Нанесение на контурную карту районов выращивания льна и сахарной свеклы и анализ размещения

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 21.09.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока: АПК. Растениеводство.

Цель урока: формирование представления об агропромышленном комплексе (АПК) России и его компонентах.

1. Учащиеся должны знать/уметь:

- Давать определения понятим: АПК, сельское хозяйство, растениеводство, сельскохозяйственные угодья, пашня, пастбище, сенокос, земледелие.

- Называть особенности АПК растениеводства;

- Приводить примеры регионов со специализацией на отраслях АПК и растениеводстве;

- Называть причины влияющие на специализацию регионов России на отраслях АПК и растениеводстве;

2. Формирование условий для развития познавательного интереса к предмету

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, интерактивная конурная карта, задания группам (раздаточный материал), фотогербарий сельскохозяйственных растений, ЕК ЦОР:

Агропромышленный комплекс России:

2) Отраслевой состав и географии сельского хозяйства:

Этап целеполагания………………………………………… 3 мин. (11.50-11.53)

В начале урока учитель приветствует учащихся, выражает слова восхищения их внешним видом и обращает внимание на одну ученицу в красивой нарядной блузке.

Алина, скажи, откуда у тебя появилась эта блузка?

Её купили в магазине.

А как она оказалась в магазине?

Сшили на фабрике.

Из чего её сшили?

Хорошо, как появилась ткань?

Ткань - полотно, изготовленное на ткацком станке переплетением взаимно перпендикулярных систем нитей.

Нить получается при прядении (то есть, скручивании) волокон льна, хлопка, шелка.

Откуда берется лен, хлопок?

Выращивается на полях.

То есть, это растение.

Итак, мы с вами разобрались, как появилась это блузка.

А теперь попробуйте назвать отрасли промышленности, которые учувствуют в производстве одежды?

Швейная промышленность, текстильная промышленность, химическая промышленность.

Эти отрасли существуют по отдельности?

Нет, сообща. Они взаимодействуют друг с другом.

Их взаимосвязь мы будем рассматривать на наших уроках.

А сейчас, исходя из вышесказанного, попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

Слайд 1. Тема урока: Агропромышленный комплекс (АПК). Растениеводство.

Сформулируем цель урока:

(учитель на доске записывает предложения учащихся и совместно формулируется цель.)

Слайд 1. изучить особенности и струкуру АПК и растениеводства.

Этап создания образовательной напряженности……………7 мин.

Ребята, давайте попробуем сформулировать определение АПК.

Агропромышленный комплекс (АПК) – это совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении ее до потребителя.

Что является его основной задачей?

Главная задача АПК – обеспечить население страны продовольствием.

hello_html_79e20820.jpg

hello_html_m27cc22bb.jpg

Слайд 2. Проблемный вопрос: Что такое растениеводство и в чем его особенность?

Растениеводство — отрасль сельского хозяйства, занимающаяся возделыванием культурных растений.

Слайд 3. Земли, которые используются в сельском хозяйстве, называются сельскохозяйственными угодьями. В России 13 % земель составляют сельскохозяйственные угодья. Из них 60 % приходится на пашню, 10% - на сенокосы, 30% - на пастбища, менее 1 % - на сады и виноградники.

Слайд 3. Давайте посмотрим на карту России. Как вы считаете, чем это можно объяснить?

hello_html_m755fb3d3.jpg

Россия – северная страна, а сельскохозяйственные угодья и в первую очередь пашни размещены в более южных районах, в зоне лесостепей и степей.

Этап работы над открытым заданием, создание собственного продукта. 6 мин.

Рассмотрим отрасли растениеводства.

hello_html_m65b9e539.jpg

Работать вы будете в группах. Каждая группа готовит представление одной из отраслей растениеводства. Время работы – 5 минут.

Задание 1 группе:

Подготовить представление зерновых культур по плану:

Какие культуры относятся к зерновым? Какие из них являются основными? (приложение №1)

В чем отличие озимой пшеницы от яровой? Почему не вся пшеница в стране озимая? (уч. стр.144)

На контурную карту нанести основные районы выращивания зерновых культур. (приложение №1,2, карты атласа стр.18.) В каких субъектах РФ выращивают озимую пшеницу, а в каких яровую?

Опишите природные условия, необходимые для произрастания зерновых культур.

Задание 2 группе:

Подготовить представление технических культур по плану:

Какие культуры относятся к техническим? (приложение №1)

Какая культура является важнейшей волокнистой культурой? (приложение №2)

Какие районы нашей страны являются основными свекловодческими районами?

На контурную карту нанести основные районы выращивания технических культур. (приложение №1,2, карты атласа стр.18.) В каких субъектых РФ выращивают лен, а в каких подсолнечник?

Опишите природные условия, необходимые для произрастания технических культур.

Подготовить представление картофелеводства по плану:

Почему картофелеводство выделятся в отдельную отрасль? (приложение №1,2)

Какие районы нашей страны являются овощеводческими районами?

На контурную карту нанести основные районы выращивания овощей и карофеля. (приложение №1,2, учебник стр. 144-145, карты атласа стр.18.) В каких районах России выращивают картофель?

Опишите природные условия, необходимые для произрастания картофеля.

Этап сравнения с культурно - историческим аналогом…………. 10 мин.

Проверка выполнения работы.

В ходе представления культур, на интерактивной контурной карте, создается рисунок размещения основных сельскохозяйственных культур.

Беседа: 3 мин.

- Какая отрасль растениеводства является ведущей?

Ведущей отраслью растениеводства является зерновое хозяйство.

- Какие культуры относятся к зерновым?

(пшеница, рожь, овес, ячмень, гречиха, рис, просо, кукуруза)

- На каких отраслях растениеводства специализируется наша область?

(зерновые, технические: сахарная свекла, подсолнечник)

- Почему на сады и виноградники приходится незначительная доля сельхозугодий?

(развито в самых южных районах, продукция скоропортящаяся)

Вспомним, как звучал проблемный вопрос: (Что такое растениеводство и в чем его особенность?)

Растениеводство — отрасль сельского хозяйства, занимающаяся возделыванием культурных растений.

Особенность растениеводства – сезонное производство, огромная зависимость от природных условий, почвы, занимает большие площади.

Этап подготовки к ОГЭ…………………………………………8 мин.

Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок на котором рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего отвечает указанным требованиям. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

hello_html_m3504b9a8.jpg

Задания 22, 23 выполняются с использованием приведенного ниже текста.

В Волгоградской области строится маслоэкстракционный завод. Аналитики сходятся во мнении, что появление такого значимого промышленного объекта сможет открывать новые возможности для сельского хозяйства области и близлежащих регионов.

Карты какого географического района России необходимо выбрать, чтобы подробно изучить местоположение Волгоградской области?

Какая особенность сельского хозяйства Волгоградской области способствует бесперебойному снабжению маслоэкстракционного завода необходимым сырьем?

Такие природные явления как засухи, суховеи и пыльные бури значительно

затрудняют хозяйственную деятельность. Для какой из перечисленных

территорий особенно важно учитывать вероятность этих природных явлений?

Слайд 8. С каким фруктом у вас ассоциируется этот урок? Почему именно с этим?

Домашнее задание Подготовить пересказ п.26, выполнить в р.т. п.26.

Итог урока. Оценка

Задание 1 группе:

Подготовить представление зерновых культур по плану:

Какие культуры относятся к зерновым? Какие из них являются основными? (приложение №1)

В чем отличие озимой пшеницы от яровой? Почему не вся пшеница в стране озимая? (уч. стр.144)

На контурную карту нанести основные районы выращивания зерновых культур. (приложение №1,2, карты атласа стр.18.) В каких субъектах РФ выращивают озимую пшеницу, а в каких яровую?

Опишите природные условия, необходимые для произрастания зерновых культур.

Листья, верхние части корнеплода, Основные районы выращивания сахарной свеклы

жом (отжатые и измельченные

остатки корнеплодов) используют

на корм скоту. Из отходов производства

сахара получают уксусную и лимонную

кислоту, ацетон. Отходы сахарных

заводов используют как известковое

Основные районы выращивания

hello_html_5e3e0903.jpg

Задание 2 группе:

Подготовить представление технических культур по плану:

Какие культуры относятся к техническим? (приложение №1)

Какая культура является важнейшей волокнистой культурой? (приложение №2)

Какие районы нашей страны являются основными свекловодческими районами?

На контурную карту нанести основные районы выращивания технических культур. (приложение №1,2, карты атласа стр.18.)

В каких субъектых РФ выращивают лен, а в каких подсолнечник?

Опишите природные условия, необходимые для произрастания технических культур.

Петр I поощрял развитие льноводства, так как лен использовался для изготовления парусной ткани, веревок, канатов .

Чтобы получить хорошие семена, крестьяне брали снопы, отсекали верхушки самых длинных растений и именно эти верхушки брали на семена. Так шел отбор длинностебельных сортов льна.

Нить льняная очень прочна: в два раза крепче хлопковой и в три раза – шерстяной. Плели из нее ажурные кружева, делали тончайшую ткань – батист. Льняные ткани – красивые, прочные, хорошо впитывают влагу, долго не гниют.

Больше всего льна в Тверской и Смоленской областях. Выращивают лен и в Вологодской, Новгородской и Псковской областях.

На полях предшественниками Основные районы выращивания льна-долгунца льна желательно иметь культуры

обогащающие почвы азотом.

Лён-долгунец восприимчив к

грибковым заболеваниям, а это

снижает качество растительных

волокон. Из-за этого лен можно

высевать на одно поле не чаще 1

раза в семь-восемь лет. Это

является причиной ограничивающей

посевы льна, которые занимают

только 12-15% разделываемой площади.

Приложение №2.

hello_html_59ea254e.jpg

Задание 3 группе:

Подготовить представление картофелеводства по плану:

Почему картофелеводство выделятся в отдельную отрасль? (приложение №1,2)

Какие районы нашей страны являются картофелеводческими районами?

На контурную карту нанести основные районы выращивания карофеля. (приложение №1,2, учебник стр. 144-145, карты атласа стр.18.) В каких районах России выращивают картофель?

Опишите природные условия, необходимые для произрастания картофеля.

Обозначьте на контурной карте районы распространения культур, упомянутых в тексте параграфа. Опишите природные условия, необходимые для произрастания каждой из них.

Культура Условия выращивания
Пшеница Пшеница требует плодородных почв, любит продолжительное тёплое лето и не нуждается в обилии влаги. Поэтому основными районами её выращивания являются степная и лесостепная зона
Рожь Рожь менее требовательна к плодородию почв, а вот влаги требует больше. Поэтому главные районы её выращивания находятся в лесостепных районах и на юге лесной зоны
Ячмень и овес Овёс и ячмень ещё более неприхотливы. Их выращивают в зоне смешанных лесов и южной тайги, то есть в гораздо более северных районах, чем пшеницу. Ячмень и вовсе является самой северной из зерновых культур. Он вызревает всего за 80—90 дней. Ему вполне хватает короткого северного лета, а в силу своей неприхотливости может расти и в южных засушливых районах
Кукуруза и рис Их возделывают в условиях довольно жаркого климата, а рис относится ещё и к очень влаголюбивым культурам. Посевы этих культур располагаются в наиболее благоприятных климатических условиях: в низовьях Волги, Дона, Кубани, на юге Приморья
Картофель Картофель выращивают в южных районах лесной зоны и в лесостепи.
Лен Неприхотливое растение возделывают в тех же районах, что и рожь, то есть в лесной зоне страны
Подсолнечник Подсолнечник, культура, требующая очень много тепла и солнечного света. Основными районами его выращивания являются Ростовская область и Краснодарский край
Сахарная свекла Требует черноземные плодородные почвы
Чай Он нуждается в плодородных почвах, большом количестве тепла и влаги. Не случайно лавные чаеводческие районы планеты расположены в субэкваториальном и экваториальном климате
Виноград Теплый климат


Решебник

"Инновационная школа - Учебник" по предмету География за 9 класс.

Aвторы:

Алексеевский Н.И., Домогацких Е.М., Клюев Н.Н.

Задание

Обозначьте на контурной карте районы распространения культур, упомянутых в тексте параграфа. Опишите природные условия, необходимые для произрастания каждой из них.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Познакомить учащихся с хозяйством Европейского Юга.

Оборудование: экономическая карта России, атлас, к/к.

1. Организация учащихся на урок.

2. Проверка домашнего задания

Определим состав Европейского Юга:

- По каким природным объектам проходит граница на западе, востоке, что отделяет район от Восточно-Европейской равнины? Предполагаемый ответ: на западе – район омывается Черным и Азовским морями, на востоке – Каспийским морем. От Восточно-Европейской равнины он отделяется Кумо-Маныческой впадиной

- С какими государствами проходит граница России по Кавказу, по Черному, Азовскому и Каспийскому морям? Предполагаемый ответ: Украиной, Грузией, Абхазией, Южной Осетией, Азербайджаном, Казахстаном.

- По особенностям рельефа Кавказ разделяется на Предкавказье, Большой Кавказ и Закавказье. К России относится? Предполагаемый ответ: Предкавказье и северные склоны Большого Кавказа.

3. Изучение нового материала.

Сегодня мы познакомимся с хозяйством Северного Кавказа. Давайте вспомним, какие предпосылки для развития хозяйства имеются на Северном Кавказе. Назовите какими ресурсами располагает район. (Предполагаемые ответы:

1. На Северном Кавказе имеется топливо: уголь, нефть, газ, значит, может развиваться топливно-энергетический комплекс, а еще руды цветных металлов.

2. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства: плодородные почвы, теплый климат, на севере - равнинный рельеф.

3. Здесь имеются рекреационные ресурсы - условие для развития курортного (рекреационного) хозяйства.

4. Здесь высокая плотность населения - это условие для развития трудоемких отраслей.

5. Район омывается незамерзающими морями ( Черное) - это условие для развития морского транспорта.)

Годы первых советских пятилеток

Европейский Юг развивался как крупный район сельского хозяйства, с/х машиностроения и пищевой промышленности. В Ростове –на –Дону - крупнейший в мире завод сельскохозяйственного машиностроения. Продолжалось развитие Восточного Донбасса как угольно-металлургического района. В Таганроге было создано Центральное конструкторское бюро морского самолётостроения. Единственное бюро, которое находится не в Москве – проектирует и строит гидросамолёты. В республиках строились новые и развивались старые города, создавались промышленные предприятия, готовились кадры для преподавания на родном языке.

После Великой Отечественной войны

Продолжалось развитие района как агропромышленного, но росла и доля промышленности. Построены крупные ГЭС – Цимлянская на Дону, Чиркейская на Сулаке (в Дагестане), завод азотных удобрений в Невинномысске, завод по производству электровозов в Новочеркасске, Ростовский вертолётный завод. Разработка вольфрамово-молибденовых руд в Кабардино-Балкарии, небольших месторождений нефти и газа в Ставропольском и Краснодарском краях. 2001 г. –запущена Ростовская АЭС вблизи Волгодонска.

ВЫВОД: хозяйственное освоение Европейского Юга проходило в несколько этапов при общем агропромышленном развитии экономики района.

2)Что представляет собой агропромышленный комплекс района?

- Подумайте, какая главная отрасль экономики Европейского Юга? (сельское хозяйство)

- С/х имеет различную специализацию в разных частях района.

Краснодарский край - самые лучшие природные условия и самое развитое с/х в России

-меньше сахарной свёклы и кукурузы, появляется овцеводство;

Ставропольский край - более сухой климат

- пастбищное овцеводство в Дагестане

- садоводство, виноградарство, овощеводство в узкой полосе предгорий

-субтропическое хозяйство на Черноморском побережье Кавказа и ЮБК

Европейский Юг – район, в котором переработка сельскохозяйственного сырья получила наибольше в России развитие.

- обратимся к экономической карте Европейского Севера (атлас)

1. Топливная промышленность представлена добычей угля (восточная часть Донбасса, добычей нефти и газа - в районах Грозного, Махачкалы, в Ставропольском крае). На реках построены ГЭС, имеются ТЭС. Однако энергии на Северном Кавказе не хватает. Проблема эта может быть решена с помощью АЭС: Ростовской АЭС (показать на карте).

2. Главное предприятие цветной металлургии – Тырнаузский вольфрамо-молибденовый комбинат в Кабардино-Балкарии.

3. Основным комплексом Северного Кавказа является агропромышленный. Учащиеся самостоятельно определяют 3 части АПК и делают краткую запись в тетрадь.

Сельское хозяйство представлено основными культурами:

а) озимая пшеница - Предкавказье;.

б) кукуруза - предгорные и горные районы;

в) рис - в низовьях Кубани, Дона (плавни);

а) подсолнечник - 60% сбора в России;

б) сахарная свекла - 25% сбора в России;

а также виноградарство, садоводство; на Северном Кавказе выращиваются и субтропические культуры: чай (Северный Кавказ - это самый северный в мире район чаеводства), цитрусовые (особенно, мандарины), гранаты.

Животноводство. Животноводство - это основное занятие в горах. Оно представлено овцеводством и разведением коз. На равнинах Ростовской области, Ставропольского края, Дагестана разводят тонкорунных овец и крупный рогатый скот.

Сельское хозяйство обслуживают:

а) сельскохозяйственное машиностроение: производство зерновых комбайнов - г. Ростов-на-Дону, г. Таганрог;

б) производство минеральных удобрений - г. Невинномысск.

Переработкой сельскохозяйственной продукции занимаются: сахарные, масло-жировые, консервные заводы. Производство муки, круп, мяса, вина. Пищевая промышленность является главной отраслью промышленности Северного Кавказа.

4. Лицом Северного Кавказа является рекреационное хозяйство, которое представлено в 3 районах (учащиеся находят на карте):

а) Черноморское побережье - г. Сочи, Анапа, Геленджик, Туапсе (теплое море, благоприятный климат, красивые ландшафты с субтропической растительность).

б) Кавказские минеральные воды (район Кавказских Минеральных вод) - территория знаменитая своими минеральными водами и лечебными грязями. Здесь расположены города- курорты: Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Железноводск.

в) Приэльбрусье - район горного туризма, альпинизма и горнолыжного спорта.

Практическая работа:

Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Юга.

Цель: Выявить на основе анализа природных особенностей региона, возможности развития рекреационного хозяйства.

Благоприятное сочетание условий климата и рельефа

Возможные террористические акты

Анонсирование региона в СМИ, в связи с проведением Олимпиады 2014

Недостаточно высокий уровень сервиса

Сочетание морского и горного туризма

Высокие цены, относительно туристических предложений других стран

Проведение Олимпиады 2014

Слабая туристическая база

Наличие разнообразных рекреационных ресурсов на одной территории

4. Закрепление полученных знаний:.

Определите специализацию этих промышленных центров:

1) Ростов-на-Дону (сельскохозяйственное машиностроение);

2) Невинномысск (производство удобрений);

3) Шахты – (угольная промышленность);

4) Сочи (город-курорт);

5) Анапа (детский курорт);

6) Новочеркасск (производство электровозов)

7) Волгодонск (центр атомного машиностроения)

Используя материалы атласа, обозначьте на контурной карте основные рекреационные центры Северного Кавказа. Цветом обозначьте их специализацию: синим – морские курорты (Новороссийск, Геленджик, Туапсе, Анапа, Сочи.) Зеленым – климатические (Анапа, Сочи, Нальчик). Желтым – лечебные (Маныч, Ейск, Анапа, Геленджик, Нальчик, Сочи, Туапсе, Ессентуки, Пятигорск). Красным – спортивные (Нальчик, Красная Поляна, Домбай).

экологический туризм развивается по многим направлениям. основными из них являются отдых на лоне природы с целью получения эмоциональных и эстетических впечатлений, оздоровительный отдых, путешествия и приключения. экологический туризм с каждым годом становится всё более разнообразным и интересным.

экологический туризм разделяют на различные направления. критерием для разделения служит цель вашего путешествия выделяют: созерцание и исследование природы; созерцание красот природы; некотрые отправляются в поисках целебных сил дикой природы; ну и конечно спорт. существуют и другие названия данного вида туристической деятельности: деревенский туризм, зеленый туризм, аграрный туризм. но эти названия скорее отражают разновидность понятия экологического, чем несут в себе полную нагрузку данного понятия.

такие бывают направления.вообще экологический туризм это классная штука!

нет, это будет называться 175 градусов восточной долготы

канберра лежит на 36 градусе южной широты, а южный тропик на 23 градусе южной широты.

Читайте также: