Лабораторная работа по биологии 5 класс строение клетки томата

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 21.09.2024

Важную роль в изучении биологии в школе играют лабораторные работы, которые способствуют лучшему усвоению знаний и умений учащихся, способствуют более глубокому и осмысленному изучению биологии, формированию практических и исследовательских умений, развитию творческого мышления, установлению связей между теоретическими знаниями и практической деятельностью человека, облегчают понимание фактического материала.

Учебный эксперимент имеет огромный потенциал для всестороннего развития личности обучающихся. Эксперимент включает в себя не только источник знаний, но и способ их нахождения, знакомство с первичными навыками исследования природных объектов. В ходе эксперимента обучающиеся получают представление о научном методе познания.

Методическое пособие “Лабораторный практикум. Биология. 5 класс” предназначено для организации исследовательской деятельности школьников на уроках биологии в 5 классе. Перечень лабораторных работ, представленных в методическом пособии, соответствует содержанию учебника “Биология” для 5 класса общеобразовательных учреждений (авторы: И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова), открывающему линию учебников по биологии для основной школы и входящему в систему “Алгоритм успеха”. В учебнике нет точного соответствия параграфов количеству часов, отведённых на их изучение. Поэтому меньшее количество параграфов позволяет учителю использовать оставшееся время для проведения лабораторных работ.

  • познавательные – осуществлять исследовательскую деятельность;
  • регулятивные – сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки;
  • коммуникативные – слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

В разработках практических занятий перед школьниками ставится проблемный вопрос, указаны планируемые результаты и необходимое оборудование. Каждая разработка имеет инструкцию по проведению лабораторной работы. Важно перед выполнением лабораторных работ познакомить обучающихся с требованиями по их оформлению (приложение 1), с правилами техники безопасности при выполнении лабораторных работ (приложение 2), с правилами выполнения рисунков природных объектов (приложение 3).

Для визуального сопровождения практических занятий к данному методическому пособию прилагается электронная презентация (презентация).

Методические рекомендации к практическим занятиям

Лабораторная работа № 1 “Изучение строения увеличительных приборов”

Планируемые результаты: научиться находить части лупы и микроскопа и называть их; соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.

Проблемный вопрос: как люди узнали о существовании в природе одноклеточных организмов?

Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся

Тема: “Изучение строения увеличительных приборов”.

Цель: изучить устройство и научиться работать с увеличительными приборами.

Оборудование: лупа ручная, микроскоп, ткани плода арбуза, готовый микропрепарат листа камелии.

1. Рассмотрите ручную лупу. Найдите основные части (рис. 1). Узнайте их назначение.


Рис. 1. Строение ручной лупы

2. Рассмотрите невооружённым глазом мякоть арбуза.

3. Рассмотрите кусочки мякоти арбуза под лупой. Каково строение мякоти арбуза?

1. Рассмотрите микроскоп. Найдите основные части (рис. 2). Узнайте их назначение. Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом (с. 18 учебника).


Рис. 2. Строение микроскопа

2. Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат листа камелии. Отработайте основные этапы работы с микроскопом.

3. Сделайте вывод о значении увеличительных приборов.

1. Рассчитайте общее увеличение микроскопа. Для этого перемножьте числа, указывающие на увеличение окуляра и объектива.

Увеличение окуляра Увеличение объектива Общее увеличение микроскопа
4 8
10 40

2. Выясните, во сколько раз может быть увеличен рассматриваемый вами объект с помощью школьного микроскопа.

Лабораторная работа № 2 “Знакомство с клетками растений”

Планируемые результаты: научиться различать основные части растительной клетки; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.

Проблемный вопрос: “Как устроена клетка живого организма?”

Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся

Тема: “Знакомство с клетками растений”.

Цель: изучить строение растительной клетки.

Оборудование: микроскоп, пипетка, предметное и покровное стёкла, пинцет, препаровальная игла, часть луковицы, готовый микропрепарат листа камелии.

1. Приготовьте микропрепарат кожицы лука (рис. 3). Для того, чтобы приготовить микропрепарат, познакомьтесь с инструкцией на с. 23 учебника.


Рис. 3. Приготовление микропрепарата кожицы лука

2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки. Рассмотрите клетки при малом увеличении, а затем при большом.

3. Зарисуйте клетки кожицы лука, обозначив на рисунке основные части растительной клетки (рис. 4).

1. Клеточная стенка

4.jpg (8887 bytes)

Рис. 4. Клетки кожицы лука

4. Сделайте вывод о строении растительной клетки. Какие части клетки вы смогли рассмотреть под микроскопом?

Сравните клетки кожицы лука и клетки листа камелии. Объясните, с чем связаны отличия в строении этих клеток.

Лабораторная работа № 3 “Определение состава семян”

Планируемые результаты: научиться различать основные части растительной клетки; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.

Проблемный вопрос: “Как можно узнать, какие вещества входят в состав клетки?”

Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся

Тема: “Определение состава семян”.

Цель: изучить способы обнаружения веществ в семенах растений, исследовать их химический состав.

Оборудование: стакан с водой, пестик, раствор йода, марлевая и бумажная салфетки, кусочек теста, семена подсолнечника.

Выясните, какие органические вещества входят в состав семян растений, используя следующую инструкцию (рис. 5):

1. Кусочек теста поместите на марлю и сделайте мешочек (А). Промойте тесто в стакане с водой (Б).

2. Раскройте мешочек с промытым тестом. Попробуйте тесто на ощупь. Вещество, которое осталось на марле, – это клейковина или белок.

3. В образовавшуюся в стакане мутную жидкость добавьте 2-3 капли раствора йода (В). Жидкость синеет. Это доказывает наличие в ней крахмала.

4. Положите на бумажную салфетку семена подсолнечника и раздавите их с помощью пестика (Г). Что появилось на бумаге?


Рис. 5. Обнаружение органических веществ в семенах растений

5. Сделайте вывод о том, какие органические вещества входят в состав семян.

Заполните таблицу “Значение органических веществ в клетке”, используя для этого текст “Роль органических веществ в клетке” на с. 27 учебника.

Вещества клетки Значение вещества
Белок
Углевод (крахмал)
Жир

Лабораторная работа № 4 “Знакомство с внешним строением растения”

Планируемые результаты: научиться различать и называть части цветкового растения; зарисовывать схему строения цветкового растения; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.

Проблемный вопрос: “Какие органы имеет цветковое растение?”

Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся

Тема: “Знакомство с внешним строением растения”.

Цель: изучить внешнее строение цветкового растения.

Оборудование: лупа ручная, гербарий цветкового растения.

1. Рассмотрите гербарный экземпляр цветкового растения (василёк луговой). Найдите части цветкового растения: корень, стебель, листья, цветки (рис. 6).


Рис. 6. Строение цветкового растения

2. Зарисуйте схему строения цветкового растения.

3. Сделайте вывод о строении цветкового растения. Какие части различают у цветкового растения?

Рассмотрите изображения хвоща и картофеля (рис. 7). Какие органы есть у этих растений? Почему хвощ относят к споровым растениям, а картофель – к семенным?


Рис. 7. Представители разных групп растений

Лабораторная работа № 5 “Наблюдение за передвижением животных”

Планируемые результаты: научиться рассматривать одноклеточных животных под микроскопом при малом увеличении; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.

Проблемный вопрос: “Какое значение для животных имеет их способность передвигаться?”

Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся

Тема: “Наблюдение за передвижением животных”.

Цель: познакомиться со способами движения животных.

Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стёкла, пипетка, вата, стакан с водой; культура инфузорий.

1. Приготовьте микропрепарат с культурой инфузорий (с. 56 учебника).

2. Рассмотрите микропрепарат под малым увеличением микроскопа. Найдите инфузорий (рис. 8). Пронаблюдайте за их движением. Отметьте скорость и направление движения.


Рис. 8. Инфузории

1. Добавьте в каплю воды с инфузориями несколько кристалликов поваренной соли. Понаблюдайте за тем, как ведут себя инфузории. Объясните поведение инфузорий.

Лабораторная работа №1

1.Ознакомиться с техникой безопасности при выполнении лабораторных работ.

2.Рассмотрите ручную лупу. Зарисуйте, найдите и подпишите на рисунке основные части ручной лупы (рис.1).

Письменно ответьте на вопрос: каково предназначение ручной лупы?

http://sancarlosblog.agentfire2.com/wp-content/uploads/sites/455/2009/12/magnifying_glass_01.jpg

Рис.1 Ручная лупа

3.Рассмотрите невооруженным глазом мякоть плода микропрепарата. Опишите что характерно для их строения?

4.Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте увиденное и подпишите. Какую форму имеют клетки мякоти плодов:

5.Сформулируйте выводы работы.

Цель работы: Изучить устройство лупы и рассмотреть с ее помощью клеточное строение растений

Оборудование:

1.Ознакомиться с техникой безопасности при выполнении лабораторных работ.

2.Рассмотрите ручную лупу. Зарисуйте, найдите и подпишите на рисунке основные части ручной лупы (рис.1).

Письменно ответьте на вопрос: каково предназначение ручной лупы?

http://sancarlosblog.agentfire2.com/wp-content/uploads/sites/455/2009/12/magnifying_glass_01.jpg

Рис.1 Ручная лупа

3.Рассмотрите невооруженным глазом мякоть плода микропрепарата. Опишите что характерно для их строения?

4.Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте увиденное и подпишите. Какую форму имеют клетки мякоти плодов:

5.Сформулируйте выводы работы.

Примерные рекомендации для проверки:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются и иные формулировки верного ответа)

Элементы ответа: Изучить устройство лупы и рассмотреть с ее помощью клеточное строение растений

Правильность и самостоятельность определение цели данной работы

Допущены две не грубые ошибки

Цель не сформулирована

2.Рассмотрите ручную лупу. Найдите и подпишите на рисунке основные части (рис.1).

Письменно ответьте на вопрос: каково предназначение ручной лупы?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются и иные формулировки верного ответа)

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5673051e09ba8/img_user_file_5673051e09ba8_13.jpg

Лупа предназначена для увеличения объектов.

Правильность обозначения рисунка

Правильность формулирования ответа на вопрос

При формулировки ответа на вопрос допущена 1 или 2 негрубые ошибки

3.Рассмотрите невооруженным глазом мякоть полуспелого плода томата, арбуза, яблока. Опишите что характерно для их строения?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются и иные формулировки верного ответа)

1.Мякоть плодов рыхлая и состоит из мельчайших крупинок. Это клетки.
2.Хорошо видно, что мякоть плода помидора имеет зернистое строение.

3.У яблока мякоть немного сочная, а клетки маленькие и плотно находятся друг к другу.

4.Мякоть арбуза состоит из множества, наполненных соком клеточек, которые располагаются то ближе, то дальше.

В ответе допущена одна или две негрубые ошибки

В ответе указан только 2 или 3 элемента, или допущены 3 негрубые ошибки

В ответе указан только один или 2 элемента, или допущено более 4 негрубых ошибок

Все элементы ответа записаны неверно

4.Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте увиденное и подпишите. Какую форму имеют клетки мякоти плодов:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формировать умение различать представителей царств, отделов растений и типов животных.

Оборудование и материалы: гербарные экземпляры представителей различных отделов царства Растения и живые растения.

Рассмотрите гербарные экземпляры и живые растения.

Изучите рисунок 1.3 учебника.

Найдите и определите среди изучаемых образцов представителей отделов царства Растения. Заполните таблицу.

Представители отделов царства Растения

Зарисуйте по одному представителю каждого отдела и дайте названия рисункам.

Сделайте вывод о том, представители каких отделов имеют наиболее сложное строение.

Оценивание работы:

За выполнение задания: № 3 -5 баллов,

за выполнение задания №4-5 баллов,

за выполнение задания №5-1балл.

Итого 11 баллов.

Лабораторная работа№2

Тема: Экологические группы наземных растений по отношению к воде.

Цель: формировать умение устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и условиями обитания.

Оборудование и материалы: гербарные экземпляры и живые растения: влаголюбивые, растения, приспособленные к условиям умеренной влажности, сухолюбивые.

Рассмотрите предложенные вам растения и найдите среди них влаголюбивые. Зарисуйте одно из растений, напишите его название. Объясните, по каким признакам вы определили влаголюбивые растения.

Определите растения, приспособленные к жизни в условиях умеренной влажности. Зарисуйте одно из растений, напишите его название. Объясните, по каким признакам вы определили растения, приспособленные к жизни в условиях умеренной влажности.

Установите, какие из растений являются сухолюбивыми. Зарисуйте одно из растений, напишите его название. Объясните, по каким признакам вы определили сухолюбивые растения.

Сделайте вывод о характерных особенностях влаголюбивых, сухолюбивых растений и растений, приспособленных к условиям умеренной влажности.

Оценивание работы:

За выполнение задания: № 1 - №3 по 2 балла,

за выполнение задания №4-1 балл.

Лабораторная работа№3

Тема: Устройство увеличительных приборов.

Цель: начать формировать умение работать с микроскопом.

Оборудование и материалы: лупа, микроскоп, кусочки мякоти плода (арбуза или помидора) и клубня вареного картофеля, готовый микропрепарат элодеи.

Выясните, из каких частей состоит ручная лупа и каково их назначение. Ответ запишите.

Рассмотрите кусочки мякоти плода помидора или арбуза, клубня вареного картофеля с помощью лупы. Зарисуйте увиденное. Дайте названия рисункам.

Запишите указанные части микроскопа и их назначение. Рассчитайте увеличение вашего микроскопа.

Используя инструкцию, приведенную в учебнике, рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат листа элодеи. Зарисуйте то, что вы видите, дайте название рисунку.

-о назначении лупы и микроскопа

-о различии этих двух приборов.

Оценивание работы:

За выполнение задания: № 1 -1 балл,

за выполнение задания №2-№3 по 2 балла,

за выполнение задания №4-1 балл

за выполнение задания №5-2балла.

Лабораторная работа№4

Тема: Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.

Цель: начать формировать умение готовить временные микропрепараты.

Оборудование и материалы: микроскоп, предметное и покровное стекла, препаровальная бумага, пинцет, пипетка, стакан с водой, фильтровальная бумага, луковица лука репчатого.

Рассмотрите на рисунке последовательность приготовления микропрепарата кожицы чешуи лука репчатого. Дайте название каждому этапу работы и опишите его содержание.

Приготовьте самостоятельно микропрепарат кожицы чешуи лука согласно инструкции.

Рассмотрите препарат при малом увеличении микроскопа. Зарисуйте продолговатые клетки кожицы. Дайте название рисунку.

Рассмотрите микропрепарат при большом увеличении микроскопа. Найдите в клетках кожицы чешуи лука оболочку, ядро, цитоплазму, вакуоль. Зарисуйте 2-3 клетки. Подпишите их части.

Сделайте вывод об отличиях увиденного при малом и большом увеличении микроскопа.

Оценивание работы:

За выполнение задания: № 1 - 4 балла,

за выполнение задания №2-1 балл,

за выполнение задания №3-№4- по 2 балла

за выполнение задания №5-1балл.

Итого 10 баллов.

Лабораторная работа№5

Тема: Состав клеток растений.

Цель: выявить значение органических и неорганических веществ для клетки и организма в целом.

Оборудование и материалы: стакан с водой, пробирка, баночка с раствором йода, пипетка, спиртовка, спички, металлическая пластинка, держатель, фильтровальная бумага, семена подсолнечника, семена пшеницы или кусочки корней, листьев, стеблей, марлевые мешочки с кусочками теста.

Промойте марлевый мешочек с тестом в стакане с водой до появления в нем тягучей клейкой массы. Запишите, что осталось после промывания. В стакан с водой, в котором промывали тесто, добавьте 2-3 капли йода. Запишите свои наблюдения. Объясните причину наблюдаемого явления.

Положите на фильтровальную бумагу семена подсолнечника и раздавите их. Запишите свои наблюдения. Объясните причину наблюдаемого явления.

Положите в пробирку несколько семян пшеницы или кусочки стебля, корня, листьев и нагревайте на слабом огне. Обратите внимание на появление капелек на внутренней стороне пробирки. Объясните причину наблюдаемого явления.

Сожгите кусочки растения на металлической пластинке. Обратите внимание на вещества, образовавшиеся после сжигания. Назовите их. Объясните причину наблюдаемого явления.

Сделайте вывод о составе клеток растений

Оценивание работы:

За выполнение задания: № 1 -№6 по 1 баллу.

Лабораторная работа№6

Тема: Строение клетки листа элодеи.

Цель: развивать умение работать с микроскопом, готовить микропрепарат в процессе проведения лабораторной работы, наблюдать, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Оборудование и материалы: микроскоп, предметное и покровное стекла, пипетка, препаровальная игла, пинцет, стакан с водой, фильтровальная бумага, побеги элодеи.

Приготовьте микропрепарат листа элодеи согласно инструкции, рассмотрите при малом увеличении микроскопа, зарисуйте увиденное.

Рассмотрите микропрепарат листа элодеи при большом увеличении микроскопа, зарисуйте 2-3 клетки листа, подпишите их части.

Сделайте вывод о строении растительной клетки листа элодеи.

Оценивание работы:

За выполнение задания: № 1 - 2 балла,

за выполнение задания №2-2 балла,

за выполнение задания №3- 1 балл

за выполнение задания №4-1балл.

Лабораторная работа№7

Тема: Строение животной клетки.

Цель: развивать умение работать с микроскопом, готовить микропрепарат в процессе проведения лабораторной работы, наблюдать, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Оборудование и материалы: микроскоп, предметное и покровное стекла, пипетка, препаровальная игла, пинцет, стакан с водой, вата, поваренная соль, фильтровальная бумага, пробирка с культурой инфузории туфельки,

Наберите пипеткой каплю воды с простейшими и нанесите ее на предметное стекло. Для замедления движения инфузорий положите немного волокон ваты. Накройте препарат покровным стеклом. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа форму тела инфузории и особенности ее движения. Запишите свои наблюдения.

Рассмотрите микропрепарат при большом увеличении микроскопа. Зарисуйте строение инфузории туфельки, подпишите части клетки.

Поместите на предметное стекло микропрепарата каплю чистой воды и положите в нее кристаллик соли. Соедините водным мостиком с каплей, в которой находятся инфузории. Рассмотрите препарат под микроскопом. Запишите свои наблюдения. Объясните происходящее явление.

Обучающиеся 5, 6 класса еще очень медленно пишут, поэтому на оформление лабораторных работ уходит много времени, драгоценного времени, при 1 часе биологии в неделю. Я нашла выход и хочу поделиться с коллегами. Предлагаю примеры шаблонов для лабораторных работ. Я их просто распечатываю каждому ребенку, они выполняют, сдают на проверку. Эти шаблоны нужно подшивать и хранить вместо тетрадей для лабораторных работ, т.к. при любой проверке их требуют предъявить.

ВложениеРазмер
laboratornye_raboty_5-6_klass.docx 31.1 КБ

Предварительный просмотр:

ФИ________________________________________________, 5 класс. Дата:______________

Лабораторная работа №1

Цель: научиться работать с увеличительными приборами.

Оборудование: лупа, штативная лупа, микроскоп, ткани плодов томата, арбуза, готовые микропрепараты.

  1. Рассмотрите лупу. Назовите ее основные части. Подпишите эти части на рисунке.
  1. Рассмотрите невооруженным глазом мякоть помидора. Сделайте рисунок.
  1. Рассмотрите мякоть помидора под лупой. Сделайте рисунок.

1. Рассмотрите микроскоп. Найдите основные его части. Подпишите эти части на рисунке.

2. Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат. Зарисуйте увиденное.

  1. На стр. 18. Учебника прочитайте правила работы с микроскопом. Отработайте эти правила.
  2. Вывод по работе.

Лупа служит для______________________________________________________________

Микроскоп служит для_________________________________________________________

ФИ________________________________________________, 5 класс. Дата:______________

Лабораторная работа №2

Цель: изучить строение растительной клетки.

Оборудование: лупа, микроскоп, пипетка, предметное стекло, бинт, часть луковицы, ткани плодов томата, арбуз.

Задание 1. Рассматривание кожицы лука.

  1. Приготовьте микропрепарат кожицы лука. (Правило прочитайте на стр. 23 учебника)
  2. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом сначала на малом увеличении, затем на большом.
  3. Зарисуйте клетки кожицы лука.
  1. Вывод. Клетки кожицы лука имеют:________________________________________

Задание 2. Рассматривание клеток томата под микроскопом.

  1. Приготовьте микропрепарат мякоти плода томата. (Правило прочитайте на стр. 24 учебника)
  2. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом сначала на малом увеличении, затем на большом.
  3. Отметьте цвет клетки. Почему капля воды изменила свой цвет и от чего это произошло? Зарисуйте клетки мякоти томата.
  1. Вывод. Клетки мякоти томата имеют:______________________________________

ФИ________________________________________________, 6 класс. Дата:______________

Лабораторная работа №1

Цель : Изучить внешнее строение цветкового и спорового растения.

Оборудование. Лупа ручная, микроскоп, препаровальная игла, предметное стекло, белый лист бумаги. Растение пастушья сумка, папоротник, семена любого растения.

1.Рассмотрите цветковое растение.

2.Найдите у него корень и побег, определите их размеры и зарисуйте их форму.

3.Определите, где находятся цветки и плоды.

4.Рассмотрите цветок, отметьте его окраску и размеры.

5.Рассмотрите плоды, определите их количество._______________

1.Рассмотрите лист папоротника.

2.Найдите на нижней поверхности листа коричневые бугорки.

3.Потрясите слегка лист папоротника над листом бумаги. Споры высыплются.

4.Рассмотрите споры под лупой и под микроскопом. Зарисуйте их.

5.Сравните размеры спор с семенами редиса.

ФИ________________________________________________, 6 класс. Дата:______________

Лабораторная работа №2

Цель: изучить строение растительной клетки.

Оборудование : лупа ручная, микроскоп, пинцет, пипетка, предметное стекло, покровное стекло., бинт. Часть луковицы, томата (арбуза)

1.Приготовьте микропрепарат мякоти плода. Для этого от разрезанного томата (арбуза) отделите препаровальной иглой маленький комочек мякоти плода и положите его в капельку воды на предметное стекло. Расправьте препаровальной иглой мякоть в капле воды и накройте покровным стеклом.

2.Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки.

Рассмотрите препарат при малом и большом увеличении. Зарисуйте

3.Отметьте цвет клетки. Поясните, почему капля воды изменила свой цвет и отчего это произошло.

4. Вывод. Клетки мякоти томата имеют:_____________________________

1.Приготовьте препарат кожицы лука. Для этого с нижней стороны поверхности чешуи лука пинцетом отделите и снимите прозрачную кожицу.

2.Положите её в каплю воды на предметное стекло. Расправьте препаровальной иглой и накройте покровным стеклом.

3.Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках клеточную оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль. Рассмотрите при малом увеличении.

3.Рассмотрите клетку при большом увеличении.

4.Зарисуйте в тетради строение клетки и надпишите её части.

5. Вывод. Клетки кожицы лука имеют:_____________________________

ФИ________________________________, 6 класс. Дата:______________

Лабораторная работа №3

Цель. Изучить внешнее и внутренне строение семени двудольного растения

Оборудование : Лупа ручная, препаровальная игла. Боб фасоли с семенами. Набухшие семена фасоли.

1.Рассмотрите плоды фасоли -бобы. Расскройте их. Рассмотрите, как прикреплены в бобе семена -фасолины.

2.Рассмотритее внешний вид семени фасоли, отметьте его форму и окраску.

3.Найдите рубчик и семявход.

4.Пользуясь препаровальной иглой, снимите с набухшего семени кожуру

5.Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевые корень, стебель и почку.

6.Определите, в какой части семени находятся запасные питательные вещества.

7.Зарисуйте семя и надпишите его части.

8.Сделайте выводы и запишите.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методические указания по выполнению лабораторных работ VBA

В методических указаниях рассмотрены основы работы с VBA.Методические указания предназначены как для обучающихся основного общего (полного) образования., так и для студентов очно-заочной и заочной фор.

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ Методические указания к выполнению лабораторных работ для учащихся НПО для всех специальностей

В работе приведены основные правила и приемы безопасной работы в химической лаборатории, описание методик выполнения лабораторных работ по неорганической химии, список рекомендуемой литературы.Издание.


Инструкция для выполнения лабораторных работ в кабинете биология с использованием микроскопа

Данная инструкция предназначена для учащихся при выполнении в кабинете биологии лабораторных работ, связанных с использованием микроскопа.


Инструкции безопасных условий труда при выполнении лабораторных работ по физике в 7- 9 классах

Инструкции безопасных условий труда при выполнении лабораторных работ по физике в 7- 9 классах. Предлагаю свою версию инструкций к лаб работам и в кабинет физики.


Исследовательская работа по самостоятельной деятельности ученика при выполнении лабораторной работы

Инструкция и критерии оценивания учащегося при выполнении лабораторной работы.

Памятка при выполнении лабораторной работы по биологии

Памятка при выполнении лабораторной работы по биологии.

Инструкционные карты, используемые учащимися при выполнении лабораторных работ по физике в 7 классе

В данном документе содержатся примеры инструкционных карт, которые используются учащимися при выполнении лабораторных работ по физике в 7 классе. Инструкционная карта содержит краткое описание методик.

Читайте также: