Цепь питания клевер гусеница перепел

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Какие критерии вида описаны в тексте?

(1)Сосна обыкновенная – светолюбивое растение. (2)Она имеет высокий стройный ствол, крона формируется только вблизи верхушки. (3)Сосна растёт на песчаных почвах, меловых горах. (4)У неё хорошо развиты главный и боковые корни, листья игловидные, по две хвоинки в узле на побеге. (5)На молодых побегах развиваются зеленовато-жёлтые мужские шишки и красноватые женские шишки. (6)Пыльца переносится ветром и попадает на женские шишки, где происходит оплодотворение.


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах .txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .jpg, .ppt, .pptx, .mp3, .xls, .xlsx):

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

Какие критерии вида описаны в тексте?

Известно, что крот обыкновенный — почвенное млекопитающее, питающееся животной пищей.

1) Длина тела животных составляет 18–26,5 см, а масса — 170–319 г.

2) Потомство кротов рождается слепым, голым и беспомощным. В это время самка выкармливает его молоком.

3) По долинам рек крот проникает к северу до средней тайги, а к югу — до типичных степей.

4) Крот питается дождевыми червями, в меньших количествах поедает слизней, насекомых и их личинок.


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах .txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .jpg, .ppt, .pptx, .mp3, .xls, .xlsx):

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

Установите последовательность таксономических единиц в классификации ромашки начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

Цель урока: Формировать знания о составных компонентах биологического сообщества, об особенностях трофической структуры сообщества, о пищевых связях, которые отображают путь круговорота веществ, формировать понятия пищевая цепь, пищевая сеть.

1. Организационный момент.

2. Проверка и актуализация знаний по теме “Состав и структура сообщества”.

На доске: Наш мир – не случайность, не хаос, - есть система во всем.

Вопрос. О какой системе в живой природе говориться в данном высказывании?

Работа с терминами.

Задание. Вставьте пропущенные слова.

Сообщество организмов разных видов тесно взаимосвязанных между собой называют …………. . В его состав входят: растения, животные, …………. , …………. . Совокупность живых организмов и компонентов неживой природы, объединенных обменом веществ и энергии на однородном участке земной поверхности называют …………….. или …………… .

Задание. Выберите четыре компонента экосистемы: бактерии, животные, консументы, грибы, абиотический компонент, климат, редуценты, растения, продуценты, вода.

Вопрос. Каким образом связаны между собой живые организмы в экосистеме?

3. Изучение нового материала. Объяснение с использованием презентации.

4. Закрепление нового материала.

Задание № 1. Слайд № 20.

Определите и подпишите: продуцентов, консументов и редуцентов. Сравните цепи питания и установите сходство между ними. (в начале каждой цепи растительный корм, далее идет растительноядное животное, а в конце – хищное животное). Назовите способ питания растений и животных. (растения – автотрофы, т.е сами производят органическое вещество, животные – гетеротрофы – потребляют готовое органическое вещество).

Вывод: цепь питания – ряд последовательно питающихся друг другом организмов. Цепи питания начинаются с автотрофов – зеленых растений.

  1. Клевер - кролик - волк
  2. Растительный опад – дождевой червь – черный дрозд – ястреб - перепелятник (Первая пищевая цепь начинается с продуцентов – живых растений, вторая с растительных остатков – мертвой органики).

В природе существует два основных типа пищевых цепей: пастбищные (цепи выедания), которые начинаются с продуцентов, детритные (цепи разложения), которые начинаются с растительных и животных остатков, экскрементов животных.

Вывод: Следовательно первая цепь питания – пастбищная, т.к. начинается с продуцентов, вторая – детритная, т.к. начинается с мертвой органики.

Все компоненты пищевых цепей распределяются на трофические уровни. Трофический уровень – это звено в цепи питания.

Задание № 3. Составьте цепь питания, включив в нее перечисленные организмы: гусеница, кукушка, дерево с листьями, канюк, почвенные бактерии. Укажите продуцентов, консументов, редуцентов. (дерево с листьями - гусеница- кукушка-канюк – почвенные бактерии). Определите сколько трофических уровней содержит данная цепь питания (данная цепь состоит из пяти звеньев, следовательно пять – трофических уровней). Определите какие организмы расположены на каждом трофическом уровне. Сделайте вывод.

  • Первый трофический уровень – зеленые растения (продуценты),
  • Второй трофический уровень – растительноядные животные (консументы 1 порядка)
  • Третий трофический уровень – мелкие хищники (консументы 2 порядка)
  • Четвертый трофический уровень – крупные хищники (консументы 3 порядка)
  • Пятый трофический уровень – организмы, потребляющие мертвое органическое вещество – почвенные бактерии, грибы (редуценты)

В природе каждый организм использует не один источник питания, а несколько, то в биогеоценозах пищевые цепи переплетаются и образуют пищевую сеть. Для любого сообщества можно составить схему всех пищевых взаимосвязей организмов и эта схема будет иметь вид сети (пример пищевой сети рассмотрим на рис. 62 в учебнике биологии автора А.А.Каменского и др.)

5. Отработка полученных знаний.

Практическая работа в группах.

Задание №1. Решение экологических ситуаций

1. В одном из канадских заповедников уничтожили всех волков, чтобы добиться увеличения стада оленей. Удалось ли таким образом достичь цели? Ответ объясните.

2. На определённой территории живут зайцы. Из них маленькие зайчата- 100 шт массой – 2 кг, и их родители 20 шт – массой 5 кг. Масса 1 лисы – 10 кг. Найдите количество лисиц в этом лесу. Сколько растений должно вырасти в лесу, чтобы зайцы выросли.

3. В водоеме с богатой растительностью обитает 2000 водяных крыс, каждая крыса потребляет в сутки 80г растений. Сколько бобров сможет прокормить этот водоем, если бобр в сутки потребляет в среднем 200 г растительного корма.

4. Приведенные в беспорядке факты изложите в логически правильной последовательности (в виде цифр).

1. Нильский окунь стал поедать много растительноядных рыб.

2. Сильно размножившись, растения стали загнивать, отравляя воду.

3. Для копчения нильского окуня требовалось много дров.

4. В 1960 г. британские колонисты запустили в воды озера Виктория нильского окуня, который быстро размножался и рос, достигая веса 40 кг и длины 1,5 м.

5. Леса на берегах озера интенсивно вырубались – поэтому началась водная эрозия почв.

6. В озере появились мертвые зоны с отравленной водой.

7. Численность растительноядных рыб сократилась, и озеро стало зарастать водными растениями.

8. Эрозия почв привела к снижению плодородия полей.

9. Скудные почвы не давали урожая, и крестьяне разорялись.

6. Самопроверка полученных знаний в виде теста.

1. Производители органических веществ в экосистеме

2. К какой группе относятся микроорганизмы, обитающие в почве

Б) консументы I порядка

В) консументы II порядка

3. Назовите животное, которое следует включить в пищевую цепь: трава —> . —> волк

4. Определите верно составленную пищевую цепь

А) еж —> растение —> кузнечик —> лягушка

Б) кузнечик —> растение —> еж —> лягушка

В) растение —> кузнечик —> лягушка —> еж

Г) еж —> лягушка —> кузнечик —> растение

5. В экосистеме хвойного леса к консументам 2-го порядка относят

А) ель обыкновенную

В) таежных клещей

Г) почвенных бактерий

6. Растения производят органические вещества из неорганических, поэтому играют в пищевых цепях роль

А) конечного звена

Б) начального звена

7. Бактерии и грибы в круговороте веществ выполняют роль:

А) производителей органических веществ

Б) потребителей органических веществ

В) разрушителей органических веществ

Г) разрушителей неорганических веществ

8. Определите правильно составленную пищевую цепь

А) ястреб —> синица —> личинки насекомых —> сосна

Б) сосна —> синица —> личинки насекомых —> ястреб

В) сосна —> личинки насекомых —> синица —> ястреб

Г) личинки насекомых —> сосна —> синица —> ястреб

9. Определите, какое животное надо включить в пищевую цепь: злаки —> ? —> уж —> коршун

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Практическая работа №2

Цель: продолжить формирование знаний о цепях и сетях питания, правиле экологической пирамиды, научиться составлять трофические цепи питания.

1. Определите функциональную роль в экосистеме следующих организмов:

а) аскарида; б) волк; в) гнилостная бактерия; г) дятел; д) жук-навозник; е) жук-олень; ж) ель; з) клещ; и) подосиновик; к) сосна; л) сосновая пяденица; м) хлорелла; н) ястреб.

Составьте цепь питания из пяти трофических уровней, выбрав необходимые организмы из приведенного выше перечням.

2. Составьте пищевую цепь из предложенных организмов и укажите (подчеркните) консумент второго порядка:

- гусеница, синица, дуб, коршун

- медведка, опавшая листва, филин, дождевой червь, еж

- еж, лиса, лягушка, злаковые, змея, кузнечик

- нутрия, бактерии, рыбы, опавшая листва, камышовый кот, простейшие

- ракообразные, водоросли, человек, птица, рыба

- хищная рыба, зоопланктон, фитопланктон, рыба, дельфин

3. Составьте схему цепи питания, характерной для болот, зная, что ее компонентами могут являться какие-либо их предложенных организмов: ястреб, бабочка, лягушка, стрекоза, уж, растение, муха.

4. Исправьте ошибки в пастбищных цепях питания:

а) трава – леопард - газель

б) трава – лягушка - кузнечик - уж

в) дождевой червь – горностай - землеройка - перегной

г) клевер - орел - заяц - уж

5. Исправьте ошибки в детритных цепях питания:

а) листовая подстилка - ястреб-перепелятник – лягушка - кузнечик

б) ястреб-перепелятник - листовая подстилка - дрозд - дождевой червь

в) кузнечик - листовая подстилка - лягушка - дрозд

г) лягушка - дождевой червь - ястреб-перепелятник - кузнечик

6. Составьте самостоятельно 10 цепей питания

7. Сделайте вывод к работе

Готовая практическая работа №2

Цель: продолжить формирование знаний о цепях и сетях питания, правиле экологической пирамиды, научиться составлять трофические цепи питания.

1. Определите функциональную роль в экосистеме следующих организмов:

м) хлорелла это уникальная одноклеточная зеленая водоросль. Хлорелла считается одним из самых полезных продуктов, известных человеку. Хлорелла обитает в пресноводных водоемах, находясь в которых она интенсивно вырабатывает кислород благодаря огромным запасам хлорофилла

л) сосновая пяденица

а) аскарида раздельнополые черви. Самка человеческой аскариды за сутки производит на свет более 200 тысяч яиц. Аскариды могут вызывать повреждение стенки тонкого кишечника, непроходимость кишечника, перфоративный перитонит, бронхит, очаговые пневмонии, кровохарканье, заболевания печени и поджелудочной железы в) гнилостная бактерия

д) жук-навозник

и) подосиновик

Составьте цепь питания из пяти трофических уровней, выбрав необходимые организмы из приведенного выше перечням.

сосна- сосновая пяденица- дятел- ястреб -клещ

2. Составьте пищевую цепь из предложенных организмов и укажите (подчеркните) консумент 2 порядка:

- дуб-гусеница-синица-коршун

- опавшая листва – дождевой червь – медведкаеж - филин

- злаковые – кузнечик – лягушказмеяежлиса

- опавшая листва – бактерии – простейшие – рыбынутриикамышовый кот

- водоросли – ракообразные – рыбаптицачеловек

- фитопланктон – зоопланктон – рыбахищная рыбадельфин

3. Составьте схему цепи питания, характерной для болот, зная, что ее компонентами могут являться какие-либо их предложенных организмов: ястреб, бабочка, лягушка, стрекоза, уж, растение, муха.

растение - стрекоза – бабочка – лягушка - уж – ястреб - муха.

4. Исправьте ошибки в пастбищных цепях питания:

а) трава- леопард -газель;

б) трава- кузнечик –лягушка- уж;

в) перегной -дождевой червь -землеройка -горностай;

г) клевер -заяц- уж -орел;

5. Исправьте ошибки в детритных цепях питания:

а) листовая подстилка- кузнечик- лягушка -ястреб-перепелятник;

б) листовая подстилка- дождевой червь -дрозд -ястреб-перепелятник;

Цель: продолжить формирование знаний о цепях и сетях питания, правиле экологической пирамиды, научиться составлять трофические цепи питания.

Практическая работа №2

Цель: продолжить формирование знаний о цепях и сетях питания, правиле экологической пирамиды, научиться составлять трофические цепи питания.

1. Определите функциональную роль в экосистеме следующих организмов:

а) аскарида; б) волк; в) гнилостная бактерия; г) дятел; д) жук-навозник; е) жук-олень; ж) ель; з) клещ; и) подосиновик; к) сосна; л) сосновая пяденица; м) хлорелла; н) ястреб.

Составьте цепь питания из пяти трофических уровней, выбрав необходимые организмы из приведенного выше перечням.










2. Составьте пищевую цепь из предложенных организмов и укажите ( подчеркните ) консумент второго порядка:

- гусеница, синица, дуб, коршун

- медведка, опавшая листва, филин, дождевой червь, еж

- еж, лиса, лягушка, злаковые, змея, кузнечик

- нутрия, бактерии, рыбы, опавшая листва, камышовый кот, простейшие

- ракообразные, водоросли, человек, птица, рыба

- хищная рыба, зоопланктон, фитопланктон, рыба, дельфин

3. Составьте схему цепи питания, характерной для болот, зная, что ее компонентами могут являться какие-либо их предложенных организмов : ястреб, бабочка, лягушка, стрекоза, уж, растение, муха.

4. Исправьте ошибки в пастбищных цепях питания:

а) трава – леопард - газель

б) трава – лягушка - кузнечик - уж

в) дождевой червь – горностай - землеройка - перегной

г) клевер - орел - заяц - уж

5. Исправьте ошибки в детритных цепях питания:

а) листовая подстилка - ястреб-перепелятник – лягушка - кузнечик

б) ястреб-перепелятник - листовая подстилка - дрозд - дождевой червь

в) кузнечик - листовая подстилка - лягушка - дрозд

г) лягушка - дождевой червь - ястреб-перепелятник - кузнечик

6. Составьте самостоятельно 10 цепей питания

7. Сделайте вывод к работе

Готовая практическая работа №2

Цель: продолжить формирование знаний о цепях и сетях питания, правиле экологической пирамиды, научиться составлять трофические цепи питания.

1. Определите функциональную роль в экосистеме следующих организмов:

ж) ель

к) сосна

м) хлорелла это уникальная одноклеточная зеленая водоросль. Хлорелла считается одним из самых полезных продуктов, известных человеку. Хлорелла обитает в пресноводных водоемах, находясь в которых она интенсивно вырабатывает кислород благодаря огромным запасам хлорофилла

б) волк

г) дятел

е) жук-олень

л) сосновая пяденица

н) ястреб.

а) аскарида раздельнополые черви. Самка человеческой аскариды за сутки производит на свет более 200 тысяч яиц. Аскариды могут вызывать повреждение стенки тонкого кишечника, непроходимость кишечника, перфоративный перитонит, бронхит, очаговые пневмонии, кровохарканье, заболевания печени и поджелудочной железы в) гнилостная бактерия

д) жук-навозник

з) клещ

и) подосиновик

Составьте цепь питания из пяти трофических уровней, выбрав необходимые организмы из приведенного выше перечням.

сосна- сосновая пяденица- дятел- ястреб -клещ

2. Составьте пищевую цепь из предложенных организмов и укажите ( подчеркните ) консумент 2 порядка:

- дуб-гусеница- синица - коршун

- опавшая листва – дождевой червь – медведкаеж - филин

- злаковые – кузнечик – лягушказмеяежлиса

- опавшая листва – бактерии – простейшие – рыбынутриикамышовый кот

- водоросли – ракообразные – рыбаптицачеловек

- фитопланктон – зоопланктон – рыбахищная рыбадельфин

3. Составьте схему цепи питания, характерной для болот, зная, что ее компонентами могут являться какие-либо их предложенных организмов : ястреб, бабочка, лягушка, стрекоза, уж, растение, муха.

растение - стрекоза – бабочка – лягушка - уж – ястреб - муха.

4. Исправьте ошибки в пастбищных цепях питания:

а) трава- леопард -газель;

б) трава- кузнечик –лягушка- уж;

в) перегной -дождевой червь -землеройка -горностай;

г) клевер -заяц- уж -орел;

5. Исправьте ошибки в детритных цепях питания:

а) листовая подстилка- кузнечик- лягушка -ястреб-перепелятник;

б) листовая подстилка- дождевой червь -дрозд -ястреб-перепелятник;

в) листовая подстилка- кузнечик -лягушка -дрозд;

г) дождевой червь -кузнечик -лягушка -ястреб-перепелятник;

Цепи питания животных 3 класс окружающий мир

Окружающий мир

Типы пищевых цепочек

В природе чаще всего в цепи питания животных 3 звена. Но есть еще другие схемы, где звеньев больше. Вверху цепочки всегда стоят хищники. В самом ее конце находится суперхищник, у которого в дикой природе нет врагов. Им может быть, например, белая акула, бурый медведь или амурский тигр. Обычная схема цепи:

Кто что ест цепи питания (окружающий мир 3 класс)

  • Первое звено цепи — это растения или простейшие (одноклеточные организмы). Поглощают энергию солнечных лучей, разлагающиеся остатки в почве и полезные вещества, находящиеся в природе. Растениям или бактериям не нужно непосредственно кого-то есть.
  • Второе звено — животные, которые питаются этими простейшими или микроорганизмами. В этом ряду находятся растительноядные: насекомые и грызуны, птицы и рыбы.
  • Третье звено — хищники. Они поедают тех, кто питается растениями. Если мышь кормится зерном, то существует тот, кто охотится на нее: сова, куница или змея.

Связь флоры и фауны

Стандартный пример линии питания: растение — заяц — лиса. Заяц поедает кору деревьев, а лиса охотится на грызуна и питается им. Лису никто не ест, так как она рождается хищником и оказывается вверху ряда. Заметим, что представитель сильного звена, находится над всеми и поедает более слабого. Человек значится наивысшим звеном, он добывает животных в процессе охоты. Существует две модели цепи:

Цепи питания 3 класс окружающий мир

  1. Цепь поедания, или пастбищная. Начинается с зеленого или древесного растения, состоит из трех или пяти организмов. В процессе жизнедеятельности одни животные, небольшие по величине, поедают траву и листья деревьев, а другие питаются этими животными. Пример: овес — заяц — лисица.
  2. Цепь разложения. Начинается с мертвой органики. Звеньями становятся разлагающиеся продукты питания и организмы, их употребляющие. Пример: опавшая листва — дождевой червь — соловей — ястреб или сгнивший гриб — слизняк — лягушка — утка — волк.

В природе организмы тесно связаны друг с другом. Растения, грибы, животные и птицы живут в сообществе. Если хотя бы одно звено выпадет из схемы питания, — это становится угрозой для всех. Так как они просто не найдут себе пищу. Пример: подорожник — гусеница — крот — ястреб.

Казалось бы, намного приятнее жить без комаров, змей и лягушек. Но они представляются важными звеньями в линии питания. Без насекомых, земноводных и хищников нарушилось бы экологическое равновесие. Получается, все организмы одинаково важны и нужны.

Примеры моделей пищевых линий

Цепи питания 3 класс окружающий мир

Пищевая линия у насекомых имеет свои отличия. В такую последовательность включены два звена насекомых, когда привычных человеческому взгляду бабочку или тлю, поедают более массивные хищные насекомые — жужелица, стрекоза, паук. А уже большие по размеру крылатые становятся пищей для небольших по величине грызунов вроде мыши или зайца, или земноводных, таких как лягушки. Пример: ромашка — тля — стрекоза — ящерица — змея — цапля.

Модель питания у животных состоит из 3−5 звеньев. Теплокровные, которые питаются травой, семенами, листьями и корой деревьев называются растительноядными. Те, кто ест крылатых и шестиногих, называются насекомоядными. На добычу покрупнее охотится хищник, пример, волк и лиса — плотоядные. Пребывают в наличии и всеядные животные, — они едят растения и другие живые или мертвые организмы. Пример: орех — белка — норка — лиса.

Роли организмов в сообществе

Белка — растительноядная. Она собирает все виды грибов и накалывает их на ветки деревьев, чтобы подсыхали. Чтобы уберечься от зимней бескормицы, делает запасы в дупле: орехи и желуди.

Осенью барсук начинает готовиться к зимней спячке, — отъедается, набивая внутрь все, что попадется. Барсук — всеядный, он поглощает лесные ягоды и плоды, жуков и слизней. Ящерицы, лягушки и мыши тоже служат для него едой.

Лиса — хищник, живет в лесу и ест то, что поймает. Она охотится на мышей, иногда куропаток. Бегает за зайцами. Зимой подходит близко к людским поселениям и нападает на домашнюю птицу.

Описанные 3 цепи питания животных являются наиболее простыми.

Цепи питания 3 класс

Схемы потребления

Животных разделяют на группы по способам питания. Примеры таких групп:

  • растительноядные — улитка, кузнечик, заяц, мышь;
  • насекомоядные — стрекоза, жужелица, крот, лягушка;
  • хищники — сова, лисица, волк, тигр;
  • всеядные — барсук, медведь.

Цепи питания животных

Пищевая модель в лесу отличается от других. Здесь распространены цепи разложения, ведь так восстанавливается флора и фауна. Растительность лесного массива бывает хвойной или лиственной. Насекомые поедают разлагающиеся остатки растений, грызуны питаются насекомыми, верх модели возглавляет хищник. Некоторые обитатели леса, такие как волк или медведь, становятся суперхищниками.

На уроках окружающего мира в 3 классе пример пищевой цепочки закрепляется тестами. Учащимся предлагается составить цепи самостоятельно из предложенных вариантов. Например:

  • паук, грач, муха. Ответ: муха — паук — грач;
  • ястреб, белка, гриб. Ответ: гриб — белка — ястреб;
  • лиса, зерно, заяц. Ответ: зерно — заяц — лиса.

Пищевые структуры поддерживают удовлетворительное состояние сообщества. Они обеспечивают контроль над разнообразием и количеством организмов. Это благоприятствует балансу в природе. Цепи питания животных крайне важны, ведь при исчезновении одного звена, система размыкается и всем участникам угрожает вымирание. Небольшие по величине представители звена — грызуны или лягушки — смогут бесконтрольно размножаться, а большие по размеру вымрут из-за отсутствия еды. Поэтому важно следить за тем, кто что ест, за экологией леса и вымирающими видами.

Читайте также: