Алкамен афродита в садах описание

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 18.09.2024

Афродита-Венера
С конца V в. до н. э. и особенно в период эллинизма Афродита во всей греческой ойкумене стала в первую очередь олицетворять богиню любви и красоты. А потому скульпторы того времени любили создавать статуи этой красивейшей богини.

Афродита Книдская (греч. Κνίδια Αφροδίτη Πραξιτέλη) (350—330 гг. до н. э.) — одна из наиболее знаменитых работ Праксителя, самое прославленное изображение этой богини во времена античности. Статуя не сохранилась, существуют повторы и копии. Считается, что Афродита Книдская стала первым скульптурным изображением нагого женского тела в древнегреческом искусстве.
Пракситель впервые дерзнул изобразить богиню полностью обнажённой Статуя изображает полностью обнажённую женщину, прикрывающую лоно правой рукой. Это относит её к категории Venus Pudica (Венера Стыдливая), куда также входят Капитолийская и Медичейская Венеры

Афродита в садах (Aphrodite I en Kipois)
Работа ученика Фидия — Алкамена представляла собой спокойно стоящую богиню, слегка склонившую голову и изящным движением руки откидывающую с лица покрывало; в другой руке она держала яблоко, дар Париса.. Время создания статуи — 2-я пол. 5 в. до н. э., древность ощущается и в том, что богиня не разоблачена окончательно, пусть одеяния и облегают её достаточно откровенно.

Статуя Венера-Прародительница. Относится к типу "Афродиты в садах", избранного Гай Ю́лием Це́зарем, благодаря заметной скромности и целомудрию. Она выступает здесь как прародительница правящего рода Юлиев. Именно ее Цезарь поставил на Форуме.( центр деловой, религиозной и общественной жизни города Рима)

Венера Медичи (Медицейская)
Была раскопана в 1677 г. в Риме в виде 11 фрагментов.на портике Октавиана А́вгуста — основателя Римской империи, усыновленного Юлием Цезарем в 44 году до н.э.
Венера Медицейская — изваянная в натуральную величину в I веке до н. э. мраморная копия утраченного греческого оригинала, близкого к Афродите Книдской.
Богиня любви изображена в мимолётной позе испуга при появлении из морской воды

Новая культурная парадигма эпохи Возрождения возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.
Особое значение в становлении Возрождения имело падение Византийского государства и бежавшие в Европу византийцы, взявшие с собой свои библиотеки и произведения искусства, содержавшие множество античных источников, неизвестных средневековой Европе, а также являвшиеся носителями античной культуры, в Византии никогда не забывавшейся. Так, под впечатлением от выступления византийского лектора, Козимо Медичи основал Академию Платона во Флоренции.
Её основание было сознательной акцией мецената и покровителя гуманистов, могущественного Козимо Медичи, предоставившего молодому Марсилио Фичино виллу в Кареджи (итал.) и кодекс греческих рукописей с сочинениями Платона и его последователей, на латинский перевод которых рассчитывал меценат.
Принадлежавшая Медичи вилла Кареджи более трёх десятилетий была местом, где проходили диспуты участников Платоновской академии, возглавлявшейся все эти годы Марсилио Фичино

фото1 -Сосуд для крашения с суспензией экстракта из моллюска Hexaplex trunculus
фото2- Крашенный пурпуром шёлк
фото3-Крашенная пурпуром шерсть

800px-Fig18j (525x700, 327Kb)

1.

1024px-Sei&Wol-03-10_(2) (700x525, 427Kb)

2.

1024px-Wolle_Seide_(9) (700x525, 410Kb)

3.

1280px-Sandro_Botticelli_-_La_nascita_di_Venere_-_Google_Art_Project_-_edited (700x439, 466Kb)

4.

Своим любимцам Афродита дает красоту и блаженство любви. Так, троянского героя Париса она одаривает любовью самой прекрасной женщины. Афродита благоволит к тем, кто ее почитает. Известна история кипрского скульптора Пигмалиона, изваявшего статую девушки, настолько прекрасную, что он сам в нее влюбился. На празднике в честь Афродиты Пигмалион принес богине жертву и умолял ее, чтобы она дала ему жену, столь же прекрасную, как и его творение. И Афродита оживила статую!

Зато богиня жестоко карала тех, кто противился ее власти. Известна легенда об Ипполите: будучи предан Артемиде, богине-девственнице, он не почитал Афродиту. И та погубила его. Покарала она и гордого Нарцисса, отвергнувшего любовь прекрасных нимф. Афродита наказала его тем, что он влюбился в свое отражение. Наказывала богиня и других непокорных ее воле.

Венера Милосская. Мрамор. II век до н.э. Париж, Лувр.

Венера Милосская. Мрамор. II век до н.э. Париж, Лувр.

С. Боттичелли. Рождение Венеры. Масло. 1485. Флоренция, галерея Уффици.

С. Боттичелли. Рождение Венеры. Масло. 1485. Флоренция, галерея Уффици.

Но есть среди них особенно выдающиеся изображения античной богини. Один из самых привлекательных образов создал флорентийский художник XV века Сандро Боттичелли. На его картине Венера, нежная и грациозная, возникает из первозданных вод как божество грации, прекрасный цветок. Венера появляется — и кажется, самый воздух начинает источать благоухание: в мир приходит гармония, красота, любовь.

Тициан. Любовь небесная и земная. Масло. 1515 — 1516. Рим, галерея Боргезе.

Тициан. Любовь небесная и земная. Масло. 1515 — 1516. Рим, галерея Боргезе.

Д. Веласкес. Венера с зеркалом. Масло. 1651. Лондон, Национальная галерея.

Д. Веласкес. Венера с зеркалом. Масло. 1651. Лондон, Национальная галерея.

Так откуда же такое разделение вроде бы одной и той же силы, на возвышенную, творящую Любовь и ослепляющий Эрос? Древнегреческие мистики считали, что духовный искатель Истины должен искать прибежище у Афродиты Урании, а не у её земной ипостаси — Афродиты Пандемос. Лишь Афродита Урания защищает, а многочисленные любители Пандемос частенько протаптывают тропинку к Великой Блуднице.

Поэтому путать или отождествлять между собой эти две Богини нельзя. Афродита Урания поднимает человека из эротической бездны. Любовь к Богу без её покровительства так и останется мифом.

А у Афродиты Пандемос более прозаическая задача: продолжение рода. Породить потомство и придать магическому притяжению между мужчиной и женщиной колоссальную силу. А такой могучей энергии обычный человек противостоять не может. Он вынужден оставить потомство, независимо от своих предпочтений и взглядов. Как сказал бы индус, Афродита Пандемос — это сама Махамайя, порождающая человеческий род, не дающая ему прекратиться.

Урания — это вертикальный вектор, по которому духовный человек поднимается, как по лестнице, от низших чакр к высшим, раскрывая их по очереди.

Пандемос — горизонтальный вектор развития.

Возможно, в этом и кроется смысл древнего символа креста. Это вектора развития души человека.


"Зевс, намереваясь быть демиургом, превратился в Эроса, потому что, составивши, как известно, мир из противоположностей, он привел его в согласие и к любви и засеял все тождеством и единством, пронизывающим все"(Ферекид)

Famous Venuses.jpg

Афродита (Венера) в античной скульптуре имеет крайне развитую иконографию, которая сильно повлияла на изобразительное искусство последующих веков. Существует несколько основных типов статуй Афродиты, происходящих от знаменитых статуй, которые многократно повторяли скульпторы римской и неоаттической школ. В основном статуи-оригиналы не сохранились, они известны по копиям и репликам, которые обычно носят прозвание оригинала или раннего повторения данного типа.

Пленительная Афродита

Кипридой и Кифереей окрестили эту греческую богиню не зря: она родилась на Кипре, а особым почитанием пользовалась на острове Кифере в Средиземном море.

Олицетворением пленительной красоты и вечной юности считалась эта богиня. Она защищала города и помогала мореплавателям, оберегала покой умерших и заботилась о плодоносящих силах земли, была покровительницей браков и деторождения. Конечно, это древнегреческая Афродита.

Две юные нимфы, осторожно касаясь богини, приняли её из морских волн, надели на неё золотое ожерелье, диадему и отвели на Олимп, где боги в изумлении взирали на красавицу и каждый хотел взять её в жёны.

Можно представить, с каким с удивлением и восторгом входила Афродита в неведомый мир. Сандро Боттичелли этот момент изобразил так: подгоняемая воздушными струями западного ветра Зефира, с прядями развивающихся волнистых волос обнажённая богиня, как прекрасный цветок, плыла к берегу в раскрытой раковине, целомудренным жестом прикрыв себя от любопытных взоров. На берегу её встречала богиня Флора. Казалось, и самый воздух источал благоухание: в мир пришла гармония, красота, любовь.

У Николая Куна читаем, что Оры облекли её в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Где только не ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Весь воздух полон был ароматом. Обаянию красоты покорялись и боги, и люди, и даже звери. В честь богини справляли красочные весенние праздники, водили хороводы и пели песни.

В более поздних сказаниях говорится, что Афродита произошла от Зевса и морской нимфы Дионы, поэтому у неё есть ещё одно название — Дионея. Существует версия, в которой родителями богини являются богиня Артемида и Зевс. Здесь у Афродиты совсем иной образ: она олицетворяет собой идеал земной женской красоты и чувственной любви. Она сидит в изящной колеснице, запряженной голубями и лебедями. Часто её изображали верхом на козле, который символизировал распутную жизнь.

Такая двойственность происхождения богини объединена идеей всеобщей красоты и гармонии. В одном храме могли одновременно стоять изображения Афродиты Урании и Афродиты Пандемос. Древние художники изображали богиню одетой в длинный хитон с яблоком — символом искушения, и маком — эмблемой плодовитости, в правой руке. Левую руку она прижимала к груди —жест, означающий силу женского начала. На голове её высокий головной убор. Богиню сопровождали птицы — воробей, голубь и ласточка, вестница весны. Рядом с ней черепаха — символ целомудрия, и дельфин — память о морском происхождении.

В римской мифологии Афродите соответствует Венера. Сначала Венера была покровительницей садов, позже стала олицетворением любви и женской красоты.

Пракситель впервые осмелился показать богиню без одеяний. Мастер создал две статуи: одну — в одежде, другую — полуобнаженную. Жители города Коса предпочли первую, а жители города Книда выбрали вторую и поместили её в храме Афродиты. Со всех концов земли приезжали в Книд путешественники, желавшие полюбоваться этой статуей. Изображение Афродиты стало эмблемой книдских монет: богиня представлена в момент, когда она, готовясь к купанию, только что сняла своё одеяние и держит его в руках.

Эталоном женской красоты долгое время считали знаменитую статую Венеры Милосской. Образ богини имел особую притягательность, популярными стали сюжеты о её морском происхождении, немало сюжетов, где Афродита представлена с другими персонажами, чаще всего Эрот, который приносил неприятности и самой богине, раня её своими стрелами.

Никто не мог равняться с силой Афродиты искусстве покорять сердца, к ней обращались за помощью даже олимпийские боги. Так, могущественная Гера для обольщения мужа попросила у неё узорчатый пояс, даровавший таинственную притягательность тому, кто его надевал.

Известна история талантливого кипрского скульптора Пигмалиона, изваявшего из слоновой кости статую девушки, настолько прекрасную, что он сам в неё влюбился. Казалось, что она вот-вот заговорит и зашевелится. Он шептал ей ласковые слова, дарил ей драгоценности и наряды, однако статуя оставалась неподвижной и немой. Пигмалион принёс богине жертву и умолял её, чтобы она дала ему жену, столь же прекрасную, как и его творение. И всемогущая Афродита решила сжалиться над талантливым мастером и оживила статую.

На Олимпе самый прекрасный и любвеобильный бог — Аполлон. Аполлон и Афродита являлись эталонами мужской и женской красоты. Но вместе им не суждено было быть. Сын Афродиты Эрот, исполняя волю матери, частенько поражал своими стрелами блистательного Аполлона.

Мужем Афродиты был хромой и некрасивый бог кузнечного ремесла Гефест. Но богиня не всегда хранила верность супругу. В её власти было осчастливить любого бога или смертного, и она сама часто влюблялась. Известно несколько её любовных историй.

Прекрасный юноша Адонис покорил сердце Афродиты с первого взгляда. Страстью Адониса была охота, богиня сопровождала возлюблённого и сама увлеклась охотой на диких зверей. Однажды она не смогла пойти с Адонисом охотиться и просила его беречь себя. Но собаки напали на след дикого вепря, и юноша поспешил за добычей. Афродита почувствовала смерть любимого и отыскала Адониса бездыханного от раны зверя. Зевс договорился с Аидом, что полгода Адонис проводит в царстве мёртвых и на полгода воссоединяется с Афродитой.

Тщетно добивался благосклонности богини Дионис — бог плодородия и виноделия. Когда и ему улыбнулось счастье, в дело вмещалась мстительная Гера, обезобразив сына Диониса и Афродиты – Приапа, появившегося в результате мимолетного увлечения.

Увидев обнаженную Афродиту в постели с Аресом, в тот момент, когда те были пойманы в сеть Гефеста, воспылал к ней страстью Посейдон. Чтобы заставить ревновать Ареса, она ответила Посейдону краткой взаимностью. Впоследствии богиня родила дочь Роду, ставшую женой Гелиоса — солнечного божества.

Афродита может быть разной: великодушной и капризной, нежной и жестокой. Но как безжалостно карала богиня тех, кто противился её власти или вздумал соперничать с ней! Она погубила Ипполита, почитавшего богиню-девственницу Артемиду, покарала и гордого Нарцисса, отвергшего любовь прекрасных нимф, ― он влюбился в своё отражение и, потеряв силы от тоски, умер, превратившись в цветок. Наказывала богиня и Полифону, обратив в сову, Арсиною сделала камнем, Мирру — миртовым деревом, а лемносских женщин наградила отвратительным запахом.

Литература

1. Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

2. Мифы народов мира / Мифологическая энциклопедия в двух томах под ред. Токарева С.В. — М.: Советская энциклопедия, 1980.

Читайте также: