Какие овощи срывают руками

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 21.09.2024

Образовательные задачи: усвоение глаголов с различным значением; подбор относительных прилагательных к существительным;

Употребление в речи предложений со значением противопоставления; Развитие фонематического восприятия, закрепление навыка определения места звука в слове).( Разложи в корзинки, звук К)

Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к окружающему; вырабатывать навыки правильного питания;

Оборудование: картинки-символы; дидактическая игра “Поможем собрать урожай”; картинки с изображением овощей.

Ход занятия:

Организационный момент: Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, хорошее настроение. А выдохните через рот все обиды и огорчения.

Какое сейчас время года? Какие осенние месяц вы знаете? Какой сейчас месяц? Какие признаки осени вы знаете?

"Что нам даёт осень?" Грибы в лесу, фрукты в саду, овощи в огороде.

Я хочу загадать вам загадки. Слушайте внимательно

1. На огороде в образцовом порядке, Как на параде построились… (грядки).

2. Что за скрип, что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, Если я… (капуста).

3. Кругла, рассыпчата, бела, На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко. Ведь, правда, вкусная… (картошка).

4. Хоть я и сахарной зовусь, Но от дождей я не размокла.

5. Крупна, кругла, сладка на вкус. Узнали вы? Я - … (свёкла).

6. Летом в огороде - свежие, зеленые, А зимою в бочке - желтые, солёные.

Отгадайте, молодцы, Как зовут нас… (Огурцы).

- Молодцы, правильно отгадали загадки. Как все эти ответы можно назвать, одним словом? (Овощи).

Сегодня на занятии мы поговорим об овощах!

- Какие ещё овощи вы знаете? (лук, чеснок, редис, укроп, капуста, кабачка, тыква, огурцы, помидоры, морковь, репа, перец).

Где растут овощи? (на земле, под землёй)

- Как собирают овощи, которые растут на земле, на кусте? (срывают, срезают)

- Как собирают овощи, которые растут под землёй? (выкапывают, выдёргивают)

- Осенью в огороде овощи поспевают и их убирают по- разному.

-Как убирают картофель? (Картофель выкапывают).

- Как убирают помидоры, огурцы, горох, перец? (помидоры, огурцы, горох, перец собирают).

- Как убирают капусту, кабачки? (Капусту, кабачки срезают)

- Как убирают редис, свёклу, репу? (Репу, свёклу, редис выдёргивают из земли)

Цель: уточнить представление детей об овощах, их месте произрастания, где растут, на земле или в земле.

Ход игры:

Дети садятся полукругом. Перед ними картинки с изображением овощей и две корзины. На первой стрелочка вверх, на второй – вниз.

- Разложите овощи в корзины по их съедобной части. Если съедобен вершок -- то в первую корзину, если съедобен корешок – то во вторую корзину. Все овощи разложены. Молодцы!

- Расскажите, что собрали в корзины, и объясните, почему.

Дидактическая игра “Поможем собрать овощи”.

Давайте с огорода соберем урожай. А как мы это сделаем, я сейчас объясню.

На ваших столах лежат картинки, посмотрите на них и решите, кто из вашей четверки будет отвечать. Тот, кто отвечает, берет картинку и комментирует.

- Я срезаю капусту. - Я дёргаю морковь.

- Я срываю горох. - Я снимаю огурцы.

- Я копаю картошку. - Я срезаю кабачок.

- Я выдергиваю редиску - Я выдергиваю лук

- Я срезаю баклажан - Я выдергиваю свеклу

Дидактическая игра “Чего не стало”

(Педагог показывает детям несколько овощей, потом просит их отвернуться и убирает один. Дети должны угадать, чего не хватает.)

Перед вами три корзинки. В первую корзину мы сложим овощи в названии которых звук (К) находится в начале слова (картофель, кабачок, капуста). Во вторую - в середине слова (баклажан, тыква, свекла). В третью – в конце слова (чеснок, лук, кабачок)

Помидор круглый, а морковка…

Редиска мелкая, а редька…

Огурец овальный, а тыква…

Лук горький, а морковка…

Помидор кислый, а чеснок…

Огурец зелёный, а свёкла…

Она растет у вас на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка. (Капуста)

- Давайте заготовим капусту на зиму.

Тук! Тук! Тук! Тук! (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)

Раздается в доме стук.

Мы капусту нарубили,

Перетерли, (Хватательные движения обеими руками.)

Посолили (Указательный и средний пальцы трутся о большой.)

И набили плотно в кадку. (Удары обеими руками по столу.)

Все теперь у нас в порядке. (Отряхивают руки.)

Из овощей можно приготовить много вкусных блюд. Давайте с вами составим меню.

- Пюре из картофеля… – (картофельное пюре).

- Салат из свёклы…… — (свекольный салат).

- Сок из моркови… – (морковный сок).

- Пирог из капусты… – (капустный пирог).

- Запеканка из тыквы… – (тыквенная запеканка).

- Каша из репы… – (реповая каша).

- Суп из лука… — (луковый суп).

Воспитатель предлагает детям назвать, какие соки и салаты можно приготовить из овощей и как они называются?

Сок из моркови – морковный

Сок из капусты – капустный

Сок из свёклы – свекольный

Салат из огурцов – огуречный

Салат из картофеля – картофельный

Суп из гороха – гороховый

Икра из кабачков – кабачковая

- Помидор, огурец, персик, чеснок.

Тыква, яблоко, репа, лук

Баклажан, малина, редиска, фасоль.

Виноград, горох, картофель, морковь

Помидор - это овощ. Он растёт в огороде на грядке. Он кисло-сладкий, круглый, красный, мягкий, гладкий. Из него можно приготовить салат, суп, сок, кетчуп. Помидор полезный, потому что в нём много витаминов, он очищает организм.

Давайте вспомним, какие овощи растут над землей и под землей. Я буду

называть овощ. Если он растет под землей, вы садитесь на корточки, если над землей, то вы встаете.

Вот мы и поиграли с вами в разные игры. Какая вам игра понравилась больше всего? А когда вы испытали трудности? Почему овощи полезно употреблять в пищу?

Они богаты витаминами, минералами и отлично помогают при борьбе с разными болезнями

Предварительный просмотр:

Образовательные задачи: усвоение глаголов с различным значением; подбор относительных прилагательных к существительным;

Употребление в речи предложений со значением противопоставления; Развитие фонематического восприятия, закрепление навыка определения места звука в слове).( Разложи в корзинки, звук К)

Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к окружающему; вырабатывать навыки правильного питания;

Оборудование: картинки-символы; дидактическая игра “Поможем собрать урожай”; картинки с изображением овощей.

Организационный момент: Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, хорошее настроение. А выдохните через рот все обиды и огорчения.

Какое сейчас время года? Какие осенние месяц вы знаете? Какой сейчас месяц? Какие признаки осени вы знаете?

"Что нам даёт осень?" Грибы в лесу, фрукты в саду, овощи в огороде.

Я хочу загадать вам загадки. Слушайте внимательно

1 . На огороде в образцовом порядке, Как на параде построились… (грядки) .

2 . Что за скрип, что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, Если я… ( капуста ) .

3 . Кругла, рассыпчата, бела, На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко. Ведь, правда, вкусная… ( картошка) .

4. Хоть я и сахарной зовусь, Но от дождей я не размокла.

5 . Крупна, кругла, сладка на вкус. Узнали вы? Я - … (свёкла) .

6 . Летом в огороде - свежие, зеленые, А зимою в бочке - желтые, солёные.

Отгадайте, молодцы, Как зовут нас… (Огурцы) .

- Молодцы, правильно отгадали загадки. Как все эти ответы можно назвать, одним словом? (Овощи) .

Сегодня на занятии мы поговорим об овощах!

- Какие ещё овощи вы знаете? (лук, чеснок, редис, укроп, капуста, кабачка, тыква, огурцы, помидоры, морковь, репа, перец).

Где растут овощи? (на земле, под землёй)

- Как собирают овощи, которые растут на земле, на кусте? (срывают, срезают)

- Как собирают овощи, которые растут под землёй? (выкапывают, выдёргивают)

- Осенью в огороде овощи поспевают и их убирают по- разному.

-Как убирают картофель? (Картофель выкапывают) .

- Как убирают помидоры, огурцы, горох, перец? (помидоры, огурцы, горох, перец собирают) .

- Как убирают капусту, кабачки? (Капусту, кабачки срезают)

- Как убирают редис, свёклу, репу? (Репу, свёклу, редис выдёргивают из земли)

Цель: уточнить представление детей об овощах, их месте произрастания, где растут, на земле или в земле.

Дети садятся полукругом. Перед ними картинки с изображением овощей и две корзины. На первой стрелочка вверх, на второй – вниз.

- Разложите овощи в корзины по их съедобной части. Если съедобен вершок -- то в первую корзину, если съедобен корешок – то во вторую корзину. Все овощи разложены. Молодцы!

- Расскажите, что собрали в корзины, и объясните, почему.

Дидактическая игра “Поможем собрать овощи”.

Давайте с огорода соберем урожай. А как мы это сделаем, я сейчас объясню.

На ваших столах лежат картинки, посмотрите на них и решите, кто из вашей четверки будет отвечать. Тот, кто отвечает, берет картинку и комментирует.

- Я срезаю капусту. - Я дёргаю морковь.

- Я срываю горох. - Я снимаю огурцы.

- Я копаю картошку. - Я срезаю кабачок.

- Я выдергиваю редиску - Я выдергиваю лук

- Я срезаю баклажан - Я выдергиваю свеклу

Дидактическая игра “Чего не стало”

(Педагог показывает детям несколько овощей, потом просит их отвернуться и убирает один. Дети должны угадать, чего не хватает.)

Перед вами три корзинки. В первую корзину мы сложим овощи в названии которых звук (К) находится в начале слова (картофель, кабачок, капуста). Во вторую - в середине слова (баклажан, тыква, свекла). В третью – в конце слова (чеснок, лук, кабачок)

Помидор круглый, а морковка…

Редиска мелкая, а редька…

Огурец овальный, а тыква…

Лук горький, а морковка…

Помидор кислый, а чеснок…

Огурец зелёный, а свёкла…

Она растет у вас на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка. (Капуста)

- Давайте заготовим капусту на зиму.

Тук! Тук! Тук! Тук! (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)

Раздается в доме стук.

Мы капусту нарубили,

Перетерли, (Хватательные движения обеими руками.)

Посолили (Указательный и средний пальцы трутся о большой.)

И набили плотно в кадку. (Удары обеими руками по столу.)

Все теперь у нас в порядке. (Отряхивают руки.)

Из овощей можно приготовить много вкусных блюд. Давайте с вами составим меню.

- Пюре из картофеля… – (картофельное пюре).

- Салат из свёклы…… — (свекольный салат).

- Сок из моркови… – (морковный сок).

- Пирог из капусты… – (капустный пирог).

- Запеканка из тыквы… – (тыквенная запеканка).

- Каша из репы… – (реповая каша).

- Суп из лука… — (луковый суп).

Воспитатель предлагает детям назвать, какие соки и салаты можно приготовить из овощей и как они называются?

Сок из моркови – морковный

Сок из капусты – капустный

Сок из свёклы – свекольный

Салат из огурцов – огуречный

Салат из картофеля – картофельный

Суп из гороха – гороховый

Икра из кабачков – кабачковая

- Помидор, огурец, персик, чеснок.

Тыква, яблоко, репа, лук

Баклажан, малина, редиска, фасоль.

Виноград, горох, картофель, морковь

Помидор - это овощ. Он растёт в огороде на грядке. Он кисло-сладкий, круглый, красный, мягкий, гладкий. Из него можно приготовить салат, суп, сок, кетчуп. Помидор полезный, потому что в нём много витаминов, он очищает организм.

Давайте вспомним, какие овощи растут над землей и под землей. Я буду

называть овощ. Если он растет под землей, вы садитесь на корточки, если над землей, то вы встаете.

Вот мы и поиграли с вами в разные игры. Какая вам игра понравилась больше всего? А когда вы испытали трудности? Почему овощи полезно употреблять в пищу?

Они богаты витаминами, минералами и отлично помогают при борьбе с разными болезнями

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Развивать умение правильно обозначать признаки овощей, обогащать речь прилагательными.


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ "ОВОЩИ ДЛЯ МАГАЗИНА"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.


Конспект занятия по развитию речиТема: «Овощи».



Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Овощи. Во саду ли в огороде"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Овощи. Во саду ли в огороде".


конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему "Овощи и фрукты"

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

1. Расширить и активизировать предметный и глагольный словарь по теме.

2. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными в роде и числе, образование относительных прилагательных, образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).

3. Развитие речевого дыхания и голоса.

4. Развивать зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику.

Мололцы ,а теперь сядет тот, кто отгадает мои загадки(загадки описания):

Красный, круглый, растет на кусту(а теплице)?

Зелены1 овальный, растет в теплице?

Желтый, круглый, растет под землей?

Оранжевая, треугольная, растет под землей?

Зеленая круглая большая , растет на грядке?

Коричневый, овальный, овощ-корешок?

Л-д: Здравствуйте! Сегодня к нам на занятие пришёл гость – ежик. Он пришел к нам из леса. В лесу он нашёл мешок, в котором лежат необычные предметы, давайте ему поможем!

Логопед показывает картинки (муляжи)овощей, дети их называют.

Лук, капуста, морковь, картофель, огурец, помидор.

Логопед. Как можно это назвать одним словом? (Овощи)

II. Беседа и рассматривание овощей.

Например: это картошка, она овальная, среднего размера, растет на грядке под землей, из картошки можно приготовить картофельный суп, картофельную запеканку. И т.д.

Логопед. Ребята, а где растут овощи? Где Ёжику можно будет их найти? (На огороде)

Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно снимают их с грядки, чтобы не повредит.

Ёжик предлагает нам поиграть в игру.

Как собирают овощи, которые растут на земле, на кусте (срывают, срезают)

Как собирают овощи, которые растут под землёй (выкапывают, выдёргивают)

Логопед показывает картинки, дети составляют фразу:

Морковь дёргают, картофель капают, капусту срезают, горох срывают, свёкла дёргают, кабачок срезают, помидор срывают.

Молодцы, ребята! Посмотрите, наш гость кажется устал! Давайте немного отдохнём.

Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)

(дети изображают рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)

Мы капусту режем, режем! (2 раза)

(ребром ладошки водим вперед и назад)

Мы капусту солим, солим! (2 раза)

(собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)

Мы капусту жмем, жмем! (2 раза)

(энергично сжимаем и разжимаем кулачки)

Мы морковку трем, трем! (2 раза)

(правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку)

-Логопед. Ребята, а давайте угостим Ёжика, приготовим из овощей что-нибудь вкусное.

- Сделаем из овощей салат

- Какой получился салат? (Получится овощной салат)

- Салат из капусты? (Капустный)

- Из свёклы? (Свекольный)

- Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра? (Кабачковая)

- Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре? (Картофельное)

- Из помидор сделаем сок - томатный сок.

Много вкусных блюд можно приготовить из овощей.

Ребята, Ёжик, сказал мне, что очень любит играть в мяч, давайте с ним поиграем.

Логопед. Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.

Помидор – помидорчик; морковь-морковочка

Огурец – огурчик; тыква – тыковка;

Лук – лучок; свёкла – свёколка;

Чеснок – чесночок; капуста – капустка;

Горох – горошек; картошка – картошечка.

Молодцы, садитесь на свои места. Играем дальше.

Ребята, Ёжику было очень интересно узнать много нового на нашем занятии, было весело играть с вами, он вам благодарен и принёс подарок.

III. Итог занятия.

Вспомнить, о чём говорили на занятии. Оценка работы детей.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 549 737 материалов в базе

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 06.10.2021 282
  • DOCX 308.4 кбайт
  • 3 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Курнаева Мария Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Калужской области школьники уйдут на каникулы с 7 по 20 февраля

Время чтения: 1 минута

У 76% российских учителей оклад ниже МРОТ

Время чтения: 2 минуты

Петербургская учительница уволилась после чтения на уроке Введенского и Хармса

Время чтения: 3 минуты

В Рособрнадзоре рассказали, как будет меняться ЕГЭ

Время чтения: 2 минуты

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Время чтения: 1 минута

Власти Бурятии заявили о нехватке школьных учителей и воспитателей

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Цель: закрепить знания об овощах и фруктах.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

  • расширение тематического словаря;
  • образование относительных прилагательных;
  • формирование навыка составления предложения;
  • образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2. Коррекционно-развивающие:

  • развитие связной речи;
  • координация речи с движением;
  • развитие фонематического слуха и мелкой моторики;
  • развитие внимания, памяти и мышления.

3. Коррекционно-воспитательные:

  • формировать интерес к занятию;
  • формирование доброжелательных отношений в коллективе, навыков сотрудничества.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, корзины, муляжи фруктов и овощей, картинки овощей и фруктов, карточки с геометрическими фигурами, разрезные картинки овощей и фруктов.

Ход занятия

I. Организационный момент

Садится тот, кто заметит ошибку, дети исправляют ошибки логопеда

(квадратное яблоко, зеленый огурец, синий банан, сладкий лимон, желтая репа, овальный апельсин, синий помидор, желтый баклажан и т.д.).

На какие две группы можно разделить эти предметы? (овощи и фрукты)

II. Лексико-грамматические игры и упражнения

Что делают люди осенью в огородах и садах?

Какие овощи выкапывают лопатой, какие срезают ножом, какие срывают, какие выдергивают из земли?

Какие фрукты срывают с деревьев?

Как хранят овощи и фрукты?

  • в левую корзину – только фрукты;
  • в правую корзину – только овощи.

Логопед:

Это лимон. Я превращаю его в лимончик;

Это перец. Я превращаю его в ___;

Это лук. Я превращаю его в ___;

Это слива. Я превращаю ее в ___ и т.д.

Логопед: Что можно приготовить из фруктов? А что из овощей?

  • Давайте приготовим вкусный обед.
  • Сварим суп из картофеля. Как называется суп?
  • Сделаем запеканку из моркови. Как называется запеканка?
  • Сделаем салат из капусты. Какой получился салат?
  • Приготовим икру из баклажанов. Как называется икра?
  • Испечем пирог из яблок. Какой получится пирог?
  • Выжмем сок из апельсинов. Как называется сок?

В огород пойдём,

(идут по кругу, взявшись за руки)

Мы морковки натаскаем.

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный.

Щавеля нарвём немножко

И вернёмся по дорожке.

(идут по кругу, взявшись за руки)

А теперь мы в сад пойдём,

Мы там яблоки нарвём.

На носочки вставай,

Прямо с дерева срывай.

Логопед: А сейчас попробуйте догадаться, о чем идет речь.

  • Круглый, красный, сочный, полезный, мягкий. Что это такое? (помидор)
  • Круглое, зеленое или красное, сочное, твердое (яблоко)
  • Овальный, зеленый, вкусный, шершавый, твердый (огурец)
  • Овальный, желтый, кислый, сочный, витаминный (лимон)
  • Треугольная, оранжевая, твердая, вкусная, хрустящая (морковь)
  • Треугольная, спелая, сочная, желтая или зеленая, твердая (груша)
  • Круглая, зеленая, твердая, сочная (капуста)

Логопед: На столы я положу: четыре картинки с изображением овощей и четыре картинки с изображением фруктов, а также геометрические формы (по три каждой) – треугольник, круг, овал. Вам нужно будет возле каждой картинки положить соответствующую геометрическую форму и объяснить, почему.

Логопед: Даша, почему возле яблока лежит круг?

Даша: Потому что, яблоко круглое.

III. Развитие связной речи

Составить по мнемодорожке предложения об овощах и фруктов.


Логопед: Соберите картинки и назовите овощи и фрукты, которые у вас получились (морковь, яблоко, свёкла, апельсин и т.д.).


Огород на балконе — заманчивая идея для тех, кто всегда хочет иметь под рукой свежие овощи, фрукты и зелень. В квартире не так много мест с прямым доступом к солнечному свету, поэтому именно балкон или лоджия выглядят первыми кандидатами на организацию домашнего сада. Но не все так просто — без знания определенных правил не обойдешься, даже если в планах только петрушка и укроп.

С чего начать

На каждом балконе есть микроклимат, зависящий от материала пола, наличия остекления и декоративных растений, которые могут затенять помещение. Так что прежде чем приступить к созданию домашнего огорода, стоит пройти чек-лист по ряду принципиальных вопросов — они помогут определить, какие растения подойдут для высадки на балконе и понадобятся ли особые приспособления для успешного садоводства.

  • Размер балкона прямо определяет выбор решения по озеленению. Если площадь небольшая, можно использовать вертикальные поверхности или организовать многоуровневые системы. Размер также влияет на то, какие емкости для посадок использовать: горшки, кашпо или контейнеры.
  • Много ли солнца на балконе. Хорошая освещенность и тем более прямые солнечные лучи в разных случаях могут и положительно влиять на растения, и вредить им. Есть виды растений, которым достаточно семи-восьми часов светового дня, а есть светолюбивые культуры, которым в осенне-зимний период потребуется дополнительный свет. Планируя озеленение, растения надо подбирать с учетом этих свойств. Узнав координаты помещения (это можно сделать в одном из сервисов онлайн-карт), с помощью онлайн-калькуляторов, которые есть в открытом доступе, легко определить время восхода и захода солнца и длину солнечного дня — станет понятно, в какой момент добавлять искусственное освещение.
  • Как сильно нагревается помещение. Часто люди неверно оценивают освещенность помещения. Садоводы используют специальное приспособление — солнечный калькулятор. Воткнув его в горшок с землей, можно узнать точное количество накопленного тепла от солнца. Это поможет определить, нужна ли дополнительная защита помещения от солнечных лучей.
  • Насколько ветрено на балконе. Есть растения, которые стойко переносят сквозняки, другим требуется теплый, стабильный климат.
  • Промерзает ли помещение. Остекление балкона — не гарантия, что на нем всегда тепло. Понять, насколько низко по ночам опускается температура, поможет термометр.
  • Время и силы, которые хозяин балкона готов отдать огородничеству. Исходя из этого, выбираются либо самые неприхотливые растения, либо те, что требуют регулярной заботы. Для тех, кто не готов часто поливать посадки, есть системы самополива и специальные горшки.
  • Законодательные ограничения по размещению огородов на балконе в вашем регионе — особенно если речь идет об общественной террасе или крыше.
  • Доступ к воде для полива. Если запланирован совсем небольшой огородик на лоджии, воду без проблем можно приносить и в лейке. Другой вопрос, если это полноценный мини-сад на крыше загородного дома — туда доставить большой объем воды уже не так просто.

Фото:Shutterstock

Что можно вырастить

Приложив определенные усилия, на балконе можно выращивать практически любые растения. Но если речь не о том, чтобы посвятить балконному огородничеству всего себя, имеет смысл обратить внимание на варианты, требующие немного места и специального ухода.

Свежую зелень можно выращивать даже на подоконнике. На балконе под нее вполне реально выделить и несколько контейнеров. Главное — не забывать сажать новую порцию семян до того, как предыдущий урожай будет полностью собран, тогда будет обеспечен постоянный доступ к свежим травам. На балконе можно выращивать:

  • укроп;
  • рукколу;
  • кориандр;
  • мелиссу и мяту;
  • базилик;
  • петрушку;
  • листовой салат;
  • шпинат;
  • зеленый лук.

Будущие сушеные пряности для готовки тоже можно вырастить в горшочке:

  • тимьян;
  • майоран;
  • шалфей;
  • карри (бессмертник);
  • чабрец.

Овощи — это уже следующий уровень, их выращивать чуть сложнее. Для корнеплодов нужно предусмотреть глубокие контейнеры и горшки. Таким образом можно получить урожай:

Другим овощам нужно больше пространства. Если площадь не позволяет огородничать с размахом, стоит остановиться на специальных карликовых сортах. На балконе неплохо приживутся:

  • огурцы;
  • кабачки;
  • баклажаны;
  • помидоры;
  • тыква;
  • зеленый горошек;
  • фасоль.

Важно учитывать способность к опылению. Есть растения, которые самоопыляются. Например, красный сладкий перец лучше сажать подальше от красного горького, иначе сладкий тоже начнет горчить.

Фото:Shutterstock

Фрукты и ягоды часто высаживают на подоконниках. Вырастить лимон или мандарин из косточки не так сложно — но довольно долго. Зато цитрусовые деревья красиво смотрятся, не требуют много заботы и достаточно компактны. Ягодам, вроде клубники или земляники, нужно больше ухода — их придется сначала прорастить, потом уже поместить в глубокие контейнеры. Сливы, яблоки и гранаты, которые растут на больших деревьях, тоже можно высадить на балконе. Есть мини-сорта, которым там не будет тесно. Небольшие деревья красиво цветут и дают небольшие плоды.

Как сделать огород на балконе?

  1. В первую очередь нужно расчистить и организовать помещение так, чтобы емкости размещались свободно, а разные растения не опыляли друг друга (если этого не требуется). Под каждый вид отводится свое место.
  2. Зимой естественного освещения в наших широтах будет не хватать — на помощь придут специальные лампы. Лучше заранее предусмотреть под них электропроводку и размещение.
  3. В большинстве регионов понадобится дополнительное утепление балкона, чтобы заморозки посадкам были не страшны. В зависимости от того, насколько морозные зимы, можно организовать на балконе профессиональное утепление или обойтись локальными решениями — заклейка окон, обогреватели и т. п.
  4. Прямые солнечные лучи могут повредить растениям, вызывать ожоги и негативно влиять на урожай. Поэтому на балконном огороде должны быть шторы или жалюзи.
  5. Чтобы разместить горшки или контейнеры вертикально, нужно их прикрепить — здесь хорошо подходят металлические или деревянные решетки. На них можно подвесить емкости любой формы. При вертикальном решении стоит тщательно продумать полив: верхние емкости будут терять влагу значительно быстрее нижних.
  6. Для грунтовых растений и корнеплодов, таких как редис или морковь, нужно закупить глубокие горшки и ящики. Вьющиеся растения, такие как зеленый горошек, размещаются вертикально. Все емкости должны иметь дренажные отверстия, чтобы вода при поливе не застаивалась, а корни не гнили.
  7. Для хорошего урожая понадобится плодородная почва: субстрат, дренаж и подкормки. Землю после сбора урожая нужно менять, поскольку она теряет питательные свойства.
  8. Растения на балконах, особенно без остекления, быстрее теряют влагу из почвы, поэтому поливать их нужно чаще. Но для огородных растений важно сохранять верхний слой сухим, а корни напитывать влагой. Поэтому полив лучше осуществлять через поддон, откуда земля и корни сами будут вытягивать необходимое количество жидкости.

Огород на балконе: идеи с фото

Огород для шеф-повара

Любителям готовить подойдет вертикальный огород с зеленью. Продолговатые контейнеры позволяют регулярно обновлять семена — так всегда будет в доступе подрощенная свежая зелень. Подписи могут стать интересным интерьерным решением.

Фото:Gonepickin

Интерьерный огород

Ягодные и фруктовые деревья легко вписать в интерьер, устроив на просторном балконе лаундж-зону.

Фото:Pinterest

Сад над головой

Часть растений в горшках можно разместить вертикально — подвесив на потолок.

Фото:Shutterstock

Французский балкон

На открытом балконе хорошо будут смотреться перила, украшенные горшками, — в таких емкостях можно выращивать зелень и вьющиеся растения, например горох. В продаже есть специальные крепления для контейнеров.

Фото:Shutterstock

Полки с цветами

Специальные вертикальные конструкции — не единственное решение. Для горшков хорошо подойдут обычные стеллажи. Важно, чтобы полки выдержали вес горшков и грунта.

Читайте также: