Чек лист для подготовки к огэ по биологии 2022

Обновлено: 08.07.2024

ОГЭ (основной государственный экзамен) необходим для контроля знаний за 9 классов обучения. После экзамена ученик получает аттестат об основном общем образовании и может либо поступить в колледж, либо продолжать обучение в школе.

Какие предметы сдают на ОГЭ

ОГЭ состоит из двух обязательных предметов и двух на выбор. Обязательными предметами являются русский язык (письменно и устно) и математика.

На выбор ученику предлагается 9 дисциплин: обществознание, физика, химия, биология, история, география, информатика, иностранные языки и литература.

Совет: выбирать предметы для ОГЭ следует исходя из поставленных целей. Например, если цель ученика — вуз, то желательно сдавать те дисциплины, которые потребуются для поступления. ОГЭ — некая репетиция перед более серьёзным ЕГЭ.

Изменения на ОГЭ в 2022 году

Обществознание

Английский

Биология

  • Количество вопросов сократилось до 29
  • В модели задания 24 расширился перечень объектов царств живой природы для установления их характеристик
  • Задание 26 теперь представлено задачей, которая проверяет умение прогнозировать результаты эксперимента, основываясь на знаниях из области физиологии клеток и организмов различных царств живой природы

Литература

  • Число заданий увеличилось с 4 до 5 за счёт новой задачи базового уровня сложности, в которой надо провести анализ фрагмента предложенного произведения
  • Появились критерии оценки практической грамотности
  • Максимальный первичный балл увеличился до 45

Физика

  • Изменилась структура КИМ
  • Увеличилось количество заданий с развёрнутым ответом
  • Добавлена качественная задача
  • Задания 21 и 22 будут построены на прогнозировании результатов опытов и на практико-ориентированном контексте соответственно
  • Расширилось содержание экспериментального задания 17
  • Максимальный первичный балл экзаменационной работы — 45

Химия

  • В заданиях 2 (определение строения атома химического элемента и характеристика его положения в Периодической системе) и 3 (построение последовательности элементов с учётом закономерностей изменения свойств элементов по группам и периодам) теперь необходимо заносить в поле ответа цифровые значения, соответствующие условию задания
  • Изменены требования к выбору ответа в заданиях 5 (виды химической связи), 8 (химические свойства простых веществ и оксидов) и 16 (чистые вещества, смеси, правила работы с веществами в лаборатории и в быту). Теперь это множественный выбор
  • В заданиях 4 (валентность, степень окисления) и 12 (признаки химических реакций) предполагается установление соответствия между позициями двух множеств

Математика

  • Изменено задание 8 — теперь оно предполагает преобразование алгебраических и числовых выражений
  • Появились задания с практическим содержанием
  • Порядок расположения заданий теперь учитывает их тематику и сложность
  • Максимальный первичный балл уменьшился с 32 до 31

История

  • Увеличено количество заданий до 24
  • Появились новые задания с кратким ответом — по всеобщей истории зарубежных стран
  • Максимальный первичный балл повышен до 37

Алгоритм подготовки к ОГЭ

Оценить уровень своих знаний

Ученику необходимо примерно знать, что его ждёт на экзамене, и объективно оценивать свои силы перед подготовкой. Все нововведения и темы ОГЭ можно найти на сайте ФИПИ. Там же есть и демоверсии работ прошлых лет. Следует прорешать их, чтобы понять, по каким предметам потребуется помощь, а по каким можно подготовиться самостоятельно.

Изучить задания и систему оценок

Контрольные измерительные материалы бывают базового, повышенного и высокого уровня сложности. КИМ могут быть в тестовом формате, требовать краткого или развёрнутого ответа.

Следует заранее ознакомиться с заданиями по выбранным предметам, чтобы представлять, сколько задач какого типа предстоит выполнить и сколько баллов можно получить за выполнение каждого. Особое внимание необходимо уделить отработке тех заданий, которые оцениваются двумя и более баллами.

Стоит помнить и о заданиях, которые традиционно считаются сложными. Информацию по ним также публикуют на сайте ФИПИ.

Провести подготовительную работу

Для этого необходимо подобрать специальную литературу: пособия с вариантами ОГЭ, справочники и учебники.

Чтобы было проще выучить термины, определения, формулы, законы и правила, можно выписать их на карточки и довести воспроизведение изученного до автоматизма с помощью правильной системы повторений.

Можно составлять майнд-карты — схемы, которые позволяют структурировать любой объём информации с помощью символов.

Заниматься циклично

Для начала следует усвоить базовый уровень знаний, который может гарантировать хороший результат — четвёрку: 23 балла для русского языка и 15 для математики. Для минимального положительного результата (оценки 3) нужно набрать 15 баллов по русскому языку и 8 по математике.

Перед работой с базовой информацией следует заполнить пробелы в знаниях за предыдущие классы. Если простые задачи решаются легко, в быстром темпе, можно браться за более сложные. Помните: прежде чем переходить на следующий уровень сложности, необходимо наработать практические навыки и прорешать много однотипных заданий, чтобы развить скорость.

Работать с таймером

Необходимо научиться распределять своё время и выполнять задания, придерживаясь строгого тайминга. Если дома можно позволить себе застрять на одном задании и спокойно перейти к другому, то на экзамене каждая минута на вес золота.

Проследите, сколько времени уходит на каждое задание, и ставьте таймер, чтобы точно укладываться вовремя.

Выбрать способ подготовки

Подготовиться к ОГЭ самостоятельно по силам каждому ученику. Но если есть пробелы в знаниях, которые школьник не в состоянии заполнить сам, то можно обратиться за помощью к специалисту, который поможет выстроить план занятий, ответит на непонятные вопросы и будет следить за выполнением заданий.

Как готовиться к отдельным предметам

Русский язык

Математика

  1. Выучить формулы на карточках
  2. Выучить терминологию
  3. Выучить общие алгоритмы: решения уравнений, неравенств, исследования функции, вычисления производной
  4. Отработать устно до автоматизма базовые навыки, например решение линейных, квадратных уравнений
  5. Решать всё по возможности устно. Запись использовать только в тех заданиях, где сложно решить всё сразу (например, можно записывать ответы промежуточных действий)

Физика

  1. Выучить термины, формулы, законы на карточках
  2. Научиться решать задачи по алгоритму:

Английский язык

Лексика

  1. Выписать на карточки все незнакомые слова из текста или упражнения
  2. Выучить слова с помощью мнемотехники
  3. Довести воспроизведение слов до автоматизма
  4. Выполнить задания

Грамматика

  1. Составить майнд-карты по нужным темам
  2. Выучить их
  3. Отработать каждое правило отдельно на простых фразах

История

  1. Выучить даты на карточках:
  2. Составить линию времени с главными событиями
  3. Сделать карточки событий и исторических личностей с ключевыми фактами и датами
  4. Отработать всё до автоматизма по системе повторений

ОГЭ_2022 по биологии. Работа с заданиями №21-25: как подготовить обучающихся?

ОГЭ_2022 по биологии. Работа с заданиями №21-25: как подготовить обучающихся?

ОГЭ_2022 по биологии. Работа с заданиями №21-25: как подготовить обучающихся?

ФИПИ http://www.fipi.ru Демоверсии, спецификации, кодификаторы

Демоверсии, спецификации, кодификаторы
Открытый банк заданий ОГЭ

Изменения в КИМ 2022 года по сравнению с 2021 годом •

Изменения в КИМ 2022 года по сравнению с 2021 годом •

Изменения в КИМ 2022 года по сравнению с 2021 годом

• Сократили количество заданий — с 30 до 29. Так вышло, что в первой части работы убрали два задания, а во второй части добавили одно. При этом максимальный первичный балл не изменился.
• Новое задание второй части — это задание 26. Здесь мы можем почувствовать себя настоящими учеными, которые проводят эксперимент. Это задание проверяет исследовательские умения.
• В 24 задании добавились новые объекты. Например, в демоверсии предложили поработать с фотографией кошки вместо привычных листьев и лошадей.

Оценки за ОГЭ по биологии 2021-2022

Оценки за ОГЭ по биологии 2021-2022

Оценки за ОГЭ по биологии 2021-2022 В экзамен входят 29 заданий. Если вы решите все идеально, получите 45 — потом их переводят в оценку по пятибалльной шкале. Максимум за первую часть — 32 балла (71 процент от всей работы), за вторую 13 (29 процентов).

Часть 1 варианта работы Включает три составляющие:

Часть 1 варианта работы Включает три составляющие:

Часть 1 варианта работы

Включает три составляющие:
Задание №1 требует записи слова или словосочетания (стоимость – 1 балл)
Задания №№ 2-19 (со второго по девятнадцатое) – выбор одного верного ответа из четырёх предложенных (стоимость – 1 балл)
Задания №№20-26 требуют ответа в виде последовательности цифр и оцениваются в два балла и три балла.

Пример выполнения заданий 2-17

Пример выполнения заданий 2-17

Пример выполнения заданий 2-17

Пример выполнения задания:
Оболочка из клетчатки отсутствует в клетках
1) животных
2) папоротников
3) голосеменных
4) покрытосеменных
Ответ: 1
Объяснение:
Оболочка из клетчатки – признак клетки растительного организма, поэтому верный ответ – 1)

Пример выполнения заданий 2-17

Пример выполнения заданий 2-17

Пример выполнения заданий 2-17

Пример выполнения задания:
В задании: Насекомые дышат при помощи
1) воздушных мешков
2) лёгких
3) трахей
4) лёгочных мешков
Верный ответ: 4
Так ли это?
Ответ: Нет. Органами дыхания насекомых являются трахеи, поэтому верный ответ – 3)

Пример задания 21 из демо-варианта

Пример задания 21 из демо-варианта

Пример задания 21 из демо-варианта

Пример выполнения задания 21 Какие из перечисленных ниже терминов могут быть использованы при описании строения кожи млекопитающего?

Пример выполнения задания 21 Какие из перечисленных ниже терминов могут быть использованы при описании строения кожи млекопитающего?

Пример выполнения задания 21

Какие из перечисленных ниже терминов могут быть использованы при описании строения кожи млекопитающего? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) волосяная сумка
2) млечные железы
3) опахало – это птицы
4) пуховой покров – это птицы
5) роговые чешуи – это пресмыкающиеся
6) сальные железы
Ответ: 126

1 Волосяной покров – признак млекопитающих
2 Только у млекопитающих есть млечные железы
6 Сальные железы – характерный признак млекопитающих

Пример задания 22 из демо-варианта

Пример задания 22 из демо-варианта

Пример задания 22 из демо-варианта

Задание на умение выбора нужного из избыточного. Здесь важно научиться объяснять себе, о чём спрашивают, т.е. работать с текстом

Работа включает в себя 32 задания и состоит из двух частей.

Часть 2 содержит 4 задания с развернутым ответом, из них: 1 повышенного уровня сложности на работу с текстом, предполагающее использование информации из текста контекстных знаний для ответа на поставленные вопросы; остальные высокого уровня сложности: 1 на анализ статистических данных, представленных в табличной форме; 2 на применение биологических знаний для решения практических задач.

Шкала перевода баллов в оценки:

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

За верное выполнение каждого из заданий 1–22 выставляется 1 балл. В другом случае – 0 баллов.

За верное выполнение каждого из заданий 23–27 выставляется 2 балла. За ответы на задания 23 и 24 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до 0 баллов включительно). За ответ на задание 25 выставляется 1 балл, если допущена одна ошибка, и 0 баллов, если допущено две и более ошибок. За ответы на задания 26 и 27 выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. За полное верное выполнение задания 28 выставляется 3 балла; 2 балла, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа; выставляется 1 балл, если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Задания 29–32 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов

Умение оценивать правильность биологических суждений

Отработка терминов, понятий и определений

Признаки живых организмов

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни

распознавать и описывать:

на рисунках (фотографиях) основные части и органоиды клетки;

Умение определять структуру объекта, выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого

Умение оценивать правильность биологических суждений

Умение проводить множественный выбор

Умение устанавливать соответствие

Умение определять последовательности биологических процессов, явлений, объектов

Умение включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа предложенных

Умение соотносить морфологические признаки организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму

Умение работать с текстом биологического содержания (понимать, сравнивать, обобщать)

Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями

Отработка терминов, понятий и определений

Признаки живых организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними

Отработка терминов, понятий и определений

Система, многообразие и эволюция живой природы

Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека

Умение интерпретировать результаты научных исследований, представленные в графической форме

Умение определять структуру объекта, выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого

Умение оценивать правильность биологических суждений

Умение проводить множественный выбор

Умение устанавливать соответствие

Умение определять последовательности биологических процессов, явлений, объектов

распознавать и описывать:

на рисунках (фотографиях) органы и системы органов растений

Умение включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа предложенных

Умение соотносить морфологические признаки организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму

распознавать и описывать:

на рисунках (фотографиях) органы и системы органов животных

Умение работать с текстом биологического содержания (понимать, сравнивать, обобщать)

Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями

Отработка терминов, понятий и определений

Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности

Отработка терминов, понятий и определений

Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности

Отработка терминов, понятий и определений

Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности

Отработка терминов, понятий и определений

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результат эволюции

Человек и его здоровье

Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека

распознавать и описывать:

на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах;

Умение определять структуру объекта, выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого

Умение оценивать правильность биологических суждений

Умение проводить множественный выбор

Умение устанавливать соответствие

Умение определять последовательности биологических процессов, явлений, объектов

Умение включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа предложенных

Умение соотносить морфологические признаки организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму

Умение работать с текстом биологического содержания (понимать, сравнивать, обобщать)

Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме

Умение определять энергозатраты при различной физической нагрузке. Составлять рационы питания

Умение обосновывать необходимость рационального и здорового питания

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями

Отработка терминов, понятий и определений

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны

Отработка терминов, понятий и определений

Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении

Дыхание. Система дыхания

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет

Отработка терминов, понятий и определений

Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы

Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины

Система выделения. Выделение продуктов жизнедеятельности.

Отработка терминов, понятий и определений

Покровы тела и их функции

Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение

Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат

Отработка терминов, понятий и определений

Органы чувств, их роль в жизни человека

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ-инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха

Отработка терминов, понятий и определений

Приемы оказания первой доврачебной помощи при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения

Отработка терминов, понятий и определений

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов(конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах;

Умение интерпретировать результаты научных исследований, представленные в графической форме

Умение определять структуру объекта, выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого

Умение оценивать правильность биологических суждений

Умение проводить множественный выбор

Умение устанавливать соответствие

Умение определять последовательности биологических процессов, явлений, объектов

Умение включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа предложенных

Умение соотносить морфологические признаки организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму

Умение работать с текстом биологического содержания (понимать, сравнивать, обобщать)

Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме

Умение определять энергозатраты при различной физической нагрузке. Составлять рационы питания

Умение обосновывать необходимость рационального и здорового питания

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями

Отработка терминов, понятий и определений

Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей

органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем.

Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы

Читайте также: