Посадка лука в первой младшей группе
Добавил пользователь Alex Обновлено: 21.09.2024
Автор: Пискарева Лилия Анатольевна
Населенный пункт: Московская область, г.о.Котельники
Цель: Формировать основы исследовательской деятельности у младших дошкольников в процессе посадки лука и наблюдения за его ростом.
Формировать у детей правильные приемы посадки луковицы (посадить луковицу донцем вниз, плотно прижимая ее к земле, полить водой из лейки).
Уточнить представления детей о репчатом луке как об овоще, из которого можно вырастить зеленый лук, полезный для здоровья.
Познакомить детей с внешними особенностями луковицы (круглая, гладкая, покрыта шелухой ).
Задачи:
Образовательные: расширять представления детей об условиях необходимых для роста и развития растения (земля, влага, тепло, свет);
Развивающие: вызвать интерес к посадке растений; желание употреблять лук в пищу, заботиться о своем здоровье;
Воспитательные: формировать трудовые умения;
Материал к занятию:
Игровой персонаж – кукла дед Лукьян, корзинка с луковицами, лоток с землёй, лейка с водой, клеёнка, салфетки.
Предварительная работа:
Уход за комнатными растениями в группе (полив)
Ход занятия:
Дети садятся за стол. Появляется дед Лукьян.
- Ребята, сегодня к нам в гости пришел дед Лукьян.
(Дед)- ребята, старый я стал совсем, сил не хватает, помогите мне в огороде лук посадить.
Что, дедушка так лук любишь?
- Ребята, давайте поможем деду Лукьяну в огороде лук посадить!
(Дед) -А когда лук прорастет- у него появятся зеленые перышки. В них много свежих витаминов. Я вас этим зеленым лучком угощу!
Спасибо, дедушка! Нам сейчас очень нужны витамины, что-то наши ребята болеют часто, а твой лучок поможет им здоровье укрепить и болезни победить!
- А теперь, ребята, давайте с вами поиграем.
(дети встают врассыпную, повторяют движения воспитателя)
- Есть у нас огород, там зеленый лук растет,
- Вот такой вышины, вот такой ширины.
- Ты, лучок, сюда спеши
- И немного попляши!
Дед Лукьян вносит корзину с луковицами и нечаянно ее опрокидывает.
(дед) –ой, ребята! Держите их скорее! Укатились наши луковицы!
(дети собирают, лук)
Ребята, рассмотрите внимательно наши луковицы.
Есть у неё один секрет-
Нас она спасёт в обед:
Может вылечить недуг
Они покатились как мячи. Какой формы луковица? (ответы детей), какие они на ощупь - гладкие или колючие, (ответы детей) , покрыта луковица шелухой. (Показываю) это у луковки верхушка, с другой стороны донце. Посмотрите, что там есть?
Показ с объяснением:
1. Нахожу у луковицы донце с корешками. Сажаю ее в землю корешками.
2. Надавливаю на луковицу, чтобы она крепко села в землю.
3. Поливаю землю вокруг луковицы.
4. Вытираю руки салфеткой.
- а теперь каждый из вас по очереди посадит лук (вызываю каждого поочередно, контролирую процесс посадки)
- давайте поближе к солнышку на подоконник, у солнышка света много, а свет очень нужен растениям.
(дед)-спасибо, вам ребята за помощь! Вот прорастёт лук угощайтесь на здоровье!
Подвожу итог занятия:
- Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? (ответы) для чего мы посадили луковицы? (чтобы вырастить зеленый лук) Чего в зеленом луке очень много? (витаминов) Для чего нам нужны витамины? (укрепить здоровье).
- А теперь давайте поиграем в интересную и вкусную игру.
Цель: учить различать на вкус овощ и фрукт, активизировать в речи их названия.
Материал: на тарелках под салфеткой очищенные от кожуры кусочки яблока и огурца, наколотые на зубочистки.
Ход игры:
-Я даю вам по очереди попробовать вкусные кусочки, а вы отгадайте, что это и назовите фрукт это или овощ.
Анализ:
- Кто сегодня был у нас в гостях? Что принес с собой?
- Какая польза от лука?
- Теперь мы каждый день будем наблюдать как растет наш лук. Как мы будем ухаживать за луком? (ответы детей).
Время проекта: февраль 2014 г
Продолжительность проекта: 3 недели.
Вид проекта: краткосрочный, практико-ориентированный проект.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель Шальнова Татьяна Алексеевна
Направленность работы: исследовательская.
Цель проекта:
1. Формировать бережное отношение к окружающему миру природы, желание принимать участие в экспериментальной деятельности.
2. Воспитывали бережное отношения к растениям как к живым существам, сопереживания им, понимания необходимости их охраны на собственных наблюдениях.
3. Познакомить с луком, показать развитие луковиц на различных этапах роста.
4. Показать значение света, воды и тепла для развития и роста.
5. Развивать наблюдательность, способность экспериментировать, делать умозаключения.
Программные задачи:
1. Формировать представление о луковичных и их назначении.
2. Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры.
3. Формировать желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий.
4. Учить создавать ситуацию опыта, делать необходимые зарисовки вместе с воспитателем.
5. Вызвать интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности.
Ожидаемый результат:
После проведения эксперимента сделать вывод, какие факторы способствую росту и развитию растений. (свет, вода, тепло)
Формы работы:
Рассматривание, сравнение, опыт, наблюдение, уход, полив, рыхление, срезка, употребление в пищу.
Перспективное планирование:
1. Рассматривание и сравнение луковиц по величине, цвету .
2. Определение, в каких условиях будут проращиваться луковицы.
3. Наблюдение за прорастанием луковиц. Определить, какие из них проросли первыми.
4. Сравнение темпов роста луковиц .
5. Срезка зелёных перьев лука и употребление в пищу.
Оборудование:
Большие и маленькие луковицы, банки, лейки с водой, поддоны с землёй, фартуки для работы.
Вос-ль: Ребята, подойдите все к столу и встаньте вокруг него. Я хочу показать вам, что я нашла сегодня у дверей нашей группы.
(открываю салфетку с коробки, в которой лежит лук)
-Верно, это лук. Но посмотрите, он разный по величине. В одном они все одинаковые - твёрдые на ощупь. (предлагаю детям внимательно рассмотреть, ощупать луковицы)
-Еще я хочу рассказать вам невероятную историю. Когда я поднималась по лестнице, я услышала чьи то голоса. Сначала я думала, что это пришёл кто-то из детей, но когда прислушалась, то поняла, что это спорят луковицы в коробке.
Крупные луковицы кричали :
-Мы большие, нас хозяйки любят, в нас больше всего витаминов, растём мы быстро и даём много зелёных перьев.
Мелкие не отставали:
-Мы маленькие, но это не значит, что в нас мало витаминов и мы менее полезны. Растём мы тоже очень быстро и еще никто не жаловался на вкусовые качества нашего зелёного пера.
Но тут луковицы притихли, видимо поняли, что за ними кто-то наблюдает.
-Ребята, вы хотите разрешить спор луковиц. Узнать, какая же из них быстрее прорастёт, даст зелёные перья, попробовать на вкус и сравнить их. Вы согласны участвовать в эксперименте?
Выращивание лука в воде.
Вырастили лук в воде.
Для роста растения есть свет, тепло, вода. Большие и маленькие луковицы выпустили в воду огромное количество корней, но зелёных перья не одинаковы. Делаем вывод: что даже при наличии одинаковых условий для роста (свет, вода, тепло, лук прорастает не одновременно, не зависимо от величины.
Видим, что появились корни и ростки. Через некоторое время после прорастания перо лука начинает желтеть, после срезки заново растёт слабо. Почему? Для роста растений нужна земля.
Выращивание лука в земле.
Готовим землю к посадке лука : разминаем комочки, пробуем на ощупь – теплая, прогретая.
Обрежем сухую шейку луковицы , чтобы перьям легче было прорасти.
Посадим луковицу донцем в землю.
И домик с домашними животными и бабушка - хозяюшка есть.
Не забываем поливать, помним, что для роста растения нужна вода.
Итог работы
Провели опыты, где дети наблюдали за ростом лука. Устанавливали связи: растения – земля, растения – вода, растения – человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках, на фото. Сформировали представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло). Выработали навыки посадки лука на землю и в стакан с водой;
В процессе работы над проектом сообщила воспитанникам новые знания об овощах, конкретно о луке. Лук обладает бактерицидными и антисептическими свойствами, борется с вирусами и накапливает в себе живительную энергию земли. Лук улучшает аппетит, усвоение пищи, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
1. Тема: Лук – наш зелёный друг.
2. Проект реализован воспитателями 2 младшей группы №2:Зимовой М.Н., Синенко С.С.
3. Вид проекта: познавательно-игровой, по количеству участников: групповой
4. Участники проекта: дети 2 младшей группы №2, воспитатели группы, родители воспитанников.
5. Срок реализации проекта: краткосрочный – 1неделя.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА ПО ПРЕДЛОЖЕННОЙ ТЕМЕ
Взрослые должны учить малышей наблюдать за растениями, видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только взрослые могут помочь понять ребёнку, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и почвы; научить детей отличать сильное растения от слабого, которое требует лечения, в виде полива, рыхления и солнечного света. Когда ребёнок научиться понимать состояние растения, он будет сочувствовать и ухаживать за ним. Таким образом, решаются задачи познавательно – исследовательского развития ребёнка. Формируется желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыки элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.
Цель проекта : формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию лука в комнатных условиях.
Задачи проекта:
Сформировать представления о луке;
Учить детей ежедневно ухаживать за луком в комнатных условиях;
Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста луковиц;
Наблюдать за изменениями роста луковиц в стакане воды и в контейнере с почвой;
Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения;
Научить детей видеть результат своего труда;
Вызвать у детей интерес к конкретному объекту - луку, через стихи, загадки, проектно – исследовательскую деятельность.
Ожидаемые результаты:
Дети научатся сажать и ухаживать за луком и познакомятся с условиями его содержания.
Будут учиться подмечать пользу и красоту зеленого лука.
Освоят, что для роста растения необходимы земля, тепло и свет.
У детей появятся элементарные навыки исследовательской деятельности.
У детей обогатится словарный запас за счёт слов (донце, шелуха, луковица).
Узнают, где и в каких целях можно использовать лук.
Активируется взаимодействие всех участников проекта в процессе посадки и выращивания огорода на окне.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап :
Определение цели и задач проекта .
Сбор информационного материала.
Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, художественной литературы.
Составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
Оформление консультаций, папок-передвижек, буклетов для родителей по теме проекта.
Подбор пословиц, поговорок, загадок по теме проекта.
Основной этап.
Разгадывание загадок о луке.
Экспериментирование: наблюдение за ростом лука в разных условиях (в воде, в земле, в воздухе)
Труд в уголке природы: учить детей правильно ухаживать за растениями, создать благоприятные условия (вода, свет, тепло).
Продуктивная деятельность:
Заключительный этап.
В результате реализации проекта дети узнали, что луку, как и любому растению, для роста нужны: свет, тепло, воздух, вода. Чтобы вырастить лук, нужно трудиться: посадить луковицы, рыхлить землю, поливать растения. Лук помогает людям не болеть, в нём много витаминов. Дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. У них сформировались знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях, развился познавательный интерес к объектам природы ближайшего окружения, укрепилось сотрудничество с воспитателями и родителями.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель:
Воспитатель раздает луковицы детям и организует обследовательские действия, направленные на познание внешнего вида и строения луковицы.
Воспитатель:
- Ребята, давайте расскажем гусеничке Любознашке о луковичке. Посмотрите на свою луковицу. Какого она цвета? (Ответы детей.) Все наши луковицы желтые. А сейчас потрогайте свою луковицу и легонько надавите на нее пальчиками. Какая луковица — твердая или мягкая? (Ответы детей) Положите луковицу на стол, легонько прижмите ладошкой и прокатите ее по столу. Почему луковица хорошо катится? (Ответы детей.) Луковица круглая. Посмотрите внимательно на луковицу. Она одинаковая со всех сторон? Ответы детей.) У луковицы есть верхушка, а с другой стороны — донце.
Дети повторяют, показывая на своих луковицах.
Воспитатель:
- Положите луковицу на стол верхушкой вверх. Скажите, что нарисовано на этой картинке? (Ответы детей.) Правильно, это лук. А чем отличается лук на картинке от лука, который лежит у вас на столе? (Ответы детей.) У наших луковиц еще не выросли зеленые листики, как у лука на картинке. А чтобы у нашего лука тоже выросли зеленые листочки, его надо посадить в почву
Ребята, мы сейчас покажем гусеничке Любознашке, как надо сажать лук.
Воспитатель кладет в лунку луковицу донцем вниз и хорошо прижимает ее к земле, следом за ним то же самое делают дети. Гусеничка Любознашка вместе со взрослым проверяют правильность выполнения задания. По примеру взрослого дети засыпают посаженную луковицу землей и поливают водой из лейки.
Воспитатель объясняет, что дети будут луковичками. А гусеничка Любознашка будет сажать лук в землю — дотрагиваться до плеча ребенка (ребенок приседает). Теперь гусеничка Любознашка берет лейку и поливает лучок. И вот лук начинает расти, у него появляются зеленые листики (дети приподнимаются медленно), лук все рястёт и растет. Зеленый лук становится большим-большим (дети выпрямляются, поднимают руки вверх).
Читайте также: