Как происходит прорастание семян фасоли и гороха

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 21.09.2024

Фасоль считается популярным представителем семейства Бобовых. Она представляет собой теплолюбивое и чувствительное растение. Однако большинство огородников может выращивать культуру и в средней полосе. Для фасоли характерно разное строение. Ее плоды отличаются по вкусовым качествам, окрасу, особенностям использования. Для успешного выращивания культуры на огороде или в домашних условиях важно изучить особенности формирования и этапы прорастания фасоли.

Прорастание бобовых семян

Развитие фасоли от семени до взрослого растения имеет целый ряд особенностей. Оптимальный температурный режим для проращивания семян составляет +15…+26 градусов. В более суровых условиях ухудшается всхожесть семян и нарушается развитие стручков.

Для посадки этой культуры важно правильно подобрать сроки. Лучше всего делать это через неделю после того, как миновала угроза заморозков. Бобы рекомендуется высаживать, соблюдая интервал в 5-7 см. Это помогает обеспечить им оптимальное питание и достаточное количество места.

Важно! Чтобы бобы достигли полной зрелости, в среднем необходимо 2-3 месяца. При этом конкретный период определяется сортом, климатическими условиями, состоянием грунта.

Фасоль нуждается во влажной почве, которая обладает качественным дренажом. При этом параметры рН должны составлять 6-7,2. Необработанный грунт или повышенная влажность могут стать причиной гниения фасоли.

Важно следить, чтобы грунт не обладал высокой способностью удерживать влагу. Избыток воды может стать причиной гниения зерен или ростков. Не стоит использовать слишком много удобрений. Это растение не нуждается в большом количестве подкормок. Оно хорошо развивается в нормальном грунте. Однако для повышения его качественных характеристик подойдет органика.


Стадия прорастания бобовых семян

Для начала развития фасоли требуются благоприятные условия. Фаза прорастания бобов начинается при температуре +15…+26 градусов. В этом случае они начинают давать ростки спустя 2-3 суток.

Наблюдение за прорастанием семян фасоли показывает, что бобы включают 2 семядоли и корешок, который впоследствии трансформируется в полноценную корневую систему. Также на этом этапе прорастания появляются плюм, формирующий побег, и гипокотил, который впоследствии развивается как стебель. Все эти фрагменты находятся в семенной оболочке.

Процесс прорастания наступает на этапе набухания бобов. Это происходит под воздействием влаги. Как следствие, наблюдается разрыв семенной оболочки и появляется корешок.

Важно! Этот этап роста фасоли имеет большое значение. Проращивание зерен помогает получить крепкие ростки, которые помогают переносить снижение температуры и развиваться в мощное растение.

Перед началом процесса требуется выбрать наиболее качественные семена. При этом поврежденные, заплесневелые или сморщенные зерна нужно удалить. Есть несколько методов проращивания. Однако все они сводятся к обеспечению кустов достаточным количеством влаги и света. Это помогает размягчить жесткую кожицу и ускорить набухание семян.

Процесс прорастания зернышек зависит от целого ряда факторов. К ним относят следующие:

  • Вода — помогает активизировать процессы роста и способствует разложению сложных запасных элементов.
  • Тепло — стимулирует химические реакции, включая те, что происходят в зернышках.
  • Воздух — всем живым клеткам важен кислород для полноценного дыхания.
  • Свет — для начала процессов роста требуется достаточная освещенность.
  • Питательные вещества — насыщают зародыш до начала процесса фотосинтеза.
  • Глубина заделки — чем крупнее семена, тем сильнее их можно заглублять.

К популярным вариантам проращивания фасоли относят следующие:

  • Завернуть зернышки в 2 слоя влажной марли. При этом важно следить, чтобы ткань не была очень мокрой, иначе есть риск появления плесени. Для профилактики появления налета марлю требуется несколько раз в сутки промывать и выжимать. Если требуется как можно быстрее высадить фасоль в грунт, можно смешивать воду со стимуляторами роста. Благодаря этому ростки появятся уже на следующие сутки.
  • Поместить семена в стеклянную тару и прикрыть ее сверху влажной марлей. Это означает, что материал не должен контактировать с зернами. Благодаря использованию этого способа удается защитить фасоль от гниения. Однако на проращивание потребуется 2-3 суток. Тара должна постоянно находиться в тепле.
  • Взять вату и сделать из нее шарики. Немного смочить их водой. Сверху выложить по 1 зернышку и переместить их в стеклянную посуду. Поставить тару в светлое и теплое место. Первые изменения будут заметны уже через несколько часов. При этом ростки появятся на следующие сутки.

Обратите внимание! Пророщенную фасоль можно не только высаживать в грунт, но и употреблять в пищу. Она насыщает организм полезными веществами и улучшает его работу.


Стадия роста бобов

В структуре фасолевых зерен имеется гипокотиль, который имеет изогнутую форму. Этот элемент соединяет корешок со сливом. Направление роста этой части боба зависит от солнечного света.

Под его воздействием он начинает расти к верху и выпрямляется. Это приводит к изменению ориентации. Таким образом росток устремляется к верху и развивается в листья. Семядоли постепенно вырождаются и отваливаются. При этом через 6 недель фасоль становится зрелым растением. На этом все этапы прорастания семян фасоли завершаются.


Репродуктивная стадия боба

Бобовые культуры обладают мужскими и женскими репродуктивными органами. Тычинки, которые включают нити с пыльниками, формируют мужские половые органы. Карпель содержит клеймо, стиль и яичник, а потому относится к женским репродуктивным органам.

В специальных мешочках в структуре пыльников формируются мужские гаметы. Они называются пыльцевыми зернами. При этом женские гаметы появляются в яичнике.

Стадия опыления и оплодотворения

После окончания формирования мужских и женских гамет наступает этап опыления. Пыльцевые зернышки падают на клеймо цветка, что влечет целый ряд процессов.

После прикрепления пыльцевых зерен к рыльцу происходит их прорастание и формируется пыльцевая трубка. Она проходит в яичник и обеспечивает путь для движения сперматозоидов. В результате они проникают в яичник. Там происходит процесс оплодотворения, который способствует формированию эндосперма и зиготы.

Стадия зеленой фасоли

Питательные вещества из эндосперма способствуют развитию зиготы в структуре яичника. Впоследствии они трансформируются в бобы, а яичник попадает в стручок. На этой стадии фасолевые стручки обладают зеленым окрасом и нежной текстурой.

Постепенно молодые стручки и зерна теряют влагу, становясь более зрелыми. Это влечет рассеивание бобов в стручке. Такие зерна полностью подготовлены к началу нового цикла. Их можно использовать для получения следующего куста фасоли.

Обратите внимание! Фасоль представляет собой однолетнюю культуру, которая завершает жизненный цикл за 1 период вегетации.


Для самостоятельного выращивания культуры нужно знать развитие семени фасоли по дням, которое приведено в таблице:

День Особенности развития
1 Бобы нужно завернуть во влажную марлевую салфетку.
2 Фасоль набухает.
3 Зерна разрываются и появляются корешки.
4 Корешки быстро развиваются.
5 Появляются стебель.
6 Фасоль нужно высадить в горшок с землей.
9 Появляются ростки.
11 Появляются листья.
12 Нужно установить опору и наблюдать за дальнейшим развитием кустов.

Наблюдение по дням за прорастанием фасоли считается достаточно увлекательным процессом. Перед посадкой растения желательно прорастить семена. Это существенно ускорит появление ростков и поможет сократить жизненный цикл растения.

Исследование прорастания семян гороха

Цель работы:

Подробно изучить стадии роста семян гороха.

1. подобрать необходимые инструменты и материалы;

2. создать благоприятные условия для роста семян;

3. сделать фотоматериалы и оформить письменно весь исследовательский процесс.

Весь исследовательский процесс проходил в домашних условиях во время осенних каникул. Каждый день я делал фото и подробно описывал все свои наблюдения и действия.

Для проведения исследования было отобрано 7 штук семян гороха, из собранных этим летом на даче. Семена имеют преимущественно зелено-коричневую окраску с темными крапинами; сильно сморщены; размер в диаметре от 5 мм до 7 мм.

Для проведения работы использовались следующие инструменты и материалы:

- линейка, фотоаппарат, блокнот, шариковая ручка.

Дневник наблюдений.

30 октября

Мои действия: 1.замачиваю семена: в марлевую ткань заворачиваю 7 горошин, поливаю водой комнатной температуры, накрываю целлофановым пакетом, что поможет сохранить большее количество тепла и влаги, ставлю на окно, где больше света.

31 октября

Мои наблюдения. Марлевая ткань осталась довольно влажной.

Семена гороха набухли: разгладились и увеличились в диаметре от 1 до 1,5см, добавилось зеленого цвета в их окраску. На семенах можно различить место первого проростка.

Мои действия: заворачиваю семена в марлевую ткань, накрываю целлофановым пакетом, ставлю на окно к свету.

1 ноября

Мои наблюдения. 1. Марлевая ткань осталась влажной. Внутри пакета небольшой конденсат. 2. Семена гороха набухли: увеличились в размере до 1,7см и дали первые ростки – это формируется корень растения: у трех крупных горошин росток корня достигает до 9мм, а у двух ростки только проклюнулись. Одна горошина так и не прорастает.

Мои действия. 1. Не поливаю, так как воды достаточно. Заворачиваю семена в марлевую ткань, накрываю целлофановым пакетом, ставлю на окно.

2. Готовлю грунт. В дне пластикового контейнера я сделал три дырочки, для выхода излишней влаги. Затем засыпал на три четверти контейнер землей (Универсальный грунт). Обильно поливаю водой комнатной температуры.

2 ноября

Мои наблюдения. У пяти больших горошин ростки корня достигли длины до 2,5см, три горошины дали второй росток – это росток стебля, длина которого составила 5мм. Семена проросли сквозь марлевую ткань - очень трудно доставать. Седьмая горошина так и не дала росток. Влаги достаточно.

3 ноября

Мои наблюдения. 1. Появилось два ростка, высотой 1,5см, стебель загнут, можно различить первую пару зеленых листочков – пока они сильно скручены.

Мои действия. Поливаю, целлофаном не накрываю, ставлю на окно к свету, но слежу, чтобы не было сквозняков.

4 ноября

Мои наблюдения. Ростки достигли высоты в 3 см, что на 1,5 см больше, чем вчера.

Мои действия. Влаги достаточно, рыхлю землю зубочисткой, ставлю на окно, в вечернее время под лампу, слежу, чтобы растения не попали в зону сквозняка.

5 ноября

Мои наблюдения. Ростки достигли высоты в 5см, что на 2см больше по сравнению с предыдущим днем. Появилась вторая пара листьев. Стебель выпрямился.

Мои действия. Поливаю водой комнатной температуры, слежу за достаточным количеством света и уберегаю мои растения от сквозняков.

6 ноября

Мои наблюдения. Высота ростков составляет 12 см! Что на 7см больше, чем вчера. На главном стебле появились вторая и третья пары листьев. Стебель полностью выпрямился. Проклюнулся третий росток! Его высота – 1,5см.

Мои действия. Ставлю проволоку: цепляясь за нее, растения смогут избежать ломки. Рыхлю землю, слежу за достаточным количеством света и уберегаю от сквозняков.

9 ноября

Мои наблюдения. Два больших растения достигли высоты 17 см. От главного стебля отделились побеги. Появляются третья и четвертая пары листочков.

Мои действия. Поливаю, рыхлю землю.

11 ноября

Мои наблюдения. Посаженные мной растения быстро развиваются, каждый день, добавляя по нескольку сантиметров в высоту. От главного стебля отходят побеги. Появляются очередные пары листочков.

Мои действия . Для быстрого роста растений необходимо ежедневно следить за достаточным количеством воды, тепла и света.

1. Попав в благоприятные условия, а именно достаточное количество воды, тепла и света, семя прорастает.

2. Не все семена пригодны для роста - в ходе моей работы одна горошина так и не проросла.

3. При высаживании побега в землю, он начинает быстро расти.

4. В процессе прорастания семени можно выделить следующие этапы:

* сначала оно впитывает влагу

* потом начинает формироваться главный корень вместе с придаточными корнями

* после этого появляется маленький побег с листьями.

Данное исследование помогло мне определить, что растения – это часть живой природы. Любое растение гибнет без воды, света, воздуха и хорошо растет, развивается и размножается при благоприятных условиях.

Презентация на тему: " Сравнить прорастание семян гороха и фасоли. Исследовать появление гороха и фасоли; Установить и сравнить время всхода, прорастания и становления взрослого." — Транскрипт:

2 Сравнить прорастание семян гороха и фасоли. Исследовать появление гороха и фасоли; Установить и сравнить время всхода, прорастания и становления взрослого растения гороха и фасоли.

3 Изучить научно-популярную литературу Провести опыт по проращиванию гороха и фасоли

4 Однолетняя трава со слабыми лазящими стеблями. Листья перистые и заканчиваются ветвистыми усами, с помощью которых они цепляются за другие растения. Прилистники необыкновенно велики. Цветки с венчиком мотылькового типа. Родовым отличительным признаком в цветке служит трёхрёберный столбик с желобком внизу и пучком волосков вверху.

6 Цветоложе с чашевидным диском. Боб двустворчатый, между семенами с неполными перегородками из губчатой ткани. Травянистое растение, чаще однолетнее, большею частью вьющееся, с перистыми листьями. Семена богаты легумином и крахмалом. Около 150 видов сортов фасоли разводятся из-за плодов и семян а некоторые виды также из-за цветов под названием турецких бобов.

8 Начало исследования Я замочил семена

9 Прошли 1 сутки Горох дал корни первым.

10 3 сутки Горох уже дал листочек, в то время как у фасоли только проклюнулся корешок.

11 4 сутки Посадил семена в землю.

12 5 сутки Горох укоренился быстрее. Появились зеленые побеги.

13 Горох на момент посадки в землю На фото мы видим, что из горошины прорастают корешок и стебель побега.

14 6 сутки Горошинка в земле. На поверхности побег с нераспустившимися листьями. Фасоль укоренилась. Семя на поверхности.

15 Побег фасоли. На фото хорошо просматривается, что наверху ростка находится семя. Темная шкурка семени постепенно снимается.

16 Побег гороха На фото представлен росток гороха крупным планом на 5 день. Видно, что у ростка наверху появились листочки.

17 7 сутки Росток гороха оказался меньше, чем росток фасоли. На фото видно, что семя гороха находится в земле, а семя фасоли – на поверхности.

18 У ростка фасоли проклюнулись два листочка. У ростка гороха развернулись два листочка Таким образом, у фасоли и гороха одновременно сформировались листочки. У ростка на фасоли стебель тоньше, чем у гороха. По высоте росток фасоли опередил горох. 7 сутки

19 11 сутки Росток фасоли сильно вытянулся, листья одиночные, имеют сердцевидную форму. Росток гороха имеет невысокий размер, но много двойных листочков округлой формы.

20 11 сутки Как видно на фото, за 6 дней после того, как проросли побеги, стебли фасоли набрали высоту в три раза больше, чем побеги гороха. Листья фасоли имеют более крупный размер, чем листья гороха.

21 1.Проведенное мною исследование роста гороха и фасоли показало, что за одиннадцать дней растения показали различную динамику роста. До 5 дня горох развивался быстрее, а после 6 дня – наоборот. 2.В наших краях выгодно выращивать оба растения.

Учитель. Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Это урок в рамках ПИТ (проектно-исследовательская технология) Тема нашего урока “Прорастание семян”. На уроке мы должны выяснить, какие условия необходимы для прорастания семян. Для решения этой проблемы нам помогут группы, которые вели исследовательскую работу.

  1. ботаники;
  2. юннаты;
  3. практики;
  4. юные химики;
  5. юные агрономы.

На уроке присутствует ученый совет, который подведет итог работы всех групп и решит, справились ли мы с проблемным вопросом.

Ребята, открыли тетради и записали тему урока “Прорастание семян”. Слово предоставляется группе ботаников.

Ботаники. Наша группа изучала вопрос “Какое строение имеют Семена фасоли и пшеницы?”

Рассмотрим сухой плод пшеницы – зерновку. Продолговатое зерновка пшеницы снаружи одета золотисто-желтым кожистым околоплодником, который так плотно сросся с семенной кожурой, что разделить их невозможно. Если разрезать зерновку пшеницы вдоль, на срезе видно, что большую часть зерновки составляет мучнистый эндосперм, клетки которого содержат питательные вещества. Зародыш пшеницы маленький, рассмотреть его можно только под лупой. Он имеет корешок, стебелек и почечку. Но семядоля у него одна. Она не содержит запаса питательных веществ, плотно прилегает к эндосперму и похожа на тонкую пластинку. Когда семя прорастает, питательные вещества из клеток эндосперма поступают к зародышу через семядолю.

Итак, семя пшеницы имеет:

  1. околоплодник, сросшийся с семенной кожурой;
  2. зародыш;
  3. эндосперм;

Рассмотрим строение семени фасоли. Снаружи семя покрыто семенной кожурой. Она защищает семя от чрезмерного пересыхания. Если взять набухшее в воде семя фасоли и снять с него кожуру, под семенной кожурой обнаружится зародыш. Он состоит из двух семядолей и расположенных между ними корешка, стебелька и почечки.

Итак, семя фасоли состоит из семенной кожуры и зародыша, а запасы питательных веществ находятся в семядолях.

Растения, семена которых состоят из одной семядоли, называются однодольными.

Растения, семена которых состоят из двух семядолей, называются двудольными.

Учитель. Спасибо ботаникам за интересную информацию. Послушаем группу юннатов.

Юннаты. Нашу группу заинтересовал вопрос: “Какие условия необходимы для прорастания семян?” Чтобы ответить на этот вопрос, мы изучили литературу по данному вопросу. Коля нам принес книги по ботанике 1923 года и 1928 года и свой учебник “Биологи”. Оказывается для прорастания семян, необходимы следующие условия: вода, тепло, воздух, температура и питательны вещества. И докажем это опытом.

В два стакана поместили одинаковое количество семян. В первом стакане семена оставили сухими. Во второй немного налили воды. Оба стакана закрыли стеклом и поставили в теплое место. Через пять суток в стакане, где была вода, семена проросли. В стакане без воды семена не изменились.

Опыт показывает: “Для прорастания семян необходима вода”

Вода необходима для прорастания семян, так как зародыш может потреблять только растворенные питательные вещества.

Для прорастания семян разных растений требуется различное количество воды. Например, семена гороха поглощают в 1,5 раза больше своей массы. Поэтому семена гороха и некоторых овощных растений перед посевом намачивают. Зерновкам кукурузы требуется в 2 раза меньше их массы.

Мы взяли два блюдца, положили на них одинаковое количество грамм гороха и кукурузы. Залили оба блюдца одинаковым количеством воды. Через некоторое время мы сравнили блюдца. В блюдце, где лежали семена гороха, воды не было. А на блюдце, где лежали семена кукурузы, вода осталась. И после этого мы точно убедились, что для каждого растения нужно разное количество воды.

Мы провели следующий опыт. В два стакана поместили немного семян. Первый стакан до краев наполнили водой. Во втором стакане семена лишь смочили. Стаканы прикрыли стеклом и поставили в теплое место. Через пять суток в стакане с небольшим количеством воды семена проросли. В стакане же, наполненном водой, семена набухли, но не проросли, а погибли. Здесь вода вытеснила воздух, необходимый семенам для дыхания.

Семенам разных растений необходимо различное количество воздуха. Семена риса и тимофеевки прорастут даже под водой при очень малом количестве воздуха, растворенного в ней. Семена большинства цветковых растений нуждаются в обилии воздуха, и под водой они не прорастают.

В два стакана поместили немного семян. На дно каждого стакана налили немного воды, чтобы семена могли прорасти. Стаканы накрыли стеклами. Один стакан поместили в теплое место, другой на холод, в холодильник. Когда семена, помещенные в теплое место проросли, сравнили их с семенами, помещенными в холодильник. Мы увидели, что семена в холоде не проросли.

Опыт показывает, что для прорастания семян нужно тепло.

Если семенам достаточно воды и воздуха, но не хватает тепла, они не прорастут, в конце концов погибнут. Одним растениям для прорастания их семян нужно много тепла, другим мало. Например, семена огурцов, тыквы прорастут при температуре +15ْ , +18ْ С, а семена перца при +25ْ С. Семена гороха, редиса, укропа сходят при температуре +2, +5ْ С. Эти особенности семян учитываются при определении сроков посева. Растения, семена которых при прорастании требуют высокой температуры, называют теплолюбивыми, а прорастающие при низких температурах называют холодостойкими.

Учитель. А сейчас мы составим схему “Типы растений по отношению к температуре”.

Ученик записывает схему на доске, а ребята в тетради.

Учитель. А нужен ли свет для прорастания семян?

Отношение прорастание семян к свету можно проверить простейшим опытом. Мы взяли две тарелки и на каждую из них положили тряпочку, смочили ее и поместили на каждую из них для проращивания по 50 семян редиса. Накрыли влажной тряпочкой. Затем в одну тарелку поместили в темноту (в шкаф), другую оставили на свету. Дней через 7 увидели, что семена редиса, которые содержались в темноте, развились лучше и проросло их больше, чем на свету.

Опыт подтверждает, что для прорастания семян свет не нужен.

Учитель. Молодцы юннаты! Ребята! Чем же питается зародыш в начале прорастания? Послушаем практиков.

Практики. В ходе исследовательской работы мы выяснили, что в момент прорастания зародыш использует заключенные в себе запасы питательных веществ. При прорастании семян крахмал, содержащийся в эндосперме, под действием особых веществ превращается в сахар, который растворим в воде, раствор сахара притекает к зародышу. В этом легко убедится, если попробовать на вкус проросшие зерновки пшеницы или ржи. Они имеют сладковатый вкус.

Значение питательных веществ в прорастаниях семян легко проверить на опыте.

На влажную подстилку из марли мы положили одинаковые по размеру семена фасоли. Когда они набухли, отрезали семядоли. Мы убедились, что без семядолей проросток не растет. Ведь в семядолях содержатся питательные вещества, без которых проросток не сможет жить. Если отрезать одну семядолю, у проростка останется лишь половина всех запасенных питательных веществ, и от недостатка питания он будет хилым и слабым.

Из этого опыта можно сделать следующий вывод: “Чем больше питательных веществ, тем крупнее проросток”.Вот почему проросток фасоли выросший из целого семени, значительно превосходит по размеру остальные проростки.

А подтвердить наш вывод поможет нам Вика своим опытом.

Мы посадили мелкие и крупные семена пшеницы. Из проведенного опыта видно, из крупных семян выросли крупные сильнее проростки, а из мелких – наоборот, маленькие и хилые. Проросток расходует питательные вещества во время роста. Поэтому для посева надо брать крупные семена.

Учитель. Ребята! А дышат ли семена? Про свои исследования нам расскажет группа “юные химики”.

Юные химики. Человеку и животным для дыхания нужен кислород. Кислород поддерживает горение. Зажженная лучина хорошо горит, потому что в воздухе содержится кислород . это происходит потому, что при дыхании выделяется углекислый газ, не поддерживающий горение.

Мы уже знаем, что для прорастания семян необходим воздух. Дышат ли семена? Нужен ли кислород для дыхания? Какой газ выделяется при дыхании семян? Чтобы ответить на эти вопросы поставим опыт.

Мы взяли 2 бутылки из бесцветного прозрачного стекла. В одну из них положили сухие непроросшие семена, а в другую – такое же число проросших семян. Обе бутылки плотно закрыли пробками и поставили в темное место. На следующий день проверили, изменился ли состав воздуха с семенами? Опустили в бутылку зажженную свечку, прикрепленную к проволоке. Свеча продолжает гореть, потому что в бутылке с сухими семенами воздух остался почти неизменным. Непрорастающие семена дышат слабо, и поэтому запас кислорода в бутылке сохранился почти полностью. Затем открыли бутылку с проросшими семенами и опустили свечу до самого дна. Свеча погаснет, потому что прорастающие семена израсходовали для дыхания кислород из воздуха, находившегося в бутылке, и выделили большое количество углекислого газа.

Опыт показывает, что прорастающие семена поглощают кислород и выделяют углекислый газ, то есть дышат . Это естественно, так как растения – живые организмы.

Вывод: Кислород воздуха – важное условие прорастания семян и развития проростка.

Семена дышат днем и ночью. Вовремя выделяется тепло. Если в банку с прорастающими семенами, хорошо закрытую со всех сторон ватой и войлоком, опустить термометр, легко заметить повышение температуры.

Тепло, выделяющееся при дыхании семян, нагревает их. Особенно много тепла выделяется при дыхании прорастающих семян. Сырые проросшие семена дышат энергичнее непроросших. Сложенные толстым слоем сырые семена прорастают и быстро разогреваются. Зародыши таких семян не погибают. Семена теряют всхожесть. Чтобы этого не происходило, семена убирают на хранение только сухими и хранят в сухих, хорошо проветриваемых помещениях. Доступ воздуха к семенам должен быть постоянным. Это необходимо и для сухих семян, хотя дышат они слабее, чем прорастающие. Такие условия для хранения семян создаются в современных зернохранилищах. (элеваторах).

Учитель. Спасибо группе химиков. Ребята! Какие же условия необходимы для прорастания семян?

Ученики. Для прорастания семян необходимы следующие условия: вода, воздух, тепло, температура и питательные вещества семени.

Ранней весной высевают семена только холодостойких растений (пшеница, овес, ячмень, горох). Семена этих растений прорастают при низкой температуре и обилии влаги.

  • Семена растений, более требовательных к теплу, приходится высевать, когда почва достаточно прогреется. Однако с посевом семян теплолюбивых растений (кукуруза, фасоль, огурцы, тыква, дыня, томат) запаздывать тоже нельзя. С каждым днем солнце пригревает все сильнее и почва все более высыхает. Поэтому опоздание с посевом этих растений снижает урожай. Недаром говорят, что “весенний день год кормит”. Учитывая это, семена теплолюбивых растений надо сеять возможно быстрее, как только почва нагреется до 10-12 ْ С. Позднее семена попадут в теплую, но сухую почву и будут прорастать медленно, что снизит урожай.

Можно, однако, посеять семена своевременно, но не глубоко заделать их в почву.

Тогда они высохнут под жаркими лучами весеннего солнца. А если семена окажутся слишком глубоко в почве, всходы будут плохие. На большой глубине проросткам не хватает воздуха; молодым побегам трудно пробиться на поверхность. Поэтому высевать семена надо на определенную глубину.

Глубина заделки семян зависит от размера и свойств почвы. Чем крупнее семена, тем глубже их сеют. В крупных семенах достаточно питательных веществ и ростки не погибают, пробиваясь с большой глубины в течение долгого времени.

Практикой установлено, что мелкие семена репы, лука надо сеять на глубину 1–2 см, семена средних размеров, например семена редиса, огурцов, – на глубину 2–4 см. крупные семена фасоли, гороха, бобов требуют глубины 4–5 см. если крупные семена посеять менее глубоко, им не хватит влаги.

Учитель. Стремясь вырастить растения человек создает все условия, необходимые для прорастания семян а чтобы получить хороший урожай, надо соблюдать сроки посева семян и глубину их заделки в почву. Об этом нам расскажет группа агрономов.

Агрономы. Наша группа получила задание ответить на вопросы: почему семена высевают в разные сроки? Отчего зависит глубина заделки семян?

Чтобы ответить на эти вопросы наша группа посетила Государственную семенную инспекцию. Задача работников инспекции состоит в том, что они проверяют семена на: всхожесть, влажность, заселенность вредителями, определение чистоты, определение массы тысячи семян.

Наша группа проделала следующий опыт: мы взяли 2 стакана и посадили в один маленькие зерна пшеницы, а во второй – большие. Всего мы посадили 6 зерен (3 маленьких и 3 больших). В начале насыпали слой земли в 2 см, затем посадили первое зерно, потом еще насыпали земли 2 см – посадили второе зерно, еще насыпали 2 см и посадили третье зерно. Все засыпали слоем земли в 1 см и полили. Тоже самое проделали и с большими зернами. Через 3 дня появился первый проросток тот, который находился ближе к поверхности, на следующий день появился второй проросток, посаженный вслед за первым проросшим, на третий день появился проросток, посаженный самым первым, то есть глубже всех. Аналогичная картина наблюдалась и с большими зернами.

Вывод: глубина заделки семян – один из самых важных факторов посева семян.

Лидия Дмитриевна нам рассказывала, что на глубину заделки семян влияют и свойства почвы. В песчаные почвы семена сеют несколько глубже, чем в глинистые. В верхних слоях песчаной почвы очень мало влаги. Поэтому семена, посеянные в такую почву неглубоко, будут страдать от недостатка влаги. Воздух в песчаной почве проникает на большую глубину, и влага лучше сохраняется в более глубоких слоях.

Глинистая почва более плотная и тяжелая. Уже совсем близко к поверхности в ней мало воздуха, а влаги достаточно и в верхних слоях. Поэтому в глинистую почву не рекомендуется сеять семена слишком глубоко. Строгое соблюдение сроков и правил проведения посевных работ имеет большое значение для повышения урожайности возделываемых растений.

Учитель. Ребята! Созданы все условия для прорастания семян. А семена не проросли. Почему?

Настя. Семена не проросли, потому что содержали погибший зародыш.

Учитель. Прорости и дать начало новому растению способны только семена с живым зародышем.

Теперь настало время предоставить слово ученому совету.

Ученый совет. Очень было интересно на уроке. Ребята в группах провели много исследовательской работы, продемонстрировали много опытов и мы узнали, что для прорастания семян необходимы следующие условия: вода, воздух, тепло и питательные вещества. А я прочитаю стихотворение Ангелины Мухамеджановой, ученицы нашей гимназии.

Растения дают нам жизнь
Об этом знают даже дети
Но как же появляются
Растения на свете?

Вырастают они из семян,
Что мы видели с вами не раз
Но почему же, спросите вы,
не прорастают они каждый раз?

Ответ мой будет очень прост
Найдете в книге вы:
“Для прорастания семян
Условия нужны!”

И первое, конечно же
Наличие воды,
А во-вторых,
Тепло,
Будь хоть зима, хоть лето
И воздух, чей состав так сложен
Для прорастания им нужен.

И если все это сложить
Солнце, воздух и вода
Немного времени
Немного времени,
И с вами, увидим, как из семя
Такой знакомый человеку
Зеленый маленький листочек
Покажет тоненькую ручку,
Как листики с кленовых почек.

Учитель. Спасибо ученому совету, я думаю, что вы все согласны с их выводами. Итак, мы ответили на вопрос, который был поставлен в начале урока.

Ученики. Да.

Учитель. Итак, для проведения семян необходимы вода, воздух, тепло, температура, питательные вещества семени. А чтобы получить хороший урожай, надо соблюдать сроки посева и глубина заделки семян. Глубина заделки семян зависит от размера семян и от свойств почвы.

Спасибо всем группам. Провели огромную исследовательскую работу, посетили государственную семенную инспекцию, побеседовали с агрономами, провели очень много опытов. Молодцы!

Читайте также: