Микропрепарат среза клубня картофеля описание

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 21.09.2024

Лабораторно-практические занятия являются одним из видов эксперимента, применяемого при усовершенствовании и закреплении знаний. В процессе проведения лабораторных и практических занятий студенты глубже и полнее вникают в биологические явления и законы, овладевают техникой проведения лабораторно-практических работ.

ВложениеРазмер
Ценность лабораторной работы состоит в том, что она вооружает студентов не только биологическими знаниями, но и полезными 54.09 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования, науки и молодежной политики

для выполнения лабораторно-практических работ

Преподаватель: Е.В. Титова

г. Павловск. 2016

Рассмотрен на заседании цикловой комиссии и рекомендован к утверждению

Заместитель директора по учебной работе

Количество часов лабораторно-практических занятий по дисциплине: 10 часов.

______________ Титова Е.В.

В сборнике содержится задания и рекомендации для выполнения лабораторных и практических работ, вопросы для самоконтроля.

Содержание

Раздел 1. Учение о клетке.

Тема 1.4. Деление клеток.

Лабораторная работа № 1 . Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Раздел 3. Основы генетики и селекции.

Тема 3.1. Основы генетики.

Практическая работа № 1 . Анализ фенотипической изменчивости.

Тема 3.2 . Основы селекции.

Практическая работа № 2 . Составление простейших схем скрещивания. Решение генетических задач.

Раздел 4. Эволюционное учение.

Тема 4.2. Макроэволюция .

Практическая работа № 3 . Изучение приспособленности организмов к среде обитания .

Раздел 5 . История развития жизни на Земле.

Тема 5.1. Развитие жизни на Земле.

Тема 5.2. Происхождение человека

Раздел 6 . Основы экологии.

Тема 6.1. Экологические системы.

Практическая работа № 7 . Решение экологических задач.

ВВЕДЕНИЕ

Лабораторно-практические занятия являются одним из видов эксперимента, применяемого при усовершенствовании и закреплении знаний. В процессе проведения лабораторных и практических занятий студенты глубже и полнее вникают в биологические явления и законы, овладевают техникой проведения лабораторно-практических работ.

Ценность лабораторной работы состоит в том, что она вооружает студентов не только биологическими знаниями, но и полезными умениями и навыками постановки эксперимента, фиксирования и обработки результатов, заставляет логически мыслить, сравнивать, делать выводы, позволяет развивать наблюдательность в непосредственной и тесной связи с процессом мышления (работа по намеченному плану, анализ и интерпретация результатов).

Для выполнения каждой работы требуется два часа при условии домашней теоретической подготовки студентов.

Перед выполнением работы студент должен получить допуск к ней, т.е. ответить на вопросы по изучаемой теме, внимательно ознакомиться с инструкцией и проверить наличие необходимого оборудования.

Для проверки знаний введены контрольные вопросы.

Все работы оформляются в специальных тетрадях для лабораторно-практических занятий. Необходимо указывать:

  1. тему;
  2. наименование работы;
  3. цель занятия;
  4. оснащение рабочего места;
  5. литературу;
  6. содержание работы и последовательность ее выполнения;

7) контрольные вопросы.

При оценивании работ учитывается:

1) выполнение всех этапов работы;

2) организация рабочего места;

3) самостоятельность и качество выполнения расчетов, схем, рисунков;

4) соблюдение правил техники безопасности на рабочем месте;

5) соблюдение правил трудовой дисциплины;

6) умение анализировать полученные результаты работы;

7) оформление отчета о выполненной работе .

на выполнение лабораторно-практического занятия № 1

Раздел: Учение о клетке.

Тема: Деление клеток.

Наименование работы: Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Цель работы: закрепить умения готовить микропрепараты и пользоваться микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, владеть терминологией темы.

Приобретаемые умения и навыки: умения готовить микропрепараты и пользоваться микроскопом, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Норма времени: 2 часа

Оснащение рабочего места: кожица чешуи луковицы, эпителиальные клетки из полости рта человека, стакан с водой, микроскоп, чайная ложечка, покровное и предметное стекла, синие чернила, йод, тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка.

Контрольные вопросы при допуске к занятию:

1) Охарактеризуйте устройство микроскопа.

2) Перечислите правила работы с микроскопом.

3) Какие правила техники безопасности следует соблюдать при приготовлении микропрепарата?

При выполнении опытов следуйте инструкции.

Соблюдайте трудовую дисциплину и правила техники безопасности на рабочем месте.

После выполнения заданий приведите рабочее место в порядок.

Порядок выполнения работы:

Задание 1. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.

2. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.

3. Пипеткой нанесите 1—2 капли воды на предметное стекло.

4. При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.

5. Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке.

6. Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части клетки вы видите.

7. Окрасьте препарат раствором йода. Для этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.

8. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?

9. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите на нем хлоропласты в клетках листа, темную полосу, окружающую клетку, оболочку; под ней золотистое вещество — цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).

Задание 2. Описание микропрепарата кожицы чешуи лука.

10. Зарисуйте 4-5 клеток кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.

В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца — пластиды. При большом увеличении они хорошо видны. В клетках разных органов число пластид различно. У растений пластиды могут быть разных цветов: зеленые, желтые или оранжевые и бесцветные. В клетках кожицы чешуи лука, например, пластиды бесцветные.

Задание 3. Приготовление микропрепарата среза клубня картофеля.

1. Со среза клубня картофеля соскоблите препаровальной иглой немного мякоти.

2. Поместите её на предметное стекло в каплю воды, окрашенную слабым раствором йода. Удалите избыток воды фильтровальной бумагой и накройте покровным стеклом.

3. Рассмотрите под малым увеличением микроскопа приготовленный препарат. Найдите зёрна запасного крахмала и зарисуйте их.

1) Какие органоиды есть только в клетках растений?

2) Каково значение клеточных включений в жизни организма?

3) Назовите способы деление клеток.

4) Перечислите фазы митоза.

на выполнение лабораторно-практического занятия № 2

Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Наименование работы: Составление простейших схем скрещивания. Решение генетических задач.

Цель работы: научиться выписывать типы гамет, образуемые организмами с заданными генотипами; кратко записывать условие генетических задач; решать ситуационные задачи по генетике; использовать навыки генетической терминологии.

Приобретаемые умения и навыки: навыки использования генетической терминологии, решения простейших генетических задач.

Норма времени: 2 часа

Оснащение рабочего места: таблицы, иллюстрирующие законы Г. Менделя, учебник, тетрадь, ручка.

Контрольные вопросы при допуске к занятию:

1) Дайте определения следующим понятиям: гаметы, ген, локус, аллельные гены, доминантный и рецессивный признаки, гомозигота, гетерозигота, генотип, фенотип, моногибридное и дигибридное скрещивание.

2) Сформулируйте законы Г.Менделя.

1) Выписывая гаметы, необходимо помнить, что у организма, гомозиготного по одному (АА) или нескольким (ААbbcc) генам, все гаметы одинаковы по этим генам, так как несут один и тот же аллель. В случае гетерозиготности по одному гену (Аа) организм образует два типа гамет, несущие разные его аллели. Дигетерозиготный организм (АаВb) образует четыре типа гамет. В целом организм образует тем больше типов гамет, чем по большему числу генов он гетерозиготен. Общее число типов гамет равно 2 в степени n, где n- число генов в гетерозиготном состоянии.

2) При краткой записи условия генетической задачи доминантный признак обозначают прописной (А), а рецессивный – строчной (а) буквой с обозначением соответствующего варианта признака. Генотип организма, имеющего доминантный признак, без дополнительных указаний на его гомо- или гетерозиготность в условии задачи, обозначается А?, где вопрос отражает необходимость установления генотипа в ходе решения задачи. Генотип организма с рецессивными признаками всегда гомозиготен по рецессивному аллелю – аа. Признаки, сцепленные с полом, обозначаются в случае Х – сцепленного наследования как Хª или Х А

Пример краткой записи условия и решения задачи:

У человека карий цвет глаз доминирует над голубым цветом. Голубоглазая женщина выходит замуж за гетерозиготного кареглазого мужчину. Какой цвет глаз может быть у детей?

Краткая запись условия Краткая запись решения

А - карий цвет глаз Родители- Р аа × Аа

А – голубой цвет глаз гаметы - G а А, а

Родители: аа × Аа потомство - F Аа аа

Потомство ? карий цвет голубой цвет

Порядок выполнения работы:

Выпишите все типы гамет, образуемые организмами, имеющие следующие генотипы: ААbb, Aa, MmPP, PPKk, AabbCc, AabbCcPP, AaBbCc.

Кратко запишите условие генетической ситуационной задачи и ее решение.

Задача 1 . У человека близорукость доминирует над нормальным зрением. У близоруких родителей родился ребенок с нормальным зрением. Каков генотип родителей? Какие еще дети могут быть от этого брака?

Задача 2 . У морских свинок вихрастая шерсть определяется доминантным геном, а гладкая — рецессивным.

Морская свинка с вихрастой шерстью при скрещивании с особью, обладающей гладкой шерстью, дала в потомстве 28 вихрастых и 26 гладкошерстных потомков. Определите генотипы родителей и потомков.

Задача 3 . У ночной красавицы красная окраска цветков R не полностью доминирует над белой окраской r. Взаимодействие генов R и r дает розовую окраску цветков. Растение ночной красавицы с розовыми цветками опылено пыльцой красноцветкового растения. Определить генотипы и фенотипы гибридов от этого скрещивания.

Задача 1 . У собак черный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть — над длинной. Обе пары генов находятся в разных хромосомах. Какой процент черных короткошерстных щенков можно ожидать от скрещивания двух особей, гетерозиготных по обоим признакам?

Задача 2 . При скрещивании двух сортов томата с красными шаровидными и желтыми грушевидными плодами в первом поколении все плоды красные шаровидные. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения, соотношение фенотипов второго поколения.

Задача 3 . У человека ген карих глаз доминирует над геном, определяющим развитие голубой окраски глаз, а ген, обусловливающий умение лучше владеть правой рукой, преобладает над геном, определяющим развитие леворукости. Обе пары генов расположены в разных хромосомах. Какими могут быть дети, если родители их гетерозиготны?

Наследование признаков, сцепленных с полом:

1) В каких случаях гибриды F 1 при моногибридном скрещивании отличаются по фенотипу от обеих гомозиготных родительских форм?

2) Альбинизм наследуется у человека как рецессивный признак. В семье, где один из супругов альбинос, а другой имеет пигментированные волосы, есть двое детей. Один ребенок альбинос, другой — с окрашенными волосами. Какова вероятность рождения следующего ребенка-альбиноса?

Преподаватель: Е.В. Титова

на выполнение лабораторно-практического занятия № 3

Наименование работы: Анализ фенотипической изменчивости

Цель работы: ознакомиться с закономерностями модификационной изменчивости, методикой построения вариационного ряда и вариационной кривой, углубить знания о норме реакции как пределе приспособительных реакций организмов, сформировать знания о статистическом ряде изменчивости признака; выработать умение экспериментально получать вариационный ряд и строить кривую нормы реакции.

Приобретаемые умения и навыки: умение экспериментально получать вариационный ряд и строить кривую нормы реакции.

Норма времени: 2 часа

Оснащение рабочего места: наборы биологических объектов: семена фасоли, бобов, листья яблони, акации, дуба, тополя, вишни (или любого другого растения), колосья пшеницы, ржи одного сорта, тетрадь, простой карандаш, ручка, линейка.

Контрольные вопросы при допуске к занятию:

1).Что такое изменчивость?

2) Какие виды изменчивости вам известны?

3) Почему фенотипическая изменчивость не передается по наследству?

При выполнении заданий следуйте инструкции.

Соблюдайте трудовую дисциплину и правила техники безопасности на рабочем месте.

После выполнения заданий приведите рабочее место в порядок.

Порядок выполнения работы:

1. Расположите листья (или другие объекты) в порядке нарастания их длины;

измерьте длину объектов, полученные данные запишите в тетради.

2. Подсчитайте число объектов, имеющих одинаковую длину, внесите данные в таблицу:

Описание и строение клубня картофеля

Выращивая картофель, вряд ли кто-то серьёзно задумывается над строением клубня и его химических свойствах, однако обо всём что мы едим желательно знать как можно больше. Простая с виду картошка, таит в себе много интересных фактов, о которых вы сейчас и узнаете.

Что такое клубень картофеля?

Определение клубня

Важно! Для выращивания картофеля отлично подойдёт не только целый посадочный материал, но и разрезанные половины клубней, главное, чтобы на них было достаточное количество жизнеспособных глазков. Чтобы добиться максимально обильного урожая, перед высадкой клубней в почву, картофель желательно прорастить, добиваясь формирования новых проростков, длиной не меньше чем 0,5 см.

В структуру каждого такого узла входит листовой след, который в благоприятных условиях быстро растёт и превращается в новый стебель, который в дальнейшем будет представлять стандартную вегетативную надземную часть картофельного куста.

Клубень картофеля

Внутреннее и внешнее строение

Если внешнее строение клубня можно частично оценить при визуальном осмотре, то его внутренние элементы, вместе с основными слоями, придётся рассматривать под микроскопом. Именно он позволяет увидеть эпидермис, кору, камбий, сердцевину и сосудистые щепотки овоща, а также узнать, как выглядит подземная часть стебля в разрезе.

Эпидермис (у зрелых клубней его называют шкуркой) — самый верхний, защитный слой, состоящий из опробкованных клеток перидермы (ещё одна укрывная ткань). Сразу под этим слоем находится кора, образованная паренхимными клетками с крахмальными зёрнами и ситоподобными трубками флоэмы (являют собой ведущие элементы луба).

Под корой можно рассмотреть слой камбиальных клеток, от которого до центральной части клубня отходят ксилемные элементы.

В центральной части картофеля сосредоточено большое количество паренхимных сердцевинных клеток, а сама средина расходится к ним радиальными лучами. Паренхимные клетки клубневой части содержат в себе крахмальные зёрна, наибольшее количество которых сосредоточено во внутренней части коры и внешних слоях сердцевины.

Меньше всего этих элементов содержится в водянистых клетках центральной части сердцевины.

Биологические особенности

Биологические особенности роста и развития картофеля во многом зависят от сорта овоща, но в среднем первый урожай можно собирать уже через 80–150 дней, после высадки посадочного материла.

Клубень картофеля

Все клубни начинают своё развитие от латеральных подпочвенных почек, которые формируются при основании главного стебля. В максимально благоприятных условиях, в определённый момент удлинение столона останавливается, а находящиеся внутри его апикальной области клетки вначале расширяются, а затем начинают своё продольное деление.

Все вместе описанные процессы вызывают набухание субапикального участка столона, что внешне проявляется цветением растения (в редких случаях оно отсутствует).

Увеличиваясь в размерах, новые картофельные клубни накапливают белки и углеводы, по большей части представленные крахмалом. С их появлением метаболическая активность внутри клубня немного снижается, и он начинает играть роль обычного сосуда для хранения питательных веществ. В среднем, доля крахмала внутри овоща составляет не меньше 18% от его общей свежей массы.

После отмирания надземных побегов (зелёный цвет сменяется коричневым, а затем лозы полностью засыхают) можно приступать к сбору урожая, ведь клубни картофеля уже точно успели затвердеть и вероятность повреждения плодов во время сбора максимально снизилась.

Важно! Если кожура на поверхности картофеля зелёного цвета, значит, в нём содержится большое количество соланина — ядовитого вещества, вредного для человека. Чтобы предупредить его накопления в клубнях стоит своевременно окучивать и мульчировать кусты, тем самым защищая подземную часть растения от солнечного излучения.

Химический состав и пищевая ценность

Химический состав съедобной части картофеля во многом зависит от сорта культуры, условий её произрастания, ухода за растением и зрелости самых клубней.

Клубень картофеля

В среднем в процентном соотношении одна картофелина содержит в себе:

  • 75% воды;
  • 18% крахмала;
  • 2% сырого белка (азотистых веществ);
  • 1,5% сахаров;
  • 1% клетчатки;
  • 0,1% жиров;
  • 0,2% титруемых кислот;
  • 0,1% фенольных соединений;
  • 0,6: пектиновых компонентов;
  • 1,6% органических соединений (в частности, нуклеиновых кислот, гликоалкалоидов);
  • 1,1% минеральных веществ.

При хранении собранного урожая количество содержащегося в клубнях крахмала снижается, что объясняется гидролитическим распадом его сахаров под воздействием пониженных температур в хранилище. Помимо уже указанных веществ, зрелые картофельные клубни полезны для человеческого организма ещё и высоким содержанием витаминов С, В1, В2, В6, К, РР.

Что же касается калорийности приготовленного картофеля, то в 100 г пюре содержится примерно 66 ккал, а старые клубни, приготовленные в мундире, характеризуются наличием 78–80 ккал.

Знаете ли вы? Самым дорогим в мире картофелем заслужено признан сорт La Bonnotte, выращиваемый на острове Нурмуатье во Франции. За 1 кг этого продукта, по разным данным, просят от 400 до 700 долларов.

Как развивается клубень картофеля

Принимая во внимание биологические особенности картофельных плодов можно чётко определить все стадии его развития.

Клубень картофеля

Как известно, картофелины образуются утолщениями корневищ (подземной стеблевой части), развивающимися в нижних листовых пазухах, поэтому в жизненном цикле картофеля различают несколько основных этапов:

  1. Инициация и активный рост клубней.
  2. Период покоя без существенных изменений характеристик основной части растения.
  3. Прорастание, которое, в конечном счёте, приводит к последующей вегетативной генерации (под воздействием усилившегося клеточного метаболизма из глазков начинают появляться проростки).
  4. После прорастания картофеля начинается формирование всех растительных частей культуры, происходит фотосинтез.

На образование новых клубней (будущего урожая) необходимо не меньше 30–60 дней с момента высадки семенного материала, после чего, в течение следующего 1-2 месяцев, новые плоды будут расти и развиваться до состояния полной зрелости.

Примечательно, что образование подземных частей многих сортов картофеля завершается тогда, когда почва прогревается до температуры +25…+27 °C.

Знаете ли вы? Вопреки распространённому мнению, далеко не вся картошка на Земле растёт в почве. В тропических регионах нашей планеты существую разновидности растения, произрастающие с деревьев. Существует даже 15-метровое картофельное дерево, но кроме круглогодичного цветения оно больше ничем не радует человека.

Почему клубень картофеля следует считать видоизменённым побегом?

Если внимательно изучить ботаническое описание картофеля, то ответить на этот вопрос совсем не сложно. Все подземные побеги с формирующимися клубневыми утолщениями в верхушечной части, являются продолжением надземного стебля, поскольку берут своё начало от его основания.

Клубень картофеля

Однако ткани клубней во многом отличаются от тканей надземной части, поэтому об их вегетативном происхождении свидетельствует наличие на молодом картофеле недоразвитых, чешуеобразных листовых пластин. Отмирая, они оставляют на поверхности будущего урожая дугообразные отметины, с 2-3 почками внутри. Вместе с бровками такие следы формируют летки.

Дополнительным свидетельством того, что клубень можно рассматривать как видоизменённый побег, служит его способность к изменению цвета при воздействии солнечного излучения. Несмотря на отсутствие в плодах картофеля хлорофилла, они могут зеленеть не хуже листвы и надземной части стебля.

Вредители и болезни

Несмотря на то, какой сорт картофеля перед вами, он наверняка состоит из стандартного набора тканей, слегка отличающихся своей структурой. Правда, именно эти отличия часто влияют на устойчивость растения к разнообразным овощным недугам и вредителям, поэтому полностью исключить вероятность появления проблем невозможно.

Самыми частыми причинами нарушения развития культуры становятся:

Фитофтороз

Спорангии

Парша

Ооспороз

Из вредителей, особенно опасными для картофельных насаждений считаются колорадский жук, фторимея (она же картофельная моль), нематоды и большая тля, чьё присутствие можно заметить по ухудшению состояния зелёной массы культуры. Кроме того, не меньше вреда ей приносят слизни, прокладывающие туннели внутри плодов и вызывающие их гниение.

Внимательно изучив особенности строения, роста и развития картофельных клубней, а также уделив внимание требованиям к выращиванию культуры, можно существенно снизить вероятность развития любой из перечисленных проблем, а всё что останется — наслаждаться вкусными и питательными картофельными плодами.

Sasha200226

1) \u0421\u043e\u0440\u0438\u0435\u043d\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e \u0445\u043e\u0434\u0443 \u0433\u043b\u0430\u0437\u043a\u043e\u0432. \u041d\u0435\u043e\u0431\u0445\u043e\u0434\u0438\u043c\u043e \u043d\u0430\u0439\u0442\u0438 \u0433\u043b\u0430\u0437\u043e\u043a, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u0431\u0443\u0434\u0435\u0442 \u0440\u0430\u0441\u043f\u043e\u043b\u0430\u0433\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f \u0442\u043e\u0447\u043d\u043e \u043f\u043e \u0446\u0435\u043d\u0442\u0440\u0443 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0433\u043e \u0438\u0437 \u043f\u043e\u043b\u044e\u0441\u043e\u0432 \u043a\u0430\u0440\u0442\u043e\u0444\u0435\u043b\u044f - \u044d\u0442\u043e \u0431\u0443\u0434\u0435\u0442 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043a\u043b\u0443\u0431\u043d\u044f. \u041f\u0440\u043e\u0442\u0438\u0432\u043e\u043f\u043e\u043b\u043e\u0436\u043d\u044b\u0439 \u043f\u043e\u043b\u044e\u0441, \u0441\u043e\u043e\u0442\u0432\u0435\u0442\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e - \u0432\u0435\u0440\u0445\u0443\u0448\u043a\u0430.

2 )\u0413\u043b\u0430\u0437\u043a\u0438 \u0440\u0430\u0441\u043f\u043e\u043b\u0430\u0433\u0430\u044e\u0442\u0441\u044f \u043f\u043e \u0441\u043f\u0438\u0440\u0430\u043b\u0438 \u0432\u0432\u0435\u0440\u0445 \u043e\u0442 \u0440\u0430\u0441\u043f\u043e\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u043d\u0430 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0438 \u0438 \u043f\u043e\u0434\u043d\u0438\u043c\u0430\u044e\u0442\u0441\u044f \u0434\u043e \u0441\u0430\u043c\u043e\u0439 \u0432\u0435\u0440\u0445\u0443\u0448\u043a\u0438. \u041f\u043e\u0447\u043a\u0438 \u043f\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u044f\u044e\u0442 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0439 \u043c\u0435\u043b\u043a\u0438\u0435 \u0447\u0451\u0440\u043d\u044b\u0435 \u0442\u043e\u0447\u043a\u0438.

3) \u041e\u0431\u0449\u0438\u0439 \u0432\u0438\u0434 \u0441\u0440\u0435\u0437\u0430 \u043d\u0430\u043f\u043e\u043c\u0438\u043d\u0430\u0435\u0442 \u0441\u0442\u0440\u043e\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0441\u0442\u0435\u0431\u043b\u044f, \u043f\u043e\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u0443 \u043f\u0440\u0438\u0441\u0443\u0442\u0441\u0442\u0432\u0443\u0435\u0442 \u043a\u043e\u0440\u0430, \u043d\u0435\u043a\u043e\u0435 \u043f\u043e\u0434\u043e\u0431\u0438\u0435 \u0441\u0435\u0440\u0434\u0446\u0435\u0432\u0438\u043d\u044b \u0438 \u043b\u0443\u0431\u0430. \u041d\u0430 \u0441\u0440\u0435\u0437\u0435 \u0432 \u0446\u0435\u043d\u0442\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439 \u0447\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0432\u0438\u0434\u043d\u044b \u043e\u0442\u0434\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043a\u043b\u0435\u0442\u043a\u0438, \u043f\u043b\u043e\u0442\u043d\u043e \u043f\u0440\u0438\u043b\u0435\u0436\u0430\u0449\u0438\u0435 \u0434\u0440\u0443\u0433 \u043a \u0434\u0440\u0443\u0433\u0443, \u0431\u0435\u0441\u0446\u0432\u0435\u0442\u043d\u044b\u0435, \u0441 \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0438\u043c \u0441\u043e\u0434\u0435\u0440\u0436\u0430\u043d\u0438\u0435\u043c \u0437\u0430\u043f\u0430\u0441\u043d\u044b\u0445 \u0432\u0435\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432 \u0432 \u0432\u0438\u0434\u0435 \u043a\u0440\u0430\u0445\u043c\u0430\u043b\u0430. \u0412 \u0441\u0440\u0430\u0432\u043d\u0435\u043d\u0438\u0438 \u0441 \u043f\u043e\u043f\u0435\u0440\u0435\u0447\u043d\u044b\u043c \u0441\u0440\u0435\u0437\u043e\u043c \u0441\u0442\u0435\u0431\u043b\u044f \u043e\u0442\u043c\u0435\u0447\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u043d\u0430\u043b\u0438\u0447\u0438\u0435 \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u043e\u0433\u043e \u043a\u043e\u043b\u0438\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430 \u043b\u0435\u0439\u043a\u043e\u043f\u043b\u0430\u0441\u0442\u043e\u0432 \u0438 \u043d\u0435\u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u043e\u0435 \u043a\u043e\u043b\u0438\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u0445\u0440\u043e\u043c\u043e\u043f\u043b\u0430\u0441\u0442\u043e\u0432, \u0432 \u0442\u043e \u0432\u0440\u0435\u043c\u044f \u043a\u0430\u043a \u0432 \u0441\u0442\u0435\u0431\u043b\u0435 \u043f\u0440\u0435\u0432\u0430\u043b\u0438\u0440\u0443\u044e\u0442 \u0445\u043b\u043e\u0440\u043e\u043f\u043b\u0430\u0441\u0442\u044b.

4) \u0420\u0438\u0441\u0443\u043d\u043e\u043a \u0432\u043e \u0432\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u0438, \u0441 \u0434\u043e\u043f\u043e\u043b\u043d\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c \u0441\u0440\u0430\u0432\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435\u043c \u0441\u043e \u0441\u0442\u0435\u0431\u043b\u0435\u043c \u0440\u0430\u0441\u0442\u0435\u043d\u0438\u044f.

5) \u041f\u043e\u0441\u043b\u0435 \u0442\u043e\u0433\u043e, \u043a\u0430\u043a \u043c\u044b \u043a\u0430\u043f\u043d\u0443\u043b\u0438 \u043d\u0430 \u043a\u043b\u0443\u0431\u0435\u043d\u044c \u0439\u043e\u0434\u043e\u043c \u043e\u043d \u0441\u043c\u0435\u043d\u0438\u043b \u0446\u0432\u0435\u0442 \u043d\u0430 \u0441\u0438\u043d\u0438\u0439. \u0414\u0430\u043d\u043d\u0430\u044f \u0440\u0435\u0430\u043a\u0446\u0438\u044f \u043e\u0431\u0443\u0441\u043b\u043e\u0432\u043b\u0435\u043d\u0430 \u0442\u0435\u043c, \u0447\u0442\u043e \u043a\u0440\u0430\u0445\u043c\u0430\u043b \u0432\u0441\u0442\u0443\u043f\u0438\u043b \u0432 \u0440\u0435\u0430\u043a\u0446\u0438\u044e \u0441 \u0439\u043e\u0434\u043e\u043c \u0438 \u043e\u043a\u0440\u0430\u0441\u0438\u043b\u0441\u044f. \u042d\u0442\u043e \u0434\u043e\u043a\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u0435\u0442, \u0447\u0442\u043e \u0432 \u043a\u043b\u0443\u0431\u043d\u0435 \u0434\u043e\u0441\u0442\u0430\u0442\u043e\u0447\u043d\u043e \u0432\u044b\u0441\u043e\u043a\u043e\u0435 \u0441\u043e\u0434\u0435\u0440\u0436\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0434\u0430\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u043f\u043e\u043b\u0438\u0441\u0430\u0445\u0430\u0440\u0438\u0434\u0430.

6) \u041a\u043b\u0443\u0431\u0435\u043d\u044c - \u0432\u0438\u0434\u043e\u0438\u0437\u043c\u0435\u043d\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u043f\u043e\u0431\u0435\u0433, \u043f\u043e\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u0443 \u0432 \u0435\u0433\u043e \u0441\u0442\u0440\u0443\u043a\u0442\u0443\u0440\u0435 \u0432\u044b\u0434\u0435\u043b\u044f\u044e\u0442\u0441\u044f \u0432\u0441\u0435 \u0441\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u044f\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0447\u0430\u0441\u0442\u0438 \u043f\u043e\u0431\u0435\u0433\u0430, \u043e\u043d \u0438\u043c\u0435\u0435\u0442 \u0432 \u0441\u0432\u043e\u0435\u043c \u0441\u0442\u0440\u043e\u0435\u043d\u0438\u0438 \u043f\u043e\u0447\u043a\u0438 \u0438 \u0441\u043f\u043e\u0441\u043e\u0431\u0435\u043d \u043a \u0440\u0430\u0437\u043c\u043d\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u044e. \u0415\u0433\u043e \u0432\u0438\u0434\u043e\u0438\u0437\u043c\u0435\u043d\u0451\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u0437\u0430\u043a\u043b\u044e\u0447\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u0432 \u0441\u043f\u043e\u0441\u043e\u0431\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u043d\u0430\u043a\u0430\u043f\u043b\u0438\u0432\u0430\u0442\u044c \u0437\u0430\u043f\u0430\u0441\u0430\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0432\u0435\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430. ">]" data-testid="answer_box_list">


изучить детали строения замыкающих клеток устьичного аппарата .

чая , герани и рассмотреть различные типы устьичного аппарата . Зарисо -

вать несколько клеток эпидермы и устьичный аппарат вышеперечислен -

Рис . 8. Типы устьичного аппарата : А - аномоцитный ; Б - перецитный ;

В - диацитный ; Г - парацитный ; Д - анизоцитный ; Ж - тетрацитный ;


3. Изготовить препарат придатков эпидермы листьев герани , коровяка ,

крапивы , пастушьей сумки , подмаренника ; рассмотреть их строение при

малом увеличении ; зарисовать и сделать соответствующие обозначения .

5. На постоянном препарате изучить при малом и большом увеличении

перидерму бузины ; зарисовать ее и сделать обозначения .

Рис . 9. Перидерма стебля бузины (Sambucus racemosa): А - чечевичка ;

Б - участок перидермы : 1 - выполняющая ткань ; 2 - остатки эпидермы ;

3 - пробка ( феллема ); 4 - пробковый камбий ( феллоген ); 5 - феллодерма

Лабораторная работа 3 . Основные ткани . Механические ткани

Материал : Свежий клубень картофеля (Solanum tuberosum L.), фикси -

рованные черешки листа кувшинки (Nymphaea alba L.), постоянные мик -

ропрепараты : стебля тыквы (Cucurbita pepa L.) , поперечные и продольные

срезы волокон льна (Linum sp.), плоды груши (Pyrus communis L.).

Цель работы : Изучить особенности строения основных и механиче -

Задачи работы : ознакомиться с строением клеток , входящих в состав


1. Приготовить препарат среза клубня картофеля и ознакомиться с об -

щими чертами строения запасающей паренхимы . Зарисовать участок ос -

2. Приготовить препарат поперечного среза черешка листа кувшинки ;

зарисовать участок воздухоносной ткани ( аэренхимы ) и сделать соответст -

Рис . 10. Запасающая паренхима клу бня картофеля (Solanum tuberosum) (A)

и аэренхима кувшинки (Nymphaea alba) ( Б ): А - запасающая паренхима клубня

картофеля ; Б - аэренхима стебля черешка листа ку вшинки ; 1 - межклетник


3. На препарате поперечного среза стебля тыквы рассмотреть механи -

ческие ткани ( уголковую колленхиму и склеренхиму ); зарисовать и сделать

Рис . 11. Механические ткани в коре тыквы (Cucurbita pepo):

4 - крахмалистое влагалище ; 5 - паренхима ; 6 - волосок

4. Рассмотреть препараты волокон льна ; зарисовать по несколько кле -

ток поперечного и продольного срезов и сделать обозначения .

5. Сделать препарат мякоти незрелого плода груши и изучить строение

склереид ; зарисовать и сделать обозначения ( рис . 12).


Рис . 12. Склереиды плода груши (Pyrus communis): А - гру ппы склереид среди

клеток мякоти плода ; Б - склереиды : 1 - паренхимные клетки мякоти ; 2 - стенка

клетки ; 3 - полость клетки ; 4 - простая пора на разрезе ; 5 - простая пора в плане

Лабораторная работа 4 . Проводящие ткани . Секреторные структуры

Материал : Постоянные препараты стебля кукурузы (Zea mays L.) , ты -

квы (Cucurbita pepo L.) , проводящие элементы ксилемы в стебле подсол -

нечника (Helianthus annuus L.) , свежий околоплодник апельсина (Citrus

sp.) , фиксированные корни одуванчика (Taraxacum officinaleWigg.).

Цель работы : Изучить особенности строения проводящих тканей и

водящих тканей , с различными типами выделительных тканей .


1. Рассмотреть постоянный препарат поперечного среза стебля кукуру -

зы и ознакомиться со строением закрытого коллатерального пучка . Зари -

совать проводящий пучок и обозначить все ткани , входящие в его состав .

2. Рассмотреть постоянный препарат поперечного среза стебля тыквы и

ознакомиться с строением открытого биколлатерального пучка . Зарисовать

3. На постоянном препарате в стебле подсолнечника рассмотреть про -

водящие элементы ксилемы и зарисовать все встречающиеся типы сосудов ,

Рис . 13. Сосуды на продольном сечении стебля подсолнечника

(Helianthus annuus): 1 - спирально - кольчатый сосу д ; 2 - спиральный сосуд ;

3 - спиральный сосуд в разрезе ; 4 - лестничный сосу д ; 5 - пористый сосуд ;

Читайте также: