Это растение похоже на накипь или корочку растет на валунах и скалах

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Путешествуя по природным зонам, мы с вами увидели и услышали много интересного о природе, о растительном и животном мире нашей страны, сегодня подведем итог.
Начинается наше занятие.
Будет, думаю, оно увлекательным.
По природе родной будем шагать
Наблюдать, анализировать, рассуждать.
Урок начинаем с проверки домашней работы.

Оценить 35 0

Планируемые результаты:

Предметные: знать природные зоны России, их особенности климата; уметь показывать на карте; знать животный и растительный мир каждой прир зоны

Метапредметные:

Р - осуществляют оценку сво­его участия в совместной групповой деятельности.

К - владеют способами кон­структивного взаимодействия с учителем и сверстниками.

Л - имеют целостную картину окружающего мира в его мно­гообразии и взаимосвязях

Организационный момент.

- На протяжении нескольких уроков, о чем мы с вами вели разговор? (о прир. зонах)

С- 1 -сегодня мы продолжим разговор по данной теме.

Путешествуя по природным зонам, мы с вами увидели и услышали много интересного о природе, о растительном и животном мире нашей страны, сегодня подведем итог.

Сформулируйте тему урока….

Тема ? ( Путешествие по природным зонам)

- Какую цель поставим перед собой?

Систематизировать знания, умения и навыки учащихся о животном и растительном мире природных зон

Развивать познавательный интерес и творческую активность

Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения

Нашу работу на уроке я предлагаю организовать таким образом:

сначала мы проверим д/з,

а затем отправимся в путешествие по природным зонам.

Итак, сегодня у нас обобщающий урок по теме “Природные зоны России”.

Начинается наше занятие.

Будет, думаю, оно увлекательным.

По природе родной будем шагать

Наблюдать, анализировать, рассуждать.

ПРОВЕРИМ СЕБЯ и оценим свои достижения

1.Используя физическую карту России, опреде­лите, в каком ряду равнины перечислены в по­рядке их следования с запада на восток.



Среднесибирское плоскогорье, Западно-Си­бирская равнина, Восточно-Европейская равнина

Б) Западно-Сибирская равнина, Восточно-Евро­пейская равнина, Среднесибирское плоскогорье

Восточно-Европейская равнина, Западно-Си­бирская равнина, Среднесибирское плоскогорье

2.Почему происходит смена природных зон в нашей стране? Отметьте верное объяснение.

А) В северных районах солнечные лучи пада­ют’ на Землю наклонно и слабо нагревают её. Чем южнее, тем более отвесно падают на Зем­лю солнечные лучи, тем сильнее они нагревают земную поверхность. Это и приводит к смене природных зон.

Б) Северные районы нашей страны расположе­ны ближе к Северному Ледовитому океану, а юж­ные — дальше от него. Это и приводит к смене природных зон

3.Найдите и исправьте ошибки в тексте

Только одна большая река — Енисей — несет свои воды в Каспийское море. На территории страны восемь природных зон. Самая северная — субтропики, самая большая — зона степей, холодная пустыня и жаркая тундра.

(Волга, 6 зон, арктическая, лесная, жаркая, холодная)

IV Актуализация знаний учащихся

не говорить всем сразу;

всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);

реагировать жестами или знаками на каждую реплику говорящего (согласен, не согласен, не понял);

- Почему на планете Земля существуют различные природные зоны? (Наша Земля имеет форму шара, поэтому нагревается солнцем в разных местах по-разному)

– Сколько природных зон находится в России? Назовите их.

– Покажите их на карте


V . Осн часть (обощение знаний учащихся)

Путешествие по природным зонам.

Я предлагаю вам вспомнить природную зону, узнав её по описанию. Ученик читает описание, на обсуждение 1 мин. Можно совещаться и дать ответ (пары)

- Это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. Солнце здесь светит, но не греет. А полярной ночью темноту освещают только луна, звезды и Северное сияние. Температура опускается до -60 градусов. Кругом только льды и снега. (Арктика)

- Здесь зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень прохладное и короткое. Круглый год дуют сильные ветра, а зимой свирепствует пурга. По снегу можно ходить, не проваливаясь. А под снегом – замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-15 сантиметров. (Тундра)

- Эта зона находится южнее тундры. Природные условия более мягкие. Ярко выражены все 4 времени года. Богат растительный и животный мир. Эта природная зона – самая большая в России. (Лесная зона)

- Эта зона тянется вдоль юго-западной границы России. Лето продолжительное, стоит сухая и солнечная погода. Средняя температура +22-23 градуса, местами до 40 градусов жары. Ливни. Зима короткая, но с морозами до -20-30 градусов. (Степи)

- Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны - Кавказские горы, а с другой Черное море. (Черноморское побережье Кавказа)

- Расселите животных по природным зонам, соединив стрелкой названия животных и зон обитания. (Ответ. Арктика - кит, тюлень, тупик; субтропики — богомол, косуля, дельфин; тундра — лемминг, северный олень; степи — кобылка, суслик; зона лесов — рысь, глухарь; пустыни — корсак, ушастый еж, скарабей.)

- Узнайте растение по описанию, запишите название.

• Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и скалах. (Лишайник.)

• У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластинки, а плодами любят лакомиться кабаны, белки, мыши. (Дуб.)

• Высокое растение, достигает 35 м в высоту, долгожитель — живет до тысячи лет. Листовые пластинки продолговатые, с зубчиками. Плоды человек употребляет в пищу. (Каштан.)

• Это растение за год вырастает на толщину спички, похоже на миниатюрный кустарник, является пищей для северных оленей. (Ягель.)

• У этого растения твердый ствол, его корни уходят глубоко в землю, ветви корявые, перекрученные, листья в виде тонких веточек, похожи на вязальные спицы. (Саксаул.)

По отношению человека к окружающей среде, можно судить о том, насколько значителен и интересен он сам. Тяга к природе заложена в человеке изначально. Мы чувствуем свое единство с природой, хотя не всегда понимаем ее роль в нашей жизни.

- О чем я говорю? Что изучает наука экология?

Найдите ключевые слова в названных экологических проблемах:

лесов по берегам рек приводит к тому, что реки мелеют и высыхают. Вырубка

2….земель приводит к тому, что птицы переселяются на поля и там строят гнезда, которые погибают во время полевых работ. Распахивание

3.Сточные воды и мусор , попадающие в моря приводят к их … . Загрязнение

4.Неумеренное…. Приводит к тому, что в почве накапливается большое количество соли. Орошение

5.От вездеходов и тракторов в тундре нарушается … почвы. Поверхность почв

- Вам будут предложены вопросы по изученному материалу. Выбираем один из трех вариантов.

1) В ледяной зоне растут …

кедры , березы , черемухи

лишайники, мхи, полярные маки

бузина, орешник, айва

2) В тундре обитают …

песцы, лемминги, волки

тюлени, моржи, киты

верблюды, лошади, коровы

3) В тайге растут:

березы, липы, лиственницы

пихты, ели, кедровая сосна

4) Основным занятием населения степей является …

чаще всего осадков не бывает

выпадает много осадков в виде дождя и снега

выпадает малое количество осадков

6) В черном море у побережья обитают

киты, черепахи, тюлени

крокодилы, анаконды, котики

медузы, крабы, морские коньки

7) Экологические проблемы лесной зоны связаны ….

с неблагоприятными погодными условиями

с неумеренной охотой, браконьерством, вырубкой леса

с участившимися лесными пожарами

- Я зачитываю утверждение, если оно верно, ставите "+", если неверно, то ставите "-"

1) Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей.

2) В зоне арктических пустынь есть коренное население.

3) Растения пустыни тянутся высоко к солнцу.

4) Основным занятием населения тундры является оленеводство.

5) Экологическими проблемами пустыни являются неумеренное орошение, неумеренный выпас скота, браконьерство.

6) На Черноморском побережье обитают киты, морские черепахи, тюлени.

оценивание работы в группе и самостоятельно

подсчет количества баллов

Какая же перед нами стояла цель? Достигли ли мы этой цели?

Испытывали ли вы затруднения при выполнении заданий?

В чем были ваши трудности?

Что для этого нужно сделать?

1. На уроке я работал…

2.Своей работой на уроке я…

3.Урок для меня показался…

6.Материал урока мне был…

-Оцените свою работу на уроке.

Путешествуя по природным зонам, мы обращали внимание на экологические проблемы. К сожалению, они есть в каждой природной зоне.

Цели: проверить знания и умения по данному разделу; формировать адекватную оценку своих достижений.

Формируемые УУД: познавательные — понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; коммуникативные — отвечать на вопросы; регулятивные — адекватно оценивать собственные достижения; личностные — осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Ход урока

I. Игра

Интересная игра сегодня у нас,

К ней готовился каждый из вас.

Чтоб победить, надо многое знать,

Уметь думать, логически рассуждать.

Вам, я уверена, все по плечу,

Ведь я вас четвертый год учу.

И надеюсь, что каждого ждет свой успех,

Душою болею за вас за всех.

Маршрутные листы для групп (порядок станций)

- Найдите и исправьте ошибки в тексте.

- Расселите животных по природным зонам, соединив стрелкой названия животных и зон обитания. (Ответ. Арктика - кит, тюлень, тупик; субтропики — богомол, косуля, дельфин; тундра — лемминг, северный олень; степи — кобылка, суслик; зона лесов — рысь, глухарь; пустыни — корсак, ушастый еж, скарабей.)

богомол арктическая пустыня суслик

косуля субтропики дельфин

лось тундра корсак

лемминг степи глухарь

кобылка зона лесов ушастый еж

северный олень пустыни скарабей

- Узнайте растение по описанию, запишите название.

• Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и скалах. (Лишайник.)

• У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластинки, а плодами любят лакомиться кабаны, белки, мыши. (Дуб.)

• Высокое растение, достигает 35 м в высоту, долгожитель — живет до тысячи лет. Листовые пластинки продолговатые, с зубчиками. Плоды человек употребляет в пищу. (Каштан.)

• Это растение за год вырастает на толщину спички, похоже на миниатюрный кустарник, является пищей для северных оленей. (Ягель.)

• У этого растения твердый ствол, его корни уходят глубоко в землю, ветви корявые, перекрученные, листья в виде тонких веточек, похожи на вязальные спицы. (Саксаул.)

• Нами питаются рыбы и большие морские звери. (Рачки.)

• Я — птица, откладываю яйца прямо на скалы. (Кайра.)

• Хозяин Арктики. (Белый медведь.)

• В гору бегом, с горы кувырком. (Заяц.)

• Что за дерево стоит?

Ветра нет — оно дрожит. (Осина.)

• Нос долог, голос тонок.

Тот свою кровь прольет. (Комар.)

• Всю ночь летает —

А станет светло —

Спать летит в дупло. (Сова.)

Зелен, а не трава. (Мох.)

• Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось.)

Стоит в белой одежке,

Свесив сережки. (Береза.)

1. . лесов по берегам рек приводит к тому, что реки мелеют и высыхают. (Вырубка.) 2. . земель приводит к тому, что птицы переселяются на поля и там строят гнезда, которые погибают во время полевых работ. (Распахивание.) 3. Сточные воды и мусор, попадающие в моря, вызывают их . (Загрязнение.) 4. От вездеходов и тракторов в тундре нарушается (Поверхность почв.) 5. Неумеренное . приводит к тому, что в почве накапливается большое количество соли. (Орошение.)


(Ключевое слово в выделенных клетках: браконьер.)

II. Итог игры

Нажмите, чтобы узнать подробности

До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика. Лишь вдали виднелось стадо оленей, да скрипел снег под полозьями нарт._________________

С приближением лета с каждым днём становилось жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю воду из почвы и растения. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы – пожелтела, выгорела, остались только травы с узкими листьями._________________________________

Солнце печёт немилосердно. С вершины бархана во все стороны видны только сыпучие пески. Кажется, что нас окружают песчаные моря.________________

4. В какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи:

ива - белая куропатка - кречет ___________________________________________

дуб - сойка - сова _________________________________________________________

растения - тушканчик - змея ___________________________________________________

сайка - тюлень - белый медведь ________________________________________________

растения - косуля - барс _________________________________________________

растения - суслик - орел-беркут ________________________________________

- Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие по природным зонам России. Во время этого путешествия мы вспомним то, что уже знаем, узнаем много нового и интересного. А сейчас послушайте стихотворение.

(Ученик читает стихотворение Н.Забила, пер. с укр. З.Александровой)
Российский край, моя земля,

У нас и реки, и поля,

Моря, леса и горы.

И север есть у нас, и юг.

Сады цветут на юге.

На севере снега вокруг –

Там холода и вьюги.

В Москве ложатся спать сейчас,

Луна глядит в оконце.

Дальневосточник в тот же час

Встает, встречая солнце.

Российский край, как ты велик!

С границы до границы

И скорый поезд напрямик

В неделю не домчится.
- В путешествие отправятся две команды, которые сейчас представят себя.

1 КОНКУРС - ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД

1-я команда: Пусть острей кипит борьба,

Успех решает не судьба,

А только наши знания.
2-я команда: И, соревнуясь вместе с вами,

Мы останемся друзьями,

Пусть борьба кипит сильней,

Наша дружба крепнет с ней.
2 КОНКУРС - РАЗМИНКА

- Проведем небольшую разминку. Я буду загадывать загадки каждой команде по очереди. Если команда не сможет ответить, то право отгадать загадку переходит другой команде. За каждый правильный ответ команда получает один балл.

- О какой природной зоне эта загадка?

Здесь от жары и от тоски

Все сразу засыхает.

А в небе нет ни облаков,

Ни самой малой тучки.

Вот потому среди песков

Растут одни колючки. (Пустыня)

Пока ж на ней ковыль растет

Да по весне сорняк цветет. (Степь)

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем! (Лес)


  1. Здесь березы – по колени.
    Щиплют мох стада оленьи.
    Их пасет с семьей каюр,
    Чум у них из дымных шкур. (Тундра)

  1. Мы найдём на глобусе
    Два различных полюса!
    А у Севера найдём
    Природную зону, покрытую льдом! (Арктические пустыни)

3 КОНКУРС - ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ

Командам раздаются карточки с описанием географического объекта.

- Угадайте, о каком географическом объекте идет речь.

ОПРЕДЕЛИТЕ ПРИРОДНУЮ ЗОНУ.

- Узнайте по описанию, о какой природной зоне идет речь, и исправьте географические ошибки.

(Командам раздаются карточки с текстом)
1) Арктика – это огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и полуостровами (правильно – островами). Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (правильно – косые, наклонные) лучи. Зимой в Арктике бывает полярный день (правильно – полярная ночь), а летом – полярная ночь (правильно – полярный день). Температура воздуха зимой опускается до -60 градусов, а летом не поднимается выше нуля (правильно – поднимается на несколько градусов выше нуля).

2) Лесная зона расположена к северу (правильно – к югу) от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые (правильно – менее суровые), чем в тундре. Зона лесов делится на четыре части (правильно – на три части): тайга, смешанные леса, широколиственные леса. В тайге большую часть занимают широколиственные (правильно – хвойные) деревья. Растительный мир беден (правильно – богат). В лесной зоне широко распространенными (правильно – редкими) животными являются зубр, амурский тигр.
4 КОНКУРС - О КАКОМ ПРИРОДНОМ ЯВЛЕНИИ ИДЕТ РЕЧЬ?


  1. Она возникает в степях во время засухи, особенно там, где земли распаханы. При этом явлении резко уменьшается видимость. Переносимая ветром пыль проникает повсюду, повреждая механизмы и затрудняя дыхание. В результате уничтожается почва. (Пыльная буря)

  1. Зимой в ледяной пустыне несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается. В небе светит луна и мерцают звезды. Иногда в темном небе возникает разноцветный, переливающийся занавес, который колышется в темном небе. (Полярное сияние)

5 КОНКУРС - КОНКУРС КАПИТАНОВ

- А сейчас мы проверим, насколько хорошо знают капитаны животный мир различных природных зон.

Капитанам раздаются карточки с изображением животного одной из природных зон. О нем надо рассказать по плану.


  1. Как называется это животное?

  2. В какой природной зоне живет?

  3. Чем питается?

Двугорбый верблюд – пустыня
6 КОНКУРС - ЗАГАДКИ О ЖИВОТНЫХ
Бегает среди камней

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост – но ах!

Удрала, а хвост в руках! (Ящерица – степь)
Мха копытами касаясь,

Ходит северный красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Северный олень – тундра)
Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песни, и полет

Вошли в стихотворения. (Жаворонок – степь)
Горбатый корабль по пустыне плывет,

Сухую колючку лениво жует. (Верблюд – пустыня)
Меньше тигра, но немножко

Больше крупной ружей кошки.

На суку она обычно

Притаившись, ждет добычу.

Не робей, но берегись

В том лесу, где бродит … (Рысь – лесная зона)
Вьется веревка,

На конце – головка. (Змея – степь)
7 КОНКУРС - УЗНАЙТЕ РАСТЕНИЕ ПО ОПИСАНИЮ

- Животных вы знаете хорошо. Теперь проверим, как вы знаете растения. Вы должны определить, как называется растение и в какой природной зоне оно произрастает.


  1. Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и скалах. (Лишайники)

  2. У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листья, а плодами лакомятся кабаны, белки, мыши. (Дуб)

  3. Это таежное хвойное дерево имеет ценную древесину, в отличие от своих сородичей полностью сбрасывает листву на зиму. (Лиственница)

  4. Высокое растение, достигает 35 метров в высоту, долгожитель – живет до тысячи лет. Листовые пластинки продолговатые с зубчиками. Плоды человек употребляет в пищу. (Каштан)

  5. Это растение за год вырастает на толщину спички, похоже на миниатюрный кустарник, является пищей для северных оленей. (Ягель)

  6. Корни этого растения проникают на 20-метровую глубину и оттуда добывают воду. Поэтому даже в сильный зной оно остается ярко-зеленое. (Верблюжья колючка)

- Соедините экологическую проблему с природной зоной, к которой она относится.




Экологическая проблема

Природная зона

1.

Неумеренный выпас скота

Арктические пустыни

2.

Разрушение почвы тяжелой техникой

Степи

3.

Загрязнение морей и побережий нефтью

Тундра

4.

Вырубка лесов

Черноморское побережье

5.

Образование подвижных песков

Пустыни

6.

Браконьерство

Лесная зона

9-Й КОНКУРС – ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Читайте также: