При скрещивании красноплодного и желтоплодного томатов у f1

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 21.09.2024

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

Решение задач по генетике Задания ЕГЭ С6 Подготовила учитель биологии МКОУ СОШ №4 Буланова И. И.

ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ И СЦЕПЛЕННОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ ПРИ СКРЕЩИВАНИИ ТОМАТА С ГЛАДКИМИ МНОГОКАМЕРНЫМИ ПЛОДАМИ С РАСТЕНИЕМ, ИМЕЮЩИМ ОПУШЁННЫЕ ДВУХКАМЕРНЫЕ ПЛОДЫ, В F1 ВСЕ РАСТЕНИЯ ИМЕЛИ ГЛАДКИЕ МНОГОКАМЕРНЫЕ ПЛОДЫ. ПРИ СКРЕЩИВАНИИ МЕЖДУ СОБОЙ ГИБРИДОВ F1 БЫЛИ ПОЛУЧЕНЫ РАСТЕНИЯ: С ГЛАДКИМИ МНОГОКАМЕРНЫМИ ПЛОДАМИ И ОПУШЁННЫМИ ДВУХКАМЕРНЫМИ ПЛОДАМИ. ОПРЕДЕЛИТЕ ГЕНОТИП РОДИТЕЛЕЙ, ГЕНОТИПЫ И ФЕНОТИПЫ ПОТОМКОВ. СОСТАВЬТЕ СХЕМУ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ. КАКИЕ ЗАКОНЫ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ ПРОЯВЛЯЮТСЯ В ДАННЫХ СКРЕЩИВАНИЯХ?

Схема решения задачи 1) aabb x AABB (опушённые двухкамерные скрестили с гладкими многокамерными) F1- 100% AaBb гладкие многокамерные 2) AaBb x AaBb (гладкие многокамерные скрестили с гладкими многокамерными) F2 - 1AABB, 2AaBb (гладкие многокамерные) и 1aabb (опушённые двухкамерные) В F1 проявляется закон доминирования, в F2 – закон сцепленного наследования, что приводит к появлению 2х фенотипических групп

ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ И НЕПОЛНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ СКРЕСТИЛИ БЕЗУСЫЕ РАСТЕНИЯ ЗЕМЛЯНИКИ С БЕЛЫМИ ПЛОДАМИ И РАСТЕНИЯ ЗЕМЛЯНИКИ, ОБРАЗУЮЩИЕ УСЫ, С РОЗОВЫМИ ПЛОДАМИ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОЛУЧИЛИ БЕЗУСЫЕ С РОЗОВЫМИ ПЛОДАМИ И РАСТЕНИЯ, ОБРАЗУЮЩИЕ УСЫ С РОЗОВЫМИ ПЛОДАМИ. ПРИ СКРЕЩИВАНИИ БЕЗУСЫХ РАСТЕНИЙ С БЕЛЫМИ ПЛОДАМИ С РАСТЕНИЯМИ, ОБРАЗУЮЩИМИ УСЫ, ВСЕГДА ПОЛУЧАЛИ ТОЛЬКО РАСТЕНИЯ, ОБРАЗУЮЩИЕ УСЫ С БЕЛЫМИ ПЛОДАМИ. ОПРЕДЕЛИТЕ ГЕНОТИПЫ РОДИТЕЛЕЙ И ГИБРИДОВ F1, F2. СОСТАВЬТЕ СХЕМЫ СКРЕЩИВАНИЙ. КАКОЙ ЗАКОН ПРОЯВЛЯЕТСЯ?

Схема решения задачи 1) P aabb x AaBB (безусые с белыми плодами скрестили с образующими усы с розовыми плодами) F1 – AaBb образуюие усы с розовыми плодами aaBb безусые с розовыми плодами 2) P aabb x Aabb (безусые с белыми плодами скрестили с образующими усы с белыми плодами) F2 AaBB образующие усы с белыми плодами 3) проявляется закон независимого наследования признаков

СЦЕПЛЕННОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ У ЧЕЛОВЕКА КАТАРАКТА (R) – ВРОЖДЁННОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ ГЛАЗ И ОДНА ИЗ ФОРМ АНЕМИИ – ЭЛЛИПТОЦИТОЗ (W) НАСЛЕДУЮТСЯ СЦЕПЛЕННО, КАК АУТОСОМНО-ДОМИНАНТНЫЕ ПРИЗНАКИ. В СЕМЬЕ, ГДЕ МАТЬ ЗДОРОВА, А ОТЕЦ СТРАДАЕТ КАТАРАКТОЙ И АНЕМИЕЙ, ДВОЕ ДЕТЕЙ. СЫН УНАСЛЕДОВАЛ ПРИЗНАКИ МАТЕРИ, А ИХ ДОЧЬ – ПРИЗНАКИ ОТЦА. ДОЧЬ ВЫХОДИТ ЗАМУЖ ЗА ЗДОРОВОГО МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА. КАКОЕ ПОТОМСТВО МОЖНО ОЖИДАТЬ? ОПРЕДЕЛИТЕ ГЕНОТИПЫ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ, А ТАКЖЕ ГЕНОТИПЫ И ФЕНОТИПЫ ВОЗМОЖНЫХ ПОТОМКОВ. КАКОЙ ЗАКОН ПРОЯВЛЯЕТСЯ?

Схема решения задачи 1) P rrww x RrWw (мать здорова у отца катаракта, анемия) F1 RrWw ( девочка с катарактой, анемией) rrww (мальчик здоров) 2) P RrWw x rrww (мать с катарактой, анемией, отец здоров) F2 – RrWw катаракта, анемия rrww норма 3)гены R и W сцеплены, кроссинговер не происходит; наблюдается закон сцепленного наследования Т.Моргана

СЦЕПЛЕННОЕ С ПОЛОМ НАСЛЕДОВАНИЕ У КАНАРЕЕК НАЛИЧИЕ ХОХОЛКА НАСЛЕДУЕТСЯ КАК АУТОСОМНЫЙ ДОМИНАНТНЫЙ ПРИЗНАК, А ЗЕЛЁНАЯ ОКРАСКА ОПЕРЕНИЯ КАК ДОМИНАНТНЫЙ ПРИЗНАК, ЛОКАЛИЗОВАННЫЙ В Х-ХРОМОСОМЕ. ПРИ СКРЕЩИВАНИИ ЗЕЛЁНОГО НЕХОХЛАТОГО САМЦА С КОРИЧНЕВОЙ ХОХЛАТОЙ САМКОЙ ПОЛУЧИЛИ ПОТОМСТВО: 50% -ХОХЛАТЫЕ, 50% - БЕЗ ХОХЛА. ОПРЕДЕЛИТЕ ГЕНОТИПЫ РОДИТЕЛЕЙ, ГЕНОТИПЫ, ФЕНОТИПЫ И ПОЛ ПОТОМКОВ. КАКОВ МЕХАНИЗМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛА У ПТИЦ?

Схема решения задачи 1) ♀ AaXвY x ♂ aaXBXB (коричневая хохлатая и зелёный без хохла) 2)зелёные с хохлом: ♂ AaXBXb , ♀ AaXBY, зелёные без хохла: ♂aaXBXb, ♀ aaXBY 3) гомогаметными по полу являются самцы(XX), гетерогаметными – самки (XY)

ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ ПРИ ОПЫЛЕНИИ КРАСНОПЛОДНЫХ АБРИКОСОВ НОРМАЛЬНОГО РОСТА ПЫЛЬЦОЙ ЖЁЛТОПЛОДНЫХ КАРЛИКОВЫХ РАСТЕНИЙ ВСЁ ПОКОЛЕНИЕ БЫЛО ЕДИНООБРАЗНО – НОРМАЛЬНОГО РОСТА С КРАСНЫМИ ПЛОДАМИ. ПРИ СКРЕЩИВАНИИ ДРУГОЙ ПАРЫ РАСТЕНИЙ С ТАКИМИ ЖЕ ФЕНОТИПАМИ В ПОТОМСТВЕ НАБЛЮДАЛОСЬ РАСЩЕПЛЕНИЕ:1/4 – КРАСНОПЛОДНЫЕ НОРМАЛЬНОГО РОСТА, ¼ - КРАСНОПЛОДНЫЕ КАРЛИКИВОВГО РОСТА, ¼ - ЖЁЛТОПЛОДНЫЕ НОРМАЛЬНОГО РОСТА, ¼ - ЖЁЛТОПЛОДНЫЕ КАРЛИКОВЫЕ. ОПРЕДЕЛИТЕ ГЕНОТИПЫ РОДИТЕЛЕЙ И ПОТОМСТВА. КАК ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ДОМИНАНТНЫЕ ПРИЗНАКИ?

Схема решения задачи 1) P AABB X aabb (красноплодные нормального роста скрестили с жёлтоплодными карликового роста) F1 AaBb красноплодные нормального роста 2) P AaBb X aabb (красноплодные нормального роста скрестили с жёлтоплодными карликового роста) F1 AaBb – красноплодные нормального роста, Aabb – красноплодные карликового роста, aaBb – жёлтоплодные нормального роста, Aabb – жёлтоплодные карликового роста 3)Гены, определяющие красный цвет плодов и нормальный рост – доминантные, так как при 1м скрещивании всё поколение красноплодное нормального роста. Независимое наследование признаков, так как во 2м скрещивании произошло расщепление в соотношении 1:1:1:1

СЦЕПЛЕННОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ ПРИ СКРЕЩИВАНИИ МУХ ДРОЗОФИЛ С СЕРЫМ ТЕЛОМ И НОРМАЛЬНЫМИ КРЫЛЬЯМИ С МУХАМИ ДРОЗОФИЛАМИ С ЧЁРНЫМ ТЕЛОМ И ЗАЧАТОЧНЫМИ КРЫЛЬЯМИ ВСЁ ПОКОЛЕНИЕ ИМЕЛО СЕРОЕ ТЕЛО И НОРМАЛЬНЫЕ КРЫЛЬЯ. ПРИ СКРЕЩИВАНИИ ДРУГОЙ ПАРЫ С ТАКИМИ ЖЕ ФЕНОТИПАМИ ПОЛУЧИЛИ ПОЛОВИНУ ОСОБЕЙ С СЕРЫМ ТЕЛОМ И НОРМАЛЬНЫМИ КРЫЛЬЯМИ И ПОЛОВИНУ ОСОБЕЙ С ЧЁРНЫМ ТЕЛОМ И ЗАЧАТОЧНЫМИ КРЫЛЬЯМИ. ОПРЕДЕЛИТЕ ГЕНОТИПЫ РОДИТЕЛЕЙ И ПОТОМСТВА. ОБЪЯСНИТЕ ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. КАК ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ДОМИНАНТНЫЕ ПРИЗНАКИ?

Схема решения задачи 1) P AABB x aabb (серое тело нормальные крылья скрестили с чёрным телом зачаточными крыльями) F1 AaBb – серое тело нормальные крылья 2) P AaBb x aabb (серое тело нормальные крылья скрестили с чёрным телом зачаточными крыльями) F1 AaBb – серое тело нормальные крылья, aabb – чёрное тело зачаточные крылья 3)Гены, определяющие серое тело и нормальные крылья, являются доминантными, так как при 1м скрещивании всё поколение серое с нормальными крыльями. Сцепленное наследование, так как при 2м скрещивании произошло расщепление в соотношении 1:1

СЦЕПЛЕННОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ ПРИ СКРЕЩИВАНИИ КРОЛИКОВ С ОДНОТОННЫМ (ДИКИМ) ОКРАСОМ ШЕРСТИ И КОРОТКИМ ТИПОМ ШЕРСТИ С КРОЛИКАМИ С ПЯТНИСТЫМ (ГОЛЛАНДСКИМ) ОКРАСОМ ШЕРСТИ И ДЛИННЫМ (АНГОРСКИМ) ТИПОМ ШЕРСТИ ВСЁ ПОКОЛЕНИЕ БЫЛО ЕДИНООБРАЗНО И ИМЕЛО ОДНОТОННУЮ КОРОТКУЮ ШЕРСТЬ. ПРИ СКРЕЩИВАНИИ ДРУГОЙ ПАРЫ С ТАКИМИ ЖЕ ФЕНОТИПАМИ ПОЛУЧИЛИ ПОЛОВИНУ С ОДНОТОННОЙ КОРОТКОЙ ШЕРСТЬЮ И ПОЛОВИНУ С ПЯТНИСТОЙ ДЛИННОЙ ШЕРСТЬЮ. ОПРЕДЕЛИТЕ ГЕНОТИПЫ РОДИТЕЛЕЙ И ПОТОМСТВА. КАК ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ДОМИНАНТНЫЕ ПРИЗНАКИ?

Схема решения задачи 1) P AABB x aabb (однотонные с короткой шерстью скрестили с пятнистыми с длинной шерстью) F1 AaBb – однотонные с короткой шерстью 2) P AabB x aabb (однотонные с короткой шерстью скрестили с пятнистыми с длинной шерстью) F1 AaBb – однотонные с короткой шерстью , aabb – пятнистые с длинной шерстью 3) Гены, определяющие однотонную короткую шерсть – доминантные, так как при 1м скрещивании всё потомство однотонное с короткой шерстью. Сцепленное наследование, так как при 2м скрещивании расщепление в соотношении 1:1

КОДОМИНИРОВАНИЕ И ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ ГРУППА КРОВИ И РЕЗУС-ФАКТОР – АУТОСОМНЫЕ, НЕ СЦЕПЛЕННЫЕ ПРИЗНАКИ. ЖЕНЩИНА СО 2 ГРУППОЙ КРОВИ И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ РЕЗУС-ФАКТОРОМ, РОДИТЕЛИ КОТОРОЙ ИМЕЛИ ТАКУЮ ЖЕ ГРУППУ КРОВИ И РЕЗУС-ФАКТОР, ВЫХОДИТ ЗАУЖ ЗА МУЖЧИНУ С 3 ГРУППОЙ КРОВИ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ РЕЗУС-ФАКТОРОМ, МАТЬ КОТОРОГО ИМЕЛА 1 РЕЗУС-ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ КРОВЬ. ОПРЕДЕЛИТЕ ГЕНОТИПЫ ЖЕНЩИНЫ И МУЖЧИНЫ, ВОЗМОЖНЫЕ ГЕНОТИПЫ И ФЕНОТИПЫ ИХ ДЕТЕЙ. КАКОЙ ЗАКОН НАСЛЕДСТВЕННОСТИ ПРОЯВЛЯЕТСЯ?

Схема решения задачи 1) P ♀ AARR x ♂ B0rr ( у матери 2+, у отца 3-) 2)Возможные генотипы и фенотипы детей : F1 ABRr 4+, A0Rr 2+ 3) независимое наследование признаков

НЕПОЛНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ И ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ НА ПТИЦЕФАБРИКЕ ОТ СКРЕЩИВАНИЯ ЧЁРНЫХ КУРЧАВЫХ ПЕТУХОВ С БЕЛЫМИ КУРАМИ, ИМЕЮЩИМИ ГЛАДКОЕ ОПЕРЕНИЕ, ВСЕГДА ПОЛУЧАЛИ ПОТОМСТВО С ГОЛУБЫМ СЛАБОКУРЧАВЫМ ОПЕРЕНИЕМ. ПРИ АНАЛИЗИРУЮЩЕМ СКРЕЩИВАНИИ ПОТОМКОВ (ИЗ F1) ПОЛУЧАЛИ: ГОЛУБЫХ СЛАБОКУРЧАВЫХ,ГОЛУБЫХ ГЛАДКИХ, БЕЛЫХ СЛАБОКУРЧАВЫХ, БЕЛЫХ ГЛАДКИХ. ОПРЕДЕЛИТЕ ГЕНОТИПЫ РОДИТЕЛЕЙ И ПОТОМКОВ В F1 И F2. ОБЪЯСНИТЕ ХАРАКТЕР НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ.

Схема решения задачи 1) P ♀ aaee x ♂ AAEE (Белую с гладким оперением скрестили с чёрным курчавым) F1 AaEe – голубые слабокурчавые 2) P ♀ AaEe x ♂ aaee (голубую слабокурчавую скрестили белым гладким) F2 AaEe – голубые слабокурчавые Aaee – голубые гладкие aaEe – белые слабокурчавые Aaee – белые гладкие 3) неполное доминирование; чёрное курчавое оперенение неполно доминирует над белым гладким, так как получили птиц с промежуточными признаками

СЦЕПЛЕННОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ У КУР ТЁМНАЯ КОЖА ДОМИНИРУЕТ НАД БЕЛОЙ, ПОЛОСАТОЕ ОПЕРЕНИЕ – НАД ЧЁРНЫМ. ГЕН, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЙ ОКРАСКУ ОПЕРЕНИЯ, ЛОКАЛИЗОВАН В Х-ХРОМОСОМЕ. СКРЕЩИВАЛИ ЧЁРНУЮ КУРИЦУ С ТЁМНОЙ КОЖЕЙ С ПОЛОСАТЫМ ПЕТУХОМ СО СВЕТЛОЙ КОЖЕЙ. ВСЕ ЦЫПЛЯТА ОКАЗАЛИСЬ ПОЛОСАТЫМИ, ИЗ НИХ 50% ИМЕЛИ ТЁМНУЮ КОЖУ И 50 % - СВЕТЛУЮ. ОПРЕДЕЛИТЕ ГЕНОТИПЫ РОДИТЕЛЕЙ И ПОТОМКОВ. ОБЪЯСНИТЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СКРЕЩИВАНИЯ.

Схема решения задачи 1) P ♀ x ♂ aaXBXB (чёрную с тёмной кожей скрестили с полосатым со светлой кожей) F1 AaXBY ♀ полосатая с тёмной кожей AaXBXb ♂ полосатый с тёмной кожей aaXBY ♀ полосатая со светлой кожей aaXBXb ♂ полосатый со светлой кожей 3) у птиц гетерогаметными по полу являются самки

ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ У ФАСОЛИ ЖЁЛТАЯ ОКРАСКА БОБОВ ДОМИНИРУЕТ НАД ЗЕЛЁНОЙ ОКРАСКОЙ, А ЧЁРНАЯ ОКРАСКА СЕМЯН – НАД БЕЛОЙ. ПРИ СКРЕЩИВАНИИ ФАСОЛИ С ЖЁЛТЫМИ БОБАМИ И ЧЁРНЫМИ СЕМЕНАМИ С РАСТЕНИЕМ, ИМЕЮЩИМ ЖЁЛТЫЕ БОБЫ И БЕЛЫЕ СЕМЕНА, ПОЛУЧИЛИ 53 – ЖЁЛТЫЕ БОБЫ И ЧЁРНЫЕ СЕМЕНА, 48 - ЖЁЛТЫЕ БОБЫ И БЕЛЫЕ СЕМЕНА, 19 – ЗЕЛЁНЫЕ БОБЫ И ЧЁРНЫЕ СЕМЕНА, 15 – ЗЕЛЁНЫЕ БОБЫ И БЕЛЫЕ СЕМЕНА. ОПРЕДЕЛИТЕ ГЕНОТИПЫ РОДИТЕЛЕЙ И ПОТОМКОВ. КАК ОБЪЯСНИТЬ ПОЯВЛЕНИЕ 4Х ФЕНОТИПОВ?

Схема решения задачи 1)P AaBb x Aabb (жёлтые с чёрными семенами скрестили с жёлтыми с белыми семенами) F1 AABb – жёлтые чёрные, Aabb – жёлтые белые, AaBb – жёлтые чёрные, Aabb – жёлтые белые AaBb – жёлтые чёрные, Aabb – жёлтые белые, aaBb – зелёные чёрные, Aabb – зелёные белые 2) независимое наследование


1. Задача. При скрещивании двух сортов томатов с гладкой и опушенной кожицей в F1 все плоды оказались с гладкой кожицей. Определите генотипы исходных родительских форм (Р) и гибридов первого поколения (F1). Какое потомство можно ожидать при скрещивании полученных гибридов F1 между собой?
2. Решение. Если в результате скрещивания всё потомство имело

гладкую кожицу, то этот признак – доминантный (А), а опушенная кожица – рецессивный признак (а).
3. Так как скрещивались чистые линии томатов, значит, родители были гомозиготными.

Р (фенотип) гладкая кожица Х опушенная кожица

(генотип) АА аа
4. G (гаметы) А Х а

Гомозиготные особи дают только один тип гамет.
5. F1 (генотип) Аа

(фенотип) гладкая кожица
6. Р: (фенотип) гладкая кожица Х гладкая кожица

(генотип) Аа Аа
7. G: (гаметы) А , а А, а

Гетерозиготные особи дают два типа гамет.
8. F1 (генотип) АА, Аа, Аа, аа

3 части (75%) – плоды с гладкой кожицей (1 АА; 2 Аа)

1 часть (25%) – плоды с опушенной кожицей (аа)
Б) дигибридного скрещивания.

1. Задача. При скрещивании двух сортов томатов - с круглыми плодами и гладкой кожицей и с ребристыми плодами и опушенной кожицей - в F1 все плоды оказались круглые с гладкой кожицей. Определите генотипы исходных родительских форм (Р) и гибридов первого поколения (F1). Какое потомство можно ожидать при скрещивании полученных гибридов F1 между собой?
2. Решение. Если в результате скрещивания всё потомство имело

гладкую кожицу, то этот признак – доминантный (А), а опушенная кожица – рецессивный признак (а). Круглые плоды также являются доминантным признаком (В), а ребристые - рецессивным признаком (в).
3. Так как скрещивались чистые линии томатов, значит, родители были гомозиготными.

Р (фенотип) гладкая кожица, Х опушенная кожица,

круглые плоды ребристые плоды

(генотип) ААВВ аавв
4. G (гаметы) АВ Х ав

Гомозиготные особи дают только один тип гамет.
5. F1 (генотип) АаВв

(фенотип) гладкая кожица, круглые плоды
6. Р: (фенотип) гладкая кожица Х гладкая кожица

круглые плоды круглые плоды

(генотип) АаВв АаВв
7. G: (гаметы) АВ, Ав, аВ, ав Х АВ, Ав, аВ, ав

Гетерозиготные особи дают несколько типов гамет.
8. F2 генотипы

9 частей – круглые плоды с гладкой кожицей (1ААВВ, 2ААВв, 2АаВВ, 4АаВв)

3 части – круглые плоды с опушенной кожицей (1ААвв, 2Аавв)

3 части – ребристые плоды с гладкой кожицей (1ааВВ, 2ааВв)

1 часть – ребристые плоды с опушенной кожицей (1 аавв)

Задание. Составить схемы моногибридного (задания 1 и 2)
и дигибридного (задание 3) скрещиваний и записать ответы.

1. Какое потомство можно ожидать от скрещивания черного гомозиготного быка с красной коровой, если известно, что ген черной окраски (Д) доминирует над геном красной окраски (д)?

2. У морских свинок черный цвет шерсти (П) доминирует над белым цветом (п). При скрещивании двух черных свинок у них родились два детеныша – черный и белый. Каковы генотипы родителей?

3. У человека карий цвет доминирует над голубым, а способность лучше владеть правой рукой – над левой. Кареглазый правша жениться на голубоглазой левше. Какие могут быть дети, если обе их бабушки были голубоглазыми левшами?

1. У крупного рогатого скота ген безрогости (комолости) (Б) доминирует над геном рогатости (б). Какого результата можно ожидать от скрещивания гетерозиготного комолого быка с гетерозиготной комолой коровой?

2. При скрещивании коричневых полевок с черными получено потомство F1 черного цвета. Укажите генотипы родительских особей и гибридов F1.

3. Какими признаками будут обладать гибридные абрикосы, полученные в результате опыления гомозиготных красноплодных карликовых растений пыльцой гомозиготных желтоплодных растений нормального роста? Известно, что красный цвет плодов (В) – доминантный признак, желтый (в) – рецессивный; нормальный рост (М) – доминантный, карликовость (м) – рецессивный признак.

1. Какое потомство будет от красной коровы и гибридного быка, если известно, что ген черной окраски (Д) доминирует над геном красной окраски (д)?

2. У мышей желтая окраска (Ж) доминирует над черной (ж). Какое расщепление по генотипу и фенотипу будет в первом поколении, если учесть, что аллель желтой окраски в гомозиготном состоянии (ЖЖ) вызывает гибель эмбрионов?

3. Какие могут быть дети, если их родители - кареглазые правши, гетерозиготные по обоим признакам? У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а способность лучше владеть правой рукой - над леворукостью.

1. Дурман, имеющий пурпурные цветы, дал при самоопылении 30 потомков с пурпурными цветами и 9 с белыми. Определить доминантный признак. Какой генотип может иметь данное растение?

2. У крупного рогатого скота ген безрогости (комолости) (Б) доминирует над геном рогатости (б). Какого результата можно ожидать от скрещивания гетерозиготного комолого быка с гомозиготной комолой коровой?

3. У томатов высокий рост (В) доминирует над низким (в), а круглая форма плода (О) – над ребристой (о). Скрестили гомозиготные высокорослое растение с ребристыми плодами и низкорослое растение с круглыми плодами. Каково будет расщепление по фенотипу в F1? Каково будет расщепление в F2, если все растения в F1 будут размножаться самоопылением?

1. У мышей серая окраска (С) доминирует над черной (с). При скрещивании серой и черной мышей половина родившихся мышат была черной, половина серой. Каковы генотипы родителей?

2. Какие телята родятся от гибридных черных коровы и быка, если известно, что ген черной окраски (Ч) доминирует над геном красной окраски (ч)?

3. У томатов круглая форма плодов (Г) доминирует над грушевидной (г), а красная окраска плодов (П) – над желтой (п). Растение с красными круглыми плодами скрещено с растением, обладающим грушевидными желтыми плодами. Среди гибридов 25% растений дают красные круглые плоды, 25% - красные грушевидные, 25% - желтые круглые, 25% - желтые грушевидные. Каковы генотипы родителей?

1. У человека ген длинных ресниц (Д) доминирует над геном коротких ресниц (д). Женщина с длинными ресницами, у отца которой были короткие ресницы, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с короткими ресницами?

2. У крупного рогатого скота ген безрогости (комолости) (Б) доминирует над геном рогатости (б). Может ли от рогатых коровы и быка родиться комолый теленок?

3. Черная окраска шерсти (Ш) и висячее ухо (У) у собак доминируют над коричневой окраской (ш) и стоячим ухом (у). При скрещивании черной собаки с висячими ушами и коричневой собаки с висячими ушами в потомстве появились черные и коричневые щенки (50% на 50%) с висячими ушами. Каковы генотипы родителей?

1. Стандартные норки имеют коричневый мех, а алеутские – голубовато-серый, причем коричневая окраска (К) доминирует. Могут ли в потомстве у стандартных норок появиться алеуты?

2. У арбуза круглая форма (Ф) доминирует над удлиненной (ф). Можно ли при скрещивании арбузов с удлиненной формой получить круглоплодные арбузы? Ответ объясните.

3. У томатов круглая форма плодов (П) доминирует над грушевидной (п), а красная окраска плодов (Г) – над желтой (г). Растение с красными круглыми плодами скрещено с растением, обладающим грушевидными желтыми плодами. В потомстве 50% растений дают красные округлые плоды, и 50% - красные грушевидные. Каковы генотипы родителей?

1. У человека ген длинных ресниц (Р) доминирует над геном коротких ресниц (р). Женщина с длинными ресницами, у отца корой были короткие ресницы, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами?

2. У двух родителей с нормальной пигментацией родился ребенок -альбинос. Каковы генотипы родителей?

3. У овец белая окраска шерсти (Б) доминирует над черной (б), а рогатость (Р) доминирует над комолостью (безрогостью) (р). При скрещивании белого рогатого барана с черной рогатой овцой появился черный комолый ягненок. Каковы генотипы родителей?

1. При скрещивании полосатого и зеленого арбузов в потомстве были полосатые и зеленые арбузы в соотношении 1 : 1. Определите генотипы родителей, если зеленая форма арбузов (З) доминирует над полосатой (з).

2. Рыжие волосы (р) являются рецессивным признаком. Почему у рыжеволосых родителей не может родиться ребенок с нерыжими волосами?

3. У человека карий цвет доминирует над голубым, а способность лучше владеть правой рукой – над левой. Голубоглазый правша женится на кареглазой правше. У них родилось двое детей – кареглазый левша и голубоглазый правша. Каковы генотипы родителей?

1. Стандартные норки имеют коричневый мех, а алеутские – голубовато-серый, причем коричневая окраска (К) доминирует. При скрещивании стандартной норки с алеутской все потомство было коричневым. Каковы генотипы родителей?

2. У человека карликовость (Л) доминирует над нормальным ростом (л). Может ли у родителей маленького роста родиться ребенок среднего роста?

3. Черная окраска (Ч) у кошек доминирует над палевой (ч), а короткая шерсть (К) - над длинной (к). При скрещивании сиамской (короткошерстной палевой) кошки с черным длинношерстным котом все котята были черными с короткой шерстью. Каковы генотипы родителей?


-75%

Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?

Д ано:

а - гладкая окраска А - полосатая окраска

Р : $Ла х в АаНайти: Fi -?Решение.

Р : Аа х АаF 1 АА Аа Аа аа

пол. пол. пол. глад.

Ответ: 75%- с полосатой окраской, 25 % - с гладкой. Задача № 2.

Найдите возможные варианты гамет для организмов со сл дующими генотипами: АА, Вв, Сс, ДД.

Дано: Генотипы:

Найти: возможные варианты гамет -?Решение.

\)АА- гомозиготный организм, образует один тип гамет: А.

2) Вв - гетерозиготный организм, образует два типа гамет: В и в.

3) Сс-гетерозиготный организм, образует два типа гамет: С и с.

4)ДД- гомозиготный организм, образует один тип гамет: Д.

Ответ: \)А;2)В, в; 3) С, с; 4) Д.Задача № 3.

У человека карий цвет глаз доминирует над голубым. Определите генотипы и фенотипы потомства от брака кареглазых гетерозиготных родителей.

Примечание. Если в задаче речь идет о людях, то вводятся следующие обозначения родителей: О - женщина; - мужчина.

Дано:

А - карие глаза а - голубые глаза

Р:0 -Аа -АаНайти: Fi -?Решение Р : А а А аF 1 АА : Аа : Aа : аа

кар. кар. кар. гол.

1 : 2 : 1 - по генотипу; 3 : 1 - по фенотипу.

Ответ: \АА:2 Аа : 1 аа; 3 детей с карими и один с голубыми глазами.

Умение человека владеть преимущественно правой рукой доминирует над умением владеть преимущественно левой рукой. Мужчина-правша, мать которого была левшой, женился на женщине-правше, имеющей трех братьев и сестер, двое из которых левши. Определите возможные генотипы женщины и вероятность того, что дети, родившиеся от этого брака, будут левшами.

Дано:

А - умение владеть правой рукой

а - умение владеть левой рукой

Р:0 -А? -АаНайти: возможные генотипы женщины - ? F 1 левши - ?Решение.

1) Генотип мужчины Аа, так как в условии задачи сказано, что он правша, а мать его была левша.

2) Генотип женщины может быть АА или Аа, так как она имела братьев и сестер - левшей. Рассмотрим оба варианта:

Р: А А х А аG: А Аа100 % правшей

G: А а А аF 1 : АА Аа Аа аа 75%-правши прав. прав. прав, лев 25 % - левши

Ответ: если женщина гомозиготна, то вероятность рождения левшей будет 0; если гетерозиготна,

то левшей родится 25 %.

При скрещивании гетерозиготных красноплодных томатов с желтоплодными получено 352 растения, имеющих красные плоды. Остальные растения имели желтые плоды. Определите, сколько растений имело желтую окраску?

Д ано:

А - красноплодные а - желтоплодные

Р:Аа х АаН а й т и : Fi желтоплодных - ?Решение.

Р: Аа х ааG А а аF1 : АА : аакраен, жел.

50 % - красноплодных растений;

Если красноплодных растений получено 352, то желтоплодных получено тоже 352 растения.

Ответ: 352 растения.

Миоплегия (периодические параличи) наследуется как до минантный признак. Определите вероятность рождения детей с аномалиями в семье, где отец гетерозиготен, а мать не страда ет миоплегией.

Д ано:

А - миоплегия а - здоровы

Р:0 -Аа -ааНайти:

Fi с аномалией - ?Решение.

Р: а а х Аа а А абольны здоровы

50 % детей будут страдать миоплегией,

50 % детей будут здоровы.

Ответ: вероятность рождения детей с аномалиями составит 50 %.

У томатов ген, определяющий красную окраску плодов, доминантен по отношению к гену желтой окраски. Полученный из гибридных семян 3021 куст томатов имел желтую окраску, а 9114 кустов - красную.

Вопрос: а) сколько гетерозиготных растений среди гибридов? б) относится ли данный признак (окраска плодов) к менде-лирующим?

Дано: А - красная окраска плодов,

а - желтая окраска плодов,

Fi: 3021 куст - желтоплодные; 9114 - красноплодные растения

Найти:

а) Fi гетерозиготных растений - ?б) относится ли признак (окраска плодов) к менделирующим?

1) Из условия задачи видно, что соотношение желтоплодных растений (3021 куст) и красноплодных (9114 кустов) составляет 3:1. Значит, генотип родителей: Аа.

F1 АА :Аа:Аа : аакр. кр. кр. жел.

25 % - красноплодных гомозиготных растений;

50 % - красноплодных гетерозиготных растений, или 2/3 всех красноплодных;

25 % - желтоплодных гомозиготных растений.

2) Подсчитаем количество гетерозиготных растений, составляющих 2/3 от числа всех красноплодных:

(9114:3)2 = 6742 растения.

Ответ: а) 6742 растения; б) относится.

ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ, АНАЛИЗИРУЮЩЕЕ СКРЕЩИВАНИЕ

Сколько типов гамет и какие образует особь с генотипом АаВвСс?

Дано:

Найти:

а) количество типов гамет;

а) Подсчитаем количество типов гамет

по известной формуле х = 2"; х = 23 = 8.

б) Особь с генотипом АаВвСс образует следующие типы гамет: ABC; АвС; Авс; аВС; авс; авС; АВс; аВс.

О т в е т: а) 8 типов гамет;

б) АВС; АвС; Авс; аВС; авс; авС; АВс; аВс.

Полидактилия (шестипалость) и близорукость передаются как доминантные признаки. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, если оба родителя страдают обоими недостатками и при этом являются гетерозиготами по обоим признакам?

Дано:

А - полидактилия а - здоровые В - близорукость в - здоровые Р : О АаВв АаВвРешение.

Р: АаВв х АаВвG АВ Ав аВ ав АВ Ав аВ авНайти:

Fj без аномалий -? \^ О \ АВ АваВавАВ ААВВ

пол. близ. ААВвпол. близ. АвВвпол. близ АаВв пол. близ.

АвААВвпол. близ. ААввпол. здор. АаВв пол. близ. Аавв пол. здор.

аВАаВВпол. близ. АаВв пол. близ. ааВВздор. близ. ааВвздор. близ'

авАаВвпол. близ. Ааввпол. близ. ааВвздор. близ. ааввздор. здор'

Ответ: вероятность рождения детей без аномалий составляет 1/16.

У человека косолапость доминирует над нормальным строением стопы, а нормальный обмен углеводов - над сахарным диабетом. Женщина, имеющая нормальное строение стопы и нормальный обмен углеводов, вышла замуж за косолапого мужчину с нормальным обменом веществ. От этого брака родилось двое детей, у одного развивалась косолапость, а у другого -сахарный диабет.

Вопросы:

а) Можно ли определить генотипы родителей по фенотипу их детей?

б) Какие еще генотипы и фенотипы детей возможны в данной семье?

Д ано:

В - нормальный обмен углеводов

в - сахарный диабет

Р: нормальная х косолапость,

стопа и нор- нормальный

мальный об- обмен углеводов

Fi: косолапость, нормальный обмен углевводов ---------- сахарный диабет, нормальная стопа

Н а й т и: а) генотипы Р - ?;

б) возможные генотипы и фенотипы детей в данной семье.

а) По фенотипу детей можно определить генотипы родителей: так как мать имеет нормальную стопу (аа), а первый ребенок косолапый, то ген косолапости он получил от отца, генотип которого по этому признаку будет Аа. По углеводному обмену родители здоровы, а ребенок болен сахарным диабетом, следовательно их генотипы по этому признаку будут Вв.

Р : ааВв О - АаВвG: аВ ав АВ Ав аВ авАВ АваВаваВАаВВАаВвааВВааВакос. кос. нор.здор. нор.здор.

авааВвАаввааВвааввкос. кос.сах. нор.здор. нор.стопаздордиабет стопа сах.диабетОтвет: а) Р: ааВв, АаВв; б) в данной семье возможны еще 4 генотипа детей: АаВв, ааВВ, ааВв, Аавв и 2 фенотипа: 1) нормальное строение стопы и нормальный обмен углеводов; 2) косолапый с сахарным диабетом.

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Общая биология 10-11 класс профильный уровень: в заданиях, упражнениях, тестах. Общая биология 9 класс: подготовка к ГИА ЕГЭ.

Образовательный блог учителя биологии Ивановой Ирины Анатольевны

  • Главная страница
  • Содержание блога
  • ЕГЭ по биологии 11 класс
  • ОГЭ (ГИА) по биологии 9 класс
  • Подготовительные курсы
  • Пособия по биологии
  • Пособия по химии
  • Вопросы и ответы
  • Полезные ссылки
  • Готовимся к контрольным
  • Круг чтения
  • Советы
  • Как работать с блогом
  • Визитка

вторник, 20 декабря 2011 г.

Задачи на моногибридное скрещивание

При оформлении задач необходимо уметь пользоваться символами, принятыми в традиционной генетике и приведенными ниже:
♀ женский организм
♂ мужской организм
× знак скрещивания
P родительские организмы
F1, F2 дочерние организмы первого и второго поколения
А, В, С. гены, кодирующие доминантные признаки
а, b, с. аллельные им гены, кодирующие рецессивные признаки
АА, ВВ, СС. генотипы особей, моногомозиготных по доминантному признаку
Аа, Вb, Сс. генотипы моногетерозиготных особей
аа, bb, сс. генотипы рецессивных особей
АаВb, AaBbCc генотипы ди- и тригетерозигот
А , а , АВ , cd гаметы

А – желтая окраска семян, а – зеленая окраска семян.
Запись в буквенной форме:
Р ♀Аа × ♂aа
желтая зеленая
гаметы A a a
F1 Aa aa
желтая зеленая
50% 50%

При написании схемы скрещивания (брака) обязательно следует указывать фенотипы всех рассматриваемых особей, поколение, к которому они принадлежат (F1, F2 и т.д.), а также пол родителей и потомства. Гаметы следует обвести кружком (при невыполнении этого можно спутать гаметы с генами генотипа).

Правила для решения задач:
1. Каждая гамета получает гаплоидный набор хромосом (генов). Все хромосомы (гены) имеются в гаметах.
2. В каждую гамету попадает только одна гомологичная хромосома из каждой пары (только один ген из каждой аллели).
3. Число возможных вариантов гамет равно 2n, где n – число хромосом, содержащих гены в гетерозиготном состоянии.
4. Одну гомологичную хромосому (один аллельный ген) из каждой пары ребенок получает от отца, а другую (другой аллельный ген) – от матери.
5. Гетерозиготные организмы при полном доминировании всегда проявляют доминантный признак. Организмы с рецессивным признаком всегда гомозиготны.

Читайте также: