В евангелии от луки приводится описание встречи младенца иисуса христа в иерусалимском храме
Добавил пользователь Валентин П. Обновлено: 21.09.2024
На восьмой день, по обычаю иудейскому, над Младенцем было совершено обрезание, и Ему дали имя Иисус. А на сороковой день праведный Иосиф и Божия Матерь пошли в Иерусалим, чтобы совершить еще один древний обряд: принести Богомладенца в храм и посвятить Его как первенца Господу. Там, в храме, они должны были принести в жертву Богу двух горлиц или двух птенцов голубиных, как требовалось по закону. В Иерусалиме в это время жил древний старец Симеон, который был известен, как человек благочестивый, исполненный Духа Святого, ожидающий рождения Мессии. Ему было предсказано Духом Святым, что он не умрет, пока не увидит Христа Господня.
Это была одна из встреч, исполненных символического значения: два мира встретились лицом к лицу. Старец Симеон символизировал собой окончание Ветхого Завета с его верой и надеждой, а Богомладенец Иисус - Основатель Нового благодатного союза человека с Богом. Этими словами Симеон предсказал, что за и против Христа в мире будет вестись постоянная духовная борьба и что Сама Пресвятая Дева испытает много материнского горя и острых, как оружие, страданий.
Тут же в храме присутствовала св. Анна пророчица, вдова восьмидесяти четырех лет, которая всегда пребывала в храме, постом и молитвой служа Богу день и ночь. Увидев Младенца Иисуса и услышав пророчество о Нем Симеона, она прославила Бога и стала рассказывать всем в Иерусалиме о рождении Мессии – Христа.
Когда Иосиф и Святая Мария совершили все по закону Господню, они возвратились в Галилею, в свой город Назарет. Но, прожив некоторое время в Назарете, Иосиф и Дева Мария решили переселиться в Вифлеем, где родился их Божественный Младенец. Так как поклонение волхвов не могло совершиться до Сретения, то можно предположить, что Святое Семейство переселилось из Назарета в Вифлеем. В Вифлееме Иосиф, вероятно, приобрел себе жилище и по-прежнему работал плотником, обеспечивая Святое Семейство всем необходимым для жизни.
Прошел год или немного больше, как случилось одно чудесное событие, которое удивило не только Божию Матерь и Иосифа, но привело в смятение всю Иудею.
10. Поклонение волхвов
Природа не осталась безучастной к всемирному событию Рождества Христова. В ознаменование этого события на небе зажглась необыкновенная звезда.
Но заметили ее не иудеи, в большей своей массе давно духовно ослепшие и сделавшиеся не способными уразуметь знамение Божие. Увидели эту чудесную звезду и прочитали ее сокровенный смысл в далеких восточных странах мудрецы-звездочеты.
Восточные мудрецы решили, что появившаяся звезда возвещает миру о рождении великого Иудейского Царя, с Которым в истории человечества наступит новая эпоха – эпоха преображения мира. Они настолько были уверены в своих выводах, что снарядили караван и отправились в Иудею, чтобы поклониться Новорожденному. Вскоре караван с мудрецами прибыл в Иерусалим.
Ирод Великий, биография которого переполнена кровожадными деяниями, при поддержке римлян царствовал в то время в Иудее. Развращенный и болезненно подозрительный, он укреплял свой трон ценою многих преступлений, уничтожая всех, кто только был способен претендовать на его престол. Особенно он был подозрительным по отношению к Маккавеям, законным наследникам иудейского престола. И чем больше старел царь, тем более прогрессировали в нем эти пороки.
Насладившись созерцанием Святого Семейства и получив во сне повеление от Ангела, волхвы не вернулись к Ироду, а другим путем пошли в свою страну.
11. Бегство Святого Семейства в Египет
и избиение вифлеемских младенцев
Между тем Ирод с нетерпением ожидал возвращения волхвов. Когда же злой царь понял, что восточные мудрецы разрушили его планы, он пришел в страшный гнев и решился на ужасное злодеяние. Ирод, не задумываясь, послал в Вифлеем отряд солдат, которому был дан бесчеловечный приказ истребить всех мальчиков младше двух лет, родившихся в городе и его окрестностях. Он был уверен, что среди этих детей окажется убитым и Младенец Христос.
Приказ Ирода был выполнен с невероятной жестокостью. Отряд воинов, ворвавшись в Вифлеем, начал поголовное избиение. Матери старались укрыть своих младенцев-сыновей, но палачи вырывали их из материнских объятий и тут же закалывали. Вифлеем и его окрестности наполнились плачем и рыданием. Отчаяние родителей было так велико, что, казалось, сами предки израильского народа плакали в своих могилах (Иер. 31, 15).
Таким образом, Того, Кто пришел спасти мир, Кто так возлюбил людей, что и душу Свою и всего Себя готов был отдать на мучение за нас, мир встретил угрозами, ненавистью и гонением. Истина пришла в мир, но люди больше возлюбили тьму. Но это был не весь мир. Те, кто верили и ждали, встретили Христа иначе. Вифлеемские пастухи, благочестивый старец Симеон и восточные мудрецы признали в Нем Царя и поклонились Ему.
12. Смерть Ирода и возвращение Святого Семейства на родину
Тем временем тяжелая болезнь приковала к постели Ирода. Но и на смертном одре его продолжали мучить бессмысленные подозрения, он выслушивал доносы шпионов и несколько раз изменял завещание. Его приводила в ярость мысль, что народ будет радоваться его смерти. До него дошло известие, что ревнители веры уже начали разрушать следы его царствования: раввины в Иерусалиме воззвали к группе учеников, чтобы они разбили языческого орла на воротах храма. Юноши с радостью исполнили поручение и на глазах у всех уничтожили ненавистный символ. Ирод был в бешенстве. Умирающий семидесятилетний старик сам присутствовал на суде и приговорил отважных молодых людей к сожжению.
Но вот смерть настигла, наконец, и самого Ирода. Последние дни его были ужасны. Он сыпал проклятиями, пытался покончить самоубийством, бредил кровавыми расправами.
Итак, Иосиф вернулся в свое старое жилище в Назарете, где и поселилось Святое Семейство. Здесь Господь Иисус Христос провел Свое детство и юность.
13. Жизнь Иисуса Христа в Назарете.
Первое посещение Иерусалимского храма
Когда Святое Семейство переселилось в Назарет, Иисусу было около двух лет. Покинул же Он Свой родной город, когда Ему исполнилось около тридцати лет. Поэтому можно сказать, что Христос провел в Назарете большую часть Своей жизни. В течение двадцати восьми лет Он ходил по его каменистым улицам, поднимался по его крутым тропинкам, взбирался на окружающие его холмы.
Евангелисты, как добросовестные свидетели, почти ничего не рассказывают о назаретском периоде жизни Спасителя, о котором им было мало известно.
Но мы попытаемся хотя бы немного представить ту среду и обстановку, в которой жил Отрок Иисус.
В наши дни Назарет выглядит примерно так же, как и в те далекие годы. Он представляет собой группу неправильно расположенных белых домиков, окруженных виноградниками, и находится на гребне довольно высокой горы Гебель-эс-Сих. К нему надо добираться по узким тропинкам. Селение непосредственно окружено еще более высокими возвышенностями, с которых открывается живописный вид. Отсюда видны: голубой Кармил со своими утесами, Самарийские горы, цепь Гильбоа, связанная с трагическими воспоминаниями о гибели первого еврейского царя, круглая вершина Фавора, зеленые нивы, пальмовые и масличные рощи. На этом пейзаже несомненно не раз покоился взор Спасителя.
В будние дни Он помогал названному Своему отцу Иосифу в работе и учился у него плотническому ремеслу. Никто не подозревал о тайне необыкновенного Отрока. Жил Он, как говорит евангелист, в любви у Бога и людей.
Вероятно, в этот подготовительный период Христос не имел избранных друзей. Единственным близким для Него существом была Его Мать.
Евангелисты мало говорят о Ней, но даже если бы они не сказали о Богородице ни единого слова, мы все равно должны были бы признать, что мир не знал женщины выше Той, Которая родила человечеству Спасителя. Двадцать восемь лет прожили они вместе в бедной хижине небольшого тихого городка. Он рос у Нее на глазах, Она давала Ему первые уроки. Божия Матерь была единственной свидетельницей совершавшегося в Нем чуда.
Когда Отроку Иисусу исполнилось двенадцать лет, родители взяли Его в Иерусалим на праздник Пасхи. Мальчики этого возраста уже принимали участие в праздничных торжествах.
Божественный Отрок впервые оказался в большом городе, наполненном тысячами богомольцев. Когда же надо было возвращаться домой, Он отстал от родителей и остался в храме.
Паломники из Назарета уже довольно далеко отошли от Иерусалима, когда Иосиф и Божия Матерь заметили, что Иисуса нет с ними. Сначала они не тревожились, потому что в толпе было много родственников и знакомых. Но вскоре они поняли, что Отрока нет среди паломников. Охваченные смятением, Божия Матерь и Иосиф поспешили вернуться в Иерусалим. Но и в городе сразу не могли найти Его. Три дня прошли в бесплодных поисках. Наконец Иисус был найден в одном из притворов храма, где раввины и книжники проводили время в изучении Закона и богословских спорах. Он находился среди учителей, слушал их речи и задавал им вопросы. Умудренные сединой старцы удивлялись вопросам и ответам галилейского Отрока, не учившегося в их школах. Велико было изумление Святой Девы, когда Она нашла Своего Сына в таком почетном обществе.
Никто из присутствующих не понял, что Он говорил об Отце Небесном, Который пребывает в Нем, бедном галилейском мальчике. Но Божия Матерь слагала все это в сердце Своем.
Это, однако, был единственный случай, когда тайна Отрока Иисуса была чуть приоткрыта.
В Назарете Он продолжал жить, как и все дети, находясь в послушании и любви у Своих родителей. Он становился юношей, взрослым человеком. Он выучился ремеслу Иосифа и, когда тот умер, кормил Мать трудами Своих рук, работая так же, как работают и поныне плотники Назарета. Только уходя из города на цветущие лилиями холмы, оставался наедине с Отцом Небесным, ожидая знака, который призовет Его на служение людям. И знак был дан.
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Трехдневное пребывание 12-летнего Иисуса в Иерусалимском храме
В Евангелии от Луки указано, что двенадцатилетний Отрок Иисус в течение трех дней находился в Иерусалимском храме среди учителей, слушая и вопрошая их: "Все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его." (Лука 2:47) Мало кто знает, что существует полное описание этого поистине грандиозного события, ведь именно тогда Иисус объявил старейшинам, что Он и есть Христос, обетованный Мессия.
Краткое содержание
Введение - приобретение за 30 фунтов серебра и золота права "свободы слова".
День первый: Иисус задает главный вопрос, позор старшего священника храма.
Первая ночь: мучительная бессонная ночь храмовников, заговор, понятие о соответствованиях.
День второй: неожиданный поворот событий, ужас священников, обяснение Иисуса о Духе, сотворение чуда с живым ослом и с исчезновением камня, объяснение значения слов "Иерусалим" и "Мельхиседек".
Вторая ночь: отчаянные поиски священников.
День третий: объяснение Иисуса о различии души и духа, как отличить добро и зло. Храмовники признаются, что Бог для них "нечто несуществующее" и у них даже понятия нет о Нем. Иисус от лица Бога отвечает, что не приемлет их "дикие вопли со слезами и вороньим карканьем", обличает их в воровстве, убийствах тысяч людей и обмане народа. Ковчег завета и "мертвая вода". Проповедь покаяния. Пришествие Марии и Иосифа.
В царстве Иудейском существовал обычай, обязывавший родителей приводить детей, которым исполнилось 12 лет, в иерусалимский храм, где они подвергались своего рода экзамену.
В присутствии старейшин, фарисеев и книжников им задавались вопросы, чтобы выяснить их религиозные познания, то, чему их учили дома, а также о том, что они усвоили относительно Бога и пророков.
Подобные испытания сопровождались, разумеется, установленной платой, а желающим получить свидетельство о выдержанном экзамене таковое предоставлялось тоже за известную плату. Если дети выделялись своими знаниями и умом, они получали право поступить в школы при храме; последнее давало им возможность со временем сделаться служителями храма.
Если родители могли доказать, что родом они из колена Левитова, поступление детей в храмовые школы препятствий не встречало, в противном случае дело обстояло хуже и сложнее: родители должны были сначала приписаться к колену Левита -разумеется, за большие деньги, - и, кроме того, они были обязаны внести крупные пожертвования и дары на храм.
Девушки экзаменам не подлежали, хотя, при желании родителей, они все-таки имели возможность показать свою набожность и знания религии.
Девушек опрашивали матери-старейшины, жившие при храме в отдельном здании. После экзамена девушки тоже могли получить свидетельство; такие девушки впоследствии выходили замуж за священников и левитов.
Обыкновенно подобные испытания молодежи длились недолго. Быстрее всего экзаменовали девушек. Все ограничивалось несколькими общими вопросами, ответ на которые каждый иудей знал уже с детства, ибо подобное "знание" вколачивалось в него с малолетства пинками и подзатыльниками.
Поэтому на экзаменах нередко случалось, что священник, даже не закончив вопроса, уже получал на него трафаретный ответ.
Испытание сводилось не более чем к десяти вопросам, чаще всего далеко не достигая и этого числа.
Для каждого отдельного ребенка экзамен продолжался не долее одной-двух минут; если на первые вопросы были даны правильные ответы, ребенка сразу же отпускали, не задавая остальных вопросов. После экзамена мальчику выдавали записку, которую он предъявлял у кассы, где, еще до начала экзамена, его родители вносили плату за право быть допущенным к испытаниям.
Здесь, по желанию, ему могли выдать и свидетельство, но, разумеется, тоже за установленную плату. Дети несостоятельных родителей были обязаны предъявить свидетельство о бедности (Signum paupertatis), без которого их не допускали к испытаниям.
Подобные испытания происходили, как правило, два раза в год: на Пасху и на праздник Кущей, продолжаясь, в зависимости от количества детей, пять-шесть дней.
За несколько дней до начала испытаний слуги храма обходили гостиницы в Иерусалиме, чтобы узнать число экзаменующихся детей. Желавшие быть спрошенными вне очереди, и, следовательно, первыми отпущенными, записывались у этих слуг за плату, а не платившие ожидали очереди и были последними. К детям не плативших относились небрежно и свидетельств им не выдавали, несмотря на заверения и обещания храма, что свидетельства будут высланы "позже".
Однако бывали случаи, когда одаренные выдающимися способностями и выделявшиеся из общей группы мальчики, в свою очередь, получали право обращаться к священникам с вопросами и просить их разъяснить то или иное место в Писании.
Подобные исключительные случаи всегда вызывали недовольство священников; экзаменаторы хмурились, ибо нередко сами они были столь же сведущи в Писании и Пророках, сколь искушен в них современный сельский учитель, преподающий азбуку. (NB: современный Лорберу в 1859 году -году написания книги - прим. ред.)
Обыкновенно их знания ограничивались тем, о чем они должны были спрашивать, а все, что было сверх или вне этого, -было для них темно и неясно.
При испытаниях в качестве почетных заседателей присутствовали и старейшины. Они не спрашивали, а только слушали и следили за ходом экзамена.
Лишь в определенных случаях, при крайней необходимости, вмешивались они в прения и обыкновенно начинали с того, что делали строгое замечание мальчику за его неразумные вопросы, упрекали его в самомнении, в том, что злоупотребляет их временем, а также в том, что осмелился поставить экзаменаторов в неловкое и затруднительное положение.
Если же мальчик продолжал настаивать на своем, не испугавшись строгих нравоучений старейшин, то подобного упрямца в конце концов уводили в другое помещение, где он сидел до вечера и ждал установленного часа, когда старейшины и священники освободятся, чтобы заняться им и ответить на его вопросы.
Когда приходил назначенный час, упрямца приводили к старейшинам, и, встав перед ними, он должен был повторить свои вопросы.
Отвечал тогда обыкновенно один из старейшин или книжников, придавая ответу мистическую и по возможности запутанную форму, так что мальчик никакой для себя пользы не извлекал; но для темного, неграмотного народа речь священника была как откровение свыше, как неисчерпаемая Премудрость Господня, являемая устами священнослужителей, - после чего все спешили возмутиться неслыханно дерзким поведением ребенка.
Однако некий весьма одухотворенный Мальчик не опустил головы и не испугался, но сказал: "Вся деятельность и все действование великого Мира Божьего освещается днем солнцем, и даже ночи не так темны, что нельзя было бы различить предметов; отчего же наиважнейшее Учение, которое указывает человеку ясный и светлый путь к спасению, излагается столь туманно и путанно, что ни одной душе не понять объяснений?"
И Мальчик, заявивший это старейшинам, был Я, и Моими словами Я привел их в большое смущение; некоторые же из присутствующего народа взяли меж тем Мою сторону и сказали, что Я прав.
И рассуждали они так "Клянемся Богом Авраама, Исаака и Иакова - этот Мальчик положительно умен. Ему следует продолжить прение со старейшинами и книжниками, и мы готовы положить в храмовый ящик значительную сумму для Него."
И один состоятельный израильтянин из Вифании (а был это в ту пору еще живший отец Лазаря, Марфы и Марии) положил 30 фунтов серебра и немного золота, чтобы купить Мне "свободу слова" и получить для Меня разрешение на продолжение прений.
Старейшины и книжники с удовольствием приняли подношение, и благодаря этому Я смог приступить к чрезвычайным и небывалым (по вполне понятным причинам) прениям с духовенством.
Первый вопрос, заданный Мною во время испытания, был из Исайи. Ответ же священников - неясный, запутанный и полный мистики - и послужил поводом к длительным переговорам в храме, описываемым ниже. Читающий книгу эту с чистым и любящим сердцем почерпнет из нее многое для Души и для Духа".
Вывод, который можно сделать прочитав данную книгу, что первосвященники прекрасно знали, что Иисус Христос Мессия, но не смотря на это распяли Его. Также интересна история Никодима, становится ясно почему он приходил к Господу. Это откровение не противоречит Священному Писанию, а прекрасно Его дополняет..
В Евангелии от Луки мы находим несколько повествований, которых мы не найдем в остальных трех Евангелиях. Такими повествованиями являются, например, повествование о Захарии и Елисавете, о благовещении Деве Марии, о явлении ангелов пастухам на полях Вифлеема, Об обращении Закхея, о встрече воскресшего Христа с учениками, шедшими в Еммаус, а также повествование о Симеоне и Анне.
В истории человечества не было такого времени, чтобы у нашего Господа не было на земле ярких светильников, сияющих в темном месте, чтобы у Него не было живых свидетелей о Его святости, могуществе и любви.
Возьмем дом царя Ахава и его нечестивой жены Иезавели — разве это не темное место? Но и в этом темном месте сиял светильник Божий — пророк Авдий.
Да, праведные и благочестивые, исполненные Духом Святым симеоны были на земле и будут на земле всегда, и чем темнее духовная ночь, тем ярче сиял и будет сиять свет их духовный.
Двенадцатилетний Иисус в храме *
(Лк.2:41-52)
Евангелист Лука свое повествование о возвращении Иисуса и родителей Его в Назарет заключает следующими словами: Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нем (2:40). Евангельская история умалчивает о том, каким образом происходило в Назарете воспитание и развитие Божественного Младенца. Человеческое любопытство различным образом пыталось приподнять завесу, распростертую над историей детства и юношества Иисуса Христа. Ничем не сдерживаемая фантазия наполнила это таинственное пространство времени до первого явления Иисуса Христа в общественное служение всякого рода баснями и сказками. Евангелисты рассказывают только единственное событие из этого периода времени, что служить блистательным доказательством их осторожности и осмотрительности в выборе рассказываемых ими событий.
Ст.43-44. По прошествии праздничных дней родители Иисуса отправились в обратный путь. Осмотревшись, они заметили, что Иисуса не было подле них. Все, что Он видел и слышал, вид храма, священные его сосуды него жертвы, чтение закона и пророков, где все указывало на Него, все это сильно подействовало на Его душу, так что Он не заметил почти течения времени и не мог оторваться от храма. Родители Его сначала не беспокоились о Нем, думая, что Он немного отстал с другими путешественниками.
Три опровержения
ложного мнения о Богоматери
Ст.45-47. Иосиф и Мария думали, что найдут своего Отрока между другими путешественниками. Но надежда их не оправдывается. Тогда сердца их наполняются тревогою, но они не впадают в уныние. Они возвращаются в Иерусалим и на третий день находят Его в храме (в одном из его притворов) посреди учителей. Вот куда Он пришел; вот где Он слушал чтение и изъяснение Писания. Здесь была речь Его Отца, голос из Его небесного отечества, здесь были образы и подобия будущего спасения, предсказывавшие о Нем и имевшие исполниться на Нем. В Нем пробуждалось мало-помалу то, что лежало в глубине Его существа. Он слушает учителей, относящихся с большим благоволением к Отроку. Он спрашивает, и они толкуют и объясняют Ему все, по мере своего разумения. Они сами и все слушающие Его дивятся разуму и ответам Его.
Ст.48. Увидя своего Сына, родители изумляются. Мария представляла Себе, что и у Него болело сердце так же, как у Нее, и что при первой встрече Он бросится к Ней с радостью. Ей хотелось бы этого, но этого не произошло. Он сидит совершенно беззаботный и благодушный, как будто Ему нет никакого дела до Матери и до Ее скорби. Поэтому Она не знает, как Ей отнестись к Сыну, и Ее сокрушение и сострадание изливаются в словах Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Мария не иначе могла назвать Иосифа, как отцом, чтобы не открывать тайны Рождества Иисуса Христа. В глазах всех, не ведавших этой тайны, Иосиф был отцом Иисуса, хотя в действительности не был таковым.
Мария не согрешила малодушием, унынием и нетерпением, когда с такою болью в сердце искала потерянного Ею Отрока, как Сама Она говорит: отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Во время распятия Иисуса Христа Дева Мария имела на сердце Своем, как бы от оружия острого, гораздо большую рану, нежели в то время, когда потеряла Его на пути из Иерусалима. Однако и во время распятия Своего возлюбленного Сына Богоматерь мужественно перенесла давившую Ее тогда скорбь: будучи укрепляема благодатию свыше, Она, как говорит евангелист, стояла при кресте Иисусове и не падала духом, ослабляемая немощью, обычною для прочих жен. Почему же, спрашивается после этого, Дева Мария не могла перенести без расстройства душевного гораздо меньшей скорби о кратковременной только потере Отрока Иисуса? Далее, кто мог иметь большую веру в Божество Иисуса Христа, чем Мария, Которая знала про Себя, что Она зачала Своего Сына не от семени мужеского естественным образом, но от Духа Святого, по благовестию Архангела? А где есть твердая и несомненная вера, там не может быть никакого места малодушию и унынию; а если нет малодушия, то не может быть и ослабления или упадка духа. Для праведных вообще обычно переносить мужественно всякие несчастия, по слову псалмопевца; велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения (Пс.118:165). Святые Божии никогда не ослабевают в несчастиях, но, напротив, еще более укрепляются, по примеру и словам апостола Павла: когда я немощен, тогда силен (2Кор.12:10).
Ст.49-50. На слова Богоматери: вот отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя, Иисус Христос отвечал: зачем вам было искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?
Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? В первый раз еще Христос свидетельствует, что Бог Отец Его. Сначала Он Сын Божий, а потом Своих родителей. Сначала Он должен идти путем Божиим, а потом их дорогою. Нигде они не должны были искать Его, как только в храме, который принадлежит Отцу Его. Но слова Его заключают в себе еще больше: исполнить волю Отца Его вот Его пища, делать дела Отца вот Его призвание.
Родители Иисуса Христа, конечно, понимали, что, называя храм принадлежащим Его Отцу, Он Бога называет Своим Отцом. Но они могли не понимать всей тайны отношения Его к Богу Отцу. Только постепенно, мало-помалу они проникали в эту тайну, открытую при Его Благовещении. Но Мать Его сохраняла все эти слова в Своем сердце, пока не пришло время, когда Она совершенно поняла их.
Ст.51-52. После этого чудного свидетельства о Своем истинном Отце Иисус с Иосифом и Марией возвратился в Назарет и не выходил из повиновения им. Ни сознание высокого Своего призвания, ни впечатление от похвал удивленных слушателей, ничто не дает Ему повода выйти из детского послушания. Он был в повиновении у родителей. Как впоследствии, хотя Он и Сын Божий, однако страданиями навык послушанию (Евр.5:8), так Его детское и юношеское развитие было постоянным навыком послушанию, пока Он публично стал свидетельствовать о Своем Отце. Но и религиозное человеческое Его познание еще не было окончено. Он возрастал как возрастом, так и мудростью. Постоянным обращением со Своим Небесным Отцом, углублением в Священное Писание Своего народа, посещением в субботы синагоги назаретской, умственным рассматриванием чудес творения расширялось и углублялось Его познание, возрастала Его премудрость. В такой же мере все полнее покоилась в Нем благодать или благоволение Божие. Он нашел также благоволение и у людей. Во всем Назарете один только был о Нем голос, что Он прекраснейший между всеми юношами. Все любили и уважали Его. Таким образом, тихо и спокойно в хижине переходил Он из детства и юности в годы мужеской зрелости. После этого рассказа завеса опять опускается и юность Иисуса в продолжении 18 лет остается неизвестною, пока Искупитель не выступил со словами: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Орда. Земная жизнь Иисуса Христа).
Нравственный урок
для христианских детей
Обозревая евангельские сказания о первых годах жизни Господа и Спасителя нашего, мы невольно задаем себе вопрос: почему евангелисты указали только на две черты из детской и отроческой жизни Иисуса Христа: на мудрость, явленную Им в храме среди книжников, и на повиновение, которое Он оказывал Своим родителям?
Очевидно, что эти две черты имеют особенно важное значение для христианина и что евангелисты, указывая на них, хотели между прочим дать нам наиболее полезный нравственный урок. Указывая на беседу Спасителя во храме, когда Он привел в удивление весь Иерусалим Своим знанием слова Божия, они этим самым поучают нас, что нет знания выше знания слова Божия и что прежде чем изучать какие-либо науки, мы должны изучать Слово Божие как единственное прочное основание всех наших знаний и убеждений. Указывая на повиновение Спасителя Иосифу и Марии, они чрез это дают нам и особенно молодым людям, возраст которых был освящен именно этим временем с жизни Спасителя, дают урок повиновения родителям и всем тем, которые занимают для нас место родителей.
И в самом деле, какое знание так важно для нас, как знание Слова Божия? Слово Божие есть наш неизменный и лучший учитель, к которому мы должны преимущественно и чаще всего обращаться за советами; оно есть то непоколебимое основание, на котором одном зиждутся все наши убеждения и познания и без которого наш ум колеблется всеми толками людей легкомысленных, ищущих постоянно новых и новых знаний и не умеющих остановиться на истине.
С другой стороны, какая высокая добродетель, особенно если взять во внимание молодость, не умеющую жить самостоятельно, но в то же время порывающуюся к самостоятельности, какая высокая добродетель послушание родителям! Дети вне послушания родителям подвергаются всем нравственным опасностям молодости, и эти опасности бывают тем пагубнее для них, что они не сознают их гибельного влияния на свою жизнь и по неопытности сердца не замечают их. Совершенно не то мы видим, когда дети воспитываются в любви и послушании родителям. Под руководством этой любви они бывают свободнее от всех нравственных опасностей, так как они подчиняют в этом случае свое неопытное сердце более твердому и опытному руководительству родителей; а вместе с этим они научаются во всей полноте великим и основным христианским добродетелям любви и смирению и, таким образом, готовят из себя будущих лучших граждан Царства Небесного и земного.
О пребывании Господа нашего
Иисуса Христа в Назарете
Известно из Евангелия, что праведный Иосиф и Пресвятая Мария с Младенцем Иисусом оставались в Египте до смерти Ирода. Когда последовала позорная кончина этого тирана, они возвратились на родину и поселились в Назарете. Здесь Спаситель жил, почти никем не узнаваемый, до тридцатилетнего возраста, времени Своего вступления на общественное служение. Евангелист мало занимается этим периодом жизни Иисуса Христа, но зато апокрифические писатели и современные рационалисты с особенною любовью останавливаются на нем. И тогда как первые обставляют эту жизнь вымышленными чудесами, имеющими сказочный характер и вызывающими в трезвом читателе сожаление о напрасном труде разоблачить темную завесу над частною жизнью Спасителя, последние (рационалисты) вкладывают эту жизнь в самые узкие рамки условий человеческого развития и за недостатком положительных исторических данных дают полный простор своей творческой фантазии.
Такою фантазией особенно богат рационалист Ренан… Для него Христос—человек; правда, несравненный, гениальный, но все-таки человек. Составив такое основное воззрение на Спасителя, Ренан не представляет для Него других условий развития, кроме общечеловеческих. Он ставит Христа в зависимость от влияний климата, среды, где Он рос, тех убеждений и суеверий, которые были распространены среди людей, равных Ему по общественному положению. Из каких же источников Ренан позаимствовал сведения о воспитании Иисуса? Не имея и не ища данных в Евангелии, он пробавляется единственно грезами своей фантазии, причем запутывается в противоречиях и несообразностях. То он говорит о решающем, исключительном значении в воспитании Иисуса роскошной галилейской природы, то о неотразимом влиянии на Него раввина Гиллеля, пророков и апокрифов; то он представляет Иисуса либеральным по отношению к закону Моисееву, то пропитанным народными суевериями; то ставит Его в параллель с ученым Филоном, то представляет ничего не знающим поселянином. И все это в одной главе, на немногих страницах. Но обратимся к частностям.
Мы, конечно, не станем своими догадками и предположениями поднимать завесу над частною жизнью Спасителя в Назарете. Для нас достаточно и тех кратких замечаний касательно этой жизни, которые имеются в Евангелии. Иисус, говорит евангелист Лука, преуспевал в премудрости и возрасте, и в любви у Бога и человеков. Итак, на основании этого свидетельства довольно сказать, что человеческая природа Спасителя со всеми ее духовными силами развивалась постепенно, с тем только различием от общечеловеческого развития, что зло не коснулось Христа и ничто не по мрачило чистоты души Его. Это правильное развитие человеческой природы Спасителя, этот гармонический рост определялись воздействием Божественной природы Иисуса Христа. Тем же воздействием условливается непрерывное единение Спасителя с Отцом Небесным и раннее сознание мессианского призвания Его. Трудно предположить, судя по неверию даже родственников Иисуса Христа, чтобы это сознание Спасителя выразилось в каких-либо необыкновенных действиях во время частной жизни Его в Назарете. Но во всяком случае несомненно, что оно присуще было Христу в годы отрочества и при одном важном обстоятельстве, записанном в Евангелии от Луки, было Им высказано.
Библиографический указатель
ко 2:41-52 Евангелия от Луки
* Дорогой читатель, прошу Ваших святых молитв о рр.Б.Константине и Сергие, взявших на себя труд подготовки текста. Спаси Господи. / ds /
Читайте также: