Описание луки из кому на руси жить хорошо

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 21.09.2024

Знаменитая поэма Н. А. Некрасова описывает ситуацию неопределенности, которая характеризует этап истории после того, как было отменено крепостное право.

Лейтмотив произведения – счастье, ведь именно его ищут персонажи поэмы, ведя на эту тему беседы, в которых и раскрываются варианты ответа на вопрос: кому же живется хорошо и что такое счастье?

Любопытно, что писатель так и не смог закончить свое масштабное произведение – тяжелая болезнь сразила его раньше, чем он реализовал свою идею. На самом же деле, многие литературные критики относят этот текст к жанру романа, аргументируя свою позицию его объемами и глобальностью авторской задумки.

О героях поэмы-романа

Как и во многих других текстах, герои этого произведения тоже разделены на две группы: это герои главные и, соответственно, второстепенные.

Семь мужиков-крестьян

Среди главных персонажей мы могли бы назвать семь мужиков-крестьян: это Роман, Лука, Демьян, Пров, Пахов и, наконец, браться Иван и Митродор Губины. Именно они, по сюжету поэмы, отправились на поиски человека, который бы мог сказать, что он живет свободно и хорошо, то есть – что он счастлив.

Здесь следует сделать ремарку: автор явно связывает два явления или даже два чувства – это свобода (вольная жизнь) и счастье. Эта позиция имеет свою логику, так как о время отмены крепостного права многие крестьяне не знали, что им делать и как им управлять обретенной свободой. Известны случаи, когда бывшие крепостные плакали и бросались в ноги своему барину, чтобы тот не оставлял их. Любопытно, что крестьяне часто воспринимали помещика как отца, который заботиться о них, и нуждались, таким образом, в его отеческих советах и распоряжениях, без которых они не понимали, как им контролировать свою жизнь самостоятельно и, кроме того, нести за нее ответственность.

Н. А. Некрасов выписывает простых русских крестьян, которые привыкли к работе, неприхотливы и пытаются найти ответы на вопросы, которые в связи с новыми обстоятельствами жизни возникли перед ними. Среди этих мужиков нельзя выделить отдельных личностей: крестьяне не являются изолированными друг друга, сливаясь словно в единый и целостный образ.

Эпизод из поэмы Некрасова

Персонажи второго плана

Что касается второстепенных фигур, Матрену Корчагину, Савелия Богатыря, Якима Нагого, Ермилу Гирина, князя Утятина, Ипата, Оболта-Оболдуева, попа, а также Гришу Добросклонова.

Матрена Корчагина

Возможно, именно ее волевой и строгий характер, не позволяющий ей сломаться под гнетом жизненных невзгод, и поспособствовал тому, что окружающие видели в ней счастливого человека.

Матрена описана автором как крепкая, полная силы женщина, ей не чужд труд, она умеет самостоятельно содержать свое хозяйство. Ей приписываются такие черты, как ум, искренность, упорство, сила духа, свободолюбие, дерзость, резвость, честность и, конечно, терпение.

Савелий

Недаром он назван в поэме Богатырем. Его внешность, и правда, выказывает в нем настоящего богатыря. Его судьба также нелегка: 40 лет жизни он потерял, пребывая в ссылке. Он был осужден на каторжные работы, потому что выступал в защиту прав народа, противясь несправедливостям власти.

Он – родственник Матрены, и его личность вырисовывается мужикам в процессе ее рассказа. Перед Матреной Савелий сильно виноват: недосмотрел за ее сыном и того съели свиньи. Впоследствии за этот поступок Богатырь себя сильно корит, что толкает его на уход в монастырь – в надежде замолить свои грехи. Как и положено богатырю, Савелий прожил очень долгую жизнь.

Эпизод. Кому на Руси жить хорошо

Справедливость, честность и доброта – это три нравственных столпа, на которых держится личность Савелия.

Ермила

Ермил Ильич Гирин, пожалуй, пользуется наибольшим уважением среди крестьян. Он ставит свои интересы на второе место после интересов общества. Справедливый и честный, Ермил лишь один нарушил свои принципы, спасая своего родственника от удела стать солдатом. Известно, что солдатчина в то время отличалась крайней жестокостью, антигуманнностью, и сгубила немало жизней: если не истребив человека физически, то сломав его морально. Но даже в этом поступке Ермил признался, скрывать его от своих соотечественников он не стал. Отсюда происходят корни того доверия, которое испытывает к нему народ.

Кому на Руси жить хорошо

Но счастье Гирина тоже тленно, потому что, поддержав однажды бунтующих крестьян, он попадает в тюремные стены.

Князь Утятин

Этот персонаж – пример радикальной ретроградности. Потомственный аристократ, помещик, владеющий значительным состоянием и вельможа преклонных лет все еще живет в рамках старой культурной парадигмы: его логике неподвластна мысль, что крепостного права больше не существует.

Злобный, страдающий умственными расстройствами, он ненавидит реформу с такой силой, что даже заболевает – у него случается инсульт. В итоге, он выживает из ума настолько, что его наследники в страхе остаться без гроша из наследства князя решают потакать его самодурству, подговаривая крестьян поддержать их в этой не слишком моральной затее.

За эту игру крестьяне по договору получали луга, принадлежавшие помещику. Между тем, до самой смерти князь остается деспотом и тираном.

Утятин не отличается строгой нравственностью: кроме законных сыновей, у него также есть три дочери, рожденных вне брака. Он спесивый, властный, загордившийся дворянин. Для его образа характерно высокомерие и жестокость, суровость и грубость в обращении с крестьянами, которых он рассматривает исключительно как рабов.

Путешествуя, мужики встречают и князя Утятина, вспоминая, как князь издевался над теми, когда они были детьми или крепостными.

Оболт-Оболдуев

Оболт-Оболдуев гордится своим высоким происхождением, он не отличается привычкой к труду, и, прожив 40 лет в селе, совершенно не понимает толку в сельском хозяйстве.

Предлагаем ознакомиться с образом и характеристикой Ермилы Гирина”в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

Как и князь Утятин, он видел в крестьянах лишь свою собственность и привык жить, словно в раю. После реформы, впрочем, он все равно не может отказаться от большого штата слуг и лакеев.

Он очень любил охоту, но теперь излишняя роскошь ему не по карману.

Ипат тоже является персонажем ретроградным. После реформы он не может приспособиться к новым условиям, а потому так и продолжает верно служить своему помещику.

Можно заметить, что автор старается выписать образы представителей всех сословий. И вот – очередь доходит до духовенства. Но и здесь не нужно обманываться: от реформы 1861 года попы тоже имеют определенные выгоды. Поп хочет, чтобы жизнь крестьян улучшилась, чтобы они стали материально более обеспеченными. Но это объясняется тем, что доход церковники получают из карманов своих прихожан, а это значит, что чем лучше живет паства, тем лучше живут и сами попы. Впрочем, поп вовсе не скрывает своей осведомленности о негативном отношении к духовенству со стороны крестьян.

Но какие бы положительные черты не отличали попа, в целом народ относится к нему пренебрежительно и не слишком его уважает. О попах слагают непристойные песни, а встретить попа – это дурной знак.

Совесть и терпение в принятии своей судьбы – вот то, что действительно характерно для этого персонажа.

Гриша

Григорий Добросклонов демонстрирует нам то, что может ожидать молодое в будущем, он – образ положительного отношения к происходящему и веры в общественный прогресс.

Он ведет происхождение из семьи таких же простых крестьян-бедняков, как и мужики. Это умный и скромный мальчик, который проходит обучение в духовной семинарии. Между тем, он уже успел познать многие тяготы жизни: он знает, что такое голод и холод, что значит жить в суровых условиях.

Главное – это надежда, которая живет в душе этого 15-летнего юноши. Он искренне хочет, чтобы жизнь народа наладилась, а чтобы подбодрить своих односельчан, он слагает для них особенные песни.

Краткое содержание “Кому на Руси жить хорошо”

Автор произведение повествует, о том как крестьяне в этом путешествии по Руси решили найти счастливого человека. На перепутье дорог встречались семь мужчин на территории Терпигорева. В процессе разговора мужчины спорят друг с другом, о том чья жизнь круче. Один утверждает что поп, а другой что помещик, в итоге мужчины затеяли драку. Конфликт продолжился до того момента как дошли до леса и всполошили лесных зверей. Из За такого шума выпал из гнезда маленький птенец, крестьяне подобрали птенца, но мать птенца испуганно подлетела и попросила вернуть птенца. Взамен пообещала рассказать тайну, где зарыт клад с волшебной скатертью, которая накормит и напоит мужчин. Довольные сытые крестьяне отказываются возвращаться домой пока не решать конфликт, который начали.

По дороге мужчины встречают солдатов по которых видно, что живут солдаты тяжело. Под вечер навстречу ребятам попался поп, который думает что счастье заключается в покое, богатстве и в уважении, но понял что это не так. Длинные церковные службы с плачем людей, стоны умирающих людей не приносят батюшке покой.

После конфликта крестьяне попали на сельскую ярмарку, где продавались книги русской классики, также там присутствовали пьяные жители. Крестьяне дальше продолжили путь в поздний вечер, в темноте мужчины услышали разговоры людей о собственных бедах и проблемах. Один человек стал упрекать крестьян за такой образ жизни. А Яким, проживающий в этой деревне, начал оправдывать сельских жителей. Ведь пьют люди не из-за счастливой жизни. Мужчины набрали бачок водки и стали обсуждать кто из сельских жителей и кем приходятся, но когда напились так и не нашли того счастливого человека и тех жителей. Крестьяне продолжили путь и попадается на пути мужчина помещик Гаврила Афанасьевич, который рассказал крестьянам о жизни личной. Гаврила добрый человек которого уважали слуги, но слуги отобрали землю и уничтожили хозяйство, и приказали барину трудиться.

Далее на встречи пришла к мужчинам крестьянка Матрена Тимофеевна, которая рассказала о собственной жизни. По жизни женщина трудилась, работала на родственников супруга, потеряла старшего сына, который без вести пропал. Женщина говорит что неизвестно где живет женское счастье. По пути крестьяне услышали многообразных рассказов.

В финале произведения села Вахлачина проходил пир, где собрались: мужики путешественники, и Влас-староста, и Клим Яковлевич. Среди празднующих – два семинариста, добрые парни – Саввушка и Гриша Добросклонов. Мужчины поют веселые песни и рассказывают о жизни. Делают это потому, что так просят сельские жители. С пятнадцати лет Гриша знает, что посвятит жизнь счастью русского народа. Гриша поёт песню о великой стране под названием Русь. Не это ли тот счастливец, которого так упорно ищут крестьяне. Ведь герой ясно видит цель собственной жизни – в служении обездоленному народу. К сожалению, Николай Алексеевич Некрасов безвременно скончался, не успев дописать поэму до конца.

Самым положительным местом для наших героев кажется это село, где идут гуляния. Пируют и мужики к которым присоединяются два семинариста и поют радостные песни и рассказывают о собственных жизнях.


Главные герои

Роман, Демьян, Лука, братья Губины, старик Пахом, Пров

Главные герои, мужики-крестьяне

Второстепенные персонажи

Матрёна Тимофеевна Корчагина

По мнению окружающих, счастливая женщина. На самом деле её трудно назвать счастливой, она перенесла немало горя в своей жизни. Это издевательства родственников мужа, тяжёлая работа, смерть маленького ребёнка, несправедливые обвинения властей. Сильная и терпеливая, она продолжает жить и работать, стойко перенося все невзгоды.

Савелий Богатырь

Внешний вид старика Савелия – это образ настоящего русского богатыря, уже постаревшего. Он кряжистый и статный, 40 лет провёл на каторге и в ссылке. Он заступник угнетаемого народа. Справедливый, честный и добрый старик. Тяжело переживает, что не уберёг сына Матрёны от свиней. Ушёл в монастырь вымаливать прощение. Прожил 107 лет.

Яким Нагой

В нём проявляется духовное начало, умение понимать прекрасное. Работяга, всю жизнь проводит в трудах, не имея лишнего куска хлеба. Его увлечение странно для мужиков — он любит лубочные картинки, которыми украшает стены дома. Когда случился пожар, первым делом он спас картинки, но не успел спасти накопленные монеты. Решительный человек, давший отпор барину Веретеннинову, когда тот укорил крестьян за пьянство.

Ермил Гирин

Самый уважаемый человек среди крестьян

Честный и справедливый мужик, интересы общества для него превыше всего. Лишь один раз слукавил, спас родственника от солдатчины, в чём покаялся перед народом. Вызывает огромное доверие.

Князь Утятин

Выживший из ума помещик

Никак не может поверить, что крепостного права уже нет. Привык издеваться над крестьянами. Узнав о реформе, от злости заболевает. Наследники боятся, что останутся без состояния, упрашивают крестьян подыграть им в обмане старика. Жестокий самодур, до смерти остаётся тираном.

Яркий представитель старого поколения слуг, и после реформы он остаётся преданным холопом, продолжает служить своему барину.

Оболт-Оболдуев

Представитель дворянского сословия

Всю жизнь живет за счёт других, сожалеет об уходящем времени и о том, что лишается своей власти.

Представитель духовного сословия

Живёт за счет своих прихожан, поэтому ему выгодно, чтобы крестьяне жили лучше и богаче, тогда увеличатся и его доходы. Знает об отрицательном отношении народа к священнослужителям, почему и не может назвать себя счастливым.

Гриша Добросклонов

Выходец из бедняцкой семьи, будущий народный заступник, поэт; мечтает стать борцом за лучшую жизнь народа.

В данном тексте представлена характеристика главных и дополнительных героев произведения Некрасова.

Основными персонажами произведения являются семеро мужиков из крестьянского сословия: Лука, старый Пахом, братья Губины, Роман, Демьян, Пров. Мужики решили пойти по свету, да найти того человека, который доволен жизнью на русской земле. Эти мужики представляют собою типичных работяг того времени, они сильные, крепкие и полностью отдаются работе на земле.

Образы этих мужиков – образы крестьян России 19 века, которые только недавно освободились от оков крепостничества. Все семь человек объединяются в одно целое.

Ко второстепенным персонажам данного произведения можно отнести всех тех, кого встретили на своем пути в поисках счастливых мужики.

Гриша представляет собой молодого крестьянина, который вышел из бедной семьи. Верит в будущее, полное прогресса.

Поп один из тех, кто является представителем церкви. Знает о том, что прихожане живут бедно, плохо. Хочет, чтобы те жили лучше, в таком случае и его доходы увеличатся. Поп знает о том, что в народе церковь не любят.

Оболт-Оболдуев с говорящей фамилией проживает свою жизнь, пользуясь другими людьми. Дворянин. Ни о чем не жалеет, ведёт праздный образ жизни.

Ипат – старый слуга, который после того, как было отменено крепостное право продолжил жить в доме у своего хозяина и служить ему.

Князь Утятин – это жестокий крепостник, который сошел с ума после потери власти над крестьянами. Издевался над своими слугами. Его дети бояться остаться без наследства из-за такого поведения папаши, потому просят помощи со стороны, дабы усмирить безумного Утятина.

Ермил Гирин пользуется большим авторитетом среди народа. Как правило, ставит общественные интересы превыше своих.

Яким Нагой – крестьянин, который работает дни напролет и при этом остается бедным. Умеет понимать прекрасное. Любит свои картинки. Проучил злого барина, который хотел оскорбить его честь.

Савелий Богатырь – это старый, крепкий крестьянин. Мудрый, умный, заступается за народ, который постоянно угнетается властителями. На склоне лет ушел в монастырь. Прожил больше ста лет.

Матрена Тимофеевна является ярким олицетворением женской части крестьянства. Она много работает на земле. В жизни она много перенесла, но вытерпела все горести. Продолжает в том же духе. Ее ребенок был скормлен свиньям. Это стало большой трагедией для женщины.

Характеристика героев 2

В произведении описываются похождения семи мужиков, которые пытаются выяснить, кому же всё-таки хорошо живётся на Руси. Главными героями произведения можно считать этих самых мужиков.

Он считал, что лучше всех живут помещики.

Был весьма умным и обученным грамоте человеком. Настаивал на том, что хорошо живётся чиновникам.

Коренастый и бородатый мужик. Болтливый и глуповатый, при разговоре всегда размахивает руками. Спорил, что самая счастливая жизнь у попов, однако, когда ему довелось встретиться с одним из них, понял, что проиграл спор, так как жилось попам совсем не легко.

Братья Митродор и Иван Губины

Старик до знакомства с мужиками нес на базар соты с медом. Он придерживался мнения, что живёт припеваючи только вельможа – боярин, министр при государе.

Угрюмый мужик не сомневался что лишь царю живётся вольно и хорошо.

Он был первым претендентом на роль человека, кому на Руси прекрасно живётся. Мужики, выяснили, что это далеко не так.

Поехал на ярмарку, чтобы купить башмачки внучке, да пропил всё, до гроша. Ему помог Павлуша Веретенников, тот до такой степени обрадовался, что даже не поблагодарил Павлушу. Если бы не он, с какими глазами Вавило вернулся бы домой?

Работящий, но любящий выпить, мужик. Раньше проживал в городе Санкт-Петербург. Однажды решил судиться с влиятельным барином, процесс проиграл, деньги тоже, ко всему прочему ещё и попал за решетку. Отсидев свой срок, вернулся на родину, в деревню Басово.

Худющий мужичонка свято верил, что настоящее счастье не в богатстве, а в чистоте души.

Рыжая и рябая старушка, которая хвасталась, что абсолютно счастлива, потому что репа на её огороде уродилась на славу.

Старый вояка, вся грудь в орденах и медалях. Был счастлив уже тем фактом, что поучаствовав в двадцати боях, остался живой.

Был счастлив, что благодаря своей недюжинной силе может заработать аж 5 рублей за день.

Счастье слуги было в том, что работая у князя, он допивал из рюмок хозяев вино и доедал с тарелок дорогие яства.

Некрасов посвятил ему целую главу своего произведения. Семинарист Гришка худощавый и бледный, благодаря своему скудному рациону. Отец совсем ему не помогает. В свободное время он любит прогуливаться по улицам и распевать песни собственного сочинения: про бурлаков, про Родину. Поклялся вести честную жизнь и сделать счастливой свою родину. Думается, что именно в Грише автор повести видел будущее России.

Также читают:

Картинка к сочинению Герои поэмы Кому на Руси жить хорошо

Популярные сегодня темы

В рассказе Гаршина Всеволода Михайловича Красный цветок раскрывается и исследуется тема безумие в полной мере. Немного почитав о произведении, можно понять, что оно это частично автобиографично.

Главный персонаж картины, - молодая девушка, названная автором Снегурочкой. Дело происходит зимой, по картине видно, что на улице очень холодно. Снег кажется рыхлым и скрипучим, сугробы выглядят очень глубокими

Понятие счастья у каждого своё. Для кого-то – это любовь, для других – благополучие, для третьих – достаток и так далее.

Произведение представляет собой сложную творческую работу писателя, объединяющую в себе пушкинскую линию отечественной литературы и авторское новаторство, выраженное в виде эстетики и стилистики сознательного разума.

Новаторская комедия Грибоедова имеет в конфликте две линии: любовную и социальную. Любовный треугольник — основа любовного конфликта. Начиналось всё с того, что Чацкий приехал к своей любимой девушке


Роман

Один из семи мужиков-странников, которые поспорили, кому лучше живётся на Руси. Роман утверждал, что помещику.


Демьян

Один из семи мужиков-странников, которые поспорили, кому лучше живётся на Руси. Демьян утверждал, что чиновнику. Был грамотный, умел читать.


Лука

Один из семи мужиков-странников, которые поспорили, кому лучше живётся на Руси. Лука утверждал, что попу. Однако, после встречи с попом, выяснилось, что ему живётся плохо, и он понял, что проспорил. Лука был упрямым, крепким мужиком с бородой. Любил много говорить, махая руками, но был глуп.


Братья Губины (Иван и Митродор)

Одни из семи мужиков-странников, которые поспорили, кому лучше живётся на Руси. Братья утверждали, что купчине толстопузому. Братья шли ловить коня в своё стадо, но заспорили с другими­ мужиками и пошли разрешать спор. Были большими любителями водки.


Пахом Онисимыч

Один из семи мужиков-странников, которые поспорили, кому лучше живётся на Руси. Пахом утверждал, что вельможному боярину, министру государеву. Старик, до встречи с мужиками нёс соты медовые на базар. Именно Пахом подобрал птенчика, мать которого потом рассказала мужикам про скатерть-самобранку.


Пров

Один из семи мужиков-странников, которые поспорили, кому лучше живётся на Руси. Пров утверждал, что царю. Был дюжим и угрюмым.


Поп

Первый встреченный кандидат на лучшую жизнь на Руси. Поговорив с ним, мужики выяснили, что живёт он не очень хорошо, и отругали Луку, который утверждал, что попы живут лучше всех.


Вавило

Старик, пообещал дома купить внучке башмачки на ярмарке, но все деньги пропил. Его выручил Павлуша Веретенников. Вавило так обрадовался, что даже забыл сказать Павлуше спасибо.


Павлуша Веретенников

Все его звали барином. Купил Вавиле башмачки за 2 двугривенных для внучки, так как тот все деньги пропил, а возвращаться без подарка любимой внучке было стыдно.

Убогий, пьющий, но работящий старик из деревни Басово. Когда-то, он жил в Санкт-Петербурге, но затеял он тяжбу с одним из купцов, и проиграл её, потеряв все свои деньги, да ещё и попал в тюрьму. После выхода из тюрьмы, вернулся в родную деревню, и начал работать в поле. Подробнее>>>


Бывший дьячок

Сильно худой, утверждал, что счастье не в богатстве, а в благодушестве.


Старуха

Древняя бабка, рябая и одноглазая. Утверждала, что она счастлива, так как у неё выросло много репы в огороде.


Солдат

Старый солдат с медалями. Участвовал в двадцати сражениях, но остался живой, поэтому он счастлив в этой жизни.


Трофим

Бывший каменщик, который хвалясь силою в молодости, надорвал спину, после чего зачах.


Каменотес

Молодой и сильный каменщик, который говорил, что он счастлив, потому, что в день до пяти рублей может заработать своей силой.


Дворовый человек

Его счастье заключалось в том, что он сорок лет был слугой у князя Переметьева, где он допивал из рюмок дорогое вино, доедал из тарелок трюфеля и даже заболел болезнью богатых - подагрой. Вскоре после своего рассказа был пойман на воровстве и был высечен лозой.


Федосей

Крестьянин, рассказал мужикам историю про Ермила.


Алтынников

Купец, обманным путём, договорившись с подьячими, пытался купить мельницу на торгах у Ермила Гирина.

Обычный мужик, служил писарем у князя и заслужил хорошее отношение со стороны крестьян. Потом пришёл новый князь, который назначил другого писаря - хапугу, которого все не любили. Но правил князь недолго, и с приходом нового князя, народ, помня каким хорошим был писарем Ермил, единодушно выбрал его бурмистром. 7 лет он был честным бурмистром, и только однажды отправил не того мужика в солдаты. Подробнее>>>

Помещик, татарин, встретился мужикам при поиске самых счастливых людей. Они попросили его рассказать, счастливо ли он живёт? Гаврила Афанасьич начал рассказывать, что был древнего роду, есть записи 300 лет назад, как его предок пытался сжечь Москву, другой, 200 лет назад развлекал царицу дикими зверями, и однажды его даже помял медведь. Подробнее>>>


Влас Ильич

Седой старик, староста у князя Утятина. После того, как у князя случился удар, и он впал в детство, Влас хотел уйти, но тут свои услуги предложил Клим Лавин, которого сделали фиктивным бурмистром около князя.

Князь, богатый и знатный помещик. Несмотря на изменение законов, которые давали свободу крестьянам, продолжал над ними издеваться и не признавал этих законов. Не так давно его разбил паралич, но только он услышал, как сыновья хотели начать управлять его хозяйством, сразу поправился. Правда, стал он, как ребёнок. Подробнее>>>


Сидор

Мужик, попавший в острог, но продолжавший платить оброк своему помещику.


Клим Лавин

Фиктивный бурмистр у князя Утятина, пьяница, тунеядец и вор. Пошёл к нему в тот момент, когда он после удара стал несмышленым, и никто не хотел быть рядом с ним и терпеть его разные дурачества. Настоящим же бурмистром был Влас.


Агап Петров

Мужик в вотчине князя Утятина, который был не согласен с другими мужиками и не мог терпеть дурачества князя. Однажды он попался с ворованным бревном князю, и когда тот начал его корить, он всё ему высказал, всю правду, что его дурят, лишь бы луга остались в вотчине. Князя чуть опять удар не хватил, в гневе, приказал он выпороть Арапа. Бурмистр еле уговорил Арапа разыграть сцену порки в конюшне. Ему надо будет громко кричать, чтобы князь это слышал, как будто его бьют розгами, а за это его будут поить вином. Он так кричал несколько часов, весело употребляя вино, а поутру умер, вероятно перебрал вина.

Матрена Тимофеевна была плотной, смуглой и ещё красивой женщиной около 38 лет, с которой познакомились странники и попросили её рассказать - счастлива ли она. Они предложили ей помочь с уборкой сена, и она согласилась. Подробнее>>>


Филипп Корчагин

Муж Матрены Тимофеевны, печник. Был незаконно отправлен в солдаты, но жена поехала в город и смогла встретиться с губернаторшей, которая восстановила справедливость и вернула его домой.


Тихоныч

Свекор Матрены Тимофеевны, который не любил её.


Абрам Гордеич Ситников

Господский управляющий, приставал к Матрене Тимофеевне, но не смог добиться своего, так как умер от холеры.


Савелий

Дедушка, который жил в пристройке к дому Матрены Тимофеевны и единственный, кто к ней относился хорошо. Бывший богатырь, теперь уже старик с горбатой спиной. Был 20 лет на каторге за убийство злого немца-управляющего. Вернулся домой после каторги и ссылки, но был принят детьми плохо, они его не любили. После того, как не досмотрел за сыном Тимофеевны и тот погиб, ушёл на покаяние в Песочный монастырь. Перед самой смертью вернулся. Он прожил сто семь лет.


Шалашников

Барин при Савелии, который часто его порол. Был убит под Варною, после чего на его смену пришёл немец.


Макар Федосеич

Швейцар, помог Матрене Тимофеевне встретиться с губернатором и губернаторшей.


Елена Александровна

Губернаторша, помогла восстановить справедливость и вернуть мужа Филиппа, Матрене Тимофеевне. У неё не было детей, поэтому она с удовольствием общалась с родившимся ребёнком Тимофеевны.

Был верным холопом у барина Поливанова много лет. Даже когда у того отказали ноги, он всё равно ходил за ним примерно, всё для него делал. Когда у Якова вырос племянник Гриша, то бросился он в ноги к барину и попросил разрешения жениться. Но барин, узнав, что невеста Ариша, на которую он сам имел виды, отказал ему, да ещё к тому же отправил Гришу в солдаты. Подробнее>>>


Трифон

Приходский дьячок, кум старосты. Любил выпить. Раньше у него была жена Домнушка, но умерла. У него есть два сына - Саввушка и Гриша. Живёт в двух комнатках, детям-семинаристам не помогает, и даже кошка с собакой от него сбежали.


Саввушка

Сын Трифона, семинарист.


Гриша Добросклонов

Сын Трифона, семинарист. Ему посвящена последняя глава поэмы. Имеет бледное и худое лицо от недоедания, так как эконом кормит его плохо, а отец не помогает. Гриша твёрдо решил идти по честному пути, сделать родину свободной и счастливой. Он любит гулять по улицам и сочинять песни про Русь, про бурлаков. Именно в таких людях, как Гриша, автор видит будущее России.

Читайте также: