При скрещивании сортов перца имеющих желтые и коричневые плоды

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 21.09.2024

Проявление одного признака может определяться двумя и более парами генов (комплементарность и полимерное наследование) и, наоборот, одна пара генов может влиять на проявление нескольких признаков (множественное действие генов). Кроме того, одни гены могут подавлять действие других (эпистаз). Все эти явления получили общее название взаимодействие генов.

При взаимодействии двух пар генов вероятность появления организмов каждого фенотипа определяется различными сочетаниями двух пар генов, участвующих в развитии признака. Так же, как и в случае дигибридного скрещивания, эти сочетания можно оценивать с помощью решетки Пеннета. В большинстве случаев различные соотношения фенотипов при скрещивании дигетерозигот образованы из соотношения 9:3:3:1 путем сложения отдельных элементов, например, расщепление 9:7 при комплементарном наследовании может быть представлено как 9:(3+3+1).

При решении задач такого типа следует обращать внимание на то, сколько классов фенотипов и в каком количественном соотношении образуется при скрещивании особей с различными генотипами.

Комплементарность

Развитие признака может определяться не одной, а двумя или более парами неаллельных генов, располагающимися в разных хромосомах. Если хотя бы одна пара находится в гомозиготном рецессивном состоянии, то признак не развивается или отличен от доминантного.

С биохимической точки зрения зачастую это может быть связано с тем, что развитие признаков обычно представляет собой многостадийный процесс, каждый этап которого контролируется отдельным ферментом (информация о ферменте находится в определенном гене). Если хотя бы один ген находится в рецессивном состоянии, то синтезируется измененный фермент, реакция не идет, и конечный продукт не образуется:

ген A B C D
фермент E1 E2 E3 E4
реакции S1 S2 S3 S4 P (признак)

Расщепление при скрещивании дигетерозигот при комплементарном наследовании обычно бывает в пропорции 9:7, 9:3:4, или 9:3:3:1, 9:6:1 (часть особей с минимальным выражением признака 7/16, 4/16 и 1/16).

Пример: У душистого горошка окраска цветов проявляется только при наличии двух доминантных генов А и В. Если в генотипе имеется только один доминантный ген, то окраска не развивается. Какое потомство F1 и F2получится от скрещивания растений с генотипами ААbb и ааВВ?

Решение:Генотип исходных растений известен по условию задачи. Они гомозиготны и будут давать один тип гамет, которые можно объединить единственным образом. Потомство F1 будет единообразно по генотипу (АаВb) и фенотипу (розовые цветы):

Схема скрещивания

Р ♀AAbb белый × ♂aaBB белый
гаметы Ab aB
F1 AaBb розовый 100%

Дигетерозиготные потомки F1 будут давать по 4 типа гамет, которые могут комбинироваться 16 способами. Построив решетку Пеннета, можно убедиться, что организмов, одновременно имеющих доминантные гены А и В (розовые цветы), будет примерно 9/16. То есть, в F2 будет наблюдаться расщепление по цвету в пропорции 9:7.

Схема скрещивания

F1 ♀АаBb розовый × ♂AаBb розовый
гаметы
AB
Ab
aB
ab

AB
Ab
aB
ab
F2 A-B- розовый 9/16 A-bb aaB- aabb белый 7/16

Самка дрозофилы с коричневыми глазами скрещивалась с самцами, имеющими ярко-красные глаза. В F1 все мухи имели красные глаза. В F2 получено 128 мух с ярко-красными глазами, 40 мух с белыми глазами, 383 красноглазых мух и 121 муха с коричневыми глазами. Как наследуется окраска глаз у дрозофилы? Каковы генотипы исходных мух?

Задача 1-2.

Задача1-3.

При скрещивании сортов перца, имеющих желтые и коричневые плоды, в F1 плоды оказались красные. Какие два объяснения можно дать этому факту? Когда были получены гибриды F2, то среди 322 растений 182 имели красные, 59 коричневые, 20 зеленые и 61 желтые плоды. Какое из Ваших предположений подтвердилось, а какое отпало? Что получится в F1 и в F2 от скрещивания растений с красными и зелеными плодами?

Задача1-4.

Собака желтой масти скрещивалась с черной. В потомстве получено 46 черных щенков, 13 рыжих, 17 коричневых и 6 желтых. Как наследуется окраска? Каковы генотипы исходных животных?

Задача 1-5.

Темных карпов скрестили с белыми и в F1 получили также темных, а в F2 – 265 темных, 82 стальных, 87 оранжевых и 24 белых рыб (всего 458). Каковы генотипы исходных рыб? Какая окраска ожидается у потомков от скрещивания гомозиготных стальных и оранжевых рыб?

Задача 1-6.

Кирпично-красных меченосцев скрестили с лимонными и получили в F1 только кирпично-красных, а в F2 141 кирпично-красных, 40 алых, 53 зеленых и 12 лимонных. Каковы генотипы исходных рыб?

Задача 1-7.

Зеленых меченосцев скрещивали с алыми, в F1 все рыбки имели кирпично-красную окраску, в F2 произошло расщепление: 50 кирпично-красных рыбок, 5 лимонных, 18 алых и 11 зеленых. Что получится, если скрестить алых с лимонными?

Задача 1-8.

Голубых гуппи скрещивали со светлыми, в F1 все рыбки получились серые. В F2 произошло расщепление: 55 серых, 17 голубых, 19 светлых и 6 белых. При скрещивании серых из F1 с белыми из F2 получили 17 серых, 20 голубых, 15 светлых и 19 белых. Что будет, если гомозиготных серых скрестить с гомозиготными белыми рыбками?

Полимерное действие генов

При полимерном наследовании развитие одного признака контролируется несколькими парами генов, расположенных в разных хромосомах. Чем больше генов находится в доминантном состоянии, тем ярче выражен признак.

Полимерное действие лежит в основе наследования количественных признаков и играет важную роль в эволюции.

Например, степень пигментации кожи определяется двумя парами (на самом деле – большим количеством) генов. В соответствии с этим по данному признаку людей можно условно разделить на 5 фенотипов: негры (ААВВ), темные мулаты (ААВb или АаВВ), средние мулаты (АаВb, ааВВ или ААbb), светлые мулаты (Ааbb или ааВb) и белые (ааbb).

Задача 2-1.

Сын белой женщины и негра женится на белой женщине. Может ли ребенок от этого брака быть темнее своего отца?

Задача 2-2.

Какой фенотип потомства будет:

от брака негра и светлой мулатки;

от брака белого и темной мулатки?

Задача 2-3.

Какое потомство получится от брака:

двух средних гетерозиготных мулатов;

двух средних гомозиготных мулатов?

Задача 2-4.

Два средних мулата имеют двух детей-близнецов: черного и белого ребенка. Можно ли установить генотипы родителей?

Задача 2-5.

От брака среднего мулата и светлой мулатки родилось много детей, среди которых оказалось по 3/8 средних и светлых мулатов и по 1/8 – темных мулатов и белых. Каковы возможные генотипы родителей?

Задача 2-6.

Может ли у одной пары родителей родиться двое детей-близнецов, один из которых белый, а другой – негр?

Эпистаз

Эпистазом, или противоположным действием генов, называется явление, при котором ген одной аллельной пары (супрессор) в доминантном состоянии может подавлять развитие признака, контролируемого другой парой генов.

В случае эпистаза при скрещивании дигетерозигот в потомстве наблюдается расщепление в соотношении 13:3 или 12:3:1.

Пример: При скрещивании растений одного из сортов тыквы с белыми и желтыми плодами все потомство F1 имело белые плоды. При скрещивании этого потомства между собой в их потомстве F2 было получено:

204 растения с белыми плодами,

53 растения с желтыми плодами,

17 растений с зелеными плодами.

Определить возможные генотипы родителей и потомства.

Решение: Потомство F1 единообразно. Это указывает на то, что родители были гомозиготны, и признак белой окраски доминирует.

Гибриды первого поколения F1 гетерозиготны (получены от родителей с разным генотипом и имеют расщепление в F2).

Во втором поколении имеется три класса фенотипов, но расщепление отличается от расщепления при кодоминировании (1:2:1) или при комплементарном наследовании (9:6:1, 9:3:4, 9:7 или 9:3:3:1).

Предположим, что признак определяется противоположным действием двух пар генов, причем особи, у которых обе пары генов находятся в рецессивном состоянии (ccjj), отличаются по фенотипу от особей, у которых действие гена не подавляется. Расщепление в потомстве 12:3:1 подтверждает это предположение.

Ответ: Генотипы родителей – ССjj и ссJJ, потомства F1 – СсJj.

У кур породы леггорн окраска перьев обусловлена наличием доминантного гена С. Если он находится в рецессивном состоянии, то окраска не развивается. На действие этого гена оказывает влияние ген I, который в доминантном состоянии подавляет развитие признака, контролируемого геном С. Какое потомство получится от скрещивания дигетерозиготных по этим генам кур породы леггорн?

Задача 3-2.

У кур породы леггорн окраска перьев обусловлена наличием доминантного гена С. Если он находится в рецессивном состоянии, то окраска не развивается. На действие этого гена оказывает влияние ген I, который в доминантном состоянии подавляет развитие признака, контролируемого геном С. Определить вероятность рождения окрашенного цыпленка от скрещивания кур с генотипом ССIi и ссIi.

Задача 3-3.

При скрещивании чистых линий собак коричневой и белой масти все потомство имело белую окраску. Среди потомства полученных гибридов было 118 белых, 32 черных и 10 коричневых собак. Предложите гипотезу, объясняющую эти результаты.

Задача 3-4.

У лошадей действие генов вороной (С) и рыжей масти (с) проявляется только в отсутствие доминантного гена D. Если он присутствует, то окраска белая. Какое потомство получится при скрещивании между собой белых лошадей с генотипом CcDd?

Задача 3-5.

У овса черная окраска семян определяется доминантным геном А, а серая окраска – доминантным геном В. Ген А эпистатичен гену В, и последний в его присутствии не проявляется. При отсутствии в генотипе обоих доминантных генов окраска семян белая. При скрещивании двух серосеменных растений получили растения с серыми и белыми семенами в пропорции 3:1. Определить генотипы родителей. Какое расщепление в потомстве было бы получено, если бы скрещивались дигетерозиготные формы?

Задача 3-6.

Свиньи бывают черной, белой и красной окраски. Белые свиньи несут минимум один доминантный ген I. Черные свиньи имеют доминантный ген Е и гомозиготны по рецессивной аллели i. Красные поросята (eeii) лишены доминантного гена-подавителя I и доминантного гена, определяющего черную окраску. Какое потомство можно ожидать от скрещивания черной гомозиготной свиньи и красного кабана?

ПРИ СКРЕЩИВАНИИ СОРТОВ ПЕРЦА ИМЕЮЩИХ ЖЁЛТЫЕ И КОРИЧНЕВЫЕ ПЛОДЫ И ПЕРВОМ ПОКОЛЕНИИ ВСЕ ПЛОДЫ КРАСНЫЕ ВО ВТОРОМ ПОКОЛЕНИИ ПОЛУЧЕНО 123 РАСТЕНИЯ С КРАСНЫМИ ПЛОДАМИ 59 С КОРИЧНЕВЫМИ И 61 С ЖЁЛТАМИ.КАКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ МОЖНО ДАТЬ ЭТОМУ ФАКТУ? помогите.

Сначала скрестили чистые линии АА и аа(по первому закону Менделя). Первое поколение получилось полностью гетерозиготным и с красными плодами, что указывает на неполное доминироване. По второму закону Мендкля расщипление по генотпу во втором поколонии 1:2:1(АА, 2Аа, аа). То есть растений с красными плодами будет больше в 2 два раза, чем с желтыми или коричневыми.

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

Сначала скрестили чистые линии АА и аа(по первому закону Менделя). Первое поколение получилось полностью гетерозиготным и с красными плодами, что указывает на неполное доминироване.

По второму закону Мендкля расщипление по генотпу во втором поколонии 1:2:1(АА, 2Аа, аа). То есть растений с красными плодами будет больше в 2 два раза, чем с желтыми или коричневыми.

3.2.Кумулятивная (количественная) полимерия – вид полимерии, при котором степень выраженности признака зависит от количества доз доминантного гена: чем больше доминантных аллелей присутствует в генотипе, тем в большей степени выражен признак. По типу кумулятивной полимерии наследуются количественные признаки: рост, масса тела, высота растения, яйценоскость (у кур), молочность (у крупного рогатого скота), содержание питательных веществ ( у злаков), цвет волос и кожи и многие другие.

Пример: наследование окраски кожи человека. Детерминируется, как минимум, четырьмя полимерными генами.

Р: ♀ А 1 А 1 А 2 А 2 х ♂а 1 а 1 а 2 а 2

Негр белая кожа

Г: ( А 1 А 2 ) ( а 1 а 2 )

F 1 : А 1 а 1 А 2 а 2

Р F 1 : А 1 а 1 А 2 а 2 х А 1 а 1 А 2 а 2

Г: (А 1 А 2 ) , (а 1 а 2 ) (А 1 А 2 ) , (а 1 а 2 )

(А 1 а 2 ) ,(а 1 А 2 ) (А 1 а 2 ) , (а 1 А 2 )

А 1 А 1 А 2 А 2

А 1 А 1 А 2 а 2

А 1 а 1 А 2 А 2

А 1 а 1 А 2 а 2

А 1 А 1 А 2 а 2

А 1 А 1 а 2 а 2

А 1 а 1 А 2 а 2

А 1 а 1 а 2 а 2

А 1 а 1 А 2 А 2

А 1 а 1 А 2 а 2

а 1 а 1 А 2 А 2

а 1 а 1 А 2 а 2

А 1 а 1 А 2 а 2

А 1 а 1 а 2 а 2

а 1 а 1 А 2 а 2

а 1 а 1 а 2 а 2

Таким образом, расщепление при кумулятивной полимерии – 1:4:6:4:1:

1/16 – 4 дозы доминантного гена - негр

4/16 – 3 дозы доминантного гена – темный мулат

6/16 – 2 дозы доминантного гена – мулат

4/16 – 1 доза доминантного гена – светлый мулат

1/16 – 0 доз доминантного гена – белая кожа

Реально подобные признаки наследуются значительно сложнее. Так окраска кожи человека определяется как минимум 8 парами полимерных генов.

ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

Сорт перца, имеющий желтую окраску плодов скрещен с сортом, имеющим красно-коричневые плоды. В первом поколении все растения имели красные плоды, а во втором поколении получено 99 красноплодных, 34 желтоплодных, 32 растения с красно-коричневыми плодами и 11 зеленоплодных растений. Определите тип наследования окраски плодов у перца, напишите схему обоих скрещиваний.

При скрещивании сортов тыквы со сферической формой плодов в F 1 все 180 растений имели дисковидные плоды, а скрещивание гибридов F 1 между собой 117 растений второго поколения имели дисковидные плоды, 78 растений –сферические и 13 – удлиненные. Определите тип наследования формы плода, напишите схему обоих скрещиваний.

Скрещены два сорта томатов, один из которых имел желтые плоды, а другой – оранжевые. В первом поколении все растения имеют красные плоды, а во втором поколении 81 растение имело красные плоды, 28 – желтые, 27 – оранжевые и 10 – желто-оранжевые плоды. Определите тип наследования окраски плодов у томата, напишите схему обоих скрещиваний.

Скрещены две породы кроликов с черной и белой шерстью. В первом поколении все гибриды черные, во втором 17 кроликов имели черную, а 15 – белую шерсть. Определите тип наследования окраски шерсти кроликов, напишите схему обоих скрещиваний.

При скрещивании серых морских свинок с белыми все потомки серые, а во втором поколении получено 37 серых, 26 черных и 35 белых. Определите тип наследования окраски шерсти у морской свинки, напишите схему обоих скрещиваний.

Скрещены два растения левкоя, имеющих простые цветки. В первом поколении 9 растений имели простые цветки и 7 растений - махровые. Определите тип наследования формы цветка у левкоя, напишите схему обоих скрещиваний.

Сорт ячменя с темно-пурпурными семенами скрещен с сортом, имеющим белые семена. Все гибриды F 1 имели темно-пурпурное семя, а в F 2 получено: 840 темно-пурпурных семян, 215 светло-пурпурных и 72 белых. Сколько растений F 2 были гетерозиготами по обоим парам генов?

Скрещены две породы норок с коричневой и кремовой шерстью. Гибриды имели коричневую окраску, а во втором поколении получены 25 животных с коричневой шерстью, 8 серых, 3 кремовых и 9 бежевых. Сколько животных F 2 гомозиготны по обоим парам генов?

Сорта тыквы с белыми и зелеными плодами скрещены между собой. Гибриды первого поколения имели белые плоды, А во втором поколении получено 36 белоплодных растений, 10 желтоплодных и 3 зеленоплодных. Сколько растений F 2 гетерозиготны только по одной паре генов?

При скрещивании двух растений пастушьей сумки с треугольными и овальными стручочками в первом поколении все потомки имеют треугольные стручочки, а в F 2 145 растений – с треугольными и 14 с овальными. Определите тип наследования формы плодов у пастушьей сумки, напишите схему обоих скрещиваний.

При скрещивании двух пород кур с белым и пестрым оперением в первом поколении все птицы белые, а во втором поколении – 169 белых и 14 пестрых. Сколько птиц второго поколения полностью гомозиготны?

Скрещены две породы собак с белой и коричневой шерстью. В F 1 все собачки белые, а в F 2 получено 144 белых, 38 черных и 11 коричневых щенков. Определите тип наследования окраски шерсти у собак, напишите схему обоих скрещиваний.

Скрещены два сорта белосемянной ржи, в результате чего в первом поколении все растения белосемянные, а во втором – 2600 белосемянных и 613 окрашенных. Определите тип наследования окраски семян у ржи, напишите схему обоих скрещиваний. Сколько растений F 2 могут дать 2 сорта гамет?

Скрещиваются две породы кур с оперенными и голыми ногами. В первом поколении все цыплята имеют оперенные ноги, а в F 2 225 потомков с оперенными и 14 с голыми. Определите тип наследования оперения у кур, напишите схему обоих скрещиваний.

При самоопылении овса, имеющего серую окраску, получено: 15 черных, 62 темно-серых, 91 серых, 60 светло-серых и 13 белых семян. Определите тип наследования окраски семян у овса, напишите схему обоих скрещиваний.

Скрещены две породы лошадей, имеющих гнедую и серую окраску. В первом поколении все потомки серые, а в F 2 получено: 59 черных, 13 серых и 4 гнедых особи. Определить тип наследования окраски шерсти у лошадей и генотипы родительских форм. Сколько жеребят второго поколения являются гетерозиготными по обоим парам генов?

При скрещивании гибридных кур, имеющих белое оперение, получено: 169 белых цыплят и 40 пестрых. Определить тип наследования окраски оперения у кур и генотипы родительских форм. Сколько цыплят являются гомозиготами по обоим парам генов?

При самоопылении растений овса получено 11 растений, имеющих высоту 40 см, 41 растение высотой 45 см, 59 потомков высотой 50 см, 38 растений высотой 55 см и 9 растений высотой 60 см. Объясните полученные результаты, приведите схему скрещивания.

Белое оперение кур определяется двумя парами неаллельных генов. Доминантный ген одной пары определяет наличие пигмента, а его рецессивный аллель – его отсутствие. Доминантный ген второй пары является ингибитором гена окраски, рецессивный аллель которого не подавляет окраску. Скрещивались белые куры с пестрыми. В потомстве 75 цыплят оказались белыми, а 45 – окрашенными. Напишите схему описанного скрещивания.

Цвет зерен овса определяется двумя парами неаллельных несцепленных генов. Доминантный ген одной пары определяет черную окраску, а его рецессивный аллель – белую. Доминантный ген второй пары определяет серую окраску, рецессивный аллель - также белую, причем ген черной окраски подавляет ген серой. Скрещивались растения, имеющие белую и черную окраску зерна. В потомстве соотношение черных и серых зерен составило 1:1. Определить генотипы родительских особей.

Окраска шерсти грызунов определяется двумя парами неаллельных несцепленных генов. Доминантный ген одной пары определяет серую окраску, а его рецессивный аллель – черную. Доминантный ген второй пары определяет проявление окраски, рецессивный аллель подавляет цветность и животные становятся белыми. Скрещивались серые мыши между собой. Получено потомство, состоящее из 27 серых и 8 черных мышат. Определить генотипы родителей и потомства.

У человека обнаружены две формы близорукости – умеренная и высокая, каждая из которых определяется доминантными неаллельными несцепленными генами. В случае наличия в генотипе обоих генов проявляется высокая форма. В семье мать была близорукой, а отец имел нормальное зрение. Родились две дочери, одна из которых имела умеренную форму близорукости, а другая – высокую. Известно также, что у женщины страдал близорукостью только отец, а мать имела нормальное зрение. Какова вероятность того, что следующий ребенок в этой семье родится здоровым?

Форма плода у тыквы определяется двумя парами неаллельных несцепленных генов. Доминантный ген одной пары, также как и доминантный ген другой пары, определяет округлую форму, рецессивные аллели обеих пар – овальную. Наличие обоих доминантных аллелей в генотипе обусловливает дисковидный плод. Скрещивание растений с дисковидными плодами с растениями, имеющими овальные плоды, получено 2 дисковидных, 4 округлых и 2 овальных. Приведите схему скрещивания.

Рост человека определяется несколькими парами неаллельных несцепленных полимерных генов. В популяции самые высокие люди имеют рост 180 см, а самые

низкие – 150 см. Низкорослая женщина вышла замуж за мужчину ростом 165 см. У них было 4 ребенка, рост которых составлял 150 см, 155 см, 160 см, 165 см. Определить генотипы родителей.

Похожие страницы:

Генетика. Учебно-методическое пособие для самостоятельных занятий

Педагогическая генетика

. и требовалось не решение задачи, а формулировка максимального числа задач, решающихся данными . лет. У.Блейк написал первый сборник стихов в 12–20 лет. . решения можно подобрать множество доказательств и моделей). ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГЕНЕТИКИ .

Клиническая психология как специальность предмет задачи сферы приложения

. более широком использовании психологов при решении психокоррекционных задач, задач психопрофилактики и психогигиены, в . из первых в России сборников психологических методик, куда . поражений мозга), анатомией и генетикой. Изучение мозговых основ психической .

Ген и его свойства (1)

Философия, её предмет, роль в жизни человека и общества

Читайте также: