Плазмолиз в клетках кожицы лука описание

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 21.09.2024

Оборудование: таблицы “Жидкостно-мозаичная модель мембраны”, “Строение клетки”, микроскопы, предметные и покровные стекла, фильтровальная бумага, 10% раствор NaCl, концентрированный раствор глицерина 200мл, стакан с водой, препаровальные иглы, пипетки, репчатый лук, клубень картофеля; металлический блок с припаянной проволокой.

На доске – термины: избирательная проницаемость, осмос, осмотическое давление, гипотонический раствор, гипертонический раствор, плазмолиз, деплазмолиз, гомеостаз.

Тип урока: урок-практикум.

I. Актуализация опорных знаний.

  1. Назовите главную структуру любой клетки;
  2. Чем плазматическая мембрана отличается от клеточной оболочки?
  3. Как в клетку поступает вода, белки, катионы и анионы?
  4. Какими свойствами обладает плазматическая мембрана?

Теоретическое обоснование явлений плазмолиза и деплазмолиза в растительных клетках.

Плазмолиз – отделение пристеночного слоя цитоплазмы от клеточной оболочки растительной клетки.

Плазмолиз присущ лишь живым клеткам, он может быть вызван не только гипертоническими растворами, но и действием неадекватных раздражителей – механическими, термическими, электрическими воздействиями. Растворы солей или сахаров высокой концентрации не проникают в цитоплазму, а оттягивают из нее воду.

Демонстрация опыта: стеклянный сосуд наполняем концентрированным глицерином – сильно плазмолизирующим веществом. Берем небольшой металлический блок с припаянным отрезком провода, напоминающим по форме подкову, свободный конец которого острый. На него насаживаем кусочек клубня картофеля, обсушиваем его фильтровальной бумагой и погружаем в глицерин. Наблюдения начинаем сразу после погружения блока. Вода, выходящая при плазмолизе из клеток клубня, имеет значительно менлший удельный вес, чем концентрированный глицерин, и смешивается с ним очень медленно. В результате этого над кусочком картофеля возникает постоянный восходящий ток струек воды, ясно видимых из-за различия показателей преломления воды и глицерина.

Плазмолиз обычно обратим. Если клетку переместить из солевого раствора в воду, то она снова энергично будет поглощаться клеткой и цитоплазма станет занимать первоначальное положение. Прижимаясь к оболочки. Этот процесс называется деплазмолизом.

II. Лабораторная работа (по инструктивной карточке, выполняется 15 минут).

Получение плазмолиза и деплазмолиза.

Цель работы: получить плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука, доказать избирательную проницаемость мембраны.

  1. Сделайте препарат кожицы лука: а) снимите наиболее окрашенный участок кожицы лука; б) положите на предметное стекло; в) расправьте кожицу, капните на нее воду и накройте покровным стеклом. Рассмотрите препарат под микроскопом и зарисуйте клетку.
  2. Получите плазмолиз: а) снимите покровное стекло с приготовленного препарата; б) фильтровальной бумагой удалите воду; в) нанесите на препарат раствор поваренной соли (NaCl) и накройте его стеклом. Рассмотрите препарат под микроскопом и зарисуйте плазмолизированную клетку.
  3. Получите деплазмолиз: а) снимите покровное стекло с приготовленного препарата; б) фильтровальной бумагой удалите раствор соли; в) нанесите на препарат воду и накройте его стеклом. Рассмотрите препарат под микроскопом и зарисуйте клетку.
  4. Объясните причины плазмолиза и деплазмолиза. Какое свойство мембраны лежит в основе этого явления?

III. Углубление и систематизация знаний

  1. В каких случаях происходит плазмолиз?
  2. Какое значение в жизни клеток имеет деплазмолиз?
  3. Возможен ли плазмолиз и деплазмолиз в животных клетках и почему?
  4. Почему при больших кровопотерях человеку переливают физиологический раствор (0,9%-ный раствор NaCl)? Что произойдет, если клетки крови поместить: а) в 0,09%-ный раствор NaCl; б) в 9%-ный раствор NaCl?
  5. Почему после острой и соленой пищи хочется пить? Почему употребление острой и соленой пищи приводит к гипертонии?
  6. Почему у пресноводных одноклеточных животных развиты сократительные вакуоли, а у морских, как правило, отсутствуют? Почему в клетках пресноводных многоклеточных животных нет сократительных вакуолей?
  7. Почему для борьбы с сорняками дорожки посыпают солью? Какие экологические последствия может иметь такой метод борьбы?

IY. Задание на дом.

& 8, повторить & 6, 7.

Вырежьте из корня моркови или редьки две длинные полоски одинакового размера. Положите одну из них в воду, другую в плазмолизирующий раствор поваренной соли. Измерьте линейкой длину обеих полосок и запишите, на сколько уменьшились полоски в плазмолизирующем растворе и через сколько времени это произошло. Сделайте выводы.

На уроках клеточной биологии наиболее распространённым объектом изучения покровной ткани являются луковые клетки: их легко получить, купив недорогую луковицу и самостоятельно подготовив микропрепарат. Клетки лука под микроскопом крупные и легко заметные.

  • Задачи для учащихся
  • Правила занятий
  • Описание исследования
  • Основные органеллы растительной клетки
  • Отличие растительной клетки от животной
  • Вывод к лабораторной работе
  • Вопросы для учащихся

Кожица лука под микроскопом лабораторная работа

Клетки эпидермиса можно проанализировать в ходе исследования кожицы лука под микроскопом. Лабораторная работа позволит внимательно изучить структуру клетки лука, используя его кожицу, а также увидеть и сделать анализ функций основных органелл растительной клетки. Для исследования понадобится небольшая часть луковицы, которую необходимо подготовить, а затем рассмотреть слой эпидермиса под микроскопом.

Задачи для учащихся

Основные задачи:

Внепредметные (метапредметные) задачи:

Кожица лука функции

  1. Проведение исследовательской деятельности (самостоятельно или по парам).
  2. Умение анализировать и искать информацию в различных источниках.
  3. Навык рисования схематических изображений, увиденных в микроскопе, их дальнейший анализ и расшифровка.
  4. Овладение методами наблюдения, анализа и моделирования.
  5. Использование коммуникативных навыков и речевого аппарата для формулирования вывода по исследовательской деятельности.
  6. Умение учитывать регулятивные особенности и выполнять задание в установленные сроки.

Предметные задачи:

Задание лабораторной работы

  1. Получение основных и самых важных представлений о клетке.
  2. Умение сравнивать биологические объекты (в данном случае растительную и животную клетки).
  3. Навык описывать биологический объект, оперируя терминами и описаниями биологических явлений.
  4. Знание основных клеточных структур и умение описывать их функции.
  5. Умение работать с микроскопом.
  6. Приобретение навыка подготовки рабочего места, приготовления микропрепарата и выполнения всех ступеней подготовительного этапа.

Правила занятий

Необходимо помнить о том, что работу можно проводить лишь после тщательного изучения техники безопасности и строения микроскопа, без которых проведение исследования невозможно. Работа предполагает использование различных режущих и колющих предметов (например, нож, пинцет и препаровальная игла). Место проведения работы должно быть подготовлено. Прежде чем приступать к исследованию, необходимо протереть стол и выполнить все пункты подготовительного этапа. Для этого нужно ознакомиться с правилами безопасности и правилами оформления рисунка. Учитель должен предоставить правила ученикам до того, как учащиеся приготовят препарат кожицы чешуи лука.

Техника безопасности

Все правила безопасности подлежат строгому соблюдению:

Правила безопасности

  1. Необходимо быть очень внимательным и аккуратным при работе с острыми приборами.
  2. Нужно убрать со стола все лишние вещи.
  3. Запрещено ходить по классу во время исследования, так как это может повлиять на работу, результаты других учеников и безопасность оптических приборов.
  4. Все этапы работы должны производиться над подносом для приборов, чтобы не запачкать рабочее место йодом.

После объяснения правил безопасности и раздачи всех необходимых материалов для работы, необходимо обратить внимание на правильное оформление рисунка и дефиниции биологических терминов.

Оформление рисунка

  • Рисунок должен иметь название.
  • Изображение должно быть нарисовано в левой части рабочей страницы и занимать примерно одну четверть пространства на листе (рисунок должен быть крупным и отчётливым).
  • К отдельным объектам на рисунке подпись не ставится, объекты нумеруются на отходящих отрезках, начерченных простым карандашом.
  • Цифры необходимо расшифровать справа или под рисунком.

Описание исследования

Лабораторная работа может выглядеть следующим образом (некоторые моменты исследования могут быть изменены в зависимости от требований и условий работы):

Название: Исследование микропрепарата кожицы лука под микроскопом.

Цель исследования: изучение структуры клетки кожицы лука, функций органелл.

Материалы: лук, микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, йод, пипетка, салфетка, фильтровальная бумага, пинцет, нож, препаровальная игла.

План проведения лабораторной работы

  1. Подготовительный этап.
  • подготовить и почистить луковицу, разрезать ножом и снять плёнку (защитный слой) с помощью пинцета с одной из чешуек лука;
  • настроить микроскоп;
  • протереть салфеткой предметное стекло.

Лабораторная работа

Подготовка доклада по лабораторной работе

  1. Основной этап.
  • поместить один слой эпителия луковых клеток на предметное стекло, используя препаровальную иглу и, если это необходимо, пинцет (не рекомендуется делать это рукой);
  • с помощью пипетки капнуть йод на предметное стекло, чтобы окрасить эпителий лука для лучшего наблюдения микропрепарата (излишки йода можно удалить фильтровальной бумагой, не повреждая эпителия лука);
  • разместить на окрашенной кожице лука покровное стекло и удалить все пузырьки с поверхности исследуемого объекта;
  • поместить готовый микропрепарат на предметный столик;
  • рассмотреть готовый микропрепарат под различными увеличениями (х4, х10, х40) с широко открытой диафрагмой;
  • медленно увеличивать и уменьшать интенсивность света, закрывая диафрагму, наблюдая за изменением изображения для получения идеальных условий изучения объекта.
  1. Заключительный этап.
  • зарисовать увиденное изображение;
  • проанализировать рисунок;
  • отметить на рисунке и описать увиденные органеллы;
  • поработать с терминологическим аппаратом и записать все необходимые термины;
  • написать вывод к работе.

Основные органеллы растительной клетки

Таким образом, эпидермис лука содержит удобные для изучения под микроскопом клетки. Тип растительной ткани кожицы лука — покровный. Под микроскопом средней мощности можно с лёгкостью увидеть основные клеточные структуры, например, ядро, ядрышко и клеточную мембрану.

Клетки под микроскопом

Ядро клетки кожицы лука можно увидеть в микроскоп, не прилагая усилий. Это тёмное крупное пятно заметнее всех других органоидов. В ядре содержится генетический материал. В ядре также можно обнаружить круглые структуры, называемые ядрышками. Ядрышко является важной органеллой, играющей одну из ключевых ролей работы всего организма.

Благодаря ядрышку, образуются небольшие органеллы — рибосомы. Рибосомы — это очень маленькие клеточные структуры, которые невозможно увидеть с помощью светового микроскопа. В луковой клетке также присутствует хорошо развитая клеточная стенка и клеточная мембрана, которые можно разглядеть в микроскоп средней мощности.

Между вакуолью и клеточной стенкой находится цитозоль. Цитозоль — это прежде всего вода, соли и органические молекулы, выполняющие различные функции в организме. Внутри находятся другие органеллы: органические структуры, которые служат фабриками, коммуникационными центрами и другими функциональными элементами в управлении клеточным метаболизмом (обменом веществ). А также внутри этой органеллы находятся включения, состоящие из ряда элементов, крахмалов, белков и других молекул, используемых в качестве строительных блоков для ряда функций.

Отличие растительной клетки от животной

Отличие растительной клетки от животной

Растения отличаются от животных на клеточном уровне. Например, клетки растений имеют жёсткие клеточные стенки, а клеточные мембраны животных клеток гибче растительных. В клеточных стенках много целлюлозы, материала, придающего клетке жёсткость. Будучи накоплена в большом количестве во многих структурах, целлюлоза обеспечивает прочность и жёсткость всего, от цветочных стеблей до стволов деревьев.

Растительные клетки имеют одну большую вакуоль. Вакуоль — это большая открытая область, расположенная в центре клетки, которая используется в качестве резервуара для воды и ионов, а в некоторых случаях — для хранения токсинов. Хотя клетки животных могут иметь вакуоли, они представлены не как один большой центральный резервуар, а как несколько меньших резервуаров. Клетки растений также имеют хлоропласты. Это органеллы, содержащие хлорофилл в системных массивах для получения света и преобразования его в глюкозу.

Одно из отличий растительной клетки от животной — наличие вакуоли. Вакуоли содержат необходимую воду, ионы и ряд органических молекул, вырабатываемых растением. Они необходимы растениям для пигментации и образования химических веществ, влияющих на наличие у растений характерного аромата. В луке вакуоль очень большая и отчётливая.

Характерный аромат лука создаётся сочетанием присутствующих в цитоплазме органических молекул и вторичного органического химического вещества, фермента аллиназа (фермент слезоточивости), который содержится в луковой вакуоли. Когда лук повреждается вследствие механического разрушения, аллиназа выделяет специфический запах.

Вывод к лабораторной работе

Содержание растительного организма, в данном случае лука, представлено клетками. Они состоят из органелл. В растительной клетке можно обнаружить полужидкую цитоплазму, не имеющую цвета. В цитоплазме расположены ядро и ядрышко.

В ходе исследования можно заметить клеточную оболочку, которая играет защитную функцию и придаёт форму цитоплазме. Она упругая, прозрачная и плотная. Еще клетки растений содержат вакуоль, в которую входят различные органические молекулы и химические вещества, влияющие на пигментацию и запах растения. Некоторые участки клеточной оболочки тоньше других. Это подтверждает наличие у растений пор, которые позволяют клеткам связываться между собой.

Вопросы для учащихся

В ходе лабораторной работы учащиеся ознакомляются с различными терминами и биологическими процессами. В конце опыта учащимся могут быть заданы следующие вопросы:

Под лупой можно рассматривать части растений непосредственно, без всякой обработки.Чтобы рассмотреть что-либо под микроскопом, нужно приготовить микропрепарат. Объект помещают на предметное стекло. Для лучшей видимости и сохранности его кладут в каплю воды и покрывают сверху очень тонким покровным стеклом. Такой препарат называют временным, после работы его можно смыть со стекла. Но можно сделать и постоянный препарат, который будет служить многие годы. Тогда объект заключают не в воду, а в специальное прозрачное смолистое вещество, которое быстро затвердевает, прочно склеивая предметное и покровное стёкла. Существуют разнообразные красители, с помощью которых окрашивают препараты. Так получают постоянные окрашенные препараты.

Что делаем. Приготовьте микроскоп к работе, настройте свет. Предметное и покровное стёкла протрите салфеткой. Пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло (1).


Что делать. Возьмите луковицу. Разрежьте её вдоль и снимите наружные чешуи. С мясистой чешуи оторвите иголкой кусочек поверхностной плёнки пинцетом. Положите его в каплю воды на предметном стекле (2).


Осторожно расправьте кожицу препаровальной иглой (3).


Что делать. Накройте покровным стеклом (4).


Временный микропрепарат кожицы лука готов (5).


Что делаем. Приготовленный микропрепарат начните рассматривать при увеличении в 56 раз (объектив х8, окуляр х7). Осторожно передвигая предметное стекло по предметному столику, найдите такое место на препарате, где лучше всего видны клетки. Что наблюдаем. На микропрепарате видны продолговатые клетки, плотно прилегающие одна к другой (6).


Что делаем. Можно рассмотреть клетки на микроскопе при увеличении в 300 раз (объектив х20, окуляр х15).


Что наблюдаем. При большом увеличении (7) можно рассмотреть плотную прозрачную оболочку с более тонкими участками — порами. Внутри клетки находится бесцветное вязкое вещество — цитоплазма (окрашена йодом).

В цитоплазме находится небольшое плотное ядро, в котором находится ядрышко. Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости — вакуоли.

Вывод: живой растительный организм состоит из клеток. Содержимое клетки представлено полужидкой прозрачной цитоплазмой, в которой находятся более плотное ядро с ядрышком. Клеточная оболочка прозрачная, плотная, упругая, не даёт цитоплазме растекаться, придаёт ей определённую форму. Некоторые участки оболочки более тонкие — это поры, через них происходит связь между клетками. Таким образом, клетка — это единица строения растения.

Презентация к лабораторной работе по биологии 10 класс

данная презентация реальный помощник при проведении лабораторной работы по теме "Плазмолиз и деплазмолиз в клетках чешуи кожицы лука" Она поэтапно объясняет, что делать, что можно наблюдать, дает понятия плазмолиза и деплазмолиза, дает понятие гипертонического и гипотонического растворов, их роли в процессе плазмолиза и деплазмолиза.

Презентация к лабораторной работе по биологии 10 класс "Плазмолиз и деплазмолиз"

Презентация к лабораторной работе по биологии 10 класс

Презентация к лабораторной работе по биологии 10 класс "Плазмолиз и деплазмолиз"

Презентация к лабораторной работе по биологии 10 класс

Цель: убедиться на опыте, что цитоплазма живой клетки эластична и способна плазмолизировать, убедиться в том, что клеточная мембрана проницаема.

Презентация к лабораторной работе по биологии 10 класс "Плазмолиз и деплазмолиз"

Презентация к лабораторной работе по биологии 10 класс

Оборудовани е: *луковица *раствор хлорида натрия, уксусная кислота *микроскоп, фильтровальная бумага, пипетка

Презентация к лабораторной работе по биологии 10 класс "Плазмолиз и деплазмолиз"

Презентация к лабораторной работе по биологии 10 класс

*Плазмолиз – явление отставания цитоплазмы от оболочки клетки. *Деплазмолиз – постепенное возвращение цитоплазмы к оболочке клетки. *Изотонический раствор – концентрация раствора равна концентрации клеточного сока

Презентация к лабораторной работе по биологии 10 класс "Плазмолиз и деплазмолиз"

Презентация к лабораторной работе по биологии 10 класс

*Гипертоническом раствор ­ если клетка находится в гипертоническом растворе, концентрация которого больше концентрации клеточного сока, то скорость диффузии воды из клеточного сока будет превышать скорость диффузии воды в клетку из окружающего раствора. Уменьшение объема клеточной вакуоли сопровождается отделением цитоплазмы оболочки – происходит плазмолиз. * Гипотонический раствор­ если плазмолизированную клетку поместить в гипотонический раствор, концентрация которого меньше концентрации клеточного сока, вода из окружающего раствора будет диффундировать внутрь вакуоли. В результате увеличения объема вакуоли повысится давление клеточного сока на цитоплазму, которая начинает приближаться к стенкам клетки, пока не примет первоначальное положение ­ произойдет деплазмолиз.

Презентация к лабораторной работе по биологии 10 класс "Плазмолиз и деплазмолиз"

Презентация к лабораторной работе по биологии 10 класс

Ход работы: *Подготовить микроскоп к работе *Приготовить микропрепарат кожицы чешуи лука, поместив его в каплю воды на предметное стекло *Рассмотреть микропрепарат при малом и большом увеличении *Обратить внимание на оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоли *Сделать рисунок клетки

Презентация к лабораторной работе по биологии 10 класс "Плазмолиз и деплазмолиз"

Презентация к лабораторной работе по биологии 10 класс

Наблюдение явления плазмолиза *Заменить на препарате воду на раствор соли. Для этого фильтровальной бумагой оттянуть воду и капнуть на микропрепарат раствор соли *Рассмотреть микропрепарат при малом и большом увеличении *Отметить изменения произошедшие с клетками. Сделать рисунок клетки. Объяснить результат

Презентация к лабораторной работе по биологии 10 класс "Плазмолиз и деплазмолиз"

Презентация к лабораторной работе по биологии 10 класс

Наблюдение явления деплазмолиза *Произвести замену раствора хлорида натрия водой с помощью фильтровальной бумаги *Наблюдать за изменениями в клетке *Сделать рисунок клетки. Объяснить результат

Презентация к лабораторной работе по биологии 10 класс "Плазмолиз и деплазмолиз"

Презентация к лабораторной работе по биологии 10 класс

Выявление влияния на клетку спиртов, кислот, гербицидов *На микропрепарате произвести замену воды на раствор спирта, уксусной кислоты и т.д *Рассмотреть препарат при малом и большом увеличении, обратить внимание на цвет, оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоли *Произвести замену кислоты на воду. Рассмотреть препарат при малом и большом увеличении *Объяснить результат

Читайте также: