Что можно посадить с детьми в детском саду

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 15.09.2024

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Дети - прирождённые огородники , потому что они любопытные, любят учиться на практике и играть в грязи.

Работая в саду или на огороде , ребёнок испытывает удовлетворение и радость из-за того, что может за чем-то ухаживать, а также наблюдать за жизненным циклом растений непосредственно на личном опыте. Работа в огороде даёт детям возможность овладеть необходимыми практическими жизненными умениями и навыками, которым не учат в современной школе. С помощью огородничества к детям приходит осознание необходимости охраны окружающей среды. Ещё один важный аспект : если детские усилия дают результаты, то вместе с ростом растений растёт и детская самооценка.

Чтобы маленькие огородники получили от процесса работы в огороде больше удовольствия и не устали от ожидания, нужно подобрать для посадки такие растения , которые быстро растут (детям хочется быстрее увидеть результаты своих трудов, с плодами, которые потом можно будет собрать и употребить в пищу. Если малыши помогают вам посадить цветы , выберите сорта таким образом, чтобы они цвели на клумбе по очереди.

Что можно посадить с ребёнком ?

1. Подсолнух. Посадите один или два , поскольку они занимают много места. Через 2 недели появится маленький росток, через 8 недель он зацветёт.

2. Редис. Особенно заинтересует ребёнка, потому что созревает за 20-30 дней.

3. Фасоль. Прорастёт через 10 дней, созреет за месяц. Можно посадить в горшке и поставить на подоконник.

4. Помидоры черри. Лучше купить рассаду, а не садить зёрнышко. Ребёнку понравится срывать плоды.

5. Морковка. Дозреет за 60 дней в мягкой земле при хорошем поливе и будет съедена с огромным аппетитом.

6. Картофель. Его сажают не так, как остальные овощи. Плюс, ребёнку понравится тот факт, что он зарыл в землю всего одну, а осенью выкопал много.

7. Тыква. Это удивительное растение (из 1 семечки вырастает огромная тыква) обязательно должно расти в детском огороде .

8. Лук. Быстро растёт, за ним практически не нужно ухаживать. Но он не очень интересен для ребёнка, да и невкусный.

Чтобы ребёнок чувствовал свою ответственность за посаженные растения , выделите ему отдельный участок земли под огород . Тогда он будет знать, что если он не польёт растения, то кроме него никто этого не сделает, и они погибнут. Если у вас несколько детей, отведите отдельные участки для каждого, чтобы они не ссорились.

Поделитесь с ними своими инструментами (под присмотром взрослых) и покажите, как ими нужно пользоваться. Лучше дать настоящие, чем дешёвые пластиковые лопатки, которые сразу же сломаются и только расстроят ребёнка.

Дети лучше обучаются, когда осознают практическую ценность своих действий. Пусть занимаются своими растениями в огороде от момента посадки зерна до подачи на стол, тогда они поймут, что работа в огороде - это не просто развлечение. Урожай ребёнка должен непременно попасть на обеденный стол, даже если он незначительный.

Если ребёнок очень маленький, но ему очень интересно возиться на своём мини-огороде , схитрите самую малость и помогите ему (только так, чтобы он не видел) . Если же ребёнок не проявляет интереса к огородничеству , предложите ему сделать чучело, чтобы отпугивать им птиц - наглых расхитителей маминого урожая.

Мотивируйте ребёнка, привлекая внимание родственников и друзей к тому, что он сделал на огороде : посылайте бабушкам и дедушкам фотографии, на которых ребёнок занят работой в саду, угощайте гостей овощами, выращенными заботливыми крохотными ручонками. И обязательно каждый раз акцентируйте внимание на том, что это плод стараний вашего талантливого огородника .

Во время прогулки ваш ребенок окапывается в песочнице и строит замки из куличей? А потом собирает все ветки в округе и высаживает вокруг замка цветущий сад? Поздравляем! У вас растет маленький садовод и огородник, которому пора заводить персональные грядки! Всего-то и нужно, что горшок с землей и горстка семян. Пособие по ботанике и природоведению готово! А заодно и свежую зелень к столу вырастите, чем юный садовод будет немало гордиться.

ogorod-2


pandaland.kz

От семечка до тарелки

Огород на подоконнике – тот самый случай, когда и развлечение, и наука, и полезное дело произрастают, так сказать, в одном горшке. Чем сто раз объяснять малышу, как получается из желудя дуб, а из семечка – подсолнух, лучше один раз это семечко посадить и своими глазами наблюдать за его ростом.

О, сколько будет радости, когда из земли появится первый крохотный зеленый росток! А сколько гордости будет потом, когда огородник-любитель собственноручно принесет маме веточку петрушки для супа или перышки укропа для овощного салата.

Высаживая растения, ухаживая за ними, ребенок учится терпению и наблюдательности. И понимает, как много времени нужно, чтобы что-то выросло. Дети нетерпеливы, и ожидание долгосрочных результатов научит их тому, что не все на этом свете достается легко и просто.

И еще один плюс дает огород на окошке. Каким бы капризными малоежками ни были ваши сын или дочь, но свою личную выращенную зелень они попробуют наверняка! И даже если ребенок не станет гурманом и не начнет поедать пучками петрушку и укроп, то обогатит свой лексикон названиями пряных трав, научится различать тонкие ароматы, выучит парочку кулинарных секретов, помогая маме добавлять розмарин в мясо, а мяту в десерт…

С чего начать?

Огород на подоконнике начинается, конечно, с подготовительных работ.

Подоконник. Сначала нужно выбрать окно. Северная сторона дает слишком мало света, и вам понадобится люминесцентная лампа. Южное окошко дает много солнца и света, но в жаркий полдень нужно будет горшочки затенять от палящих лучей. Лучше всего растения себя чувствуют на подоконниках с юго-восточной и юго-западной стороны.

Инструменты. Мини-огород, конечно, не требует многочисленного инвентаря. Но в любом случае, вам понадобится насыпать землю из пакетов в горшочки, делать ямки для семян, закапывать, рыхлить. Для этих целей подойдет и обычная столовая ложка. Но если вы беретесь за дело вместе с ребенком, можно обзавестись детским набором для песочницы – совочек, грабельки, лейка, все, как у настоящего садовника!

Земля. Землю для посадки можно накопать возле дома или в саду неподалеку, но там могут обитать черви, другие насекомые, семена сорных растений, осколки битого стекла. Поэтому для садовых работ с малышом безопаснее будет купить большой пакет с уже просеянной и обогащенной удобрениями почвой. Там же продается и керамзит – камушки, которые нужно сыпать на дно каждого горшка для лучшего дренажа. Без керамзита земля в горшках может закиснуть.

Спецодежда. Для посадочных работ подберите одежду, которую не жалко испачкать землей и намочить водой. Застелите стол или пол газетами, чтобы земля не разносилась по всему дому. Сохраняйте терпение и позвольте маленькому садоводу получать удовольствие от возни с землей. Пусть насыпает лопаткой землю в горшочки, делает карандашом углубления и укладывает в каждое по семечку, пусть грабельками или вилкой присыплет семена землей, а потом польет все из лейки или распылителя. И еще, не забудьте о разноцветных резиновых перчатках, которые помогут рукам остаться чистыми.

Что сажать?

Так как ваш огородик – все-таки больше развлечение, чем серьезное выращивание урожая и заготовка овощей на зиму, то и садить нужно самые простейшие и неприхотливые растения.

Зеленый лук. Наверное, у каждого из нас хоть раз в жизни стояла на подоконнике баночка с водой, в которой жила важная проросшая луковица. И если посадить пару луковок в грунт, они с удовольствием выпустят зеленые стрелки уже на пятый или седьмой день, а через две недельки после посадки можно и урожай собирать!

Совет: не закапывайте луковицу слишком сильно в землю, только немножко заглубите, этого будет достаточно.

Петрушка. Петрушка – еще одно весьма неприхотливое растение, согласное вырасти в горшке на подоконнике и не предъявляющее особенных требований по уходу. Правда, придется подождать, прежде чем из семян проклюнутся ростки: растет петрушка медленно. И еще, она очень любит свет, поэтому подыщите для нее самый солнечный подоконник.

Совет: семена петрушки желательно замочить на день-другой перед посадкой, это поможет им прорасти и взойти быстрее.

Совет: собирать урожай кресс-салата удобнее всего ножницами. Предложите своему маленькому садоводу самому настричь урожай к обеду.

Мята. Дети обожают мяту, ведь она входит в состав многих леденцов, жевательной резинки, пряников, даже шоколад бывает мятный. А как ароматен мятный чай, особенное если бросить в него свежие листочки! Выращивать мяту на подоконнике совсем не сложно, это душистое растение любит полутень и умеренный полив. Правда, листочков придется подождать: прорастают семена примерно через три недели после посадки, растет медленно, и только через полтора-два месяца вы сможете отщипнуть листики для чая.

Совет: у мяты мощные и разветвленные корни, поэтому ей подойдет широкий и не очень глубокий горшок.

Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:

Цель
Совершенствование работы по экологическому воспитанию дошкольников в Учреждении.
Повышение знаний, профессиональной компетентности, педагогического мастерства воспитателей при организации работы с детьми в цветнике, огороде.



Создание на земельном участке дошкольного учреждения цветника, огорода имеет большое воспитательное значение. Дети вместе с воспитателем, выращивая на участке растения, учатся ухаживать за ними, узнают о жизни растений, приучаются к труду и бережному отношению к зеленым насаждениям. Яркие впечатления, полученные в детстве от общения с живой природой, надолго остаются в памяти и служат фундаментом для формирования правильных представлений о природе.




На общем огороде каждой группе выделяются свои гряды для выращивания овощей.
Независимо от площади и места расположения огорода гряды делают установленного размера: длина – 2,5-3 м, ширина – 70-80 см, междурядья – 50-60 см. Высота зависит от влажности и структуры почвы: на ровной поверхности с легкой и рыхлой почвой – 15-20 см, на низких и сырых местах – 40-50 см. Поверхность гряд выравнивают граблями, делают их слегка корытообразными (невыпуклыми), чтобы при поливе вода не скатывалась с гряд. Борта легонько прихлопывают тыльной стороной граблей, чтобы они стали немного наклонными, тогда почва не будет осыпаться.



Необходимо подготовиться к работе на огороде: подготовка сельскохозяйственного инвентаря для детей и взрослых, заготовка семян, выращивание рассады, планировка участка под огород, подготовка почвы к посеву.
Необходимо иметь достаточное количество лопат, грабель, леек, ведер, чтобы одновременно могло принимать участие в работе как можно больше детей. Очень важно, чтобы оборудование соответствовало силам и росту детей, было удобным и имело привлекательный внешний вид.


При выборе овощных культур следует учитывать возраст детей. На грядах малышей целесообразно посадить лук, посеять горох, бобы или фасоль, редис. В течение зимы дети несколько раз сажают лук в ящики, поэтому приемы посадки и ухода им знакомы. Выращивание лука на огороде расширит знания детей: они узнают, что лук можно выращивать не только в ящиках, но и на грядках.



Семена гороха, бобов крупные, поэтому каждый ребенок под руководством воспитателя может посеять и заделать эти семена. Кроме того, бобы и горох менее требовательны в отношении ухода, чем другие культуры, и в тоже время интересны и доступны для наблюдения детям младших групп.




Новым и более сложным является посев семян редиса, но при правильной организации работы дети хорошо справляются посевом этих мелких семян.



На участке старших групп можно выращивать овощи, разные по срокам созревания и хозяйственному назначению: листовые – салат, капусту, корнеплоды – редис, морковь, свеклу и др., плодовые – огурцы, кабачки, тыкву, помидоры, бобовые – горох, бобы, фасоль.


На участке детского сада непременно должны быть цветы. Они украшают участок, делают его уютным, живописным и радостным, дают воспитателю богатый материал для работы с детьми.
Разнообразие растительных форм, сочетание и яркость красок, аромат и красота цветов возбуждают интерес детей к растениям, способствуют эстетическому воспитанию. Во время работ и наблюдений, организуемых воспитателем, дети легко и незаметно усваивают много знаний о жизни растений, приобретают навыки ухода за ними.



Растений, пригодных для оформления цветника, очень много. Иметь их все на участке невозможно, да и не нужно. Сажать можно любые из них: все они по-своему хороши и нравятся детям. Правильнее всего подобрать те растения, которые более неприхотливы и требуют меньших забот. К таким растениям прежде всего относятся многолетники и самосейки.


Вторая младшая группа
Основная цель наблюдений – привлечь внимание детей к растениям, вызвать интерес к ним, воспитывать бережное отношение к живым организмам.
Детей этого возраста знакомят с основными явлениями в жизни растений: вырастают из семян, цветут, дают плоды (овощи). Ухаживая и наблюдая за растениями, дети постепенно приобретают знания о внешнем виде некоторых растений. Слова растет, выросло, вырастет становятся более понятными.
Учитывая большую эмоциональность и двигательную активность малышей, очень важно связывать наблюдения с радостными переживаниями и действиями. Для этого в процессе наблюдения следует использовать различные приемы: игровые, практические поручения (найди, покажи, понюхай, потрогай, найди такой же и т.п.), словесные (вопросы, пояснение, художественное слово и др.).



С детьми проводятся кратковременные, но часто повторяемые наблюдения, так как дети быстро утомляются, внимание у них неустойчиво, и не со всей группой одновременно, а с небольшим количеством детей.
Первое знакомство детей с растениями цветника можно провести после укоренения рассады. Воспитатель подводит детей к клумбе, показывает им яркие иллюстрации цветов для того, чтобы привлечь внимание. Затем на участке рассматривают растения. Воспитатель отмечает, что они еще маленькие. Предлагает полить растения, чтобы они хорошо росли. Показывает, как надо это делать – под корень, чтобы не сломать листочки. В последующие дни воспитатель привлекает детей к поливке, объясняет, что после поливки растения хорошо растут, быстрее появляются цветы.
При появлении первых цветов воспитатель подводит детей к клумбе, спрашивает, почему она стала такой красивой, что нового появилось на ней. Дети рассматривают цветы, воспитатель называет их. Учит детей узнавать называть цветы, различать их по окраске, величине.



Знакомство с ростом овощей лучше всего начать тогда, когда у растений на грядках появится первый лист. С этого момента можно привлекать детей и к уходу за ними (к поливке).
Первые наблюдения воспитатель организует с целью закрепления представлений детей о том, что растения вырастают из семян. Предлагает пойти на огород посмотреть, что там выросло. Дети рассматривают всходы, затем воспитатель предлагает каждому ребенку осторожно пальцами выделить из рядка -2 растения, показать его листочки. Показывает, как нужно поливать растения из лейки с ситечком.



Позднее можно провести более продолжительное наблюдение за ростом знакомых растений. Цель их – закрепить первые элементарные представления о том, что растения растут и изменяются, учить выделять характерные особенности растений.
Не мене интересным будет для детей сбор первого урожая овощей.




В то же время воспитатель учит детей выделять и называть один или два признака растения, отличающие его от других, развивает внимание, интерес детей к растениям, к их разнообразию. Когда на грядках появятся дружные всходы, ребят привлекают к систематическому уходу за ними, в первую очередь к поливке.




Следует понаблюдать за состоянием растений после обильной поливки или дождя в жаркие дни: листья распрямляются, тянутся вверх. В результате этих наблюдений воспитатель подводит детей к установлению зависимости состояния растений от наличия или отсутствия влаги в почве, о значении ее для жизни растений, показывает связь между их состоянием и уходом за ними.
В процессе наблюдений необходимо следить за тем, чтобы дети правильно называли части растений (стебель, листья, цветы, бутоны, корни).
Воспитатель учит детей сравнивать растения двух соседних грядок: у гороха вырос стебель, у редиса, свеклы стебля не видно – выросло много листьев. Особенно интересны для детей наблюдения за появлением плодов, корнеплодов на грядках.



С детьми старшего возраста проводятся не только эпизодические (кратковременные), но и длительные наблюдения (в течение многих дней или недель). Эпизодические наблюдения воспитатель организует тогда, когда нужно привлечь внимание ребят к новым явлениям или закрепить знания.
Для развития наблюдательности, умения сопоставлять и выделять существенные признаки растений полезно проводить занятия на сравнение. В старшей группе можно дать для сравнения два растения цветника (например, космея и лилия, настурция и цинния).






В подготовительной группе дают более сложное задание: сравнить две-три разновидности одного и того же вида растения, например, гвоздика турецкая и китайская, бархатцы крупные махровые и карликовые.







Вовремя сказанные воспитателем стихи, меткая народная поговорка, пословица или загадка подчеркивает особенности данного растения, способствует лучшему запоминанию. Хорошо использовать небольшие отрывки литературного текста, что способствует образованию особенно ярких, прочных образов и в то же время обогащает словарь детей.
Для лучшего закрепления полученных представлений наблюдения сопровождаются последующими зарисовками детей, записями их рассказов, составлением альбомов.



Спасибо за внимание. Желаю всем прекрасно провести летние месяцы, насладиться красотой и неповторимостью цветов, собрать богатый урожай!


В статье раскрывается понятие экологического образования в детском саду, идет речь о создании огорода для всех возрастных групп.

Ключевые слова: экология, детский сад, дети, огород.

Одном из направлений развития современной дошкольной педагогической науки и практики является экологическое образование дошкольников.

В дошкольной педагогике рассматриваются вопросы, связанные с содержанием экологического образования детей дошкольного возраста; основными подходами к организации образовательной деятельности, а также принципами построения экологически благоприятной развивающей предметно-пространственной среды в условиях детского сада. При этом развивающая предметно-пространственная среда (в специальной литературе используется аббревиатура РППС) рассматривается как стимулятор, движущая сила в целостном процессе становления личности ребенка, способствующая раннему проявлению разносторонних способностей, побуждающая ребенка проявлять активность, любознательность и инициативу [1, 403].

В современной педагогической практике исследуются вопросы построения РППС в дошкольных образовательных организациях в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, что означает, что развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной [5, 19]. Кроме этого, определяющим моментом в создании развивающей среды является основная образовательная программа, которой руководствуется образовательное учреждение. А также важно учитывать особенности детей, посещающих определенную группу: возраст, уровень их развития, склонности, способности, интересы, половой состав, личностные особенности и прочие характеристики [1, 406].

По мнению таких исследователей как В. А. Петровский, Л. М. Кларина, С. Л. Новоселова и др. модель развивающей предметно-пространственной среды должна включать три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и их изменения во времени [2,79]. Эти три компонента составляют основу любой образовательной среды любого образовательного учреждения и обеспечивают высокую степень её вариативности.

Одним из элементов РППС детского сада является детский огород, расположенный на участке дошкольной организации и включающий в себя все вышеперечисленные компоненты. Рассмотрим их более подробно.

Место для детского огорода выбирается открытое, солнечное, защищенное с северной стороны постройками, забором или живой изгородью. Ширина грядок — не больше 70 см, что позволяет дошкольникам во время работы доставать руками до середины грядки. Высота гряд зависит от особенностей почвы и климата данной местности. В средней полосе высота грядок — 15–20 см, чтобы они не осыпались, края делаются пологими. Длина грядок — до 3 метров. Для выращивания на участке детского сада используются неприхотливые к почве и простые в уходе культуры. Семена таких культур быстро всходят, растут и поспевают, имеют съедобные части, приятны на вкус и полезны для употребления в сыром виде, интересны для наблюдения [4, 66–67].

Схема оформления грядок на детском огороде представлена на рис. 1.

C:\Users\User\Documents\кузубова\огород\приложение 1 .jpg

Рис. 1. Схема оформления грядок на детском огороде

Большинству из указанных выше требований удовлетворяют следующие огородные культуры: лук, сахарный горох, бобы и фасоль, редис, репа, свекла, огурцы, салат, томаты, капуста (кочанную, цветную, листовую), тыква и кабачки, морковь, петрушка, патиссоны, щавель, сельдерей, укроп и др. [7].

Из перечисленных культур для младших групп нужно 1–2 вида, для средней — 2–3, для старшей — 4–6. Овощные растения имеют много сортов. Используются в работе на детском огороде только те, которые лучше других приспособлены к местным природным условиям. При этом надо помнить о том, что для младших дошкольников семена овощных культур должны быть крупными (бобовые, тыквенные), а более мелкие семена (укроп, морковь, свекла и др.) могут сеять старшие дошкольники.

Минеральные удобрения и синтетические препараты для удаления сорняков и вредителей использовать на детском огороде нельзя. Но в современных пособиях по овощеводству и растениеводству имеются рекомендации о том, как использовать для этих целей безвредные для детей методы работы. Некоторые из них были апробирована автором статьи и получены положительные результаты.

В методах защиты растений от вредителей и болезней в настоящее время выделяются несколько групп: агротехнические, физико-механические, химические и биологические методы борьбы [7, 385].Вдетском саду безопасными являются биологические методы. Кпримеру, против многих болезней и вредителей овощей использую опрыскивания растительными отварами и настоями. Так, против белокрылки, трипсов и тли хороши настои ботвы пасленовых культур, листьев или корней одуванчика, чистотела, табака, луковой шелухи, головок чеснока, конского щавеля, лопуха. Против гусениц на капусте, редисе, редьке, репе применяют настои и отвары тысячелистника, лопуха (репейника), измельченной ботвы или пасынков помидоров, картофеля, паслена, физалиса, горчицы, золы. Сочетание посадок овощных и цветочных культур также позволяет отпугивать некоторых вредителей. Такими цветочными культурами являются: календула, тысячелистник, бархатцы, настурция, посадки иссопа и др.

C:\Users\User\Documents\кузубова\огород\приложение3.jpg

Основные термины (генерируются автоматически): детский огород, детский сад, культура, развивающая предметно-пространственная среда, зеленая масса растений, образовательное учреждение, схема оформления грядок.

Читайте также: