Спейс х посадка ракеты

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024


Американская компания SpaceX успешно запустила ракету-носитель Falcon 9, первая ступень корабля приземлилась на плавучую платформу-дрон в Атлантическом океане. Об этом сообщается в Twitter-аккаунте SpaceX.

Ракета-носитель Falcon 9 с грузовым кораблем Dragon, который доставит на Международную космическую станцию МКС 2,2 тонны груза, стартовала с космодрома на мысе Канаверал в американском штате Флорида в 03:14 по времени Восточного побережья США.

Стыковка Dragon со станцией ожидается 30 августа в 11:00 (18:00 по московскому времени), ее планируют провести в автоматическом режиме.

Это четвертый полет для многоразовой первой ступени ракеты Falcon 9, имеющей кодовое обозначение B1061-3. В ноябре 2020 года она использовалась при запуске на МКС корабля Crew Dragon с астронавтами на борту. Ее второй полет прошел в конце апреля 2021 при доставке на МКС еще четырех астронавтов. А 6 июня B1061-3 использовалась для запуска коммерческого американского телекоммуникационного спутника SXM-8.

Взрыв

Компания Илона Маска SpaceX провела уже вторые испытания прототипа космического корабля "Старшип" (Starship). Во вторник корабль под названием SN9 успешно взлетел с космодрома в Техасе и совершил серию маневров в воздухе, однако затем начал снижаться слишком быстро и взорвался при посадке.

Точно так же прошли предыдущие испытания "Старшип" в декабре прошлого года. "Мы провели еще один отличный полет, - сказал представитель SpaceX во время трансляции. - Нам только надо еще немного поработать над посадкой".

Грандиозный проект американского изобретателя и миллиардера для полетов к Марсу призван открыть новую страницу в истории космических полетов. "Старшип" - это полностью многоразовая транспортная система, способная в будущем доставить на Марс до 100 человек.

Автор фото, Getty Images

Корпус из нержавеющей стали, конический нос и используемые при приземлении крылья-плавники делают "Старшип" похожим на корабли из золотого века космической фантастики

Главная идея создания SpaceX заключалась в том, чтобы сделать, наконец, реальностью межпланетные путешествия. Другим мотивом было избавление человечества от непреходящей угрозы столкновения Земли с астероидом, а освоение других планет, уверен Маск, потенциально способно спасти цивилизацию от некоего глобального катаклизма.

"История может пойти двумя путями. Один заключается в том, что мы остаемся на Земле навечно, и тогда в конце концов какое-то событие может привести к нашему исчезновению как вида. Альтернатива - сделаться космической цивилизацией и межпланетным видом. Надеюсь, вы согласитесь, что именно этот путь правильный", - изложил Маск свое кредо на международной конференции в Мехико в 2016 году.

Маск не раз говорил, что мечтает построить на Марсе города. Предприниматель уверен, что для поддержания собственной жизнедеятельности поселения должны быть достаточно многочисленными.

Автор фото, SpaceX

Города на Марсе - мечта Маска

Чтобы осуществить свой давний замысел, Маск и задумал "Старшип". Получившийся аппарат - это сочетание ракеты-носителя и корабля вместимостью сто и более человек, способного достичь Красной планеты.

"Старшип" будет выводить в космос крупнейшая в истории ракета-носитель Super Heavy, оснащенная 28 работающими на метане двигателями "Раптор". И корабль, и носитель, создаваемые компанией Маска, - многоразовые.

В отличие от существующих систем, его ключевые элементы не должны тонуть в океане или сгорать в атмосфере, а вернутся из космоса и после небольшой починки смогут использоваться вновь, сокращая стоимость всего предприятия.

"Старшип": обзор

Ракета-носитель системы носит название Super Heavy, а корабль - "Старшип". Так же именуют и всю систему в целом.

Общая высота носителя с установленным на нем кораблем на стартовой площадке - 120 метров.

Длина собственно корабля, или верхней ступени, составляет 50 метров. Ближе к носу расположен обширный отсек для людей или груза.

В середине находятся баки, из которых жидкий метан и кислород поступают в шесть ракетных двигателей "Раптор" в хвостовой части.

Сжиженный метан является топливом, а кислород - окислителем. Вместе они образуют горючую смесь под названием металокс.

Выбор метана в качестве ракетного топлива необычен, но он может создавать большую тягу. Кроме того, Маск предполагает, что на Марсе его можно будет синтезировать из подпочвенной воды и атмосферного углекислого газа в ходе химического процесса, известного как реакция Сабатье.

Автор фото, SpaceX

"Старшип" будет выводить в космос крупнейшая в истории ракета-носитель Super Heavy. Она оснащена 28 работающими на жидком метане двигателями "Раптор".

На создание высокоэффективного двигателя "Раптор" SpaceX потратила больше десяти лет. Зажигание производится в нем в несколько этапов. Конструкция снижает расход топлива.

Если "Старшип" действительно удастся дозаправлять на Марсе для возвращения на Землю, это сделает полеты технически доступнее и экономичнее.

Теперь несколько слов о ракете-носителе.

70-метровая Super Heavy будет заправляться 3400 тоннами охлажденного до жидкого состояния металокса, питающего 28 двигателей "Раптор" (в процессе конструирования их количество несколько раз менялось).

Совокупная тяга составит 72 меганьютона. Этого достаточно для выведения на низкую околоземную орбиту груза в 100 или, возможно, даже 150 тонн.

Super Heavy превышает мощностью самый тяжелый на данный момент носитель "Сатурн-5", отправлявший в полет "Аполлоны" во время лунных миссий 1960, 1970-х годов.

Как он летает?

После старта и выхода на запланированную орбиту верхняя ступень продолжит полет, а Super Heavy отделится, перевернется и начнет возвращение на Землю.

По мере снижения носитель выпустит с боков стальные решетчатые стабилизаторы, напоминающие формой картофельные чипсы. С их помощью ракета нацелится на площадку, с которой взлетела.

Ранее предполагалось, что в последний момент Super Heavy снова включит двигатели и произведет мягкую посадку на шесть выдвижных стальных "ног". Таким образом приземлялись на наземные и морские площадки первые ступени ракет Falcon 9, также созданных SpaceX.

Автор фото, SpaceX

"Старшип" после отделения от ракеты-носителя Super Heavy

Но недавно Илон Маск написал в "Твиттере", что концепция поменялась. Теперь SpaceX собирается ловить падающую Super Heavy при помощи механической руки на стартовой башне.

Стартовая башня - конструкция, обеспечивающая доступ астронавтов и технического персонала к кораблю, пока тот стоит на площадке перед взлетом. Каким будет "улавливающий механизм", и как это будет работать, нам еще предстоит узнать.

Что касается верхней ступени, до сих пор возвращающиеся на Землю космические объекты использовали парашюты либо приземлялись вертикально. Но создатели "Старшип" выбрали иной подход.

Автор фото, SpaceX

SpaceX разрабатывает также версию Starship для полетов на Луну

Корабль войдет в атмосферу под углом 60 градусов и полетит практически горизонтально, как бы готовясь сесть на брюхо. Торможение осуществляется исключительно трением о воздух. Недостаток - неустойчивость на финальной стадии путешествия.

Контролировать приземление помогут четыре стабилизатора по бокам корабля в его передней и задней части. Примерно так парашютист в свободном падении использует свои руки и ноги.

"Это нечто абсолютно отличное от всего, что было раньше: контролируемое падение, - говорил Маск в 2019 году. - Крылья самолета создают подъемную силу, а у нас, наоборот, торможение".

В непосредственной близости от Земли и при погашенной скорости "Старшип" на короткое время включит двигатели, перевернется в вертикальное положение и совершит посадку на опоры.

По словам Маска, такой же будет схема посадки на другие небесные тела, в том числе Марс.

Автор фото, SpaceX

В будущем Маск хотел бы использовать "Старшип" и для полетов на другие планеты

"Старшип" может также задерживаться на околоземной орбите для дозаправки.

Для дозаправки "Старшип" состыкуется с аналогичным кораблем, представляющим собой топливную емкость и выведенным на околоземную орбиту раньше.

"Два корабля соединятся своими хвостовыми частями, используя те же стыковочные узлы, что для совмещения ракетой-носителем перед стартом, - говорил тогда же Маск. - Процесс перекачки топлива прост. При помощи насосов мы направим поток топлива в нужную сторону".

На что способен "Старшип"?

При полете к Марсу, занимающем около девяти месяцев в одну сторону, Маск планирует разместить в предназначенном для полезной нагрузки отсеке корабля 40 пассажирских кают.

"В тесноте в каждой каюте смогут поместиться пять-шесть человек. Но я предполагаю, что их будет двое-трое, то есть в общей сложности порядка ста человек", - говорил Маск.

Понадобятся также помещения общего пользования, багажный отсек, кухня и защищенное от радиации убежище, в котором экипаж будет пережидать солнечные бури.

"Старшип" также может быть использован в ходе программы НАСА "Артемида" по обеспечению постоянного присутствия людей на Луне. В 2020 году SpaceX получила контракт с НАСА стоимостью в 135 миллионов долларов на приспособление корабля для пилотируемых лунных экспедиций.

Автор фото, SpaceX

Перед приземлением предполагается, что корабль войдет в атмосферу под углом 60 градусов и полетит практически горизонтально, как бы готовясь сесть на брюхо. Торможение осуществляется исключительно трением о воздух.

"Лунный" вариант "Старшипа" никогда не вернется на Землю, а останется на окололунной орбите в качестве парома между прибывающими на нее кораблями и поверхностью Луны. Следовательно, ему не потребуются теплозащита и "плавники", необходимые для приземления.

Беспилотная грузовая версия будет иметь огромный люк, открывающийся как крокодилья пасть. В сочетании с большой грузоподъемностью это откроет новые возможности для доставки на орбиту спутников, в частности, космических телескопов размером больше, чем "Джеймс Вебб", которому предстоит сменить знаменитый "Хаббл".

По словам Маска, его корабль может быть использован и для скоростного перемещения между двумя пунктами на Земле, и для путешествий в дальний космос, например, к газовому гиганту Юпитеру. Но последнее пока отдаленная перспектива.

Когда ждать первого полета?

За последние несколько лет SpaceX испытала несколько прототипов "Старшип" на своем частном космодроме в Бока-Чика в Техасе.

Начало положило 39-метровое "испытательное изделие" под названием "Стархоппер", сильно напоминавшее водокачку и поднявшееся на высоту 150 метров.

За ним последовали более сложные прототипы. В декабре 2020 года один из них, носивший название SN8 ("Старшип" номер 8), впервые имевший характерный конический нос и стабилизаторы, взлетел на 12,5 км, но взорвался при посадке.

По словам представителей компании, причиной стала неполадка в одном из двигателей. Корабль недостаточно погасил скорость и жесткий контакт с площадкой привел к его разрушению. В остальном полет прошел "как по учебнику" и принес много ценных технических данных.



В ночь на 10 декабря американская компания SpaceX провела испытание прототипа космического корабля Starship в "прыжке" на высоту 12,5 километра с последующей посадкой, которая окончилась взрывом. Трансляция испытания прототипа SN8 велась на YouTube-канале SpaceX. Запуск удалось осуществить со второй попытки - сутками ранее старт ракеты был автоматически отменен в последнюю секунду из-за проблем с двигателями.

Напомним, ракета Starship разрабатывается SpaceX в качестве многоразового корабля и второй ступени для будущей сверхтяжелой ракеты, предназначенной для доставки людей и грузов на Марс. Также модифицированные версии Starship планируется использовать в программе NASA по возвращению американских астронавтов на Луну, а ранее в SpaceX обещали создать на базе Starship пассажирские ракеты для перевозок людей между отдаленными городами.

В отличие от предыдущих прототипов, SN8 был оснащен не одним, а тремя двигателями Raptor, прошедшими перед запуском несколько огневых испытаний. SN8 был запущен со стартовой площадки SpaceX в Бока-Чика (штат Техас) в 1 час 45 минут по московскому времени. После запуска прототип, по всей видимости, достиг запланированной высоты (в трансляции отсутствовали комментарии и данные телеметрии), отключил двигатели и начал снижение в горизонтальном положении при помощи аэродинамических рулей. Почти перед самой посадкой SN8 снова принял вертикальное положение, но двигатели, судя по трансляции, сработали не совсем по плану, и ракета взорвалась, врезавшись в посадочную площадку на слишком большой скорости. Это произошло через 6 минут и 42 секунды после старта. В конце трансляции в кадр попала посадочная зона с обломками SN8 - мощный взрыв не привел к заметным повреждениям площадки.

Отметим, что ранее глава SpaceX Илон Маск оценил вероятность полного успеха испытательного запуска примерно в 33%. В итоге SpaceX удалось почти полностью выполнить план испытания, и аналогичный запуск следующего прототипа вполне может оказаться более удачным.

Probably 1/3 chance of completing all mission objectives

— Elon Musk (@elonmusk) December 8, 2020

"Успешный набор высоты, переключение на верхние баки и точное управление аэродинамическими рулями до момента посадки!" - написал Маск через несколько минут после взрыва SN8. По его словам, проблема при посадке была связана с низким давлением в верхнем топливном баке, что привело к нештатной работе двигателей и помешало погасить скорость SN8 перед приземлением. Маск добавил, что инженеры собрали все нужные данные во время полета. "Марс, мы идем", - подытожил он.

Ранее наземные испытания четырех прототипов Starship закончились авариями. Во время криогенных испытаний аварии случились с прототипом Starship Mk1 в ноябре прошлого года, прототипом SN1 в конце февраля и прототипом SN3 в начале апреля. Прототип SN4 взорвался в конце мая во время очередных огневых испытаний. После этого SpaceX удалось успешно испытать прототипы SN5 и SN6 - оба смогли совершить "прыжки" на 150 метров. Также инженеры SpaceX собрали прототипы SN7 и SN7.1, которые представляли собой тестовые стальные баки. Они были планово разрушены во время криогенных тестов, призванных проверить прототипы на прочность. В настоящее время SpaceX завершает работу над прототипами SN9 и SN10.

Презентация апдейтов Starship - 11 февраля в 5:00 МСК Запуск Starlink-4.8 - не ранее 20 февраля

LC-39A (Starship Launch Pad)

Starship / Super Heavy
Все права на материалы принадлежат их авторам
All rights reserved to their relevant authors

LC-49, KSC

Денис Нырков

Фан-сообщество SpaceX и других компаний New space

Falcon 1: 5
Falcon 9: 140
Falcon Heavy: 3
Starship: 5 (суборбит.)

Запущено: 18 человек

Starlink:
- 2091 спутник запущен
- 1915 на орбите
- 1516 эксплуатируются

Starbase

Запуски

Поддержать нас

SpaceX

SpaceX запись закреплена

🦖

Двигатель Raptor 2 с серийным номером 10 на горизонтальном испытательном стенде в МакГрегоре, Техас

Ro Ne

Алексей Яковлев

На сколько же они маленькие для такой мощи,мощь при таком размере порожает.
Такого не делает некто в мире.

Илья Петровский

🚧 Перекрытия в Starbase9 - 10 февраля
🆕 Презентация апдейтов Starship11 февраля 5:00 (МСК)
🚀 Starlink-4.820 февраля
🚀 Орбитальный полёт StarshipНе ранее 28 февраля

SpaceX

SpaceX запись закреплена

✅

Заправочный "рукав" зафиксировал SH B4

Следующий шаг - установка Starship S20 на ускоритель. Это может произойти уже сегодня c 10:00 по 18:30 МСК.


Илья Моргунов

Johann Weiss


Johann Weiss

Serg Silantyev

А чопстики пролазят разве под выдвинутым QDA? Что-то кажется его надо отцеплять, поднимать старшип, и потом цеплять обратно.

Сергей Стегачев

SpaceX

SpaceX запись закреплена

📢

Boca Chica News

— На "руки" Мехазиллы установили штырьковый механизм для фиксации Starship S20, чтобы поднять прототип и установить на ускоритель

— Команды проводят тесты с "клешнёй" рукава башни обслуживания, присоединили GSE разъёмом стартового стола к SH B4, в тем временем S20 был отсоединён от наземного GSE-разъёма. У команды есть 2 дня, чтобы установить его на ускоритель
Показать полностью.

— Завершена сборка секций баков для метана и жидкого кислорода прототипа SH B7. Осталось состыковать двигательный отсек и соединить два бака прототипа

— В Бока-Чика доставлены метановые топливопроводы, один из них с оборудованием для предотвращения кавитации (ред. - процесса образования пузырьков на больших скоростях движения жидкости с их последующим схлопыванием и высвобождением большого количества энергии. Это может нанести повреждение элементам двигателей)

— Также прибыла огромная пролётная балка мостового крана для нового ангара. Сам ангар между тем получил последнюю угловую секцию 4-го яруса. Осталось собрать последний ярус этого мегасооружения.

Алексей Неберикута


Алексей Неберикута

Артём Меркушов

🙈

Если вот это должно попасть в отверстие в борту приземляющегося из космоса корабля, то у меня ОЧЕНЬ плохое предчувствие

Григорий Мясников

Ребят, то подскажет - почему S21 на той же стадии, что и S22 ( его же начали делать намного раньше. ) ?! Я вообще был уверен, что S21 фактически готов ( на уровне S20 ).

Евгений Капiтан

Григорий, работы были остановлены. Части прототипа выставлены на сборочную площадку и ждут своей судьбы. если учесть, что основная часть S22 почти готова, шансов у такой части S21 - мало

Григорий Мясников

Евгений, За что его так ? Судя по описаниям, нет такой уж принципиальной разницы ( и даже с S20 . ) - разве S22 уже с 9 движками ? Если бы успели только 1-2 начальных кольца собрать, то можно понять, а ведь собрали почти полностью - т.е. не только впустую труд и материалы, но и 3 месяца драгоценного времени псу под хвост ?! А вот-вот и S22 пойдет под нож - ведь S24 будет еще луче и т.д. бесконечно.

SpaceX

SpaceX запись закреплена

🚀

Фото запуска миссии Starlink-4.7 от SpaceX

SpaceX

SpaceX запись закреплена

🚀

Следующий запуск SpaceX, по предварительным данным, ожидается не ранее 20 февраля из Флориды. На орбиту будет запущена очередная партия спутников Starlink

Михаил Кузьмин


Михаил Кузьмин

Артур Якупов

SpaceX

SpaceX запись закреплена

Корабль Doug доставил в порт Канаверал две спасённые створки обтекателя Falcon 9 миссии Starlink-4.7

Перед нами створки, совершившие свой 4-й и 6-й полёт! Новый рекорд компании по повторному использованию створок головного обтекателя! Судя по брезенту - они в хорошем состоянии и могут быть использованы в новых миссиях.

❓

Где ступень
Показать полностью.

👀

Этим вопросом задаются сейчас все "охотники за ступенями" SpaceX. Похоже, что платформа ASOG с приключениями добирается до порта. Что произошло, пока неизвестно, но в начале флотилия направилась из района посадки на Багамы (а должна была их обойти). Корабли "спрятались" среди островов, там к ним подплывали местные катера, которые занимаются аварийными ситуациями . После более суток стоянки платформа направилась к Фрипорту (столице Багамских островов), после некоторого времени, проведённого там, она теперь движется в направлении порта Канаверал ("прижимаясь" к Флориде, что несвойственно для походов платформ).

❓

Что могло произойти

Самое банальное - плохая погода. Всё это время рядом с Канаверал стоял циклон, нагоняя ветровые волны, возможно, платформа просто пряталась от непогоды. Сейчас циклон ушёл в Атлантику и ASOG идёт домой. Однако осторожность с платформой намекает на проблемы с её грузом. Возможно, ступень снова решила "погулять" по палубе и находится на краю в опасном положении, поэтому командам нужна идеальная погода, чтобы доставить её в порт в целости и сохранности.

Так или иначе мы должны узнать, что приключилось с 1-й ступенью Falcon 9 уже на днях.

Юрий Селиверстов


Юрий Селиверстов

Артур Якупов

Артём Меркушов

SpaceX

SpaceX запись закреплена
Астроверты

Мечтаете увидеть такое же волшебное Северное сияние, как на фото?

При этом вокруг — белоснежные искрящиеся сугробы, пушистые ели с широкими игольчатыми лапами, покрытая льдом Тулома, с которой так удобно наблюдать за звездным небом. И — та-дам! — руководство готово отключать свет на всей базе по первой нашей просьбе. Чтобы никакая засветка не мешала нам увидеть всю красоту Северных сияний.

SpaceX

SpaceX запись закреплена

👨‍🚀

История про 37 кг, $50 и настоящего друга: Стал известен человек, который должен был полететь в первой частной космической миссии в истории

43-летний Хиппчен - лётчик региональной авиакомпании Delta Endeavour Air из Флориды. Он старый друг Криса Семброски, аэрокосмического инженера, который в итоге и полетел в космос в исторической миссии SpaceX в сентябре 2021 года.

Хиппчен и Семброски знакомы с колледжа, они были соседями по комнате, когда учились в Авиационном университете Эмбри-Риддла. Вместе ездили на запуски Space Shuttle и затем входили в группу специалистов, продвигающих частные космические компании. Несмотря на то, что после окончания университета они жили и работали на противоположных побережьях США, Хиппчен и Семброски продолжали обмениваться космическими новостями и увлекаться частной космонавтикой. И они оба участвовали в лотерее от Shift4 Payments, где Джаред Исаакман разыгрывал место в первой частной туристической миссии, но при этом даже не догадывались о том, что каждый из них участвует в этой лотерее!

😉

По условиям участия в ней было необходимо совершить пожертвования детской больнице St. Jude. Хиппчен сделал пожертвований на $600. Семброски на $50 (ред.- И попробуйте после этого сказать, что космос теперь не доступен каждому. Полететь на орбиту за $50. Как вам такое? ). Всего в лотерее участвовало 72 000 человек. Через какое-то время Хиппчен начал получать расплывчатые электронные письма от организаторов с просьбами узнать подробности о себе. Именно тогда он прочитал мелкий шрифт условий конкурса, который гласил "победитель должен быть меньше 2 метров ростом и весить меньше 113 кг". Хиппчен был ростом 1,8 метра и. весом - 150 кг.

Он написал организаторам, что не подходит для участия в конкурсе, полагая, что он лишь один из многих финалистов. В последовавшем шквале электронных писем и звонков Хиппчен был ошеломлён, узнав, что выиграл именно он! Однако, как аэрокосмический инженер и пилот, Хиппчен знал, что ограничение по весу связано с безопасностью кресел корабля и оно не может быть превышено: "Я пытался понять, как мне сбросить 37 кг за шесть месяцев, но оказалось, что это не самая полезная вещь в мире", — говорит Хиппчен.

В итоге командир миссии лично позвонил ему, чтобы выбрать замену. Хиппчен предложил полёт своему другу Крису Семброски - единственному человеку, который, как он думает, будет дорожить этим полётом, столько же, сколько и он сам: "Готовность Кайла подарить своё место Крису было невероятным актом великодушия", — отметил Исаакман.

В благодарность Семброски предложил Хиппчену взять в космос его личные вещи (чтобы хотя бы они побывали в космосе). Он собрал школьные и студенческие награды, капитанские погоны пилота, военную награду - "Пурпурное сердце" его двоюродного дедушки времен Первой мировой войны и всякие мелочи от своих школьных друзей. В день запуска, прежде чем сесть в корабль Crew Dragon, Семброски, следуя традиции, воспользовался знаменитым телефоном на башне обслуживания, чтобы сделать звонок перед стартом. Он позвонил Хиппчену и ещё раз поблагодарил его: "Я бесконечно благодарен тебе!", — сказал тогда ему Семброски.

Хиппчен до сих пор не посмотрел сериал Netflix о полёте миссии: "Слишком больно. Я очень разочарован. Но что есть, то есть", — говорит он.

И хотя несостоявшийся астронавт не смог увидеть Землю с орбиты, ему удалось испытать около 10 минут невесомости в специальном самолёте для её имитации. Своего рода - утешительный приз.

Не имей $50, а имей. одного хорошего друга, который поделится своей мечтой - полётом в космос.

Читайте также: