Схема для описания овощей

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 21.09.2024

Цель: учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

Описание игры. Ребенок держит мяч, называет любой овощ или фрукт и кидает мяч. Поймавший должен сказать, какой сок делают из названного овоща или фрукта, затем назвать свой овощ или фрукт и бросить мяч следующему игроку.

Цель: обогащение экспрессивной речи словами-антонимами.

Описание игры. Логопед катит мяч одному из детей и начинает предложение, ребенок ловит мяч, заканчивает предложение, подобрав слово-антоним.

· Помидор круглый, а огурец… (овальный).

· Помидор мягкий, а огурец… (твердый).

· Помидор гладкий, а огурец… (шершавый).

· Помидор большой, а огурец… (маленький).

Цель: совершенствование грамматического строя речи (подбор однокоренных слов).

Описание игры. Логопед задает ребенку вопрос и бросает мяч, ребенок называет слово и возвращает мяч обратно.

· Как называется фрукт, нарисованный на картинке? (Лимон).

· Как можно назвать маленький лимон? (Лимончик).

· Как называется сок из лимона? (Лимонный).

· Как назовем пирог с лимоном? (Лимонник).

Цель: активизировать словарь глаголов.

· Капуста (Можно резать, мять, тушить, солить).

· Картофель (Можно чистить, нарезать, жарить, варить).

· Морковь (Можно чистить, тереть, резать, делать сок).

· Огурец (Можно мыть, солить, мариновать, укладывать в банки).

Составление рассказов-описаний об овощах и фруктах по схемам.

Цель: развитие связной речи, мышления.

Описание. Логопед помещает на наборное полотно схему (см. Приложение 1) составления рассказа, каждая картинка на схеме соответствует вопросу.

· Как он называется? Это фрукт или овощ?

· Какой он по величине?

· Какой он по цвету?

· Какой он по форме?

· Какой он на вкус?

· Какой он на ощупь?

· Что из него можно приготовить?

Цель: Обучение составлению загадок-описаний.

Описание игры. Освоив задания с использованием схемы, дети учатся составлять загадки-описания о фруктах и овощах.

Цель: развитие синтаксической стороны речи (обучение составлению сложносочиненных предложений со словами потому что)

Описание игры. Логопед выставляет на наборное полотно сюжетные картинки. Затем он начинает говорить предложение, а дети заканчивают. Часть предложения, которую произносит ребенок, начинается со слова потому что.

· Я люблю яблоко, … (потому что оно сладкое, вкусное, полезное).

· Мама купила груши, … (потому что хочет испечь грушевый пирог).

· Мы пришли из сада радостные, … (потому что собрали большой урожай слив).

· Я не люблю лук, … (потому что он горький)

· В огороде нужно полоть траву, … (потому что она мешает расти овощам).

Цель: совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов).

Описание игры. Логопед помещает на наборное полотно игровое поле, на котором изображены огород и сад, домик, скамейка, забор. Детям раздаются плоскостные изображения овощей, фруктов, корзинки с фруктами, мешка с овощами, птички, кошки и собаки. Для каждого предмета нужно найти место на картине и рассказать о том, где он находится. Отметить, какие предлоги есть в составленных предложениях.

· На грядке растет капуста. Предлог на.

· Мы сложили в корзины сливы и поставили ее под дерево. Предлоги в, под.

· В огороде много овощей. Предлог в.

· Мешок с картофелем стоит около забора. Предлоги с, около.

· Кошка спит на крыше. Предлог на.

· Собака спряталась за домом. Предлог за.

· Над домом пролетает птица. Предлог над.

Цель: совершенствовать навык слогового анализа слов.

Цель: развитие речевого слуха, чувства рифмы.

Описание. Логопед читает детям стихи об овощах, дети внимательно слушают и подбирают нужную рифму.

· Сорвала я стручок,

Надавила на бочок.

Он раскрылся. Ах! Ох!

Покатился… горох.

Любит вдоволь пить водицу.

У нее листочки с хрустом.

А зовут ее… капуста.

· А на этой грядке

Разыгрались в прятки

Молодые… огурцы.

· Он из тыквенной родни,

На боку лежит все дни,

Как зеленый чурбачок,

Под названьем… кабачок.

Цель: развитие речевого слуха, расширение словаря признаков.

· Фрукты растут на деревьях в саду.

Яркие фрукты у всех на виду.

Вот среди веток груши бочок.

Груша зеленая, как кабачок.

Яблоки красные, синие сливы.

Спелые сливы вкусны и красивы.

Персик румяный укрылся листком.

Ты с этим фруктом, конечно, знаком?

Солнечным соком лимон напоен.

Светится золотом желтый лимон.

В кроне зеленой висят апельсины,

Солнцу подставив рыжие спины.

Что за художник у всех на виду

Фрукты раскрасил в нашем саду?

Описание. Дети идут по кругу, держась за руки. На каждое название овоща загибают по одному пальцу сначала на правой, а потом на левой руке.

Материалы: мнемотаблицы, опорные мнемокарты, муляжи фруктов и овощей, обруч, корзинки маленькие 2 шт, телевизор, игрушка Крош, корзина со свежими фруктами и овощами, телефон, сюрпризы-подарки, фонарик, иллюстрации-отгадки.

Ход занятия в средней группе детского сада

(воспитатель раздает фрукты и овощи: яблоко, морковь, огурец, груша, лимон, помидор, апельсин.)

Я-фрукт яблоко. Красное, вкусное, полезное, сочное, круглое, сладкое, гладкое.

Я-овощ морковь. Полезная, оранжевая, твердая, треугольная, сладкая.

Я-овощ огурец. Зеленый, овальный, колючий, продолговатый.

Я-овощ помидор. Красный, сочный, вкусный, полезный, круглый, кислый, мягкий.

Я-фрукт лимон. Желтый, овальный, кислый, полезный, сочный.

Я-фрукт груша. Желтая, сочная, сладкая, вкусная, твердая.

Я-фрукт апельсин. Оранжевый, круглый, кислый, сочный, полезный.

(После игры дети садятся на стульчики, воспитатель собирает в корзину овощи-фрукты).

Основная часть занятия

Воспитатель: Малыши, вы любите овощи и фрукты? (да) Поэтому сегодня с вами мы будем продолжать знакомиться с фруктами и овощами. А кто мне скажет: Зачем людям их есть? (Они полезные, в них много витаминов, вкусные и др.) Да, правильно.

Раздается телефонный звонок: Звонит маленький Крош, хочет прийти в гости к детям и принести угощение.

Крош: А чем можно угостить детей? Что они любят?

Воспитатель: Крош! Наши дети будут очень рады тебя видеть. И они очень обрадуются, если ты принесешь им фрукты или овощи. Ведь они очень полезные и мы с малышами сейчас их повторяем и изучаем!

Крош: Фрукты? Овощи? А что это такое? Как они выглядят? Я пока не знаю их.

Воспитатель: Дети, маленький Крош еще ничего не знает о фруктах и овощах. Давайте ему расскажем.

Дети подходят к телефону, берут в руки муляж любого фрукта и описывают его, используя мнемотаблицу (3-4 ребенка).

мнемотаблица овощи и фрукты

Например, описательный рассказ по мнемотаблице. Это овощ морковь. Морковь растет на огороде. Она большая. Морковь оранжевого цвета. Этот овощ треугольной формы. Морковь растет под землей. На ощупь твердая, на вкус сладкая и сочная. Морковь едят сырой, жареной и вареной. Из нее делают соки. Она полезна, имеет много витаминов.

Описательный рассказ. Это фрукт яблоко. Яблоко растет на дереве в саду. Оно большое. Яблоко красного цвета. Этот фрукт круглой формы. Растет яблоко над землей. На ощупь оно гладкое, на вкус сладкое, сочное. Яблоки едят сырыми, запеченными, вареными. Из них делают соки, варенье, с ними пекут пироги, пирожки и др. Они полезны, имеют много витаминов.

Описательный рассказ. Это фрукт лимон. Лимон растет на дереве в садах. Он большой. Лимон желтого цвета. Этот фрукт овальной формы. Растет лимон над землей. На ощупь лимон гладкий, на вкус кислый, сочный. Лимон едят сырым. С ним делают чай, его добавляют в лимонады. Он имеет много витаминов.

Воспитатель: Крош, ты все понял? (да).

Воспитатель: Дети, давайте, пока мы ждем маленького Кроша, немножко отдохнем.

Воспитатель: Молодцы, малыши.

(Заходит Крош, здоровается с детьми, показывает свое угощение (корзинка с настоящими фруктами и овощами)).

Буратино: Я купил все, о чем вы мне рассказали, вот яблоко, лимон, морковь. Но в магазине так много других овощей и фруктов, что я даже растерялся, когда их увидел. Как же вы их запоминаете?

Воспитатель: Крош, наши дети знают многое о фруктах и овощах. Посмотри, у нас есть карточка, на которой нарисована схема. С ее помощью дети тебе по телефону рассказывали об этих овощах и фруктах.

Ребята, вам нужно отгадать фрукт/овощ, назвав по схеме его признаки.

( Например: фрукт желтого цвета, кислый, овальный – это лимон; овощ зеленого цвета, овальный, колючая – это огурец; фрукт желтого цвета, растет на дереве, похожая на лампочку – это груша; овощ красного цвета, круглый, растет на огороде, это помидор). Ответы к загадкам воспитатель показывает с помощью фонаря и белых листов по которым находится отгадка, которую можно увидеть только в свете фонаря.

Крош: Какие дети молодцы! Как много они знают.

Воспитатель: мы хотим тебя пригласить поиграть с малышами в игру.

Пока мы разговаривали с тобой по телефону, Крош, случилась беда, кто-то перемешал овощи и фрукты. Давайте с вами сложим овощи и фрукты в соответствующие корзины. Нужно делать это очень быстро (звучит веселая мелодия).

Крош: Как с вами весело, малыши. Я с удовольствием хочу вас угостить.

Воспитатель: Спасибо, тебе за гостинцы. Малыши, мы же не забываем, что перед тем как есть нужно помыть руки и сами фрукты. У нас тоже для тебя маленький подарок, чтобы ты не забывал о нас и хорошо запомнил овощи и фрукты (обмен подарками).

Воспитатель: Дети, кто к вам приходил на занятие? О чем вы ему рассказывали? (о фруктах, овощах) какие именно вы знаете фрукты? Какие овощи? Где растут фрукты? Где растут овощи? Зачем люди их едят?

Вам понравилось занятие? Что именно? Хорошо, пойдемте мыть руки и есть гостинцы.

Автор: Латфуллина Зулмира Закиржановна

Населенный пункт: Республика Татарстан, Нижнекамский район, п.г.т. Камские Поляны

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская.

Задачи:

Развивающие: развивать внимательность, мелкую моторику пальцев. Развивать тактильное восприятие, артикуляционный аппарат, память, внимание, мышление.

Воспитательные: воспитывать у детей чувство единства, сплоченности, повышать уверенность в себе, создать положительный эмоциональный фон.

Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу высказывать свою точку зрения, выражает положительные эмоции, с интересом участвует в подвижно-речевых играх.

Словарная работа: активный словарь – овощи.

Индивидуальная работа: упражнять в образовании прилагательных от сущ-х- Ясирия, Марсель.

Демонстрационный материал: мешочек с овощами: морковь, помидор, огурец, лук, свекла, капуста, картофель, сырая морковь и капуста, вареная свекла картофель, схема описания овощей, мяч.

Предварительная работа: наблюдение за работой в огороде д/с, рассматривание овощей, описание овощей по схеме Ткаченко.

Ход ООД:

I. Организационный момент.

(Дети стоят в полукруге около стола, на котором лежит мешочек с овощами).

Воспитатель:ребята посмотрите какой необычный мешочек. Хотите узнать что там внутри.

Сейчас сядет тот, кто назовет что достал из мешочка.

Дети, называя овощ, садятся на стулья.

II. Основная часть.

Воспитатель и дети рассматривают блюдо с овощами, затем дают их описание. На доске вывешивается схема. Дети по схеме описывают овощи

Воспитатель: Как одним словом можно назвать то, что у нас лежит на блюде?

Воспитатель: Что это?

Воспитатель: Какого он цвета?

Воспитатель: Какой он по форме?

Воспитатель: Какой еще огурец?

Дети: Сочный, хрустящий.

Воспитатель: Огурец большой или маленький?

Воспитатель: Что из него можно приготовить?

Воспитатель: Это огурец зеленый, продолговатый, сочный,хрустящий, маленький. Из огурца можно приготовить салат, засолить.

Воспитатель: А сейчас мы с вами будем солить капусту.

Мы капусту рубим, рубим (Движения прямыми ладонями по столу)

Мы морковку трем, трем (Движения кулаков к себе и от себя)

Мы капусту солим, солим, (Имитация посыпки солью пальцами)

Мы капусту жмем, жмем. (Интенсивное сжимание обеих рук в кулачок)

Воспитатель: Ребята, что мы сделали с капустой и морковкой?

Дети: Капусту и морковку мы засоли.

Дети встают в круг воспитатель бросает мяч называет овощь, ребёнок называет ласково и бросает мяч обратно

Воспитатель называет один овощь, а дети много овощей

Воспитатель зовет к себе 1 ребенка. Ребенок закрывает глаза, и воспитатель дает кусочек моркови. Ребенок ест, а воспитатель уточняет что это, свойства моркови: твердая, хрустящая, сладкая. Зовет 2-го ребенка, предлагает угадать на вкус вареную свеклу, воспитатель уточняет что это, свойства свеклы: свекла мягкая, сладкая.

Воспитатель: А теперь послушайте чистоговорки про овощи и назовите недостающее слово .(Дети проговаривают чистоговорки)

Оборудование: муляжи овощей, корзина, цветок.

Словарная работа : овощи, свекла, перец, капуста, помидор, огурец, картофель, морковь.

Ход НОД:

Орг.момент.

Звучит спокойная мелодия.

- Сегодня к нам в гости пришёл необычный цветок.

Хитрый маленький цветочек,

Что на клумбочке расцвёл.

Он сегодня в гости к нам

На минуточку зашёл.

Хочет он, чтоб дети быстро

Все желания его

Выполняли хорошо.

Первое задание:

Мы сами сажали весной огород.

Мы сами сажали, пололи, и вот

Расселся, разлёгся

В большущей корзине.

И красный, и жёлтый,

И чёрный, и синий,

Здоровый такой

Разноцветный народ.

Второе задание:

Раз, два, три, четыре,

Дети овощи учили:

Лук, морковка, помидор,

Но не овощ – мухомор!

Третье задание:

- Сегодня на занятии мы будем составлять рассказы – описания об овощах.

- Что будем делать на занятии? (повторить хором и индивидуально).

- А поможет нам в этом схема.(на доске схема).

- Кто самый смелый?

- Что это? – Это помидор.

- Какой помидор цветом? – Помидор красный.

- А по форме? – Помидор круглый.

- Какой помидор по размеру?- Помидор размером маленький.

- Что можно приготовить из помидора? – Из помидора можно приготовить салат.

- Помидор – это что? – Помидор – это овощ.

- Кто составит рассказ – описание о капусте? (Дети выходят к доске и составляют описательный рассказ о капусте).

Серия логопедических занятий по лексической теме "Овощи".

Кириллова Ю., учитель-логопед.

ТЕМА "ОВОЩИ"
Цель:- расширение и активизация словаря.
Задачи: образовывать множественное число существительных;
-учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
- учить подбирать прилагательные к существительным;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать координацию речи с движением, работать над темпом
и ритмом речи;
- развивать мелкую моторику;
- формировать зрительно-предметный гнозис.

Оборудование: картинки с изображением овощей, мяч, материал для игры “Где чья тень?”
Ход занятия:

1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика “КАПУСТА”
Логопед. Отгадайте загадку:
Она растет у вас на грядке, Одета в шумные шелка. Мы для нее готовим кадки И крупной соли полмешка.
Дети. Капуста!
Логопед. Давайте заготовим капусту на зиму.

Тук! Тук! Тук! Тук!
Раздается в доме стук.
Мы капусту нарубили,
Перетерли,
Посолили
И набили плотно в кадку.
Все теперь у нас в порядке. (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)


(Хватательные движения обеими руками.)
(Указательный и средний пальцы трутся о большой.)
(Удары обеими руками по столу.)
(Отряхивают руки.)


2. Введение в тему. (картинки с изображением овощей)
Назовите всё это (картинки с изобр. овощей) одним словом. (Овощи)
Какие ещё овощи вы знаете?
Где растут овощи? (на земле, под землёй)
Как собирают овощи, которые растут на земле. на кусте?(срывают, срезают)
Как собирают овощи, которые растут под землёй?(выкапывают, 3. выдёргивают)


3. Игра “Подбери признак”
Морковь (свёкла, репа, капуста) - (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….
Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой?) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….


4. Игра “Большой- маленький”
Помидор- помидорчик морковь-морковочка
Огурец- огурчик тыква- тыковка
Лук- лучок свёкла- свёколка
Чеснок- чесночок капуста- капустка
Горох- горошек картошка- картошечка


5. Игра “Один- много”
Помидор- помидоры
Огурец- огурцы
Тыква- тыквы
Кабачок- кабачки
Баклажан- баклажаны


6. Физкультминутка “Урожай”.
В огород пойдем, урожай соберем. (маршируют)
Мы морковки натаскаем (“Таскают”)
И картошки накопаем. (“Копают”)
Срежем мы кочан капусты, (“Срезают”)
Круглый, сочный, очень вкусный, (Показывают круг руками-
3раза.)
Щавеля нарвем немножко (“Рвут”)
И вернёмся по дорожке. (маршируют)

7. Игра “Назови сок, салат”.
Сок из моркови- морковный
Сок из капусты- капустный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный
Салат из картофеля- картофельный
Суп из гороха- гороховый
Икра из кабачков- кабачковая
8. Игра “Где чья тень?”(найти тени овощей)

9. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Игра “Подскажи словечко”.
Где зимою было пусто летом выросла…капуста.
Из земли за чуб плутовку, тянем сочную…морковку.


Цель: - развитие связной речи.
Задачи: -учить изменять существительные по падежам;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- учить согласовывать существительные с прилагательными;
- учить составлять простые предложения;
- учить составлять рассказ-описание(по схеме);
-развитие внимания, памяти, мышления.
Оборудование: картинки с изображением овощей, схема для составления
рассказа, мяч.
Ход занятия:


1. Орг. момент . Отгадывание загадок. (картинки с изображением овощей)
Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели.(лук)

Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок.
В рос в землю крепко. Кто же это? (репка)

Как надела сто рубах, заскрипела на зубах.(капуста)

Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая.(морковь)

Летом в огороде, свежие, зеленые, а зимою в банках – вкусные,
солёные.(огурцы)

Как на нашей грядке выросли загадки-
Сочные да крупные вот такие круглые.
Летом зеленеют, к осени краснеют.(помидоры)


2 . Игра “Чего не стало”
Назовите всё это (картинки с изобр. овощей) одним словом. (Овощи)
(Дети закрывают глаза, одну из картинок закрывают. Дети открывают
глаза. Чего не стало?)


3. Игра “Подбери признак”
Морковь (свёкла, репа, капуста) - (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….
Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой?) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….


4. Составление простого предложения (с опорой на картинку ).
Например: “У меня зеленый огурец” и т.п.


5. Игра “Назови сок, салат”.
Сок из моркови- морковный
Сок из капусты- капустный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный
Салат из картофеля- картофельный
Суп из гороха- гороховый
Икра из кабачков- кабачковая


6. Физкультминутка “Урожай”.
В огород пойдем, урожай соберем. (маршируют)
Мы морковки натаскаем (“Таскают”)
И картошки накопаем. (“Копают”)
Срежем мы кочан капусты, (“Срезают”)
Круглый, сочный, очень вкусный, (Показывают круг руками-
3раза.)
Щавеля нарвем немножко (“Рвут”)
И вернёмся по дорожке. (маршируют)

7. Составление рассказа по плану:
-что это?
-какого цвета?
-где растет?
-какой на вкус?
-какой формы?
-что из него можно приготовить?
Например: “Это огурец. Он зелёный, растет на земле. Огурец сочный, вкусный, хрустящий. Он овальный. Из огурцов можно приготовить огуречный салат.”
Анализ рассказов.
8. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили .
Игра “Четвертый лишний”.
Капуста, морковь, яблоко, чеснок.
Огуречный, апельсиновый,морковный,тыквенный.

Задания по теме Овощи

1. Родителям рекомендуется:

• Рассмотреть дома с ребёнком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свёклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец.
• Объяснить, что всё это можно назвать одним словом “овощи”
• Обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус.

2. Игра “Отгадай загадку, нарисуй отгадку” .

а) Хотя я сахарной зовусь, но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы?
Я…

б) Летом в огороде – свежие, зелёные,
А зимою в бочке – жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы, как зовут нас?…

3. Заучивание стихотворения “Огород” А. Прокофьев.

В огороде много гряд,
Тут и репа и салат,
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год.

3. Игра “Назови цвет” (устно)

Морковь (какая?) — оранжевая
Огурец, картофель, помидор, баклажан

4. Игра “Один – много”

Огурец – огурцы
(морковь, капуста, кабачок, лук, помидор, баклажан, чеснок, свёкла)

Читайте также: