Почему сатин неожиданно защищает луку после ухода старика

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 21.09.2024

Кто из них более вдохновенный утешитель? Легкий путь противопоставления героев, идущих сквозь весь персонажный ряд пьесы, втянутых невольно в центральное событие пьесы (убийство Васькой Пеплом хозяина ночлежки Костылева), – путь во многом обманчивый. И не потому, что Лука первым, как мы заметили, почувствовал: неутомимый шутник, пересмешник Сатин, говорящий порой жестокие, циничные слова (“Я тебе дам совет: ничего не делай!

Просто – обременяй землю!”), не лицедей, обманывающий самого себя, а тоже страдалец.

“Веселый ты, Костянтин

приятный! ” – говорит Лука, мягко, ненастойчиво спрашивая его о той стезе, с которой он “свихнулся”. Лука чувствует, что оба они утешители, кроме слов да еще немалого жизненного опыта ничем не располагающие. Только слова утешения у них разные. В Луке живет праведник, носитель идей сострадания, в Сатине же много вложенных идей грядущего технократического, интеллектуального обновления человечества, идеи о величии разума человека.

Кажущиеся антиподы, Сатин и Лука, во многих случаях ведут себя почти одинаково.

И Лука, и Сатин пробуют спасти Ваську Пепла и Наташу, видя, какую коварную интригу

спланировала Василиса, любовница Пепла, жена Костылева. Даже после ухода Луки, ухода, обычно трактуемого как бегство лжеца, сеятеля иллюзий, как крах его (хотя старик и не обещал никому задержаться здесь! ), именно Сатин страстно защищает его: “Дубье молчать о старике! (Спокойнее.) Ты, Барон, – всех хуже! Ты – ничего не понимаешь И – врешь!

Старик – не шарлатан!

” Может быть, сейчас, не сглаживая противоположности многих мотивов утешительства (тема Луки) и одического, риторического восхваления человека (тема Сатина), следует видеть в героях двойственную, противоречивую, мятежную, еще не скованную догмами душу Горького тех лет? Позднее – уже в пьесе “Враги” (1907), тем более в повести “Мать” (1906), этого спасительного для таланта духа исканий, сомнений, “гамлетизма” в Горьком не будет. Но и жизни, многомерности героев не будет. Как, впрочем, и полифонизма страстей.

Пьеса “На дне” запечатлела переломный момент во всей судьбе Горького.

Он, словно боясь отстать от революции, от ее боевых, категоричных законов, щедро рассыпает по тексту реплики, осуждающие Луку. В пьесе отчасти выстроена целая линия осуждения, даже высмеивания Луки. Талант Горького сопротивлялся схематичному делению героев на “положительных” и “отрицательных”. Сейчас совершенно очевидно, что не оправдано ничем такое хлесткое суждение: “Люди дна прежде всего теряют свое имя, и это обстоятельство становится одним из лейтмотивов пьесы.

Все обитатели ночлежки имели его когда-то Все, потерявшие имя, мертвы”5. Так ли это в замечательной пьесе? Даже выбор имен для персонажей, их исходный смысл в ней весьма не прост.

Имя Лука, конечно, ассоциируется со словом “лукавый”. Но оно означает и совсем другое: “светлый”.

Имя Константин, данное Сатину, означает “постоянный”, в данном случае устойчивый резонер, который, даже передразнивая Актера (“организм Органон”), помнит: органон в переводе с греческого означает “орган знания”, “разумность”. Не организм отравлен алкоголем, а поврежден орган знания, источник разумности. Столь же многозначительны и другие имена: Василиса (“царствующая”), Настя (“воскресшая”), Наталья (“утешаемая”)6.

Построение пьесы, чрезвычайно сжатой, часто переходящей в многоголосый хор, вся площадка подвала, поделенная на человеческие ячейки, параллельно развивающиеся конфликты, объединяющие героев в пары и треугольники, позволило стянуть очень многие противоречия драмы в удивительное целое.

И эти пружины, “часовой завод” пьесы, не расслаблены доныне. Каждый акт кончается, например, смертью – Анны, Костылева, Актера (именно он “песню испортил”), но ни одна из смертей не несет очистительного катарсиса. Читатель и зритель, вероятно, так до конца и не разгадают: идет ли в пьесе движение судеб героев сплошь по наклонной плоскости, торжествует ли одно зло, продолжается ли “кораблекрушение”? Или в этом трюме свершается и нечто иное – происходит утверждение новых ценностей, восхождение солнца (вспомним и песню “Солнце всходит и заходит”, звучащую в пьесе).

Завершая анализ словесной материи пьесы, ее реплик, обратите внимание на афористичность, обилие жизненно-бытовых формул, речевых жестов, на пунктир лейтмотивов, говорящих о законности “мечты”, “веры”, о высоком предназначении человека.

Следует подчеркнуть, что Горький как бы боялся холодной чеканки, внешнего блеска фраз. В любом эпизоде пьесы, как сигналы трудного восхождения к истине, не даруемой свыше, мелькают многоточия, паузы, своего рода провалы, прорывы в цепи общения, коммуникации. Есть муки слова и в монологах Сатина, и в косноязычных протестах Клеща, и в трудном речетворчестве Бубнова.

Все это говорит о том, как сложен был путь героев ночлежки и самого Горького к трезвой правде и к просветляющей жизнь мечте. Вопросы для самостоятельного анализа пьесы
1. Лука и Сатин: антиподы или родственные души?

Почему Сатин неожиданно защищает Луку (“Старик – не шарлатан!”) на суде обитателей ночлежки после ухода старика? 2. Как раскрывается скрытый смысл имени Лука (“светлый”) в отношениях странника к Ваське Пеплу и Наталье, Актеру и Анне, Бубнову и Сатину?

Каковы особенности психологизма Горького, воплощенного в сказочках, притчах, назидательных притчах, в фигурной речи Луки? 3. Являются ли монологи Сатина о человеке, о правде – боге свободного человека переходным звеном от былых романтических верований Горького (образы Данко и Сокола) к будущему поклонению разуму, научному знанию? 4. Сказывается ли в поведении героев пьесы этимология имен: Лука (“светлый”), Настя (“воскресшая”), Василиса (“царственная”), Константин (“постоянный”) и др.?

5. Почему серии афористических высказываний, рифмующихся реплик как важнейшей особенности стилистики “На дне” были неизбежны? Чем нов афористический стиль в спорах о Правде и Человеке на рубеже XX века?

Гост

ГОСТ

Лука считает, что каждого человека нужно жалеть и к каждому относиться с добротой. Он опирается на учение Христа. При этом старик отмечает, что нужно жалеть не тех, кто уже умер, а живых. По мнению Луки, человека нужно вовремя пожалеть.

  • Анне Лука говорит о том, что после смерти она сможет наконец обрести покой;
  • Настю Лука поддерживает тем, что верит в ее рассказы о любви со студентом-французом;
  • Лука верит в рассказы Барона о том, что когда-то в прошлом он был влиятельным человеком, дворянином;
  • Лука поддерживает и Ваську Пепла, советуя ему уйти в Сибирь, отказаться от воровского пути и начать новую жизнь;
  • Наташе Лука советует уйти вместе с Пеплом;
  • Актеру Лука дает надежду на то, что он сможет излечиться от алкоголизма, рассказывая о существовании бесплатной лечебницы. Актер верит Луке, верит в то, что излечится и сможет вернуться на сцену.

Готовые работы на аналогичную тему

Все намерения Луки добры, однако они приводят к настоящим трагедиям. И ложь во спасение, которую использует Лука, сначала дает человеку надежду на лучшее, но потом человек сам понимает, что не сможет ничего изменить. И это приносит разочарование.

М. Горький с помощью образа странника разоблачает теорию лжи во спасение.

Образ Сатина

Сатин по отношению к другим прямолинеен. Он говорит правду, даже не всегда приятную, прямо в лицо. Жалость Сатин считает бессмысленной, унизительной. По мнению героя, человек сам творит свою судьбу и отвечает за свои действия, поэтому жалеть человека, прекрасное, гордое существо, не нужно. Сатин считает, что человека нужно не жалеть, а уважать. По его мнению, быть человеком означает быть свободным. Для этого человеку следует заниматься тем, что приносит удовольствие, иначе он лишается свободы и превращается в раба нелюбимого труда.

Сатин уже привык к осуждению окружающих, которые повесили на него клеймо неисправимого преступника. Поэтому он не стремится изменить свою жизнь, считая себя безнадежным, потерянным для общества. он считает, что ему совершенно не нужно к чему-либо стремиться, достаточно жить до тех пор, пока не умрет.

В образе этого персонажа Горький воплощает свои идеи. Основное отличие Сатина от других персонажей заключается в том, что он считает человека гордым, прекрасным, свободным существом, которое способно самостоятельно вершить свою судьбу и строить свою жизнь. Автор устами Сатина призывает к активным действиям. Но при этом образ жизни этого персонажа противоположен его словам, ведь он отказывается улучшать свою жизнь.

Лука и Сатин: антиподы или единомышленники?

Образ Сатина противопоставлен образу Луки. Горький не идеализирует ни одного персонажа. Сатин, как и остальные обитатели ночлежки, не способен к общественно полезной деятельности. он отравлен индивидуализмом и скепсисом. Он не просто был выброшен на дно, это был его выбор. Сатин часто циничен и жесток, но отличается от остальных жителей ночлежки способностью мыслить, образованностью, умом.

Но несмотря на то, что Сатин является антиподом Луки, он единственный из обитателей ночлежки, который не считает старика проходимцем и шарлатаном. Сатин понимает, что Лука утешает отчаявшихся из сострадания, ведь спасти их уже невозможно.

Спорщиков сближает их вера в то, что человек достоин лучшей жизни, но в спорах Сатина и Луки истина так и не рождается. Ложь Луки и высокопарные слова Сатина лишь создают иллюзию самоценности, которая не способная повлиять на жизнь жителей ночлежки.

Философские взгляды Луки и Сатина – это категории одного порядка, не влияющие на сознание людей, морально разложившихся и обреченных на прозябание. Поэтому в произведении М. Горького Лука и Сатин скорее являются единомышленниками, чем антиподами.

Сатин в пьесе Максима Горького” На днеявляется идейным противником Луки. Хотя именно старик привел его к размышлениям, Сатин придерживается других принципов и поднимает на недосягаемую высоту мысль о ценности человека:” Человек – свободен!

И пусть Сатин больше человек слова, а не дела, его речь, его понимание свидетельствуют о том, что Вера в жизнь, сама искра жизни не погасла” на дне. В одном из своих афоризмов Сатин выступает яростным противником Луки:” Ложь – религия рабов и хозяев. Правда – Бог свободного человека.

Взгляды, мировоззрение обоих персонажей очень важны. С появлением Луки обитатели ночлежки начали думать, искать, им захотелось более светлой жизни, хотя они, вероятно, понимали это смутно.

Если не толкнуть колесо, оно не покатится. Именно с подачи Луки Сатин в своих размышлениях пришел к выводу о значимости человека. Он пошел дальше Луки, потому что выбрал более прямой и честный путь. Именно Сатин сумел поверить в человека и отвергнуть ложный гуманизм Луки:” Человек – вот правда! Но, придя к верным выводам, Сатин так и остался индивидуалистом, каким был доэтого.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оба утешители (это чувствует Лука), но слова утешения у них разные.

Праведник, носитель идей сострадания

Циник, однако носитель идей грядущего интеллектуального обновления человечества, идеи о величии разума человека.

Лука и Сатин – антиподы или родственные души?

Оба во многих случаях ведут себя одинаково (например, пробуют спасти Ваську Пепла и Наташу).

Мотив одического, риторического восхваления человека

ПРОТИВОРЕЧИВАЯ, МЯТЕЖНАЯ ДУША САМОГО ГОРЬКОГО.

Ответьте на вопросы

Ответьте на вопросы

Читайте также: