Что предполагает технология развивающего обучения эльконина давыдова в детском саду

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 18.09.2024

Последователи ученого А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин разработали психологическую теорию деятельности, в которой идеи Л.С.Выготского получили дальнейшее развитие. Реализация развивающего обучения в начальной школе была предпринята Л.В. Занковым, а в дальнейшем Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым в практике экспериментальных школ.

Способность к развитию существует в человеке с рождения. Развитие обусловлено некоторыми наследственными механизмами, однако и социальная среда является существенным фактором в формировании личности. Важное свойство личности – саморегуляция, самоуправление – влияет на процесс развития человека, который протекает в индивидуальном варианте. Процессу развития присущи стадийность и неравномерность. Возрастные изменения определяют количественные и качественные возможности развития.

В связи с разработкой теории развивающего обучения, были выдвинуты предположения, о том, что ребенок с дошкольного возраста способен овладеть многими общими теоретическими понятиями. В этой связи возможно активизировать умственное развитие через содержание учебного материала, в котором приоритет отдается повышению теоретического уровня.

Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.

Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.

Технология развивающего обучения основывается на концепциях развивающего обучения отечественных ученых (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б .Эльконин, З.И Калмыкова, Е.Н. Кабанова, Г.А .Цукерман, И.С. Якиманская, Г.К.Селевко и другие) в основе которых лежат различные аспекты развития ребенка и определенные мотивационные компоненты.

Так, например, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б .Эльконин опираются в разработке концепций развивающего обучения на познавательный интерес. И.С.Якиманская отдает приоритет индивидуальному опыту личности. Г. Альтшуллер, И. Волков, И. Иванов акцентируют внимание на творческих потребностях школьников, а Г.К.Селевко – на потребности самосовершенствования. В любом случае, технологии развивающего обучения рассматривают ребенка как самостоятельного субъекта процесса обучения, взаимодействующего с окружающим миром.

В практике школьного обучения получили наибольшее распространение технологии развивающего обучения Л.В.Занкова и Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Дидактические принципы развивающего обучения Л.В.Занкова:

- Высокий уровень сложности при быстром темпе изучения учебного материала.

- Теоретические знания играют ведущую роль.

- Содействие осознанию учащимися процесса обучения.

- Общее развитие всех учащихся.

Дидактические основы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова:

- Цель обучения – формирование теоретического мышления и сознания.

- В содержании обучения преобладает система научных понятий, основанная на общих способах учебных действий.

- Методические особенности – проблемное изложение учебного материала, использование метода учебных задач, организация коллективно-распределительной деятельности.

Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.

Давыдов Василий Васильевич - академик, вице-президент РАО, автор теории развивающего обучения, теории содержательного обобщения.

Эта технология направлена на развитие логического, теоретического мышления.

Классификационная характеристика

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: сциентистская, антропоцентрическая.

По основному фактору развития: психогенная.

По концепции усвоения: развивающая.

По ориентации на личностные структуры: операционно-мыслительные умения -СУД.

По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, гуманистическая.

По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп.

По организационным формам: классно-урочная, групповая, дифференцированная.

По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества + дидактоцентрическая.

По преобладающему методу: развивающая.

По направлению модернизации: альтернативная.

По категории обучающихся: продвинутые классы, школы.

Акцент целей

■ Формировать теоретическое сознание и мышление.

" Передать детям не столько знания - ЗУНы, сколько способы умственных действий - СУДы.

• Воспроизвести в учебной деятельности детей логику научного познания.

Гипотезы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

а) детям с дошкольного возраста доступны многие общие теоретические понятия; они принимают и осваивают их раньше, чем научаются действовать с их частными эмпирическими проявлениями;

б) возможности ребенка к обучению (и, следовательно, развитию) огромны, но не используются школой;

в) возможности интенсифицировать умственное развитие лежат прежде всего в содержании учебного материала, поэтому основой развивающего обучения служит его содержание, от которого производны методы организации обучения;

г) повышение теоретического уровня учебного материала в начальной школе стимулирует рост умственных способностей ребенка.

Особенности содержания

• Специальное построение учебного предмета, моделирующее содержание и методы научной области, организующее познание ребенком генетически исходных,

теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразования.

Теоретические знания

Развивающий характер обучения в технологии Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова связан прежде всего с тем, что его содержание построено на основе теоретических знаний. Как известно, в основе эмпирических знаний лежат наблюдение, наглядные представления, внешние свойства предметов; понятийные обобщения получаются путем выделения общих свойств при сравнении предметов. Теоретические же знания выходят за пределы чувственных представлений, опираются на мысленные преобразования абстракций, отражают внутренние отношения и связи. Они образуются путем генетического анализа роли и функций некоторых общих отношений внутри целостной системы элементов.

Содержательные обобщения. Основу системы теоретических знаний составляют содержательные обобщения. Это могут быть:

- наиболее общие понятия науки, выражающие глубинные причинноследственные связи и закономерности, фундаментальные генетически исходные представления, категории (число, слово, энергия, материя и т.д.);

- понятия, в которых выделены не внешние, предметно-конкретные признаки, а внутренние связи (например, исторические, генетические);

- теоретические образы, полученные путем мыслительных операций с абстрактными объектами.

Содержательное обобщение - постижение предмета не через его наглядное, внешнее сходство с другими, а через его скрытые конкретные взаимосвязи, через противоречивый путь его внутреннего развития.

Дидактические структуры. В дидактической структуре учебных предметов преобладает дедукция на основе содержательных обобщений.

По В.В.Давыдову, способы умственных действий, способы мышления подразделяются на рассудочные (эмпирические, опирающиеся на наглядные образы) к разумные, или диалектические.

Рассудочно-эмпирическое мышление направлено на расчленение и сравнение свойств предметов с целью абстрагирования формальной общности и придания ей формы понятия. Это мышление - начальная ступень познания, его виды (индукция, дедукция, абстрагирование, анализ, синтез и др.) доступны и высшим животным, различие только в степени (Ф.Энгельс).

Разумно-теоретическое, диалектическое мышление связано с исследованием природы самих понятий, вскрывает их переходы, движение, развитие При этом, естественно, рассудочная логика входит в диалектическую как в логику более высокой формы.

Суть теоретического мышления, по В.В. Давыдову, состоит в том, что это особый способ подхода человека к пониманию вещей и событий путем анализа условий их происхождения и развития.

Базой теоретического мышления служат мысленно идеализированные понятия, системы символов (выступающие как первичные по отношению к конкретным эмпирическим предметам и явлениям). В связи с этим способы умственных действий в технологии Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова имеют ряд характерных отличий от формально-логического истолкования.

Содержательный анализ является способом обнаружения генетически исходной основы некоторого целостного объекта; он направлен на поиск и вычленение существенного отношения среди привходящих и частных его особенностей.

Содержательное абстрагирование представляет собой выделение исходного общего отношения в данном материале и формулирование его в знаково-символической форме.

Особое значение в технологии Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова имеет действие обобщения. В формальной логике оно состоит в вычленении существенных признаков в объектах и объединении объектов по этим признакам, подведении их под общее понятие.

Эмпирическое обобщение идет от частных предметов и явлений через их сравнение к общему эмпирическому понятию.

Теоретическое, содержательное обобщение, по В.В.Давыдову, осуществляется путем анализа некоторого целого, чтобы открыть его генетически исходное, существенное, всеобщее отношение как основу внутреннего единства этого целого.

Содержательная рефлексия - поиск и рассмотрение существенных оснований своих собственных мыслительных действий.

Таким образом, содержание учебного предмета представляет систему понятии, заданных не как способ списания объекта, а как основание для его преобразования, регулирующая основа способов получения значимых результатов.

• Учебные предметы

Формирование у учащихся основных понятий учебного предмета в соответствии с этой теорией строится как движение по спирали от центра к периферии, где в центре находится абстрактно-общее представление о формируемом понятии, а на периферии это представление конкретизируется, обогащается частными представлениями и тем самым превращается в научно-теоретическое понятие.

Такое структурирование учебного материала принципиально отличается от применяемого в традиционном обучении линейного способа, когда обучение идет от рассмотрения частных фактов и явлений к их последующему обобщению на завершающей ступени обучения. Общее представление, которое возникает на завершающей ступени, не помогает учащимся в изучении частных представлений и понятий и уже не может быть развито, обогащено, так как появляется в конце цикла обучения.

Иначе происходит процесс обучения в технологии Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. На начальной ступени изучения какого-либо фундаментального понятия вводится общее абстрактное представление об этом понятии, в дальнейшем обучении оно обогащается и конкретизируется частными фактами и знаниями, служит для учащихся ориентиром для всего процесса изучения данного понятия, оно помогает осмыслить все вводимые в дальнейшем частные понятия с точки зрения уже имеющегося общего представления.

Русский язык. Единым основанием обучения русскому языку является фонематический принцип. Буква рассматривается как знак фонемы, обозначающий ряд позиционно чередующихся звуков, зависящих от определенной позиции. По звуку, представляющему фонему в сильной позиции, данная фонема обозначается буквой (содержательный анализ).

Для детей, приступающих к изучению языка, объектом рассмотрения является слово. Оно и есть содержательное обобщение, представляющее сложную систему взаимосвязанных значений, носителями которых выступают морфемы, состоящие из определенных фонем. Овладев звуковым анализом слова (содержательная абстракция), дети переходят к учебным задачам, связанным с предложениями и словосочетаниями.

Выполняя различные учебные действия по анализу и преобразованию фонем, морфем, слов и предложений, дети усваивают фонематический принцип письма и начинают правильно решать конкретные орфографические задачи (восхождение от абстрактного к конкретному).

Целостный курс русского языка выстроен в виде цепочки проблем, решение каждой из которых открывает новую проблему.

Математика. Основная задача начального курса математики состоит в том, чтобы привести учащихся к возможно более ясному пониманию концепции действительного числа.

Общим генетически исходным основанием всех видов действительного числа является понятие величины (содержательное обобщение). К его построению ведет серия учебных задач: отношение величин, абстракция числа, частные виды чисел, математические операции.

Математические понятия курса формируются по той же схеме: содержательный анализ (выделение исходного отношения), содержательная абстракция (моделирование), обобщение - понятие (преобразование модели). Параллельно арифметическим действиям вводятся графические и буквенные символы и модели.

К концу начального периода обучения применяется алгебраический способ решения задач.

Естествознание. В курсе естествознания (природоведения) для начальной школы центральными понятиями являются единство и взаимосвязь в природе, мир как окружающая человека среда, причинность явлений природы.

Предметы эстетического цикла. Главная цель - развить художественное сознание детей (эстетические чувства, вкусы, оценки, переживания, идеалы). Различные виды искусств (поэзия, музыка, живопись) имеют как специфические средства выразительности, так и общие. Общность обучения различным видам искусства основывается на развитии способностей воображения и фантазии.

Обобщение 7. Содержание развивающего обучения дидактически построено в логике теоретического мышления (ведущая роль теоретических содержательных обобщений, дедукция, содержательная рефлексия и т.д.).

Особенности методики

• Концепция целенаправленной учебной деятельности (ЦУД)

Распространено мнение, что участие ребенка в учебном процессе и есть учебная деятельность. Это то, что ребенок делает, будучи на уроке. Но с точки зрения теории Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова это не так.

Целенаправленная учебная деятельность (ЦУД) отличается от других видов учебной деятельности прежде всего тем, что направлена на получение не внешних, а внутренних результатов, на достижение теоретического уровня мышления.

ЦУД - особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения (рис. 17).

Признаки (особенности) ЦУД

1. Наличие у ребенка внутренних познавательных мотивов, идущих от по знавательных потребностей.

Выполняя одну и ту же деятельность, ученик может руководствоваться совершенно разными мотивами: обеспечивать свою безопасность; угождать учителю; исполнять обязанности (роль) или искать ответ на собственный вопрос. Только наличие мотива последнего типа определяет деятельность ребенка как целенаправленную учебную - ЦУД.


Функциональное обучение -


Развивающее обучение - есть


нет ЦУД


Ребенка учат решать задачи


Ребенка учат ставить цели по са-


Состояние обучаемого индивида


Состояние учащего себя субъек-

3. Позиция ребенка как полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все этапы: целеполагание, планирование, реализацию цели и анализ (оценку) результата.

4. Направленность на усвоение теоретических ЗУН, СУД, поиск и по строение оснований действий, овладение общими принципами решения задач определенного класса.

ЦУД не тождественна активности. Активность может существовать на уровне операций (система программированного обучения), в данном же случае активизируется поиск обобщенных способов действий, отыскание закономерностей, принципов.

5. Ученик ставится в положение исследователя-творца. Ведь для того чтобы он мог овладеть принципом, открыть его, надо провести исследование. В этом смысле ЦУД представляет собой аналог исследовательской деятельности (квазиисследовательская, квазихудожественная). Все правила и законы выстраиваются ребенком собственноручно.

6. Рефлексивный характер рассмотрения оснований собственных действий. Опыт творческой рефлексии является основополагающим элементом в формировании личности.

Пример. Что такое рефлексивная учебная деятельность, можно проиллюстрировать следующим тестом. Попробуйте вставить пропущенные знаки арифметических действий: -, +, х, :, ( ) в левую колонку.

В правой колонке даны решении. Одни получают их способом подстановки, другие будут искать принцип решения. Тест точно показывает, возникает ЦУД или нет. Если был поиск принципа, значит, имелась ЦУД.

ЦУД - это деятельность, в которой ребенок становится субъектом учения, деятельность по самоизменению. Организовать ее - основная и наиболее сложная методическая задача учителя. Она решается с помощью различных методов и методических приемов: проблемного изложения, метода учебных задач, коллективных и групповых методов, новых методов оценивания результатов и др.

Обобщение 8. Развивающее обучение осуществляется как целенаправленная учебная деятельность, в которой ребенок сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает.

• Проблематизация

Проблемное изложение (проблематизация) знаний. Учитель не только сообщает детям выводы науки, но по возможности ведет их по пути открытия, заставляет следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска. Это соответствует природе мышления как процесса, направленного на открытие новых для ребенка закономерностей, путей решения познавательных и практических проблем.

• Метод учебных задач

Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию. Это незнание, столкновение с чем-то новым, неизвестным, но решение учебной задачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач.

Учебная задача решается школьниками путем выполнения определенных действий:

принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи;

преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;

моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах;

построение системы частных задач, решаемых общим способом;

контроль за выполнением предыдущих действий;

оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.

Моделирование

Решить задачу теоретически - значит решить ее не только для данного частного случая, но и для всех однородных случаев. При этом большую роль играет моделирование в предметной, графической или знаковой форме способа решения задачи. Учебной моделью можно назвать такое изображение, которое фиксирует всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальнейший анализ.

Поскольку в учебной модели изображается некоторое всеобщее отношение, найденное и выделенное в процессе преобразования условий задачи, то содержание этой модели фиксирует внутренние характеристики объекта, наблюдаемые непосредственно. Таким образом учебная модель выступает как продукт мыслительного анализа, затем сама может являться особым средством мыслительной деятельности человека.

Далее, опираясь на него, учащиеся строят систему частных задач, решаемых общим способом, и выводят многообразные частные особенности данной учебной задачи (восхождение от абстрактного к конкретному). И, наконец, весь ход решения задачи подвергается рефлексии.

Обобщение 9. Развивающее обучение осуществляется путем решения учебных задач.

• Коллективно-распределенная деятельность

Обобщение 10. Развивающее обучение — это коллективная мыследеятельность,, диалог-полилог, деловое общение детей.

• Оценивание

В отличие от традиционной технологии развивающее обучение предполагает совершенно иной характер оценки учебной деятельности. Качество и объем выполненной учеником работы оценивается не с точки зрения ее соответствия субъективному представлению учителя о посильности, доступности знания ученику, а с точки зрения субъективных возможностей ученика. В данный момент оценка отражает персональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности. Поэтому, если ученик работает на пределе своих возможностей, он непременно заслуживает высшей оценки, даже если с точки зрения возможностей другого ученика это весьма посредственный результат. Ибо здесь важны не пятерки сами по себе, а пятерки как средство, стимулирующее исполнение учебной

Позиция ученика: субъект познания; за ним закрепляется роль познающего мир (в специально организованных для этого условиях).

Технология Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова опирается на познавательную мотивацию деятельности, поэтому она дает наилучшие результаты в начальной ступени обучения.

Примечание. В стране имеется несколько исследовательских центров, ведущих экспериментальную разработку содержания и методов развивающего обучения на основе идей Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова:

Московская лаборатория НИИ психологии РАО, экспериментальная школа № 91;

Томская экспериментальная площадка;

Саратовский центр развивающего обучения.

Литература

Готовность детей к школе / Под ред. В.В.Слободчикова. - 1992; Ветер А.Л., Цукер-ман Г.А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. - 1991; Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство в системе развивающего обучения. - 1992; Кудина Т.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла. - 1993; Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? - 1993; Александрова Э.И. Методика математики, 2 класс. Книга для учителя. - 1991; Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах. -1992; Левин В.А. Методика литературы в начальной школе. Вып. 1,2.-1992.

Теория деятельности (о психологическом развитии детей разного возраста), основоположником которой стал советский психолог, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР Д. Б. Эльконин, а впоследствии продолжена и развита его последователем, академиком В. В. Давыдовым, легла в основу создания учебных программ и предметных учебников, которые до сих пор используются в общеобразовательных школах.

Методики раннего развития: система Эльконина-Давыдова

Дети, рожденные в 80-е годы прошлого столетия, начинали учить азбуку в трехлетнем возрасте, играя в кубики. Современные малыши учатся читать, ходить и говорить, одновременно осваивая азы компьютерной грамоты, и их интерес к окружающей действительности намного шире.

Педагогическая наука и практика должны шагать в ногу с эволюцией – это непреложный факт. Однако только немногим ученым в этой области удалось разработать методику развития детей, ставшую основой школьных учебников на несколько десятилетий вперед и не потерявшую своей актуальности в эпоху цифровых технологий. Одной из таких методик является система Эльконина-Давыдова, о которой мы сегодня поговорим.

Несколько слов об авторе методики

Выдающийся советский психолог, Дмитрий Борисович Эльконин (1904-1984 г.г.), посвятил свою жизнь изучению факторов, влияющих на развитие детей в процессе игры. Его научная деятельность тесно переплеталась с практической педагогикой. Ученого интересовали условные рефлексы и нервная система человека: эти темы легли в основу его первых научных монографий, которые писались под руководством одного из основателей советской психологии – М. Я. Басова.

Много научных работ Д. Б. Эльконина было посвящено проблемам возрастной психологии и психодиагностики, которыми он занимался с Л. С. Выготским и его известными учениками – А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным, А. В. Запорожцем, А. Р. Лурией (один из основателей советской нейрохирургии).

Д. Б. Эльконин, опираясь на идеи Л. С. Выготского, разработал систему развивающего обучения, которая была признана не только в советской педагогике, но и во всем мире. Суть его работы об историческом развитии детства доказывает, что каждый ребенок развивается внутри общества, под влиянием исторических процессов, культуры и искусства, этнических особенностей и т.д. Эта теория ценна тем, что она стала толчком для развития новых форм и содержания, а также индивидуального подхода в обучении.


Прогрессивные взгляды Д. Б. Эльконина в период второй волны политических репрессий (1949 – первая половина 1953 г.г.) были подвергнуты резкой критике, и более сурового наказания ученому удалось избежать лишь из-за смерти И. В. Сталина.

Ученому вернули докторскую степень и звание члена-корреспондента АПН СССР, и он до конца жизни (1984 г.) работал в РГПУ им. А. И. Герцена и преподавал психологию в МГУ.

Не менее бунтарским духом и прогрессивными взглядами на педагогику обладал последователь и ученик Д. Б. Эльконина – В.В. Давыдов (1930 – 1998 г.г.), советский педагог и психолог, доктор психологических наук, академик РАО, лауреат премии им. К. Д. Ушинского. Ему удалось воплотить идеи своего учителя, сломать старую систему обучения, основанную на эмпирическом мышлении, которая стала малоэффективной в условиях стремительно надвигающейся эпохи цифровизации.

В.В. Давыдов так же, как его учитель, подвергался политическому давлению за резкую критику устаревших догм советской педагогики, был отстранен от работы, исключен из партии и лишен возможности работать в экспериментальной школе, где на практике проверялась теория Д. Б. Эльконина и создавались новые развивающие программы обучения. Однако вскоре, через 3 года (1986 г.), его разработки признали лучшим достижением советской педагогики и В. В. Давыдов был восстановлен в должности и в партии, благодаря чему смог продолжить работу. С 1991 г. и до самой смерти академик работал Научном Совете по философии образования при РАО.

Особенности методики Эльконина-Давыдова

Методика развивающего обучения, созданная выдающимися советскими учеными, в 1996 году была признана новой государственной системой. Ее задачи четко сформулированы в логической последовательности:

  • Отказ от эмпирического подхода (только на основании увиденного и услышанного ребенком) в процессе обучения и создание условий для формирования у младших школьников умения видеть ближайшую перспективу, мыслить абстрактными категориями, позволяющими развить логику и приучить к самостоятельной деятельности;
  • Важной особенностью методики является особая технология оценивания результатов учебной деятельности без применения фиксированных оценок. Такой подход позволяет избежать дополнительной психологической нагрузки у ребенка, боязни высказывать собственное суждение, даже если оно ошибочно. Учитель оценивает знания по итогу. Детям в конце урока предоставляется возможность провести самооценку деятельности;
  • Согласно принципам методики, важная составляющая часть занятий – организация дискуссий, где каждый ученик становится активным участником обсуждения проблемы и поиска решения. Это развивает когнитивные способности детей, умение работать коллективно, способствует формированию логического мышления и самостоятельности. При такой форме проведения занятий учитель становится организатором дискуссий, лишь иногда направляет ее в нужное русло и предлагает задачи для коллективного поиска решений.

Руководствуясь этими тремя принципами, учитель создает на уроке непринужденную, творческую или исследовательскую атмосферу, в которой каждый ребенок имеет возможность раскрыться, тогда как в прежней образовательной системе центральной фигурой на уроке был учитель, а дети в тени его авторитета выполняли роль послушных исполнителей.


Как проходят занятия по системе Эльконина-Давыдова?

Теория развивающего обучения или развитие теоретического мышления вовсе не означает полного отказа от эмпирических элементов в развитии. Последние имеют большое значение для детей раннего возраста, когда мир познается через окружающие предметы и формируется речь. У младших школьников уже есть накопленный опыт, и постепенный переход к абстрактному восприятию действительности – необходимое условие развития.

Например, ученик предлагает собственный вариант решения задачи, руководствуясь ранее накопленным опытом узнавания предметов и явлений, но высказывает ошибочное суждение. В этом случае учитель просит его дать пояснения, почему он так считает.

Дальше к решению проблемы подключается весь класс, каждый из детей предлагает свои варианты ответа. Таким образом, поставленная задача выполняется коллективно, а каждое высказывание учеников, в случае неверного ответа, оценивается как степень участия в коллективной работе – не ошибка, а попытка найти нужный вариант.

Недостатки методики Эльконина-Давыдова

У родителей сохранился в памяти основной ориентир, служивший нескольким поколениям советских школьников – оценка. И они понимают, как надо реагировать, видя определенную цифру в дневнике ребенка. Новая методика смущает отсутствием баллов в дневнике: родители обеспокоены тем, что не могут проследить, чем занимается ребенок на уроке, насколько хорошо усваивает материал. А баллы в это время накапливаются на основании выполненных работ, учитель их суммирует, но объявляет уровень успехов только по итогу изученной темы.

Развивающая программа для начальных классов, разработанная психологом Д. Б.

Элькониным и педагогом-психологом В.В Давыдовым, начала широко применяться в школах в 80-х годах прошлого века. В 1996 г. она стала единственной подобной системой, одобренной ФГОС (федеральными государственными образовательными стандартами).

Система Эльконина-Давыдова особенности

Особенностью данной методики является активное участие ребенка в образовательном процессе, в котором учителю отводится вспомогательная и направляющая роль. Основная форма обучения – дискуссии и исследования. Ребенок на уроке самостоятельно учится ставить цели и задачи, а потом экспериментальным или логическим путем искать ответы.

Рассмотрим другие особенности системы Эльконина-Давыдова, ее цель и задачи, а также достоинства и недостатки.

Цель и задачи методики

Методику Эльконина-Давыдова в системе образования называют прогрессивной. Она предполагает создание на уроке благоприятной психологической среды для обучения и всестороннего развития ребенка.

Основная цель данной системы – научить детей самостоятельно ставить перед собой задачу, искать пути ее решения и анализировать ответы.

Задачи методики Эльконина-Давыдова:

  • пробудить в ребенке потребность учиться и самосовершенствоваться;
  • вызвать желание получать, а также углублять знания (оно должно стать таким же естественным, как голод или жажда).

Предполагается, что эта потребность должна зародиться в начальной школе и развиваться в средних и старших классах.

Перед педагогами ставится ряд задач.

Как проходит обучение

Как проходит обучение по системе Эльконина-Давыдова

  1. Разделив школьников на группы, учитель ставит перед классом задачу и предлагает каждой группе найти решение. Основные формы поиска ответа – дискуссия и практические эксперименты.
  2. Учитель помогает классу с помощью наводящих вопросов. Такой вид диалога помогает школьникам придумывать множество вариантов решения задачи, а затем аргументировано доказывать свой ответ.
  3. В процессе обсуждения педагог может намеренно ошибаться. Однако ученики должны заметить его ошибку. Это помогает детям развивать критическое мышление и понимать, что любая информация нуждается в проверке.
  4. На уроках часто используются сюжетные, ролевые или дидактические (предназначенные для обучения) игры, что способствует развитию фантазии и творческого мышления школьников.
  5. Первым оценивает результат своей работы ребенок (самостоятельно!), затем это делает преподаватель.
  6. Методика рекомендует свести к минимуму домашние задания, так как предполагается, что все необходимые знания ребенок получает в процессе обучения.

Система оценок

Вместо дневников родители могут посмотреть портфолио с работами ребенка, рекомендациями и замечаниями педагога.

Плюсы методики

Плюсы методики обучения по системе Эльконина-Давыдова

  1. Дети, обучающиеся по системе Эльконина-Давыдова, имеют глубокие знания, широкий кругозор, развитое креативное и критическое мышление, а также навыки успешной работы в команде.
  2. Вместо того чтобы гнаться за высокими оценками, дети стремятся получить новые знания. Они учатся обрабатывать информацию, выделять главное и аргументировать свою точку зрения.
  3. Школьники не получают готовые знания от учителя, они учатся самостоятельно находить ответы и понимать принципы решения задач.
  4. У детей, обучающихся по данной системе, лучше развито нестандартное мышление.
  5. Методика учит школьников анализу информации, самоанализу и самокритике.
  6. Отсутствие оценок избавляет неокрепшую психику детей от лишнего стресса.

Минусы методики

Несмотря на то, что методику Эльконина-Давыдова называют гениальной, у нее имеются и недостатки.

  1. Система рассчитана только на начальную школу. Дальше ребенок будет учиться по традиционной программе.
  2. В первом классе предполагается изучение строения языка и происхождения чисел, что сложно воспринимается ребенком в этом возрасте. Однако знание данных правил, понимание их принципов и т.д. значительно упрощает учебу в дальнейшем.
  3. При смене школы дети, проходившие обучение по другой программе, тяжело адаптируются к процессу обучения по системе Эльконина-Давыдова.
  4. Результаты методики во многом зависят от компетентности учителя и его понимания данной системы.
  5. Отсутствие оценок и дневников негативно воспринимается некоторыми родителями.

Тестирования показали, что методика Эльконина-Давыдова подходит каждому ребенку. Детям нравится такой процесс обучения, и они легко усваивают учебный материал.

Чтобы приступить к обучению по системе Эльконина-Давыдова, не нужно проходить вступительные испытания.

Читайте также: