При скрещивании растений гороха с желтыми гладкими семенами между собой 9 16 особей

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 20.09.2024

Презентация на тему: " Дигибридное скрещивание. 3 закон Менделя. Задачи: Вывести 3 закон Менделя; научиться решать задачи на 3 закон Менделя. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ." — Транскрипт:

1 Дигибридное скрещивание. 3 закон Менделя. Задачи: Вывести 3 закон Менделя; научиться решать задачи на 3 закон Менделя. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ

2 Дигибридное скрещивание Организмы отличаются друг от друга по многим признакам. Поэтому, установив закономерности наследования одной пары признаков, Г.Мендель перешел к изучению наследования двух (и более) пар альтернативных признаков. Дигибридным называют скрещивание двух организмов, отличающихся друг от друга по двум парам альтернативных признаков. Для дигибридного скрещивания Мендель брал гомозиготные растения гороха, отличающиеся по окраске семян (желтые и зеленые) и форме семян (гладкие и морщинистые).

3 Дигибридное скрещивание Желтая окраска (А) и гладкая форма (В) семян доминантные признаки, зеленая окраска (а) и морщинистая форма (в) рецессивные признаки. Скрещивая растение с желтыми и гладкими семенами с растением с зелеными и морщинистыми семенами, Мендель получил единообразное гибридное поколение F 1 с желтыми и гладкими семенами.

4 Дигибридное скрещивание При самоопылении гибридов (F 1 ) в F 2 были получены результаты: 9/16 растений имели гладкие желтые семена; 3/16 были желтыми и морщинистыми; 3/16 были зелеными и гладкими; 1/16 растений морщинистые семена зеленого цвета. Он обратил внимание на то, что расщепление по каждому отдельно взятому признаку соответствует расщеплению при моногибридном скрещивании: на каждые 12 желтых – 4 зеленых (3:1); на 12 гладких – 4 морщинистых (3:1).

5 Дигибридное скрещивание Если при моногибридном скрещивании родительские организмы отличаются по одной паре признаков – желтые и зеленые семена и дают во втором поколении два фенотипа (2) в соотношении 3+1, то при дигибридном они отличаются по двум парам признаков и дают во втором поколении четыре фенотипа (2 2 ) в соотношении (3+1) 2. Легко посчитать, сколько фенотипов и в каком соотношении будет образовываться во втором поколении при тригибридном скрещивании: (2 3 ) восемь фенотипов в соотношении (3+1) 3.

6 Дигибридное скрещивание Четыре фенотипа скрывают девять разных генотипов: 1 ААBB; 2 AABb; 1 AAbb; 2 AaBB; 4 AaBb; 2 Aabb; 1 aaBB; 2 aaBb; 1 aabb. Если расщепление по генотипу в F 2 при моногибридном поколении было 1:2:1, то есть было три разных генотипа (3), то при при дигибридном образуется 9 разных генотипов 3 2, при тригибридном скрещивании образуется разных генотипов.

7 Дигибридное скрещивание Проведенное исследование позволило сформулировать закон независимого комбинирования генов (третий закон Менделя): при скрещивании двух гетерозиготных особей, отличающихся друг от друга по двум (и более) парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга в соотношении 3:1 и комбинируются во всех возможных сочетаниях.

8 Цитологические основы Третий закон Менделя справедлив только для тех случаев, когда анализируемые гены находятся в разных парах гомологичных хромосом. Пусть А ген, обусловливающий развитие желтой окраски семян, а зеленой окраски, В гладкая форма семени, в морщинистая. Скрещиваются гибриды первого поколения, имеющие генотип Аа Вв: Аа Вв х Аа Вв

9 Цитологические основы При образовании гамет, из каждой пары аллельных генов в гамету попадает только один, при этом в результате случайности расхождения хромосом в первом делении мейоза ген А может попасть в одну гамету с геном В или с геном в, а ген а может объединиться с геном В или с геном в. Таким образом, каждый организм образует четыре сорта гамет в одинаковом количестве (по 25 %): АВ, Aв, aB, ав. Во время оплодотворения каждый из четырех типов сперматозоидов может оплодотворить любую из четырех типов яйцеклеток.

10 Цитологические основы Все возможные сочетания мужских и женских гамет легко установить с помощью решетки Пеннета. При анализе результатов видно, что по фенотипу потомство делится на четыре группы: 9 желтых гладких: 3 желтых морщинистых: 3 зеленых гладких: 1 желтая морщинистая. Если проанализировать результаты расщепления по каждой паре признаков в отдельности, то получится, что отношение числа желтых семян к числу зеленых 3:1, отношение числа гладких к числу морщинистых 3:1.

11 Цитологические основы Таким образом, при дигибридном скрещивании каждая пара признаков при расщеплении в потомстве ведет себя так же, как при моногибридном скрещивании, т.е. независимо от другой пары признаков.

12 Повторение Каковы генотипы и гаметы Р. Каковы генотипы F1. Почему 9/16 растений имели гладкие желтые семена? Почему 3/16 растений имели желтые морщинистые семена? Почему 3/16 растений имели зеленые гладкие семена? Почему 1/16 растений имели зеленые морщинистые семена? Сколько разных фенотипов получилось во втором поколении? Сколько разных генотипов получилось во втором поколении?

13 У томатов круглая форма плодов (А) доминирует над грушевидной (а), красная окраска плодов (В) над желтой (b). Растения с округлыми красными плодами скрещены с растениями, обладающими грушевидными желтыми плодами. Определите генотипы родителей и потомства для всех четырех случаев. Задача:

17 Повторение Каково соотношение растений с желтыми и зелеными семенами во втором поколении? Каково соотношение растений с гладкими и морщинистыми семенами во втором поколении? Сформулируйте третий закон Менделя.

18 Повторение Сколько пар хромосом отвечают у гороха за окраску и форму горошин? Какие хромосомы отвечают за окраску и какие за форму на данном рисунке? Сколько типов разных гамет образуют гибриды 1-го поколения? Сколько горошин имеют желтую окраску и гладкую форму? Сколько горошин имеют зеленую окраску и гладкую форму?

19 Тест 1. За наследование окраски (желтая, зеленая) и формы семян (гладкая, морщинистая) у гороха отвечают: Одна пара гомологичных хромосом. Две пары гомологичных хромосом. Три пары гомологичных хромосом. Четыре пары гомологичных хромосом. Тест 2. Генотип гороха с желтой окраской и морщинистой формой семян ААbb. Данный сорт будет образовывать: Один тип гамет. Два типа гамет. Три типа гамет. Четыре типа гамет. Тест 3. Генотип гороха с желтой окраской и морщинистой формой семян АаВb. Данное растение будет образовывать: Один тип гамет. Два типа гамет. Три типа гамет. Четыре типа гамет. Повторение:

20 Тест 4. Скрещивают дигетерозиготные растения гороха с желтой окраской и гладкой формой семян. В потомстве ожидаются: Один фенотип. Два фенотипа. Три фенотипа. Четыре фенотипа. Тест 5. Скрещивают дигетерозиготные растения гороха с желтой окраской и гладкой формой семян. В потомстве ожидаются: Шестнадцать разных генотипов. Двенадцать разных генотипов. Девять разных генотипов. Четыре генотипа. **Тест 6. Желтый цвет (А) и гладкая форма горошин (В) доминантные признаки. У гороха с желтыми и гладкими семенами могут быть генотипы: ААBB.5. Aabb. AAbb.6. AaBb. aaBB.7. AABb. AaBB.8. aaBb. Повторение:

21 **Тест 7. Желтый цвет (А) и гладкая форма горошин (В) доминантные признаки. У гороха с желтыми и морщинистыми семенами могут быть генотипы: ааbb.5. Aabb. AAbb.6. AaBb. aaBB.7. AABb. AaBB.8. aaBb. **Тест 8. Желтый цвет (А) и гладкая форма горошин (В) доминантные признаки. У гороха с зелеными и гладкими семенами могут быть генотипы: ААBB.5. Aabb. AAbb.6. AaBb. aaBB.7. AABb. AaBB.8. aaBb. Повторение:

22 Тест 9. У томатов круглая форма плодов доминирует над грушевидной, красная окраска над желтой. Растение с круглыми и красными плодами скрещено с растением, имеющим грушевидные и желтые плоды. В потомстве все растения имеют круглые и красные плоды. Генотипы родителей: АаBb х aabb. АаBB х aabb. АABb х aabb. АABB х aabb. Тест 10. Растение с круглыми и красными плодами скрещено с растением, имеющим грушевидные и желтые плоды. В потомстве 25% растений с круглыми красными плодами, 25% с круглыми желтыми плодами, 25% с грушевидными красными и 25% с грушевидными желтыми плодами. Генотипы родителей: АаBb х aabb. АаBB х aabb. АABb х aabb. ААВВ х ааbb. Повторение:

23 1. Сколько пар гомологичных хромосом отвечают за наследование окраски и формы семян у гороха? 2. Сколько типов гамет образуется у сорта с желтыми и гладкими семенами? 3. Какие типы гамет образуются у гороха, имеющего генотип АаВb, ААВb, ааВb, АаВВ? 4. Сколько различных фенотипов образуется при скрещивания двойных гетерозигот, если аллельные гены расположены в различных парах гомологичных хромосом? 5. Сколько различных генотипов образуется при скрещивания двойных гетерозигот, если аллельные гены расположены в различных парах гомологичных хромосом? 6. Запишите все возможные генотипы гороха с желтыми и гладкими семенами.

24 Повторение: 7. Запишите все возможные генотипы темноволосой женщины (А) с голубыми глазами (b). 8. Какова вероятность рождения голубоглазого светловолосого ребенка от кареглазых и темноволосых гетерозиготных родителей? 9. Сколько фенотипов и генотипов будет при тригибридном скрещивании, если аллельные гены расположены в трех различных парах гомологичных хромосом? 10. Сколько различных гамет будет образовываться у тройной гетерозиготы?

Голубоглазый праворукий юноша (отец его был левшой), женился на кареглазой левше (все её родственники - кареглазые). Какие возможно будут дети от этого брака, если карие глаза и праворукость - доминантные признаки?

Скрещивали кроликов: гомозиготную самку с обычной шерстью и висячими ушами и гомозиготного самца с удлинённой шерстью и стоячими ушами. Какими будут гибриды первого поколения, если обычная шерсть и стоячие уши – доминантные признаки?

У душистого горошка высокий рост доминирует над карликовым, зелёные бобы – над жёлтыми. Какими будут гибриды при скрещивании гомозиготного растения высокого роста с жёлтыми бобами и карлика с жёлтыми бобами?

У фигурной тыквы белая окраска плодов доминирует над жёлтой, дисковидная форма – над шаровидной. Как будут выглядеть гибриды от скрещивания гомозиготной жёлтой шаровидной тыквы и жёлтой дисковидной (гетерозиготной по второй аллели).

нормальный рост - над карликовым. Какими будут гибриды от скрещивания гомозиготных жёлтых томатов нормального роста и жёлтых карликов?

Каковы генотипы родительских растений, если при скрещивании красных томатов (доминантный признак) грушевидной формы (рецессивный признак) с желтыми шаровидными получилось: 25% красных шаровидных, 25% красных грушевидных, 25% желтых шаровидных, 25% желтых грушевидных?

Чтоб определить генотипы родителей, нужно помнить, что один аллель (одна буква) в генотипе из каждой пары у гибрида от мамы, а второй – от папы.

У единорогов с планеты Крина белый цвет зависит от доминантного гена В, а желтый – от его рецессивной аллели b. Бег рысью зависит от доминантного гена Р, а ходьба шагом – от рецессивного р. Каким будет фенотип первого поколения при скрещивании гомозиготного белого единорога-шагоходца с гомозиготным желтым рысаком? Какое потомство и в каких соотношениях будет получено при скрещивании двух особей первого поколения?

129. Проанализируйте представленную в учебнике схему наследования признаков при дигибридном скрещивании. Заполните пропуски в предложенном алгоритме решения задачи на дигибридное скрещивание

1. Запишем объект исследования и обозначение генов

ОбъектГенПризнак
Горох А желтая окраска семян
а зеленая окраска семян
В гладкая форма семян
в морщинистая форма семян

2. Определим генотипы родителей, типы гамет и запишем схему скрещивания

Р

желтый гладкий

ААВВ

×

зеленый морщинистый

аавв

Гаметы АВ ав
F1 желтый гладкий АаВв
Гаметы АВ, Ав, аВ, ав

3. Составим решетку Пеннета

АаВв 1\4 АВ 1\4 Ав 1\4 аВ 1\4 ав
АаВв
1\4 АВ 1\16 желтый гладкий ААВВ 1\16 желтый гладкий ААВв 1\16 желтый гладкий АаВВ 1\16 желтый гладкий АаВв
1\4 Ав 1\16 желтый гладкий ААВв 1\16 желтый морщинистый ААвв 1\16 желтый гладкий АаВв 1\16 желтый морщинистый Аавв
1\4 аВ 1\16 желтый гладкий ААВв 1\16 желтый гладкий АаВв 1\16 зеленый гладкий ааВВ 1\16 зеленый гладкий ааВв
1\4 ав 1\16 желтый гладкий АаВв 1\16 желтый морщинистый Аавв 1\16 зеленый гладкий ааВв 1\16 зеленый морщинистый аавв

130. На основании анализа результатов, полученных в задании 129, ответьте на вопросы

1) Сколько типов гамет образует родительское растение с желтыми гладкими семенами? – 2 . С зелеными морщинистыми семенами? – 2

2) Какова вероятность (%) появления в результате первого скрещивания растений F1 с желтыми семенами? 50 . С зелеными семенами? 50

3) Какова вероятность (%) появления в результате первого скрещивания растений F1 с желтыми гладкими семенами? 25 . С желтыми морщинистыми? 25 . С зелеными гладкими? 25 . С зелеными морщинистыми? 25

4) Сколько разных генотипов может быть среди гибридов первого поколения? 2

5) Сколько разных фенотипов может быть среди гибридов первого поколения? 2

6) Сколько типов гамет образует растение F1 с желтыми гладкими семенами? 4

7) Какова вероятность (%) появления в результате самоопыления растений F2 с желтыми семенами? 50 . С зелеными семенами? – 50

8) Какова вероятность (%) появления в результате скрещивания растений F2 с желтыми гладкими семенами? 25 . С желтыми морщинистыми? 25 . С зелеными гладкими? 25 . С зелеными морщинистыми? 25

9) Сколько разных генотипов может быть среди гибридов второго поколения? – 9

10) Сколько разных фенотипов может быть среди гибридов второго поколения? – 4

131. Решите задачу

У человека праворукость доминирует над леворукостью, а карий цвет глаз – над голубым. В брак вступает кареглазый мужчина-правша, мать которого была голубоглазой левшой, и голубоглазая женщина-правша, отец которой был левшой. 1) Сколько разных фенотипов может быть у их детей? 2) Сколько разных генотипов может быть среди их детей? 3) Какова вероятность (%) того, что у этой пары родится ребенок-левша?

А – праворукость, а – леворукость

В – карие глаза, в – голубые глаза

Генотип мужчины – АаВв, женщины – Аавв

132. Решите задачу

Черная окраска шерсти и висячее ухо у собак доминируют над коричневой окраской и стоячим ухом. Скрещивались чистопородные черные собаки с висячими ушами с собаками, имеющими коричневую окраску шерсти и стоячие уши. Гибриды скрещивались между собой. 1) Какая часть щенков F2 фенотипически должна быть похожа на гибрид F1? 2) Какая часть гибридов F2 должна быть полностью гомозиготна? 3) Какая часть щенков F2 должна быть с генотипом, подобным генотипу гибридов F1?

А – черный цвет, а – коричневый цвет

В – висячее ухо, в – стоячее ухо

Определим генотипы родителей, типы гамет и запишем схему скрещивания

Р

черная, висячие уши

ААВВ

×

коричневая, стоячие уши

аааа

Гаметы А,В а,в
F1 черная, висячие уши АаВв

133. Решите задачу

Черная окраска у кошек доминирует над палевой, а короткая шерсть – над длинной. Скрещивались чистопородные персидские кошки (черные длинношерстные) с сиамскими (палевые короткошерстные). Полученные гибриды скрещивались между собой. 1) Какова вероятность (%) получения в F2 чистопородного сиамского котенка? 2) Какова вероятность (%) получения в F2 котенка, фенотипически похожего на персидского? 3) Какова вероятность (%) получения в F2 длинношерстного палевого котенка?

А – черная окраска, а – палевая

В – короткая шерсть, в – длинная

Определим генотипы родителей, типы гамет и запишем схему скрещивания

Р

черная, длинная шерсть

ААвв

×

палевая, короткая шерсть

ааВВ

Гаметы А,в а,В
F1 черная, короткая шерсть АаВв

134. Закончите предложение

Сцепленными называются гены, находящиеся в одной хромосоме и наследуемые сцепленно

135. Ниже приведены открытия, которые принадлежат Г. Менделю и Т. Моргану. Распределите нижеперечисленные открытия в соответствии с их принадлежностью ученым:

а) установлена независимость наследственных признаков

б) установлено, что носителями наследственных признаков являются хромосомы

в) сформулировано положение о сцеплении генов в хромосоме

г) выявлены количественные закономерности наследования признаков

д) установлен характер проявления признака

е) установлен механизм определения пола у животных (самцы и самки различаются по набору хромосом)

Открытия Г. Менделя – а, б, г, д

Открытия Т. Моргана – в, е

Подготовка к ЕГЭ 11 "А"

Подготовка к ЕГЭ 11 "А"

Подготовка к ЕГЭ 11 "А" запись закреплена

Задание на 05.02
С6. При скрещивании растений гороха с гладкими семена и усиками с растением с морщинистыми семенами без усиков всё поколение было единообразным и имело гладкие семена и усики. При скрещивании другой пары растений с такими же фенотипами (гороха с гладкими семенами и усиками и гороха с морщинистыми семенами без усиков) в потомстве получили половину растений с гладкими семенами и усиками и половину растений с морщинистыми семенами без усиков.
Показать полностью. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните полученные результаты. Как определяются доминантные признаки в данном случае?

С6. Впервые группы крови у человека обнаружил ученый К.
Ландштейнер в 1900 году. В определенной им системе АВ0 различают по фенотипу четыре группы крови: I(0), II(А), III(В) и IV(АВ). Ген,
определяющий группу крови у человека по системе (АВ0) имеет три аллеля: IА, IВ, i0 (ген i0 рецессивный по отношению к IА и IIВ). У человека по фенотипу определены четыре группы крови: I (0), II (А), III (В), IV(АВ). Голубоглазая женщина (а), имеющая I (0) группу крови, вступает в брак с дигетерозиготным кареглазым мужчиной, имеющим третью группу крови (III – В). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы возможного потомства. Какое соотношение потомства по фенотипу группы крови ожидается у этой супружеской пары?

Подготовка к ЕГЭ 11 "А"

Подготовка к ЕГЭ 11 "А" запись закреплена

Задания части С
С6. У собак чёрная шерсть доминирует над коричневой, а длинная шерсть над короткой (гены не сцеплены). От чёрной длинношёрстной самки при анализирующем скрещивании получено потомство: 3 чёрных длинношёрстных щенка, 3 коричневых длинношёрстных. Определите генотипы родителей и потомства, соответствующие их фенотипам. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты

Подготовка к ЕГЭ 11 "А"

Подготовка к ЕГЭ 11 "А" запись закреплена

Задания части С
С6. Черный хохлатый петух скрещен с такой же курицей. От них получены 20 цыплят: 10 чёрных хохлатых, 5 бурых хохлатых, 3 чёрных без хохла и 2 бурых без хохла . Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков. Объясните получение четырёх фенотипических групп с точки зрения цитологических основ скрещивания. Доминантные признаки – чёрное оперение (А) и хохлатость (В).

Подготовка к ЕГЭ 11 "А"

Подготовка к ЕГЭ 11 "А" запись закреплена

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, и исправьте их.

1.У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ. 2. Они дышат, питаются, растут и размножаются. 3. При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. 4.Растения растут только в первые годы жизни. 5. Наряду с растениями автотрофами, существуют гетеротрофы, это паразитические растения. 6. Все растения распространяются с помощью семян.

Подготовка к ЕГЭ 11 "А"

Подготовка к ЕГЭ 11 "А" запись закреплена

С2. По каким сосудам и какая кровь поступает в камеры сердца, обозначенные на рисунке цифрами 3 и 5? С каким кругом кровообращения связана каждая из этих структур сердца?

Подготовка к ЕГЭ 11 "А"

Подготовка к ЕГЭ 11 "А" запись закреплена

Задача 3. Мужчина дальтоник, правша (его мать была левшой) женат на женщине с нормальным зрением (ее отец и мать были полностью здоровы), левше. Какие могут родиться дети у этой пары?

Лариса Станиславец

😥

Лиза, посмотри эту задачу еще раз, напутала.

Подготовка к ЕГЭ 11 "А"

Подготовка к ЕГЭ 11 "А" запись закреплена

Задача 2. Мужчина с карими глазами и 3 группой крови женился на женщине с карими глазами и 1 группой крови. У них родился голубоглазый ребенок с 1 группой крови. Определите генотипы всех лиц, указанных в задаче.

Подготовка к ЕГЭ 11 "А"

Подготовка к ЕГЭ 11 "А" запись закреплена

Основные понятия генетики
Ген — это участок молекулы ДНК, несущий информацию о первичной структуре одного белка. Ген — это структурная и функциональная единица наследственности.

Аллельные гены (аллели) — разные варианты одного гена, кодирующие альтернативное проявление одного и того же признака. Альтернативные признаки — признаки, которые не могут быть в организме одновременно.
Показать полностью.

Гомозиготный организм — организм, не дающий расщепления по тем или иным признакам. Его аллельные гены одинаково влияют на развитие данного признака.

Гетерозиготный организм — организм, дающий расщепление по тем или иным признакам. Его аллельные гены по-разному влияют на развитие данного признака.

Доминантный ген отвечает за развитие признака, который проявляется у гетерозиготного организма.

Рецессивный ген отвечает за признак, развитие которого подавляется доминантным геном. Рецессивный признак проявляется у гомозиготного организма, содержащего два рецессивных гена.

Генотип — совокупность генов в диплоидном наборе организма. Совокупность генов в гаплоидном наборе хромосом называется геномом.

Фенотип — совокупность всех признаков организма.

Законы Г. Менделя

Первый закон Менделя — закон единообразия гибридов F1

Этот закон выведен на основании результатов моногибридного скрещивания. Для опытов было взято два сорта гороха, отличающихся друг от друга одной парой признаков — цветом семян: один сорт имел желтую окраску, второй — зеленую. Скрещивающиеся растения были гомозиготными.

Для записи результатов скрещивания Менделем была предложена следующая схема:

А — желтая окраска семян
а — зеленая окраска семян

Р (родители) АА аа
Г (гаметы) А а
F1 (первое поколение) Аа
(все растения имели желтые семена)
Формулировка закона: при скрещивании организмов, различающихся по одной паре альтернативных признаков, первое поколение единообразно по фенотипу и генотипу.

Второй закон Менделя — закон расщепления

Из семян, полученных при скрещивании гомозиготного растения с желтой окраской семян с растением с зеленой окраской семян, были выращены растения, и путем самоопыления было получено F2.

Р (F1) Aa Aa
Г А; a А; a
F2 АА; Аа; Аа; аа
(75% растений имеют доминантный признак, 25% — рецессивный)
Формулировка закона: у потомства, полученного от скрещивания гибридов первого поколения, наблюдается расщепление по фенотипу в соотношении 3:1, а по генотипу — 1:2:1.

Третий закон Менделя — закон независимого наследования

Этот закон был выведен на основании данных, полученных при дигибридном скрещивании. Мендель рассматривал наследование двух пар признаков у гороха: окраски и формы семян.

В качестве родительских форм Мендель использовал гомозиготные по обоим парам признаков растения: один сорт имел желтые семена с гладкой кожицей, другой — зеленые и морщинистые.

А — желтая окраска семян, а — зеленая окраска семян,
В — гладкая форма, в — морщинистая форма.

Р ААВВ аавв
Г АВ ав
F1 АаВв
100% (желтые гладкие).
Затем Мендель из семян F1 вырастил растения и путем самоопыления получил гибриды второго поколения.

Р АаВв АаВв
Г АВ, Ав, аВ, ав АВ, Ав, аВ, ав
F2 Для записи и определения генотипов используется решетка Пеннета
Гаметы АВ Ав аВ ав
АВ ААВВ ААВв АаВВ АаВв
Ав ААВв Аавв АаВв Аавв
аВ АаВВ АаВв ааВВ ааВв
ав АаВв Аавв ааВв аавв
В F2 произошло расщепление на 4 фенотипических класса в соотношении 9:3:3:1. 9/16 всех семян имели оба доминантных признака (желтые и гладкие), 3/16 — первый доминантный и второй рецессивный (желтые и морщинистые), 3/16 — первый рецессивный и второй доминантный (зеленые и гладкие), 1/16 — оба рецессивных признака (зеленые и морщинистые).

При анализе наследования каждой пары признаков получаются следующие результаты. В F2 12 частей желтых семян и 4 части зеленых семян, т.е. соотношение 3:1. Точно такое же соотношение будет и по второй паре признаков (форме семян).

Формулировка закона: при скрещивании организмов, отличающихся друг от друга двумя и более парами альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всевозможных сочетаниях.

Третий закон Менделя выполняется только в том случае, если гены находятся в разных парах гомологичных хромосом.

При анализе признаков гибридов первого и второго поколений Мендель установил, что рецессивный ген не исчезает и не смешивается с доминантным. В F2 проявляются оба гена, что возможно только в том случае, если гибриды F1 образуют два типа гамет: одни несут доминантный ген, другие — рецессивный. Это явление и получило название гипотезы чистоты гамет: каждая гамета несет только один ген из каждой аллельной пары. Гипотеза чистоты гамет была доказана после изучения процессов, происходящих в мейозе.

Этот метод был предложен Менделем для выяснения генотипов организмов с доминантным признаком, имеющих одинаковый фенотип. Для этого их скрещивали с гомозиготными рецессивными формами.

Если в результате скрещивания все поколение оказывалось одинаковым и похожим на анализируемый организм, то можно было сделать вывод: исходный организм является гомозиготным по изучаемому признаку.

Если в результате скрещивания в поколении наблюдалось расщепление в соотношении 1:1, то исходный организм содержит гены в гетерозиготном состоянии.

Наследование групп крови (система АВ0)

Наследование групп крови в этой системе является примером множественного аллелизма (это существование у вида более двух аллелей одного гена). В человеческой популяции имеется три гена (i0, IА, IВ), кодирующие белки-антигены эритроцитов, которые определяют группы крови людей. В генотипе каждого человека содержится только два гена, определяющих его группу крови: первая группа i0i0; вторая IАi0 и IАIА; третья IВIВ и IВi0 и четвертая IАIВ.

Наследование признаков, сцепленных с полом

У большинства организмов пол определяется во время оплодотворения и зависит от набора хромосом. Такой способ называют хромосомным определением пола. У организмов с таким типом определения пола есть аутосомы и половые хромосомы — Y и Х.

У млекопитающих (в т.ч. у человека) женский пол обладает набором половых хромосом ХХ, мужской пол — ХY. Женский пол называют гомогаметным (образует один тип гамет); а мужской — гетерогаметным (образует два типа гамет). У птиц и бабочек гомогаметным полом являются самцы (ХХ), а гетерогаметным — самки (ХY).

Читайте также: