Описание натюрморта с овощами

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 21.09.2024

Живописные овощные натюрморты предполагают изображение овощей в определённо составленной художественной композиции.
Овощной, так называемый огородный натюрморт известен с незапамятных времён. Старинные художники создали множество шедевральных овощных натюрмортов, которые хранятся в различных музеях мира.
Современные художники тоже не отстают от живописцев прошлого и создают замечательные натюрморты с овощной продукцией.
В овощных постановках часто используются смешанные сюжеты с кухонной и деревенской тематической направленностью.
Картины маслом, темперой и акрилом с изображением овощей с огорода популярны у покупателей произведений искусства и украшают многие кухонные и жилые интерьеры. Интерьерные дизайнеры охотно работают с такими картинами, чтобы использовать их в оформлении квартир и загородных домов заказчиков.

Лучшие голландские натюрморты: 6 знаменитых художников

большей части голландской живописи обманчив. Многие цветочные натюрморты , например , представляют сочетания растений , которые не цветут в одно и то же время года. А щедрые банкеты прерваны на середине , и некоторые блюда оставлены недоеденными.

Эти невероятные картины часто являются memento mori — напоминанием о смерти. Они указывают на то , что жизнь коротка , а Бог благ , но суд его суров. Поэтому воображаемые букеты могут намекать зрителю , что настоящие цветы , как и всё в мире , неизбежно должны увядать и умирать. Точно так же незавершённые банкеты говорят о внезапности смерти или служат призывом к умеренности.

Адриан ван дер Спелт. Натюрморт тромплёй с цветочной гирляндой и занавеской

Поджанрами голландских натюрмортов можно считать

Торжественные, скорбные и величальные, радостные и задорные мелодии очаровывали людей с незапамятных времен, помогая в радости и горе. Тот миг в истории человечества, когда гармония звуков превратилась в музыку, а человек оторвался от будней и, напевая незамысловатый мотив, начал мастерить инструменты, остался не замеченным. В дальнейшем музыка и ее носители претерпели взлеты и падения: от вознесения в рай небесный до низвержения в ад греховный. И сама музыка и инструменты с тех пор стали носителями особого кода, символами различных понятий. Читать дальше Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

— популярные сцены с черепами , песочными часами , книгами , горящими свечами и другими предметами , которые подчеркивают эфемерность земных удовольствий и побуждают к размышлениям об истинном смысле жизни.

Амброзиус Босхарт Старший. Ваза с цветами в оконной нише

Ян Брейгель Старший

Ян Брейгель Старший предпочитал изображать цветочные композиции в вазе или сосуде , причем с уже упомянутым сочетанием растений на всех фазах цветения — такие букеты никогда не могли быть написаны с натуры.

У многих цветов также были христианские религиозные значения , пришедшие из Средневековья — розы и лилии символизировали чистоту и Деву Марию , тюльпаны — благородство , маки — власть и смерть.

Клара Петерс

Клара Петерс. Натюрморт с сырами, артишоком и вишнями

Чем же удивляет эта работа XVII века современного зрителя? Картина очень реалистична. Например , каждый след зазубренного ножа отпечатан на кусочках масла. Сочный артишок и яркие красные вишни , отражающиеся в серебряной тарелке , освежают композицию , в которой преобладают коричневые оттенки. Съеденная вишня на краю стола ( от неё остались только черенок и косточка), — тонкое напоминание о бренности бытия.

Клара Петерс. Натюрморт с цветами, позолоченным кубком, сухофруктами, конфетами, печеньем, вином и оловянным графином

Виллем Клас Хеда

Торжественные, скорбные и величальные, радостные и задорные мелодии очаровывали людей с незапамятных времен, помогая в радости и горе. Тот миг в истории человечества, когда гармония звуков превратилась в музыку, а человек оторвался от будней и, напевая незамысловатый мотив, начал мастерить инструменты, остался не замеченным. В дальнейшем музыка и ее носители претерпели взлеты и падения: от вознесения в рай небесный до низвержения в ад греховный. И сама музыка и инструменты с тех пор стали носителями особого кода, символами различных понятий. Читать дальше Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

Виллем Клас Хеда. Натюрморт

Виллем Клас Хеда. Остатки банкета с мясным пирогом

С 1620-х до конца 1640-х годов голландские художники предпочитали изображать натюрморты и пейзажи однотонной палитрой. Хеда была мастером таких холодных серых или тёплых коричневых цветовых схем. Здесь золото , серебро , олово и венецианское стекло сочетаются с нейтральной стеной и белой скатертью. Но уже позже — в середине 1600-х годов — для классического периода голландской живописи стали характерны более яркие цвета.

Ян Давидс де Хем

Ян Давидс де Хем родился в 1606 году в Харлеме и считался лучшим натюрмортистом своего времени. Сначала учился у своего отца Давида де Хема , затем у Бальтазара ван дер Аста, который вслед за своим зятем Амброзиусом Босхартом Старшим ввёл в композиции ракушки и улиток. Переехав в Антверпен в 1631 году , Ян де Хем сменил монохромные изображения инструментов и книг на яркие и элегантные картины с цветами и фруктами. Его натюрморты , населённые всевозможными прожорливыми насекомыми , также несут моральные послания или иллюстрируют пословицы.

Похоже , этот букет содержит ссылки к воскресению Иисуса и спасению души. Помимо крестообразного отражения оконной рамы есть и другие основания для такой трактовки. Бабочка , которая часто символизирует воскрешение , садится на белый мак — цветок , связанный со сном , смертью и Страстями Христовыми. Стебель пшеницы отсылает к таинству причастия. Ипомея , раскрытая лишь в течение дня , представляет свет истины , а ежевика помогает вспомнить о горящем кусте , откуда Бог говорил с Моисеем. Слева на столе саламандра жадно смотрит на паука , а по мраморной полке ползают улитка , моль и муравьи. Все эти существа символизируют ночь и тлен.

Цель: формирование умений изображать предметы по памяти.

Задачи:

Обучающие:

• познакомить детей с новым жанром живописи – натюрмортом;

• Развивать творческое воображение.

Развивающие:

• развить внимание, зрительную память, глазомер, цветоощущение, художественный вкус;

• развить критическое мышление и способность анализировать, сравнивать обобщать.

Воспитывающие:

• воспитать любовь к окружающему миру, целеустремленность, усидчивость, аккуратность, способность видеть и чувствовать красоту;

• воспитывать эстетические чувства, желание доводить начатое дело до конца.


Материалы: краски, кисть, альбом, баночка под воду.

Предварительная работа:

Рассматривание картин различных художников, уточнение знаний о технике рисования.

Дети: Всё то, что изображено на картине растет в лесу и всё это нам дарит лес.

Воспитатель: -Художник обращает наше внимание на обилие, богатство, естественную красоту и разнообразие форм, цветов и оттенков природных даров. Художник прославляет щедрость лесов, красоту осенних лесных даров.

Дети: Художник хотел рассказать нам о красоте яблок, о том, как их много, какие они разные по цвету и форме.

Воспитатель: Пётр Петрович предлагает нам полюбоваться и восхититься их разноцветьем, красотой округлых форм, разной величиной, их спелостью, сочностью.

Дети: О красоте живого мира. О растениях, цветах и живых существах – птицах, бабочках, мушках, гусеницах, которые все вместе, и составляют этот живой мир.

Воспитатель: Пётр Петрович своей картиной говорит нам: будьте внимательны к природе, и она щедро откроет вам свою красоту, свои тайны. Такие красивые картины можно рассматривать часами и любоваться ими. Их так много. Каждая из этих картин называется натюрморт. Натюрморт - это композиция, составленная из природных предметов и вещей сделанных руками человека.

Воспитатель читает стихотворение:

Если видишь на картине дары леса на столе,

Фрукты, овощи в корзине или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу, или грушу, или сливу,

Или все предметы сразу,

Знай, что это - натюрморт.

Воспитатель: Ребята, хочу сказать, что натюрморт писать не так-то легко.

Все художники, натюрморты, которых были размещены на выставке, сначала рассматривали предметы, затем выбирали понравившиеся им и составляли из них композицию, то есть расставляли красиво, как им нравилось. При этом обращали внимание на то, чтобы среди предметов выделялся какой-то главный: более крупный или более яркий по сравнению с остальными предметами. После чего начинали писать натюрморт, глядя на композицию, а самое главное старались точно передать форму, цвет, место расположения предметов.

Воспитатель: А вы хотели бы сегодня стать художниками и написать натюрморт?

Дети: Да!

Воспитатель: Я вам помогу. Давайте произнесем волшебные слова:

Влево вправо повернись

В художников превратись.

Воспитатель: Каждый из вас стал юным художником. Вы вместе, составите одну композицию и напишите натюрморт. Пожалуйста, пройдите к столу. Перед вами предметы, рассмотрите их и так как вы юные художники выберите лишь только два или три предмета по желанию: вазу, фрукты или овощи.

Воспитатель: Выбрали?

Воспитатель: Яркость и красоту натюрморту придаст фон: верхняя часть которого светло-голубая, а нижняя темно-голубая, их разделяет линия. Как можно назвать эту линию?

Дети: Разделяющая линия.

Воспитатель: Относительно разделяющей линии вы должны расположить предметы.

Дети составляют композицию.

Воспитатель: Молодцы! Замечательная композиция. Глядя на эту композицию, вы напишите натюрморт.

Воспитатель: Перед вами листы бумаги. Какого цвета верхняя часть листа?

Дети: Верхняя часть светло-голубого цвета.

Воспитатель: А нижняя часть листа какого цвета?

Дети: Нижняя часть тёмно-голубого.

Воспитатель: Что разделяет лист на две части?

Дети: Разделяющая линия.

Воспитатель: Теперь уточним форму, цвет предметов, место их расположения.

Воспитатель: Юные художники, мы определили с вами место расположения предметов, уточнили их форму и цвет. Пришла пора писать натюрморт. Вы готовы?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, хочу напомнить вы должны постараться передать форму, цвет, место расположения предметов.

Дети приступают к написанию натюрморта.

Воспитатель оказывает помощь детям, испытывающим затруднения, напоминает о технике рисования.

Воспитатель: Кто закончил, выставляйте свои картины на выставку.

Дети выставляют рисунки на большой мольберт.




Натюрморт буквально переводится с латинского как "мертвая природа". Но у него есть и второе название, более точно определяющее суть жанра - "застывшая жизнь". Это жанр живописи, в котором основную роль играют неодушевленные предметы природного происхождения: фрукты, овощи, цветы, рыба, приготовленная еда и посуда, в которой она сервирована.

На фото изображено - Натюрморт: история жанра и основные виды, рис. Натюрморт

Картины отличаются детальностью, они продуманы и подчеркивают эстетическую ценность каждого изображенного предмета. В целом полотна подчеркивают красоту самых простых вещей и через них передают ценность жизни, царящие в ней взаимосвязи, радость ее восприятия и быстротечность.

История жанра

Картина делится на классические три плана по глубине. На втором плане находится центр композиции, на переднем изображены мелкие детали, дополняющие основную идею, а на заднем плане - фоновые драпировки.

На фото изображено - Натюрморт: история жанра и основные виды, рис. Планы на картине

Основателями жанра принято считать голландских художников Питера Класа и его сын Хеда Виллема Класа - ярких представителей школы "малых голландцев". Разумеется, изображения предметов природного происхождения существовали задолго до них, но обычно в виде фрагментов на более крупных полотнах, а как отдельный жанр станковой живописи оформились именно в 17 веке.

На фото изображено - Натюрморт: история жанра и основные виды, рис. Работа Питера Класа

Натюрморт долгое время относили к низшим жанрам, полагая, что бытовые темы ограничивают потенциал картины, но в 19 веке Ван Гог, Ренуар, Мане и другие знаменитые художники своими работами доказали ошибочность этого мнения. Благодаря влиянию французского импрессионизма натюрморты обогатились нюансами передачи световых эффектов - игрой цветовых пятен, бликов, воздушностью изображения. В этот период натюрморт переживал свой расцвет, в том числе и благодаря появлению в продаже красок в тюбиках, значительно упростивших работу живописцев.

На фото изображено - Натюрморт: история жанра и основные виды, рис. Работа Ван Гога

В 20 веке эксперименты над жанром продолжили П.Пикассо, Дж.Моранди и С.Дали экспериментируя в новых формах, цветах и стилистических приемах.

На фото изображено - Натюрморт: история жанра и основные виды, рис. Работа Пикассо
На фото изображено - Натюрморт: история жанра и основные виды, рис. Работа Дали

Основные виды и стили натюрморта

В настоящее время натюрморт делится на ряд поджанров согласно предметам и темам, представленным на холсте. Деление достаточно условное - поджанры могут пересекаться.

Суета сует. В композиции должны фигурировать предметы, олицетворяющие бренность человеческого бытия: оплывшая свеча, часы, череп, испортившиеся фрукты или увядшие цветы, бабочка.

На фото изображено - Натюрморт: история жанра и основные виды, рис. Суета сует

Охотничий или Охотничьи трофеи. На полотне должны быть результаты охоты: битая птица, ружье или другие охотничьи принадлежности: рог, сумка, патроны. В этом поджанре в качестве фона часто используется парк или лес.

На фото изображено - Натюрморт: история жанра и основные виды, рис. Охотничий натюрморт

Цветочный. Центральный объект композиции этого поджанра - букет цветов в вазе. У каждого цветка своя символика, например, чертополох олицетворяет зло, мак - забвение, а гвоздика напоминает о пролитой крови Христа.

На фото изображено - Натюрморт: история жанра и основные виды, рис. Цветочный натюрморт

Обманка. Предметы на холсте изображены максимально реалистично, создавая полную иллюзию реальных объектов.

На фото изображено - Натюрморт: история жанра и основные виды, рис. Обманка

Религиозный натюрморт объединяет предметы с религиозной атрибутикой: иконы, свечи, библию, кадило, лампады.

На фото изображено - Натюрморт: история жанра и основные виды, рис. Религиозный натюрморт

Рыбный. Голландия - родина натюрморта - страна на берегу моря, поэтому тема морепродуктов вынесена в отдельный поджанр.

На фото изображено - Натюрморт: история жанра и основные виды, рис. Рыбный натюрморт

Накрытый стол - жанр делится на две разновидности: Завтраки и Роскошный натюрморт.

Завтраки. Хронологически эти застолья появились первыми, на картинах изображался сыр, булочки, ветчина - самые обычные для голландцев продукты в простой сервировке.

На фото изображено - Натюрморт: история жанра и основные виды, рис. Завтрак

Роскошный натюрморт. Основная тема - шикарно сервированный банкет с изысканными блюдами для аристократического общества.

На фото изображено - Натюрморт: история жанра и основные виды, рис. Роскошный натюрморт

Натюрморт с животными. Картины с налетом философского анимализма, из живого мира чаще всего встречаются змеи, кошки, собаки, насекомые и птицы.

На фото изображено - Натюрморт: история жанра и основные виды, рис. Натюрморт с животными

Ученый натюрморт. На полотнах фигурирует атрибутика из мира науки или искусства: книги, карты, глобус, ноты, музыкальные инструменты.

На фото изображено - Натюрморт: история жанра и основные виды, рис. Ученый натюрморт

Натюрморт в разных видах творчества

Прошлое накладывало свои ограничения на техники изображения, отличия могли быть в темах и стилях, но не в используемых материалах. Классические старые натюрморты написаны маслом. Начиная с прошлого века стали появляться акварели: волшебные цветы в технике многослойной акварели Сергея Андрияки, фотографически точная стеклянная посуда Лорина МакКракена, нежная дымка вокруг букета в вазе китайского художника Лю И.

На фото изображено - Натюрморт: история жанра и основные виды, рис. Работа Сергея Андрияки
На фото изображено - Натюрморт: история жанра и основные виды, рис. Работа Лорина МакКракена

Сейчас приобщиться к изображению натюрморта может любой ценитель прекрасного. Разнообразие стилей и техник, в которых можно создать классическую картину старого жанра, очень велико. У вас есть возможность создать картину по номерам, работу в технике алмазной вышивки, бисерной вышивки, папертоли. Можно получить натюрморт вышивая по канве крестиком или гладью, а можно создать композицию в технике декупажа, использовав салфетки с соответствующими темами. С помощью акриловых красок у вас получится нарисовать натюрморт на тарелке или керамической вазе.

На фото изображено - Натюрморт: история жанра и основные виды, рис. Папертоль
На фото изображено - Натюрморт: история жанра и основные виды, рис. Алмазная вышивка

Вы можете придерживаться старой школы или найти набор со свободной интерпретацией жанра, согласно вашим личным вкусам. Например, украсить кухню картиной по номерам "Кофейный натюрморт " или алмазной вышивкой "Глинтвейн", которые с натяжкой укладываются в рамки привычных поджанров. А картина "Пивной натюрморт" будет неплохо смотреться в гараже.

Читайте также: