Какой древний народ использовал репчатый лук при подготовке к погребению мертвых

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 21.09.2024

Статья посвящена разнообразным видам погребения, существовавшим у населявших Российскую Империю народов. Ее ценность состоит в том, что многие из описанных Воронцовым обрядов и традиций, утраченных к настоящему времени, существовали при жизни автора. Следовательно, материалы, представленные в статье, содержат реальные свидетельства непосредственных наблюдателей.

Стилистика, орфография и пунктуация автора остались без изменений.

Лопари [1]. Прекрасная работа Н. Н. Харузина даёт нам возможность восстановить с достаточной ясностью прошлое и настоящее лопарского погребального обряда. Древнейшей могилой лопаря, быть может, была вежа, которую он занимал при жизни. Следующую стадию развития представляет погребение вне дома. Сначала умерших хоронили в пещерах, затем в специально вырытых ямах. Умерший оставался в вырытой яме на санях и закладывался сверху древесными пнями. Иногда могила закладывалась кучей камней. Местом погребения избирались леса. Позднее место саней занимал выдолбленный гроб и сани стали оставляться на верху могилы. С покойником клали топор, огниво, иногда лук и стрелы; с охотниками собаку, рыболовные снасти, метательные копья. Сведения, добытые в новейшее время, в общем сходятся с тем, что констатировано старинными бытописателями Лопарей.

Относительно могилы мы получаем более точные указания: могила копается не глубоко 0,5 арш. -1 арш., закрывается сверху камнями. К погребению имеет отношение поминальный обряд, так же оставляющий после себя вещественные следы к почве. При поминках закалывается олень, кости которого укладывались в ящики и зарывались вместе с деревянной статуеткой, долженствующей изображать покойника.

Данные, которые сообщают нам бытописатели Лопарей, наблюдаются, действительно в могилах, которые называются лопарскими. Горк, производивший раскопки таких могил в Скандинавской Лапландии, находил костяки в кережах (санках); около костяков оказывались рыболовные крючки, луки, стрелы, копья, лыжи и употребляемые при беганьи на лыжах палки. Могилами оказывались пещеры с заложенными камнем отверстиями или врытыя в земле ямы. Раскопки констатировали на несомненно лопарской почве некоторыя детали, о которых не говорят бытописатели.

Обнаружено было два рода могил:
1. неглубокая яма с крышей из двух больших наклоненных друг к другу камней, заваленная с открытых сторон кучей мелких камней.
2. четырёхугольная яма обложенная по сторонам разной величины камнями с двумя большими, поставленными в головах и ногах, и покрытая плоскими камнями на подобие черепичной крыши. Затем покойники найдены были обернутыми в куски бересты, покрытые рисунками животных и сшитые оленьими жилами.

Условия кочевой жизни создают факт, имеющий существенное значение для археолога- отсутствие определенных мест погребения, могильников. Места на горах, в лесах, по берегам рек, подходящия по своему значению к могильникам, встречаются лишь около зимних погостов. Умерших во время весеннего, летняго или осенняго промысла хоронят одиночно неподалеку от места кончины. Детали констатированныя г. Хорузиным в современном лопарском погребальном обряде, позволяют предположить, что покойник полагался первоначально не в ямы, а на материк. В пользу этого предположения говорит обычай класть на могилу, а не в могилу, вещи необходимыя для покойника – сани, орудия, пищу и напитки, и, может быть, устройство над могильной насыпью кивота - низенькаго сруба с крышей.

В неглубокую могилу кладут запасную одежду. Кроме того к мужчинам кладут ружье, топор, нож, сверло, ложку, котелок… Съедая оленя оставляют на могиле голову с рогами и нарту, опрокинутую вверх полозьями…

Финш, посетивший Обских Остяков вместе с Бремом в начале 80-х годов, так описывает остяцкое кладбище у Черного Яра. «При устройстве остяцкой могилы сначала вбивают в землю три пары кольев, потом соединяют их сверху перекладинами, в головах и в ногах кладут поперечные доски в виде распорок и эти доски поддерживают весь ящик. В ногах ящик делается значительно ниже и уже передней части.

Погребальный ящик богатого Остяга был покрыт берестяными циновками… Чего нельзя поместить внутри склепа, то помещают снаружи. Кладут иногда пику, которой управляют оленями, нос челнока, лыжи. На деревьях, окружающих могилу, вешают оленью упряжь. На подпорки втыкаются черепа съеденных при различных тризнах оленей… Остяки кладут своих умерших головою к югу, ногами к северу.

Однако в настоящее время общераспространенною и едва ли не единственною формою погребения у Киргизов является именно зарывание умершего в могиле; по крайней мере новейшие наблюдатели быта Киргизов никаких других форм погребения у них не указывают.

Самое погребение умершаго совершается у калмыков различным образом, и особенно особые жрецы астрологи, или так назыв. зурхачеи производят у них на основании времени рождения и кончины покойнаго определение того, когда именно, каким способом и в каком приблизительно месте следует похоронить его.

Третьим способом погребения является опускание трупа в воду реки или озера, четвертым – зарывание его в землю, пятым – накладывание над ним более или менее значительной груды камней.

Наконец шестым и, так сказать, самым почетным способом погребения у калмыков является сожжение тела умершаго. Этот способ погребения применяется лишь к тем умершим лицам, которые принадлежали к числу наиболее знатных лиц в калмыцком обществе, каковыми так и являются так называемые нойоны, или владетели улусов [9] , затем зайсанги, или управители аймаков [10] , и старшие гелюнги, или высшия духовныя лица. Сожжение трупа производится обыкновенно при весьма торжественной обстановке.

На ранней стадии развития общества в культ возводились духи, силы природы и божества. Среди духов центральную роль играл культ умерших предков и связанный с ним погребальный обряд.

Погребальные обряды — разновидность языческих обрядов, ритуал при­готовления к жизни в ином мире. С древних времен в человеке зародилась вера в то, что смерть — еще не последний предел, а земная жизнь — не един­ственная, данная нам. Одни народы верят в то, что душа бесконечно возрож­дается в разных телах, другие — что тело и душа вновь воссоединятся после смерти. Погребальный обряд может происходить в различных формах —

ингумации (захоронения) или кремации (сожжения на костре); его форма может меняться — от захоронения переходить к кремации, могут сочетать­ся элементы кремации и ингумации. Таким образом, форма погребения — подвижна, изменчива, но для человеческой культуры погребение умерших родичей прежде всего — обязательно. Погребение несет в себе разные функ­ции — это и сохранение памяти о предках, родичах, это и чувство сожале­ния о них, это и способ консолидации родственников, подчеркивания сво­его социального статуса 31 .

Обряды погребения отражали двойственное стремление — удалить, обез­вредить умершего и проявить заботу о нем: связывание трупа, заваливание


камнями, кремация и т.п. сочетались со снабжением умершего инвентарем, а также жертвоприношениями, муми­фикацией и др. Именно неандертальцы первыми на земле стали задумывать­ся над вопросами жизни и смерти. Мертвых они предавали земле и клали в могилу оружие, инвентарь, пищу. Из этого можно сделать вывод, что они верили в загробную жизнь. А так как подобные представления предполага­ют наличие абстрактного мышления, неандерталец должен был обладать также способностью выражать свои мысли при помощи примитивного язы­ка. На более высокий уровень культура погребений поднялась у кроманьон­цев. Умершим они давали в последний путь не только одежду, оружие и пищу, но и искусно изготовленные украшения (вероятно, служившие талисмана­ми). В могилах кроманьонцев встречаются ожерелья из раковин и бусы из зубов животных, сетки для волос и браслеты. Мертвых засыпали кроваво-красной охрой, причем телам придавали согнутое положение, так что коле­ни почти касались подбородка. Обряды погребения зависели от обществен­ного положения умершего (курганы вождей, пирамиды фараонов), религи­озных представлений и др. Погребение иногда сопровождалось или завершалось поминками, тризной. В современную эпоху практикуются кре­мация и ингумация.

Погребение умершего и превращение его впоследствии в предка пред­ставляло собой сложный ритуальный комплекс. Он именуется погребальным ритуалом или обрядом. У одних народов в него входят плачи и причитания, у других — специальные погребальные танцы. У догонов в Западной Афри­ке похороны служат поводом для сложных танцевальных действий, сопро­вождаемых пением на тайном языке. В них воспроизводится догонское ска­зание о том, как из-за непослушания молодежи в мир вошла смерть. Гото­вясь к смерти, древние египтяне мумифицировали тела умерших (мозг и внутренности извлекали, тело помещали в соленую воду, а затем пропиты­вали ароматическими смолами и обворачивали погребальными пеленами), чтобы сохранить их навечно как вместилище, куда всегда мог вернуться дух умершего. В гробницах оставляли пишу и вещи, которые могли понадобить­ся в иной жизни, а также всевозможные обереги, призванные помочь в опас­ном путешествии в иной мир. На саркофагах мумий изображались симво­лы, призванные облегчить переход умершего к загробной жизни. У древних египтян существовал специальный свод наставлений отправляющемуся в этот нелегкий путь. У славян в захоронение — и при ингумации, и при кре-

В древние времена в Японии знатных людей было принято хоронить вме­сте с кем-нибудь из друзей этого человека и его служителей. Впоследствии, когда их перестали захоранивать живыми, они сами вспарывали себе живот. Иногда вместо людей зарывали глиняные изображения человека. В Японии


было принято класть в могилу вместо самих предметов их модель. Так, на­пример, если человек при жизни имел право носить меч или несколько ме­чей, то при погребении в его могилу клали модель этого меча. У японцев су­ществует поверие, что чем богаче и пыш­нее будут похороны, тем легче будет покойнику жить на том свете. С XIX в. стало принято не захоранивать трупы богатых людей, а сжигать их, сопро­вождая это действие пышной церемо­нией при большом стечении народа.

Погребальный обряд знаменуют от­решенность от земного существова­ния, нежелание продолжать жизнь и вместе с тем — обостренное ощущение ценности жизни. Погребение как бы утверждает, что важнейшая часть чело­веческого существа душа — не подда­ется гибели и продолжает существовать после смерти тела. Погребальный об­ряд в Древнем Египте отражал мифо­логические представления о мире. Иерархическое устройство загробной жизни точно отражало порядки вос­точных деспотий. Гробницы жен фара­онов и высокопоставленных чиновни­ков располагались вокруг пирамиды фараона, чтобы и после смерти при­ближенные находились рядом с ним. По представлениям египтян, в загроб­ном мире, так же как и на земле, одни трудятся, а другие пользуются влас­тью и богатством. Курганы-могильники древних скифов досих пор удивляют археологов роскошью золотых украшений, изобилием бытовой утвари и военного оружия.

С1

развеивание праха над морем, опускание тела покойного в воду и др. На Мадагаскаре похороны представляют собой измерение достигнутого в те­чение жизни социального статуса и уважения человека в сообществе. По­этому для прощания с одними стекаются тысячи людей, а к другим при­ходят единицы. Прощание с умершим у некоторых племен растягивается на целые недели.

Погребальные обряды — часть приготовлений к жизни вином мире. С древ­них времен в человеке зародилась вера в то, что смерть — еще не последний предел, а земная жизнь — не единственная, данная нам. Одни народы верят в то, что душа бесконечно возрождается в разных телах, другие — что тело и душа вновь воссоединятся после смерти.

Древние люди верили, что умерший человек возвращается к своим род­ственникам, но уже как дух предков. В этой связи у них появился особый обряд — культ предков(иногда он называется культом мертвых). Иными словами, в какой бы форме ни уничтожали физическое тело человека, его душа неуничтожима. Она представляет нечто почитаемое и священное, ко­торое имеет прямое отношение к миру живых людей.

Зачем хоронить покойника?
В Олдувайском ущелье в Восточной Африке, на месте стоянки первобытных людей, во множестве находили куски черепа - верхние части и нижние челюсти. Зачем они древнему человеку? Ученые понаблюдали за современными племенами и увидели, что на груди эти люди носят кости - нижнюю челюсть или другие части черепа своих предков, как христиане носят крест. Простое совпадение? Нет, на культ предков это похоже гораздо больше, чем на людоедство. Видимо, древнейшему человеку очень важна была личность умершего, хранящаяся в частице его тела. Возможно, эти кости почитались и как священные реликвии.
Во-вторых, оказывается, что древнейшие люди хоронили своих умерших родственников! Они не оставляли тело где-то в укромном месте (в отличие от останков животных) , но особым способом захоранивали в землю. Можно предположить, что сама могила - курган мыслилась как беременный живот земли, который должен родить умершего вовне земли. Поза умершего, останки некоторых предметов, обнаруженные в могилах археологами, свидетельствуют о том, что это было именно захоронение. А ведь это целая революция в представлении об эпохе.
Для нас сейчас естественно: умер человек - надо его похоронить. Мы воспроизводим обычай, который существовал тысячелетиями. Но как и когда он появился? Когда обычай создается, в каждый его элемент вкладываются вполне конкретные мотивации, идеи. Так что же заставило древних людей хоронить своих предков? Какими были их могилы?
В неандертальском погребении многое указывает на то, что и в тогдашнем представлении земля - это временное прибежище человека. Очень часто древние могилы, особенно на Переднем Востоке, по форме напоминали матку. Умершего помещали в них в позе эмбриона - как лежит младенец в чреве матери. Другое известное положение - на боку, в позе спящего, оно более характерно для Западной Европы. Какой смысл видели в этом погребающие, какую логику? Спящий должен проснуться, младенцу надлежит родиться. Что еще можно увидеть в обеих традициях, как не прозрачную надежду на будущее возрождение, воскресение умершего?
До сих пор иногда встречается наивное мнение, что похороны в землю - это не более, чем меры примитивной санитарии. Однако погребения были неглубоки, примерно 40- 60 сантиметров - такой тонкий слой земли не скроет запаха тлена. А неизменное придание специальной позы умершему и особый ритуал явно указывают, что воспринимали его соплеменники не просто как кусок разлагающегося и дурно пахнущего мяса.
Во что верил древний человек?

Раскопки показывают, что в могилу рядом с покойником клали и пищу, и орудия труда. Зачем? Древний человек, конечно же, не хуже нас знал, что мертвое тело истлеет и пища ему не нужна. Кроме того, у археологов есть основания считать, что по умершим совершались тризны. Этот обычай пережил тысячелетия. Многие люди и сейчас после смерти человека вместе с близкими и друзьями приходят на кладбище, чтобы оставить на могилке символическое угощение и самим съесть что-то (В целом Православная Церковь не одобряет подобную традицию, видя в ней пережитки язычества. Поминать усопшего надо молитвенно - и в храме, и дома. - Ред. ). Смысл тризны в том, что телесно покидая живых, уходя в землю, человек духовно остается со своими близкими. И придя на его могилу, они словно бы еще раз вместе с ним садятся за стол.. . И вот оказывается, древнейший человек делал то же самое.

Слушай не задавай тупые вопросы. Ответ очевиден - вера в загробную жизнь (покойному это еще пригодится) и делали вид что он уснул

Введение
Неандертальцы и их погребения

Места заселения и пути миграций в верхнем палеолите
Верхнепалеолитические захоронения
Материнская утроба
Место рождения и ухода в вечность
Символ крови, огня и света
Душа
Источник жизни
Второе рождение
Заключение
Библиография

ВВЕДЕНИЕ

Из всех мистических, разрушительных и критических ситуаций, с которыми человек сталкивается на протяжении веков, смерть является самой потрясающей, опустошающей и едва ли удивительно, что следы древнейших религиозных верований и обычаев надо искать в культе мертвых.
Джеймс Э.-О.

НЕАНДЕРТАЛЬЦЫ И ИХ ПОГРЕБЕНИЯ

Читайте также: