Ван гог едоки картофеля описание

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 20.09.2024

Есть картины, которые интересны нам не только внешним восприятием, но и смыслом, который хотел заложить художник. Задаёшь себе вопросы : чем может привлечь эта картина? Что же так задело художника? Почему он нарисовал эти мрачные отталкивающие лица? Почему Ван Гог считал картину лучшей в своём творчестве?

Ван Гог –интересный мастер. Он прошёл свой творческий путь за каких-то 10 лет! И умудрился стать одним из самых известных художников мира. Картина “Едоки картофеля” была создана ровно посередине этого пути. После 5 лет самообучения живописи. А начинал он с нуля. В 27 лет.

Винсент подружился с крестьянским семейством Де Гроот. Семья эта состояла из матери, отца, сына и двух дочерей; все они работали в поле.

В лицах у них было что-то негритянское - широкие, открытые ноздри, сильно выдвинутые вперед носы и челюсти, большие выпуклые губы и длинные, угловатых очертаний уши. Лбы были покатые, головы маленькие, с острыми макушками. Они жили в хижине, где была всего одна комната с нишами для постелей. Посредине хижины стоял стол, пара стульев и какие-то ящики, с грубого бревенчатого потолка свисала лампа.

Де Грооты были едоками картофеля. За ужином они выпивали по чашке черного кофе и раз в неделю съедали по куску ветчины. Они сажали картофель, копали картофель и ели картофель: в картофеле заключалась вся их жизнь.

Стин Де Гроот была милая семнадцатилетняя девушка. Она носила широкий белый чепец и черную кофту с белым воротником. Винсент стал ходить к Де Гроотам каждый вечер. Они со Стин часто веселились от всей души.

У нее были большие веселые глаза и милое личико. Когда она, копая картофель, наклонялась, в ее фигуре Винсент находил больше истинной грации, чем даже у Кэй. Он понял, что, рисуя человеческую фигуру, главное - передать движение и что в рисунках старых мастеров есть большой недостаток - они статичны, люди там не показаны в труде. Он рисовал де Гроотов в поле, в хижине за столом, когда они ели дымящийся картофель, и всегда Стин заглядывала через его плечо и шутила с ним.

Иногда в воскресный день, она надевала чистый чепец и белый воротничок и шла с ним погулять на пустоши. Иных развлечений у здешних крестьян не было.

Каждый вечер он приходил к Де Гроотам. Он работал, пока они не засыпали, сидя за столом. Каждый раз он пробовал новое сочетание тонов и масс, новые пропорции и каждый раз убеждался, что не достиг своей цели, что картина его несовершенна.

Наступил последний день месяца. Винсент дошел в своей работе до исступления. Он перестал спать, почти ничего не ел. Он жил лишь за счет нервной энергии. Каждая новая неудача только подстегивала его. Он сидел в хижине Де Гроотов и ждал, когда они вернутся с поля. Мольберт был установлен в нужном месте, краски смешаны, холст натянут на подрамник.

Пять фигур сидят по кругу. Да ещё и взаимодействуют между собой. Написать такое – непросто даже для опытного художника. Он писал композицию в тоне картофеля - доброго, пыльного, нечищеного картофеля.

Грязная домотканая скатерть на столе, закопченная стена, лампа, подвешенная к грубым балкам, Стин, подающая отцу дымящуюся картошку, мать, наливающая черный кофе, брат, поднесший чашку ко рту, - и на всех лицах печать спокойствия, терпеливого смирения перед извечным распорядком вещей.Они немногословны. Они устали. Весь день они трудились. И завтра их ждёт все тот же тяжкий труд. Из года в год. Всю жизнь.

Их лица с крупными, грубыми чертами лица. Почти карикатурны. Критики видели в этом недостаток мастерства Ван Гога.Нельзя не согласится, что в то время Ван Гог ещё не был силён в изображении поз и жестов. Но лица героев он исказил намеренно.
Ван Гог зарисовывал и писал с натуры не только лица, но и руки персонажей, которые немало повествуют нам о человеке. Это рабочие, натруженные руки.

Рисовал реалистично. Передавал внутреннее состояние. Лица людей, в старости делаются грубыми. Но, художник видит в этой грубости, не идеальности, то, что он ищет. Настоящее, правдивое, искреннее. У каждого персонажа разное настроение и выражение лица. Лицо девушки миловидно. Освещение сверху дает контрастные тени. От этого мешки под глазами, резче выделяются морщины.

Сначала может показаться, что Ван Гог хочет обнажить перед нами всю ничтожность жизни крестьян. Когда все их мысли и дела настолько вертятся вокруг картошки, что они сами начинают походить на картошку.

На самом же деле это картина про честный труд и достоинство. Эти люди долго и упорно работали, чтобы иметь эту простую и незамысловатую еду у себя на столе.
Ван Гог с состраданием относится к ним. Потому что по-другому он не мог. Такой был человек.

В своём письме брату Тео художник писал об этой картине следующее:

"В ней я старался подчеркнуть, что эти люди, поедающие свой картофель при свете лампы, теми же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю; таким образом, полотно говорит о тяжелом труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду.

Ван Гог никогда не высмеивал людей в своих работах, наоборот он пытался показать всю реалистичность тяжелой нищенской жизни. Он ценил простой народ, за то что они не зациклены на будущем, не раздумывают о сложности бытия, просто дружно живут и ценят каждый день прожитый на этой земле.

2016-10-10_111059

Ван Гог окончательно осознал себя художником поздно. В том возрасте, когда прожитые годы и перенесенные страдания служат достаточной гарантией серьезности любого решения, сколь бы неожиданным ни казалось оно окружающим. Ван Гог обратился к живописи в конце 1880 года, на исходе двух лет, прожитых им в Боринаже, шахтерской области в Бельгии. Годы, прожитые на грани человеческого отчаяния.

Человечность искусства Ван Гога

От своего отца —пастора —Винсент унаследовал истовость души и горячую склонность к добру; однако, несмотря на семейную традицию, к мысли о проповедничестве он пришел собственным, достаточно окольным путем. (Это была его судьба — во всем повиноваться только личной, внутренней логике). В Боринаж он попал в должности протестантского проповедника. Потрясенный царящей здесь нищетой, он отдал все, что имел: деньги, одежду, даже собственную кровать. (Так впервые вошел в его жизнь мотив сознательной нищеты, очень значительный для последующего). Он спускался с горняками в шахты, а по вечерам читал им Библию. Шахтеры любили его, но считали чужим. Он не отличался от них одеждой и образом жизни, но внутренне оставался самим собой. Образы закопченного неба, непосильного труда и болезней, взрывы рудничного газа и мучительные смерти горняков, как призраки, преследовали Винсента. Позднее он писал,что начал рисовать, чтобы сохранить эти образы на бумаге для памяти и одновременно избавиться от перенасыщенности ими. Рисунки Ван Гога боринажского периода почти все потеряны. Однако, когда церковная администрация освободила его от должности (Винсент не только читал Библию, от дирекции шахт он требовал улучшения условий для рабочих), она освободила уже сформированного внутренне художника.

Решение Винсента стать художником было воспринято в его семье драматически. Он знал, что в родительском доме его считают неудачником. В суровой сдержанности отца светилось горькое разочарование в сыне. (Оно сказалось впоследствии в бурных семейных сценах). Он был блудным сыном, которого бюргерская родня терпела только из уважения к пастору. Чопорная протестантская среда, сформировавшая этого бунтаря, теперь выталкивала его.

Эта ситуация была тем невыносимее для Винсента, что он ощущал свою глубокую связанность с семьей.

Это был конфликт со всей бюргерской Голландией, ее культурой и религией; конфликт с родиной. С этого времени Винсента не покидала ностальгия по утраченному им быту. По родине души.

Стать художником и остаться человеком — синонимы на языке Ван Гога. Отсюда поразительная человечность его искусства, рожденного в бездне человеческого отчаяния.

Жесткая внутренняя графика его работ делала невозможной какую-либо сентиментальность или умиление. Человечность искусства Ван Гога коренилась глубже. В том, что художник смотрит на мир глазами своих персонажей. Он отождествляет себя с ними. Винсент был более философ, чем это принято думать. Бедность художника (вообще его социальную отчужденность) он считал не столько печальной необходимостью (следствием внешних условий), сколько необходимым долгом. Жертвой своему призванию. Он должен отождествить себя со своими персонажами (крестьянами), растворить себя в них, чтобы усвоить себе их взгляд на мир, привычки, особенности психики. Он должен жить среди декорации своих сюжетов.

Особенностью крестьянской психики Ван Гог считал очеловечивание вещей. Скудный крестьянский скарб всегда под руками, он или создан крестьянином, или служит ему. Крестьянин дорожит вещью, сделанной собственными руками, все в ней открыто ему, знакомо наизусть; постепенно вещь превращается как бы в одушевленное существо, которое живет, страдает и стареет вместе с хозяином, несет с ним тяготы его труда. Скудость вещи — непременное условие ее одушевленности. Только вещи бедных разделяют судьбы своих владельцев.

Картина “Едоки картофеля” – настоящая крестьянская картина

2016-10-10_110652

Ценнейшие автохарактеристики Ван Гога (в письмах к брату Тео) всегда намеренно локальны и преувеличенно скромны.



Едоки картофеля


Но это было как бы около простого деревенского быта, который он хотел ухватить и передать на холсте. Художник созрел в желании вместо фрагментарных этюдов создать целостное и емкое полотно, которое выразило бы сам дух крестьянской жизни в Брабантской провинции. И шедевр родился в ноябре 1885 года.

Подражания[ | ]

Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (21 февраля 2015)

Натурщики

Они любезно согласились позировать для художника, хотя каждый вечер приходили с работы измотанные и уставшие. Де Грооты в буквальном смысле — едоки картофеля. Винсент Ван Гог ждал, когда они вернутся с поля и сядут за стол ужинать, и брался за кисть, делая наброски.

Примечания

Выстраданное полотно

Идея написать семью де Гроотов за их обыденной скудной трапезой вызрела окончательно. И хотя художник точно представлял себе то, что он хотел передать, работа не давалась ему с первого раза. Известно, что Винсент сделал не менее 12 эскизов, но каждый отправлялся в огонь. Только лишь в последний вечер в деревне он ухватил атмосферу убогого семейного застолья, и этот холст увез с собой в Париж. Сохранилась зарисовка к картине, которую автор отправил своему брату Тео.

Едоки картофеля (Винсент Ван Гог)

Подражания

Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (21 февраля 2015)

Много лет традиционной трактовкой картины было изображение примитивных, диких крестьян в момент поглощения еды. В их взглядах и движениях видели звериные повадки, а в лицах — искаженные черты. Потому эта работа Ван Гога считалась сатирической.

На самом же деле сам автор своих натурщиков не считал полулюдьми. Наоборот, у него были теплые взаимоотношения с их старшей дочерью Стин, они часто вместе гуляли. Винсент нередко наблюдал за ними и в поле, и дома. Он с уважением относился и к самому семейству, и к их вынужденному тяжелому труду, ведь они были заложниками обстоятельств. Это известно из писем Ван Гога к своему брату Тео.

Едоки картофеля — 1885 Ван Гог – картины

Февраль 01, 2012

Едоки картофеля

Милле рисовал богатых, представительных крестьян на фоне спокойной и плодородной природы.

Профиль крестьянки

1885; 40х33 см Музей Ван Гога, Амстердам

Эскизы, изображающие шахтеров из Боринажа, — свидетельство терпения и нужды. Постепенно в сфере интересов Ван Гога появится тема ткачей и крестьян.

Тогда он старался быть реалистическим художником сельской жизни и стремился показать несправедливость и суровые условия сельского быта.

Потом Винсент неутомимо рисует сцены из сельской жизни, добавляет к ним серию портретов, чтобы в конце концов отважиться на большое полотно…

Ван Гог достигает этого эффекта применением жестких мазков и темной охры.

Он использует палитру, основывающуюся на темно-коричневом и серо-зеленом тонах и бронзе, агрессивно работает кистью, подчеркивая резким контуром искореженные руки и изборожденные морщинами лица.

Замысел этого произведения появился однажды вечером, когда Ван Гог наблюдал за семьей де Гроотов, собравшейся вокруг стола, освещенного большой лампой. Он хорошо знал этих крестьян — Гордена де Гроот, мать семьи, позировала ему для портрета крестьянки.

(1853-1890) Винсент Ван Гог

Добавляйте знания и делитесь ими!

Знаете ли вы …

На холсте изображен поздний вечер: за окном темно, на часах семь, комнату освещает тусклый свет лампы. На улице холодно, да и дома нежарко, судя по тому, как одеты персонажи. Наверное, это поздняя осень. Само жилище довольно убого, меблировка скромная, нет никаких элементов роскоши. В таком доме воровать нечего, тем не менее на окнах стоят решетки. Возможно, это жилье не принадлежит им, а они всего лишь его снимают.

Картина Едоки картофеля

После изнурительного дня семейство пришло домой и село ужинать. Основное блюдо их трапезы неизменно — это, конечно же, запеченный картофель. Они не могут позволить себе мясо, сыр или молоко. Единственная роскошь — заваренный черный кофе. И такой вечер — один из тысячи подобных. Завтра едоки картофеля вновь встанут, пойдут на поле, как и всегда, чтобы извлекать из земли пыльные клубни.

Они, хоть и изможденные тяжелым трудом, уже свыклись с этой бесконечной вереницей жизни и покорно идут вместе в этой упряжке. При всем этом они не потеряли человеческое достоинство, не опустились до воровства или попрошайничества, а изо дня в день трудятся в поте чела. Блеклый свет лампы похож на огонек надежды на лучшее будущее, едва тлеющий в их сердцах.

В больших, выпуклых глазах девушки, смотрящих в пустоту, видны безысходность и исступление.

Ван Гог (Едоки картофеля): описание


Ее массивные руки вовсе не похожи на женские. Возможно, она задается вопросом о том, неужели такая же жизнь ждет и ее детей. Остальные персонажи просто заняты едой. Мать разливает кофе по чашкам, потупив глаза, отец уже пьет горячий напиток. Их жизнь, вращающаяся вокруг картофеля, однообразна и невесела, но они уже давно приняли это как данность и смирились.

Земельные тона, в которых выполнена вся картина, создают впечатление, что она написана цветом этого корнеплода. Это очень органично сочетается с названием и идеей полотна. Ван Гогу действительно удалось передать тот самый пар от дымящегося картофеля, который наполняет скромное жилище осенним теплом и слегка согревает душу.

Описание картины Ван Гога

Искусство и развлечения 9 августа 2016

Ван Гог считал картину “Едоки картофеля” лучшим своим произведением. В ней он воплотил всю силу сострадания к простым труженикам.

Год написания и обстоятельства

Картина “Едоки картофеля” стала финальным аккордом пребывания художника в Нюэнене (Северный Брабант, Нидерланды). На тот момент он еще находился в поиске своей манеры. Два года Ван Гог каторжно трудился, не выпуская из рук карандаш и кисть.

Он писал все, что окружало его в том маленьком крестьянском городке: ткацкие станки, церковь, изгороди, тополя… Даже изобразил двух женщин, копающих картофель.Но это было как бы около простого деревенского быта, который он хотел ухватить и передать на холсте.

Художник созрел в желании вместо фрагментарных этюдов создать целостное и емкое полотно, которое выразило бы сам дух крестьянской жизни в Брабантской провинции. И шедевр родился в ноябре 1885 года.

Натурщики

Люди, изображенные на картине “Едоки картофеля”, — не вымышленные. Ван Гог подружился с местным семейством де Гроотов. Они были обычными крестьянами, которых тысячи. Семья их состояла из отца, матери, двух дочерей и сына.

Тяжелый труд на земле был их участью из поколения в поколение. Жили они в лачуге, которую и домом можно назвать с натяжкой.

Там была всего лишь одна комната, которая совмещала роль кухни, столовой, спальни и гостиной, а все ее нехитрое убранство состояло из стола, стульев, нескольких ящиков и кроватей.

Они любезно согласились позировать для художника, хотя каждый вечер приходили с работы измотанные и уставшие. Де Грооты в буквальном смысле – едоки картофеля. Винсент Ван Гог ждал, когда они вернутся с поля и сядут за стол ужинать, и брался за кисть, делая наброски.

Видео по теме

Выстраданное полотно

Идея написать семью де Гроотов за их обыденной скудной трапезой вызрела окончательно. И хотя художник точно представлял себе то, что он хотел передать, работа не давалась ему с первого раза.

Известно, что Винсент сделал не менее 12 эскизов, но каждый отправлялся в огонь. Только лишь в последний вечер в деревне он ухватил атмосферу убогого семейного застолья, и этот холст увез с собой в Париж.

Сохранилась зарисовка к картине, которую автор отправил своему брату Тео.

“Едоки картофеля”, Винсент Ван Гог: сатира ли это?

Много лет традиционной трактовкой картины было изображение примитивных, диких крестьян в момент поглощения еды. В их взглядах и движениях видели звериные повадки, а в лицах — искаженные черты. Потому эта работа Ван Гога считалась сатирической.

На самом же деле сам автор своих натурщиков не считал полулюдьми. Наоборот, у него были теплые взаимоотношения с их старшей дочерью Стин, они часто вместе гуляли. Винсент нередко наблюдал за ними и в поле, и дома. Он с уважением относился и к самому семейству, и к их вынужденному тяжелому труду, ведь они были заложниками обстоятельств. Это известно из писем Ван Гога к своему брату Тео.

Своей работой Ван Гог хотел передать “пар от картофеля” в натруженных крестьянских руках. Он хотел не поставить их на пьедестал, а всего лишь показать кадр из деревенских будней (хотя праздников в их укладе бытия, скорее всего, не было по умолчанию).

Название композиции — “Едоки картофеля” — озвучивает суровую правду жизни тогдашних крестьян. Садить, выкапывать и есть этот овощ было их извечным жизненным уделом. Но таким образом они зарабатывали на честный хлеб, а это достойно сочувствия и уважения.

Ван Гог, “Едоки картофеля”: описание

На холсте изображен поздний вечер: за окном темно, на часах семь, комнату освещает тусклый свет лампы. На улице холодно, да и дома нежарко, судя по тому, как одеты персонажи. Наверное, это поздняя осень.

Само жилище довольно убого, меблировка скромная, нет никаких элементов роскоши. В таком доме воровать нечего, тем не менее на окнах стоят решетки. Возможно, это жилье не принадлежит им, а они всего лишь его снимают.

После изнурительного дня семейство пришло домой и село ужинать. Основное блюдо их трапезы неизменно — это, конечно же, запеченный картофель. Они не могут позволить себе мясо, сыр или молоко. Единственная роскошь — заваренный черный кофе. И такой вечер — один из тысячи подобных. Завтра едоки картофеля вновь встанут, пойдут на поле, как и всегда, чтобы извлекать из земли пыльные клубни.

Они, хоть и изможденные тяжелым трудом, уже свыклись с этой бесконечной вереницей жизни и покорно идут вместе в этой упряжке. При всем этом они не потеряли человеческое достоинство, не опустились до воровства или попрошайничества, а изо дня в день трудятся в поте чела. Блеклый свет лампы похож на огонек надежды на лучшее будущее, едва тлеющий в их сердцах.

В больших, выпуклых глазах девушки, смотрящих в пустоту, видны безысходность и исступление.Ее массивные руки вовсе не похожи на женские. Возможно, она задается вопросом о том, неужели такая же жизнь ждет и ее детей.

Остальные персонажи просто заняты едой. Мать разливает кофе по чашкам, потупив глаза, отец уже пьет горячий напиток.

Их жизнь, вращающаяся вокруг картофеля, однообразна и невесела, но они уже давно приняли это как данность и смирились.

Земельные тона, в которых выполнена вся картина, создают впечатление, что она написана цветом этого корнеплода. Это очень органично сочетается с названием и идеей полотна. Ван Гогу действительно удалось передать тот самый пар от дымящегося картофеля, который наполняет скромное жилище осенним теплом и слегка согревает душу.

Query failed: connection to localhost:9312 failed (errno=111, msg=Connection refused).





Такую оценку своей композиции Едоки картофеля Винсент Ван Гог дает в письме своей сестре Виллемине летом 1887 года, то есть два года спустя после завершения работы над полотном. По мнению самого Ван Гога, это единственное его произведение, утверждающее те ценности, которые должно утверждать искусство. Всю силу своей души вложил Ван Гог в эту картину. Дружеское расположение к людям, искреннее чувство любви и сострадания к крестьянам воплотились в его живописи. Кроме того в Едоках картофеля Винсент выразил свои теоретические взгляды на искусство.

На картине изображена семья Нюэненских крестьян, сидящих вокруг грубо сколоченного деревянного стола. Перед молодой женщиной стоит блюдо с горячим, испускающим пар картофелем; вопросительное выражение ее лица говорит о том, что она делит пищу на порции. Пожилая женщина справа разливает в чашки черный кофе. Три поколения крестьянской семьи, живущие под одной крышей, собрались вместе за скромной трапезой. Масляный светильник, распространяющий тусклый свет, показывает бедность этих людей и в то же время создает атмосферу тишины, непричастности к суетному миру. Слабый дрожащий свет лампы в равной степени освещает лица персонажей: на каждом из них лежит печать трудной, полной забот жизни, но все они проникнуты единым чувством благодарности за прожитый день, за эту пищу, за то, что все они сегодня, как и вчера, собрались за общим столом. Глаза этих людей выражают доверие друг к другу, благодарность за совместную жизнь и чувство взаимного согласия, каждый их грубый жест наполнен любовью. И словно бы не существует ничего за пределами этого спокойного, замкнутого пространства, — ничего, что могло бы вторгнуться и разрушить его.

Ван Гог приступает к созданию Едоков картофеля спустя два дня после смерти своего отца — пастыря Теодора Ван Гога (в то время они были в ссоре и не разговаривали). Это событие произвело сильное впечатление на Винсента, и наверно это настроение отразилось на картине. Едоки картофеля — тёмная и меланхоличная картина. Ван Гог отправляет в своем письме литографию картины своему другу — художнику Антону ван Раппарду. Тот раскритиковывает работу Винсента.

Это письмо задело Ван Гога и он даже прервал переписку с ван Раппардом. Тем не менее, ван Раппард в чем-то был прав. Едоки картофеля — была картиной начинающего художника Ван Гога.





Есть удивительный факт биографии: дочь семейства, позировавшего для картины Ван Гога, в период работы художника над полотном забеременела, а все местные решили, что от Винсента. Поползли слухи. Именно по этой причине пастор общины запретил людям позировать художнику, Винсенту было почти невозможно найти моделей для позирования среди местных, а потому пришлось уехать в Париж, потому что продолжать работу в сложившейся напряженной обстановке более не представлялось возможным.





После переезда в Париж Винсент Ван Гог окунается в иной мир богемной тусовки, знакомится с импрессионистами и начинает новый этап творческого поиска на своём пути, а его полотна приобретают экспериментальные яркие краски.

Читайте также: