При скрещивании растений томата нормальной высоты с овальными плодами и карликового растения

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 21.09.2024

Голубоглазый праворукий юноша (отец его был левшой), женился на кареглазой левше (все её родственники - кареглазые). Какие возможно будут дети от этого брака, если карие глаза и праворукость - доминантные признаки?

Скрещивали кроликов: гомозиготную самку с обычной шерстью и висячими ушами и гомозиготного самца с удлинённой шерстью и стоячими ушами. Какими будут гибриды первого поколения, если обычная шерсть и стоячие уши – доминантные признаки?

У душистого горошка высокий рост доминирует над карликовым, зелёные бобы – над жёлтыми. Какими будут гибриды при скрещивании гомозиготного растения высокого роста с жёлтыми бобами и карлика с жёлтыми бобами?

У фигурной тыквы белая окраска плодов доминирует над жёлтой, дисковидная форма – над шаровидной. Как будут выглядеть гибриды от скрещивания гомозиготной жёлтой шаровидной тыквы и жёлтой дисковидной (гетерозиготной по второй аллели).

нормальный рост - над карликовым. Какими будут гибриды от скрещивания гомозиготных жёлтых томатов нормального роста и жёлтых карликов?

Каковы генотипы родительских растений, если при скрещивании красных томатов (доминантный признак) грушевидной формы (рецессивный признак) с желтыми шаровидными получилось: 25% красных шаровидных, 25% красных грушевидных, 25% желтых шаровидных, 25% желтых грушевидных?

Чтоб определить генотипы родителей, нужно помнить, что один аллель (одна буква) в генотипе из каждой пары у гибрида от мамы, а второй – от папы.

У единорогов с планеты Крина белый цвет зависит от доминантного гена В, а желтый – от его рецессивной аллели b. Бег рысью зависит от доминантного гена Р, а ходьба шагом – от рецессивного р. Каким будет фенотип первого поколения при скрещивании гомозиготного белого единорога-шагоходца с гомозиготным желтым рысаком? Какое потомство и в каких соотношениях будет получено при скрещивании двух особей первого поколения?

Ответы и задания для тренировочных вариантов ЕГЭ 2021 БИ2010101, БИ2010102, БИ2010103, БИ2010104 работа статград по биологии 11 класс, официальная дата проведения работы: 16.09.2020 (16 сентября 2020 год).

Ссылка для скачивания вариантов заданий (БИ2010101-БИ2010102): скачать

Ссылка для скачивания вариантов заданий (БИ2010103-БИ2010104): скачать

Решать тренировочные варианты ЕГЭ 2021 по биологии 11 класс БИ2010101-БИ2010102:

Решать тренировочные варианты ЕГЭ 2021 по биологии 11 класс БИ2010103-БИ2010104:

Видеоразбор варианта БИ2010101:

Видеоразбор варианта БИ2010102:

Вариант БИ2010101:

3)В клетке кожи мыши 40 хромосом. Какой набор хромосом имеет сперматозоид мыши? В ответе запишите только количество хромосом.

  • 1) состоит из нуклеотидов
  • 2) может иметь форму глобулы
  • 3) имеет третичную и четвертичную структуры
  • 4) образуется в ядре
  • 5) бывают глобулярные и фибриллярные

6)Определите соотношение фенотипов у потомков при анализирующем скрещивании гетерозиготного растения гороха с пурпурными цветками. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

  • 1) выращивание организма из колонии клеток
  • 2) отбор по экстерьеру
  • 3) проверка по потомству
  • 4) полиплоидизация
  • 5) гибридизация

11)Установите последовательность расположения таксономических названий, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

12)Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение пищеварительной системы человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

14)Установите последовательность объектов, которые проходит свет в органе зрения. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

15)Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида Пеночка-весничка. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1)Пеночка-весничка – певчая птица, встречающаяся почти по всей Европе. (2)Весничка отличается от других видов пеночек тем, что избегает селиться в глубине леса и держится на опушках. (3)Зелёная или оливковая спинка птиц делает их практически незаметными среди листвы. (4)Широкая пищевая специализация позволяет им легко переходить с одного корма на другой в зависимости от их обилия. (5)Своих птенцов веснички выкармливают мелкими мягкими насекомыми. (6)За лето они успевают воспитать два выводка. (7)Половая зрелость у птенцов наступает в возрасте одного года.

17)Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из приведённых ниже организмов относятся к продуцентам?

19)Установите последовательность процессов, предшествующих появлению кислородной атмосферы на планете. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  • 1) возникновение и расцвет цианобактерий
  • 2) существование первичной атмосферы
  • 3) появление гетеротрофных прокариот
  • 4) формирование органических молекул путём абиогенеза
  • 5) образование свободного кислорода в процессе фотосинтеза

22)Врач провёл хирургическую операцию по высеканию из десны пациента зуба мудрости. После операции он рекомендовал пациенту на протяжении трёх часов периодически прикладывать к щеке пакет со льдом. Для чего это необходимо делать?

23)Какая клеточная органелла обозначена на фотографии вопросительным знаком? В какой ткани листа растения, ассимиляционной или покровной, эта органелла будет присутствовать во всех клетках ткани? Ответ поясните.

25)У хвощей и плаунов на верхушках побегов развиваются спороносные колоски, а у голосеменных растений – шишки. В чём заключаются сходства и различия этих органов? Дайте развёрнутый ответ.

26)В летние месяцы рыбалку на берегу озера лучше начинать на рассвете. Днём (особенно в солнечную погоду) клёв на прибрежном мелководье заметно ухудшается. Почему утром рыба плавает в основном у берега, а днём она уходит вглубь или в центр водоёма?

27)Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК -матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов (верхняя цепь смысловая, нижняя транскрибируемая). 5’-ЦГАГТЦГАТАТЦТГА-3’ 3’-ГЦТЦАГЦТАТАГАЦТ-5’ Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, обозначьте 5’ и 3’ концы этого фрагмента и определите аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет с 5’ конца соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

28)При скрещивании растений томата нормальной высоты с овальными плодами и карликового растения с округлыми плодами всё потомство имело нормальную высоту и округлые плоды. При анализирующем скрещивании гибридов первого поколения было получено 4 фенотипических класса, имевших 246, 251, 24 и 32 растения соответственно. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы всех родителей и потомков. Поясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.

Вариант БИ2010102:

22)Известно, что алкалоид колхицин повреждает микротрубочки клетки. Как можно использовать колхицин для создания полиплоидных сортов растений?

25)Какие изменения происходят в оптической системе глаза человека, когда он фокусируется на близко расположенном объекте? Как эти изменения влияют на способность оптической системы глаза преломлять световые лучи?

26)Стрижи и ласточки относятся к разным отрядам птиц, к Стрижеобразным и Воробьинообразным соответственно. Оба вида питаются летающими насекомыми и имеют схожую форму тела с раздвоенным хвостом. Примером какого эволюционного процесса является сходство стрижей и ласточек? Объясните с позиций современного дарвинизма, каким образом могло сформироваться подобное сходство.

28)Мужчина, имеющий вторую группу крови и положительный резус женился на женщине, имеющей третью группу и отрицательный резус. У них родилось два сына, один с первой группой крови и отрицательным резусом, второй с третьей группой и положительным резусом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы родителей и детей во всех браках. Какова вероятность рождения ребёнка с отрицательным резусом, если сын с третьей группой крови женится на женщине с первой группой и положительным резусом? Поясните свой ответ.

Вариант БИ2010103:

  • 1) образование лизосом
  • 2) расщепление глюкозы
  • 3) модификация белков после синтеза
  • 4) накопление продуктов обмена веществ
  • 5) формирование секреторных пузырьков

6)Какое количество фенотипических классов получится при самоопылении гетерозиготного растения тыквы с овальными плодами при неполном доминировании? В ответе запишите только количество фенотипических классов.

  • 1) выращивание организма из колонии клеток
  • 2) отбор по экстерьеру
  • 3) проверка по потомству
  • 4) полиплоидизация
  • 5) гибридизация

9)Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие особенности нервной системы имеет большинство организмов класса, один из представителей которого изображён на рисунке?

  • 1) есть окологлоточное нервное кольцо
  • 2) по брюшной стороне проходит нервная цепочка из ганглиев
  • 3) нервная система диффузного типа
  • 4) нервная система узлового типа
  • 5) полушария мозга лишены коры
  • 6) нервная система трубчатого типа

15)Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида Пеночка-весничка. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1)Пеночка-весничка – певчая птица, встречающаяся почти по всей Европе. (2)Весничка отличается от других видов пеночек тем, что избегает селиться в глубине леса и держится на опушках. (3)Зелёная или оливковая спинка птиц делает их практически незаметными среди листвы. (4)Широкая пищевая специализация позволяет им легко переходить с одного корма на другой в зависимости от их обилия. (5)Своих птенцов веснички выкармливают мелкими мягкими насекомыми. (6)За лето они успевают воспитать два выводка. (7)Половая зрелость у птенцов наступает в возрасте одного года.

25)Какие изменения происходят в оптической системе глаза человека, когда он фокусируется на близко расположенном объекте? Как эти изменения влияют на способность оптической системы глаза преломлять световые лучи?

26)Стрижи и ласточки относятся к разным отрядам птиц, к Стрижеобразным и Воробьинообразным соответственно. Оба вида питаются летающими насекомыми и имеют схожую форму тела с раздвоенным хвостом. Примером какого эволюционного процесса является сходство стрижей и ласточек? Объясните с позиций современного дарвинизма, каким образом могло сформироваться подобное сходство.

В случае расположения генов в одной хромосоме отмечается их сцепленное наследование – явление совместного наследования генов, локализованных в одной хромосоме.

По закону сцепленного наследования Моргана от скрещивания дигетерозигот (без кроссинговера) будут образовываться с равной вероятностью (по 50%) всего по два сорта гамет. Только АВ и аb или Аb и аВ (в зависимости от того, какие аллели генов с какими являлись изначально сцепленными АВ//аb или Аb//аВ.

Итак, в задачах на сцепленное наследование надо определить какое потомство получится, если изучаемые признаки, находятся не в разных (как по Менделю), а в одной и той же паре гомологичных родительских хромосом, т.е. относятся к одной группе сцепления.

Причиной нарушения сцепления может служить кроссинговер – обмен генами между гомологичными хромосомами в профазе I мейотического деления. Гаметы, при образовании которых не происходило кроссинговера, называют основными или некроссоверными. Обычно их бывает довольно много. Гаметы, при образовании которых шел кроссинговер, называют рекомбинантными или кроссоверными. Их чаще всего бывает мало.

Сила сцепления между генами (частота кроссинговера) зависит от расстояния между ними: чем больше расстояние, тем слабее силы сцепления, тем чаще происходит кроссинговер.

Типичная задача. Сцепление обозначено в условии.

1. Скрестили дигетерозиготные растения томатов с нормальной высотой стебля (А) и округлыми плодами (В) с растениями, имеющими карликовые стебли и овальные плоды. Гены, отвечающие за нормальную высоту стебля и округлую форму плодов, полностью сцеплены. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства, вероятность появления в потомстве растений с двумя рецессивными признаками при отсутствии кроссинговера

2) генотипы потомства: АаBb (нормальная высота стебля, округлые плоды) и ааbb (карликовые стебли, овальные плоды);

2. Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.

2) генотипы потомства: 1 АаBb - серое тело нормальные крылья и 1 ааbb - черное тело укороченные крылья;

3. При скрещивании растений томатов с нормальной высотой стебля (А) и круглыми плодами (В) с растениями, имеющими карликовый рост стебля и овальные плоды, в потомстве получили две фенотипические группы в соотношении 1:1 (нормальная высота стебля, круглые плоды и карликовый стебель, овальные плоды). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства. Объясните причину появления двух фенотипических групп в потомстве.

1) генотипы родителей: АаBb (гаметы АВ, аb) и ааbb (гаметы аb);

2) генотипы и фенотипы потомства: АаBb (нормальная высота стебля, круглые плоды) и ааbb (карликовые стебли, овальные плоды);

3) появление двух фенотипических групп в потомстве связано со сцепленным наследованием признаков (полное сцепление), гены высоты стебля и формы плода находятся в одной паре гомологичных хромосом.

Более слож. вариант – т.к. 2 скрещивания, в одном проявляется сцепление, в другом нет

4. Самок мухи дрозофилы с черным телом и укороченными крыльями скрестили с самцами с серым телом и нормальными крыльями. В первом поколении все особи были единообразными – с серым телом и нормальными крыльями. При скрещивании самок с черным телом и укороченными крыльями с гибридными самцами из F1 в потомстве получено 50% особей с серым телом и нормальными крыльями и 50% с черным телом и укороченными крыльями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом и втором поколениях и объясните полученные результаты второго скрещивания.

Р черное тело, х серое тело,

укороченные крылья нормальные крылья

F1 АаBb – серое тело, нормальными крылья;

2) 2 скрещивание:

Р черное тело, х серое тело,

укороченные крылья нормальные крылья

F2: 1 АаBb – серое тело, нормальные крылья (50%);

1 aabb – черное тело, укороченные крылья (50%),

3) гены серого тела и нормальных крыльев сцеплены, кроссинговера не происходит, поэтому во втором поколении получены только два генотипа и фенотипа

5. При скрещивании чистых линий гороха стелющегося с окрашенными цветками и гороха кустистого с белыми цветками все гибриды получились стелющиеся с окрашенными цветками. В анализирующем скрещивании полученного гибрида (стелющегося с окрашенными цветками) получили потомство: стелющегося с белыми цветками и кустистые с окрашенными цветками. Составьте схему решения задачи, определите генотипы потомков. Объясните формирование двух фенотипических групп во втором скрещивании.

Р стелющиеся, х кустистые,

с окрашенными цветками с белыми цветками

F1 АаBb – стелющиеся с окрашенными цветками;

2) 2 скрещивание:

Р стелющиеся, х кустистые,

с окрашенными цветками с белыми цветками

F2: Ааbb – стелющиеся с белыми цветками;

aaBb – кустистые с окрашенными цветками

3) присутствие в потомстве двух групп особей (стелющихся с белыми цветками, кустистых с окрашенными цветками) – результат сцепленного наследования аллелей а и В, А и b между собой, кроссинговера не происходит.

Еще усложнение - 2 скрещивания, в одном не проявляется сцепление, в другом проявляется, но еще и с нарушениями. Их нужно увидеть.

6. При скрещивании серой самки дрозофилы с нормальными крыльями и черного самца с редуцированными крыльями получено потомство: 40% серых особей с нормальными крыльями, 10% серых особей с редуцированными крыльями, 40% черных особей с редуцированными крыльями и 10% черных особей с нормальными крыльями. Во втором скрещивании черной самки дрозофилы с редуцированными крыльями и серого самца с нормальными крыльями получено потомство: 50% серых особей с нормальными крыльями и 50% черных особей с редуцированными крыльями. Составьте схемы скрещиваний, определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Какой закон наследственности проявляется в данных скрещиваниях? Объясните появление четырех фенотипических групп в первом скрещивании.

серое тело, х черное тело,

нормальные крылья редуцированные крылья

G АВ, Аb, аB, аb аb

F1 АаBb – серое тело, нормальные крылья (40%);

Aabb – серое тело и редуцированные крылья (10%);

aaBb – черное тело и нормальные крылья (10%);

aabb – черное тело и редуцированные крылья (40%)

2) 2 скрещивание:

черное тело, х серое тело,

редуцированные крылья нормальные крылья

F2: АаBb – серое тело, нормальные крылья;

aabb – черное тело, редуцированные крылья

7. Два высокорослых растений томата с шаровидными плодами были опылены пыльцой низкорослого растения с грушевидными плодами. В первом скрещивании все растения получились высокорослыми с шаровидными плодами; во втором скрещивании таких же форм получилось фенотипическое расщепление: 5 растений высокорослых с шаровидными плодами, 32 высокорослых с грушевидными плодами, 28 низкорослых с шаровидными плодами и 7 низкорослых с грушевидными плодами. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомков. Объясните формирование четырех фенотипических групп во втором скрещивании.

с шаровидными плодами с грушевидными плодами

F1 АаBb – высокорослые с шаровидными плодами;

2) 2 скрещивание:

с шаровидными плодами с грушевидными плодами

G АВ, Аb, аB, аb аb

F2: 5 AaBb – высокорослых с шаровидными плодами;

32 Aabb – высокорослых с грушевидными плодами;

28 aaBb – низкорослых с шаровидными плодами;

7 aabb – низкорослых с грушевидными плодами

3) присутствие в потомстве двух групп особей (высокорослых с грушевидными плодами и низкорослых с шаровидными плодами) – примерно в равных долях - результат сцепленного наследования аллелей а и В, А и b между собой. Две другие малочисленные фенотипические группы образуются при слиянии гамет, сформировавшихся в результате кроссинговера между аллельными генами.

8. При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, имеющим морщинистые неокрашенные семена (гены сцеплены), потомство оказалось с гладкими окрашенными семенами. При дальнейшем анализирующем скрещивании гибрида из F1 получены растения с семенами: 7115 с гладкими окрашенными, 7327 с морщинистыми неокрашенными, 218 с морщинистыми окрашенными, 289 с гладкими неокрашенными. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1, F2. Какой закон наследственности проявляется в F2? Объясните, на чём основан Ваш ответ.

Р семена гладкие, окрашенные х морщинистые, неокрашенные

F1 АаBb – семена гладкие, окрашенные;

2) 2 скрещивание:

Р семена гладкие, окрашенные х морщинистые, неокрашенные

G АB, Аb, аВ, аb аb

F2: AaBb – семена гладкие окрашенные (7151 растение),

aabb – семена морщинистые, неокрашенные (7327 растений),

Ааbb – семена гладкие, неокрашенные (289 растений),

aaBb – семена морщинистые, окрашенные (412 растений);

3) в F2 – закон сцепленного наследования и нарушения сцепления генов, так как большая часть особей имеет признаки родителей (7151 семена гладкие окрашенные и 7327 семена морщинистые неокрашенные), а меньшая – комбинацию признаков (гладкие, неокрашенные и морщинистые, окрашенные семена)

9. При скрещивании крольчих, имеющих сплошную окраску и короткую шерсть, с кроликами, имеющими пятнистую окраску и длинную шерсть (гены сцеплены), гибриды оказалось пятнистыми с длинной шерстью. В результате анализирующего скрещивания гибридной крольчихи из F1 было получено потомство: пятнистое с длинной шерстью, со сплошной окраской и короткой шерстью, со сплошной окраской и с длиной шерстью, пятнистое с короткой шерстью. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1, F2. Какие законы наследственности проявляется в данных скрещиваниях? Объясните появление четырех фенотипических групп в F2.

Р семена гладкие, окрашенные х морщинистые, неокрашенные

сплошная окраска пятнистая окраска

короткая шерсть длинная шерсть

F1 АаBb – пятнистая окраска, длинная шерсть;

2) анализирующее скрещивание:

Р пятнистая окраска сплошная окраска

длинная шерсть х короткая шерсть

G АB, Аb, аВ, аb аb

F2: AaBb – пятнистая окраска, длинная шерсть,

aabb – сплошная окраска, короткая шерсть,

Ааbb – пятнистая окраска, короткая шерсть,

aaBb – сплошная окраска, длинная шерсть

Задачи на сцепленное наследование неаллельных генов нельзя путать с задачами на анализирование закономерностей наследования признака, сцепленного с полом, т.е. признака организма, аллельные гены которого находятся только в половых хромосомах X или Y

При скрещивании растений томата с округлыми плодами (А) и нормальными листьями (В) с растениями, имеющими продолговатые плоды и пятнистые листья, в позжестве получено 350 растений с округлыми плодами и нормальными листьями, 123 растения с продолговатыми плодами и нормальными листьями, 119 растений с округлыми плодами и пятнистыми листьями и 344 растения с продолговатыми плодами и пятнистыми листьями. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.

  • Юрка Шагалкин
  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
  • 2019-11-01 12:41:33
  • 1
  • 1

Схема решения задачи включает:
1) P АаВb ааbb
округленный плод продолговатые плоды, нормальные листья пятнистые листья
G АВ, Аb, аВ, аbаb
2) Генотипы и фенотипы потомства:
350 растений с округлыми плодами и нормальными листьями АаВb
123 с продолговатыми плодами и нормальными листьями ааВb
119 с округлыми плодами и пятнистыми листьями Ааbb
344 с продолговатыми плодами и пятнистыми листьями ааbb.
3) Присутствие в позжестве 2-ух групп осолупи с доминантными (350) и рецессивными (344) признаками примерно в равных частях результат сцепленного наследования доминантных аллелей меж собой и рецессивных аллелей между собой.
Две другие фенотипические группы образуются при слиянии гамет, сформировавшихся в результате кроссинговера меж аллельными генами.

При скрещивании высокорослого растения томата с округлыми плодами с карликовым растением, имеющим грушевидные плоды, всё потомство было единообразно и имело высокий рост и округлые плоды. При скрещивании другой пары растений с такими же фенотипами в потомстве наблюдалось появление двух фенотипических групп растений: 50 % высокорослые с округлыми плодами и 50 % карликовые с грушевидными плодами. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родителей и гибридов в каждом случае. Объясните результаты этих скрещиваний. Как определяются в данном случае доминантные и рецессивные признаки?

Читайте также: