Что помогло героям сохранить счастье куст сирени

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 19.09.2024

У каждого человека понятие "счастье" разное. Для одних - это финансовое благополучие, для других - это самореализация и успех в жизни. Некоторые считают, что счастье - это духовное развитие, личностный рост. Но главное то, что у каждого оно свое. Для Александра Куприна счастье означало любовь и благополучие в семье. Именно это он показал в своем рассказе "Куст сирени".

И хотя сам рассказ маленький, но в нем нет ничего лишнего. Даже имя жены Алмазова выбрано не случайно. Но главное в этом рассказе не победа, одержанная Николаем, а те чувства, которые перенесли герои во время этого происшествия.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Главные герои рассказа Куст сирени Куприна

Краткое описание персонажей Грозы

  • Оценщик – очень дорого оценил украшения Веры, что помогло Алмазовым осуществить свою задумку.
  • Садовник – долго не соглашался помогать супругам, и только узнав всю историю, он начинает восхищаться верой Веры и сразу бросается помогать.

Главные герои:

Второстепенные персонажи:

  • Оценщик. Принимает ценности семейной пары в ломбард, выдаёт хорошую сумму денег для их авантюры. Браслет Веры и её кольцо играют решающую роль в проблеме с деньгами. Она ничуть не жалеет драгоценностей, важнее мужа и его карьеры для супруги нет ничего.
  • Садовник. Не соглашается помогать людям, которые собираются ночью садить деревья. Только узнав настоящий мотив их поступка, находит рабочих и отправляет кусты на посадку. Слушая историю молодой семьи, садовник несколько раз улыбается, его восхищает идея жены офицера, её вера в успех мужа.

Супруга помогала ему с теорией, с чертежами, однако он поставил “кляксу” зелёными чернилами, пытался затереть, чем окончательно испортил работу. В этом моменте чувствуется безответственность и незрелость поступка молодого офицера: такое отношение к итоговой работе – недопустимо.

Николай измучен экзаменами, нервным напряжением, непосильной учебной нагрузкой. От срыва его сохраняет только вера и настойчивость супруги, он не может предать её надежд. Куприн пишет о любви настоящей, жертвенной, способной посвятить себя другому человеку, раствориться в нём.

Такая семья обречена быть счастливой, ведь идея рассказа взята писателем из личного опыта.

  • Год написания – 1894 год.
  • История создания – Куприна всегда интересовала тема любви, различные формы ее проявления между мужчиной и женщиной.
  • Тема – Любовь и супружеское счастье. Чувство к любимому человеку, основанное на доверии, уважении и готовности к самопожертвованию.
  • Композиция – Композиция произведения зеркальная, состоящая из трех условных частей.
  • Жанр – Рассказ.
  • Направление – Реализм.
  • А теперь более подробно о рассказе.

История создания

Смысл названия рассказа заключается в романтизированном образе сирени, который в художественной литературе часто олицетворяет искреннюю любовь. У Куприна куст сирени является центром произведения, несущим особую смысловую нагрузку.

Это растение также знаменует собой приход весны, и в контексте рассказа это указывается на то, что между супругами продолжается чудесная пора, их чувства друг к другу не охладели со временем.

Тема

Главная тема произведения – сила супружеской любви, которая в полной мере раскрывается во взаимоотношениях Николая и Веры Алмазовых. Это жертвенная абсолютная любовь, чуждая каких-либо условностей и рамок.

Случайно посадив кляксу на чертежах и не желая заново приступать к сложной кропотливой работе, Николай Евграфович решает нарисовать на месте кляксы куст сирени. Однако старый профессор, досконально знающий особенности местности, раскрывает хитрость нерадивого студента.

В расстроенных чувствах Алмазов делится своей проблемой с любимой женой Верочкой. Ей приходит в голову блестящая идея – посадить на том самом месте настоящий куст сирени. Верочка, не колеблясь ни минуты, закладывает в ломбарде все свои украшения и делает заказ садовнику.

На следующее утро удивлению профессора, увидевшего собственными глазами раскидистый куст, не было предела. Николай Евграфович благополучно сдает экзамен и делится радостной новостью с любимой женой.

Подобную силу своему супругу дает Верочка – добрая, умная, дальновидная девушка с огромным любящим сердцем. Ее любовь к Алмазову жертвенна, однако она не чувствует себя при этом ущемленной.

Напротив, суть всей своей жизни она видит в том, чтобы делать счастливым своего любимого мужа, видеть его успехи в учебе, на работе. Она готова отказать себе во многом, лишь бы сделать жизнь Николая чуточку лучше.

Основная мысль произведения заключается в том, что для достижения личного счастья необходимо уметь делиться своей любовью, а не только требовать ее взамен.

Семейное благополучие невозможно без взаимного стремления сделать жизнь любимого супруга лучше, искреннего желания ставить общие интересы выше своих собственных. Вот чему учит писатель в своем рассказе.

Куприн настолько мастерски рисует идеал супружеских взаимоотношений, что он не кажется какой-то недостижимой абстрактной величиной. Напротив, он вдохновляет читателя на правильное отношение к браку, к своему избраннику. К такому идеалу можно и нужно стремиться, чтобы со временем брак не превратился в опостылевшую рутину, от которой хочется поскорее избавиться.

Автор доносит простую мысль, что нужно учиться любить. Глубоким заблуждением является утверждение, что любовь – это данность, которая будет сопровождать всю жизнь. Она, словно капризный садовый цветок, который нуждается в ежедневном бережном уходе.

Только тогда она сможет принести свои ценные плоды. Истинная любовь – это не дар судьбы, но великое достижение, над которым приходиться трудиться, не покладая рук, всю свою жизнь.

Композиция

  • возвращение расстроенного Николая Алмазова после сдачи практической работы, в ходе которой возник спор с профессором по поводу изображенного на чертеже куста сирени;
  • деятельное участие Верочки, всем сердцем желающей помочь любимому супругу;
  • счастливый финал – встреча супругов дома и известие об удачной сдаче экзамена молодым офицером.

Подобный вид композиции называется зеркальным – и в начале рассказа, и в его конце Николай Алмазов приносит Верочки вести из Академии генерального штаба, вначале грустную, затем – радостную.

Жанр

Рассказ принадлежит направлению реализм. Александр Иванович – один из наиболее ярких представителей этого направления в русской литературе. Для всех его произведений характерно детальное и красочное описание быта, событий, бесед главных героев, благодаря чему создается ощущение полного погружения в описываемую историю.

Запоминающиеся персонажи рассказа

В рассказе главный герой сталкивается с неприятностью и приходит опечаленный домой – из-за кляксы он может потерять работу, но его жена мгновенно собирается и предлагает ехать исправлять ситуацию. Любовь и смекалка – лучшие помощники, которые помогают в любых бедах.

Главный герой – офицер Алмазов, который уже года два пытался поступить в академию. После долгих трудов и сдачи всех экзаменов он не смог защитить проект, накануне поставив в одном месте кляксу и превратив её в кусты.

Таким способом он пытался выкрутиться и стоя перед профессором, но тот как назло очень хорошо знал те места и сказал, что назавтра поедет и посмотрит, есть ли там кусты. Алмазов знал, что их там нет и очень расстроился.

На помощь ему пришла жена, которая поехала с ним сажать кусты. Алмазова наконец приняли в академию, и всё это благодаря жене. Сам он был очень трудолюбивым и умным, очень долго пытался попасть в академию, но без находчивости Веры ничего бы не получилось.

Она готова на всё ради него, это очень самоотверженная и мудрая женщина. Именно она подала гениальную идею – посадить кусты там, где на чертеже была клякса, и тем самым доказать профессору, что кусты там действительно росли, хоть это и была неправда. Вера решается даже на то, чтобы сдать свои украшения в ломбард, а на полученные деньги договориться с садовником.

Это действительно очень любящий человек. Многим женщинам стоит поучиться у Веры, потому что любовь и готовность на всё – это самые важные вещи в семейных отношениях.

Профессор – человек, который выступает за справедливость и честность. Он не готов закрыть глаза даже на маленькую ошибку, за что Алмазов и называет его педантом. Но несмотря на это, утром увидев куст, он принимает свою ошибку и извиняется, пусть и недоумевая, как раньше мог не видеть его в том месте.

Благодаря профессору семейные отношения Алмазовых стали ещё более крепкими и проверенными, а куст сирени навсегда стал любимым растением Веры.

Описание главной героини, её быстрых взвешенных решений, желания добиться идеального результата, самоотдачи – самые важные сцены в рассказе, они раскрывают секрет счастливых отношений. Автор не даёт прямой характеристики Верочке, её поступки очень ярко раскрывают внутренний мир и душевные качества женщины

Автор: Сергеева Ольга Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №16 имени В. П. Неймышева
Населённый пункт: Тюменская область город Тобольск
Наименование материала: разработка урока литературы
Тема: "А.И.Куприн:жизнь и творчество (обзор).Рассказ "Куст сирени": представление о любви и счастье в семье".
Раздел: среднее образование

Открытый урок литературы

Предметная область: литература

счастье в семье.

Дата проведения: 27. 02. 2017 г

Учитель: Сергеева Ольга Владимировна

УМК: Г. С. Меркин

Оборудование: компьютер, презентация к уроку (приложение 1), иллюстрации учащихся к рассказу,

портрет писателя, сборники рассказов.

Технологии: развитие критического мышления через чтение и письмо; информационно-

Тип урока: урок открытия нового знания.

1. расширить представление о личности и творчестве писателя Александра Ивановича Куприна,

2. определить, какие качества характера помогают героям сохранить и развить любовь;

3. формировать представления о любви и счастье в семье посредством анализа рассказа

Задачи урока:

литературным произведением научить анализу поступков героев, их характеров, а также видению и

пониманию учащимися смысла прочитанного.

креативности; развитие коммуникативной компетенции.

Воспитательные: обращение к нравственным семейным ценностям; воспитание чуткого отношения к

любви, способности переживать, понимать другого человека.

Планируемые результаты:

Предметные умения:

Знать содержание рассказа А.И. Куприна, уметь определять тему произведения, выделять проблемы.

Формировать УУД:

Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Регулятивные:

Уметь определять и формулировать тему и цель урока; строить устные и письменные высказывания в

связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать

чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Коммуникативные:

Строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую

Познавательные:

Извлекать информацию из текста, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на

вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

1. Оргмомент.

Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить

невидимую нить понимания, единой устремлённости к познанию в сотрудничестве.

Здравствуйте. Ребята! Я рада приветствовать Вас на нашем уроке.

Проверим, с каким настроением, вы, ребята, пришли сегодня на урок. Если у вас отличное

настроение, помашите рукой, если хорошее настроение, один раз хлопните в ладоши. Если

настроение плохое, посидите, не делая никаких действий. Покажите действия соё настроение.

2. Определение темы урока.

(Слайд 1 портрет Куприна) Александр Иванович Куприн, со страницами биографии которого мы

познакомимся на уроке, чудесный мастер художественного слова, гуманист и правдоискатель. Куприна

можно назвать певцом возвышенной любви, подарившим миру множество рассказов о самом прекрасном

в мире чувстве – любви.

Перелистывая страницы произведений писателя, мы попадаем в удивительный мир его героев. Все они

очень разные, но в них есть что-то, что заставляет нас, читателей, сопереживать им, радоваться и

огорчаться вместе с ними.

Прочитайте эпиграф к уроку. Определите смысл данного высказывания.

( Слайд2 ) Любовь — это бесценный дар.

Это единственная вещь, которую мы

можем подарить, и все же она у тебя

остаётся. Л.Н. Толстой

1. О какой особенности любви говорит Лев Николаевич Толстой в данном высказывании? Свой ответ

( Герои отдают любовь друг другу и получают её друг от друга. Они оба счастливы. Трудности только

2. Как вы думаете, почему именно это высказывание взято в качестве эпиграфа к сегодняшнему

3. Ребята, что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых в рассказе Александра

(Умение проникать в душу любимого человека, понять его, стремление сделать другого счастливым.,

способность жертвовать во имя любви.).

3. Целеполагание

- Сформулируйте тему урока. Запись в тетради темы урока.

счастье в семье. ЗАПИШИТЕ ЧИСЛО, КЛАССНАЯ РАБОТА, ТЕМУ УРОКА В ТЕТРАДЬ.

Задача этапа: учить самостоятельно определять тему и цели урока.

Задача учителя: обозначив тему урока, включить его в общий контекст изучения произведений А.И.

Куприна, поставить перед учениками учебную цель.

Постановка целей урока.

- Давайте подумаем вместе, каковы цели нашего урока?

1. Познакомить личностью и творчеством писателя Александра Ивановича Куприна, с рассказом «Куст

героям сохранить и развить любовь;

3. Формировать представления о любви и счастье в семье посредством анализа рассказа .

4. Изучение новой темы.

Ребята, настало время нам с вами встретиться с самим автором Александром Ивановичем Куприны.

__________________________________________________________________________________________

(Слайд 5)Добрый день, мои дорогие соотечественники! Я, Александр Иванович Куприн, родился в 1870

году в городе Наровчате Пензенской губернии в семье Ивана Ивановича Куприна и Любови Алексеевны

Кулаковской. Мой папа был потомственным дворянином. Мама по происхождению принадлежала к

татарским князьям, но официального титула не имела. Я гордился татарскими корнями и любил

наряжаться в традиционную одежду своих предков. Когда я был ещё совсем малышом, отец умер от

холеры. Оставшись без кормильца и средств к существованию, мама, взяв с собой сына, переезжает в

Сиротский дом Москвы.

Своё начальное образование я получил в сиротском училище, куда был отдан матерью в шестилетнем

возрасте. Хотя мне и не нравились порядки и устои учебного заведения, однако позднее я поступил в

военную Академию Москвы. Не любя военное дело, я нахожу отдушину в творчестве.

(Слайд 6) Свои первые робкие попытки писать предпринимаю уже в двенадцатилетнем возрасте.

обучение в Московском Александровском Военном училище. Согласно правилам заведения я не имел

права публиковать свои работы без разрешения начальства. За нарушение правил новоиспеченного меня

отправили в карцер на два дня. Получив дисциплинарное наказание за свой первый рассказ, я пообещал

себе никогда больше не писать.

Первый серьёзный творческий успех приходит ко мне в 1903 году, а уже в 1909 году получаю

престижную премию за три тома своих произведений.

(слайд 7) В 50 лет я пошел добровольцем в Северо-Западную армию. Борьбу с большевиками считал

своим долгом. Когда белые проиграли, я иммигрировал в 1920 году. Сначала в Ревель и Хелсинки. Затем в

Париж, где провел 17 лет жизни. Спустя 17 лет с семьёй возвращаюсь на родную землю, чтобы вновь

напомнить о себе, однако все мои попытки оказываются напрасными. Я был счастлив оказаться дома и

надеялся продолжить работать. Через год врачи поставили мне страшный диагноз — рак пищевода. Жить

Учитель: Спасибо, Александр Иванович за трогательные воспоминания о своей жизни и творчестве.

Вы отобрали интересный материал для ребят ( ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНКИ)

- актуализировать имеющиеся у учащихся знания;

- пробудить познавательный интерес учащихся;

- мотивировать учащихся для дальнейшей работы по теме.

1.Мотивационная: побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме.

3.Коммуникационная: бесконфликтный обмен мнениями.

Ребята, вы прослушали краткий рассказ о жизни и творчестве Куприна. А сейчас, используя

утверждениями таблицы на листочках. (Приложение 1) - 3 минуты (Слайд 8 -

Утверждение

Да или нет

Александр Иванович Куприн родился в небольшом

городке Наровчате Пензенской губернии

Куприна воспитывал отец

Нет (Отец умер, когда Куприну было

около года, детские годы его прошли в

Москве в сиротском пансионе)

Своё начальное образование Александр Иванович

получает в сиротском училище, куда был отдан

матерью в шестилетнем возрасте

Армейская служба продолжалась долго. Ушел в

отставку в 35 лет.

Нет (Армейская служба продолжалась

недолго, ушёл в отставку в 24 года)

Перед тем, как всерьёз стать писателем, Куприн

перепробовал множество различных профессий. Он

пробовал свои силы и в спорте, и в цирке, был

педагогом, рыбаком, а также работал в сфере

Печатает свои произведения в московских газетах.

Нет (Сотрудничает в киевских газетах)

Во время Гражданской войны оказывается за

С 1920 года живёт в Финляндии.

Юнкерская служба подсказала многие сюжеты,

образы, характеры персонажей произведений

Критерии оценки представлены на слайде. Оцените свою работу.

Критерии оценки: ( слайд 9)

2. Стадия осмысления

А) Слово учителя

Б). Словарная работа.

В тексте встречаются незнакомые для вас слова, некоторые из них являются устаревшими. Познакомимся

с лексическим значением данных слов. Эту работу подготовил в качестве домашнего задания

Поручик – офицерский чин рангом выше подпоручика.

педант – тот, кто излишне строг в выполнении формальных требований;

ридикюль – ручная дамская сумочка (уст.);

ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог имущества;

солитер – крупный бриллиант, вправленный в брошь или перстень, без других камней.

Учитель: Вы отобрали наиболее доступный вариант значения слов для учащихся класса. Спасибо

за проделанную работу ( ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНКИ)

( Слайд 11 ) На доске запись: куст сирени.

(Запись ассоциаций на доске. Предположительно, что дети назовут ассоциации: весна, тепло, солнце,

( Рассказ так называется, потому что именно сирень приносит героям счастье).

3. Ребята, какие легенды вы знаете о сирени?

Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно

предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 –

символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье. Сирень – символ

доброты и великодушия. Сирень символизирует личность отзывчивую, чуткую и сердечную.

Знаете ли вы, что сирень служит эмблемой грустного расставания? Кустарник был завезен в Россию из

Персии, где влюбленные вручали цветок тому, с кем хотели расстаться. Куприн, конечно, об этом знал,

когда писал данный рассказ.

Учитель: Вы отобрали интересные легенды о сирени, близкие к содержанию рассказа «Куст

___________________________________________________________________________________________

защитное слово рисунка. ( ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНКИ)

Вы использовали подходящую цветовую гамму для отобранного эпизода рассказа. Удачно получилась

защита. Спасибо. (ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНКИ)

4. Как вы думаете, какова тема данного рассказа?

О любви, о счастье, о взаимоотношениях людей. (Запись темы в тетради)

Г) Аналитическая беседа.

Каждому человеку при рождении дают имя. Герои рассказа Куприна: Николай Евграфович и Вера

Алмазовы. Что вы, ребята, можете сказать о значении имени и фамилии героев рассказа?

Ученик 1 Героев рассказа зовут Вера и Николай. Женское имя Вера в переводе с греческого языка – это

вера, верование, истина. Героиня А.И. Куприна никогда не сдаётся, всегда верит в лучшее. Николай –

победитель народов, побеждающий народ. Николай преодолевает все трудности, так как Вера не

позволяет ему опускать руки, она всегда его направляет, во всём ему помогает. Фамилия героев Алмазовы.

Алмаз – самый твёрдый на Земле минерал. Вера и Николай преодолевают все трудности и не только

сохраняют любовь, но и укрепляют её. На смену неудачам приходит успех

поступкам героев, исходя из содержания произведения. (ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНКИ)

2. Давайте обратимся к тексту. Начало рассказа Эпизод 1. Группа1

Николай Алмазов возвращается домой.

Говорит ли автор прямо о его состоянии? Как Вера поняла, что у мужа неприятности? Найдите в тексте

детали, с помощью которых автор передаёт те чувства, которые испытывает герой?

(Алмазов прошел в свой кабинет, не снимая пальто, в фуражке, молча. Насупившееся лицо, сдвинутые

брови, закушенная нижняя губа. Он выпускает из рук портфель и не замечает, как тот падает на пол и

раскрывается. Бросился в кресло, хрустнув пальцами… Длится тяжёлое молчание, герой так и сидит

молча, не снимая пальто. Отворотившись в сторону…. Потом говорит раздражённо, словно жена виновата

в его неудаче… злобно ткнул ногой портфель с чертежами. Называет все это дрянью … горелые спички,

на портфеле, на чертежах, на спичках)

3. Как Вера относится к мужу в данный момент? Как Вера сопереживает мужу? В чём это

старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа

супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Вера не отчаивается и

обвинить Веру в своём несчастье.)

4. Меняется ли Алмазов под воздействием жены? (Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с

меняются ролями. Алмазов хоть и не верит в успех дела, но покорно следует указаниям жены.)

5. Назовите основные черты характера Николая Алмазова и Верочки в сложившейся ситуации. По

проанализированному эпизоду составим сравнительную характеристику героев, запишем ваши ответы

в таблицу( 3 мин самостоятельно)

Учитель: Ваша группа успешно поработала с данным эпизодом6 были даны исчерпывающие

ответы на предложенные группе вопросы. Используя критерии оценки, поставьте оценку за работу

вашей группе на данном этапе работы.

Критерии оценки работы в группе:

6. эпизод 2 Группа 2 Обратимся к тексту рассказа. Какой выход находит Вера? (Алмазовы едут в

ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог какого-нибудь имущества, чтобы, заложив свои

драгоценности, получить хоть немного денег, потом идут к садовнику.) Как это происходит, давайте

вспомним вместе с героями.

___________________________________________________________________________________________

- Какая черта характера Веры является главной в данном эпизоде? (Запишем в таблицу

Учитель: Ваша группа была сегодня в ответах убедительной. Используя критерии оценки,

поставьте оценку за работу вашей группе на данном этапе работы.

Физкульминутка

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять.

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И берись смелей за дело

8.Эпизод 3 Группа 3

Получив деньги, Алмазовы едут к садовнику.

- Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей? Свой ответ обоснуйте строчками из

(Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно, но затем проявляет

сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых

садовник принял всё это за розыгрыш. Но когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко

меняется. Он понимает состояние супругов и охотно помогает им).

- Почему Вера, договорившись с садовником, не уезжает домой, а сама едет туда, где должен «вырасти

О каких чертах героини характера это говорит?

Учитель: Ответы вашей группы были полными, доказательными. Используя критерии оценки,

поставьте оценку за работу вашей группе на данном этапе работы.

9. Письменный ответ на вопрос ( 3 -4 предложения): 3 минуты на работу групп

( по 2 ученика от варианта спрашиваю с места)

Что значит любовь по Куприну? Благодаря чему его герои обрели счастье?

приносит наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана, поэтому делает людей

В чём смысл названия рассказа? Почему автор именно так заканчивает рассказ?

(Сирень всегда вызывает в душе определённые чувства благодаря своей неповторимой красоте, ароматам.

Для героев рассказа она стала еще и символом: «Сирень теперь будет навсегда моим любимым

(Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них

сирень стала символом удачи, любви)

У меня на душе радостно.

Учитель: Используя критерии оценки за письменный ответ на вопрос, поставьте себе оценку на

данном этапе работы

Критерии оценки за письменный ответ на вопрос:

Рефлексия. Корзина мыслей.

3. Я понял, что трудности можно преодолеть, если…

Александр Иванович Куприн утверждает, что человек пришел в мир для счастья, но за счастье нужно

А мне хочется закончить урок стихотворением Людмилы Козачук:

Счастье. Что это значит?

Это мечта, это удача,

Это мир и душевный покой,

Любимые люди с тобой.

Счастье – тепло в доме твоём,

Счастье, когда хорошо вдвоём,

Счастье, если тебя понимают,

Если во всём тебе помогают.

Счастье можно брать и дарить,

Но главное, просто жизнь любить

(Слайд 16) Дома:

составить 3 проблемных вопроса к рассказу – 2 ряд,

Сравнительная характеристика героев

Николай Евграфович

Вера Алмазова

Поведение во время

Спокойна, сдержанна, терпелива,

рассказа о постигшем их

Беспомощен пассивен, от

изумления разводит руками,

нежна, ласкова. Находчива, активна,

деятельна, точна, быстра.

Поведение героев после

решения посадить кусты

Находчива, активна, деятельна,

точна, быстра. Подчиняется

жене, действует по её плану.

Верит в успех дела, надеется на

положительный исход. В трудной

ситуации чувствует себя главой

семьи, ответственной за мужа, за

Учитель: Суммируйте свои оценки за урок, выставьте итоговую оценку за урок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с рассказом А. И. Куприна "Куст сирени". Выявление позиции автора в изображении любви.

Планируемые результаты:

- развитие познавательной активности учащихся;

- формирование нравственно-этического оценивания и эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им, живого интереса к изучаемому;

- формирование собственного отношения к героям рассказа А. Куприна, их оценка, понимание авторской позиции и своего отношения к ней;
- использование для решения познавательной и коммуникативной задач различных источников.

Метапредметные:

Познавательные:

- расширение представления обучающихся о сложности и кропотливости писательского труда; воспитание думающего не равнодушного человека и читателя;

- формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.

*Регулятивные:

- умение работать по плану, выполнять задания в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

- формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией;

- строить монологическое доказательное высказывание, уважать мнение оппонентов;

- формирование умений работать в группе; проявление взаимопомощи, поддержки. умения договариваться о последовательности действий и формах презентации результата.

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

- умение анализировать произведение, понимать и формулировать его идею, характеризовать его героев, определять изобразительно-выразительные средства языка и их роль в произведении;

- владение литературоведческой терминологией при анализе рассказа, различными формами творческой работы.

В коммуникативной сфере:

- восприятие на слух литературного произведения, осмысленное чтение и адекватное восприятие прочитанного, умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;

- создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог.

В эстетической сфере:

- понимание образной природы литературы как словесного искусства, формиров

Тип урока: изучение нового материала.

Технологии: технология проблемного обучения: постановка проблемных вопросов, самостоятельная поисковая деятельность, технология критического мышления (на стадии рефлексии): составление синквейна по рассказу

Литературные термины: жанр, рассказ, деталь, композиция, зеркальная композиция, антитеза.

Актуализация опорных знаний

Какие произведения А. Куприна вы знаете? Назовите. Какое произведение мы изучали в 5 классе?

Определение темы и целей урока.

Какие ассоциации возникли у вас при чтении названия рассказа?

Обращаем внимание на иллюстрацию учебника, изображающую сирень. Сирень всегда вызывает в душе определённые чувства благодаря своей неповторимой красоте, ароматам.

Именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение. Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье.

- Как вы думаете, о чём пойдет разговор на сегодняшнем уроке?

Что такое любовь? Множество поэтов, писателей пытались найти ответ на этот непростой вопрос, в творчестве каждого из них есть произведения об этом удивительном и загадочном чувстве. Для одних это — счастье, радость, высшее наслаждение, для других — горе, страдание, боль, разочарование, трагедия.

Запись в тетради темы урока, эпиграфа.

- Какое из них вам больше всего понравилось? Почему?

- Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых в рассказе Куприна? (Умение проникать в душу любимого человека, понять его, стремление сделать другого счастливым., способность жертвовать во имя любви.).

Исследование по тексту.

- Какой же выход находит Вера? (Алмазовы едут в ломбард, потом к садовнику.)

- Чем же заканчивается эта история?

- Как Вера отнеслась к успехам мужа? Почему она просит его вновь рассказать об этой истории? (Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)

- А теперь давайте вспомним, что такое композиция?

- Подумаем, в чём особенность композиции данного рассказа? На сколько частей можно разделить произведение?

-Как соотносится начало и конец рассказа?

- Какой приём лежит в основе? (Антитеза)

Вывод: такое построение произведения, когда начальные и конечные образы повторяются с точностью донаоборот, называется зеркальной композицией

- Давайте посмотрим, где ещё автор использует антитезу? (Правильно, в изображении героев.)

- Какие противоположные черты характера вы заметили?

Сравнительная характеристика

Николай Алмазов

Спокойна, сдержанна, терпелива, нежна, ласкова.

Беспомощен, пассивен, от изумления разводит руками, морщит лоб.

Находчива, активна, деятельна, точна, быстра.

Не видит выхода, не верит в успех.

Верит в успех дела, надеется на положительный исход.

Подчиняется жене, действует по её плану.

В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее.

Как зеркальная композиция, приём антитезы помогают раскрыть идею произведения? (Автор даёт понять, что главное для счастья не сходство характеров, а терпение, труд, упорство и любовь, понимание и взаимовыручка. Благодаря этим качествам, люди преодолевают трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её. На смену горя, неудач приходит счастье, удача, успех, нужно только не терять веру, не поддаваться унынию, поддерживать друг друга.)

Отношение автора к героям.

Почему автор наделяет героев такой замечательной фамилией – Алмазовы? Случайно ли имя Вера? (Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами. Вера – вера в свои силы, уверенность в будущем.)

- Вы, наверное, обратили внимание, что автор не дает нам внешнего описания героев? Как вы думаете? Почему? (Автор сосредотачивает свое внимание на внутреннем мире героев, он гораздо важнее внешности.)

- Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась? (Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Вере. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора — Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими, даже не осуждает за небольшой обман профессора.)

Работа с эпиграфом.

Давайте ещё раз прочитаем эпиграф к уроку. Согласны вы с высказыванием Л. Берни?

- Чье изображение любви: Чехова, Бунина, Куприна – вам ближе? Почему?

- Что значит любовь по Куприну? Благодаря чему его герои обрели счастье?

(Любовь – это труд, доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, жертвовать. Такая любовь приносит наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана. Такая любовь делает людей счастливыми).

- Почему автор именно так заканчивает рассказ? (Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи, любви)

Читайте также: