Какое жилкование листа у капусты

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 20.09.2024

Капуста белокочанная – это двулетняя культура семейства крестоцветные. В первый год образуется кочан, который является не чем иным как сильно разросшейся верхушечной почкой. На формирование кочана уходит от полутора до двух с половиной месяцев, что зависит от скороспелости сорта.

На второй год жизни капуста выбрасывает высокие до 1,5 метров цветоносные побеги, дающие кисти жёлтых цветков. Продолжительность цветения 15…30 дней. После цветения вырастают узкие в форме стручка плоды длиной до 10 см. Иногда при затяжной холодной весне при ранних сроках высадки рассады скороспелые сорта дают цветоносные побеги в первый год.

Строение корневой системы. У всех видов капусты корни веретеновидные, разветвленные. Корневая система мощная, хорошо разветвлённая, мочковатая при рассадном способе выращивания культуры и стержневая при семенном способе.

Строение стебля. У всех видов капусты стебли прямостоячие или полу-приподнятые, ветвистые. Стебель короткий у раннеспелых сортов и удлинённый у позднеспелых сортов.

Стебель (кочерыга) высотой до 15 см считается низким, 16…20 см — средним и более 20 см — высоким.

Строение листьев. Листья у капусты очередные, нижние часто образуют розетку. Нижние листья черешковые, раскидистые, а верхние — сидячие. Пластинка листа крупная, с толстыми жилками.

Тип листа может быть цельный сидячий, цельный с черешком, окаймленным сбегающей книзу пластинкой, слабо лировидный и лировидный. Лист бывает короткочерешковым (4…10 см), средне черешковым (10. 15 см), длинночерешковым (более 15 см).

Форма листовой пластинки — удлиненная (широколанцетная, овальная, сбежистая к верху и к низу, обратнояйцевидная, широко-обратнояйцевидная), округлая (округлая, усеченно-овальная), широкая (поперечно-овальная, почковидная).

Форма листовых пластинок белокочанной капусты. А — удлиненная; Б — округлая; В — широкая.

1 — широколанцетная, 2 — овальная, сбежистая к верху и к низу, 3 — овальная, 4 — обратнояйцевидная, 5 — широко обратнояйцевидная, 6 — округлая, 7 — усеченно-овальная, 8 – поперечно овальная, 9 — почковидная.

Величина листовой пластинки (характеризуют по длине) может быть мелкая (25…40 см), средняя (40…50 см), крупная (более 50 см), а ее поверхность — плоская, вогнутая и выпуклая. Поверхность ткани листьев — гладкая и морщинистая (морщинистость мелкая, средняя и крупная).

Нервация листьев — перистая (слабая, средней густоты, грубая, редкая) и веерообразная (полу-веерообразная, веерообразная, густая). Характер края листа — гладкий, волнистый. Окраска листьев — светло-зеленая, зеленая, темно-зеленая с пигментацией или без нее. Восковой налет — слабый, средний и сильный.

Формирование кочана. К концу первого года у капусты образуется кочан, представляющий собой разросшуюся верхушечную почку. Формируется кочан 1,5…2,5 месяца в зависимости от скороспелости сорта. За это время утолщается и стебель — кочерыга. По форме кочаны бывают плоские, округло-плоские, округлые, конические и овальные.

Цветение. На второй год жизни у капусты вырастают цветоносные побеги, дающие кисти желтых цветков. Цветки собраны в кисти или щитки. Лепестков четыре, расположены крестообразно, чаще всего желтые, иногда белые, обратнояйцевидные или округлой формы. Тычинок шесть, из них две наружные короче внутренних. Завязь сидячая.

Цветет капуста 15…25 дней. Опыляется она перекрестно пчелами и другими насекомыми, легко скрещивается с капустой брюссельской, савойской, цветной, листовой, кольраби, но не переопыляется с пекинской и китайской капустой, а также с репой, брюквой, редькой и редисом.

Плод. Плод — узкий длинный (до 10 см) стручок. Створки его с ясно выраженной срединной жилкой.

Семена. Семена округлые, шаровидные, расположены в стручке в один ряд. Окраска их от желтой до бурой, почти черной, масса 1000 семян 2,5…5 г. По размеру и другим морфологическим признакам у разных видов, а тем более сортов капусты семена неразличимы. Трудно отличить их также от семян рапса, горчицы и турнепса. Эти культуры можно различить лишь по всходам.

Словарь: Крестоцветные, кочан, кочерыга, белокочанная капуста, краснокочанная капуста, савойская капуста, цветная капуста, брюссельская капуста, кольраби, листовая капуста, брокколи.

1.Организационный момент. Подготовка рабочего места

2.Организация учащихся на урок: закройте глаза и мысленно повторяйте за мной: “Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе”. Я желаю вам успеха, и вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок. Спасибо.

3.Актуализация знаний к новой теме: Приступим к выполнению первого задания. Ты должен расположить карточки слева направо так, чтобы крайнее слева понятие было самым общим, крайнее справа - самым частным, а расположенные посередине - промежуточным по общности (задание на развитие мыслительных действий с понятиями выполняется каждым учеником с учётом их особенностей, т.е. количество понятий может быть меньше)

Однодольные – лилейные – лук – штутгартен-ризен.

Двудольные – паслёновые – картофель – синеглазка.

Прочитайте, что у вас получилось.

Проверка домашнего задания и подготовка к изучению новой темы. (Собирание макета кочана)

К какому семейству растений относится картофель? (1 лист)

Какие ещё растения относится к этому семейству? (2лист)

Какая у двудольных растений корневая система? (3 лист)

Какое жилкование листьев у двудольных растений? (4 лист)

Сколько у двудольных растений семядолей в семени? (5 лист)

Где у двудольных растений находится запас питательных веществ? (6 лист)

Что у нас получилось? – Капуста.

План урока: (Вывешивается на доске)

1. Происхождение капусты

2. Применение капусты

3. Строение капусты.

5. Выращивание капусты.

6. Использование капусты

5.Новый материал: (Слайд 1)

Капуста – двудольное растение, которое относится к семейству крестоцветных. Почему это растение относится к классу двудольных растений, вы понимаете.

6. Словарная работа. А почему семейство этих растений назвали “крестоцветные”? Оказывается за строение цветка, у которого лепестки расположены крест накрест. Само же название капуста, как считают учёные, произошло от латинского “капат” - голова.

Начало создания проекта “Семейство крестоцветные. Капуста”. Наклеивание названия на лист будущего проекта.

5.Новый материал: (Слайд 2).

На побережье Средиземного моря встречается дикорастущая трава, мало похожая на кочанную капусту. Она имеет развитый стебель и крупные листья с изрезанными краями. Тем не менее, именно эта листовая капуста стала родоначальницей многочисленных сортов капусты. Листовая капуста была известна ещё в 4–3 веке до нашей эры. Постепенно появились кочанные сорта. В Россию она пришла в уже привычном нам виде.

С тех пор капуста является одним из наиболее часто употребляемых в пищу продуктов питания. Много пословиц и поговорок связано с этим растением:

Без картошки, хлеба да капусты – какая еда.

Хлеб да капуста – на столе не пусто.

Капуста не пуста, сама летит в уста.

Выберите одну из пословиц. Как вы понимаете её смысл. Наклейте её как заголовок к проекту.

Русские пословицы, являясь выражением мудрости народа, показывают нам, что уже в далекие времена люди приравнивали ценность этого растения к хлебу - одному из основных продуктов питания человека.

(Слайд 3) Из капусты варили щи, борщ, делали солянку, голубцы, салаты, квасили на зиму… Это интересно: первыми начали квасить капусту китайцы, правда, пекинскую капусту. А вот русские первые начали квасить белокочанную капусту.

А вот родоначальницу всех известных сортов капусты - листовая капуста – не забыта и в наши дни: её выращивают на корм скоту. А декоративные сорта с лиловыми и синими листьями украшают цветники.

Первичное закрепление. Найдите таблицу “Использование капусты”, наклейте её на лист проекта, заполните её.

(Слайд 4) Давайте познакомимся со строением самой распространённой и известной вам кочанной капусты. Она отличается от листовой капусты тем, что её мясистые листья расту не свободно, а плотно прилегают друг к другу.

Только наружные зелёные листья капусты способны фотосинтезировать.

(вспомните, что такое фотосинтез, или можно напомнить, что фотосинтез – это процесс образования питательных веществ на свету). Внутренние листья почти лишены окраски, почти белые, Зато содержат много питательных веществ: сахаров, витаминов и гораздо вкуснее зелёных. Именно их едят в свежем, варёном, тушёном и квашеном виде. В кочанах прячется крупный стебель – кочерыга. В пазухах листьев расположены почки. Капуста относится к классу двудольных растений. У неё две семядоли в семени, стержневая корневая система, травянистый стебель, сетчатое жилкование листьев.

Первичное закрепление. Наклейте на лист проекта изображение кочана, подпишите его основные части.

(Слайд 5) Капусту разводят как двулетнее растение. В первый год жизни капусты из посаженных семян к осени вырастают стебель – кочерыга и листья. Второй год жизни капусты. Если капусту сохранить в прохладном месте до весны, а потом, обрезав так, чтобы сохранить почки, расположенные около кочерыги, посадить весной в землю, то через некоторое время из почек разовьются травянистые стебли с листьями и цветками. Цветки капусты собраны в соцветие кисть. В каждом цветке 4 чашелистика, 4 лепестка венчика, 6 тычинок, 1 пестик. К осени на месте цветков созревают плоды. Плод капусты сухой – стручок.

Первичное закрепление. Наклейте на лист проекта изображение этапов роста капусты в правильном порядке, подпишите, что относится к 1 году роста, ко 2 году роста.

(Слайд 6) За много лет выращивания капусты человек вывел много её сортов. Познакомимся с ними.

Листовая капуста Устойчива к морозам до -15°C. Высокое растение, листья крупные, перистые, иногда с резкоразрезанными махровыми краями. Декоративные формы имеют розетку розового и фиолетового цветов, очень красивы. В листьях содержится в два раза больше клетчатки, много сахара и витаминов. Используется в супах, салатах. Требовательна к влаге.

Белокочанная капуста. Традиционно выращиваемая капуста. Четко делится на ранние, среднеспелые и поздние. Отличается гладкими, в центре светлыми листьями. Ранние сорта используются для салатов и кулинарной обработки (варки, тушения). Среднеспелые и поздние сорта, кроме того, используются для квашения.

Краснокочанная капуста. Является разновидностью белокочанной капусты. Имеет сильно выраженный капустный вкус. Используется для салатов, гарниров, маринования и квашения. Сортов немного, среднеспелые и поздние. Более холодостойкая, чем белокочанная и меньше повреждается болезнями и вредителями. Хорошо хранится

Савойская капуста Мало известна в России и широко культивируется на западе. Имеет гофрированные, кучерявые тонкие листья и образует рыхлый кочан. Имеет очень хороший вкус. Содержит в два раза больше, чем белокочанная белка, витаминов и др. в-в. Великолепные кулинарные качества. Подходит для детей и пожилых людей. Используется для супов, для жарки, для начинки пирогов. Используется в салатах. Для квашения непригодна. Менее требовательна к условиям выращивания, чем белокочанная и очень морозостойкая. На западе кочаны часто оставляют под снегом на грядках, а перед употреблением откапывают, опускают на несколько минут в холодную воду.

Цветная капуста Головки цветной капусты очень богаты витаминами, калием, белками. Их больше чем в белокочанной капусте. Головки цветной капусты едят сырыми с густыми соусами, полусырыми (бланшированной несколько минут), отваренными и поджаренными в сухарях. Цветная капуста является диетическим продуктом. Цветная капуста очень требовательна к условиям выращивания. На ее вкус оказывает влияние почва и применяемое удобрение. В России цветную капусту начали возделывать около 200 лет назад. В настоящие дни она с каждым годом завоевывает все большую популярность, ее выращивают даже за Полярным кругом.

Брокколи. Эта капуста - подвид цветной капусты. По внешнему виду выглядит как цветная капуста, а по вкусу напоминает спаржу. В ней намного больше витаминов и других питательных в-в, чем даже в цветной капусте, Используют брокколи, как и цветную капусту - отваривают и обжаривают, делают супы, ее можно замораживать, консервировать, мариновать. Имеются сорта с белой, зеленой и пурпурной головкой. Брокколи значительно менее требовательна к условиям выращивания, чем цветная капуста. Довольно холодостойкая.

Брюссельская капуста. Образует высокий стебель, в пазухах листьев которого развиваются небольшие кочанчики (30-50 шт.) величиной до 5 см в диаметре. Эти кочанчики содержат в три-пять раз больше белка, витаминов, чем белокочанная капуста, много калия и мало клетчатки. Кочанчики имеют сладковатый вкус. Используется для супов и гарниров, их консервируют, замораживают. Брюссельская капуста требовательна к условиям выращивания.

Кольраби. Кольраби - стеблеплодная капуста. Стеблеплод вкусен и сочен, пока не перезреет. Это очень скороспелая культура - от посева семян до сбора урожая проходит два месяца. Главное - использовать растения пока они молодые и нежные, а не стараться дорастить их. Кольраби едят в свежем виде или варят, в ней очень много витаминов, особенно витамина C. Кольраби требовательна к влаге, на сухих почвах стеблеплоды мельчают и грубеют.

Первичное закрепление. Найдите среди предложенных вам изображений изображения капусты, наклейте их на лист проекта и подпишите их.

(Слайд 7) Выращивание капусты.

От начала посева до созревания урожая проходит 120 – 150 дней, а иногда больше. Поэтому капусту сеют ранней весной в парники. Землю для рассады надо брать с грядок, где капуста и ее родственники не выращивались. Возврат на старое место посадки капусты после ее посадки или ее родственников не ранее, чем через 3 года. Это поможет избежать развитие болезней или вредителей капусты.

Рассаду пересаживают через 5-7 недель после посева семян. За день до пересадки рассаду поливают, а вовремя пересадки прищипывают главный корень растения. Это даёт возможность для развития боковых корней в верхнем слое почвы, что обеспечивает лучшее питание растения.

Осенью, в год предшествующий посадке почва должны быть перекопана на глубину двух штыков т. к. перед посадкой капусты почву не перекапывают. Капуста любит несколько уплотненную почву.

При посадке рассады лунку наполняют водой и опускают туда корни рассады с комом земли. При посадке рассады после обильного полива почву вокруг корней следует тщательно уплотнить пальцами.

Если жарко, то пересаженные растения следует накрыть колпаками из газеты. То же самое необходимо при сильных заморозках, если рассада незакаленная.

Всем видам капусты нужен постоянный и обильный полив. В воду для полива следует постоянно добавлять немного жидкого травяного удобрения или настой коровяка. Особенно важно подкормить после интенсивных дождей, когда питательные вещества вымываются из верхних слоев почвы.

Первичное закрепление. Расположите в правильном порядке этапы выращивания капусты, наклейте их на лист проекта.

(Слайд 8) капусты есть враги. Это насекомые. Самые распространённые - бабочка капустница и капустная муха. Опасна не бабочка, она питается нектаром цветков. Опасны её детки – гусеницы. Это они питаются зелёными листьями растений. Для защиты от вредных насекомых можно использовать тонкий нетканый материал (типа агрил, спанбонд и т.п.). Для защиты от капустной мухи поверхность почвы надо почаще мелко рыхлить, слегка окучивая капусту Полезное приспособление - воротничок из нетканого материала или толя для защиты от неё. Мухи откладывают свои яйца не на землю, а на воротничок, и остается только почаще проверять круги и удалять с них яйца и личинки.

(Слайд 9) С давних времён известны лечебные свойства капусты. Древние римляне считали, что капуста придает крепость организму и устойчивость к различным заболеваниям, регулируя обменные процессы. Измельченная сырая капуста повышает аппетит, улучшает работу кишечника и процесс пищеварения. Кислая капуста является противовоспалительным и обезболивающим средством.

Врачи древности утверждали, что дети, которые ежедневно едят капусту, становятся крепкими, сильными и стойкими к различным заболеваниям. Капустой рекомендовали лечить болезни желчного пузыря, язву желудка, свежие раны, нарывы. Египтяне подавали отварную капусту в конце обеда как сладкое блюдо. У древних греков капуста служила символом трезвости, ее считали активным средством против опьянения. “Съешь капусту перед питьем — не опьянеешь, съешь после — разгонишь хмель”. Греческие врачи рекомендовали ее как средство от бессонницы.

Свежеприготовленный сок капусты содержит фитонциды. Сок подавляет рост и размножение бактерий, грибов и простейших. Содержание в капусте ценных биологически активных соединений обеспечивает губительное действие на кишечные бактерии, туберкулезную палочку, золотистый стафилококк и другие болезнетворные микроорганизмы.

Именно капуста способна активизировать защитные силы организма и снизить риск онкологических заболеваний, блокируя пути проникновения канцерогенов в здоровые клетки. Включение капусты в рацион работающих на вредных производствах имеет большое значение для профилактики производственных отравлений и заболеваний.

Абсцесс - прикладывать капустные листья для ускорения его созревания.

Авитаминоз - пить капустный сок по 0,5 стакана на протяжении 4-5 дней.

Ангина - разведенным капустным соком полоскать горло при ангине.

Бессонница - принимать капустный сок по 0,5 стакана за 1 час до сна.

Болезни суставов - прикладывать капустные листья.

Простуда - при воспалении верхних дыхательных путей пить отвар капусты по 0,25 стакана 3-4 раза в день. Капустный сок с сахаром - эффективное отхаркивающее, антисептическое, противовоспалительное средство. Отвар капусты с медом принимают по 1 ст. ложке при сильном кашле, потере голоса. При кашле также рекомендуют сок свежей капусты и редьки с медом, лимоном по 1 ст. ложке 3-6 раз а день.

Дети, которые употребляют в пищу свежую капусту, быстрее растут.

Первичное закрепление: Какую часть растения используют в лечебных целях, дополните предложение наклейте их на лист проекта.

Листья капусты используют в лечебных целях.

(Слайд 10) На предприятиях пищевой промышленности капусту перерабатывают: изготавливают замороженные смеси, квасят, изготавливают пищевые полуфабрикаты, консервируют.

Проверка пройденного в виде теста “Проверь себя”. (Слайд 11).

К какому классу растений относится капуста?

К классу однодольных растений.

К классу двудольных растений.

Какие признаки указывают на принадлежность к классу двудольных растений?

Стержневая корневая система, сетчатое жилкование листьев, две семядоли в семени. Травянистый стебель, сетчатое жилкование листьев, строение цветка

Почему она получила название “крестоцветная”?

За расположение листьев

За строение кочана

За строение венчика цветка.

К какой группе растений относится капуста?

Сколько дней проходит от посева до сбора урожая?

Для чего человек выращивает капусту?

Употребление в пищу.

Как корм животным.

Для украшения цветников.

Домашнее задание. Подготовить рассказ об одном из видов капусты и его использовании.

Отдел цветковых растений делится на два класса: однодольные и двудольные. Отличия:

  1. У однодольных в семени одна семядоля (зародышевый листок), а у двудольных – две.
  2. У однодольных корневая система мочковатая, а у двудольных – стержневая.
  3. У однодольных жилкование листьев параллельное и дуговое, а у двудольных – сетчатое (перистое).
  4. У однодольных нет камбия, поэтому они не могут расти в толщину и все являются травами. У двудольных есть камбий, поэтому они могут быть травами, кустарниками и деревьями.
  5. Количество элементов цветка (тычинок, лепестков) у однодольных кратно трем (3,6,9…), а у двудольных – пяти (5, 10, 15…)
  6. У однодольных листья всегда простые, а у двудольных могут быть простые или сложные.
  7. У однодольных цветки с простым околоцветником (только лепестки), а у двудольных – с двойным (+чашелистики).

Однодольные

  1. Семейство Злаки (рожь, пшеница, пырей) – стебель соломина, вставочный рост, соцветие сложный колос, плод зерновка.
  2. Семейство Лилейные (лук, тюльпан, ландыш) – имеют корневища и луковицы.

Двудольные

  1. Семейство Крестоцветные (редис, капуста, сурепка) – 4 лепестка, плод стручок.
  2. Семейство Бобовые, они же Мотыльковые (горох, клевер, бобы) – плод боб, клубеньковые бактерии.
  3. Семейство Пасленовые (картофель, томат, перец) – сросшиеся чашелистики и лепестки, ядовитость.
  4. Семейство Сложноцветные (подсолнух, ромашка, одуванчик) – мелкие цветки собраны в соцветие корзинка, плод семянка.
  5. Семейство Розоцветные (яблоня, земляника, рябина).

Таким образом, деление цветковых растений на классы происходит на основе строения корневой системы, количества семядолей, жилкования листьев и пр. Деление на семейства происходит на основе строения цветов и плодов.

Еще можно почитать

Задания части 1

Выберите один, наиболее правильный вариант. У сложноцветных плод
1) зерновка
2) семянка
3) костянка
4) орешек

Выберите один, наиболее правильный вариант. Плод стручок характерен для представителей семейства
1) розоцветные
2) бобовые
3) пасленовые
4) крестоцветные

Выберите один, наиболее правильный вариант. Плод боб встречается у растений семейства
1) сложноцветных
2) пасленовых
3) злаков
4) мотыльковых

Выберите один, наиболее правильный вариант. Почему пастушью сумку, дикую редьку, горчицу относят к семейству крестоцветных (капустных)
1) Имеют стержневую корневую систему
2) Имеют сетчатое жилкование листьев
3) Их цветки четырехчленного типа, образуют соцветие кисть
4) Их цветки пятичленного типа, образуют соцветие корзинку

Выберите один, наиболее правильный вариант. Главный признак, по которому покрытосеменные растения делятся на классы, – это строение
1) цветка
2) плода
3) семени
4) стебля

Выберите один, наиболее правильный вариант. У растений семейства Крестоцветные: капусты, редиса и репы плод
1) семянка
2) коробочка
3) стручок
4) орешек

Выберите один, наиболее правильный вариант. Главный признак, по которому цветковые растения относят к одному классу, –
1) строение плода
2) способ размножения
3) строение семени
4) совместное обитание

Выберите один, наиболее правильный вариант. Характерный признак растения семейства сложноцветных (астровых) - соцветие
1) головка
2) сложный зонтик
3) простой зонтик
4) корзинка

Выберите один, наиболее правильный вариант. К двудольным растениям относится
1) сосна
2) кипарис
3) тополь
4) кедр

Лилия


ОДНОДОЛЬНЫЕ ПО КАРТИНКЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался орган подобного типа, то для этого растения характерны
1) параллельное жилкование листьев
2) мочковатая корневая система
3) камбий в проводящих пучках
4) проводящие пучки, расположенные в стебле по кругу
5) две семядоли
6) питательные вещества для прорастания, запасенные в эндосперме

Злак


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растений семейства, представитель которого изображен на рисунке?
1) плод семянка
2) стебель соломина
3) вставочный рост
4) сложные листья
5) сетчатое жилкование листьев
6) соцветие сложный колос

Злак


3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для указанного организма?
1) параллельное жилкование листьев
2) стебель соломина
3) наличие камбия в стебле
4) плод – семянка
5) мочковатая корневая система
6) вегетативное размножение

Злак


4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растений сформировался цветок, изображенный на рисунке, то этим растениям присущи
1) сетчатое жилкование листьев
2) стебель соломина
3) плод – семянка
4) одна семядоля в семени
5) мочковатая коревая система
6) наличие камбиального кольца в стебле

Злак


5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался цветок, изображённый на рисунке, то этому растению присущи:
1) одна семядоля в зародыше семени
2) споры в спорангиях
3) внешнее оплодотворение
4) мочковатая корневая система
5) сетчатое жилкование листьев
6) отсутствие камбия

ДВУДОЛЬНЫЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растений класса Двудольные?
1) сетчатое жилкование листьев
2) корневая система мочковатая
3) две семядоли в семени
4) камбий отсутствует

5) количество лепестков кратно 5

6) двойное оплодотворение

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Признаками класса двудольных растений являются
1) зародыш семени с одной семядолей
2) стержневая корневая система
3) число частей цветка, кратное трем
4) параллельное и дуговое жилкование
5) зародыш с двумя семядолями
6) наличие камбия

Лист дуба


ДВУДОЛЬНЫЕ ПО КАРТИНКЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для растений, имеющих изображенное на рисунке жилкование листьев, характерны также следующие признаки:
1) две семядоли в семени
2) число частей цветка кратно трем
3) диффузное строение проводящей системы
4) кольцо камбия отсутствует
5) стержневая корневая система
6) цветок с двойным околоцветником

Земляника


2. Выберите три признака, характерных для изображенного на рисунке организма.
1) вегетативное размножение
2) параллельное жилкование
3) двойное оплодотворение
4) четырехчленный цветок
5) стебель – соломина
6) плод – многоорешек

Горох


3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растения, изображенного на рисунке?
1) дуговое жилкование листьев
2) стержневая корневая система
3) наличие камбия
4) две семядоли в семени
5) наличие щитка в семени
6) вставочный рост стебля

ОДНОДОЛЬНЫЕ - ДВУДОЛЬНЫЕ
1. Установите соответствие между классами растений (1 - Двудольные, 2 - Однодольные) и их признаками. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Мочковатая корневая система
Б) Стержневая корневая система
В) Листья имеют дуговое или параллельное жилкование
Г) Число частей цветка кратно 3
Д) Листья имеют перистое или пальчатое жилкование

2. Установите соответствие между признаком покрытосеменных растений и классом, для которого он характерен: 1) двудольные, 2) однодольные
А) наличие в семени одной семядоли
Б) мочковатая корневая система
В) наличие в семени двух семядолей
Г) сетчатое жилкование листьев
Д) стержневая корневая система
Е) параллельное или дуговое жилкование листьев

3. Установите соответствие между признаком и классом цветковых растений, для которого этот признак характерен: 1) Однодольные, 2) Двудольные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) стержневая корневая система
Б) одна семядоля
В) дуговое жилкование
Г) параллельное жилкование
Д) цветок трёхчленного типа
Е) цветок пятичленного типа

4. Установите соответствие между признаками и классами растений покрытосеменных, для которых они характерны: 1) Однодольные, 2) Двудольные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) корневая система стержневого типа
Б) листья с параллельным жилкованием
В) количество частей цветка кратно 3
Г) рост стебля в толщину за счёт камбия
Д) характерен вставочный рост
Е) у большинства видов двойной околоцветник

5. Установите соответствие между признаками покрытосеменных растений и классами, для которых они характерны: 1) Однодольные, 2) Двудольные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) жилкование листа сетчатое
Б) жилкование листа параллельное
В) утолщение стебля за счёт камбия
Г) мочковатая корневая система
Д) цветок трёхчленного типа
Е) листья простые и сложные

ФОРМИРУЕМ 6
1) отсутствие камбия в стебле
2) цветок с простым околоцветником
3) преобладание травянистых форм

ОДНОДОЛЬНЫЕ-ДВУДОЛЬНЫЕ ПО ПРИМЕРАМ
Установите соответствие между признаками классов и растениями: 1) пастушья сумка, 2) пшеница. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) цветки опыляются ветром
Б) имеет мочковатую корневую систему
В) листья имеют развитые влагалища
Г) проводящие пучки имеют камбий
Д) число частей цветка кратно четырём
Е) семя имеет две семядоли


Установите соответствие между признаками классов и растениями, изображенными на рисунке. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие камбия в стебле
Б) одна семядоля в семени
В) сетчатое жилкование листьев
Г) число частей цветка кратно трём
Д) диффузное расположение сосудистопроводящих пучков
Е) двойной околоцветник

БОБОВЫЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Только для растений семейства Мотыльковые характерно
1) наличие плода стручок
2) перекрестное опыление насекомыми
3) наличие на корнях азотофиксирующих бактерий
4) наличие плода боб
5) наличие нектарников
6) наличие цветка с пятью лепестками (лодочка, парус, весла)

БОБОВЫЕ - КРЕСТОЦВЕТНЫЕ
1. Установите соответствие между признаком растений и семейством, для которого этот признак характерен: 1) Капустные, 2) Мотыльковые. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) плод стручок или стручочек
Б) соцветие кисть
В) соцветие кисть или головка
Г) формула цветка ЧБ4Л4Т2+4П1
Д) формула цветка Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1
Е) плод боб

2. Установите соответствие между признаками растений и семействами: 1) Бобовые, 2) Крестоцветные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) плод стручок
Б) образуют симбиоз с клубеньковыми бактериями
В) 4 лепестка венчика
Г) плод боб
Д) обогащают почву азотом
Е) шесть тычинок

ЗЛАКИ - СЛОЖНОЦВЕТНЫЕ
Установите соответствие между семействами цветковых растений и их характеристиками: 1) Сложноцветные, 2) Злаки. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) семейство класса Однодольные
Б) мелкие цветки собраны в крупные соцветия – корзинки
В) плод – семянка
Г) имеют особый цилиндрический стебель с хорошо развитыми узлами
Д) цветок состоит из двух цветковых чешуй
Е) семейство класса Двудольные

Боб


Рассмотрите рисунок и определите (А) тип изображенного плода, (Б) семейство, для которого характерен изображенный плод, и (В) его представителей. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) стручок
2) фасоль, акация, арахис
3) боб
4) злаковые
5) капуста, горох, белена
6) мотыльковые
7) крестоцветные

Кукуруза


Рассмотрите рисунок с изображением растения и укажите (А) класс, (Б) тип корневой системы и (В) плод. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) однодольные
2) зерновка
3) стержневая
4) двудольные
5) семянка
6) мочковатая
7) початок
8) злаки

Кукуруза


Проанализируйте таблицу. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) простой колос
2) сложный колос
3) ландыш майский
4) томат
5) редька дикая
6) крестоцветные
7) паслёновые
8) сложноцветные (астровые)

Жилки — это проводящие пучки, соединяющие стебли и листья. Главная функция этой части растения — передача питательных веществ. Различают несколько типов жилкования листа — параллельное, дуговое, сетчатое и пальчатое, а также несколько нестандартных вариаций. Как правило, система жил у однодольных проще, чем у двудольных.

Типы и виды жилкования листа

Типы и виды

Начальная точка у всех жилок находится у черешка, который соединяется с листовой пластинкой. Из неё выходит один или несколько главных сосудов, от которых ответвляются более мелкие и тонкие отростки, почти или полностью доходящие до краёв листа. Самые маленькие из них находятся на периферии, а также в центре. Рисунок жил нередко повторяет форму разветвления ветвей растения.

Типы жилкования зависят от многих факторов и являются важным систематическим признаком, по которому представителей флоры относят к тому или иному классу. Определить их довольно легко — достаточно посмотреть на растение.

Основные из разновидностей:

Жилкование листа, отличительные черты

Примеры растений и жилкование листа

  • Дуговое. Несколько одинаковых по размерам жил выходят из черенка и опоясывают лист, изгибаясь дугами, сходящимися у основания и верхушки. Центральная ось прямая. Такое жилкование характерно для ландыша, тюльпана и других простых однодольных растений. Некоторые двудольные, такие как подорожник, тоже используют эту разновидность, но у них прожилки соединяются наверху.
  • Параллельное. При таком типе несколько крупных жил проходят от основания до конца листа по оси параллельно друг другу. Жилки имеют одинаковый размер и толщину. Примеры жилкования листьев подобного вида включают большинство сельскохозяйственных культур — кукурузу, пшеницу, просо и другие однодольные злаковые.
  • Сетчатое или перистое. По центру листа проходит одна крупная жила, от которой отходит множество мелких. Они постепенно уменьшаются в длине и толщине по мере удаления от центральной оси, покрывая практически всю пластину сеткой. Такой тип жилкования является самым распространённым среди высокоразвитых двудольных растений, поскольку он является наиболее совершенным и эффективным. Он характерен почти для всех представителей розоцветных, капустных, бобовых, паслёновых, астровых. Например, для яблони, липы, осины, клёна, черёмухи.
  • Пальчатое. Состоит из нескольких одинаковых главных жилок, от которых отходят уменьшающиеся отростки. В таблице жилкования листьев сюда принадлежат клён, люпин, лютик.
  • Дихотомическое. Главная жилка ветвится вильчато, а её отростки доходят до краёв листа. Под такое описание подходят большинство папоротниковых и гинкго.
  • Одна неветвящаяся жила. Такое жилкование бывает у простых растений — плаунов и хвощей, а также у большинства хвойных.

Существуют также нестандартные виды жилкования — радиальное, продольное, поперечное, веерное, перестопетлевое, перистокраебежное. Между ними есть смешанные и переходные формы, усложняющие классификацию.

Функции жилок

Жилки листа выполняют функции, от которых зависит нормальная работа и жизнь всего организма растения. Их основная роль:

Механическая и транспортная функции жилок

  • Транспортная. Жилки снабжают листья водой и минеральными веществами, а также передают продукты фотосинтеза корням, плодам, почками и другим частям растения. Они являются частью сложной системы сосудов и сетчатых трубок, ответственных за транспортировку минералов и питательных веществ по всему растению. Поскольку большая их часть впервые появляется именно в листьях, жилки необходимы для поддержания нормальной жизнедеятельности.
  • Механическая. Жилки — опора для листовой паренхимной ткани. Они защищают лист от разрыва, увеличивая его прочность, а также соединяют основание с листовой пластиной, обеспечивая сбор питательных веществ со всей площади, и объединяют листок со стеблем через черешок (у черешковых растений) или напрямую (у сидячих).

Система жилок служит связью листа с основной частью растения на внешнем и внутреннем уровне. Благодаря ей, возможны все обменные процессы с участием хлорофилла и продуктов его переработки.

Внутреннее строение

Особенности их внутреннего и внешнего строения

Жилки покрывают проводящую основу листовой пластинки, перенося из неё различные вещества к другим частям растения. Они представляют собой проводящие пучки, состоящие из специфических тканей — луба и древесины. Основу составляет первый тип.

Лубовая ткань образована из вытянутых в длину живых безъядерных клеток. В месте их соприкосновения друг с другом образуются небольшие отверстия, через которые передается вода, раствор сахара и других минеральных веществ. Прилегая друг другу, такие структуры образуют трубки. Они подходят для передачи органических составов на большие расстояния.

По краям трубок расположены клетки-спутницы. Они отличаются небольшими размерами, но крупными полиплоидными ядрами и митохондриями. Их функция — управление деятельностью трубок путём передачи им нуклеинов и энергии в форме АТФ. Таким образом, спутницы регулируют нисходящий (проходящий от листьев к корням) ток питательных веществ.

Кроме луба, в состав жилок входит древесина, которую в биологии называют ксилемой. Она состоит из 3 типов функциональных элементов:

Строение листа

  • Трахеиды. Это длинные и тонкие мёртвые клетки с толстой одеревеневшей оболочкой. Их поверхность покрыта порами, через которые вещества фильтруются их одной трахеиды в другую. Их функции — передача воды и растворов горизонтальной и вертикально.
  • Паренхимные неполяризованные клетки. Примерно одинаковы по размерам. Образуют опорную ткань — паренхиму.
  • Членики. Небольшие клетки, расположенные друг над другом и образующие длинную полую трубку — сосуд растения. Образуются из паренхимных клеток с больши́м ядром и тонкими стенками.

Древесина в жилках листа выполняет обратную лубу функцию. Она участвует в восходящем (проходящем от корней к листьям) токе, передавая зелёным тканям недостающие питательные вещества.

Кроме этик двух тканей, в состав жилок входят волокна. Они представляют собой вытянутые клетки с заострёнными кончиками и толстыми одревесневшими оболочками. Волокна окружают крупные жилки, выполняя защитную функцию.

Ситовидные трубки и сосуды

Строение жилок листа

Древесина в составе жилок образует сосуды — важный элемент, необходимый для жизнедеятельности растения. Внешне они похожи на трубочки с плотными оболочками и внутренними утолщениями в форме колец или спиралей. Состоят сосуды из мёртвых клеток, но первоначально образовываются их живых паренхим.

Особенности строения сосудов обеспечивают высокое напряжение при заполнении их водой и минеральными растворами. Это обеспечивает возможность выполнения их основной функции — сила давления становится настолько высокой, что жидкость транспортируется снизу вверх от корня к листьям.

Из лубовой ткани образуются ситовидные трубки. Они получили своё название из-за внешнего строения, напоминающего решётку. Поперечные и внешние стенки структур содержат многочисленные отверстия, через которые транспортируется вода и полученные через фотосинтез питательные вещества. Давление внутри довольно низкое, потому движение происходит от листьев к корню.

В отличие от сосудов, ситовидные трубки жилок состоят из живых цитоплазменных клеток. Продолжительность их функционирования варьируется — у большинства растений она составляет не более года, но у некоторых паль может доходить до 10−20 лет. Отмирающие клетки превращаются в мозолистые тела, после чего деформируются и поглощаются организмом.

Жилки листа — важные элементы, от которых зависит нормальная жизнедеятельность всего растения. Они отвечают за транспортировку воды, минералов, продуктов фотосинтеза и других вещей к корням, листьям, плодам и прочему. В зависимости от формы листьев, вида крепления, способа членения, листорасположения и других характеристик растения меняется схема жилкования и строение отдельных жилок.

Читайте также: