Этапы реализации технологии проблемного обучения в детском саду

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Детский сад №193 "Земляничка", г.Тольятти, Самарская обл.

Раскрывая механизм создания проблемной ситуации как основной единицы технологии проблемного обучения, в статье подчеркивается роль компетентности педагога в этом вопросе. В приложении в качестве иллюстрирующего примера представлен конспект речевого занятия с использованием технологии проблемного обучения

В современных условиях от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому и поэтому перспективным становится использование проблемного обучения. Как часто мы сталкиваемся со скованностью детского мышления, стремлением мыслить по готовым схемам, получать эти схемы от взрослого. Дети боятся ошибаться при выполнении того или иного задания.

Характерные признаки проблемного обучения:

возникает состояние интеллектуального затруднения;

возникает противоречивая ситуация;

появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему необходимо узнать для решения задачи;

проблемная ситуация может возникнуть на этапе решения задачи, а иногда – в самом начале решения.

Проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Об этом явлении можно говорить лишь в том случае, если к этой проблеме дети проявили интерес. От мастерства воспитателя зависит, заинтересует ли детей новый материал, преподнесённый в виде проблемы, или нет. Цель воспитателя – побудить ребенка к поиску верного решения поставленной проблемы.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1.Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

2.Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3.Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)

В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

В одном случае воспитатель может сам с помощью детей вести поиск. Поставив проблему, воспитатель вскрывает путь её решения, рассуждает вместе с детьми, высказывает предположения, обсуждает их вместе с детьми.

В другом случае роль воспитателя может быть минимальной – он предоставляет детям возможность совершенно самостоятельно искать пути решения проблем.

Метод обучения, связанный с самостоятельным поиском и открытиями детьми тех или иных истин, называют проблемно-эвристическим методов.

Решение проблемных ситуаций на занятиях получили распространение и в работе с детьми нашей группы.

Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств. При создании и решении проблемных ситуаций мы применяем следующие методические приемы:

– подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его разрешения;

– излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;

– побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

– ставим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения), эвристические вопросы;

– определяем проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);

– ставим проблемные задачи.

Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.

Предлагаемый авторский конспект речевого занятия составлен по разработанной технологии проблемного обучения.

Программное содержание:

Продолжать учить детей придумывать загадки с элементами описания, сравнения и описания.

Познакомить детей с новым способом словообразования в процессе решения проблемной ситуации.

Закрепить знания детей о способах словообразования: при помощи сложения существительного с существительным, с помощью увеличительных, уменьшительных, уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Упражнять в подборе определений, синонимов, в согласовании прилагательных и существительных, развивать интерес к этимологии слова.

Развивать интонационную выразительность речи.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

В группу заносится сундучок.

– Хотите узнать, что в сундучке? Надо придумать чистоговорку:

Сундучок открывается, и дети обнаруживают осенние листья.

– Ребята, осень на память о себе оставила осенние листья. Какие они? (Разноцветные, пестрые, багряные…)

– Ребята, что вы услышали сейчас?

– Когда произошла эта история? Где?

– Как назвали мальчики один и тот же гриб? (Березовый, березовка)

– Что произошло между мальчиками? Почему? (У них появилась проблема: они не знают, как называется гриб)

– Сможем ли мы им помочь? Сможем ли мы их помирить?

– Как можно решить проблему, которая возникла между Мишей и Костей?

– Как это сделать, каким способом? (Нужно узнать, как точно и правильно называется гриб, который растет в березовом лесу).

– Давайте разберемся в этой проблеме и поможем мальчикам. Ведь проблема мальчиков – теперь и наша проблема.

– Во-первых, обратимся к схеме.

– Что мы знаем об образовании слов?

– Как образуются слова?

– От какого слова мы можем образовать нужное нам слово – название грибу, если он растет в березовом лесу?

Поиск: (используется схема)

– А как точнее и правильнее называется этот гриб, давайте порассуждаем.

– Задумывались ли вы над тем, откуда грибы получили свои названия?

– Оказывается, лисички похожи на лисичку-сестричку, а рыжики получили свое название так, потому что и шляпка, и ножка этого гриба ярко-рыжая.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

– А теперь давайте вернемся к нашему грибу.

– Где растет гриб по отношению к березе? (Показ картинки)

– Около березы, у березы, под березой.

Около у подбереза

Аналогично: уберезовик, подберезовик.

– Ребята, мы с вами сделали открытие – оказывается, слова ещё можно образовывать с помощью частичек перед словом. Мы с вами – открыватели.

– У нас получилось три названия грибу. Какое же из них правильное? Кто нам сможет подсказать? Откуда мы можем узнать? (Взрослые, словарь)

Проверка в словаре: подберезовик.

– Ребята, мы помогли мальчикам? Их проблему мы решили?

– Мы обязательно сообщим им о нашем решении.

Физкультминутка с элементами релаксации

Включается спокойная тихая музыка.

– Дружба не только в нашей группе, но и у растений тоже очень ценится.

Вот, например, грибы и деревья очень дружат между собой. Давайте представим себя маленькими подберезовиками, которые вот-вот появятся под березками. Теплый луч упал на землю и согрел маленький грибочек. Нежится на солнце грибочек, подставляя то один свой бок, то другой. И вырос из маленького грибочка красивый гордый подберезовик, похожий на раскрытый зонтик.

Я листочками шуршу.

Под листочками грибы в лесу.

Автор: Карпова Елена Николаевна

Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи , основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу.

Рассмотрим основные определения проблемного обучения.

Проблемное обучение – организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения, учится мыслить, творчески усваивать знания (А.М. Матюшкин).

Проблемное обучение – это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание

ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний (В. Оконь ).

Проблемное обучение – это тип развивающего обучения , содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций (М.И. Махмутов ).

Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий , которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г.К. Селевко ).

Особенности проблемного обучения:

- знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде;

- правила или инструкции не предлагаются;

- поисковая деятельность детей стимулируется вопросами педагога;

Основные этапы технологии проблемного обучения

Последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации :

1. Создание (возникновение) проблемной ситуации

2. Постановка проблемы

3. Поиск способов решения

4. Решение проблемы.

1 этап. Создание (возникновение) проблемной ситуации

Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить факт, явление или процесс действительности, не может достичь цели известными ему способами действий.

Основная цель воспитателя – создание условий для возникновения познавательной активности детей.

Основные компоненты проблемной ситуации:

  неизвестное, т.е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности;

  творческие возможности и достигнутый ребенком уровень знаний.

Наиболее распространенными способами создания проблемной ситуации для старших дошкольников являются:

- постановка проблемного вопроса;

- проблемная задача или задание;

- сочетание слова и наглядности.

Проблемный вопрос при ответе подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний.

Проблемная задача: как в любой задаче есть условие и вопрос.

Приведем примеры проблемных ситуаций, проблемных задач и проблемных вопросов.

Примеры проблемных ситуаций:

Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?

В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.

Винтик и Шпунтик потеряли металлическую деталь в коробке среди деталей из разных материалов.

Как быстро найти нужную деталь?

Ответ: с помощью магнита.

Нужно срочно искупать малыша, но из крана течёт только горячая вода.

Как быстро охладить воду?

Ответ: поставить ёмкость с водой в холодное место, переливать из одной посуды в другую, положить в воду лёд и т.д.

Утром на траве часто бывает роса, а днём её уже не увидишь.

Куда исчезает роса?

Ответ: роса испаряется на солнце.

Незнайка хотел переплыть реку. На пристани стояли две лодки – бумажная и резиновая. Незнайка выбрал красивую, сделанную из цветной бумаги. Сможет ли Незнайка переплыть реку и почему?

Ответ: не сможет, т.к. бумага в воде размокает.

Мама после обеда мыла в тазу ложки. Одни ложки опустились на дно тазика, а другие – плавали на поверхности.

Почему не все ложки утонули?

Ответ: ложки были разные: металлические, деревянные, пластмассовые.

В песочнице дети лепят пирожки. У одного пирожки лепятся хорошо, а у другого - рассыпаются.

Ответ: один ребёнок лепит из сухого песка, а другой – достаёт песок со дна песочницы там, где он влажный, поэтому эти пирожки не рассыпаются.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения.

3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения.

3 этап. Поиск способов решения

Цель воспитателя – актуализация необходимых знаний детей.

Этапы поиска способов решения:

1. Выдвижение первоначальных идей (догадок)

2. Обоснование предположений

3. Формулировка гипотезы

4 этап. Решение проблемы

Доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, например, экспериментированием, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.

Этапы решения проблемы:

1. Доказательство или опровержение гипотезы

2. Проверка правильности решения проблемы.

Рассмотрим все этапы на одном из примеров.

1этап. Дети слепили двух одинаковых снеговиков. Один растаял через неделю, а другой стоял до конца зимы? Почему?

2 этап. Постановка учебной проблемы:

• Почему из двух слепленных снеговиков один растаял, а другой нет?

• Почему так произошло, что позволило одному растаять, а другому нет?

3 этап. Поиск способов решения:

Выдвижение первоначальных идей (догадок):

• один стоял в тени, а другой на солнце;

• один был тепло одетый;

• одного слепили прочно, а другого нет.

• на солнце снег быстрее тает;

• в одежде снеговику стало тепло;

• если слепить непрочно, он быстрее сломается и растает.

• Один снеговик растаял быстрее потому, что…

4 этап. Проверка правильности решения:

• проведение опытов со снегом;

• размещение слепленных снеговиков на солнечной стороне и в тени.

Исследовательская деятельность как вариант проблемного обучения

Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания.

Модель исследовательских технологий совпадает с моделью научного исследования.

Алгоритм осуществления исследовательской деятельности (А.И. Савенков):

• Шаг 1. Выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Для того , чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подобрать содержание, доступное их пониманию (окружающий мир, природа и др.).

• Шаг 2. Выбор темы исследования.

• Шаг 3.Определение цели исследования.

• Шаг 4. Определение задач исследования.

• Шаг 5. Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом).

• Шаг 6. Составление предварительного плана исследования. Возможные пути и методы исследования: подумать самому, прочитать книги о том, что исследуешь; посмотреть видеофильмы по проблеме; обратиться к компьютеру; спросить у других людей; понаблюдать; провести эксперимент.

• Шаг 7. Проведение эксперимента (опыта), наблюдения, проверка гипотезы, выводы.

Рекомендации по развитию проблемного видения у дошкольников:

• Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка, помните, что каждый ребенок талантлив.

• Не раскрывайте истину, а научите ее находить с помощью рассуждений, наводящих вопросов.

• Акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом. (Мы знаем, что температура снега ниже нуля градусов. Почему же тогда, сгребая зимой снег к стволу дерева, мы считаем, что спасаем его от мороза?).

• Учите детей разрешать противоречия. Используйте игровые или сказочные задачи (например, чтобы перенести воду в решете, надо изменить агрегатное состояние вещества: вода - лед).

• Рассматривание какой-либо проблемы с различных позиций часто ролевых. (Что может рассказать о снеге (цветке, туче…) художник, медик, эколог).

Рекомендации по стилю общения с детьми

• Выслушивайте каждого желающего.

• Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения. Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая.

• Если в группе есть яркий лидер, со временем переключайте его на какую-либо деятельность и беседуйте с детьми уже без него.

• В развитии творческих способностей детей можно использовать следующие формы обучения -г рупповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, проекты.

Преимущества технологии проблемного обучения:

• способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности;

• развивает интерес к учебному труду;

• обеспечивает прочные результаты обучения.

Трудности при использовании данной технологии:

• большие затраты времени на достижение запланированных результатов;

• слабая управляемость познавательной деятельностью воспитанников.

Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей. Воспитатель не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания.

Технология проблемного обучения, предполагая сотрудничество ребенка с педагогом в процессе разрешения проблемной ситуации, обеспечивает реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении. Для того чтобы деятельность детей сохраняла поисковый, самостоятельный характер, педагог должен так организовать процесс, чтобы он решал возникающие задачи вместе с ними, осуществлял совместный поиск, который опирается на распределение между ними последовательных этапов решения проблемной ситуации и приобретает характер совместно-распределенной деятельности. Специфика целей и методов технологии проблемного обучения существенно изменяет роль воспитателя в педагогическом процессе и обуславливает появление новых требований к педагогу, так как он перестает быть источником знаний, а становится помощником или руководителем в поиске этих знаний. Педагог одновременно выступает и как координатор или партнер (в ходе каждого этапа обучения), и как руководитель обучения (если рассматривать обучение как единое целое).

Технология проблемного обучения - это специально созданная совокупность специфических приемов и методов, которые способствуют формированию самостоятельной познавательной деятельности ребенка и

развитию творческого мышления (добывать знания, применять их в решении новых познавательных задач.)


Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

К тому же любознательность — естественная потребность дошкольников. Буквально с рождения малыш познает окружающий его мир зрительно-тактильным методом, исследуя доступные ему предметы. Взрослея, диапазон таких доступных предметов и форм их исследования становится шире. Но суть остается прежней — ребенок путем проб и ошибок приходит к выводу о том, какую форму, цвет, фактуру и т. д. имеет исследуемый им объект. Взрослым важно подкрепить природное желание малыша самостоятельно познавать мир, не пресекая попытки малыша, а педагогически обоснованно направляя деятельность дошкольника.

Из истории проблемного обучения

В нашей стране зарождение проблемного обучения началось лишь в 60-е годы ХХ века, что связано с социальными и историческими изменениями в обществе. Педагоги-новаторы выдвинули идеи о ведущей роли воспитанника в процессе обучения, важности самостоятельной работы. Кардинально поменялась и роль воспитателя: от человека, который предоставляет готовые знания к старшему советчику, который поможет, направит деятельность малышей. Так, разработкой проблемного обучения занимались такие педагоги и психологи: В. Ф. Аитов, Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, Е. В. Ковалевская, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, Н. А. Менчинская, М. Н. Скаткин, А. В. Хуторскойи др.

Сущность проблемного обучения состоит в том, что педагог создает познавательную ситуацию или задачу и предоставляет воспитанникам возможность самостоятельно найти пути ее решения, применяя при этом имеющийся объем знаний и умений. Благодаря такой деятельности дети учатся активизировать свои знания, мыслить критично, самостоятельно организовывать процесс познания.

Таким образом, можно выделить основные цели проблемного обучения:

– осмысленное усвоение дошкольниками системы знаний и умений;

– развитие самостоятельной познавательной активности;

– формирование способности к самостоятельному исследованию.

Классификация проблемных ситуаций

М. И. Махмутов предложил следующую классификацию проблемных ситуаций в образовательном процессе:

  1. Недостаток имеющихся у ребенка знаний и умений для решения поставленной задачи;
  2. Необходимость применения имеющихся знаний и умений в новых условиях;
  3. Возникновение противоречия между тем, как теоретически можно решить проблему, и невозможностью реализации выбранного способа на практике;
  4. Возникновение противоречия между достигнутым практическим результатом и отсутствием теоретического обоснования.

Этапы организации проблемного обучения

Следующим этапом является постановка конкретной проблемной задачи и организация процесса поиска решения. Этот компонент представляет двухстороннюю деятельность воспитателя и детей. Но все же ведущая роль отводится педагогу. На этом этапе важно правильно составить эвристическую беседу с малышами, подготовить наглядный материал, благодаря которому дети смогут найти правильное решение задачи. В данном случае следует обратить внимание детей на то, что облака похожи на легкие пушинки. Для этого можно продемонстрировать слайды, видеоматериалы, обговаривая увиденное. Таким образом, дети, сопоставляя полученные знания с уже имеющимися, приходят к правильному выводу.

На схеме 1 наглядно представлены этапы организации проблемного обучения:

Этапы проблемного обучения

Рис. 1. Этапы проблемного обучения

Уровни проблемного обучения

Для эффективной реализации проблемного обучения воспитателю ДОУ необходимо постепенно внедрять такую форму работы. Дошкольники не могут в один момент стать самостоятельными и разрешать непосильные задачи. Поэтому педагогами и психологами были разработаны уровни проблемного обучения, которые следует преодолевать постепенно, от простого к сложному:

Как создать проблемную ситуацию?

Для того чтобы проблемное обучение принесло образовательную и воспитательную пользу, рекомендуется придерживаться следующих правил создания проблемной ситуации:

Исследовательская работа и эксперимент как эффективная форма проблемного обучения в ДОУ

Эффективными и занимательными для дошкольников формами проблемного обучения являются исследование и эксперимент. Практически каждый день дети сталкиваются с проблемными ситуациями как в ДОУ, так и в домашних условиях. Например, организовать исследовательскую работу с детьми 3–4 лет можно, анализируя зимние узоры на окне. Вместо привычного простого объяснения причин возникновения такого явления, можно предложить детям полноценную исследовательскую работу с применением таких приемов:

Таким образом, проблемное обучение является актуальной областью педагогических дискуссий и открытий. На сегодняшний день такая форма работы еще недостаточно научно сформулирована. Но это не мешает работникам педагогической сферы реализовывать свои творческие наработки в этой области, проявлять инициативность, креативность при разработке инновационных форм работы с дошкольниками. Важно помнить, что познавательная активность и любознательность малышей заложена природой и задача воспитателя развивать эти прирожденные способности детей, активизировать задатки, творческий потенциал воспитанников, поощрять самостоятельность и инициативность.

Основные термины (генерируются автоматически): проблемное обучение, ребенок, проблемная ситуация, знание, младшая группа, решение, детский сад, исследовательская работа, эвристическая беседа, экспериментальная работа.


Ключевые слова: технология проблемного обучения, проблемная ситуация, технологическая карта, базовые и творческие пособия, утолки открытий.

При проблемном типе обучения преодолевается не только присущая традиционным методам обучения пассивность, но и в значительной степени интеллектуализм этих методов: процесс усвоения перестает быть лишь интеллектуальным процессом, он становится процессом личностным, процессом формирования творческого мышления и познавательных интересов личности (A.M. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев и др.).

Разрабатывая технологию проблемного обучения для работы с дошкольниками, мы ориентировались на требования, предъявляемые к педагогической технологии как таковой:

• технология разрабатывается под конкретный авторский замысел, в основе ее лежат психолого-педагогические идеи, ценностные ориентации установки автора;

• технологическая цепочка выстраивается в строгом соответствии с поставленной целью и должна гарантировать достижение определенного результата;

• функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность педагога и воспитанника;

• технология сопровождается диагностическими процедурами и предполагает наличие диагностического инструментария (Г.К. Селевко).

Можно выделить три уровня технологии проблемного обучения в детском саду: концептуальный, содержательный, процедурный (технический).

Концептуальныйуровеньтехнологии проблемного обучения базируется на следующих концептуальных идеях.

1. Принцип проблемности (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, A.M. Матюшкин и др.).

2. Процесс мышления происходит по одной и той же схеме у ребенка и у взрослого (Л.О. Путляева и др.).

3. Технология проблемного обучения максимально сближает процесс обучения с процессом мышления (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, Е.Л. Мельникова и др.).

5. Реализация личностно-ориен тированного подхода в обучении (Е.В Бондаревская, В.А. Петровский, В.В. Сериков, И.С Якиманская и др.).

Содержательныйуровеньтехнологии проблемного обучения определяет особенности образовательного процесса в детском саду. Ее применение помогает воспитателю развернуть перед ребенком палитру разнообразной детской деятельности. Проблемное обучение формирует особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность, самостоятельность, интерес к процессу познания, раскрывает творчески потенциал дошкольника.

Следует признать, что воплощении технологии проблемного обучения в детском саду наталкивается на определенные трудности. Во-первых, это трудности теоретические, связанные с инструментальной сложностью изучении внутренних механизмов усвоения и этапов реализации образовательной технологии, определяющей цели и содержание деятельности, во-вторых - практические, обусловленные трудностью осуществления этих норм в различных видах педагогической деятельности.

Педагог дошкольного образования при проблемном обучении выполняет функции организатора деятельности, консультанта, наставника, сопровождающего самостоятельную деятельность воспитанника, создает условия для и :-следования и экспериментирования.

При разработке и внедрении технологии проблемного обучения в практику работы детского сада мы постарались учесть целый ряд особенностей ее применения.

Проблемное построение непосредственно образовательной деятельное и требует ее специального структурирования и использования таких методов и приемов, которые оптимально способствуют созданию и разрешению проблемной ситуации.

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, выбранная детским садом, позволяет успешно использовать технологию проблемного обучения практически во всех образовательных областях. Проблемное обучение имеет преимущество по сравнению с традиционным в формировании интегративных качеств детей дошкольного возраста, так как развивает способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приемы познания, интерес к экспериментированию, готовность к логическому познанию.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования проблемное обучение формирует у выпускника детского сада универсальные предпосылки учебной деятельности и развивает способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

Технологическая карта основывается на пошаговом алгоритме решения проблемной ситуации. В ней четко определены деятельность воспитателя и деятельность ребенка на каждом из пяти этапов.

На первомэтапеможно использовать следующие приемы создания проблемных ситуаций:

• акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом (Мы знаем, что температура снега ниже 0. Почему же тогда, сгребая зимой снег к стволу дерева, мы считаем, что спасаем его от мороза?);

• побуждение детей к сравнении: обобщению, выводам, сопоставлении фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов (Почему у птиц клювы разной формы? Можно ли хвоинку назвать листочком?);

• рассматривание какой-либо проблемы с различных ролевых позиций (Что может рассказать о снеге (цветке, туче. ) художник, медик, эколог. );

• создание противоречия (Надо собрать коллекцию семян по способу их распространения в природе, но мы ничего не знаем об этих способах. Хочу построить кораблик, но не знаю, какой материал лучше выбрать для него);

• организация противоречия в практической деятельности детей (Готовимся к встрече с выпускниками. Составим правила поведения в автобусе для нечитающих пассажиров).

Цель второгоэтапа-актуализировать знания, которые станут базовыми для решения проблемы.

Третийэтап-этап вовлечения детей сначала в процесс выдвижения предположений, а затем - в планирование поисковой деятельности.

Основной целью четвертогоэтапаявляется организация деятельности по проверке выдвинутых предположений и помощь в выборе правильного решения проблемной ситуации. Проверку целесообразно осуществлять через различные виды опытно-исследовательской деятельности.

Пятыйэтапнаправлен на выделение новых знаний и организацию деятельности по применению полученных знаний на практике, их присвоение.

Читайте также: