Как выращивать картофель сложноподчиненные предложения
Добавил пользователь Alex Обновлено: 21.09.2024
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными
МЕСТА (где? куда? откуда?) [глагол или указательное слово], (союзное слово): Там – где; отовсюду – куда; везде – откуда и др. [Нет величия там], (где нет простоты, добра и правды) Л. Толстой где?
[Дорогою свободной иди], (куда влечет тебя свободный ум), … А. Пушкин
куда?
ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ, МЕРЫ, СТЕПЕНИ (как? каким образом? в какой мере? до какой степени?
[глагол или наречие + указательное слово], союз ( ): так, такой, таким образом, что, чтобы, будто, настолько, до того и т.п. словно, точно
[Все это маленькое растение так сверкало у наших ног], (будто оно было действительно сделано из хрусталя). К. Паустовский. [— так =], будто (— =).
[Белые акации пахли так сильно], что (их сладкий, приторный, конфетный запах чувствовался на губах и во рту). А. Куприн [— = так —.—.], чт о (— =).
[глагол или наречие + указательное слово], (союзное слово); так, такой, таким образом, как, сколько, настолько, до того и т.п. насколько: [Наступление шло так], (как было предусмотрено в штабе). К. Симонов [— = так], (как =). [Старушке столько же хотелось повторить свой рассказ], (сколько мне его слушать). А. Герцен [столько =], (сколько =).
Обстоятельственные придаточные предложения — это придаточные предложения в составе сложноподчиненного предложения, отвечающие на те же вопросы, что и обстоятельства в простом предложении, и относящиеся к одному из членов главного предложения, который нуждается в пояснении.
Придаточные места
обозначают место действия или указывают на направление движения, названного в главном предложении;
отвечают на вопросы где? куда? откуда?, которые относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому;
присоединяются к обстоятельству места, выраженному местоименными наречиями там, туда, оттуда, нигде, везде, всюду союзными словами где, куда, откуда.
Средство связи – союзные слова: [соотносит. слово], (союзное слово).
Придаточные образа действия и степени
характеризуют способ совершения действия или степень проявления качественного признака, названного в главном предложении;
отвечают на вопросы как? каким образом? в какой степени? насколько? и др., которые относятся к словосочетаниям в главном предложении: глагол + так; полное прилагательное + такой; полное прилагательное + существительное + такой;
присоединяются союзами что, чтобы, будто и др. и союзными словами: как, сколько, насколько и др.
В главном предложении могут быть указательные слова: так, столько, настолько, в такой степени, такой и др.
Сложноподчиненные предложения с придаточными СРАВНЕНИЯ
[главная часть], союз (придаточная часть). Союзы: как, будто, как будто, словно, точно: [Мы втроем начали беседовать], как будто (век были знакомы). А. Пушкин [- =], как будто (=).
[Мелкие листья ярко зеленеют], словно (кто их вымыл и лак на них навел). И. Тургенев [-=], словно (- =).
ВРЕМЕНИ (когда? как долго? с каких пор? на слолько времени?) [главная часть], союз (придаточная часть). Союзы: когда, пока, как только, лишь только, едва, в то время как, покамест, прежде чем, по мере того как. Когда (нетерпеливые угомонились), [я уселся поудобнее и рассказал все по порядку]. В.Тельпугов когда (- =), [- =].
[Я сижу до тех пор] пока (не начинаю чувствовать голод). Д. Хармс (- = до тех пор), пока [=].
Придаточные сравнения
поясняют содержание главного предложения путем сравнения;
отвечают на вопрос подобно чему?;
относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому; присоединяются сравнительными союзами как, будто, как будто, точно, чем (тем) и др.
Придаточные времени
указывают на время совершения действия или проявление признака, о котором говорится в главном предложении;
относятся ко всей главной части предложения, отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?;
зависят от всего главного предложения;
присоединяются к главному предложению подчинительными союзами когда, лишь, только, пока, едва, после того как, прежде чем, перед тем как, как только, покуда, покамест, в то время как, с тех пор как, только что, лишь, до тех пор пока, только лишь; с частицами НЕ пока не, покуда не, покамест не.
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными
ПРИЧИНЫ (почему? отчего? по какой причине?) [главная часть], союз (придаточная часть). Союзы: потому что, так как, оттого что, вследствие того что,благодаря тому что, в связи с тем что, тем более что, поскольку, ибо: [Всякий труд важен], ибо (облагораживает человека) Л. Толстой [- =], ибо (=)
[Оттого и дороги мне люди], что (живут со мною на земле). С. Есенин [оттого -=], что (=)
УСЛОВИЯ (при каком условии?) [главная часть], союз (придаточная часть): Союзы: если, когда, когда бы, если… то и др. Если (я заболею), [к врачам обращаться не стану]… Я. Смеляков если (- =), [=].
Раз (мы начали говорить), [то лучше договорить все до конца]. А. Куприн раз (- =), [=].
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными
ЦЕЛИ (зачем? с какой целью? для чего?) [главная часть], союз (придаточная часть). Союзы: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы. Союзы-частицы: только бы, лишь бы
[Я разбудил Пашку], чтобы (он не свалился с дрог). А. Чехов [- =], чтобы (- =).
[Я на все готова], тоько бы (мама выздоровела). К. Паустовский [- =], тоько бы (- =).
УСТУПКИ (несмотря на что? вопреки чему?)
[главная часть], союз (придаточная часть) хотя, несмотря на то что, пусть, пускай
[В степи было тихо, пасмурно], несмотря на то что (солнце поднялось). А. Чехов [=], несмотря на то что (— =).
Пусть (роза сорвана), [она еще цветет]. С.Надсон пусть (— =), [— = ].
[главная часть], союзное слово как, сколько ни (придаточная часть)
[Я, (сколько ни любил бы вас,)привыкнув, разлюблю тотчас ], А. Пушкин [-, (сколько ни =),= ].
СЛЕДСТВИЯ (что из этого следует?) [главная часть], союз (придаточная часть). Союз: так что
[Зной все увеличивался], так что (становилось тяжело дышать). Д. Мамин-Сибиряк [- =], так что (=).
Придаточные цели
обозначают цель действия названного в главном предложении;
отвечают на вопросы зачем? для чего? ради какой цели? и др., относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому;
присоединяются подчинительными целевыми союзами чтобы (чтоб), затем чтобы, для того чтобы и др.
Придаточные уступки
обозначают обстоятельство, вопреки которому совершается действие, названное в главном предложении;
главное предложение сообщает о таких событиях, которые происходят вопреки всяким причинам;
отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?, относятся ко всему главному предложению или к его сказуемому; присоединяются уступительными союзами: хотя(хоть), несмотря на, пусть, пускай, даром что; несмотря на то, что и др., союзными сочетаниями: что ни, кто ни, сколько ни, когда ни, как ни и др.
Придаточные следствия
указывают на следствие, вывод или результат, которые вытекают из содержания главного предложения;
отвечают на вопросы что из этого следует?, относятся ко всему главному предложению и всегда стоят после него;
присоединяются союзами следствия так что, поэтому.
Сложноподчинённое предложение складывается из главной части и зависимого от неё придаточного предложения.
Приведем примеры сложноподчинённых предложений с разными видами придаточных частей.
Что такое сложноподчиненное предложение?
Сложноподчинённое предложение состоит из двух и более простых предложений, одно из которых является главным, а другое — зависимым. Зависимость одного предложения от другого выражается подчинительными союзами и союзными словами.
Часть, в которой находится подчинительный союз или союзное слово, является придаточным предложением, соответственно, часть, в которой их нет, называется главным предложением, или главной частью.
Сложное предложение, в котором одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом, называется сложноподчинённым.
Синтаксически зависимая часть сложноподчиненного предложения называется придаточным предложением.
Связь между главным и придаточным предложением более тесная, чем в сложносочиненном предложении, где его части сохраняют относительную самостоятельность. Например, рассмотрим предложение:
Было ясно, что дед с отцом не успеют закончить к вечеру крышу дома.
Подчинительные союзы и союзные слова выражают различные смысловые отношения между главной и придаточной частями. В зависимости от этого различают следующие виды сложноподчиненных предложений:
- с придаточными определительными;
- с придаточные изъяснительными;
- с придаточными обстоятельственными.
Сложноподчиненные предложения также можно разделить на две большие группы в зависимости от того, относится ли придаточная часть к одному слову в главной части или поясняет её всю. В главной части одно слово поясняют следующие придаточные части:
- определительные
- изъяснительные
- образа действия
- меры и степени
- места.
Поясняют все главное предложение придаточные части:
- времени
- цели
- причины
- уступки
- следствия
- условные
- сравнительные.
Примеры сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных частей
К главной части придаточное изъяснительное присоединяется с помощью союзов (ли, будто, как, чтобы) и союзных слов (кто, что, где, когда, зачем, как).
Предложения с придаточными изъяснительными
Я стал дожидаться, скоро ли солнышко встает (И. Никитин).
Смотри, как роща зеленеет, палящим солнцем облита (Ф. И. Тютчев)
Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни (К. Паустовский).
Предложения с придаточными определительными
Придаточное определительное предложение поясняет слово с предметным значением в составе главного предложения и отвечает на вопросы какой? каков? чей?
Милы мне не жаркие страны , где крылатые пальмы видны, а вот эти седые туман и мохнатые лапы сосны (Кежун).
Дайте дело такое , которое было бы мне по душе.
К главной части придаточное определительное присоединяется союзными словами (какой, который, чей, где, куда, откуда).
См. еще примеры сложноподчиненных предложений с придаточным определительным из художественной литературы.
Предложения с придаточными образа действия
Следует прожить свою жизнь так, чтобы потом не было за что краснеть.
Она говорила так, как будто держала что-то за щекой.
Предложения с придаточными меры и степени
Биатлонистка Дарья Домрачева прошла дистанцию быстрее, чем предполагали журналисты.
Время шло медленнее, чем капала в бочку дождевая вода с крыши.
Дождь прошел так быстро, что земля в саду под яблонями не успела как следует намокнуть.
Предложения с придаточными места
Там, где люди борются с пургой, встанет над тайгой наш город юный (М. Исаковский).
Куда ведёт путь прямой, туда не ездят на кривой.
Где нет знаний, там нет и смелости.
Куда дерево подрублено, туда оно и валится.
Предложения с придаточными времени
Придаточные времени поясняют все главное предложение и отвечает на вопросы когда? как долго? с каких пор?
Когда зашло солнце, мы вернулись на бивак.
Как только наступил рассвет, туристы двинулись в путь.
Пока я дышать умею, я буду идти вперед (Лев Ошанин).
Еще примеры сложноподчиненных предложений с придаточной частью времени из художественной литературы.
Предложения с придаточными цели
Придаточное предложение цели называет цель, а главное — предпосылку, которая обеспечивает достижение указанной цели. От главного предложения зададим к нему вопросы с какой целью? зачем? для чего?
Ребята остались в школе после уроков, чтобы поиграть в волейбол.
Наконец, смущаясь и краснея, она повернулась ко мне, чтобы спросить об этом.
Мне нужен мир, чтоб всей земле моей вовек не знать военного пожара (А. Безыменский).
Предложения с придаточными причины
Придаточная часть причины указывает причину того, о чем говорится в главном предложении, и отвечает на вопросы почему? отчего? по какой причине?
Никогда не отказывайтесь от малого в работе, ибо из малого строится великое.
Может, Блок искал эту тишину и близость моря, потому что она возвращает смятенному человеческому сердцу спокойствие (К. Паустовский).
Он владел одинаково плохо всеми европейскими языками и в разговоре постоянно перемешивал их, коверкал слова, может быть, несколько умышленно, поскольку в каждом акробате всегда сидит немного клоуна (Александр Куприн).
Предложения с придаточными уступительными
Действие в главном предложении разворачивается вопреки тому, о чем говорится в придаточной уступительной части. Придаточная уступки отвечает на вопросы несмотря на что? вопреки чему?
Человек должен трудиться в поте лица, кто бы он ни был (А. Чехов).
Хотя утро было прекрасное, но выехали в поле не так рано (С. Аксаков).
Пускай шумит волна морей, утёс гранитный не повалит (М. Лермонтов).
Как ни прозрачна стеклянная крыша, но она не ясное небо (В. Гаршин).
Предложения с придаточными условными
В придаточной условной части содержится условие, в рамках которого развивается событие, обозначенное в главной части.
Ты должен посвятить отечеству свой век, коль хочешь навсегда быть честный человек (Фонвизин).
Если по-русски скроен, и один в поле воин (Пословица).
Когда я зря минуту потерял, мне жаль себя (С. Островой).
Предложения с придаточными следствия
Придаточные следствия указывают на итог, результат, вытекающий из того, о чем идет речь в главной части. От главной части к придаточной задается вопрос что явилось следствием?
Село Уклеево лежало в овраге, так что с шоссе и со станции видны были только колокольня и трубы ситценабивной фабрики… (А. Чехов).
Не было ни одной тучки, вследствие чего небесный свод казался голубой хрустальной чашей (А. Чехов).
Тихий звук снаружи не доходил в комнату, так что в этой тишине постукивание маятника казалось сильным звуком (Л. Толстой).
Предложения с придаточными сравнения
В сложноподчиненных предложениях с придаточными сравнения два события сравниваются, уподобляются друг другу.
На низине, за опушкой кричали чибисы, точно плакали маленькие дети (С. Сергеев-Ценский).
Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду (С. Есенин).
Жизнь теченье своё изменила, как река изменяет русло (Н. Некрасов).
Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
Придаточные предложения образа действия, меры и степени.
- познакомиться с новыми видами придаточных обстоятельственных – образа действия, меры и степени;
- определять средства их связи с главным предложением;
- формировать умение различать оттенки значения многозначных придаточных;
- формировать умения правильно расставлять знаки препинания в сложноподчинен-ных предложениях, составлять их схемы.
Развивающие:
- различать изученные виды придаточных предложений;
- закреплять умения находить подчинительные союзы и другие придаточные предложения, определять их виды;
- развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы;
Воспитывающие:
- пробуждать познавательный интерес к изучению русского языка;
- способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;
- воспитывать умение работать самостоятельно.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Актуализация опорных знаний.
4. Объяснение нового материала.
6. Закрепление новой темы.
8. Подведение итогов урока.
9. Домашнее задание.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Актуализация опорных знаний.
аэропОрты, неподвижн. ударение на 4-ом слоге
бАнты, неподвижн. ударение на 1-ом слоге
вероисповЕдание, от веру исповЕдать
жалюзИ, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге
Иксы, им.п. мн.ч., неподвижн. ударение
каталОг, в одном ряду со словами диал О г, монол О г, некрол О г т.п.
квартАл, из нем. яз., где ударение на 2-ом слоге
мусоропровОд, в одном ряду со словами газопров О д, нефтепров О д, водопров О д
Отрочество, от О трок- подросток
сирОты, им.п.мн.ч., ударение во всех формах мн.ч. только на 2-ом слоге
срЕдства, им.п.мн.ч.
столЯр, в одном яду со словами мал Я р, до Я р, школ Я р …
шАрфы, см. б А нты
красИвее, прил. и нареч. в сравн.ст.
красИвейший, превосх.ст.
слИвовый, образовано от сл И ва
баловАть, в одном ряду со словами баловАться, избаловАть, разбаловАть…, но:бАловень бралА
завИдно, в значении сказуемого
зАгодя, разговорное
красИвее, прил. и нареч. в сравн.ст.
Теория:
Им в главной части соответствуют указательные слова так, такой (в значении настолько), до такой степени , до того , настолько , столько . Они обозначают высокую меру проявления действия, состояния, признака, количества и сочетаются с глаголами, наречиями, прилагательными, существительными.
[Она знала жизнь настолько плохо], (насколько это возможно в 20 лет) (А. Куприн).
Если указательного слова со значением меры и степени нет, значит, это другой тип придаточного. Указательные слова обычно бывают обстоятельствами образа действия, меры и степени, но иногда они могут выполнять другую синтаксическую функцию. Однако и в этом случае указательные слова подчёркивают степень проявления признака.
[Природа в этих местах такая сказочная], (что просто дух захватывает).
Придаточные меры и степени присоединяются к главному предложению союзами что , чтобы , будто , словно , точно , как будто и союзными словами как , сколько , насколько , поскольку .
[Это было сказано так твёрдо и властно], ( что Лунину оставалось только подчиниться) (Н. Чуковский).
[Люди были интересны Самгину настолько], ( насколько он, присматриваясь к ним, видел себя не похожим на них) (М. Горький).
Нужно уметь отличать придаточные меры и степени от придаточных образа действия. Для этого надо правильно задать вопрос.
Придаточные образа действия и степени
Придаточные образа действия и степени характеризуют способ совершения действия или степень проявления качественного признака и отвечают на вопросы: как? каким образом? в каком месте? в какой степени? сколько? насколько?
Придаточные образа действия и степени зависят от слова, которое выполняет в главном предложении функцию обстоятельства образа действия и степени.
Придаточные образа действия и степени присоединяются к главному предложению при помощи:
а) союзных слов ( как, сколько, насколько ),
б) союзов ( что, чтобы, словно, точно, будто, как будто ).
Примеры
Составить схему предложения (Рис. 1).
Рис. 1. Предложение
Разбираем предложение. Выделяем основу первого и второго предложения. Предложение сложное, одна часть зависит от другой, задаем вопрос от главной части предложения к зависимой. Составляем схему предложения. При составлении схемы главное предложение выделяем квадратными скобками, пишем указательное слово, зависимое предложение выделяем круглыми скобками, пишем союзное слово, которым присоединяем предложение. По вопросу заданному от главного предложения определяем, что у нас придаточное предложение образа действия (Рис. 2).
Рис. 2. Предложение
Составить схему предложения (Рис. 3).
Рис. 3. Предложение
Разбираем предложение. Выделяем основы предложений, от главной части предложения задаем вопрос к зависимой. Вопрос насколько? указывает на то, что у нас придаточное предложение образа действия и степени. Составим схему предложения, как и в предыдущем примере (Рис. 4).
Рис. 4. Предложение
Однозначные и двузначные придаточные образа действия и степени
Придаточные образа действия и степени могут быть однозначными , если присоединяются к главному предложению с помощью союзных слов как, сколько, насколько.
Придаточные образа действия и степени называются двузначными , если присоединяются союзами и этот союз вносит какое-то дополнительное значение.
Примеры
Составить схему предложения (Рис. 5).
Рис. 5. Предложение
Разбираем предложение. Выделяем основу главного предложения и задаем вопрос ко второй части предложения – в какой степени? Союз что может осложнять значение степени значением следствия. Необходимо правильно задавать вопрос и обращать внимание на первичное значение. Это придаточное предложение образа действия и степени (Рис. 6).
Рис. 6. Предложение
Составить схему предложения (Рис. 7).
Рис. 7. Предложение
Разбираем предложение. Выделим грамматические основы, от главного предложения задаем вопрос к зависимой части – каким образом? В этом случае значение образа действия осложнено значением цели, его вносит союз чтобы . Это придаточное предложение образа действия, оно имеет двузначный смысл. Изобразим это на схеме, обязательно записываем указательное и союзное слово (Рис. 8).
Рис. 8. Предложение
Составить схему предложения (Рис. 9).
Рис. 9. Предложение
Разбираем предложение. Выделим грамматические основы, от главного предложения задаем вопрос к зависимой части – каким образом? Дополнительный сравнительный оттенок вносит союз будто . Указательное слово так позволяет правильно определить, что у нас придаточное предложение степени (Рис. 10).
Рис. 10. Предложение
Заключение
Придаточные образа действия и степени (Рис. 11):
- раскрывают образ, способ действия и степень признака, названного в главной части,
- придаточная часть относится к слову (глаголу, прилагательному, наречию) в главной части,
- к придаточной части ставится вопрос: как? каким образом? в какой степени?,
- присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов и союзов,
- в главном предложении обязательно есть указательное слово – обстоятельство образа действия, меры и степени,
- придаточная часть располагается после главной части,
- могут совмещать еще значения следствия, цели и сравнения.
Рис. 11. Схема сложноподчиненного предложения с придаточными степени, образа действия
Понаблюдаем:
Она выглядела так, (как?) словно боялась сказать лишнее.
Парень не смог постоянно нести знамя так, (каким образом?) чтобы оно не кренилось вниз под порывами ветра.
У меня в доме просьба вести себя так, будто мы знакомы издавна.
Корни матёрых елей, расходясь в стороны, так взбугрили землю (как? каким образом?), что угадывался их путь под землёй (В. Солоухин).
Схематично строение сложноподчиненного предложения с придаточным образа действия представим так:
[ …глагол + так], ( что…).
Приведем примеры сложноподчиненных предложений с придаточным образа действия из произведений художественной литературы.
Примеры
Вверху ветви деревьев переплелись между собой так, что совершенно скрыли небо (В. Арсеньев).
В ранних солнечных лучах заиндевелые деревья и белые снега засверкали и заискрились так, что вскоре глазам стало больно смотреть (Э. Г. Казакевич).
Удивительная повесть этого человека так захватила меня, что я старался записывать её как можно подробнее (Борис Полевой).
Всё было в этот вечер в доме Медяниковых так, как об этом многие годы мечтала мать (В. Г. Лидин).
Всё не так свершилось в моей жизни, как я предполагал (Э. Грин).
Время посадки было рассчитано так, чтобы к месту высадки поспеть на рассвете (М. Фурманов).
Я прожил жизнь так, что мне не за что краснеть (А. Ф. Кони).
В одном месте глыбы легли так, что образовали глухую и длинную пещеру с выходом к самой воде (К. Паустовский).
Он относился к окружающему так, как относятся к исчезающему (В. Б. Шкловский).
Старик и говорил так, как будто было очень холодно, с расстановками и не раскрывая как следует рта (А. Чехов).
Марко Поло писал о монголах так, как арабские писатели писали иногда о франках (В. Шкловский).
Ударил дождь так, что над землей появился дым — мелкая водяная пыль от раздробившихся дождинок (В. Солоухин).
3. Тренировочные упражнения.
. Из каждой пары предложений составьте СПП с придаточными образа действия, степени или сравнительное.
1. На железнодорожной насыпи поспела земляника. Рубиновые капельки сверкают на солнце. 2. Вода в Красном море прозрачна. Можно рассмотреть рыб, плавающих у дна. 3. Фильм мне очень понравился. Я смотрел его много раз. 4. В комнате был жуткий беспорядок. Кто-то открыл все шкафы и выбросил все вещи на пол. 5. Его улыбка произвела на меня неприятное впечатление. Я услышал лживые слова. 6. Я волновался перед экзаменом. Не мог спать и потерял аппетит.
3. Добавьте к предложениям придаточные образа действия, степени или сравнительные.
Сердце билось тревожно__________________. Несмотря на раннюю весну было так тепло________. Было мягко идти по зеленому мху_________. Ветер выл___________. Время текло медленно____________. Чем выше мы поднимались в горы___________. Снег был такой мягкий, белый____________. На улице было темно________. Малыш говорил так серьезно______________.
4. Проверочная работа.
Не записывая предложения, укажите виды изученных придаточных .
1. Ему почудилось, будто скрипнула дверь.
2. Куда ни взглянешь, всюду тянулась невеселая степь.
3. Старик так поражен был моими словами, что всплеснул руками и остолбенел.
4. Кабы он получше платил за труды, так и Янко бы его не покинул.
5. Я пошел посмотреть, горит ли камин.
6. Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми.
- Все ли вам было понятно сегодня на уроке?
- Какие затруднения вы испытывали? Какой материал показался вам сложным?
- Что нужно делать, чтобы было легче справляться с заданиями? (повторять теоретический материал учебника, повторять правила, активнее работать на уроке, задавать вопросы и т.д.)
- Какие задания были для вас интересными?
Наш урок подходит к концу.
- О чём мы сегодня говорили?
Чтобы окончательно убедиться в ваших познаниях, я раздам небольшие задания для каждого. На их выполнение даю вам 5 минут.
1. Вопросы: придаточные образа действия и степени отвечают на вопросы как? каким образом? в какой мере? в какой степени? сколько? насколько?
2. Главное слово: придаточные образа действия и степени прикрепляются к словосочетанию знаменательного слова (глагол, наречие, прилагательное, причастие, наречие, существительное) и указательного слова ( столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой ).
3. Средства связи: придаточные образа действия и степени прикрепляются к главному предложению при помощи: а) союзных слов ( как, сколько, насколько ); б) союзов ( что, чтобы ). В главном предложении обязательно есть указательное слово – обстоятельство образа действия, меры и степени ( столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой ).
4. Место в предложении: если средством связи является союз, то придаточное стоит после главного предложения; если придаточное прикрепляется к главному предложению с помощью союзного слова, придаточное может стоять и перед главным, и после него.
Стрелки поймали столько рыбы [сколько?], что не могли вытащить сеть (Арсеньев).
[сущ. + указ. сл.], (что – союз).
С тех пор она старалась всё делать так [как?], чтобы её хвалили (Панова).
[гл. + указ. сл.], (чтобы – союз).
Люди были интересны Самгину настолько [насколько?], насколько он, присматриваясь к ним, видел себя не похожим на них (М. Горький).
[кр. прил. + указ. сл.], (насколько – союз. слово).
1) Как отмечалось, сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени в главном предложении обязательно имеют указательное слово. Если указательного слова со значением образа действия, меры и степени нет, значит, это другой тип придаточного. Указательные слова обычно бывают обстоятельствами образа действия, меры и степени, но иногда они могут выполнять другую синтаксическую функцию. Однако и в этом случае указательные слова подчёркивают степень проявления признака и др.
Она такая красивая , что просто дух захватывает (Гольцов).
2) Каждый из союзов, используемых в придаточных образа действия и степени, привносит в значение сложноподчинённого предложения свой оттенок значения: союз что – значение следствия (Поляна так пестреет, что рябит в глазах); союз чтобы – целевое значение, значение желательности, возможности (Деньги спрячь так, чтобы не нашли). Однако значение образа действия и степени является в них основным, что подчеркивается указательным словом в главном предложении с тем же значением.
2.2. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении
2.3. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению
Читайте также: