Форма плодов у тыквы может быть сферической дисковидной удлиненной и определяется двумя парами

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 20.09.2024

Цель лекции: ознакомить учащихся с типами взаимодействия неаллельных генов, познакомить с генотипом как целостной, исторически сложившейся системе аллельных и неаллельных генных взаимодействий, изучить влияние факторов внешней среды на реализацию генотипа, изучить явления пенетрантности и экрессивности, норму реакции, плейотропный эффект гена.

Типы взаимодействия неаллельных генов: комплементарность, эпистаз, полимерия. Гены – модификаторы.

Пенетрантность и экрессивность. Норма реакции. Плейотропный эффект гена.

1. Типы взаимодействия неаллельных генов: комплементарность, эпистаз, полимерия. Гены – модификаторы.

Фенотип организма формируется под влиянием большого количества генов, а также в результате их взаимодействия.

Все многообразие межгенных взаимодействий можно разделить на две группы: взаимодействие аллельных и неаллельных генов.

Аллельные гены находятся в идентичных локусах гомологичных хромосом, и взаимодействие между ними проявляется в форме полного, неполного доминирования и кодоминирования.

Неаллельные гены локализованы в разных парах гомологичных хромосом или в одной паре гомологичных хромосом, но в разных ее локусах.

Выделяют три основных типа взаимодействия неаллельных генов.

Комплементарность – тип неаллельного взаимодействия генов, при котором сочетание в генотипе доминантных аллелей обоих генов обуславливает появление нового признака.

Впервые подобный тип взаимодействия был изучен У. Бетсоном и Р. Пеннетом у душистого горошка.

При скрещивании двух линий с белыми цветками в F 1 дигетерозиготные растения АаВв имели пурпурные цветки, а в F 2 было получено 9/16 ( A - B -) растений с пурпурными цветками, и 7/16 (3/16 A– bb + 3/16 aaB – + 1/16 aabb ) с белыми, т.е. расщепление составило:

Наследование окраски цветков у Lathyrus odoratus при взаимодействии двух пар генов

Таким образом, взаимодействие доминантных генов А+В обусловливает пурпурную окраску цветков.

При комплементарном взаимодействии генов возможны отклонения от стандартной формулы расщепления по фенотипу (9:3:3:1) при дигибридном скрещивании, а именно:

Вариант такого взаимодействия генов характерен для наследования формы плодов у тыквы.

Наследование формы плода у Cucurbita pepo при взаимодействии двух пар генов

У тыквы наблюдается три разновидности плодов: дисковидная, сферическая и удлиненная, причем сферическая форма является рецессивной по отношению к дисковидной.

При скрещивании двух сортов тыквы со сферическими плодами получаются растения F 1 с дисковидной формой плодов. В потомстве этих растений в F 2 появляются три фенотипических класса в соотношении 9/16 с дисковидными плодами (А–В–), 6/16 – со сферическими (3/16 A – bb +3/16 aaB –) и 1/16 с удлиненными ( aabb ). Это свидетельствует о том, что каждый из доминантных неаллельных генов А и В детерминирует сходный фенотип – сферическую форму плодов, взаимодействие их доминантных аллелей в генотипе обусловливает дисковидную форму плодов, а взаимодействие рецессивных аллелей - удлиненную форму.

Подобное расщепление по фенотипу в F 2 наблюдается при наследовании окраски глаз у дрозофилы.

При скрещивании линий дрозофилы с ярко-красными и коричневыми глазами получены гибриды F 1 с красными глазами.

Наследование окраски глаз у Drosophila при взаимодействии двух пар генов

В F 2 присутствие доминантных генов А и В у 9/16 особей приводит к формированию красной окраски глаз. Присутствие гена А в гомо- или гетерозиготном состоянии при рецессивном b дает ярко-красную окраску у 3/16 особей, а гены aaB – у 3/16 потомства дают коричневую окраску. Гомозиготы по обоим рецессивным генам aabb (1/16) имеют новый фенотип – белую окраску глаз.

Итак, взаимодействие доминантных генов в генотипе изменяет окраску глаз. Каждый из комплементарных доминантных генов имеет собственное фенотипическое проявление, а двойная рецессивная гомозигота отличается от них по фенотипу.

Вариант подобного взаимодействия комплементарных генов можно рассмотреть на примере наследования окраски луковицы. У лука скрещивание формы, имеющей неокрашенную (белую) луковицу, с формой, имеющей желтую луковицу, дает в F 1 растения с красной луковицей. А в F 2 появляются растения с красной (9/16), желтой (13/16) и белой (4/16) луковицами:

Гаметы: CR, Cr, cR, cr

F 2 9/16 C–R– : 3/16 C–rr : 4/16 (3/16 ccR– + 1/16 ccrr)

Красная Желтая Белая

Красная окраска луковицы обусловлена наличием двух доминантных генов (С– R –). Доминантный аллель С детерминирует желтую окраску луковицы, а рецессивный аллель с – белую. Доминантный ген R не имеет собственного фенотипического проявления и объединяется по фенотипу с рецессивной гомозиготой гена с, аллель r не влияет на проявление окраски.

Таким образом, комплементарными являются гены, которые при совместном действии в генотипе в гомо- и гетерозиготном состоянии (А–В–) обусловливают развитие нового признака. Действие каждого гена в отдельности (А–вв или ааВ–) воспроизводит признак лишь одного из скрещиваемых родителей.

Расщепление в F 2 по фенотипу может быть разнообразным: 9:7, 9:6:1, 9:3:3:1, 9:3:4.

Эпистаз – тип неаллельного взаимодействия генов, при котором ген одной аллельной пары подавляет действие генов другой пары.

Гены, подавляющие проявление других генов, называются супрессорами , а подавляемые гены – гипостатичными. Выделяют два типа эпистаза: доминантный и рецессивный. При доминантном эпистазе – супрессии ингибирующее действие оказывает доминантный аллель: А> B .

Окраска оперения кур определяется двумя генами, взаимодействующими по типу доминантного эпистаза.

Ген С обусловливает окрашенное оперение, ген I подавляет проявление пигмента( I > C ); ген с детерминирует белое оперение, ген i на окраску не влияет.

При скрещивании куриц породы леггорн (СС II ) с петухами породы белый виандот (сс ii ) в F 2 13/16 кур с белым оперением и 3/16 с окрашенным оперением, у которых нормальный синтез пигмента и проявление гена С не ингибируется эпистатичным геном I .

Наследование окраски у кур при взаимодействии двух пар генов

Такое расщепление возможно, если рецессивная аллель эпистатичного гена имеет собственное фенотипическое проявление. Подобное взаимодействие генов наблюдается при наследовании масти лошадей.

Эпистаз у лошадей

Вороная масть определяется доминантным геном В, рыжая – рецессивным геном b , доминантный ген С из-за раннего поседения волоса дает серую масть и подавляет проявление гена В (С> B ). В потомстве F 2 от скрещивания серой ( CCBB ) и рыжей (сс bb ) лошадей12/16 имеют серую масть, 3/16 – вороную и 1/16 - рыжую.

При рецессивном эпистазе – криптомерии рецессивная гомозигота одного гена подавляет действие другого доминантного гена: аа> B .

При криптомерии в потомстве наблюдается расщепление 9:3:4.

Рецессивный эпистаз у мышей

Ген А определяет синтез черного пигмента, ген В способствует распределению пигмента по длине волоса, рецессивный ген b не влияет на окраску шерсти. Рецессивный ген а нарушает синтез пигмента и в гомозиготном состоянии подавляет действие гена В (ааВ– альбиносы).

При скрещивании черных и белых мышей в F 1 получаются лишь мыши типа агути (АаВв). В F 2 9/16 мышей имеют окраску агути, 3/16 – черную и 4/16 – белую. Такое же расщепление характерно и для комплементарного взаимодействия генов.

Похожие страницы:

Психологія та педагогіка. Конспект лекцій

. , самовиховання, самовдосконалення. Розроблений опорний конспект лекцій віддзеркалює інтеграцію знань . основні стадії її розвитку. Генетика і темперамент. Основні методи психолог . бні фрагменти підручника та конспекту лекцій, ілюструвати теоретичні положення .

Історія України. Конспект лекцій. Історія України івд найдавніших часів до сьогодення

У конспекті лекцій висвітлено історію України від . проблемно-хронологічним принципом. Даний конспект-лекцій розроблений колективом викладачів кафедри істор . р.), яка піддала нищівній критиці генетику. В україні жертвами “лисенківщини” стали .

Общая социология. Конспект лекций

. Ю. Горбунова Общая социология. Конспект лекций Издательство: Эксмо; Год: . взаимодействия людей), социальной генетики (занимающейся рождением и развитием . прерывание конфликтных действий; 4) интеграцию. ЛЕКЦИЯ № 24. Методология и методы социологических .

Лекции по Основам микробиологии и биотехнологии

Лекции по истории

. физика, космология, химия, генетика, медицина, психология, кибернетика. . наук (ВАСХНИЛ) в 1948 г. генетика была объявлена лженаукой и в последующем . В 3-х т. М., 1997. Конспект лекций по истории. Ч.1. Таганрог, 1996. Конспект лекций по истории. Ч.2. Таганрог .

+

10 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 10

Ответ

+

Ответ

+

1.
А-карие
а-голубые
В- темные
b-рыжие

ааbb x АаBb
ab x AB Ab aB ab
AaBb/Aabb/aabB/aabb
карие. темн./ карие. рыжие/ голубые. рыжие/ голубые. рыжие.
Вероятность рождения рыжего голубоглазого ребенка: 25%

Ответ

+

АаВв, Аавв, ааВв, аавв (потомки)

Ответ

+

F1 АА Аа аа.Расщепление 1:2:1

Ответ

+

Дано: А - белая; a - жёлтая.

Схема решения задачи:

Согласно Первому Закону Менделя, все гибриды - единообразны:

Gibrids F1: Aa (Это поколение F1, у которого все плоды - белые).

Согласно Второму закону Менделя, происходит расщепление 3:1 по фенотипу, 1:2:1 по генотипу:

Gamet's: A, a and A,a

Gibrid's F2: AA, 2Aa, aa, т.е 25% - белых гомозигот, 50% - белых гетерозигот, 25% - жёлтых гомозигот.

Ответ

+

F1 АА Аа аа.Расщепление 1:2:1

Ответ

+

плод растений, характерный для представителей семейства Тыквенные.

Ответ

+

При скрещивании желтоплодной тыквы с белой все потомство дало белые плоды. При скрещивании полученных особей между собой получилось растений с белыми плодами 204,с желтыми 53,с зелеными 17.Определите генотипы родителей и потомков.

Ответ

+

скрестили сферическую тыкву со сферической, в потомстве получили дисковидные. дисковидные * дисковидные получили: 9 дисковидных 6 сферических 1 удлиненную тыквы определить генотипы родителей и потомства первого и второго поколения.

Ответ

+

A - белые, а - желтые, В - дисковидные, b - шаровидные. тогда родители имеют генотип А?bb и ааВ? соответственно. учитывая что часть потомства имеет генотип ааbb, очевидно, что генотип родителей Ааbb и ааВb. тогда распределение генотипов и фенотипов потомства - АаВb (белые дисковидные) 25%, ааВb (желтые дисковидные) 25%, Ааbb (белые шаровидные) 25%, ааbb (желтые шаровидные) 25%

Читайте также: