В евангелии от луки приводится описание встречи младенца иисуса христа в иерусалимском храме

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 21.09.2024

На восьмой день, по обычаю иудейскому, над Младенцем было совершено обрезание, и Ему дали имя Иисус. А на сороко­вой день праведный Иосиф и Божия Матерь пошли в Иеруса­лим, чтобы совершить еще один древний обряд: принести Бого­младенца в храм и посвятить Его как первенца Господу. Там, в храме, они должны были принести в жертву Богу двух гор­лиц или двух птенцов голубиных, как требовалось по закону. В Иерусалиме в это время жил древний старец Симеон, кото­рый был известен, как человек благочестивый, исполненный Духа Святого, ожидающий рождения Мессии. Ему было пред­сказано Духом Святым, что он не умрет, пока не увидит Хрис­та Господня.

Это была одна из встреч, исполненных символического значе­ния: два мира встретились лицом к лицу. Старец Симеон симво­лизировал собой окончание Ветхого Завета с его верой и надеж­дой, а Богомладенец Иисус - Основатель Нового благодатного со­юза человека с Богом. Этими словами Симеон предсказал, что за и против Христа в мире будет вестись постоянная духовная борь­ба и что Сама Пресвятая Дева испытает много материнского горя и острых, как оружие, страданий.

Тут же в храме присутствовала св. Анна пророчица, вдова вось­мидесяти четырех лет, которая всегда пребывала в храме, постом и молитвой служа Богу день и ночь. Увидев Младенца Иисуса и ус­лышав пророчество о Нем Симеона, она прославила Бога и стала рассказывать всем в Иерусалиме о рождении Мессии – Христа.

Когда Иосиф и Святая Мария совершили все по закону Господню, они возвратились в Галилею, в свой город Назарет. Но, прожив некоторое время в Назарете, Иосиф и Дева Мария решили переселиться в Вифлеем, где родился их Божествен­ный Младенец. Так как поклонение волхвов не могло совер­шиться до Сретения, то можно предположить, что Святое Се­мейство переселилось из Назарета в Вифлеем. В Вифлееме Ио­сиф, вероятно, приобрел себе жилище и по-прежнему работал плотником, обеспечивая Святое Семейство всем необходимым для жизни.

Прошел год или немного больше, как случилось одно чудес­ное событие, которое удивило не только Божию Матерь и Иосифа, но привело в смятение всю Иудею.

10. Поклонение волхвов

Природа не осталась безучастной к всемирному событию Рождества Христова. В ознаменование этого события на небе заж­глась необыкновенная звезда.

Но заметили ее не иудеи, в большей своей массе давно духов­но ослепшие и сделавшиеся не способными уразуметь знамение Божие. Увидели эту чудесную звезду и прочитали ее сокровенный смысл в далеких восточных странах мудрецы-звездочеты.

Восточные мудрецы решили, что появившаяся звезда возвеща­ет миру о рождении великого Иудейского Царя, с Которым в исто­рии человечества наступит новая эпоха – эпоха преображения ми­ра. Они настолько были уверены в своих выводах, что снарядили караван и отправились в Иудею, чтобы поклониться Новорожден­ному. Вскоре караван с мудрецами прибыл в Иерусалим.

Ирод Великий, биография которого переполнена кровожад­ными деяниями, при поддержке римлян царствовал в то время в Иудее. Развращенный и болезненно подозрительный, он укреп­лял свой трон ценою многих преступлений, уничтожая всех, кто только был способен претендовать на его престол. Особенно он был подозрительным по отношению к Маккавеям, законным на­следникам иудейского престола. И чем больше старел царь, тем более прогрессировали в нем эти пороки.

Насладившись созерцанием Святого Семейства и получив во сне повеление от Ангела, волхвы не вернулись к Ироду, а другим путем пошли в свою страну.

11. Бегство Святого Семейства в Египет

и избиение вифлеемских младенцев

Между тем Ирод с нетерпением ожидал возвращения волх­вов. Когда же злой царь понял, что восточные мудрецы разруши­ли его планы, он пришел в страшный гнев и решился на ужасное злодеяние. Ирод, не задумываясь, послал в Вифлеем отряд солдат, которому был дан бесчеловечный приказ истребить всех мальчи­ков младше двух лет, родившихся в городе и его окрестностях. Он был уверен, что среди этих детей окажется убитым и Младенец Христос.

Приказ Ирода был выполнен с невероятной жестокостью. От­ряд воинов, ворвавшись в Вифлеем, начал поголовное избиение. Матери старались укрыть своих младенцев-сыновей, но палачи вырывали их из материнских объятий и тут же закалывали. Виф­леем и его окрестности наполнились плачем и рыданием. Отчая­ние родителей было так велико, что, казалось, сами предки изра­ильского народа плакали в своих могилах (Иер. 31, 15).

Таким образом, Того, Кто пришел спасти мир, Кто так возлю­бил людей, что и душу Свою и всего Себя готов был отдать на му­чение за нас, мир встретил угрозами, ненавистью и гонением. Ис­тина пришла в мир, но люди больше возлюбили тьму. Но это был не весь мир. Те, кто верили и ждали, встретили Христа иначе. Ви­флеемские пастухи, благочестивый старец Симеон и восточные мудрецы признали в Нем Царя и поклонились Ему.

12. Смерть Ирода и возвращение Святого Семейства на родину

Тем временем тяжелая болезнь приковала к постели Ирода. Но и на смертном одре его продолжали мучить бессмысленные подозрения, он выслушивал доносы шпионов и несколько раз из­менял завещание. Его приводила в ярость мысль, что народ будет радоваться его смерти. До него дошло известие, что ревнители веры уже начали разрушать следы его царствования: раввины в Иерусалиме воззвали к группе учеников, чтобы они разбили языческого орла на воротах храма. Юноши с радостью исполни­ли поручение и на глазах у всех уничтожили ненавистный сим­вол. Ирод был в бешенстве. Умирающий семидесятилетний ста­рик сам присутствовал на суде и приговорил отважных молодых людей к сожжению.

Но вот смерть настигла, наконец, и самого Ирода. Последние дни его были ужасны. Он сыпал проклятиями, пытался покон­чить самоубийством, бредил кровавыми расправами.

Итак, Иосиф вернулся в свое старое жилище в Назарете, где и поселилось Святое Семейство. Здесь Господь Иисус Христос провел Свое детство и юность.

13. Жизнь Иисуса Христа в Назарете.

Первое посещение Иерусалимского храма

Когда Святое Семейство переселилось в Назарет, Иисусу бы­ло около двух лет. Покинул же Он Свой родной город, когда Ему исполнилось около тридцати лет. Поэтому можно сказать, что Христос провел в Назарете большую часть Своей жизни. В тече­ние двадцати восьми лет Он ходил по его каменистым улицам, поднимался по его крутым тропинкам, взбирался на окружаю­щие его холмы.

Евангелисты, как добросовестные свидетели, почти ничего не рассказывают о назаретском периоде жизни Спасителя, о кото­ром им было мало известно.

Но мы попытаемся хотя бы немного представить ту среду и обстановку, в которой жил Отрок Иисус.

В наши дни Назарет выглядит примерно так же, как и в те да­лекие годы. Он представляет собой группу неправильно располо­женных белых домиков, окруженных виноградниками, и нахо­дится на гребне довольно высокой горы Гебель-эс-Сих. К нему на­до добираться по узким тропинкам. Селение непосредственно ок­ружено еще более высокими возвышенностями, с которых откры­вается живописный вид. Отсюда видны: голубой Кармил со свои­ми утесами, Самарийские горы, цепь Гильбоа, связанная с трагиче­скими воспоминаниями о гибели первого еврейского царя, круглая вершина Фавора, зеленые нивы, пальмовые и масличные рощи. На этом пейзаже несомненно не раз покоился взор Спасителя.

В будние дни Он помогал названному Своему отцу Иосифу в работе и учился у него плотническому ремеслу. Никто не подо­зревал о тайне необыкновенного Отрока. Жил Он, как говорит евангелист, в любви у Бога и людей.

Вероятно, в этот подготовительный период Христос не имел избранных друзей. Единственным близким для Него существом была Его Мать.

Евангелисты мало говорят о Ней, но даже если бы они не сказали о Богородице ни единого слова, мы все равно должны были бы признать, что мир не знал женщины выше Той, Кото­рая родила человечеству Спасителя. Двадцать восемь лет про­жили они вместе в бедной хижине небольшого тихого городка. Он рос у Нее на глазах, Она давала Ему первые уроки. Божия Матерь была единственной свидетельницей совершавшегося в Нем чуда.

Когда Отроку Иисусу исполнилось двенадцать лет, родители взяли Его в Иерусалим на праздник Пасхи. Мальчики этого воз­раста уже принимали участие в праздничных торжествах.

Божественный Отрок впервые оказался в большом городе, на­полненном тысячами богомольцев. Когда же надо было возвра­щаться домой, Он отстал от родителей и остался в храме.

Паломники из Назарета уже довольно далеко отошли от Иерусалима, когда Иосиф и Божия Матерь заметили, что Ии­суса нет с ними. Сначала они не тревожились, потому что в толпе было много родственников и знакомых. Но вскоре они поняли, что Отрока нет среди паломников. Охваченные смяте­нием, Божия Матерь и Иосиф поспешили вернуться в Иеруса­лим. Но и в городе сразу не могли найти Его. Три дня прошли в бесплодных поисках. Наконец Иисус был найден в одном из притворов храма, где раввины и книжники проводили время в изучении Закона и богословских спорах. Он находился среди учителей, слушал их речи и задавал им вопросы. Умудренные сединой старцы удивлялись вопросам и ответам галилейского Отрока, не учившегося в их школах. Велико было изумление Святой Девы, когда Она нашла Своего Сына в таком почетном обществе.

Никто из присутствующих не понял, что Он говорил об Отце Небесном, Который пребывает в Нем, бедном галилейском маль­чике. Но Божия Матерь слагала все это в сердце Своем.

Это, однако, был единственный случай, когда тайна Отрока Иисуса была чуть приоткрыта.

В Назарете Он продолжал жить, как и все дети, находясь в по­слушании и любви у Своих родителей. Он становился юношей, взрослым человеком. Он выучился ремеслу Иосифа и, когда тот умер, кормил Мать трудами Своих рук, работая так же, как работа­ют и поныне плотники Назарета. Только уходя из города на цвету­щие лилиями холмы, оставался наедине с Отцом Небесным, ожидая знака, который призовет Его на служение людям. И знак был дан.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Трехдневное пребывание 12-летнего Иисуса в Иерусалимском храме

В Евангелии от Луки указано, что двенадцатилетний Отрок Иисус в течение трех дней находился в Иерусалимском храме среди учителей, слушая и вопрошая их: "Все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его." (Лука 2:47) Мало кто знает, что существует полное описание этого поистине грандиозного события, ведь именно тогда Иисус объявил старейшинам, что Он и есть Христос, обетованный Мессия.

Краткое содержание

Введение - приобретение за 30 фунтов серебра и золота права "свободы слова".

День первый: Иисус задает главный вопрос, позор старшего священника храма.

Первая ночь: мучительная бессонная ночь храмовников, заговор, понятие о соответствованиях.

День второй: неожиданный поворот событий, ужас священников, обяснение Иисуса о Духе, сотворение чуда с живым ослом и с исчезновением камня, объяснение значения слов "Иерусалим" и "Мельхиседек".

Вторая ночь: отчаянные поиски священников.

День третий: объяснение Иисуса о различии души и духа, как отличить добро и зло. Храмовники признаются, что Бог для них "нечто несуществующее" и у них даже понятия нет о Нем. Иисус от лица Бога отвечает, что не приемлет их "дикие вопли со слезами и вороньим карканьем", обличает их в воровстве, убийствах тысяч людей и обмане народа. Ковчег завета и "мертвая вода". Проповедь покаяния. Пришествие Марии и Иосифа.

В царстве Иудейском существовал обычай, обязывавший родителей приводить детей, которым исполнилось 12 лет, в иерусалимский храм, где они подвергались своего рода экзамену.

В присутствии старейшин, фарисеев и книжников им задавались вопросы, чтобы выяснить их религиозные познания, то, чему их учили дома, а также о том, что они усвоили относительно Бога и пророков.

Подобные испытания сопровождались, разумеется, установленной платой, а желающим получить свидетельство о выдержанном экзамене таковое предоставлялось тоже за известную плату. Если дети выделялись своими знаниями и умом, они получали право поступить в школы при храме; последнее давало им возможность со временем сделаться служителями храма.

Если родители могли доказать, что родом они из колена Левитова, поступление детей в храмовые школы препятствий не встречало, в противном случае дело обстояло хуже и сложнее: родители должны были сначала приписаться к колену Левита -разумеется, за большие деньги, - и, кроме того, они были обязаны внести крупные пожертвования и дары на храм.

Девушки экзаменам не подлежали, хотя, при желании родителей, они все-таки имели возможность показать свою набожность и знания религии.

Девушек опрашивали матери-старейшины, жившие при храме в отдельном здании. После экзамена девушки тоже могли получить свидетельство; такие девушки впоследствии выходили замуж за священников и левитов.

Обыкновенно подобные испытания молодежи длились недолго. Быстрее всего экзаменовали девушек. Все ограничивалось несколькими общими вопросами, ответ на которые каждый иудей знал уже с детства, ибо подобное "знание" вколачивалось в него с малолетства пинками и подзатыльниками.

Поэтому на экзаменах нередко случалось, что священник, даже не закончив вопроса, уже получал на него трафаретный ответ.

Испытание сводилось не более чем к десяти вопросам, чаще всего далеко не достигая и этого числа.

Для каждого отдельного ребенка экзамен продолжался не долее одной-двух минут; если на первые вопросы были даны правильные ответы, ребенка сразу же отпускали, не задавая остальных вопросов. После экзамена мальчику выдавали записку, которую он предъявлял у кассы, где, еще до начала экзамена, его родители вносили плату за право быть допущенным к испытаниям.

Здесь, по желанию, ему могли выдать и свидетельство, но, разумеется, тоже за установленную плату. Дети несостоятельных родителей были обязаны предъявить свидетельство о бедности (Signum paupertatis), без которого их не допускали к испытаниям.

Подобные испытания происходили, как правило, два раза в год: на Пасху и на праздник Кущей, продолжаясь, в зависимости от количества детей, пять-шесть дней.

За несколько дней до начала испытаний слуги храма обходили гостиницы в Иерусалиме, чтобы узнать число экзаменующихся детей. Желавшие быть спрошенными вне очереди, и, следовательно, первыми отпущенными, записывались у этих слуг за плату, а не платившие ожидали очереди и были последними. К детям не плативших относились небрежно и свидетельств им не выдавали, несмотря на заверения и обещания храма, что свидетельства будут высланы "позже".

Однако бывали случаи, когда одаренные выдающимися способностями и выделявшиеся из общей группы мальчики, в свою очередь, получали право обращаться к священникам с вопросами и просить их разъяснить то или иное место в Писании.

Подобные исключительные случаи всегда вызывали недовольство священников; экзаменаторы хмурились, ибо нередко сами они были столь же сведущи в Писании и Пророках, сколь искушен в них современный сельский учитель, преподающий азбуку. (NB: современный Лорберу в 1859 году -году написания книги - прим. ред.)

Обыкновенно их знания ограничивались тем, о чем они должны были спрашивать, а все, что было сверх или вне этого, -было для них темно и неясно.

При испытаниях в качестве почетных заседателей присутствовали и старейшины. Они не спрашивали, а только слушали и следили за ходом экзамена.

Лишь в определенных случаях, при крайней необходимости, вмешивались они в прения и обыкновенно начинали с того, что делали строгое замечание мальчику за его неразумные вопросы, упрекали его в самомнении, в том, что злоупотребляет их временем, а также в том, что осмелился поставить экзаменаторов в неловкое и затруднительное положение.

Если же мальчик продолжал настаивать на своем, не испугавшись строгих нравоучений старейшин, то подобного упрямца в конце концов уводили в другое помещение, где он сидел до вечера и ждал установленного часа, когда старейшины и священники освободятся, чтобы заняться им и ответить на его вопросы.

Когда приходил назначенный час, упрямца приводили к старейшинам, и, встав перед ними, он должен был повторить свои вопросы.

Отвечал тогда обыкновенно один из старейшин или книжников, придавая ответу мистическую и по возможности запутанную форму, так что мальчик никакой для себя пользы не извлекал; но для темного, неграмотного народа речь священника была как откровение свыше, как неисчерпаемая Премудрость Господня, являемая устами священнослужителей, - после чего все спешили возмутиться неслыханно дерзким поведением ребенка.

Однако некий весьма одухотворенный Мальчик не опустил головы и не испугался, но сказал: "Вся деятельность и все действование великого Мира Божьего освещается днем солнцем, и даже ночи не так темны, что нельзя было бы различить предметов; отчего же наиважнейшее Учение, которое указывает человеку ясный и светлый путь к спасению, излагается столь туманно и путанно, что ни одной душе не понять объяснений?"

И Мальчик, заявивший это старейшинам, был Я, и Моими словами Я привел их в большое смущение; некоторые же из присутствующего народа взяли меж тем Мою сторону и сказали, что Я прав.

И рассуждали они так "Клянемся Богом Авраама, Исаака и Иакова - этот Мальчик положительно умен. Ему следует продолжить прение со старейшинами и книжниками, и мы готовы положить в храмовый ящик значительную сумму для Него."

И один состоятельный израильтянин из Вифании (а был это в ту пору еще живший отец Лазаря, Марфы и Марии) положил 30 фунтов серебра и немного золота, чтобы купить Мне "свободу слова" и получить для Меня разрешение на продолжение прений.

Старейшины и книжники с удовольствием приняли подношение, и благодаря этому Я смог приступить к чрезвычайным и небывалым (по вполне понятным причинам) прениям с духовенством.

Первый вопрос, заданный Мною во время испытания, был из Исайи. Ответ же священников - неясный, запутанный и полный мистики - и послужил поводом к длительным переговорам в храме, описываемым ниже. Читающий книгу эту с чистым и любящим сердцем почерпнет из нее многое для Души и для Духа".

Вывод, который можно сделать прочитав данную книгу, что первосвященники прекрасно знали, что Иисус Христос Мессия, но не смотря на это распяли Его. Также интересна история Никодима, становится ясно почему он приходил к Господу. Это откровение не противоречит Священному Писанию, а прекрасно Его дополняет..

В Евангелии от Луки мы находим несколько повествований, которых мы не найдем в остальных трех Евангелиях. Такими повествованиями являются, например, повествование о Захарии и Елисавете, о благовещении Деве Марии, о явлении ангелов пастухам на полях Вифлеема, Об обращении Закхея, о встрече воскресшего Христа с учениками, шедшими в Еммаус, а также повествование о Симеоне и Анне.

В истории человечества не было такого времени, чтобы у нашего Господа не было на земле ярких светильников, сияющих в темном месте, чтобы у Него не было живых свидетелей о Его святости, могуществе и любви.

Возьмем дом царя Ахава и его нечестивой жены Иезавели — разве это не темное место? Но и в этом темном месте сиял светильник Божий — пророк Авдий.

Да, праведные и благочестивые, исполненные Духом Святым симеоны были на земле и будут на земле всегда, и чем темнее духовная ночь, тем ярче сиял и будет сиять свет их духовный.


Двенадцатилетний Иисус в храме *
(Лк.2:41-52)

Евангелист Лука свое повествование о возвращении Иисуса и родителей Его в Назарет заключает следующими словами: Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нем (2:40). Евангельская история умалчивает о том, каким образом происходило в Назарете воспитание и развитие Божественного Младенца. Человеческое любопытство различным образом пыталось приподнять завесу, распрос­тертую над историей детства и юношества Иисуса Христа. Ничем не сдер­живаемая фантазия наполнила это таинственное пространство времени до первого явления Иисуса Христа в общественное служение всякого рода баснями и сказками. Евангелисты рассказывают только единственное событие из этого периода времени, что служить блистательным доказатель­ством их осторожности и осмотрительности в выборе рассказываемых ими событий.

Ст.43-44. По прошествии праздничных дней родители Иисуса отпра­вились в обратный путь. Осмотревшись, они заметили, что Иисуса не было подле них. Все, что Он видел и слышал, вид храма, священные его сосуды него жертвы, чтение закона и пророков, где все указывало на Него, — все это сильно подействовало на Его душу, так что Он не заметил почти тече­ния времени и не мог оторваться от храма. Родители Его сначала не бес­покоились о Нем, думая, что Он немного отстал с другими путешествен­никами.

Три опровержения
ложного мнения о Богоматери

Ст.45-47. Иосиф и Мария думали, что найдут своего Отрока между другими путешественниками. Но надежда их не оправдывается. Тогда сердца их наполняются тревогою, но они не впадают в уныние. Они возвращаются в Иерусалим и на третий день находят Его в храме (в одном из его при­творов) посреди учителей. Вот куда Он пришел; вот где Он слушал чтение и изъяснение Писания. Здесь была речь Его Отца, голос из Его небесного отечества, здесь были образы и подобия будущего спасения, предсказы­вавшие о Нем и имевшие исполниться на Нем. В Нем пробуждалось мало-помалу то, что лежало в глубине Его существа. Он слушает учителей, отно­сящихся с большим благоволением к Отроку. Он спрашивает, и они толкуют и объясняют Ему все, по мере своего разумения. Они сами и все слуша­ющие Его дивятся разуму и ответам Его.

Ст.48. Увидя своего Сына, родители изумляются. Мария представляла Себе, что и у Него болело сердце так же, как у Нее, и что при первой встре­че Он бросится к Ней с радостью. Ей хотелось бы этого, но этого не произошло. Он сидит совершенно беззаботный и благодушный, как будто Ему нет никакого дела до Матери и до Ее скорби. Поэтому Она не знает, как Ей отнестись к Сыну, и Ее сокрушение и сострадание изливаются в словах Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Мария не иначе могла назвать Иосифа, как отцом, чтобы не открывать тайны Рождества Иисуса Христа. В глазах всех, не ведавших этой тайны, Иосиф был отцом Иисуса, хотя в действительности не был таковым.

Мария не согрешила малодушием, унынием и нетерпением, когда с такою болью в сердце искала потерянного Ею Отрока, как Сама Она говорит: отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Во время распятия Иисуса Хрис­та Дева Мария имела на сердце Своем, как бы от оружия острого, гораздо большую рану, нежели в то время, когда потеряла Его на пути из Иеруса­лима. Однако и во время распятия Своего возлюбленного Сына Богома­терь мужественно перенесла давившую Ее тогда скорбь: будучи укрепляе­ма благодатию свыше, Она, как говорит евангелист, стояла при кресте Иисусове и не падала духом, ослабляемая немощью, обычною для прочих жен. Почему же, спрашивается после этого, Дева Мария не могла перенести без расстройства душевного гораздо меньшей скорби о кратковременной только потере Отрока Иисуса? Далее, кто мог иметь большую веру в Бо­жество Иисуса Христа, чем Мария, Которая знала про Себя, что Она зача­ла Своего Сына не от семени мужеского естественным образом, но от Духа Святого, по благовестию Архангела? А где есть твердая и несомненная вера, там не может быть никакого места малодушию и унынию; а если нет малодушия, то не может быть и ослабления или упадка духа. Для правед­ных вообще обычно переносить мужественно всякие несчастия, по слову псалмопевца; велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения (Пс.118:165). Святые Божии никогда не ослабевают в несчастиях, но, напро­тив, еще более укрепляются, по примеру и словам апостола Павла: когда я немощен, тогда силен (2Кор.12:10).

Ст.49-50. На слова Богоматери: вот отец Твой и Я с великою скорбью иска­ли Тебя, — Иисус Христос отвечал: зачем вам было искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?

Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? В первый раз еще Христос свидетельствует, что Бог — Отец Его. Сна­чала Он Сын Божий, а потом — Своих родителей. Сначала Он должен идти путем Божиим, а потом их дорогою. Нигде они не должны были искать Его, как только в храме, который принадлежит Отцу Его. Но слова Его заключают в себе еще больше: исполнить волю Отца Его — вот Его пища, делать дела Отца — вот Его призвание.

Родители Иисуса Христа, конечно, понимали, что, называя храм при­надлежащим Его Отцу, Он Бога называет Своим Отцом. Но они могли не понимать всей тайны отношения Его к Богу Отцу. Только постепенно, мало-помалу они проникали в эту тайну, открытую при Его Благовещении. Но Мать Его сохраняла все эти слова в Своем сердце, пока не пришло время, когда Она совершенно поняла их.

Ст.51-52. После этого чудного свидетельства о Своем истинном Отце Иисус с Иосифом и Марией возвратился в Назарет и не выходил из пови­новения им. Ни сознание высокого Своего призвания, ни впечатление от похвал удивленных слушателей, ничто не дает Ему повода выйти из детско­го послушания. Он был в повиновении у родителей. Как впоследствии, хотя Он и Сын Божий, однако страданиями навык послушанию (Евр.5:8), так Его детское и юношеское развитие было постоянным навыком послушанию, пока Он публично стал свидетельствовать о Своем Отце. Но и религиоз­ное человеческое Его познание еще не было окончено. Он возрастал как возрастом, так и мудростью. Постоянным обращением со Своим Небесным Отцом, углублением в Священное Писание Своего народа, посещением в субботы синагоги назаретской, умственным рассматриванием чудес творе­ния расширялось и углублялось Его познание, возрастала Его премудрость. В такой же мере все полнее покоилась в Нем благодать или благоволение Божие. Он нашел также благоволение и у людей. Во всем Назарете один только был о Нем голос, что Он прекраснейший между всеми юношами. Все любили и уважали Его. Таким образом, тихо и спокойно в хижине пе­реходил Он из детства и юности в годы мужеской зрелости. После этого рассказа завеса опять опускается и юность Иисуса в продолжении 18 лет остается неизвестною, пока Искупитель не выступил со словами: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Орда. Земная жизнь Иисуса Христа).

Нравственный урок
для христианских детей

Обозревая евангельские сказания о первых годах жизни Господа и Спаси­теля нашего, мы невольно задаем себе вопрос: почему евангелисты указа­ли только на две черты из детской и отроческой жизни Иисуса Христа: на мудрость, явленную Им в храме среди книжников, и на повиновение, ко­торое Он оказывал Своим родителям?

Очевидно, что эти две черты имеют особенно важное значение для хри­стианина и что евангелисты, указывая на них, хотели между прочим дать нам наиболее полезный нравственный урок. Указывая на беседу Спасителя во храме, когда Он привел в удивление весь Иерусалим Своим знанием слова Божия, они этим самым поучают нас, что нет знания выше знания слова Божия и что прежде чем изучать какие-либо науки, мы должны изучать Слово Божие как единственное прочное основание всех наших зна­ний и убеждений. Указывая на повиновение Спасителя Иосифу и Марии, они чрез это дают нам и особенно молодым людям, возраст которых был освящен именно этим временем с жизни Спасителя, — дают урок повино­вения родителям и всем тем, которые занимают для нас место родителей.

И в самом деле, какое знание так важно для нас, как знание Слова Бо­жия? Слово Божие есть наш неизменный и лучший учитель, к которому мы должны преимущественно и чаще всего обращаться за советами; оно есть то непоколебимое основание, на котором одном зиждутся все наши убеждения и познания и без которого наш ум колеблется всеми толками людей легкомысленных, ищущих постоянно новых и новых знаний и не умеющих остановиться на истине.

С другой стороны, какая высокая добродетель, особенно если взять во внимание молодость, не умеющую жить самостоятельно, но в то же время порывающуюся к самостоятельности, какая высокая добродетель — послушание родителям! Дети вне послушания родителям подвергаются всем нравственным опасностям молодости, и эти опасности бывают тем пагубнее для них, что они не сознают их гибельного влияния на свою жизнь и по неопытности сердца не замечают их. Совершенно не то мы видим, когда дети воспитываются в любви и послушании родителям. Под руководством этой любви они бывают свободнее от всех нравственных опаснос­тей, так как они подчиняют в этом случае свое неопытное сердце более твердому и опытному руководительству родителей; а вместе с этим они научаются во всей полноте великим и основным христианским добродетелям — любви и смирению и, таким образом, готовят из себя будущих лучших граждан Царства Небесного и земного.

О пребывании Господа нашего
Иисуса Христа в Назарете

Известно из Евангелия, что праведный Иосиф и Пресвятая Мария с Мла­денцем Иисусом оставались в Египте до смерти Ирода. Когда последовала позорная кончина этого тирана, они возвратились на родину и посели­лись в Назарете. Здесь Спаситель жил, почти никем не узнаваемый, до тридцатилетнего возраста, времени Своего вступления на общественное служение. Евангелист мало занимается этим периодом жизни Иисуса Хри­ста, но зато апокрифические писатели и современные рационалисты с особенною любовью останавливаются на нем. И тогда как первые обстав­ляют эту жизнь вымышленными чудесами, имеющими сказочный харак­тер и вызывающими в трезвом читателе сожаление о напрасном труде разоблачить темную завесу над частною жизнью Спасителя, последние (рационалисты) вкладывают эту жизнь в самые узкие рамки условий чело­веческого развития и за недостатком положительных исторических дан­ных дают полный простор своей творческой фантазии.

Такою фантазией особенно богат рационалист Ренан… Для него Хрис­тос—человек; правда, несравненный, гениальный, но все-таки человек. Со­ставив такое основное воззрение на Спасителя, Ренан не представляет для Него других условий развития, кроме общечеловеческих. Он ставит Хрис­та в зависимость от влияний климата, среды, где Он рос, тех убеждений и суеверий, которые были распространены среди людей, равных Ему по об­щественному положению. Из каких же источников Ренан позаимствовал сведения о воспитании Иисуса? Не имея и не ища данных в Евангелии, он пробавляется единственно грезами своей фантазии, причем запутывается в противоречиях и несообразностях. То он говорит о решающем, исключи­тельном значении в воспитании Иисуса роскошной галилейской природы, то о неотразимом влиянии на Него раввина Гиллеля, пророков и апокри­фов; то он представляет Иисуса либеральным по отношению к закону Мои­сееву, то пропитанным народными суевериями; то ставит Его в параллель с ученым Филоном, то представляет ничего не знающим поселянином. И все это в одной главе, на немногих страницах. Но обратимся к частностям.

Мы, конечно, не станем своими догадками и предположениями поднимать завесу над частною жизнью Спасителя в Назарете. Для нас доста­точно и тех кратких замечаний касательно этой жизни, которые имеются в Евангелии. Иисус, говорит евангелист Лука, преуспевал в премудрости и возрасте, и в любви у Бога и человеков. Итак, на основании этого свидетель­ства довольно сказать, что человеческая природа Спасителя со всеми ее духовными силами развивалась постепенно, с тем только различием от общечеловеческого развития, что зло не коснулось Христа и ничто не по мрачило чистоты души Его. Это правильное развитие человеческой при­роды Спасителя, этот гармонический рост определялись воздействием Божественной природы Иисуса Христа. Тем же воздействием условлива­ется непрерывное единение Спасителя с Отцом Небесным и раннее со­знание мессианского призвания Его. Трудно предположить, судя по неверию даже родственников Иисуса Христа, чтобы это сознание Спасителя выразилось в каких-либо необыкновенных действиях во время частной жизни Его в Назарете. Но во всяком случае несомненно, что оно присуще было Христу в годы отрочества и при одном важном обстоятельстве, за­писанном в Евангелии от Луки, было Им высказано.

Библиографический указатель
ко 2:41-52 Евангелия от Луки

* Дорогой читатель, прошу Ваших святых молитв о рр.Б.Константине и Сергие, взявших на себя труд подготовки текста. Спаси Господи. / ds /

Читайте также: