При скрещивании гороха с серой окраской

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 21.09.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Задачи на сцепленное наследование

Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.

А - серое тело, а - черное тело
B - нормальные крылья, b - укороченные крылья

AB

ab

ab

ab

AB

ab

ab

ab

Если кроссинговер не происходит, то у дигетерозиготного родителя образуется только два вида гамет (полное сцепление).

Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговера не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом проявляется?

А - гладкие семена, а - морщинистые семена
B - наличие усиков, b - без усиков

AB

ab

ab

ab

AB

ab

ab

ab

морщинист.
семена,
без усов

Если кроссинговер не происходит, то у дигетерозиготного родителя образуется только два вида гамет (полное сцепление).

Если при анализирующем скрещивании всё потомство получилось одинаковым, значит анализируемый организм был доминантной гомозиготой (закон единообразия).

bv

bv

BV

BV

BV

bv

BV

bv

BV

BV

BV

bv

BV

bv

bv

bv

Во втором скрещивании проявляется закон сцепленного наследования, поскольку у организма BV/bv образуется только два вида гамет BV и bv, а гаметы Bv и bV не образуются.

При скрещивании душистого горошка с яркой окраской цветов и усами с растением с бледной окраской цветков и без усов (гены сцеплены) в F1 все растения были с яркими цветками и усами. При скрещивании между собой гибридов F1 были получены растения: с яркими цветками и усами, бледными цветками и без усов. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1 и F2. Какие законы наследственности проявляются в данных скрещиваниях? Объясните появление двух фенотипических групп особей в F2.

В F1 все потомство получилось одинаковым. Следовательно, скрещивали двух гомозигот, проявившиеся в F1 признаки являются доминантными.

А - яркие цветки, a - бледные цветки
B - усы, b - без усов.

AB

AB

ab

ab

AB

ab

AB

ab

AB

ab

AB

AB

AB

ab

AB

ab

ab

ab

бледные цветки.
без усов

В первом скрещивании проявился закон единообразия, во втором – закон сцепления. Две (а не четыре) фенотипические группы появились из-за сцепления генов.

При скрещивании самок мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (доминантные признаки) с самцами с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки) в потомстве были обнаружены не только особи с серым телом, нормальными крыльями и черным телом, укороченными крыльями, но и небольшое число особей с серым телом, укороченными крыльями и черным телом, нормальными крыльями. Определите генотипы родителей и потомства, если известно, что доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены. Составьте схему скрещивания. Объясните полученные результаты.

А - серое тело, а - черное тело
B - нормальные крылья, b - укороченные крылья

AB

ab

ab

ab

AB

ab

ab

ab

Ab

ab

aB

ab

Небольшое количество особей с серым телом, укороченными крыльями и черным телом, нормальными крыльями объясняется тем, что они возникли из яйцеклеток, в которых произошла рекомбинация из-за кроссинговера.

При скрещивании растений кукурузы с гладкими окрашенными зернами с растением, дающим морщинистые неокрашенные семена, в первом поколении все растения давали гладкие окрашенные зерна. При анализирующем скрещивании гибридов из F1 в потомстве было четыре фенотипические группы: 1200 гладких окрашенных, 1215 морщинистых неокрашенных, 309 гладких неокрашенных, 315 морщинистых окрашенных. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родитетелй и потомства в двух скрещиваниях. Объясните формирование четырех фенотипических групп во втором скрещивании.

Поскольку в первом поколении получилось единообразие (первый закон Менделя), следовательно, скрещитвали гомозигот, в F1 получилась дигетерозигота, несущая доминантные признаки.

А - гладкие зерна, а - морщинистые зерна.
B - окрашенные зерна, b - неокрашенные зерна.

Анализирующее скрещивание – это скрещивание с рецессивной гомозиготой. Поскольку во втором поколении получилось неравная численность фенотипических групп, следовательно, имело место сцепленное наследование. Те фенотпические группы, которые представлены в большом количестве, получены из нормальных гамет со сцепленными генами, а группы, представленные в малом количестве – из рекомбинантных гамет, сцепление в которых было нарушено из-за кроссинговера в мейозе.

AB

AB

ab

ab

AB

ab

AB

ab

ab

ab

нормальные гаметы
со сцеплением, много

рекомбинантные гаметы
с нарушенным
сцеплением, мало

AB

ab

ab

ab

Ab

ab

aB

ab

Формирование четырех фенотипических групп проихошло из-за кроссинговера, которые привел к частичному нарушению сцепления.

При скрещивании дигетерозиготного высокого растения томата с округлыми плодами и карликового (a) растения с грушевидными плодами (b) в потомстве получено расщепление по фенотипу: 12 растений высоких с округлыми плодами; 39 – высоких с грушевидными плодами; 40 – карликовых с округлыми плодами; 14 – карликовых с грушевидными плодами. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.

а – карликовое растение, А – высокое растение
b – грушевидные плоды, B – округлые плоды

Дигетерозиготное растение имеет генотип AaBb, карликовое растение с грушевидными плодами – aabb. Поскольку количество потомков получилось неравное (не 1:1:1:1), следовательно, происходит сцепление. Те фенотипические группы, которые представлены в большом количестве (39+40), получены из нормальных гамет со сцепленными генами, а группы, представленные в малом количестве (12+14) – из рекомбинантных гамет, сцепление в которых было нарушено из-за кроссинговера в мейозе. Признаки нормальных потомков "высокий грушевидный" и "карликовый округлый", следовательно, эти гены находятся в одной хромосоме, дигетерозиготный родитель Ab//aB.

Ab

aB

ab

ab

Ab

ab

aB

ab

AB

ab

ab

ab

У одного родителя образуется четыре вида гамет, а у другого – один. Cочетание приводит к получению четырех фенотипических групп потомства. Нормальных гамет получается больше, чем рекомбинантных, поэтому нормального потомства (полученного из нормальных гамет) получается больше, чем рекомбинантного (полученного из рекомбинантных гамет).

При скрещивании дигетерозиготного растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами и растения с морщинистыми (a) неокрашенными (b) семенами в потомстве получено расщепление по фенотипу: 100 растений с гладкими окрашенными семенами; 1500 – с морщинистыми окрашенными; 110 – с морщинистыми неокрашенными; 1490 – с гладкими неокрашенными. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.

а – морщинистые семена, А – гладкие семена
b – неокрашенные семена, B – окрашенные семена

Дигетерозиготное растение имеет генотип AaBb, растение с морщинистыми неокрашенными семенами – aabb. Поскольку количество потомков получилось неравное (не 1:1:1:1), следовательно, происходит сцепление. Те фенотипические группы, которые представлены в большом количестве (1500+1490), получены из нормальных гамет со сцепленными генами, а группы, представленные в малом количестве (100+110) – из рекомбинантных гамет, сцепление в которых было нарушено из-за кроссинговера в мейозе. Признаки нормальных потомков "морщинистые окрашенные" и "гладкие неокрашенные", следовательно, эти гены находятся в одной хромосоме, дигетерозиготный родитель Ab//aB.

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

ген признак
А серое
а белое

Р Аа х Аа
G А а А а
F1 АА Аа Аа аа
сер сер сер бел
118 растений 39 растений

Р Аа х аа
G А а а
F1 Аа аа
сер бел
50% 50%

ответ: исходные растения имели Аа - гетерозиготный генотип

+

спинной мозг выполняет две основные функции: рефлекторную и проводниковую. рефлекторная функция спинного мозга обеспечивает движение. через спинной мозг проходят рефлекторные дуги, с которыми связано сокращение мышц тела (кроме мышц головы). пример простейшего двигательного рефлекса — коленный рефлекс. спинной мозг вместе с головным мозгом регулирует работу внутренних органов: сердца, желудка, мочевого пузыря, половых органов.

Строение паука-крестовика. паук-крестовик – обыкновенный обитатель наших лесов. это­го паука, имеющего желтовато-коричневую или почти черную окраску, легко распознать по белому крестообразному пятну на спинной стороне тела. этой особенности его и называют крестовиком. окраска его имеет защитное значение, она делает его незаметным в полумраке среди густого кустарника, между стволами деревьев. некоторыми признаками строения паук-крестовик напоминает речного рака, но вместе с тем отличается от него рядом особенностей, связанных с иным образом жизни. класс паукообразные изменился под влиянием перехода от водного к наземному образу жизни. как и у речного рака, тело класса паукообразных (паука-крестовика) состоит из двух отделов: головогруди и брюшка. но брюшко у него сильно вздутое и не расчленённое. в отличие от ракообразных на голове паука-крестовика нет усиков. сложных глаз у паука-крестовика, также как и у клеща нет. на верхней стороне головы находятся восемь простых глазков, а на нижней стороне, вокруг рта, две пары челюстей. пауки – хищные животное. они питаются преимущественно насекомыми. передней парой челюстей паук убивает добычу. у основания челюстей находятся ядовитые железы. когда коготки, которыми оканчиваются челюсти, вонзаются в добычу, яд стекает в ранку и убивает жертву. второй парой челюстей паук разгрызает добычу. за челюстями расположены четыре пары длинных ходильных ног. как и у раков, ноги паука состоят из отдельных члеников. каждая нога заканчивается зазубренными коготками, поэтому паук может бегать по своей сетке, не запутываясь в ней. коготки также пауку ткать паутину. в отличие от речного рака, на брошке пауков нет конечностей.

почка-зачаточный побег.различают листовые и цветочные почки.в листовых заключены зачатки будущего стебля и листьев.


Задача 1. У фигурной тыквы белая окраска плода доминирует над желтой. Скрещивали тыквы с белой и желтой окраской плода и получили в F1 все плоды с белой окраской. Затем скрестили между собой гибриды F1 и получили 36 плодов.
Сколько плодов с желтой окраской получится в результате скрещивания гибридов F1 между собой?

Дано:
А – ген белой окраски
а – ген желтой окраски
F2 – 36 плодов
__________________

Поскольку все плоды в F1 получились белые, значит генотипы исходных плодов – АА и аа.

Ответ: желтые – 9 плодов, или 25%.

Задачу можно решить, применив закон расщепления Г.Менделя (9 особей с рецессивными признаками, т.е. 1/4 потомства).

Задача 2. Сколько карликовых растений гороха можно ожидать при посеве 1200 семян, полученных при опылении высоких гетерозиготных растений гороха? (Всхожесть семян равна 80%).

Ответ: 960 растений.

Задача 3. Гетерозиготного петуха с оперенными ногами скрестили с курицей, имеющей неоперенные ноги. Определите численное соотношение расщепления гибридного потомства по фенотипу и генотипу.

Ответ: по генотипу 1:1; по фенотипу 1:1.

Задача 4. У родителей-карликов родился сын нормального роста. Определите вероятность рождения в этой семье следующего ребенка с нормальным ростом; двоих детей с нормальным ростом.

У родителей-карликов может родиться ребенок нормального роста только в том случае, если родители его гетерозиготны по этому признаку. Следовательно, ген карликовости доминирует над геном нормального роста, и генотипы родителей – Аа. Согласно закону расщепления, вероятность рождения следующего ребенка нормального роста равна 1/4, а двух следующих – 1/16.

Задача 5. От скрещивания белого кролика с черной крольчихой получены как белые, так и черные крольчата. Объясните, почему расщепление произошло в первом же поколении. Каковы генотипы родителей и крольчат?

Ответ: крольчиха гетерозиготна – Аа, кролик гомозиготен – аа, крольчата – Аа и аа, т.е. расщепление 1:1.

Задача 6. В потомстве от скрещивания серой дрозофилы с черной получено одинаковое количество черных и серых дрозофил.

а) Каковы генотипы родителей и потомства?
б) Каковы генотипы родителей и потомства, если получено 280 черных и 920 серых дрозофил?

а) родители Аа, аа, потомство Аа, аа (1:1);
б) родители Аа, Аа, потомство АА : 2Аа : аа (1:2:1).

Задача 7. У фасоли черная окраска семенной кожуры доминирует над белой. Определите вероятность появления семян разной окраски при скрещивании:

1) Аа x Аа; 2) АА x аа; 3) аа x АА; 4) аа x Аа.

1) 75% – черные; 25% – белые.
2) 50% – черные; 50% – белые.
3) 100% – черные.
4) 50% – черные; 50% – белые.

Задача 8. При скрещивании земляники с красными и белыми плодами все потомство оказалось с розовыми плодами.

а) Какое потомство следует ожидать в F2?
б) Какова вероятность появления растений с красными, белыми и розовыми плодами?

Ответ: в F2 – 25% с красными плодами; 25% с белыми плодами; 50% с розовыми плодами. В данном случае речь идет о неполном доминировании.

Задача 9. У пшеницы карликовый стебель доминирует над нормальным. В потомстве 75% растений оказались карликовыми. Каковы генотипы исходных форм пшеницы?

Ответ: Аа, Аа.

Задача 10. У человека владение правой рукой определяется доминантным геном А, а толстые губы –
доминантным геном В. Женщина, имеющая толстые губы и свободно владеющая правой рукой, гетерозиготная по второму признаку, вступила в брак с толстогубым левшой, гетерозиготным по первому признаку. Каковы вероятные генотипы их детей?

Ответ: все дети с толстыми губами; 50% левши, 50% правши.

Задача 11. У коров безрогость (А) доминирует над рогатостью, а черная окраска (В) над рыжей. От скрещивания рыжих рогатых коров с черным безрогим быком получено 84 теленка. Известно, что бык гетерозиготен по обоим признакам.

а) Сколько будет телят, похожих на быка?
б) Сколько будет разных генотипов у телят?
в) Сколько будет рыжих телят?
г) Сколько будет полных гомозигот?
д) Сколько будет неполных гомозигот?

е) Какое расщепление будет по фенотипу, если гаметы с двумя доминантными генами окажутся нежизнеспособными?

а) 21; б) 4; в) 42; г) 21; д) 42; е) 1:1:1.

Задача 12. Темноволосая короткопалая женщина, гетерозиготная по обоим признакам, вступила в брак с нормальнопалым мужчиной и дважды родила двойню. Первый раз образовались зиготы от слияния гамет Аb + Аb = ААbb; второй раз от слияния гамет аb + аb = ааbb. Какие близнецы – 1-е или 2-е – являются идентичными и какие – неидентичными?

Ответ: идентичные вторые – ааbb.

Задача 13. Мужчина – левша, родители которого были правшами, женился на женщине – правше, отец которой был левшой, а мать была правшой. Каких детей можно ожидать от этого брака?

Ответ: 50% – левши, 50% – правши.

Задача 14. Гетерозиготную черную крольчиху скрестили с гомозиготным белым кроликом. Определите численное соотношение расщепления гибридного потомства по фенотипу и генотипу.

Ответ: по генотипу – 1:1, по фенотипу – 1:1.


Известно, что группа крови зависит от действия не двух, а трех аллельных генов, обозначаемых А, В, 0. Предполагают, что над рецессивным геном 0 (I) доминирует как ген А (II), так и ген В (III), а гены А (II) и гены В (III) друг друга не подавляют. Таким образом, возможны варианты:

Кроме группы крови, в настоящее время определяется и резус­фактор, который может быть Rh + и rh – .

Задача 1. Какие группы крови возможны у детей, если у матери II группа, а у отца IV группа? Почему?

Дано:
Мать – АА, А0
Отец – АВ
___________

В пособиях, изданных в последние годы, группы крови обозначаются так:

I 0 I 0 (I); I A I A , I A I 0 (II); I B I B , I B 0 (III); I A I B (IV).

Тогда решение этой задачи можно представить в таком виде.

Ответ: от этого брака следует ожидать детей с II, III, IV группами крови.

Читайте также: