Курсы по выращиванию овощей в теплице

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 21.09.2024

Весна только робко вступает в свои права, а огородники уже открыли теплицы и планируют посадки. Всем известно, что овощным культурам требуются разные условия выращивания. Но как быть, если хочется вырастить ранние помидоры, огурцы и перцы? А возможности поставить две-три теплицы нет. Отказаться от раннего выращивания какой-либо культуры? Пожалуй, нет. Лучше правильно разместить овощи в теплице и получить хороший урожай.

Овощи в теплице: выращивать проще некуда?

Кто не занимался выращиванием овощей в теплице, может подумать, что в этом нет особых трудностей. Посадки защищены от ветра и кислотных осадков, в теплице тепло и комфортно… Какие трудности?

А оказывается, есть. Во-первых, какого размера теплица бы ни была, всегда не хватает места. Во-вторых, вредители в теплице ведут себя вольготно, для них-то условия тоже комфортные: тепло, безветренно. В-третьих, поддержание оптимального микроклимата. В холода теплицу прогреть легче, чем охладить в жаркую погоду. Все это нужно учитывать для получения хорошего урожая.

Размещение культур в теплице

Размещение теплицы

Для оптимального освещения рекомендуется устанавливать теплицы с севера на юг. Как и большинство грядок. В этом случае растения, посаженные на восточной стороне будут освещаться солнцем в первой половине дня. Расположенные на западной — во второй. А в полуденные часы вся теплица будет залита солнцем.

Но при этом нужно учитывать господствующие ветры, уклон участка, возможно и расположение с востока на запад. При таком размещении нужно будет планировать посадку высокорослых растений вдоль северной стороны, а более низких — с южной. Чтобы они создавали меньше тени.

Планирование посадок в теплице

Специалисты-овощеводы не советуют выращивать в одной теплице помидоры и огурцы. Потому что им нужны совершенно разные условия. Томатам нужно проветривание, пониженная влажность. Огурцы терпеть не могут сквозняков, им по нраву густой влажный, неподвижный воздух.

Разные овощи в одной теплице

Размещение грядок

В зависимости от ширины теплицы, в ней устраивают две или три грядки. При ширине сооружения в 6 метров рекомендуется сделать:

  • два прохода по 0,55 метра;
  • две грядки вдоль стен по 0,6 м;
  • центральную грядку шириной 70 см.

При такой ширине удобно ухаживать, легко можно дотянуться до любого растения.

Как правило, двери в теплице расположены в торцах, что позволяет создавать сквозняк при проветривании. Поэтому центральную грядку лучше отвести под томаты. Им очень нужно проветривание и циркуляция воздуха. У подножья помидорных кустов можно разместить рядочек кинзы, петрушки. Они не помешают томатам, но запахом отпугнут некоторых вредителей. Например, белокрылке не нравится аромат кинзы.

Мульчирование томатов

В зависимости от ориентации теплицы, огурцам отводят северную или восточную грядку. Потому что большинство сортов, как их дикие предки, не очень любят яркое солнце. А во второй половине дня солнышко более активно, поэтому и отводим им восточную сторону. А чтобы защитить от сквозняков и обеспечить повышенную влажность, грядку можно отгородить занавесом из тонкой полиэтиленовой пленки.

На южной или западной стороне стоит высадить теплолюбивые перцы и баклажаны.

Обеспечение микроклимата

Как уже отмечалось, растениям нужны разные условия, особенно по влажности и движению воздуха. Занавес из пленки позволит защитить огурцы от сквозняков. Если в теплице оборудовать капельный полив, то можно регулировать увлажнение каждой грядки.

Чтобы снизить испарение и повышенную влажность, грядки с томатами, перцем и баклажанами нужно замульчировать. Под помидорными кустами слой мульчи побольше, до 5 см. Под перцами и баклажанами потоньше — 2-3 см. При этом будет экономно расходоваться влага, улучшится воздушный баланс почвы. Мульчируют грядки компостом или перегноем.

Кстати, если рано весной посеять на грядке горчицу, а потом оставить её в качестве мульчи, она защитит томаты от фитофторы. Потому что, как выяснили ученые, на корнях горчицы развиваются микроорганизмы — антагонисты возбудителя фитофтороза.

Овощи в теплице: выращивание томатов

До посадки томатов заблаговременно готовим почву, удобряем, улучшаем и облагораживаем. Удобрять лучше всего хорошим перегноем или компостом, внося по ведру на квадратный метр грядки. В тяжелую почву добавляем по ½ ведра крупного речного песка. В песчаную — еще дополнительно ведро органики и, если есть, ведро дерновой земли. Добавим 50 г суперфосфата, 30 г сернокислого калия, 10 г мочевины. Хорошо перемешаем с землей.

Подготовленные лунки прольем раствором фитоспорина или червячным чаем.

Высадка рассады

Высаживать рассаду в теплицу следует, когда почва прогреется до +12…+15 º С на глубине 15 см. Если высадить в более холодную почву, корни теплолюбивых томатов будут долго болеть, приживаться. Чем глубже прогреется почва, тем мощнее разовьется корневая система. При этом в неотапливаемой теплице температура ночью не должна опускаться ниже +10 º С. Оптимальный возраст рассады, в зависимости от скороспелости сорта, от 45 до 65 дней.

В закрытом грунте чаще всего выращиваются высокорослые сорта томатов. Поэтому соблюдаем рекомендации оригинатора по расстоянию между растениями. Как правило, это 45-50-60 см.

Высаженная рассада томатов

Все сорта томатов способны образовывать дополнительные корни, причем на всех частях растения. Дополнительные корни позволяют томатам увеличивать площадь всасывания питательных веществ. Делают куст мощнее, способствуют формированию богатого урожая.

Чтобы обеспечить помидорным кустам условия для наращивания дополнительных корней, посадочные лунки делают вдвое больше земляного кома рассады. Но при высадке лунку полностью не засыпают. Присыпают землей не более чем на 1 см выше рассадного кома грунта. Только после укоренения рассады, как правило, через 10-12 дней, подсыпают в лунку землю на 2-3 см. А через полторы-две недели ещё, до краев лунки. Тем самым стимулируется образование стеблевых корней.

Уход за томатами после высадки

После высадки рассаду обильно поливают и мульчируют толстым слоем травы. Чтобы почва не пересыхала. Следующий полив желательно сделать через 10-12 дней, чтобы корни в поисках влаги уходили вглубь. Поливы нужны регулярные, но не частые. Почва не должна пересыхать, но и избыток влаги плохо влияет на растения. Они становятся более уязвимы для возбудителей болезней.

Овощи в теплице - томаты

Овощи в теплице нуждаются в своевременных подкормках. Томаты подкармливают не менее трех раз за сезон. Во-первых, в период бутонизации. Как правило, через 2-3 недели после высадки рассады. Можно применять готовые комплексные удобрения для томатов. Или приготовить питательную смесь самостоятельно.

Томатам особенно необходим фосфор. Для приготовления подкормки столовую ложку суперфосфата настаивают в ведре воды в течение суток. Потому что это удобрение плохо растворяется. После этого добавляют поллитра настоя птичьего помета или литр настоя коровяка. Под каждый предварительно политый куст выливают до литра раствора.

Когда начинает цвести вторая кисть, дают вторую такую же подкормку.

Подкормка томатов

Третий раз томаты подкармливают когда распускаются цветы на третьей кисти. Но для питательной смеси растворяют полторы-две ложки суперфосфата, и добавляют настой коровяка или птичьего помета. Если применяется комплексное удобрение, важно соблюдать инструкцию и не превышать дозировки. Расход питательного раствора при третьей подкормке до 2 литров на растение.

Стимулирование плодообразования

Выращивание огурцов в и теплице

Огурцы для теплиц, как правило, тоже выращивают через рассаду. Возраст которой ко времени высадки в грунт от трех до пяти недель. Чтобы не травмировать нежную корневую систему делают это методом перевалки. Без разрушения земляного кома.

Высаживаем рассаду огурцов при температуре почвы на уровне корней не менее +15 º С. А воздуха +18…+25 º С.

Расстояние между растениями зависит от сорта, но, как правило, не менее 45-50 см. Потому что огурцы не любят загущенности. При которой они наращивают листовую массу в ущерб плодоношению

Для сохранения влаги и улучшения воздушно-водного баланса почвы посадки мульчируют. Лучше всего в качестве мульчи применять органику: перегной, компост. И подсыпать его в процессе вегетации несколько раз.

Овощи в теплице формируют много вегетативной массы и плодов, поэтому им нужны обильные подкормки. Лучший питательный состав — это органика с небольшим добавлением минеральных удобрений. Мочевины, сульфата калия, вытяжки суперфосфата.

Чтобы получить обильный урожай, плети огурцов нужно формировать. Как правило, способ формировки для каждого сорта схематично изображен на упаковке. В качестве опоры можно применять специальную крупноячеистую сетку или шпалеру.

Формировка огурцов

Когда на растении сформируется седьмой-восьмой настоящий лист, стебель закручивают вокруг шпагата или пускают по сетке. Огурцы растут быстро, поэтому каждые 5-7 дней проводим подкручивание.

Правильно ухаживая за растениями в теплице, создавая им благоприятные условия можно получать отличные урожаи. Главное — соблюдать агротехнику. И тогда овощи в теплице отблагодарят обильным урожаем.

Люблю узнавать что-то новое, общаться с людьми.Ведь каждый человек - это целый мир. В статьи вкладываю свои знания и мысли. Надеюсь, что мои статьи будут полезны. Очень хотела бы узнать мнение читателей по темам публикаций. Возможно, у кого-то другая точка зрения.

Как же вовремя я вашу статью прочитал! Мы с женой решили в этом году у себя теплицу сделать и уже место для нее наметили. Но не учли, что ее лучше разместить с снвера на юг. Сейчас будем для нее другое место выбирать

Основным содержанием курса является изучение особенностей выращивания рассады и овощной продукции в защищенном грунте. Главная цель курса - воспитание культуры земледелия у подростков на основе теоретических знаний, наблюдений и практических действий. содержание курса позволяет расширить знания учащихся об особенностях сельскохозяйственных растений, опираясь на знания, полученные в курсе биологии. Элективный курс актуален для учащихся сельской местности, направлен на профессиональную ориентацию, подготовку будущего хозяина ЛПХ, фермера.

ВложениеРазмер
ek_osnovy_agrotehniki.docx 27.11 КБ

Предварительный просмотр:

для учащихся 10-11 класса

Дон Е.Г., учитель МБОУ СОШ № 28

МО Тихорецкий район

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 -Х КЛАССОВ

Основным содержанием курса является изучение особенностей выращивания рассады и овощной продукции в защищенном грунте. Главная цель курса – воспитание культуры земледелия у подростков на основе теоретических знаний, наблюдений и практических действий, создание оптимальных условий жизни растений с целью получения с единицы площади наибольшего количества продукции при наименьших затратах труда и средств производства.

Программа нацелена на решение следующих задач:

- содействовать становлению у подростков знаний о способах создания системы земледелия в теплице;

- формировать навыки выращивания рассады и овощной продукции в защищенном грунте, составления севооборота в теплице в течение одного эксплуатационного периода.

- развивать на базе биологических знаний и умений научную картину мира как компонента общечеловеческой культуры;

- трудовое и экологическое воспитание учащихся.

Содержание данного курса позволят расширить знания учащихся об особенностях сельскохозяйственных растений, опираясь на знания, полученные в курсе биологии. Значительное внимание в курсе уделяется развитию умений применять полученные знания для решения конкретных задач.

Выбор курса особенно актуален для учащихся сельской местности, направлен на профессиональную ориентацию, подготовку будущего хозяина личного подсобного хозяйства, фермера.

Программа рассчитана на 68 учебных часов и включает в себя следующие разделы:

2. Характеристика школьного тепличного хозяйства (3 ч.)

3. Методология научного творчества и исследования (4 ч.)

4. Почвосмеси защищенного грунта (9 ч.)

5. Комнатное цветоводство: содержание и методы работы (9 ч.)

6. Борьба с вредителями и инфекционными заболеваниями растений (8 ч.)

7. Севооборот школьной теплицы (4 ч.)

8. Агротехника посевных и выгоночных растений (10 ч.)

9. Организация производства продукции растениеводства в теплице (8 ч.)

10. Оформление исследовательской работы (8 ч.)

11. Представление результатов исследований в теплице (3 ч.)

12. Заключительное занятие. Защита проектов (1 ч.)

Программа предусматривает основные формы и методы работы : экологические исследования, практические и самостоятельные работы, наблюдения, практическая деятельность в теплице, моделирование, мозговой штурм.

Планируемые результаты. Предполагается что по завершении данного курса учащиеся:

  1. расширят свои знания о биологических особенностях, физиологии и экологии культурных растений;
  2. научатся использовать общебиологические законы для объяснения физиологических процессов происходящих в растениях;
  3. приобретут навыки наблюдения, опытнической, экспериментальной и исследовательской деятельности.

Подведение итогов работы курса осуществляется в форме проектной работы.

Основное содержание программы

Предмет, содержание и задачи элективного курса. Техника безопасности и пожарной безопасности при проведении исследовательских работ и практической деятельности в школьной теплице. Особенности планирования и организации труда в школьной теплице

  1. Характеристика школьного тепличного хозяйства (3 ч.)

Понятие защищенного грунта. Типы сооружений теплицы. Элементы конструкции теплицы. Характеристика территории тепличного школьного хозяйства. Внутреннее оборудование теплицы. Параметры искусственного микроклимата. Световой режим. Воздушный режим. Тепловой режим. Техническое отопление. Водный режим. Состав воздуха.

Определение размера площади теплицы и количества семян, необходимых для обеспечения рассадой овощных культур пришкольного учебно-опытного участка.

Основные понятия научно-исследовательской работы: аспект, гипотеза, дедукция, идея, индукция, категория, концепция, ключевое слово, метод исследования, методология научного познания, научная дисциплина, научная тема, научная теория, научное исследование, научное познание, научный факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение.

Объяснительное и описательное в науке. Факты и их интерпретация. Научные теории.

Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач исследования, определение объекта и предмета исследования, выбор методов и методики проведения исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез; исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному. Применение логических законов и правил: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания; правила построения логических определений. Критерий истины. Доказательства.

Почвосмеси, их состав. Технология гидропоники. Питательные элементы и удобрения. Подкормка растений. Сравнительная характеристика органических и минеральных удобрений. Комплексные удобрения.

Составление растворов для замачивания семян.

Составление питательной почвосмеси для выращивания рассады.

Изучение состава раствора для подкормки рассады.

  1. Комнатное цветоводство: содержание и методы работы (9 ч.)

Многообразие комнатных растений. Определение комнатных растений. Представление о комнатных растениях и их роли в жизни человека. История комнатного цветоводства. Основные группы комнатных растений. Принципы размещения комнатных растений. Приемы систематического ухода за комнатными растениями. Вредители комнатных растений.

Паспортизация школьных комнатных растений и систематизация школьной коллекции комнатных растений.

  1. Борьба с вредителями и инфекционными заболеваниями растений. (8 ч.)

Способы борьбы с вредителями и инфекциями в условиях теплицы. Насекомые – вредители. Инфекционные заболевания. Полезные насекомые. Экологически чистые средства, используемые для защиты овощных культур от вредителей и заболеваний в теплице. Средства для защиты культур, полученные на основе растений и древесной золы. Защита научно-исследовательского проекта.

Изготовления средства для защиты растений на основе древесной золы.

Понятие о системах земледелия и севооборотах. Севеообороты. Научные основы чередования культур в севообороте. Классификация севооборотов. Севообороты для зимней теплицы и для весенней пленочной теплицы.

Составление севооборота школьной теплицы.

  1. Агротехника посевных и выгоночных растений. (10 ч.)

Последовательность операций в технологиях, используемых в овощеводстве. Приготовление дерновой земли и почвенного субстрата. Агротехника посевных культур в защищенном грунте. Агротехника огурца и томата в теплицах. Технологические карты по возделыванию сельскохозяйственных культур. Растения, используемые для выгонки в теплице. Агротехника выращивания выгоночных растений в защищенном грунте.

Характеристика гибридов культуры огурца и томата.

  1. Организация производства продукции растениеводства в теплице (8 ч.)

Организация и планирование производства сельскохозяйственной продукции в личном подсобном хозяйстве. Справочная литература по нормам потребления продуктов питания, урожайности ведущих сельскохозяйственных культур региона. Понятие себестоимости сельскохозяйственной продукции. Рентабельность производства сельскохозяйственной продукции в теплице. Бизнес-план.

Составление плана размещения культур в теплице.

Определение примерного объема производства продукции и расчет площади под культуры с учетом потребностей школьной столовой, определение планируемого дохода, прибыли

Составление бизнес-плана для теплицы.

Выбор темы. Обоснование её актуальности. Формулировка цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета исследования. Выбор методов. Составление плана исследования. Работа с литер источниками. Опытно-экспериментальная работа в теплице.

Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы и других источников.

Общие правила оформления текста работы: Формат, объём, шрифт, интервал поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения.

  1. Представление результатов научно-исследовательской работы в теплице (3ч.)

Составление тезисов. Подготовка презентации работы. Требования к докладу и электронной презентации.

Психологический аспект готовности к выступлению. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета. Обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.

Ожидаемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- технику безопасности при работе в теплице;

- основные направления системы земледелия в защищенном грунте;

- особенности предпосевной обработки семян, полива рассады;

- характеристику хорошей рассады, признаки выбраковки рассады;

-определение понятий: культурооборот, пикировка, прищипка, пасынкование, почвосмеси, гидропоника.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться справочными материалами по возделыванию овощных культур в теплице, подготовке почвы к высадке растений;

- выращивать растения на землях защищенного грунта, получать хорошие урожаи сельскохозяйственной продукции;

Читайте также: