Благоустройство и озеленение набережной

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Архитекторы: Минулин И. Г., Веселкова К. О., Старостина В. Е., Тимергалиева И. А., Топорова Ю. К.

СОДЕРЖАНИЕ:
Ситуационная схема
Типологический анализ набережных
Исторический анализ Набережной реки Туры

Утраченная функция:
Использование водоема как места для купания

Условия воссоздания функции:
— Очистка реки;
— Организация доступных МНГ спусков к воде;
— Создание безопасных зон для купания с детьми;

Утраченная функция:
Использование береговой линии в качестве пляжа

Условия воссоздания функции:
— Организация общественного песчаного пляжа в ландшафтной зоне;
— Создание локальных мест отдыха с лежаками по правому берегу;
— Прокат пляжного инвентаря;

Утраченная функция:
Использование акватории в зимний период: каток

Условия воссоздания функции:
— Организация доступных МНГ спусков к воде;
— Трибуны для зрителей;
— Пункты проката спортивного инвентаря;
— Теплые кафе для посетителей;

Утраченная функция:
Использование акватории в зимний период: вело- и лыжная трасса

Условия воссоздания функции:
— Организация доступных МНГ спусков к воде;
— Трибуны для зрителей;
— Пункты проката спортивного инвентаря;
— Теплые кафе для посетителей;

Утраченная функция:
Организация причалов дебаркадеров

Условия воссоздания функции:
— Использование запроектированных причалов;
— Разработка плавбульвара на летний период;

Утраченная функция:
Использование акватории речным транспортом

Условия воссоздания функции:
— Организация пристани для маломерного флота;
— Пункты проката лодок и катеров;
— Организация туристических маршрутов по воде;

Утраченная функция:
Погружение под воду

Условия воссоздания функции:
— Очистка реки;
— Организация доступных МНГ спусков к воде;
— Организация локальных мест погружения;
— Дежурство спасателей;

Не утраченная функция:
Моржевание

Функция нуждается в улучшении качества:
— Очистка реки;
— Организация доступных МНГ спусков к воде;
— Создание теплых раздевалок, кафе для участников и посетителей;
— Создание трибун;

Аналитическая часть: Постановка проблем

Проблема:
Отсутствуют условия для торговли и оказания услуг общественного питания в границах Набережной реки Туры

Недостаточно:
— места общественного питания;
— пункты торговли;

Отсутствуют:
— места продажи печатной/сувенирной продукции;
— нестационарные места продажи продукции местных производителей;
— нестационарные места продажи цветов;

Лишнее:
— разноформатные дисгармоничные киоски;

Проблема:
Отсутствует информация о туристическом потенциале города Тюмень

Недостаточно:
— информационные стенды;

Отсутствуют:
— стойки с информацией;
— пункты проката аудиогидов;
— пункты продажи билетов в театры;
— навигационная система в едином стиле;

Лишнее:
— разноформатные малоинформативные указатели;

Проблема:
Недостаточность условий для занятий спортом

Недостаточно:
— оборудование для круглогодичной физкультурно-спортивной площадки;
— спортивные арт-объекты;
— спортивные объекты, используемые в зимнее время года;

Отсутствуют:
— объекты экстремальных видов спорта;
— пункты проката спортивного инвентаря;
— комфортные детские площадки, разделенные по возрастным группам;

Проблема:
Отсутствие площадок для проведения культурно-массовых мероприятий

Недостаточно:
— места для проведения лекций;
— танцевальная площадка;

Отсутствуют:
— организованная круглогодичная сцена;
— площадка для проведения массовых гуляний;
— места проведения мастер-классов, воркаутов;
— место размещения новогодней ёлки;
— научно-познавательные игровые площадки;

Проблема:
Низкий уровень комфорта Набережной реки Туры

Недостаточно:
— озеленение, в том числе вертикальное;
— IT инфраструктура;

Отсутствуют:
— комфортные малые архитектурные формы;
— места для арт-объектов;
— места отдыха на склоне;
— разделение скоростных потоков;

Лишнее:
— открытая теплотрасса;
— открытая ливневая канализация в логе;

Проблема:
Неиспользование верхнего уровня Набережной реки Туры

Отсутствуют:
— использование памятников архитектуры по адресу ул. Семакова 1; ул. Володарского 5 к1;

Лишнее:
— нерациональное использование памятников архитектуры по адресу ул. Республики 1, ул. Республики 3, ул. Республики 5;
— тупиковые дорожки на верхнем уровне набережной;
— наличие эстетически непривлекательных ограждений;

Исторически города строились на берегах рек, морей и прочих водоемов, служивших транспортными путями, источниками воды и коммунальными коллекторами естественных отправлений горожан. Наряду с таким утилитарным подходом развивался и эстетический мотив — градостроители старались красиво и вместе с тем удобно оформить подходы к воде и набережные променады для праздной публики. Городские набережные стали служить своего рода авансценой урбанистического театра, его афишей или визитной карточкой. Открыточные виды Енисея с ландшафтным многообразием — это лучшее, что есть в Красноярске, и задача достойно обрамить еще не оформленные участки великой реки важнее решения иных насущных проблем города. От которых горожане могут отвлечься и отдохнуть, выйдя прогуляться по набережной. Пример других городов — для нас наука.

Набережная Сены в Париже

Ее Величество Функция, ее Высочество Рекреация

Витрувианский принцип царит и в отношении обустройства набережных. Мало кто захочет гулять по подмываемому водами неукрепленному берегу, где не только нечем заняться, но и просто некрасиво. Никто не оспаривает транспортной значимости прибрежных территорий, но наряду с ней не меньшую роль играет рекреационная функция. Набережная должна служить местом отдыха и проведения досуга горожан, в том числе пеших и велосипедных прогулок. Вот вам и множественная функция, транспортно-рекреативно-эстетическая: тротуары и выделенные велодорожки, площадки детские и для паркура, лавочки и подиумы для представлений, кафе-кофейни и информационные тумбы, озеленение и малокалиберная архитектурно-скульптурная пластика могут быть перемешаны во вкусный и полезный коктейль. Главное — приготовить его по всем правилам.

Size does matter

Приморская модель хороша для главной водной артерии Красноярска, но не стоит забывать и о малых реках, в Енисей впадающих, и о протоках между речными островами и берегами. И вот здесь весьма полезен опыт обустройства малых рек и искусственно прорытых каналов тех же Петербурга с Амстердамом и прочих европейских городов. И вот тут-то размер перестает иметь значение, поскольку даже мелкий бриллиант способен заиграть при должной огранке и в соответствующей оправе.

Вот пример французского Перпиньяна, который пересекает речушка с названием Сет. Она уступает нашей Каче в глубине и полноводье чуть ли не впятеро, но превосходит в благоустроении во много крат, и дело вовсе не в более почтенном возрасте или статусе города. Перпиньян — это глубокая провинция вроде нашего Канска, но даже его мелкая речка одета в каменный желоб, перетянута прелестными мостиками, обсажена деревьями и газонами, обставлена клумбами и вазонами, в том числе возле самой поверхности воды, что скрашивает полупустоту каменного русла. Даже малым рекам и невзрачным ручьям сравнительно небольшими средствами можно придать большой эффект.

Набережная р. Сет во Франции
Санкт-Петербург. набережная Заячьего острова

Моря, лагуны, реки и озера

Пространство современных городов стало не просто жестким, но даже жестоким по отношению к их обитателям — некомфортные условия обитания обусловлены не только шумами и выхлопами транспорта, но и самой конфигурацией застройки. Крупные города строятся не по исключительно эстетическим соображениям, а прежде всего по экономическим, поэтому в них неизбежно по окраинам образуются так называемые промышленные зоны. Разрастаясь, город поглощает эти промзоны, которые необходимо вовлекать в новый городской ландшафт, благоустраивая и увязывая по возможности в единый градостроительный контекст. Вдохнуть жизнь и вернуть живость таким безжизненным городским участкам (промзонам, пустырям, ветхим кварталам) — задача архитектора. Как правило, всякий получивший архитектурное образование специалист таким умением обладает, но не всегда им пользуется. Это неизбывная проблема градостроительства — в стремлении к самовыражению автор проекта не склонен считаться с предшественниками и соседним окружением. Пренебрежительное отношение впоследствии возвращается бумерангом — амбициозные замыслы тонут в пестрой каше застроечной дисгармонии.

Парк в Барселоне
Берега Веницианского канала

Зодческая чета занималась оживлением не только индустриальных мертвых зон, но и кладбищ. Примером может служить захоронение Cemeteria Igualada, расположенное в окрестностях Барселоны. Оно появилось на территории бывшей промзоны, дополнив ранее существовавший некрополь. Кладбище Igualada предлагает посетителю погрузиться в пространство воспоминаний: процессионная дорога вырыта в склоне холма, гробницы расположены по обе стороны от нее. Возможно, что именно на этом своими руками сотворенном кладбище сам Энрике Мираллес обрел вечный покой. Однако жизнь в подновленной и его усилиями Барселоне продолжает бить ключом — как фонтаны на ее улицах.

Частный вариант приморского города — Венеция — обладает целым набором особенностей. У берегов плещется не совсем море, а лагуна. Город с разветвленной сетью каналов, заменяющих дороги, построен на песчаных островах и вбитых в них лиственничных сваях. Набережные венецианских площадей, Гранд Канала и множества каналов поменьше одеты камнем и связаны между собой исключительно пешеходными мостиками. Велосипедист по многочисленным ступенькам взгорбленных мостов не проедет при всем желании. Все набережные Венеции выполнены в едином стиле, единственно возможном в этом музее под открытым небом. Другие города-заповедники, стоящие на берегах рек, тоже законодательно законсервированы от преобразований. Рим на Тибре, Флоренция на Арно, Вена на Дунае, Прага на Влтаве — список заповедных исторических центров можно продолжать долго.

Есть и исключения — города с меньшей славой и меньшим списком исторических достопримечательностей. Новые культурные ценности создаются на новом или зачищенном от хлама месте. Так произошло в Бильбао, в котором Фрэнком Гери был построен музей современного искусства фонда Гуггенхайма. Практически космический объект приземлился на берегу реки Нервион. Промышленная прежде речка с запущенными берегами совершенно преобразилась. Ее берега оделись в камень, перетянулись эффектными мостами, обрамились ультрасовременными зданиями авторства архитектурных звезд первой величины.

Благодатные для подобных экспериментов места — берега рек и озер Северной Америки, США и Канады. Там нет истории, которую можно подпортить современностью, а потому полеты архитектурной фантазии придерживают только состояние грунтов и состоятельность заказчиков. Вот и расцветают хай-теком берега городов на озерах, Чикаго и Ванкувера, подтягивая до своего шика прилегающие набережные. Чикагская Мичиган Авеню стала образцом подражания для современных городов. Этот топоним звучал несколько лет назад и в амбициозных планах застройки Стрелки Енисея. Помечтать не вредно…

И все решилось в Датском королевстве

Образцово-показательные примеры являет миру Скандинавия — а именно Дания. Наверное, нордический характер жителей стран северной Европы накладывает отпечаток на урбанистический орднунг, порядок их городов — в отличие от средиземноморского разухабья и необязательности. Все-таки варяги и греки — две большие разницы…

Своими впечатлениями от Копенгагена с нами поделился архитектор Евгений Зыков. Набережная в районе Ньюхавн (Nyhavn) прежде представляла собой довольно хаотичную стоянку частного автотранспорта, но после реконструкции набережная засияла огнями уютных кафе и фонарями прогулочных маршрутов, расцветились клумбами и улыбками довольных горожан и гостей датской столицы.
Еще раньше архитектор рассказывал о современном Гамбурге, где он бывал много раз. У этого немецкого города несколько иной статус и история: портовый город — грузовые ворота Германии, да и после бомбежек Второй Мировой войны старины в нем почти не сохранилось. В этом есть и свои плюсы, как-то — возможность начинать строительство с чистого листа после расчистки заброшенных промзон. К слову, в формировании облика современного Гамбурга, в том числе обустройства берегов Эльбы, немалое участие принимал и Энрике Мираллес, снискавший заслуженную славу пере- и благоустройства сорных городских участков европейских мегаполисов. Не все южане склонны к беспорядку и лености, и испанец, немало сделавший для преображения одного из крупнейших североевропейских городов, — тому пример…

Набережная в Копенгагене (Дания)
Набережная Эльбы, Гамбург (Герамния)

Переполнение чувствами и водами

Водная стихия известна своим крутым нравом, и никакие берега не могут удержать реки и даже речушки во время половодий. Обуздать стихию люди пытаются с переменным успехом, укрепляя берега, одевая их русла прочными каменными желобами и мостя берега практически крепостными стенами. Несмотря на предосторожности, наводнения приключаются практически повсеместно с разной степенью регулярности. Петербуржские набережные от разлива вод Финского залива не спасает даже дамба, но гранит оберегает берега от разрушения достаточно надежно. Одетые гранитом по питерскому примеру набережные Красноярска также нередко заливает сбрасываемыми через ГЭС избыточными запасами водохранилища. Наши гранитные цитадели тоже успешно проходят испытание вешними водами.
Даже невеликие размерами реки, переполняемые талыми и дождевыми водами, выходят из своих берегов — подобно тому как выходят из себя переполняемые чувствами люди. Так, немноговодный обычно Гвадалквивир по весне подымается на несколько метров, поражая воображение жителей Кордовы и Севильи. Много веков ранее река поднималась едва ли не до самого центра Севильи, и лишь сравнительно недавние ирригационные работы отвели от андалузской столицы риски затопления и подмокания репутации.

Другая европейская река примерно такой же величины, французская Рона, оставила разрушительные вещдоки — вернее, их сохранили и поэтизировали жители Авиньона. На исходе средних веков вышедшая из себя Рона смела половину каменного моста. Несколько уцелевших пролетов сохранены на память и стали одной из городских достопримечательностей. Авиньонскому мосту повезло больше, чем славному железнодорожному через Енисей. Призер Всемирной выставки и памятник федерального значения, мост был порезан на куски и сдан в металлолом, несмотря на протесты специалистов и обещания мэра сохранить один пролет в качестве монумента, установив в парке или на набережной. Сказать не означает сделать, а содеянного, увы, не воротишь…

Тема полумоста в никуда проявлена во Франции еще раз, в приморском Биаррице. От набережной в акваторию Бискайского залива ведут мосты, упирающиеся в стоящие посреди моря скалы. Это увеличивает протяженность приморских променадов небольшого Биаррица в разы, располагая их к океану и параллельно, и перпендикулярно. Приращена протяженность набережных и вверх: прибрежные просторы для гуляния поднимаются ярусами, разветвляясь террасами, видовыми площадками, соединенными лестничными каскадами и удобными для колясок пандусами. И все это благоустройственное великолепие — балюстрады, марши, ротонды, вазоны — ослепительно белого цвета, как и полагается одному из самых фешенебельных курортов мира. Как видим, мосты в никуда и пути в никуда — совершенно разные вещи…

Обзор с бортов речных трамваев

Если продолжать проводить аналогию набережных и авансцены урбанистического театра, лучшие зрительские места располагаются на борту курсирующих вдоль берега судов. И если по каналам Санкт-Петербурга и Венеции, парижской Сене и эстуарию реки Тежу в Лиссабоне катера и теплоходы курсируют преимущественно в экскурсионных целях, то питерские речные трамвайчики, венецианские вапоретто и лондонские тримараны несут незаменимую нагрузку общественного транспорта.

Набережная р. Арно во Флоренции (Италия)

В программе посещения французской столицы прогулка по Сене — обязательный пункт. Виды Парижа с берега и с борта проплывающего теплохода взаимодополняют друг друга в ярком портрете парижского шика и шарма. Париж был расчищен и обихожен, включая набережные, при Наполеоне назначенным им префектом бароном Османном и с тех пор продолжает хорошеть год от года. Для удобства и неги во время летнего зноя придумали даже насыпать песчаные пляжи поверх брусчатки и плитки набережных Сены — офисные клерки могут принимать солнечные ванны буквально во время обеденного перерыва. В конце жаркого сезона набережные пылесосят от песка, а сам мобильный пляж во многом подобен пенным вечеринкам, когда клубные помещения на время заполняют пеной и пенопластовыми шариками, в облаках или клубах которых резвятся посетители. Париж — не только праздник, который всегда с собой и внутри себя, но и всегдашний законодатель моды, в том числе урбанистической.

Галопом по Европам и рысью по России

Европейский опыт строительства и благоустроительства городов, несомненно, употребителен и для России: широты практически те же, климат тоже приблизительно тот же, да и полстраны расположено на европейском континенте. Населяющий страну контингент тоже преимущественно европейских корней — даже азиатскую часть России в основном населяют европейские переселенцы и их потомки. Потому и разговоры об особом пути России по большей части надуманные, и развиваться стране пристало в русле европейской цивилизации.

Русла и берега отечественных рек тоже целесообразно обустраивать в соответствии с принципами и традициями европейской культуры, что и имеет место быть со времен крещения Руси в византийскую веру и призыва на княженье Рюрика. Наша культура своими корнями панъевропейская, от южных греков и скандинавских варягов до французов с англосаксами. Так и развиваемся: Санкт-Петербург задуман и построен по европейским лекалам, московский Кремль выстроили итальянцы, и далее, от столиц ниже европейская градостроительная наука укрепилась навеки. И нынешнее благоустройство российских городов, включая берега протекающих через них рек, ведется по проверенным европейским схемам. Примеры оформления набережных Самары и Хабаровска признаны удачными, о сформировавшихся набережных Питера, Москвы и Нижнего Новгорода и говорить не приходится, хотя новодельские ошибки приключаются и там. Пусть это останется на совести тамошних властей, а мы поворотимся лицом к Енисею.

Набережная Енисея

Что день грядущий нам готовит?

Не подлежит сомнению, что по ряду условий Красноярск отличается от других городов, и поэтому чужой опыт применим избирательно и взвешенно. Наша река велика и широка, катит свои вечно холодные, но не замерзающие воды через весь город. Гулять по набережной в морозном зимнем тумане не очень комфортно, но тут впору вспомнить поговорку, что сибиряк — это не тот, кто не мерзнет, а тот, кто тепло одевается. Присмотреться к чужому опыту крытых прозрачных галерей и павильонов, скрывающих прохожих от ветра с осадками, но не от вида реки, выглядит нелишним. То же в отношении озеленительных, благоустроительных и культурно-эстетических приемов.

Задел в оформлении енисейских набережных есть, и неплохой. Дело за профессионалами, которым предстоит спроектировать высвобождающиеся участки заводских промзон в едином эстетическом ключе. Набережная в технике лоскутного одеяла город не украсит — у нас уже имеется брусчато-плиточный пэчворк тротуаров вдоль проспекта Мира. Положительный же опыт нам положительно пригодится.

Почему Москве так важно обратить свое внимание на реку? Набережные - это огромный рекреационный природный потенциал, который в российской столице не используется в полной мере. У нас нет удобных спусков к воде, не обустроены набережные и пешеходные дорожки. В результате эти территории просто выключены из городской жизни, хотя могли бы приносить не только пользу горожанам, но и инвестиции в бюджет: в любом городе мирового значения стоимость недвижимости, имеющей выход к реке, поднялась высоко, так как река придает расположенным на ней объектам статус столичности.

Депрессивные территории вдоль Москвы-реки

Крымская набережная после благоустройства

Мировое градостроительство открыло реку как ресурс развития сравнительно недавно, до этого времени она рассматривалась только как техническое устройство. Ниже - о том, как разные города преобразуют прибрежное пространство, чтобы сделать жизнь в мегаполисе более комфортной для своих жителей.

Остров Манхэттен, Нью-Йорк (США)

План пешеходной и велосипедной дорожек по периметру Манхэттена. Набережные

Идея обустройства набережных на Манхэттене очень проста - она заключалась в том, чтобы сделать берег острова доступным для людей. Архитекторы предложили обустроить беговую и велосипедную дорожки с прогулочной зоной, чтобы люди могли обходить остров по периметру. Для каждого участка 40-километровой набережной(для сравнения: длина Москвы-реки составляет 280 км) проведен подробный анализ и разработана концепция преобразования. Проект начали реализовывать еще в 2004 году, к настоящему времени около 80% набережных прошли полную модернизацию.

Проект развития прибрежных территорий Манхэттена выполнил еще одну задачу. Поскольку Нью-Йорк как любой мегаполис мира растет, на Манхэттене возникла проблема со свободными участками, на которых можно было бы построить новое жилье. Вдоль водной линии острова были выявлены фрагменты промышленной неиспользуемой застройки, обнаружилось много заброшенных депрессивных территорий, которые подходят под жилищное строительство. В результате вдоль берега люди получили общественные пространства, а за парками город построил жилые дома.

Hornsbergs Strandpark, Стокгольм (Швеция)

Это окраина города, где во время строительства нового микрорайона была создана искусственная набережная в виде насыпи, которая своей изогнутой структурой имитирует природный ландшафт. Строителям пришлось возвести подпорные стенки, очистить заболоченные места реки, высадить зелень - все это потребовало больших финансовых вложений. Именно застройка прилегающих речных районов позволила найти деньги на обустройство такой набрежной.

По сути, вдоль воды был создан линейный парк с пешеходными дорожками, параллельно которому проходят автомобильная улица и городская магистраль. Ближайшие к дорогам здания квартала - общественно-деловые, а не жилые, поэтому соседство с автомобилями совершенно не мешает горожанам. Кроме того, существует ограничение по скорости движения на прибрежных дорогах - машины могут двигаться со скоростью около 40 км/ч, поэтому шум автомобиля ниже, чем на обычных городских улицах.

Район Хафенсити, Гамбург (Германия)

Waterbuurt West, Амстердам (Нидерланды)

Другой пример - Waterbuurt в Амстердаме. Здесь нет пешеходов, только невысокие дома с причалами. Такое встречается настолько редко, что можно считать этот случай уникальным. Весь прибрежный фронт отдан владельцам домов.

Правительственный квартал, Берлин (Германия)

После падения Берлинской стены в столице Германии провели градостроительный конкурс на концепцию Правительственного квартала, который должен был появиться в излучине реки Шпрее. Главной идеей конкурса стало соединение Западной и Восточной частей Берлина, и река в этой концепции играла ключевую роль. Если посмотреть на карту города, видно, как в этом месте Шпрее делает петлю. Рейхстаг расположен в восточной части этого участка, а административные учреждения - в западной, по оси, заданной рекой. Здания переходят через реку, образуя Ленту Федераций - символ объединенной Германии. В этом районе нет жилых домов, есть только правительственные здания. Организованы прогулочные зоны с дорожками для велосипедистов и пешеходов, разбит парк и обустроен пляж - не хуже, чем на курортах испанской Майорки. Это общественное пространство, и река является частью парка: с нее открываются виды на Правительственный квартал, здесь проплывают туристические речные трамвайчики, где можно послушать историю города.

Набережная Marina Bay, Сингапур (город-государство)

Набережная в Сингапуре - хороший пример баланса между интересами города и инвестора. Владелец участка планировал застроить ее только отелями и казино по типу Лас-Вегаса, но город поставил условие включить в проект музей. В результате Marina Bay превратилась в потрясающий выставочный зал под открытым небом, пользующийся огромной популярностью у горожан и туристов. Конечно, владельцы казино тратят немалые деньги на его содержание, но в итоге получили они гораздо больше. Это пример того, что культура является отличным мультипликатором для инвестиций.

В мае 2017 года завершился конкурс на разработку концепций благоустройства ключевых общественных пространств в 15 городах России. По результатам конкурса были отобраны концепции развития ключевых общественных пространств в следующих городах: Астрахань, Владимир, Владикавказ, Волгоград, Ижевск, Калуга, Кемерово, Липецк, Ставрополь, Рязань, Томск, Ульяновск, Хабаровск, Чебоксары, Челябинск.

Сумма призового фонда конкурса — 12 млн рублей. В каждом городе призовой фонд был распределен следующим образом: 400 000 рублей за первое место, 300 000 за второе и 100 000 за третье.

Территории для благоустройства выбирались на основе комплексного исследования. Кроме градостроительной и GIS-аналитики в городах проводились интервью с местными экспертами и горожанами, совещания с администрацией. Исследовалась активность в социальных сетях, которая помогла выявить самые популярные точки в городах. В каждом городе-участнике программы обозначены ключевые территории, любимые горожанами и туристами, но требующие качественного обновления. Развитие этих пространств призвано улучшить общее состояние городской среды в российских региональных центрах, создать новые городские символы и повлиять на жизнь каждого горожанина.

Открытый национальный архитектурный конкурс на разработку концепций благоустройства ключевых общественных пространств в 15 городах России

Концепция благоустройства набережной зодчего Дудина в Ижевске

Функция

Новое общественное пешеходное пространство (фрагмент набережной зодчего Дудина), соответствующее современным критериям качества городской среды. Реновация обветшалой инфраструктуры и значительное расширение спектра функциональных возможностей территории.

Описание

В основу концепции заложены понятные этические и эстетические принципы формирования качественной городской среды.

Культурное своеобразие отражено в декоративном мощении, прототипом которого служит национальный удмуртский узор.

При озеленении используются виды растений характерные для биосистем Удмуртии. Набережная делится на три природные зоны, в которых воспроизводятся южная тайга, широколиственные леса и пойменные луга.

Простая геометрия, отказ от излишней декорированности, сдержанная цветовая гамма, соразмерный человеку масштаб позволяют минимальными средствами добиться визуального разнообразия протяженной двухкилометровой набережной.

Важный аспект проекта — привлечение внимания к экологическим проблемам Ижевского пруда: восстановление экобаланса и популяризация экологического поведения среди горожан (раздельный сбор мусора, энергосбережение, рациональное использование водных ресурсов и воспроизводство рыбы).

Ситуация — участок набережной Дудина от монумента Дружбы Народов до парка им. Кирова является деградирующей территорией с острым дефицитом инфраструктуры для отдыха и общения, с отсутствием благоустроенных пешеходных зон и организованной береговой линии со спусками к воде, недостаточным количеством зеленых насаждений.

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ

Главная задача проекта — создание нового общественного пешеходного пространства (фрагмент набережной Зодчего Дудина), соответствующего современным критериям качества городской среды. Помимо реновации обветшалой инфраструктуры предлагается значительно расширить спектр функциональных возможностей территории.

КОМФОРТ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Концепцией благоустройства предусматривается формирование взаимосвязанных общественных зон для следующих фокус-групп пользователей:

ЭКОЛОГИЧНОСТЬ

  • затенение (деревья смешанных пород);
  • ветрозащита (кустарники формованные);
  • берегоукрепление (кустарники, газон);
  • дноукрепление (водяные растения).

БЕЗОПАСНОСТЬ

Предлагается ликвидировать сквозной проезд автотранспорта. Территорию набережной оборудовать элементами уличного освещения и декоративной подсветки. Предусматриваются 2 стационарных пункта охраны общественного порядка с системой видеонаблюдения за территорией.

ИДЕНТИЧНОСТЬ МЕСТА

В дизайн-проекте благоустройства подчеркивается культурное, историческое и природное своеобразие места.

Культурный контекст выражается в использовании в рисунке мощения набережной фрагментов традиционного удмуртского узора, а также узора народов Поволжья и Урала.

Исторический контекст в благоустройстве набережной имеет прямую визуальную связь с располагающимся напротив Ижевским оружейным заводом. В качестве основного материала для декоративной отделки элементов благоустройства, малых архитектурных форм, опор освещения, информационных стендов и навигации используется патинированный металл (оружейная травленая сталь).

Природный контекст подчеркивается применением в озеленении набережной растений, наиболее характерных для флоры Удмуртии. На протяжении набережной создаются озелененные зоны, иллюстрирующие растительное многообразие Республики Удмуртия.

РАЗНООБРАЗИЕ СРЕДЫ

Концепцией предусматривается насыщение нового городского пространства следующими функциями/активностями:

  • площадки для детей и подростков;
  • спортивная активность/маршруты;
  • пространства для встреч и отдыха;
  • отдых и развлечения на воде;
  • пространства для временных/сезонных культурных мероприятий и событий;
  • торговые и выставочные пространства;
  • туристические объекты и инфраструктура;
  • активности в зимний период.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КАРКАС

Насыщение территории набережной новыми функциональными объектами предусматривает равномерное распределение зон активности вдоль береговой линии. Функциональную структуру можно разделить на 3 подгруппы:

  • зона массовых культурных событий (непосредственно примыкает к благоустроенному участку набережной рядом с Монументом Дружбы народов). Центральным сооружением зоны массовых культурных событий является сцена на воде;
  • зона встреч и отдыха характеризуется расширенным участком набережной с удобным спуском к воде. На набережной оборудованы рекреационные зоны с лежанками, гамаками, креслами. Отличительным объектом зоны встреч и отдыха является павильон (арт-галерея) предназначенная для временных экспозиций;
  • зона отдыха и развлечений на воде примыкает к городскому пляжу и расширяет спектр водных активностей: 1) прокат спортоборудования (виндсерфинг, кайтинг, гидроциклы и пр.); 2) прокат весельных лодок и прогулочных катамаранов; 3) организация мест для рыбной ловли (береговая линия и плавучие островки).

ЗЕЛЕНЫЙ КАРКАС

Пространство набережной разделено на 3 зоны озеленения, которые символизируют 3 типологические биосистемы Республики Удмуртия: 1) южная тайга (север Удмуртии); 2) широколиственные леса; 3) пойменные луга.

ТРАНСПОРТНЫЙ КАРКАС

Территория набережной трактуется как пешеходная зона. Подъезд туристических автобусов и личного автотранспорта организован по ул. Кирова и ул. Максима Горького. Предусмотрены 2 парковки на 500 и 280 машиномест.

ЗОНА МАССОВЫХ КУЛЬТУРНЫХ СОБЫТИЙ

Учитывая общую протяженность набережной Зодчего Дудина (около 2 км, включая благоустроенный участок возле Монумента Дружбы народов) определена целесообразность размещения зоны, предназначенной для проведения массовых культурных мероприятий и праздников (Рыжий фестиваль, Всемирный день пельменя и др.) в срединной части территории. Таким образом обеспечивается удобная пешеходная доступность как со стороны центра города (от центральной площади), так и со стороны парка им. Кирова. Кроме того, предлагается использовать близкорасположенный существующий паркинг на 500 машиномест как для туристического трансфера, так и для личного автотранспорта и экскурсионных автобусов.

Центральным объектом зоны событий является открытый амфитеатр на 400 зрителей со сценой на воде. Зрительные ряды обращены в сторону Ижевского пруда, что дает также возможность для использования акватории для проведения водных праздников, водных спортивных состязаний (виндсерфинг, кайтинг, парусная регата и т. д.).

Учитывая климатические особенности Ижевска предусматривается использование амфитеатра и сцены также и в зимнее время с устройством городского катка, лыжных маршрутов и зоны для зимнего кайтинга.

Проектом предусматривается сопутствующая инфраструктура: ресторанный дворик; кафе с открытой террасой; сувенирный магазин; магазины мелкой розничной торговли; пункт проката весельных лодок и катамаранов; причал для прогулочных катеров и водного трамвайчика; общественные туалеты с кабинами, оборудованными для маломобильных групп населения; пункт охраны общественного порядка.

ЗОНА ВСТРЕЧ, ОТДЫХА И РАЗВЛЕЧЕНИЙ

Протяженный участок набережной (примерно 1 км), от амфитеатра до городского пляжа отводится под организацию различных видов отдыха для жителей Ижевска и туристов. При этом учитываются интересы разных групп пользователей: по возрасту, активности, уровню культуры, увлечениям и пр.

  • детский отдых характеризуется большой подвижностью и повышенными требованиями по травмобезопасности. В связи с этим детские площадки имеют специальное резиновое покрытие. Границы площадок с подветренной стороны огорожены ветрозащитными конструкциями (изгородь, стриженный кустарник). Отсутствуют резкие перепады рельефа.
  • спортивный отдых предназначен в основном для молодежной возрастной группы (15—35 лет). Спортивная инфраструктура представлена спортивными площадками work-out и parkour, мини-велодромом/скейтодромом, беговыми дорожками, велодорожкой. Спортивная инфраструктура также предназначена для проведения занятий по физкультуре для учащихся экономико-математического лицея № 29.
  • культурный отдых представлен арт-галереей, музыкально-танцевальной площадкой, рекреационными зонами, оборудованными лежанками, гамаками, креслам, стеллажами book-crossing, пунктами продажи безалкогольных напитков и закусок.
  • отдых на воде обеспечивается расширенным участком набережной с удобными спусками к воде, организацией зон для купания и загара, прокатом спортоборудования (виндсерфинг, кайтинг, гидроциклы и пр.), весельных лодок и катамаранов. Для любителей рыбной ловли предусмотрены мостки и плавучие островки.

Привлечение максимального количества посетителей в новое общественное пространство является основополагающей задачей проекта. Для этого в концепции благоустройства набережной предусматривается широкий перечень видов деятельности и отдыха, предлагаемых посетителям. Акватория Ижевского пруда является важнейшим элементом среды и рассматривается как неотъемлемая часть функциональной программы проекта. Местные природно-климатические особенности обязывают предусматривать сезонный характер использования территории: летний и зимний.

4 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

В основу программы повышения качества среды обитания человека заложены следующие базовые принципы: этика и эстетика.

Этические принципы обозначают следующие приоритеты: уважительное отношение к месту, его истории, культуре и людям; взаимодействие с природным окружением и сложившимся городским пространством; минимизация антропогенного и техногенного воздействия и, как итог — наследие, которое мы оставим будущему поколению.

Озеленение предусматривает использование наиболее характерных местных видов растений. Протяженная набережная условно разделена на три природные зоны, на которых воспроизводятся наиболее типичные для Республики Удмуртия биосистемы: южная тайга, широколиственные леса и пойменные луга.

Важным аспектом проекта является привлечение внимания к экологическим проблемам Ижевского пруда, восстановление экологического баланса, а также популяризация экологического поведения среди населения (раздельный сбор мусора с последующей его переработкой, энергосбережение, рациональное использование водных ресурсов, воспроизводство рыбных ресурсов водоема).

Городские набережные часто выполняют сразу несколько функций. В первую очередь, это, конечно, место отдыха людей. Близкое расположение водоема освежает воздух, что особенно важно в условиях городской пыли. На набережной, густо засаженной деревьями, создается наиболее благоприятная обстановка для прогулок.

Довольно распространенный тип естественных водоемов в черте города — это реки. Чтобы обезопасить прибрежную линию от воздействия воды или оползня, проводят коррекцию русла посредством береговых укрепительных работ. При строительстве набережных всегда учитывают особенности дальнейшей эксплуатации прилегающих участков, а при планировке принимают во внимание архитектурный облик всего района.

благоустройство набережной

В 2017 году мы провели комплексное озеленение набережной реки Тюлячка, начиная от предварительного замысла на бумаге до его детального воплощения. Проект выполнен в рамках программы благоустройства набережных. Главная особенность — полное сохранение уже существующей флоры и фауны, которые затем были дополнены новыми, тщательно подобранными с учетом всех условий, водно-прибрежными растениями, цветами и деревьями. Наша главная задача состояла в том, чтобы создать для людей комфортное место отдыха, где каждая семья вместе со своими детьми может весело провести время.

набережная реки дизайн

Подготовка проекта благоустройства городской набережной

При разработке плана любой набережной на первом месте всегда стоит ее концепция, которая является основой будущих элементов. В определенных случаях уместно использовать уже готовые проекты, но по-настоящему уникальную и оригинальную набережную можно получить лишь при разработке с нуля. Такой ход позволяет учитывать особенности близлежащей территории. Это разрешает добиться наиболее эффектного сочетания удобства и красивого внешнего вида прогулочной зоны.

проект благоустройства набережной

Дорожки и тропинки при благоустройстве набережной

Независимо от того, насколько привлекательно выглядит территория набережной, она останется пустой, если люди во время прогулок не испытывают удобство и комфорт. По этой причине мы тщательно продумывали все детали, касающиеся расположения будущих дорожек. Каждая из них предназначена для определенной группы людей, будь то пенсионеры, велосипедисты или родители с маленькими детьми. Любой человек может выбрать наиболее подходящий для себя маршрут, где ему будет приятно.

Например, каменная дорожка для тихих спокойных прогулок пожилых людей или родителей с детьми, которые могут не бояться проносящихся мимо велосипедистов. При этом мы полностью сумели сохранить визуальное единение природного пейзажа с расположенными рядом архитектурными элементами.

благоустройство набережной

Дорожки на набережных — это одна из самых важных деталей проекта, ведь любоваться окружающей природой намного удобнее, пригуливаясь по грамотно расположенным тропинкам. Мы подготовили несколько видов дорожек, например, с покрытием из камня, идеально подходящего для прогулочной зоны. Дорожка такого типа легко и непринужденно вписывается в открытое пространство, где она расположена.

Инфраструктура набережной включает в себя детскую площадку, которая порадует любую семейную пару с ребенком. Родители могут спокойно наслаждаться видами природы, в то время как дети неподалеку увлеченно играют друг с другом.

Остальной территории отведена роль места для прогулок, эта зона занимает довольно большой участок. Здесь расположено много удобных смотровых точек, предоставляющих широкий угол обзора, а также различные архитектурные элементы. Прогулочная территория на набережной украшена красивыми цветочными насаждениями и уютными лавочками. За счет того, что благоустроенная набережная выполняет сразу несколько функций, каждый человек, пришедший сюда, останется доволен проведенным временем.

благоустройство набережной

Экология и дизайн территории

Газон представляет собой искусственный дерновой слой, который создан путем дополнительного посева. При разработке проекта мы учитывали такие характеристики газона, как его теневыносливость, долголетие, а также устойчивость к механическому воздействию. Последний показатель особенно важен в условиях большой проходимости. Лучшим вариантом в таких случаях считаются сорта злаковых многолетних трав.

благоустройство набережной

Экологические вопросы, возникающие на стадии разработки проекта, включают в себя не только обустройство газона, но и правильное местоположение деревьев. Например, чуть ли не классическое решение для набережных — это так называемые солитеры, то есть, деревья, расположенные поодиночке по всей площадке. В большинстве случаев солитеры выступают в качестве центрального элемента композиции. Такие деревья должны чем-то отличаться от остальной зеленой массы, их часто располагают на главной оси с четким соблюдением равных промежутков.

Отдельно стоящие деревья — это отличный вариант при оформлении аллей. Часто бывают прямой или изогнутой формы, закрытой или открытой формы. По бокам идут рядовые посадки — деревья, расположение которых строго соответствует одной ровной линии. При обустройстве набережных посадки такого типа позволяют делить территорию на зоны или выделить какой-то определенный объект.

Следом за отдельно стоящими деревьями идут групповые посадки. В таких случаях сочетают экземпляры одного или сразу нескольких видов, обычно не менее трех. Эти группы делятся на три категории: кустарниковые, древесные и смешанные. Конечно, посадки такого типа являются одними из основных при озеленении набережных.

набережная ландшафтный дизайн

Последний и, пожалуй, наиболее важный вопрос, который сопровождает благоустройство набережной — это ее дизайн. Сделать пейзаж оригинальным и привлекательным помогают правильно подобранное озеленение, всевозможные архитектурные элементы, обустройство дорожек и множество других деталей. Если это уместно, набережную даже можно украсить различными скульптурами, ведь грамотный дизайн всегда остается завершающим штрихом, благодаря которому люди хотят возвращаться отдыхать сюда снова и снова.

Среди архитектурных элементов распространены всевозможные конструкции, позволяющие сделать территорию функциональной и красивой. Например, лавочки и скамьи — это, можно сказать, обязательный элемент при благоустройстве любой набережной. Их основное предназначение — обеспечение длительного или кратковременного отдыха для всех желающих.

Для создания используется множество различных вариантов: древесина, металл, бетон, камень и другие. При подготовке проекта можно разработать любую форму скамьи, основываясь на архитектурных особенностях прилегающих участков. Некоторые варианты даже могут выглядеть как отдельное дизайнерское решение, определяющее, на первый взгляд, исключительно визуальную сторону вопроса. На 1 гектаре площади обычно размещают от 30 до 60 лавочек — этого количества вполне достаточно, чтобы каждый посетитель мог отдохнуть и расслабиться.

благоустройство набережной

Другим элементом оформления, которое привлекает внимание, является урна. Их устанавливают для кратковременного хранения бытового мусора, что позволяет поддерживать на территории набережной чистоту и порядок. Грамотно выбранный тип урны в большинстве случаев должен обладать компактными размерами и быть не слишком заметным. Но иногда общий стиль оформления участка позволяет проработать дизайн урны и превратить в оригинальный и необычный элемент декора.

Ну и, конечно, особую роль в декорировании играют растительные насаждения. При озеленении набережной мы сохранили взрослые деревья и кустарники. Благодаря дополнительной посадке солитеров и групповых деревьев нам удалось скорректировать общий вид. При этом зеленые насаждения не создают никаких препятствий во время обзора природного ландшафта, вместе с этим подчеркивая его красоту.

дизайн набережной

При выборе зеленых насаждений нужно принимать во внимание условия, за счет которых будет обеспечен качественный отдых. Здесь учитываются форма и высота кустарников, сроки цветения, их визуальное комбинирование с газоном и архитектурными элементами. Для декорирования откосов лучший вариант — яркие цветники, которые в сочетании с газоном создадут плотный растительный ковер.

Используемые нами решения позволили провести благоустройство городской набережной с учетом всех ее особенностей. Каждая зона на набережной функциональна и привлекательна для любого посетителя. Благоустройство городской набережной - наш конек. Если вам нужно воплотить подобный проект в жизни, обращайтесь к нам. Мы всегда рады сотрудничеству и новым творческим проектам!

Читайте также: