Какие растения выращивали дьяковцы

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

Культура раннего железного века. Название дано по городищу у с. Дьяково, расположенного вблизи Коломенского (См. Коломенское), которое было исследовано в 1864 Д. Я. Самоквасовым и в 1889—90 В. И. Сизовым.

Датировка: В последнее время Дьяковская культура датируется VI-IV/V вв. н.э. Наиболее активная жизнь на поселениях дьяковской кульутры относится к V в до н.э. – IV в. н.э.

География: Волго-Окское междуречье и Верхнее Поволжье. (Обитали в пределах верхнего течения Волги, Оки и в пределах Валдайской возвышенности) на территории Московской, Тверской [1] , Вологодской [2] , Владимирской, Ярославской и Смоленской [3] областей.

Этническое происхождение: население было изначально финно-угорским, затем наслаивается балтский эдемент в результате продвижения балтских племен с запада на восток. Поэтому культура делится на восточный регион, где преобладает финно-угорское население, и западное, где бл значителен балтский компонент.

Создатели дьяковской культуры были предками мери и веси – финно-угорских народов раннего Средневековья. На финальной стадии своего существования дьяковцы вступили в контакт со славянами, пришедшими на Волго-Окское междуречье.

Дьяковская культура (как и городецкая) была потомком культуры текстильной (иначе сетчатой) керамики района Волго-Окского междуречья и Верхней Волги, существовавшей в эпоху поздней бронзы; оттуда дьяковцы (а ранее их предки — носители текстильной керамики) двинулись по берегам рек на запад [6] [7] [8] Хотя вполне обоснованной выглядит версия о славянском происхождении, как минимум, части дьяковских памятников — главным образом, на Верхней Волге [9] . Двигаясь на запад, дьяковцы сменили абашевскую [10] и остатки фатьяновской [11] ) культуры, причём археологические источники свидетельствуют об ожесточенной борьбе между дьяковцами и последними фатьяновцами [12] . Вытеснение финскими пришельцами раннескотоводческих (очевидно индоевропейских по языку) племен объясняется, возможно, тем, что у пришельцев были более гибкие формы хозяйства с использованием земледелия, тогда как раннескотоводческие племена переживали кризис из-за неблагоприятных для скотоводства климатических изменений [7] .

Дьяковская культура известна почти исключительно по поселениям. Известно около пятисот селищ и городищ, погребальные же памятники исследованы недостаточно. Основная информация получена от городищ (известно около двухсот), которые чаще всего находятся на естественно укрепленных местах – мысах у слияния рек и между оврагами. Площадь невелика, но густо заселены.

Хозяйство: земледельческо-скотоводческий уклад при существенной роли охоты и рыболовства. Доказательствами наличия земледелия являются серпы, мотыги и (ближе к концу существования) зерна (просо, ячмень, пшеница и др.) Скотоводство – кости свиней, коров, лошадей (в позднее время исп. Для верховой езды) , об охоте – кости пушных зверей(использовались стрелы с тупым наконечником, чтобы не портить шкурку бобра, куницы, лисы и др., о металлургии (черной и цветной) – тигли, льячки, крицы.

В совершенстве была развита костяная индустрия ( производились орудия труда, рукояти ножей, гарпуны, зооморфные изображения, наконечники стрел и др.) На рубеже эр меньше костяной индустрии больше металла, в основном железа. Особенно много серпов и ножей. Применяется и бронза.

Возможные древние этнонимы создателей дьяковской ( по другим версиям, ананьинской и городецкой культур) – иирки и фиссагеты, интересное описание которых как лесных охотников встречается впервые в V в. до н.э. у Геродота.

Дьяковцы жили родовым строем. Каждый род, состоявший из нескольких больших семей и насчитывавший в среднем около сотни человек, жил в особом городище; стада скота, содержавшиеся в общем загоне, составляли родовую собственность и главное родовое богатство. Имущественной дифференциации не наблюдается. По всей видимости, группа из нескольких родовых общин составляла племя.

С середины I тыс. н. э. дьяковская культура приходит в упадок, и археологические свидетельства её исчезают в VIII в. При этом никаких признаков внешней катастрофы (вражеское нашествие и т. п.) не наблюдается.

Завтра мы начнём публиковать цикл лекций ведущих современных исследователей Дьяковской археологической культуры – народа, жившего на территории современной Центральной России с VII века до н. э. до VII века н. э. В преддверии этого события главный редактор журнала Proshloe Михаил Родин побывал в экспедиции директора Коломенского археологического центра Александра Сыроватко, чтобы понять, как добываются знания о дьяковцах.

Ёжащиеся от утреннего холода и ветра археологи торопятся накрыть раскоп большими палатками. Моросящий дождь с минуты на минуту грозит превратиться в ливень, который вмиг размоет погребения – главную цель этой экспедиции.

Пока сверху устанавливают каркасы и натягивают на них тенты, я спускаюсь в раскоп глубиной около двух метров, чтобы рассмотреть, что же ребята так старательно пытаются спасти… И ничего не вижу. Пять лет подряд, пока учился в университете, я ездил в археологические экспедиции, копал и курганы, и грунтовые могильники. Поэтому знаю, как должно выглядеть погребение, но здесь ничего похожего я не вижу. Просто пятно жирной почвы, по которому разбросаны миллиметровые обломки косточек и кусочки угля. В археологии старые ямы проявляются как пятна в почве более тёмного цвета. Их видно на срезе и в горизонтальной, и в вертикальной проекции. Так вот, здесь передо мной – просто яма с мутными краями, заполненная каким-то мусором.

Так же, видимо, думали многие поколения археологов, натыкаясь на этот тип погребения. Его содержимое просто выкидывали в отвал. Поэтому мы до недавнего времени так мало знали о погребальном обряде дьяковцев. Казалось, что этот народ в течение тысячи лет не хоронил своих мертвецов.

Рядом со мной на бровке сыплет шутками и бесконечными байками Александр Сыроватко – один из тех людей, кто прямо сейчас восстанавливает для нас судьбу целого народа, которого совсем недавно просто не было на исторической карте России.


Александр Сергеевич Сыроватко, кандидат исторических наук, директор Коломенского археологического центра

За последние 150 лет археологи неплохо изучили быт и хозяйство дьяковцев, но очень мало могли рассказать об их погребальном обряде. Куда они девали своих мертвецов, оставалось загадкой: могил просто не было. За весь двадцатый век археологам удалось найти всего несколько пятен золы вперемешку с косточками, которые интерпретировались как погребения. Но в последние годы всё изменилось. Накопив громадный опыт и поняв, как должны выглядеть погребения дьяковцев, археологи начали находить их одно за другим. Ювелирная точность при расчистке, скрупулёзная фиксация находок и новые антропологические методы при анализе микроскопических косточек позволили реконструировать обряд.

По гипотезе одного из ведущих современных исследователей дьяковской культуры Николая Кренке, они хоронили своих мертвецов следующим образом. Труп прикапывали в землю до тех пор, пока кости не отчистятся от мяса, затем их собирали и сжигали на погребальном костре, и только после этого окончательно захоранивали. Причём хоронили или просто поставив сосуд с костями на землю, или едва его прикопав, оставляя прах практически на поверхности. Современному человеку такой обряд кажется неоправданно сложным и немного жутковатым. Однако эта версия объясняет, почему от погребений почти ничего не остаётся.

В первую очередь в глаза, конечно, бросаются тахеометры. Этот прибор изобрели в 80-х годах прошлого века, чтобы упростить работу геодезистов и строителей, но для археологов он открыл новый мир. Его применяют на многих раскопах, однако здесь дело в скрупулёзности подхода. При помощи лазера археологи с точностью до миллиметра фиксируют координаты каждой мельчайшей косточки. Тахеометр запоминает их и позволяет создавать на компьютере трёхмерную модель погребения. Позже, изучая в лаборатории эту картинку, можно восстановить судьбу многострадальной горстки костей: как она располагалась изначально, как её растащил плуг средневекового земледельца и так далее.

Но это чисто археологические методы. Все материалы на раскопе тщательно упаковываются для того, чтобы передать их на анализ специалистам естественнонаучных отраслей. Кости изучаются антропологами, которые могут выдать массу информации даже из мельчайших образцов. Например, по цвету и характеру растрескивания определить – горела эта кость в составе ещё свежего трупа или уже разложившегося, лишившегося плоти.

Работая со шлифами, почвоведы способны понять, в какое время года было совершено погребение, как долго оно находилось на поверхности земли, в каком состоянии были кости в момент захоронения и так далее.

Эта культура существовала больше тысячи лет. Эти люди жили одновременно с Геродотом и Тацитом. Дьяковцы застали и Александра Македонского, и Цезаря, пережили и расцвет скифов, и закат сарматской культуры. Но им не повезло: они жили вдалеке от центров цивилизации того времени, поэтому никто не рассказал нам об их судьбе; нам неизвестно даже то, как называл себя этот народ. Но благодаря археологии с каждым днём мы узнаём всё больше и больше об их быте и культуре. И это удивительное достижение современной науки – мы можем воскрешать историю народов, которая, казалось бы, была потеряна навсегда.

Хотя для профессиональных археологов и историков это не секрет, многие не знают, что Коломенское скрывает в себе городища, селища и капища финно-угорских народов, живших на территории Москвы задолго до прихода сюда славян. В раннем железном веке все Подмосковье было занято племенами дьяковской культуры, которых считают предками финно-угорского племени меря, известного из древнерусских летописей. Культура их собственных предков была названа по древнему селу Дьяково, располагавшемуся на территории современного парка Коломенское. А сами финно-угры скорее всего были ассимилированы славянами и вошли в состав русского народа,

Бронзовые украшения с эмалью III-IV веков н.э. из раскопок на Дьяковом городище в 1981-87 годах. (Рисунок – Н.А. Кренке).

Бронзовые украшения с эмалью III-IV веков н.э. из раскопок на Дьяковом городище в 1981-87 годах. (Рисунок – Н.А. Кренке).

Впоследствии была выделена целая культура железного века, которой городище в Коломенском дало свое название. Дьяковская культура существовала в верховьях Волги и Оки со второй половины I тыс. до н.э. до V-VI веков н.э. Ее представители занимались скотоводством, земледелием, охотой, рыбалкой, выплавкой металла и пр. Археологами найдены в основном городища и селища дьяковцев, в меньшем количестве – их могильники. Хорошо исследованными считаются такие городища, как Щербинское, само Дьяковское (или Дьяково), Троицкое. Городища обычно расположены на возвышенных мысах коренного берега и высоких террас, а с напольной стороны защищены рвами и валами.

Носители дьяковской культуры вместе с представителями городецкой культуры, которых считают предками муромы, мещеры и мордвы, происходили от племен позднего бронзового века культуры сетчатой керамики Окского междуречья и Верхней Волги. (Ранее последние мигрировали на территорию Центральной России со стороны Уральских гор). Интересно, что если население ранней дьяковской культуры считают чисто финно-угорским, то позднедьяковское – смешанным балто-финно-угорским. Если проводить аналогии с современностью, это были своего рода древние латыши (этот народ также в значительной мере представляет собой смесь балтов и финно-угров), только жившие очень далеко от моря.

Дьяково городище на фрагменте карты памятников железного века на территории Москвы. Оранжевыми оттенками выделена территория интенсивного освоения людьми к этому периоду. (Карта – Н.А. Кренке).

Дьяково городище на фрагменте карты памятников железного века на территории Москвы. Оранжевыми оттенками выделена территория интенсивного освоения людьми к этому периоду. (Карта – Н.А. Кренке).

Помимо Московской области, дьяковская культура в период примерно с VII века до н. э. до V века н.э. охватывала соседние области: Тверскую, Владимирскую, Ивановскую, Ярославскую, Смоленскую. Считается, что дьяковцы вошли в конфликт и вытеснили ранее проживавшие здесь племена фатьяновцев – индоевропейцев, рано отколовшихся от массива племен, из которых позже выделились балты, славяне, германцы и пр. Но не исключено, что дьяковцы смешались с фатьяновцами, также иногда считающимися протобалтами (предками восточных балтов). В более дальней перспективе можно сказать, что самыми первыми жителями Московской области не были ни дьяковцы, ни фатьяновцы: например, на территории современного парка Коломенское люди селились еще с мезолита.

Вид с Дьякова городища на Москва-реку и центральную часть парка Коломенское, где ранее существовало одноименное село, также возникшее на основе дьяковских поселений. (Фото автора).

Вид с Дьякова городища на Москва-реку и центральную часть парка Коломенское, где ранее существовало одноименное село, также возникшее на основе дьяковских поселений. (Фото автора).

В более позднее время местные славянские жители воспринимали финно-угорские городища как обиталище языческих духов, откуда и появлялись характерные названия вроде Чертова городка (о нем см. ниже). Так, по свидетельству одного из основателей Исторического музея И.Е. Забелина, еще на рубеже XIX-XX веков весной в Коломенском местные селяне собирались на Дьяковом городище для хороводов и прочих обрядов.

Дьяковский ручей протекает в глубоком овраге, защищающем городище, как и откос со стороны берега Москва-реки. (Фото автора).

Дьяковский ручей протекает в глубоком овраге, защищающем городище, как и откос со стороны берега Москва-реки. (Фото автора).

Дьяковцы обычно строили небольшие городища площадью 1000-3000 кв. м в местах, где в крупную реку впадает небольшая речка или ручей, образуя треугольный мыс: такое городище было и на месте Московского Кремля. Сначала городища укреплялись только рвом и частоколом с напольной (открытой) стороны. С IV века до н.э., когда большее распространение получило железо и участились военные столкновения с целью грабежа, городища обносятся новыми валами, а с напольной стороны - двумя рядами валов со рвом между ними. На территории современного Кунцево было найдено дьяковское городище, окруженное тройной линией валов и частоколов. В одном городище могло жить 50-200 человек.

Вид на остатки вала Дьякова городища с проходом к Москва-реке. Здесь выгоняли наружу скот для выпаса в речной пойме, где существовало селище, названное археологами Дьяково-пойма, а также проходили к лодкам на реке и бывшему дьяковскому селищу, известному у местных жителей как Чертов городок.

Вид на остатки вала Дьякова городища с проходом к Москва-реке. Здесь выгоняли наружу скот для выпаса в речной пойме, где существовало селище, названное археологами Дьяково-пойма, а также проходили к лодкам на реке и бывшему дьяковскому селищу, известному у местных жителей как Чертов городок.

Для дьяковских поселений характерны находки бронзовых украшений, а также глиняных грузиков, пряслиц, шариков. На Дьяковом городище были обнаружены глиняные литейные формы для гладких браслетов и булавки с двуспиральным навершием. Булавки этого типа имеют аналоги в древностях конца II тыс. до н.э. – VII века до н.э. Восточной Европы и Северного Кавказа.

Ранние дьяковцы жили в полуземлянках, отчасти напоминающих саамские домики или жилища вятичей. Затем у них появились углубленные в землю длинные дома площадью 50-70 кв. м, очень похожие на те, что были характерны для германских народов. Так, на Дьяковом городище были обнаружены следы дома длиной 15 м и шириной 3,5 м, вмещавшего большую семью. В последние века существования дьяковской культуры на смену длинным домам пришли небольшие (площадью около 20 кв. м.) квадратные в плане постройки из бревен на опорных столбах, напоминающие современные финские лааву (лабазы).

Реконструкция финно-угорского жилища в Дарвиновском музее в Москве. Вспоминается шутка: - А правда, что у вас медведи по дорогам ходят? – Неправда, нет у нас никаких дорог!

Реконструкция финно-угорского жилища в Дарвиновском музее в Москве. Вспоминается шутка: - А правда, что у вас медведи по дорогам ходят? – Неправда, нет у нас никаких дорог!

Иначе как вятичи могли бы перенять у финно-угров обычай употребления в пищу конины? Более того, антропологический тип вятичей был весьма близок к финно-угорскому, так что многие палеоантропологи считают, что эти два типа племен постепенно сливались в один народ. (Хотя некоторые современные сторонники ДНК-генеалогии и стараются всячески приуменьшить финно-угорский субстрат в русской нации).

Н.А. Кренке полагает, что Дьяково городище, Царицыно-1 и соседние городища и селища дьяковцев составляли единую поселенческую структуру. (На селище Чертов Городок возле Дьякова городища была обнаружена текстильная керамика возрастом около 3000 лет, совпадающая по манере исполнения и датировке с аналогичной керамикой из селения Царицыно-1, а также из находок на Верхней Волге и в Мещере).

Кому интересно: в рамках фестиваля "Золотая осень" (Москва, 4-13 октября) на Святоозерской улице в Косино будет представлена реконструкция финно-угорского городища дьяковской культуры. Информация здесь .

О курганах вятичей на территории московского парка Царицыно читайте здесь .

О культуре бронзового века Вилланова и ее носителях - загадочном народе этрусков на территории современной Италии читайте здесь .

Дьяковская культура


Текстильной её прозвали за отпечаток грубой ткани, на которой во время лепки раскатывали глину, и которая служила как бы внешним каркасом сосуда, удерживая глину в процессе высыхания. Именно по наличию этой самой текстильной или сетчатой керамики современные археологи определяют принадлежность людей, оставивших археологический памятник, к древним фино-уграм.

Подчиняясь какой-то неведомой, но очень великой сверхидее эти племена мощным потоком хлынули в Волго-Окское междуречье. В то время здесь вели пасторальное существование потомки некогда могучих, враждовавших сообществ: волосовцев и фатьяновцев. Весело ассимилируя друг друга, они лишь время от времени вспоминали свою былую ратную славу и выходили порезвиться-потешиться в редких схватках с обнаглевшими соседями, потомками абашевцев и поздняковцев, в силу той же страсти к приключениям, забредавшим на чужие территории. Что поделаешь – видать местность здешняя, природа и населяющие ее духи со временем превращают любой энергичный и воинственный народ в задумчивых созерцателей, знающих при этом толк в истинных удовольствиях, то есть в Москвичей.

G.Rosinski

G.Rosinski

Так и жили дьяковцы, крепя обороноспособность и сохраняя бдительность. Несмотря на это, их неприступные городища регулярно уничтожаются пожарами. Некоторые после этого отстраиваются вновь, некоторые прекращают свое существование на долгие столетия. Так, например, основополагающее и культурообразующее Дьяково городище горело по-крупному около шести раз.

G.Rosinski

Жили дьяковцы лесным скотоводством, охотой и рыбалкой. В последнее время многие зоологи пытаются по костным остаткам, найденным на дьяковских поселениях, определить наиболее популярного дикого зверя того времени. На сегодняшний день лидирует бобр. А чем плохо – и упитанный, и шкура весьма полезная.
Время, в которое появились дьяковцы на нашей земле, не зря называется ранне-железным веком. Дьяковцы тоже худо-бедно занимались выплавкой железа из местных болотных руд. Однако, рискну высказать свое мнение – делали это в самом крайнем случае, предпочитая металлу более доступную и привычную кость. Даже в позднее время железные предметы у дьяковцев имели типичную форму своих костяных прототипов.

На рубеже эр, в годы, когда в далекой Палестине происходили события, красочно описанные евангелистами, на наших холмах настала долгожданная стабильность и процветание. По Москве-реке, в то время, видимо, уже получившей свое нынешнее имя, то и дело пробирались к нам хитрованы-купцы, спекулирующие заманчивыми античными штучками в обмен на местные меха и другие дары природы. Надо сказать, что дьяковцы были достаточно разборчивыми ценителями прекрасного и зачастую выменивали очень достойные произведения искусства. Красноречивое тому подтверждение — античная камея, найденная в середине 90-х в Мякинино, при археологических раскопках на месте будущего метромоста.

Дьяково 73

И вот мы подходим к самому интересному. К тому, во что верили дьяковцы, как общались с Духами Наших холмов, как провожали в их мир своих братьев.
Известно, что самыми информативными памятниками какой-либо археологической культуры являются захоронения ее представителей. Дьяковская культура в этом смысле исключение. До недавних пор не было найдено ни одного погребения дьяковцев. Какими только предположениями и гипотезами не пытались объяснить этот факт! Одни считали, что мертвецов привязывали в кроне деревьев, другие – что сплавляли на плотах или лодках по реке, а один особо маниакальный журналист предположил, что дьяковцы пожирали своих мертвецов… Красиво? Более чем… Но увы — скорее всего дьяковцы просто кремировали покойников в специально отведенных для этого местах, сейчас, к сожалению, ничем на поверхности земли не обозначенных, а потому для археологов весьма труднонаходимых.

Тем не менее, попытки объяснить его назначение продолжаются. Кто-то считает его вместилищем души дьяковца и в подтверждение этого сопоставляет расчетное количество дьяковцев с количеством найденных грузиков. Некоторые предполагают, что грузик клали на труп умершего соплеменника во время кремации, а потом, забрав из погребального костра, почитали его как память о покойном. Люди же приземленные пытаются найти ему какое-нибудь утилитарное применение. Но пока все варианты находятся на уровне версий…

G.Rosinski

А пока брошенные дьяковские городища зарастают бурьяном и крапивой, на западе, где-то среди Полесских болот, прощаются два брата, два славянских богатыря – Радим и Вятко. И останется Радим на Соже, и пойдут от него радимичи. А Вятко с родом своим осядет на Оке, и назовутся потомки его – вятичи. А от Оки до Наших холмов, как известно, рукой подать…

Читайте также: