. Приводит к тому, что в почве накапливается большое количество соли. Орошение
5.От вездеходов и тракторов в тундре нарушается … почвы. Поверхность почв
- Вам будут предложены вопросы по изученному материалу. Выбираем один из трех вариантов.
1) В ледяной зоне растут …
кедры , березы , черемухи
лишайники, мхи, полярные маки
бузина, орешник, айва
2) В тундре обитают …
песцы, лемминги, волки
тюлени, моржи, киты
верблюды, лошади, коровы
3) В тайге растут:
березы, липы, лиственницы
пихты, ели, кедровая сосна
4) Основным занятием населения степей является …
чаще всего осадков не бывает
выпадает много осадков в виде дождя и снега
выпадает малое количество осадков
6) В черном море у побережья обитают
киты, черепахи, тюлени
крокодилы, анаконды, котики
медузы, крабы, морские коньки
7) Экологические проблемы лесной зоны связаны ….
с неблагоприятными погодными условиями
с неумеренной охотой, браконьерством, вырубкой леса
с участившимися лесными пожарами
- Я зачитываю утверждение, если оно верно, ставите "+", если неверно, то ставите "-"
1) Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей.
2) В зоне арктических пустынь есть коренное население.
3) Растения пустыни тянутся высоко к солнцу.
4) Основным занятием населения тундры является оленеводство.
5) Экологическими проблемами пустыни являются неумеренное орошение, неумеренный выпас скота, браконьерство.
6) На Черноморском побережье обитают киты, морские черепахи, тюлени.
оценивание работы в группе и самостоятельно
подсчет количества баллов
Какая же перед нами стояла цель? Достигли ли мы этой цели?
Испытывали ли вы затруднения при выполнении заданий?
В чем были ваши трудности?
Что для этого нужно сделать?
1. На уроке я работал…
2.Своей работой на уроке я…
3.Урок для меня показался…
6.Материал урока мне был…
-Оцените свою работу на уроке.
Путешествуя по природным зонам, мы обращали внимание на экологические проблемы. К сожалению, они есть в каждой природной зоне.
Цели: проверить знания и умения по данному разделу; формировать адекватную оценку своих достижений.
Формируемые УУД: познавательные — понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; коммуникативные — отвечать на вопросы; регулятивные — адекватно оценивать собственные достижения; личностные — осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.
Ход урока
I. Игра
Интересная игра сегодня у нас,
К ней готовился каждый из вас.
Чтоб победить, надо многое знать,
Уметь думать, логически рассуждать.
Вам, я уверена, все по плечу,
Ведь я вас четвертый год учу.
И надеюсь, что каждого ждет свой успех,
Душою болею за вас за всех.
Маршрутные листы для групп (порядок станций)
- Найдите и исправьте ошибки в тексте.
- Расселите животных по природным зонам, соединив стрелкой названия животных и зон обитания. (Ответ. Арктика - кит, тюлень, тупик; субтропики — богомол, косуля, дельфин; тундра — лемминг, северный олень; степи — кобылка, суслик; зона лесов — рысь, глухарь; пустыни — корсак, ушастый еж, скарабей.)
богомол арктическая пустыня суслик
косуля субтропики дельфин
лось тундра корсак
лемминг степи глухарь
кобылка зона лесов ушастый еж
северный олень пустыни скарабей
- Узнайте растение по описанию, запишите название.
• Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и скалах. (Лишайник.)
• У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластинки, а плодами любят лакомиться кабаны, белки, мыши. (Дуб.)
• Высокое растение, достигает 35 м в высоту, долгожитель — живет до тысячи лет. Листовые пластинки продолговатые, с зубчиками. Плоды человек употребляет в пищу. (Каштан.)
• Это растение за год вырастает на толщину спички, похоже на миниатюрный кустарник, является пищей для северных оленей. (Ягель.)
• У этого растения твердый ствол, его корни уходят глубоко в землю, ветви корявые, перекрученные, листья в виде тонких веточек, похожи на вязальные спицы. (Саксаул.)
• Нами питаются рыбы и большие морские звери. (Рачки.)
• Я — птица, откладываю яйца прямо на скалы. (Кайра.)
• Хозяин Арктики. (Белый медведь.)
• В гору бегом, с горы кувырком. (Заяц.)
• Что за дерево стоит?
Ветра нет — оно дрожит. (Осина.)
• Нос долог, голос тонок.
Тот свою кровь прольет. (Комар.)
• Всю ночь летает —
А станет светло —
Спать летит в дупло. (Сова.)
Зелен, а не трава. (Мох.)
• Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось.)
Стоит в белой одежке,
Свесив сережки. (Береза.)
1. . лесов по берегам рек приводит к тому, что реки мелеют и высыхают. (Вырубка.) 2. . земель приводит к тому, что птицы переселяются на поля и там строят гнезда, которые погибают во время полевых работ. (Распахивание.) 3. Сточные воды и мусор, попадающие в моря, вызывают их . (Загрязнение.) 4. От вездеходов и тракторов в тундре нарушается (Поверхность почв.) 5. Неумеренное . приводит к тому, что в почве накапливается большое количество соли. (Орошение.)
(Ключевое слово в выделенных клетках: браконьер.)
II. Итог игры
До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика. Лишь вдали виднелось стадо оленей, да скрипел снег под полозьями нарт._________________
С приближением лета с каждым днём становилось жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю воду из почвы и растения. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы – пожелтела, выгорела, остались только травы с узкими листьями._________________________________
Солнце печёт немилосердно. С вершины бархана во все стороны видны только сыпучие пески. Кажется, что нас окружают песчаные моря.________________
4. В какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи:
ива - белая куропатка - кречет ___________________________________________
дуб - сойка - сова _________________________________________________________
растения - тушканчик - змея ___________________________________________________
сайка - тюлень - белый медведь ________________________________________________
растения - косуля - барс _________________________________________________
растения - суслик - орел-беркут ________________________________________
- Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие по природным зонам России. Во время этого путешествия мы вспомним то, что уже знаем, узнаем много нового и интересного. А сейчас послушайте стихотворение.
(Ученик читает стихотворение Н.Забила, пер. с укр. З.Александровой)
Российский край, моя земля,
У нас и реки, и поля,
Моря, леса и горы.
И север есть у нас, и юг.
Сады цветут на юге.
На севере снега вокруг –
Там холода и вьюги.
В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встает, встречая солнце.
Российский край, как ты велик!
С границы до границы
И скорый поезд напрямик
В неделю не домчится.
- В путешествие отправятся две команды, которые сейчас представят себя.
1 КОНКУРС - ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД
1-я команда: Пусть острей кипит борьба,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
2-я команда: И, соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями,
Пусть борьба кипит сильней,
Наша дружба крепнет с ней.
2 КОНКУРС - РАЗМИНКА
- Проведем небольшую разминку. Я буду загадывать загадки каждой команде по очереди. Если команда не сможет ответить, то право отгадать загадку переходит другой команде. За каждый правильный ответ команда получает один балл.
- О какой природной зоне эта загадка?
Здесь от жары и от тоски
Все сразу засыхает.
А в небе нет ни облаков,
Ни самой малой тучки.
Вот потому среди песков
Растут одни колючки. (Пустыня)
Пока ж на ней ковыль растет
Да по весне сорняк цветет. (Степь)
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем! (Лес)
Здесь березы – по колени.
Щиплют мох стада оленьи.
Их пасет с семьей каюр,
Чум у них из дымных шкур. (Тундра)
Мы найдём на глобусе
Два различных полюса!
А у Севера найдём
Природную зону, покрытую льдом! (Арктические пустыни)
3 КОНКУРС - ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ
Командам раздаются карточки с описанием географического объекта.
- Угадайте, о каком географическом объекте идет речь.
ОПРЕДЕЛИТЕ ПРИРОДНУЮ ЗОНУ.
- Узнайте по описанию, о какой природной зоне идет речь, и исправьте географические ошибки.
(Командам раздаются карточки с текстом)
1) Арктика – это огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и полуостровами (правильно – островами). Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (правильно – косые, наклонные) лучи. Зимой в Арктике бывает полярный день (правильно – полярная ночь), а летом – полярная ночь (правильно – полярный день). Температура воздуха зимой опускается до -60 градусов, а летом не поднимается выше нуля (правильно – поднимается на несколько градусов выше нуля).
2) Лесная зона расположена к северу (правильно – к югу) от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые (правильно – менее суровые), чем в тундре. Зона лесов делится на четыре части (правильно – на три части): тайга, смешанные леса, широколиственные леса. В тайге большую часть занимают широколиственные (правильно – хвойные) деревья. Растительный мир беден (правильно – богат). В лесной зоне широко распространенными (правильно – редкими) животными являются зубр, амурский тигр.
4 КОНКУРС - О КАКОМ ПРИРОДНОМ ЯВЛЕНИИ ИДЕТ РЕЧЬ?
Она возникает в степях во время засухи, особенно там, где земли распаханы. При этом явлении резко уменьшается видимость. Переносимая ветром пыль проникает повсюду, повреждая механизмы и затрудняя дыхание. В результате уничтожается почва. (Пыльная буря)
Зимой в ледяной пустыне несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается. В небе светит луна и мерцают звезды. Иногда в темном небе возникает разноцветный, переливающийся занавес, который колышется в темном небе. (Полярное сияние)
5 КОНКУРС - КОНКУРС КАПИТАНОВ
- А сейчас мы проверим, насколько хорошо знают капитаны животный мир различных природных зон.
Капитанам раздаются карточки с изображением животного одной из природных зон. О нем надо рассказать по плану.
Как называется это животное?
В какой природной зоне живет?
Чем питается?
Двугорбый верблюд – пустыня
6 КОНКУРС - ЗАГАДКИ О ЖИВОТНЫХ
Бегает среди камней
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост – но ах!
Удрала, а хвост в руках! (Ящерица – степь)
Мха копытами касаясь,
Ходит северный красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Северный олень – тундра)
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни, и полет
Вошли в стихотворения. (Жаворонок – степь)
Горбатый корабль по пустыне плывет,
Сухую колючку лениво жует. (Верблюд – пустыня)
Меньше тигра, но немножко
Больше крупной ружей кошки.
На суку она обычно
Притаившись, ждет добычу.
Не робей, но берегись
В том лесу, где бродит … (Рысь – лесная зона)
Вьется веревка,
На конце – головка. (Змея – степь)
7 КОНКУРС - УЗНАЙТЕ РАСТЕНИЕ ПО ОПИСАНИЮ
- Животных вы знаете хорошо. Теперь проверим, как вы знаете растения. Вы должны определить, как называется растение и в какой природной зоне оно произрастает.
Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и скалах. (Лишайники)
У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листья, а плодами лакомятся кабаны, белки, мыши. (Дуб)
Это таежное хвойное дерево имеет ценную древесину, в отличие от своих сородичей полностью сбрасывает листву на зиму. (Лиственница)
Высокое растение, достигает 35 метров в высоту, долгожитель – живет до тысячи лет. Листовые пластинки продолговатые с зубчиками. Плоды человек употребляет в пищу. (Каштан)
Это растение за год вырастает на толщину спички, похоже на миниатюрный кустарник, является пищей для северных оленей. (Ягель)
Корни этого растения проникают на 20-метровую глубину и оттуда добывают воду. Поэтому даже в сильный зной оно остается ярко-зеленое. (Верблюжья колючка)
- Соедините экологическую проблему с природной зоной, к которой она относится.
№ | Экологическая проблема | Природная зона |
1. | Неумеренный выпас скота | Арктические пустыни |
2. | Разрушение почвы тяжелой техникой | Степи |
3. | Загрязнение морей и побережий нефтью | Тундра |
4. | Вырубка лесов | Черноморское побережье |
5. | Образование подвижных песков | Пустыни |
6. | Браконьерство | Лесная зона |
9-Й КОНКУРС – ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Читайте также: