Как выращивать картофель сложноподчиненные предложения

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 21.09.2024

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными
МЕСТА (где? куда? откуда?) [глагол или указательное слово], (союзное слово): Там – где; отовсюду – куда; везде – откуда и др. [Нет величия там], (где нет простоты, добра и правды) Л. Толстой где?
[Дорогою свободной иди], (куда влечет тебя свободный ум), … А. Пушкин
куда?
ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ, МЕРЫ, СТЕПЕНИ (как? каким образом? в какой мере? до какой степени?
[глагол или наречие + указательное слово], союз ( ): так, такой, таким образом, что, чтобы, будто, настолько, до того и т.п. словно, точно
[Все это маленькое растение так сверкало у наших ног], (будто оно было действительно сделано из хрусталя). К. Паустовский. [— так =], будто (— =).
[Белые акации пахли так сильно], что (их сладкий, приторный, конфетный запах чувствовался на губах и во рту). А. Куприн [— = так —.—.], чт о (— =).
[глагол или наречие + указательное слово], (союзное слово); так, такой, таким образом, как, сколько, настолько, до того и т.п. насколько: [Наступление шло так], (как было предусмотрено в штабе). К. Симонов [— = так], (как =). [Старушке столько же хотелось повторить свой рассказ], (сколько мне его слушать). А. Герцен [столько =], (сколько =).
Обстоятельственные придаточные предложения — это придаточные предложения в составе сложноподчиненного предложения, отвечающие на те же вопросы, что и обстоятельства в простом предложении, и относящиеся к одному из членов главного предложения, который нуждается в пояснении.
Придаточные места
обозначают место действия или указывают на направление движения, названного в главном предложении;
отвечают на вопросы где? куда? откуда?, которые относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому;
присоединяются к обстоятельству места, выраженному местоименными наречиями там, туда, оттуда, нигде, везде, всюду союзными словами где, куда, откуда.
Средство связи – союзные слова: [соотносит. слово], (союзное слово).
Придаточные образа действия и степени
характеризуют способ совершения действия или степень проявления качественного признака, названного в главном предложении;
отвечают на вопросы как? каким образом? в какой степени? насколько? и др., которые относятся к словосочетаниям в главном предложении: глагол + так; полное прилагательное + такой; полное прилагательное + существительное + такой;
присоединяются союзами что, чтобы, будто и др. и союзными словами: как, сколько, насколько и др.
В главном предложении могут быть указательные слова: так, столько, настолько, в такой степени, такой и др.



Сложноподчиненные предложения с придаточными СРАВНЕНИЯ
[главная часть], союз (придаточная часть). Союзы: как, будто, как будто, словно, точно: [Мы втроем начали беседовать], как будто (век были знакомы). А. Пушкин [- =], как будто (=).
[Мелкие листья ярко зеленеют], словно (кто их вымыл и лак на них навел). И. Тургенев [-=], словно (- =).
ВРЕМЕНИ (когда? как долго? с каких пор? на слолько времени?) [главная часть], союз (придаточная часть). Союзы: когда, пока, как только, лишь только, едва, в то время как, покамест, прежде чем, по мере того как. Когда (нетерпеливые угомонились), [я уселся поудобнее и рассказал все по порядку]. В.Тельпугов когда (- =), [- =].
[Я сижу до тех пор] пока (не начинаю чувствовать голод). Д. Хармс (- = до тех пор), пока [=].
Придаточные сравнения
поясняют содержание главного предложения путем сравнения;
отвечают на вопрос подобно чему?;
относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому; присоединяются сравнительными союзами как, будто, как будто, точно, чем (тем) и др.
Придаточные времени
указывают на время совершения действия или проявление признака, о котором говорится в главном предложении;
относятся ко всей главной части предложения, отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?;
зависят от всего главного предложения;
присоединяются к главному предложению подчинительными союзами когда, лишь, только, пока, едва, после того как, прежде чем, перед тем как, как только, покуда, покамест, в то время как, с тех пор как, только что, лишь, до тех пор пока, только лишь; с частицами НЕ пока не, покуда не, покамест не.


Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными
ПРИЧИНЫ (почему? отчего? по какой причине?) [главная часть], союз (придаточная часть). Союзы: потому что, так как, оттого что, вследствие того что,благодаря тому что, в связи с тем что, тем более что, поскольку, ибо: [Всякий труд важен], ибо (облагораживает человека) Л. Толстой [- =], ибо (=)
[Оттого и дороги мне люди], что (живут со мною на земле). С. Есенин [оттого -=], что (=)
УСЛОВИЯ (при каком условии?) [главная часть], союз (придаточная часть): Союзы: если, когда, когда бы, если… то и др. Если (я заболею), [к врачам обращаться не стану]… Я. Смеляков если (- =), [=].
Раз (мы начали говорить), [то лучше договорить все до конца]. А. Куприн раз (- =), [=].



Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными
ЦЕЛИ (зачем? с какой целью? для чего?) [главная часть], союз (придаточная часть). Союзы: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы. Союзы-частицы: только бы, лишь бы
[Я разбудил Пашку], чтобы (он не свалился с дрог). А. Чехов [- =], чтобы (- =).
[Я на все готова], тоько бы (мама выздоровела). К. Паустовский [- =], тоько бы (- =).
УСТУПКИ (несмотря на что? вопреки чему?)
[главная часть], союз (придаточная часть) хотя, несмотря на то что, пусть, пускай
[В степи было тихо, пасмурно], несмотря на то что (солнце поднялось). А. Чехов [=], несмотря на то что (— =).
Пусть (роза сорвана), [она еще цветет]. С.Надсон пусть (— =), [— = ].
[главная часть], союзное слово как, сколько ни (придаточная часть)
[Я, (сколько ни любил бы вас,)привыкнув, разлюблю тотчас ], А. Пушкин [-, (сколько ни =),= ].
СЛЕДСТВИЯ (что из этого следует?) [главная часть], союз (придаточная часть). Союз: так что
[Зной все увеличивался], так что (становилось тяжело дышать). Д. Мамин-Сибиряк [- =], так что (=).
Придаточные цели
обозначают цель действия названного в главном предложении;
отвечают на вопросы зачем? для чего? ради какой цели? и др., относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому;
присоединяются подчинительными целевыми союзами чтобы (чтоб), затем чтобы, для того чтобы и др.
Придаточные уступки
обозначают обстоятельство, вопреки которому совершается действие, названное в главном предложении;
главное предложение сообщает о таких событиях, которые происходят вопреки всяким причинам;
отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?, относятся ко всему главному предложению или к его сказуемому; присоединяются уступительными союзами: хотя(хоть), несмотря на, пусть, пускай, даром что; несмотря на то, что и др., союзными сочетаниями: что ни, кто ни, сколько ни, когда ни, как ни и др.
Придаточные следствия
указывают на следствие, вывод или результат, которые вытекают из содержания главного предложения;
отвечают на вопросы что из этого следует?, относятся ко всему главному предложению и всегда стоят после него;
присоединяются союзами следствия так что, поэтому.

Сложноподчинённое пред­ло­же­ние скла­ды­ва­ет­ся из глав­ной части и зави­си­мо­го от неё при­да­точ­но­го предложения.

Приведем при­ме­ры слож­но­под­чи­нён­ных пред­ло­же­ний с раз­ны­ми вида­ми при­да­точ­ных частей.

Что такое сложноподчиненное предложение?

Сложноподчинённое пред­ло­же­ние состо­ит из двух и более про­стых пред­ло­же­ний, одно из кото­рых явля­ет­ся глав­ным, а дру­гое — зави­си­мым. Зависимость одно­го пред­ло­же­ния от дру­го­го выра­жа­ет­ся под­чи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми и союз­ны­ми сло­ва­ми.

Часть, в кото­рой нахо­дит­ся под­чи­ни­тель­ный союз или союз­ное сло­во, явля­ет­ся при­да­точ­ным пред­ло­же­ни­ем, соот­вет­ствен­но, часть, в кото­рой их нет, назы­ва­ет­ся глав­ным пред­ло­же­ни­ем, или глав­ной частью.

Сложное пред­ло­же­ние, в кото­ром одно про­стое пред­ло­же­ние по смыс­лу под­чи­не­но дру­го­му и свя­за­но с ним под­чи­ни­тель­ным сою­зом или союз­ным сло­вом, назы­ва­ет­ся слож­но­под­чи­нён­ным.

Сложноподчиненные предложения, спп

Синтаксически зави­си­мая часть слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния назы­ва­ет­ся при­да­точ­ным пред­ло­же­ни­ем.

Связь меж­ду глав­ным и при­да­точ­ным пред­ло­же­ни­ем более тес­ная, чем в слож­но­со­чи­нен­ном пред­ло­же­нии, где его части сохра­ня­ют отно­си­тель­ную само­сто­я­тель­ность. Например, рас­смот­рим предложение:

Было ясно, что дед с отцом не успе­ют закон­чить к вече­ру кры­шу дома.

Подчинительные сою­зы и союз­ные сло­ва выра­жа­ют раз­лич­ные смыс­ло­вые отно­ше­ния меж­ду глав­ной и при­да­точ­ной частя­ми. В зави­си­мо­сти от это­го раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды слож­но­под­чи­нен­ных предложений:

  • с при­да­точ­ны­ми определительными;
  • с при­да­точ­ные изъяснительными;
  • с при­да­точ­ны­ми обстоятельственными.

Сложноподчиненные пред­ло­же­ния так­же мож­но раз­де­лить на две боль­шие груп­пы в зави­си­мо­сти от того, отно­сит­ся ли при­да­точ­ная часть к одно­му сло­ву в глав­ной части или пояс­ня­ет её всю. В глав­ной части одно сло­во пояс­ня­ют сле­ду­ю­щие при­да­точ­ные части:

  • опре­де­ли­тель­ные
  • изъ­яс­ни­тель­ные
  • обра­за действия
  • меры и степени
  • места.

Поясняют все глав­ное пред­ло­же­ние при­да­точ­ные части:

  • вре­ме­ни
  • цели
  • при­чи­ны
  • уступ­ки
  • след­ствия
  • услов­ные
  • срав­ни­тель­ные.

Примеры сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных частей

К глав­ной части при­да­точ­ное изъ­яс­ни­тель­ное при­со­еди­ня­ет­ся с помо­щью сою­зов (ли, буд­то, как, что­бы) и союз­ных слов (кто, что, где, когда, зачем, как).

Предложения с придаточными изъяснительными

Я стал дожи­дать­ся, ско­ро ли сол­ныш­ко вста­ет (И. Никитин).

Смотри, как роща зеле­не­ет, паля­щим солн­цем обли­та (Ф. И. Тютчев)

Я уве­рил себя, что эта осень пер­вая и послед­няя в моей жиз­ни (К. Паустовский).

Предложения с придаточными определительными

Придаточное опре­де­ли­тель­ное пред­ло­же­ние пояс­ня­ет сло­во с пред­мет­ным зна­че­ни­ем в соста­ве глав­но­го пред­ло­же­ния и отве­ча­ет на вопро­сы какой? каков? чей?

Милы мне не жар­кие стра­ны , где кры­ла­тые паль­мы вид­ны, а вот эти седые туман и мох­на­тые лапы сос­ны (Кежун).

Дайте дело такое , кото­рое было бы мне по душе.

К глав­ной части при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное при­со­еди­ня­ет­ся союз­ны­ми сло­ва­ми (какой, кото­рый, чей, где, куда, отку­да).

См. еще при­ме­ры слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний с при­да­точ­ным опре­де­ли­тель­ным из худо­же­ствен­ной литературы.

Предложения с придаточными образа действия

Следует про­жить свою жизнь так, что­бы потом не было за что краснеть.

Она гово­ри­ла так, как буд­то дер­жа­ла что-то за щекой.

Предложения с придаточными меры и степени

Биатлонистка Дарья Домрачева про­шла дистан­цию быст­рее, чем пред­по­ла­га­ли журналисты.

Время шло мед­лен­нее, чем капа­ла в боч­ку дож­де­вая вода с крыши.

Дождь про­шел так быст­ро, что зем­ля в саду под ябло­ня­ми не успе­ла как сле­ду­ет намокнуть.

Предложения с придаточными места

Там, где люди борют­ся с пур­гой, вста­нет над тай­гой наш город юный (М. Исаковский).

Куда ведёт путь пря­мой, туда не ездят на кривой.

Где нет зна­ний, там нет и смелости.

Куда дере­во под­руб­ле­но, туда оно и валится.

Предложения с придаточными времени

Придаточные вре­ме­ни пояс­ня­ют все глав­ное пред­ло­же­ние и отве­ча­ет на вопро­сы когда? как дол­го? с каких пор?

Когда зашло солн­це, мы вер­ну­лись на бивак.

Как толь­ко насту­пил рас­свет, тури­сты дви­ну­лись в путь.

Пока я дышать умею, я буду идти впе­ред (Лев Ошанин).

Еще при­ме­ры слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний с при­да­точ­ной частью вре­ме­ни из худо­же­ствен­ной литературы.

Предложения с придаточными цели

Придаточное пред­ло­же­ние цели назы­ва­ет цель, а глав­ное — пред­по­сыл­ку, кото­рая обес­пе­чи­ва­ет дости­же­ние ука­зан­ной цели. От глав­но­го пред­ло­же­ния зада­дим к нему вопро­сы с какой целью? зачем? для чего?

Ребята оста­лись в шко­ле после уро­ков, что­бы поиг­рать в волейбол.

Наконец, сму­ща­ясь и крас­нея, она повер­ну­лась ко мне, что­бы спро­сить об этом.

Мне нужен мир, чтоб всей зем­ле моей вовек не знать воен­но­го пожа­ра (А. Безыменский).

Предложения с придаточными причины

Придаточная часть при­чи­ны ука­зы­ва­ет при­чи­ну того, о чем гово­рит­ся в глав­ном пред­ло­же­нии, и отве­ча­ет на вопро­сы поче­му? отче­го? по какой причине?

Никогда не отка­зы­вай­тесь от мало­го в рабо­те, ибо из мало­го стро­ит­ся великое.

Может, Блок искал эту тиши­ну и бли­зость моря, пото­му что она воз­вра­ща­ет смя­тен­но­му чело­ве­че­ско­му серд­цу спо­кой­ствие (К. Паустовский).

Он вла­дел оди­на­ко­во пло­хо все­ми евро­пей­ски­ми язы­ка­ми и в раз­го­во­ре посто­ян­но пере­ме­ши­вал их, ковер­кал сло­ва, может быть, несколь­ко умыш­лен­но, посколь­ку в каж­дом акро­ба­те все­гда сидит немно­го кло­у­на (Александр Куприн).

Предложения с придаточными уступительными

Действие в глав­ном пред­ло­же­нии раз­во­ра­чи­ва­ет­ся вопре­ки тому, о чем гово­рит­ся в при­да­точ­ной усту­пи­тель­ной части. Придаточная уступ­ки отве­ча­ет на вопро­сы несмот­ря на что? вопре­ки чему?

Человек дол­жен тру­дить­ся в поте лица, кто бы он ни был (А. Чехов).

Хотя утро было пре­крас­ное, но выеха­ли в поле не так рано (С. Аксаков).

Пускай шумит вол­на морей, утёс гра­нит­ный не пова­лит (М. Лермонтов).

Как ни про­зрач­на стек­лян­ная кры­ша, но она не ясное небо (В. Гаршин).

Предложения с придаточными условными

В при­да­точ­ной услов­ной части содер­жит­ся усло­вие, в рам­ках кото­ро­го раз­ви­ва­ет­ся собы­тие, обо­зна­чен­ное в глав­ной части.

Ты дол­жен посвя­тить оте­че­ству свой век, коль хочешь навсе­гда быть чест­ный чело­век (Фонвизин).

Если по-русски скро­ен, и один в поле воин (Пословица).

Когда я зря мину­ту поте­рял, мне жаль себя (С. Островой).

Предложения с придаточными следствия

Придаточные след­ствия ука­зы­ва­ют на итог, резуль­тат, выте­ка­ю­щий из того, о чем идет речь в глав­ной части. От глав­ной части к при­да­точ­ной зада­ет­ся вопрос что яви­лось следствием?

Село Уклеево лежа­ло в овра­ге, так что с шос­се и со стан­ции вид­ны были толь­ко коло­коль­ня и тру­бы сит­це­на­бив­ной фаб­ри­ки… (А. Чехов).

Не было ни одной туч­ки, вслед­ствие чего небес­ный свод казал­ся голу­бой хру­сталь­ной чашей (А. Чехов).

Тихий звук сна­ру­жи не дохо­дил в ком­на­ту, так что в этой тишине посту­ки­ва­ние маят­ни­ка каза­лось силь­ным зву­ком (Л. Толстой).

Предложения с придаточными сравнения

В слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях с при­да­точ­ны­ми срав­не­ния два собы­тия срав­ни­ва­ют­ся, упо­доб­ля­ют­ся друг другу.

На низине, за опуш­кой кри­ча­ли чиби­сы, точ­но пла­ка­ли малень­кие дети (С. Сергеев-Ценский).

Закружилась листва золо­тая в розо­ва­той воде на пру­ду, слов­но бабо­чек лёг­кая стая с зами­ра­ньем летит на звез­ду (С. Есенин).

Жизнь тече­нье своё изме­ни­ла, как река изме­ня­ет рус­ло (Н. Некрасов).

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Придаточные предложения образа действия, меры и степени.

- познакомиться с новыми видами придаточных обстоятельственных – образа действия, меры и степени;

- определять средства их связи с главным предложением;

- формировать умение различать оттенки значения многозначных придаточных;

- формировать умения правильно расставлять знаки препинания в сложноподчинен-ных предложениях, составлять их схемы.

Развивающие:

- различать изученные виды придаточных предложений;

- закреплять умения находить подчинительные союзы и другие придаточные предложения, определять их виды;

- развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы;

Воспитывающие:

- пробуждать познавательный интерес к изучению русского языка;

- способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;

- воспитывать умение работать самостоятельно.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Актуализация опорных знаний.

4. Объяснение нового материала.

6. Закрепление новой темы.

8. Подведение итогов урока.

9. Домашнее задание.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Актуализация опорных знаний.

аэропОрты, неподвижн. ударение на 4-ом слоге

бАнты, неподвижн. ударение на 1-ом слоге

вероисповЕдание, от веру исповЕдать

жалюзИ, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге

Иксы, им.п. мн.ч., неподвижн. ударение

каталОг, в одном ряду со словами диал О г, монол О г, некрол О г т.п.

квартАл, из нем. яз., где ударение на 2-ом слоге

мусоропровОд, в одном ряду со словами газопров О д, нефтепров О д, водопров О д

Отрочество, от О трок- подросток

сирОты, им.п.мн.ч., ударение во всех формах мн.ч. только на 2-ом слоге

срЕдства, им.п.мн.ч.

столЯр, в одном яду со словами мал Я р, до Я р, школ Я р

шАрфы, см. б А нты

красИвее, прил. и нареч. в сравн.ст.

красИвейший, превосх.ст.

слИвовый, образовано от сл И ва

баловАть, в одном ряду со словами баловАться, избаловАть, разбаловАть…, но:бАловень бралА

завИдно, в значении сказуемого

зАгодя, разговорное

красИвее, прил. и нареч. в сравн.ст.

Теория:

Им в главной части соответствуют указательные слова так, такой (в значении настолько), до такой степени , до того , настолько , столько . Они обозначают высокую меру проявления действия, состояния, признака, количества и сочетаются с глаголами, наречиями, прилагательными, существительными.

[Она знала жизнь настолько плохо], (насколько это возможно в 20 лет) (А. Куприн).

Если указательного слова со значением меры и степени нет, значит, это другой тип придаточного. Указательные слова обычно бывают обстоятельствами образа действия, меры и степени, но иногда они могут выполнять другую синтаксическую функцию. Однако и в этом случае указательные слова подчёркивают степень проявления признака.

[Природа в этих местах такая сказочная], (что просто дух захватывает).

Придаточные меры и степени присоединяются к главному предложению союзами что , чтобы , будто , словно , точно , как будто и союзными словами как , сколько , насколько , поскольку .

[Это было сказано так твёрдо и властно], ( что Лунину оставалось только подчиниться) (Н. Чуковский).

[Люди были интересны Самгину настолько], ( насколько он, присматриваясь к ним, видел себя не похожим на них) (М. Горький).

Нужно уметь отличать придаточные меры и степени от придаточных образа действия. Для этого надо правильно задать вопрос.

Придаточные образа действия и степени

Придаточные образа действия и степени характеризуют способ совершения действия или степень проявления качественного признака и отвечают на вопросы: как? каким образом? в каком месте? в какой степени? сколько? насколько?

Придаточные образа действия и степени зависят от слова, которое выполняет в главном предложении функцию обстоятельства образа действия и степени.

Придаточные образа действия и степени присоединяются к главному предложению при помощи:

а) союзных слов ( как, сколько, насколько ),

б) союзов ( что, чтобы, словно, точно, будто, как будто ).

Примеры

Составить схему предложения (Рис. 1).

hello_html_m223ada4c.jpg

Рис. 1. Предложение

Разбираем предложение. Выделяем основу первого и второго предложения. Предложение сложное, одна часть зависит от другой, задаем вопрос от главной части предложения к зависимой. Составляем схему предложения. При составлении схемы главное предложение выделяем квадратными скобками, пишем указательное слово, зависимое предложение выделяем круглыми скобками, пишем союзное слово, которым присоединяем предложение. По вопросу заданному от главного предложения определяем, что у нас придаточное предложение образа действия (Рис. 2).

hello_html_4ec304a3.jpg

Рис. 2. Предложение

Составить схему предложения (Рис. 3).

hello_html_9d92426.jpg

Рис. 3. Предложение

Разбираем предложение. Выделяем основы предложений, от главной части предложения задаем вопрос к зависимой. Вопрос насколько? указывает на то, что у нас придаточное предложение образа действия и степени. Составим схему предложения, как и в предыдущем примере (Рис. 4).

hello_html_m250253dd.jpg

Рис. 4. Предложение

Однозначные и двузначные придаточные образа действия и степени

Придаточные образа действия и степени могут быть однозначными , если присоединяются к главному предложению с помощью союзных слов как, сколько, насколько.

Придаточные образа действия и степени называются двузначными , если присоединяются союзами и этот союз вносит какое-то дополнительное значение.

Примеры

Составить схему предложения (Рис. 5).

hello_html_m3c6e09dc.jpg

Рис. 5. Предложение

Разбираем предложение. Выделяем основу главного предложения и задаем вопрос ко второй части предложения – в какой степени? Союз что может осложнять значение степени значением следствия. Необходимо правильно задавать вопрос и обращать внимание на первичное значение. Это придаточное предложение образа действия и степени (Рис. 6).

hello_html_6fb4ee3f.jpg

Рис. 6. Предложение

Составить схему предложения (Рис. 7).

hello_html_66b90fba.jpg

Рис. 7. Предложение

Разбираем предложение. Выделим грамматические основы, от главного предложения задаем вопрос к зависимой части – каким образом? В этом случае значение образа действия осложнено значением цели, его вносит союз чтобы . Это придаточное предложение образа действия, оно имеет двузначный смысл. Изобразим это на схеме, обязательно записываем указательное и союзное слово (Рис. 8).

hello_html_62ed9d5c.jpg

Рис. 8. Предложение

Составить схему предложения (Рис. 9).

hello_html_m1905d489.jpg

Рис. 9. Предложение

Разбираем предложение. Выделим грамматические основы, от главного предложения задаем вопрос к зависимой части – каким образом? Дополнительный сравнительный оттенок вносит союз будто . Указательное слово так позволяет правильно определить, что у нас придаточное предложение степени (Рис. 10).

hello_html_m743cd06.jpg

Рис. 10. Предложение

Заключение

Придаточные образа действия и степени (Рис. 11):

- раскрывают образ, способ действия и степень признака, названного в главной части,

- придаточная часть относится к слову (глаголу, прилагательному, наречию) в главной части,

- к придаточной части ставится вопрос: как? каким образом? в какой степени?,

- присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов и союзов,

- в главном предложении обязательно есть указательное слово – обстоятельство образа действия, меры и степени,

- придаточная часть располагается после главной части,

- могут совмещать еще значения следствия, цели и сравнения.

hello_html_9d2876c.jpg

Рис. 11. Схема сложноподчиненного предложения с придаточными степени, образа действия

Понаблюдаем:

Она выглядела так, (как?) словно боялась сказать лишнее.

Парень не смог постоянно нести знамя так, (каким образом?) чтобы оно не кренилось вниз под порывами ветра.

У меня в доме просьба вести себя так, будто мы знакомы издавна.

Корни матёрых елей, расходясь в стороны, так взбугрили землю (как? каким образом?), что угадывался их путь под землёй (В. Солоухин).

Схематично строение сложноподчиненного предложения с придаточным образа действия представим так:

[ …глагол + так], ( что…).

Приведем примеры сложноподчиненных предложений с придаточным образа действия из произведений художественной литературы.

Примеры

Вверху ветви деревьев переплелись между собой так, что совершенно скрыли небо (В. Арсеньев).

В ранних солнечных лучах заиндевелые деревья и белые снега засверкали и заискрились так, что вскоре глазам стало больно смотреть (Э. Г. Казакевич).

Удивительная повесть этого человека так захватила меня, что я старался записывать её как можно подробнее (Борис Полевой).

Всё было в этот вечер в доме Медяниковых так, как об этом многие годы мечтала мать (В. Г. Лидин).

Всё не так свершилось в моей жизни, как я предполагал (Э. Грин).

Время посадки было рассчитано так, чтобы к месту высадки поспеть на рассвете (М. Фурманов).

Я прожил жизнь так, что мне не за что краснеть (А. Ф. Кони).

В одном месте глыбы легли так, что образовали глухую и длинную пещеру с выходом к самой воде (К. Паустовский).

Он относился к окружающему так, как относятся к исчезающему (В. Б. Шкловский).

Старик и говорил так, как будто было очень холодно, с расстановками и не раскрывая как следует рта (А. Чехов).

Марко Поло писал о монголах так, как арабские писатели писали иногда о франках (В. Шкловский).

Ударил дождь так, что над землей появился дым — мелкая водяная пыль от раздробившихся дождинок (В. Солоухин).

3. Тренировочные упражнения.

. Из каждой пары предложений составьте СПП с придаточными образа действия, степени или сравнительное.

1. На железнодорожной насыпи поспела земляника. Рубиновые капельки сверкают на солнце. 2. Вода в Красном море прозрачна. Можно рассмотреть рыб, плавающих у дна. 3. Фильм мне очень понравился. Я смотрел его много раз. 4. В комнате был жуткий беспорядок. Кто-то открыл все шкафы и выбросил все вещи на пол. 5. Его улыбка произвела на меня неприятное впечатление. Я услышал лживые слова. 6. Я волновался перед экзаменом. Не мог спать и потерял аппетит.

3. Добавьте к предложениям придаточные образа действия, степени или сравнительные.

Сердце билось тревожно__________________. Несмотря на раннюю весну было так тепло________. Было мягко идти по зеленому мху_________. Ветер выл___________. Время текло медленно____________. Чем выше мы поднимались в горы___________. Снег был такой мягкий, белый____________. На улице было темно________. Малыш говорил так серьезно______________.

4. Проверочная работа.

Не записывая предложения, укажите виды изученных придаточных .

1. Ему почудилось, будто скрипнула дверь.

2. Куда ни взглянешь, всюду тянулась невеселая степь.

3. Старик так поражен был моими словами, что всплеснул руками и остолбенел.

4. Кабы он получше платил за труды, так и Янко бы его не покинул.

5. Я пошел посмотреть, горит ли камин.

6. Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми.

- Все ли вам было понятно сегодня на уроке?

- Какие затруднения вы испытывали? Какой материал показался вам сложным?

- Что нужно делать, чтобы было легче справляться с заданиями? (повторять теоретический материал учебника, повторять правила, активнее работать на уроке, задавать вопросы и т.д.)

- Какие задания были для вас интересными?

Наш урок подходит к концу.

- О чём мы сегодня говорили?

Чтобы окончательно убедиться в ваших познаниях, я раздам небольшие задания для каждого. На их выполнение даю вам 5 минут.

1. Вопросы: придаточные образа действия и степени отвечают на вопросы как? каким образом? в какой мере? в какой степени? сколько? насколько?

2. Главное слово: придаточные образа действия и степени прикрепляются к словосочетанию знаменательного слова (глагол, наречие, прилагательное, причастие, наречие, существительное) и указательного слова ( столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой ).

3. Средства связи: придаточные образа действия и степени прикрепляются к главному предложению при помощи: а) союзных слов ( как, сколько, насколько ); б) союзов ( что, чтобы ). В главном предложении обязательно есть указательное слово – обстоятельство образа действия, меры и степени ( столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой ).

4. Место в предложении: если средством связи является союз, то придаточное стоит после главного предложения; если придаточное прикрепляется к главному предложению с помощью союзного слова, придаточное может стоять и перед главным, и после него.

Стрелки поймали столько рыбы [сколько?], что не могли вытащить сеть (Арсеньев).

[сущ. + указ. сл.], (что – союз).

С тех пор она старалась всё делать так [как?], чтобы её хвалили (Панова).

[гл. + указ. сл.], (чтобы – союз).

Люди были интересны Самгину настолько [насколько?], насколько он, присматриваясь к ним, видел себя не похожим на них (М. Горький).

[кр. прил. + указ. сл.], (насколько – союз. слово).

1) Как отмечалось, сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени в главном предложении обязательно имеют указательное слово. Если указательного слова со значением образа действия, меры и степени нет, значит, это другой тип придаточного. Указательные слова обычно бывают обстоятельствами образа действия, меры и степени, но иногда они могут выполнять другую синтаксическую функцию. Однако и в этом случае указательные слова подчёркивают степень проявления признака и др.

Она такая красивая , что просто дух захватывает (Гольцов).

2) Каждый из союзов, используемых в придаточных образа действия и степени, привносит в значение сложноподчинённого предложения свой оттенок значения: союз что – значение следствия (Поляна так пестреет, что рябит в глазах); союз чтобы – целевое значение, значение желательности, возможности (Деньги спрячь так, чтобы не нашли). Однако значение образа действия и степени является в них основным, что подчеркивается указательным словом в главном предложении с тем же значением.

2.2. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении

2.3. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

Читайте также: