Сетчатое жилкование у лука

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 21.09.2024

Отдел цветковых растений делится на два класса: однодольные и двудольные. Отличия:

  1. У однодольных в семени одна семядоля (зародышевый листок), а у двудольных – две.
  2. У однодольных корневая система мочковатая, а у двудольных – стержневая.
  3. У однодольных жилкование листьев параллельное и дуговое, а у двудольных – сетчатое (перистое).
  4. У однодольных нет камбия, поэтому они не могут расти в толщину и все являются травами. У двудольных есть камбий, поэтому они могут быть травами, кустарниками и деревьями.
  5. Количество элементов цветка (тычинок, лепестков) у однодольных кратно трем (3,6,9…), а у двудольных – пяти (5, 10, 15…)
  6. У однодольных листья всегда простые, а у двудольных могут быть простые или сложные.
  7. У однодольных цветки с простым околоцветником (только лепестки), а у двудольных – с двойным (+чашелистики).

Однодольные

  1. Семейство Злаки (рожь, пшеница, пырей) – стебель соломина, вставочный рост, соцветие сложный колос, плод зерновка.
  2. Семейство Лилейные (лук, тюльпан, ландыш) – имеют корневища и луковицы.

Двудольные

  1. Семейство Крестоцветные (редис, капуста, сурепка) – 4 лепестка, плод стручок.
  2. Семейство Бобовые, они же Мотыльковые (горох, клевер, бобы) – плод боб, клубеньковые бактерии.
  3. Семейство Пасленовые (картофель, томат, перец) – сросшиеся чашелистики и лепестки, ядовитость.
  4. Семейство Сложноцветные (подсолнух, ромашка, одуванчик) – мелкие цветки собраны в соцветие корзинка, плод семянка.
  5. Семейство Розоцветные (яблоня, земляника, рябина).

Таким образом, деление цветковых растений на классы происходит на основе строения корневой системы, количества семядолей, жилкования листьев и пр. Деление на семейства происходит на основе строения цветов и плодов.

Еще можно почитать

Задания части 1

Выберите один, наиболее правильный вариант. У сложноцветных плод
1) зерновка
2) семянка
3) костянка
4) орешек

Выберите один, наиболее правильный вариант. Плод стручок характерен для представителей семейства
1) розоцветные
2) бобовые
3) пасленовые
4) крестоцветные

Выберите один, наиболее правильный вариант. Плод боб встречается у растений семейства
1) сложноцветных
2) пасленовых
3) злаков
4) мотыльковых

Выберите один, наиболее правильный вариант. Почему пастушью сумку, дикую редьку, горчицу относят к семейству крестоцветных (капустных)
1) Имеют стержневую корневую систему
2) Имеют сетчатое жилкование листьев
3) Их цветки четырехчленного типа, образуют соцветие кисть
4) Их цветки пятичленного типа, образуют соцветие корзинку

Выберите один, наиболее правильный вариант. Главный признак, по которому покрытосеменные растения делятся на классы, – это строение
1) цветка
2) плода
3) семени
4) стебля

Выберите один, наиболее правильный вариант. У растений семейства Крестоцветные: капусты, редиса и репы плод
1) семянка
2) коробочка
3) стручок
4) орешек

Выберите один, наиболее правильный вариант. Главный признак, по которому цветковые растения относят к одному классу, –
1) строение плода
2) способ размножения
3) строение семени
4) совместное обитание

Выберите один, наиболее правильный вариант. Характерный признак растения семейства сложноцветных (астровых) - соцветие
1) головка
2) сложный зонтик
3) простой зонтик
4) корзинка

Выберите один, наиболее правильный вариант. К двудольным растениям относится
1) сосна
2) кипарис
3) тополь
4) кедр

Лилия


ОДНОДОЛЬНЫЕ ПО КАРТИНКЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался орган подобного типа, то для этого растения характерны
1) параллельное жилкование листьев
2) мочковатая корневая система
3) камбий в проводящих пучках
4) проводящие пучки, расположенные в стебле по кругу
5) две семядоли
6) питательные вещества для прорастания, запасенные в эндосперме

Злак


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растений семейства, представитель которого изображен на рисунке?
1) плод семянка
2) стебель соломина
3) вставочный рост
4) сложные листья
5) сетчатое жилкование листьев
6) соцветие сложный колос

Злак


3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для указанного организма?
1) параллельное жилкование листьев
2) стебель соломина
3) наличие камбия в стебле
4) плод – семянка
5) мочковатая корневая система
6) вегетативное размножение

Злак


4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растений сформировался цветок, изображенный на рисунке, то этим растениям присущи
1) сетчатое жилкование листьев
2) стебель соломина
3) плод – семянка
4) одна семядоля в семени
5) мочковатая коревая система
6) наличие камбиального кольца в стебле

Злак


5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался цветок, изображённый на рисунке, то этому растению присущи:
1) одна семядоля в зародыше семени
2) споры в спорангиях
3) внешнее оплодотворение
4) мочковатая корневая система
5) сетчатое жилкование листьев
6) отсутствие камбия

ДВУДОЛЬНЫЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растений класса Двудольные?
1) сетчатое жилкование листьев
2) корневая система мочковатая
3) две семядоли в семени
4) камбий отсутствует

5) количество лепестков кратно 5

6) двойное оплодотворение

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Признаками класса двудольных растений являются
1) зародыш семени с одной семядолей
2) стержневая корневая система
3) число частей цветка, кратное трем
4) параллельное и дуговое жилкование
5) зародыш с двумя семядолями
6) наличие камбия

Лист дуба


ДВУДОЛЬНЫЕ ПО КАРТИНКЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для растений, имеющих изображенное на рисунке жилкование листьев, характерны также следующие признаки:
1) две семядоли в семени
2) число частей цветка кратно трем
3) диффузное строение проводящей системы
4) кольцо камбия отсутствует
5) стержневая корневая система
6) цветок с двойным околоцветником

Земляника


2. Выберите три признака, характерных для изображенного на рисунке организма.
1) вегетативное размножение
2) параллельное жилкование
3) двойное оплодотворение
4) четырехчленный цветок
5) стебель – соломина
6) плод – многоорешек

Горох


3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растения, изображенного на рисунке?
1) дуговое жилкование листьев
2) стержневая корневая система
3) наличие камбия
4) две семядоли в семени
5) наличие щитка в семени
6) вставочный рост стебля

ОДНОДОЛЬНЫЕ - ДВУДОЛЬНЫЕ
1. Установите соответствие между классами растений (1 - Двудольные, 2 - Однодольные) и их признаками. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Мочковатая корневая система
Б) Стержневая корневая система
В) Листья имеют дуговое или параллельное жилкование
Г) Число частей цветка кратно 3
Д) Листья имеют перистое или пальчатое жилкование

2. Установите соответствие между признаком покрытосеменных растений и классом, для которого он характерен: 1) двудольные, 2) однодольные
А) наличие в семени одной семядоли
Б) мочковатая корневая система
В) наличие в семени двух семядолей
Г) сетчатое жилкование листьев
Д) стержневая корневая система
Е) параллельное или дуговое жилкование листьев

3. Установите соответствие между признаком и классом цветковых растений, для которого этот признак характерен: 1) Однодольные, 2) Двудольные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) стержневая корневая система
Б) одна семядоля
В) дуговое жилкование
Г) параллельное жилкование
Д) цветок трёхчленного типа
Е) цветок пятичленного типа

4. Установите соответствие между признаками и классами растений покрытосеменных, для которых они характерны: 1) Однодольные, 2) Двудольные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) корневая система стержневого типа
Б) листья с параллельным жилкованием
В) количество частей цветка кратно 3
Г) рост стебля в толщину за счёт камбия
Д) характерен вставочный рост
Е) у большинства видов двойной околоцветник

5. Установите соответствие между признаками покрытосеменных растений и классами, для которых они характерны: 1) Однодольные, 2) Двудольные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) жилкование листа сетчатое
Б) жилкование листа параллельное
В) утолщение стебля за счёт камбия
Г) мочковатая корневая система
Д) цветок трёхчленного типа
Е) листья простые и сложные

ФОРМИРУЕМ 6
1) отсутствие камбия в стебле
2) цветок с простым околоцветником
3) преобладание травянистых форм

ОДНОДОЛЬНЫЕ-ДВУДОЛЬНЫЕ ПО ПРИМЕРАМ
Установите соответствие между признаками классов и растениями: 1) пастушья сумка, 2) пшеница. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) цветки опыляются ветром
Б) имеет мочковатую корневую систему
В) листья имеют развитые влагалища
Г) проводящие пучки имеют камбий
Д) число частей цветка кратно четырём
Е) семя имеет две семядоли


Установите соответствие между признаками классов и растениями, изображенными на рисунке. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие камбия в стебле
Б) одна семядоля в семени
В) сетчатое жилкование листьев
Г) число частей цветка кратно трём
Д) диффузное расположение сосудистопроводящих пучков
Е) двойной околоцветник

БОБОВЫЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Только для растений семейства Мотыльковые характерно
1) наличие плода стручок
2) перекрестное опыление насекомыми
3) наличие на корнях азотофиксирующих бактерий
4) наличие плода боб
5) наличие нектарников
6) наличие цветка с пятью лепестками (лодочка, парус, весла)

БОБОВЫЕ - КРЕСТОЦВЕТНЫЕ
1. Установите соответствие между признаком растений и семейством, для которого этот признак характерен: 1) Капустные, 2) Мотыльковые. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) плод стручок или стручочек
Б) соцветие кисть
В) соцветие кисть или головка
Г) формула цветка ЧБ4Л4Т2+4П1
Д) формула цветка Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1
Е) плод боб

2. Установите соответствие между признаками растений и семействами: 1) Бобовые, 2) Крестоцветные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) плод стручок
Б) образуют симбиоз с клубеньковыми бактериями
В) 4 лепестка венчика
Г) плод боб
Д) обогащают почву азотом
Е) шесть тычинок

ЗЛАКИ - СЛОЖНОЦВЕТНЫЕ
Установите соответствие между семействами цветковых растений и их характеристиками: 1) Сложноцветные, 2) Злаки. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) семейство класса Однодольные
Б) мелкие цветки собраны в крупные соцветия – корзинки
В) плод – семянка
Г) имеют особый цилиндрический стебель с хорошо развитыми узлами
Д) цветок состоит из двух цветковых чешуй
Е) семейство класса Двудольные

Боб


Рассмотрите рисунок и определите (А) тип изображенного плода, (Б) семейство, для которого характерен изображенный плод, и (В) его представителей. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) стручок
2) фасоль, акация, арахис
3) боб
4) злаковые
5) капуста, горох, белена
6) мотыльковые
7) крестоцветные

Кукуруза


Рассмотрите рисунок с изображением растения и укажите (А) класс, (Б) тип корневой системы и (В) плод. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) однодольные
2) зерновка
3) стержневая
4) двудольные
5) семянка
6) мочковатая
7) початок
8) злаки

Кукуруза


Проанализируйте таблицу. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) простой колос
2) сложный колос
3) ландыш майский
4) томат
5) редька дикая
6) крестоцветные
7) паслёновые
8) сложноцветные (астровые)

Не обязательно быть ботаником, чтобы разбираться в биологических особенностях овощных культур. Знания в данной области помогут вам возделывать луковую грядку правильно, не совершая элементарных ошибок. Имея хотя бы минимальное представление о строении растения и его особенностях, огородник сможет уделить внимание тем нюансам, которые повысят урожай. Так как плод лука — это луковица, видоизмененный корневой отросток, то для повышения продуктивности в первую очередь нужно узнать побольше именно о корневой системе этого вида.

Характеристика

Репчатый лук является двухлетней культурой, относящейся к классу однодольных растений. Родиной луковых являются Афганистан, Ирак и Туркменистан, с характерным для данных регионов горным климатом (пониженное давление и влажность воздуха, твердые горные породы и богатая минералами, но лишенная органики почва). Позднее селекционерами было выведено множество сортов, адаптированных для разных климатических условий.

Для семейства луковых не существует четкого разграничения между органами. Эти растения не разделяются на корень, побег, листья. Причина тому — постепенный переход из одной морфологической части в другую. Корневище, преобразованное в луковицу, даёт начало побегу, который не имеет основного стебля, а представлено пучком твёрдых прямостоячих листьев. Выращивают лук для получения:

  1. Пера или зелени.
  2. Севка — с целью получения дальнейшего посадочного материала. Как правило, севок сажают под зиму в открытый грунт.
  3. Непосредственно репчатого лука, сорта которого описаны в данном материале.
  4. Для декоративных целей. Сорта и методы выращивания декоративного лука описаны здесь.

_

Генеративные органы, способные к половому размножению, вызревают только на второй год роста.

Корневая система разных типов лука

Как и весь класс однодольных, репчатый лук имеет мочковатую корневую систему. То есть растение не имеет главного корня, а вместо него множество придаточных тоненьких нитей-корешков. Это позволяет луку прочно укрепляться в почве: корешки постепенно втягивают луковицу вглубь, плотной сетью пронизывают грунт, цепляются за корневища других растений.

_

Лук все равно считается поверхностной, сидячей неглубоко культурой. По этой причине для него необходимы особые рыхлые типы почвы, особенно при расплождении семенами.

Корни лука обладают высокой способностью к хемотропизму — инстинктивному поиску и впитыванию растворенных питательных веществ. Корешки являются однолетней структурой и отмирают после окончания периода вегетации. Питательные вещества накапливаются в видоизменённом прикорневом побеге — луковице.

Строение стебля

Стебель у репчатого лука также видоизменён. Он представлен в виде упрощённой пластинки — донца. На этой пластинке расположена одна или несколько почек, окружённых листьями влагалищного типа. Почки эти называют зачатками.

_

От числа зачатков зависит способность растения приносить урожай зелени (чем меньше зачатков, тем активнее развиваются листья).

Строение листьев

Для репчатого лука характерны дудчатые прямостоячие листья конусообразной формы, заужающиеся к концу и полые внутри. От заморозков и недостатка влаги лист защищён неплотным восковым налетом. Окрас листьев зависит от уровня освещенности: чем больше солнечного света получает растение, тем светлее цвет перьев. Вообще окрас варьируется от светло-салатового до сизо-зеленого, темного.

Листья также отличаются по размеру и плотности. Ближе к завершению периода вегетации листья уплотняются, приобретают ярко выраженное жилкование (у луковых оно продольно-поперечное). Наиболее плотными являются листья, сформировавшиеся из крайних открытых чешуек луковицы. У лука многоярусного отличается корневая система, с которой можно ознакомиться в этом материале.

_

Строение луковицы

Луковицей называют сидячие прямо на донце ложные листья, защищающие находящуюся внутри почку. Поперечный разрез показывает, что чешуйки формируют концентрические круги, а их плотность и сочность увеличиваются при приближении к центру. Формирующие луковицу чешуи делятся на:

  • закрытые сочные. Видоизмененные листья конусовидной формы, не ассимилирующие и выполняющие исключительно запасающую функцию.
  • открытые сочные. Утолщенные, не способные к фотосинтезу части листа с сочным основанием, утончающиеся к верху.
  • чешуи сухие покровные. Имеют различный окрас (в зависимости от сорта — белые, синие, красные сорта), плотные и гладкие, защищают луковицу от вредителей, высыхания и помогает ей храниться более долгое время.

Сочные части луковицы в зависимости от сорта могут иметь рыхлую зернистую, волокнистую, бумагообразную, сетчатую или плёнчатую структуру.

В центре луковицы спирально расположены почки, из которых в будущем формируются гетерофиты (цветоносные побеги) или новые луковицы. По количеству таких почек-зачатков определяется зачатковость и гнездность лука.

По форме луковицы подразделяются на несколько основных видов:

  • плоские;
  • округло-плоские;
  • округлые;
  • длинная (вытянутая или продолговатая);
  • дынная;
  • округло-дынная.

Строение цветка и побега

Количество и размеры цветоносных побегов у репчатого лука зависят от сорта и условий выращивания. Формируются они после того, как перестают отрастать новые перья, в самом конце периода вегетации. По этой причине побег обладает способностью к фотосинтезу, что обеспечивает созревание семян. Семена также участвуют в посадке. С них получают, как правило, севок. Выращивание лука в открытом грунте семенами и севком описано тут.

Называют цветоносы луковых растений стрелкой, а процесс их формирования — стрелкованием. Стрелка представляет собой полую внутри тонкостенную трубку, имеющую небольшое утолщение у основания. Длина ее может достигать от 45 до 130 см.

Цветки лука могут иметь белую, голубую, фиолетовую или желтоватую окраску. Они формируют сложное соцветие-зонтик, в котором может находиться от нескольких штук до нескольких тысяч цветочков. В среднем срок цветения отдельного цветка — 3-7 дней, а всего зонтика — 7-35 дней. Цветки симметричной формы не имеют чашелистиков, зато обладают постоянным набором гаметофитов — 6 тычинок и 1 пестик.

_

Размножение

При неблагоприятных условиях процессы жизнедеятельности замирают, начинается активное формирование зачатков и накопление питательных веществ в луковице.

В таком виде растение переживает тяжелый период, а с наступлением тепла даёт сразу несколько стрелок и луковиц на втором этапе развития не формирует.

Особенности посадки

Учитывая такое строение растения, можно предположить, как и где следует высаживать лук. Наиболее выгодным является расплождение севком, при этом луковки закапываются неглубоко в рыхлую обильно политую почву. Скороспелые сорта можно высевать чернушкой, бороздками до 1 см глубиной. Высаживать следует в хорошо освещённом месте, избегать затемнения и избытка влаги.

Высадка приходится на конец апреля, когда почва хорошо прогрета и наиболее длинный световой день.

Видео

Выводы

Строение репчатого лука позволяет ему с легкостью переживать неблагоприятный период, но это заметно снизит его урожайность. Поддержание нормальных условий является залогом обильного плодоношения, хорошей лёжкости луковиц. Зная этапы развития луковых можно установить режим возделывания его как двухлетней культуры, что заметно повысит его продуктивность. Как хранить лук в домашних условиях описано по данной ссылке.

Растение с сетчатым жилкованием листьев - это : а)кукуруза б)лук в)яблоня г)ландыш.


Вариант ответа В)яблоня.


Сетчатое - семейство розоцветные, паслёновые и буковые.


Признаки класса Двудольные растения : А) Мочковатая корневая система, сетчатое жилкование листьев, в семени одна семядоля Б) Стержневая корневая система, дуговое жилкование листьев, в семени одна семя?

Признаки класса Двудольные растения : А) Мочковатая корневая система, сетчатое жилкование листьев, в семени одна семядоля Б) Стержневая корневая система, дуговое жилкование листьев, в семени одна семядоля В) Стержневая корневая система, сетчатое жилкование листьев, в семени две семядоли Г) Мочковатая корневая система, сетчатое жилкование листьев, в семени две семядоли.


Растения со стержневой корневой системой и сетчатым жилкованием?

Растения со стержневой корневой системой и сетчатым жилкованием.


Для однодольных растений характерны а) мочковатая корневая система и сетчатое жилкование листьев?

Для однодольных растений характерны а) мочковатая корневая система и сетчатое жилкование листьев.

Б) стержневая корневая система и дуговое жилкование листьев в) мочковатая корневая система из параллельное жилкование листьев г) стержневая корневая система и и сетчатое жилкование листьев.


Установите соответствие между классом растений и жилкованием листьев у представителей этих классов :Жилкование листьев Класс1) паралельное А) однодольное2) уговое В) двудольное3) дихотомическое4) пери?

Установите соответствие между классом растений и жилкованием листьев у представителей этих классов :

Жилкование листьев Класс

1) паралельное А) однодольное

2) уговое В) двудольное

4) перисто - сетчатое

5) пальчато - сетчатое.


1. У каких деревьев листья а)простые, б)сложные?

1. У каких деревьев листья а)простые, б)сложные.

2. У каких деревьев листья а)с сетчатым жилкованием, б)с параллельным жилкованием, в) с дуговым жилкованием.

3. Назовите листья а)однодольных растений, б) двудольных растений.

(назовите листья всех деревьев) Заранее СПАСИБО!


Покрытосеменные растения, которые имеют стержневую корневую систему, сетчатое жилкование листьев, 2 семядоли в зародыше семени, относят к классу?

Покрытосеменные растения, которые имеют стержневую корневую систему, сетчатое жилкование листьев, 2 семядоли в зародыше семени, относят к классу?


Какая корневая система у сетчато жилкованием у листьев?

Какая корневая система у сетчато жилкованием у листьев.

(Кажется так вопрос звучит).


Назовите 5 растений с дуговым жилкованием и 5 растений с сетчатым?

Назовите 5 растений с дуговым жилкованием и 5 растений с сетчатым.


Листья с сетчатым, дуговым и параллельным жилкованием у голосеменных или покрытосеменных?

Листья с сетчатым, дуговым и параллельным жилкованием у голосеменных или покрытосеменных?


Для каких растений характерно сетчатое жилкование листьев?

Для каких растений характерно сетчатое жилкование листьев.


Сперматозоид и яйцеклетка - половые клетки. Они играют очень важную роль в половом размножении. Ведь, когда сперматозоид с помощью акросомы разъедает оболочку яйцеклетки, попадая внутрь, остается только голова (хвост в яйцеклетку не попадает). И к..


Листовые пластинки различаются по размерам: от нескольких миллиметров до 10-15 метров и даже 20 (у пальм). Продолжительность жизни листьев не превышает нескольких месяцев, у некоторых — от 1,5 до 15 лет. Размер и форма листьев являются наследственными признаками.

Части листа

Лист — боковой вегетативный орган, растущий от стебля, имеющий двустороннюю симметрию и зону роста при основании. Лист обычно состоит из листовой пластинки, черешка (исключением являются сидячие листья); для ряда семейств характерны прилистники. Листья бываю простые, имеющие одну листовую пластинку, и сложные — с несколькими листовыми пластинками (листочками).

Листовая пластинка — расширенная, обычно плоская часть листа, выполняющая функции фотосинтеза, газообмена, транспирации и у некоторых видов — вегетативного размножения.

Основание листа (листовая подушка) — часть листа, соединяющая его со стеблем. Здесь находится образовательная ткань, дающая рост листовой пластинке и черешку.

Прилистники — парные листовидные образования в основании листа. Они могут опадать при развёртывании листа или сохраняться. Защищают пазушные боковые почки и вставочную образовательную ткань листа.

Черешок — суженная часть листа, соединяющая своим основанием листовую пластинку со стеблем. Он выполняет важнейшие функции: ориентирует лист по отношению к свету, является местом расположения вставочной образовательной ткани, за счёт которой растёт лист. Кроме этого, он имеет механическое значение для ослабления ударов по листовой пластинке от дождя, града, ветра и пр.

Видео

Видео

Систематические характеристики листьев растений

Листья удивительно разнообразны, у разных видов растений они отличаются по нескольким признакам:

  1. степени сложности;
  2. жилкованию (нервации);
  3. способу прикрепления к стеблю;
  4. общему очертанию листовой пластинки;
  5. изрезанности края;
  6. опушению и его характеру;
  7. окраске верхней и нижней сторон листа.

При описании листья какого-либо растения обычно характеризуются по всем указанным признакам. Следует иметь в виду, что у одного и того же растения нижние и верхние листья часто отличаются от тех, что расположены в средней части стебля, являющихся более типичными для растения. Иногда листья прикорневой розетки отличаются от, расположенных на цветоносной части стебля.

Разнообразие листьев растений

Разнообразие листьев растений

Типы жилкования листа

Сосудисто-волокнистые пучки располагаются в листьях по-разному. Характер их расположения — это и есть жилкование листьев. Этот признак является систематическим. Это значит, что по его типу можно определить классификационную единицу растения. Например, сетчатое жилкование характерно для листьев двудольных растений. Такой рисунок имеют листья вишен, груш, яблок. А параллельное и дуговое — для однодольных. Примерами растений с таким типом жилкования являются ландыш, лук порей, пшеница, ячмень. Характер жилкования легко определить визуально. Давайте более подробно рассмотрим его основные типы.

Разнообразие листьев по внешнему строению

Простые листья

Простые листья имеют одну листовую пластинку с черешком, которая может быть целостной или расчлененной. Простые листья опадают во время листопада полностью. Они делятся на листья с цельной и расчлененной листовой пластинкой. Листья с цельной листовой пластинкой называются цельными.

Формы листовой пластинки отличаются общим контуром, формой верхушки и основания. Контур листовой пластинки может быть овальным (акация), сердцевидным (липа), игольчатым (хвойные), яйцевидным (груша), стреловидным (стрелолист) и т. п.

Кончик (верхушка) листовой пластинки бывает острым, тупым, притупленным, заостренным, выемчатым, усикообразным и т. п.

Основание листовой пластинки может быть округлым, сердцевидным, стреловидным, копьевидным, клиновидным, неравносторонним и т. п.

Край листовой пластинки может быть цельнокрайним или с выемками (не достигают ширины пластинки). По формам выемок по краю листовой пластинки различают листья зубчатые (зубцы имеют равные стороны – орешник, бук и т. п.), пильчатые (одна сторона зубца длиннее другой – груша), бородчатые (выемки острые, выпуклости тупые – шалфей) и др.

Сложные листья

Сложные листья имеют общий черешок (рахис). К нему крепятся простые листочки. Каждый из листочков может опадать самостоятельно. Сложные листья делятся на тройчатые, пальчатые и перистые. Сложные тройчатые листья (клевер) имеют три листочка, которые короткими черешками крепятся к общему черешку. Пальчатосложные листья подобны по строению предыдущим, но количество листочков больше трех. Перистосложные листья состоят из листочков, расположенных по всей длине рахиса. Бывают парноперистосложные и непарноперистосложные. Парноперистосложные листья (горох посевной) состоят из простых листочков, которые попарно расположены на черешке. Непарноперистосложные листья (шиповник, рябина) заканчиваются одним непарным листочком.

По способу членения

Листья делят на:

1) лопастные, если членение листовой пластинки доходит до 1 /3 всей ее поверхности; выступающие части называют лопастями;

2) раздельные, если членение листовой пластинки доходит до 2/3 всей ее поверхности; выступающие части называют долями;

3) рассеченные, если степень членения доходит до центральной жилки; выступающие части называют сегментами.

Функции жилок листа

Жилкованием называется процесс, с помощью которого в листьях распределяется поступающая в растения вода, насыщенная минералами и продуктами фотосинтеза. Выявлена большая роль волокон, способствующая разделению растений по типу жилкования и классификации на однодольные и двудольные.

Они выполняют проводящую функцию, снабжая листья солями и водой, после чего выводят продукты ассимиляции. Проводящие ткани – важнейшая составная часть многих высших представителей растительности.

Функциональность жилок сравнима с кровеносной системой человеческого организма, которая разносит полезные вещества по всем его органам. Жилки состоят из ткани – ксилемы, благодаря которой совершается водный процесс листьев и флоэмы – способствующей проведению органики в результате синтеза.

Механическую или связывающую, когда жилки служат крепкой опорой листовой пластины, защищая ее от разрывов. Существуют разнообразные виды жилкования, когда лист имеет всего одну жилку, с расходящимися от нее боковыми ответвлениями; листовая пластина, имеющая несколько главных жилок, отличающихся по толщине и направлению распределения. Различают 2 вида жилок:

  • ситовидные трубки – по ним совершается движение от листьев к остальным органам растения веществ, образованных после фотосинтеза;
  • сосуды – из почвы, где находится корневая система, в другие части растений попадают растворившиеся в воде минералы.

Типы жилкования листа

Сосудисто-волокнистые пучки располагаются в листьях по-разному. Характер их расположения – это и есть жилкование листьев. Этот признак является систематическим. Это значит, что по его типу можно определить классификационную единицу растения. Например, сетчатое жилкование характерно для листьев двудольных растений. Такой рисунок имеют листья вишен, груш, яблок. А параллельное и дуговое – для однодольных. Примерами растений с таким типом жилкования являются ландыш, лук порей, пшеница, ячмень. Характер жилкования легко определить визуально. Давайте более подробно рассмотрим его основные типы.


Функции жилок

Жилки листа выполняют функции, от которых зависит нормальная работа и жизнь всего организма растения. Их основная роль:

  • Транспортная. Жилки снабжают листья водой и минеральными веществами, а также передают продукты фотосинтеза корням, плодам, почками и другим частям растения. Они являются частью сложной системы сосудов и сетчатых трубок, ответственных за транспортировку минералов и питательных веществ по всему растению. Поскольку большая их часть впервые появляется именно в листьях, жилки необходимы для поддержания нормальной жизнедеятельности.
  • Механическая. Жилки — опора для листовой паренхимной ткани. Они защищают лист от разрыва, увеличивая его прочность, а также соединяют основание с листовой пластиной, обеспечивая сбор питательных веществ со всей площади, и объединяют листок со стеблем через черешок (у черешковых растений) или напрямую (у сидячих).

Система жилок служит связью листа с основной частью растения на внешнем и внутреннем уровне. Благодаря ей, возможны все обменные процессы с участием хлорофилла и продуктов его переработки.

Газообмен

Листья благодаря работе устьиц осуществляют и такую важную функцию, как газообмен между растением и атмосферой. Через устьица лист с атмосферным воздухом поступают углекислый газ и кислород. Кислород используется при дыхании, углекислый газ необходим растению для образования органических веществ. Через устьица в воздух выделяется кислород, который образовался в процессе фотосинтеза. Удаляется и углекислый газ, появившийся у растения в процессе дыхания. Фотосинтез осуществляется только на свету, а дыхание на свету и в темноте, т.е. постоянно. Дыхание во всех живых клетках органов растения происходит непрерывно. Как и животные, растения погибают с прекращением дыхания.

В природе происходит обмен веществ между живым организмом и окружающей средой. Поглощение растением одних веществ из внешней среды сопровождается выделением других. Элодея, будучи водным растением, использует для питания углекислый газ, растворённый в воде.

Цель: выясним, какое же вещество выделяет элодея во внешнюю среду при фотосинтезе?

Что делаем: стебли веточек подрежем под водой (вода кипяченная) у основания и прикроем стеклянной воронкой. Пробирку, до краёв заполненную водой помещаем на трубку воронки. Это сделать в двух вариантах. Одну ёмкость поставить в тёмное место, а другую — выставить на яркий солнечный или искусственный свет.

В третью и четвёртую ёмкости добавить углекислый г

В третью и четвёртую ёмкости добавить углекислый газ (добавить небольшое количество питьевой соды или можно подышать в трубочку) и так же один поставить в темноту другой на солнечный свет.

Что наблюдаем: через некоторое время в четвёртом в

Что наблюдаем: через некоторое время в четвёртом варианте (сосуд, стоящий на ярком солнечном свете) начинают выделяться пузырьки. Этот газ вытесняет из пробирки воду, её уровень в пробирке вытесняется.

Что делаем: когда вода будет вытеснена газом полностью, необходимо осторожно снять пробирку с воронки. Плотно закрыть отверстие большим пальцем левой руки, а правой быстро внести в пробирку тлеющую лучинку.

Что наблюдаем: лучинка загорается ярким пламенем. Посмотрев на растения, которые поместили в темноту, увидим, что пузырьки газа из элодеи не выделяются, и пробирка осталась заполненная водой. То же самое с пробирками в первом и втором варианте.

Вывод: отсюда следует, что газ, который выделила элодея — кислород. Таким образом, растение выделяет кислород только тогда, когда есть все условия для фотосинтеза — вода, углекислый газ, свет.

Внутреннее строение (анатомия) листа

Внутреннее строение листа

Схема внутреннего строения листа

Схема внутреннего строения листа

Лист, как и все органы растения, имеет клеточное строение. В его состав входят:• кутикула-с лой клеток восковидного происхождения.

• эпидермис (верхний и нижний),( Слой клеток, которые защищают от вредного воздействия и излишней испаряемости. Часто поверх эпидермиса лист покрыт защитным слоем восковидного происхождения (кутикула).

• мезофилл или паренхима,( Специальные комплексы клеток, расположенные в основном на нижней поверхности листьев, через которые происходит испарение воды и газообмен. Поры или устьица эпидермиса открыты в воздушные камеры, таким образом, соединяя клетки губчатого слоя между собой.)

• сеть жилок,• устьица.( Специальные комплексы клеток, расположенные в основном на нижней поверхности листьев, через которые происходит испарение воды и газообмен. Поры или устьица эпидермиса открыты в воздушные камеры, таким образом, соединяя клетки губчатого слоя между собой.

Листья обычно окрашены в зелёный цвет благодаря хлорофиллу – фотосинтезирующему пигменту, найденному в хлоропластах – пластидах. Растения, у которых ощущается недостаток либо отсутствие хлорофилла, не могут фотосинтезировать.

Растения в умеренных и северных широтах, а также в сезонно-сухих климатических зонах могут быть листопадными, то есть их листья с приходом неблагоприядного сезона опадают либо отмирают. Этот механизм имеет название сбрасывания или опадания. На месте опавшего листа на веточке образуется листовой рубец. В осенний период листья могут окраситься в жёлтый, оранжевый или красный цвет, так как с уменьшением солнечного света растение уменьшает выработку зелёного хлорофилла, и лист приобретает окраску вспомогательных пигментов, таких как каротиноид и антоцианин.

Читайте также: