Двойное оплодотворение не характерно для капусты кукурузы тополя тисса ягодного

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 21.09.2024

Назовите в цветке морфологическую структуру,в которой происходит развитие клеток, из впоследствии будут образованы мужские и женские гаметы.

Назовите вид деления клетки, в результате которого в пыльниках тычинок цветка образуются гаплоидные микроспоры.

не обладают подвижностью

не имеют центриоли

не имеют акросомы

не имеют жгутики

содержат очень мало цитоплазмы

перемещаются в составе цитоплазмы другой клетки

Назовите половые клетки, развивающиеся из клеток пыльников тычинок цветка.

мужские гаметы – спермии

женские гаметы – яйцеклетки.

Гаплоидная макроспора семяпочки цветка претерпевает три митотические деления, в результате чего первоначально образуется незрелый зародышевый мешок, содержащий несколько гаплоидных ядер. Сколько таких ядер входит в состав зародышевого мешка?

Назовите вид деления клетки, в результате которого в семяпочках пестика образуются гаплоидные микроспоры.

Какой набор хромосом содержится в микроспорах и макроспорах, образующихся в результате мейоза в пыльниках тычинок и семяпочках пестика цветков?

Назовите половые клетки, развивающийся в цепочке пестика цветка.

мужские гаметы – спермии

женские гаметы – яйцеклетки.

Какой набор хромосом содержится в большинстве клеток зародыщего мешка цветковых растений?

В пыльниках тычинок цветка диплоидные клетки делятся мейозом. Сколько жизнеспособных гаплоидных микроспор образуется из одной диплоидной клетки?

У цветковых растений две клетки зародышевого мешка сливаются, образуя одну клетку. Какой набор хромосом содержится в этой клетке?

Сколько спермиев участвует в двойном оплодотворении?

В семяпочке пестика цветка диплоидные клетки делятся мейозом. Сколько жизнеспособных гаплоидных макроспор образуется из одной диплоидной клетки?

Из делящейся митозом микроспоры образуются две клетки пальцевого зерна: вегетативная и генеративная . Какой набор хромосом находится в каждой из этих клеток?

При попадании пальцевого зерна на рыльце пестика одна из клеток пальцевого зерна начинает прорастать в ткани пестика , образуя пыльцевую трубку, растущую в сторону зародышевого мешка. Назовите эту клетку.

сколько спермиев образуется из одной генеративной клетки пыльцевого зерна у цветковых растений?

наружная плазматическая мембрана

Назовите вид деление клеток , в результате которого из микроспоры образуются вегетативная и генеративная клетки пальцевого зерна.

Назовите у цветковых растений структуру, которая образуется в результате трех митотических делений микроспоры и содержит клетки , непосредственно участвующие в оплодотворении.

Какой набор хромосом имеет та оплодотворенная клетка зародышевого мешка цветковых растений, из которого впоследствии разовьется эндосперм семени?

Что у цветковых растений развивается из оплодотворенная клетка зародышевого мешка цветковых растений , из которого впоследствии разовьется эндосперм семени?

2.У цветковых растений клетки зародышевого мешка образуется из микроспоры в результате нескольких митотических делений. Назовите число таких митозов.

3. Назовите ученого, открывшего двойное оплодотворение у цветковых растений.

4.Назовите у цветковых растений вид деления клетки,в результате которого из генеративной клетки пыльцевого зерна образуются два спермия.

5.Зародышевой мешок образуется в семяпочке в результате трез митотических делений гаплоидной микроспоры и включает в себя восемь гаплоидных ядер.Шесть из них дают начало гаплоидным клеткам. Сколько среди них яйцеклеток?

6.Какой набор хромосом содержится в клетках эндосперма цветковыз растений –части семени, которая у многих растений содержит запас питательных веществ для развивающегося зародыша?

7.Назовите процесс, в результате которого у цветковых растений формируется диплоидная центральна клетка зародышевого мешка

1)оплодотворение спермием одной гаплоидной клетки

3)слияние двух гаплоидных клеток зародышевого мешка

8.У цветковых растений зародышевый мешок образуется в семяпочке в результате трех митотических делений гаплоидной микроспоры и первоначально включает в себя восемь гаплоидных ядер. сколько среди них ядер, из которых впоследствии образуется эндосперм?

9. Какой набор хромосом содержится в клетках зародыша цветковых растений?

10. Как у цветковых растений два спермия одного пыльцевого зерна попадают с рыльца пестика в зародышевый мешок?

каждый из них самостоятельно перемещается в ткани пестика в сторону зародышевого мешка

они перемещаются с цитоплазмой одной пыльцевой трубки, растущей в сторону зародышевого мешка.

Каждый из них перемещаются своей пыльцевой трубки, растущей в сторону зародышевого мешка.

11. Укажите явление , характерное для двойного оплодотворения у цветковых растения .

Один спермий пыльцевого зерна оплодотворяет две яйцеклетки

Два спермия пыльцевого зерна оплодотворяют одну яйцеклетку

Один спермий пыльцевого зерна оплодотворяет яйцеклетку , а другой центральную диплоидную клетку

Один спермий пыльцевого зерна оплодотворяет одну яйцеклетку , а другой –другую

12 . У цветковых растений после митоического деления одной из клеток

пыльцевого зерна образуются из непосредственно предшествуюшей клетки.

14. для двойного оплодотворения у цветковых растений характерны некоторые

которое отсутствует при двойном оплодотворении.

в оплодотворении участвуют два спермия

яйцеклетка содержит большой запас питательных веществ

спермий оплодотворяет яйцеклетку

две гаплоидные клетки, содержащие такой же наследственный материал, как

яйцеклетка, сливаются друг с другом

спермий оплодотворяет центральную диплоидную клетку

два спермия пыльцевого зерна перемещаются в составе цитоплазмы

растущей пыльцевой трубки.

15. Какой набор хромосом после оплодотворения спермием имеет та клетка зародышевого мешка, из которой в последствии разовьется зародышем?

16. Что у цветковых растений развивается из зиготы – оплодотворенной яйцеклетки?

17. Назовите вид деления клеток, в результате которого из микроспоры образуются клетки зародышевого мешка.

запасание питательных веществ и развитие эндосперма – ткани, питающей зародыш, – начинается только после успешного оплодотворения яйцеклетки

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

А 15. Из предложенных утверждений выберите не верное: а) семенной рубчик –место прикрепления плодоножки; б) вода в семя проникает через микропиле; в) при прорастании семени первым в рост трогается зародышевый стебелёк с листьями; г) для огурца характерно надземное прорастание; д) эндосперм характерен только для однодольных растений.

А16. Мучнистый эндосперм характерен для:

4.Все ответы верны.

А 17. Место прикрепления семядолей к стебельку зародыша называют:

А18. Плод у кукурузы:

А19.Плод померанец характерен для:

2. для многих голосеменных;

3. абрикоса и айвы;

А20. Клетки семени, запасающие вещества для зародыша:

1.гаплоидны у голосеменных, триплоидны у цветковых;

2.диплоидны у голосеменных, триплоидны у цветковых;

3. диплоидны у голосеменных, диплоидны у цветковых;

4. гаплоидны у голосеменных, диплоидны у цветковых.

А21. Основную часть семени однодольных растений занимает:

А22. К поликарпическим растениям относятся:

2. двулетние травы;

3. многолетние травы;

4.все ответы верны.

А23. Пыльца цветковых растений – это:

1.мужской заросток (гаметофит);

2.женский заросток (гаметофит);

В1. Способ опыления растений с цветками, раскрывающимися днём, с длинным венчиком, с яркой окраской, но без запаха называется…………?

В2. Какая структура цветковых растений имеет клетки с триплоидными ядрами?

В3. Сколько спермиев сливается с яйцеклеткой у цветкового растения, для которого характерны многосемянные плоды? (ответ запишите словом.)

В4. Какая структура в семени злаковых растений представляет собой видоизмененную семядолю?

В5. Составьте последовательность расположения структур цветкового растения, начиная с наружной:

Перенос пыльцы из пыльника на рыльце пестика называется опылением. Различают два вида опыления: перекрестное и самоопыление.

При самоопылении рыльце принимает пыльцу того же цветка либо другого, но той же особи. Возможно опыление в закрытых, нераспустившихся цветках (горох). При перекрестном опылении переносится пыльца от разных особей. Это основной тип опыления цветковых растений (яблоня, ива, огурец и др.).

Схема перекрестного опыления и самоопыления

Перекрестное опыление

Перекрестное опыление осуществляется естественным (насекомыми, птицами, летучими мышами, ветром, водой) и искусственным (производит человек) путями.

Приспособленность растений к опылению ветром проявляется в наличии голых цветков, либо невзрачных, слабо развитых околоцветников. Они лишены нектарников и запаха, пыльцы образуют много, она легкая, сухая, мелкая, рыльца длинные, с большой поверхностью для улавливания пыльцы (рожь, кукуруза).

Приспособленность растений к опылению насекомыми характеризуется яркой окраской венчика, наличием нектарников, запаха (одуванчик, земляника). Пищей для насекомых являются нектар и пыльца. Окраска и запах служат для привлечения опылителей. Иногда цветки обладают запахом, характерным для самок насекомых того же вида. Это привлекает к ним самцов, которые и осуществляют опыление. Эволюция цветковых растений и их опылителей шла параллельно. Это так называемая сопряженная эволюция.

Приспособление растений к опылению насекомыми и ветром

Приспособление растений к опылению насекомыми и ветром

Перекрестное опыление обеспечивает обмен генами, поддерживает высокую гетерозиготность популяций, дает материал для естественного отбора и сохраняет самое выносливое потомство — носителей наиболее благоприятного сочетания генов.

Искусственное опыление

Искусственное опыление производит человек для повышения урожая или получения новых сортов растений. При этом для нанесения пыльцы на рыльце пестика используют разные способы. Так, у кукурузы, имеющей однополые цветы, пыльцу собирают, стряхивая верхушечные метелки мужских цветков в бумажные воронки. Затем собранной пыльцой посыпают выступающие на верхушке початка длинные рыльца женских цветков.

При искусственном опылении подсолнечника стебли двух соседних растений наклоняют так, чтобы можно было прижать цветущую поверхность одной корзинки к другой. Можно переносить пыльцу, поочередно прижимая руку в варежке из мягкой материи к цветущим корзинкам разных растений.

Схема искусственного опыления

Схема искусственного опыления

Для получения новых сортов растений с обоеполыми цветками необходима подготовка к искусственному опылению. Прежде всего из цветков растения, избранного в качестве материнского, еще в бутоне удаляют пыльники и защищают эти цветки марлевыми или бумажными мешочками от попадания пыльцы. Через 2-3 дня, когда бутоны раскроются, наносят на рыльца пестиков заготовленную пыльцу другого сорта чистой сухой акварельной кисточкой, мягким поролоном или кусочком резинки, прикрепленными к проволоке.

Двойное оплодотворение у цветковых растений

После опыления происходит процесс оплодотворения, но для этого нужен ряд условий: пыльца должна не только удержаться на рыльце, но и прорасти через столбик, достигнуть семязачатка и обеспечить слияние мужских клеток с женскими.

Двойное оплодотворение характерно для цветковых растений.

Обычно на рыльце попадает множество пыльцевых зерен. Они, как правило, имеют шероховатую поверхность и удерживаются липкой кожицей рыльца. Кроме этого, при попадании совместимой пыльцы клетки рыльца выделяют вещества, стимулирующие ее прорастание.

Схема двойного оплодотворения у цветковых растений

Схема двойного оплодотворения у цветковых растений

Начинается прорастание пыльцевых зерен с набухания. Затем через специальные поры (каналы) в наружной оболочке пыльцевого зерна внутренняя выпячивается в тонкую пыльцевую трубку, куда переходят вегетативное ядро и спермин. Пыльцевые трубки всех совместимых зерен, удержавшихся на рыльце пестика, растут по столбику, направляясь к семязачатку. Одна из них обгоняет в росте другие и, достигнув пыльцевхода, проникает через него к зародышевому мешку и здесь изливает в него свое содержимое.

Один из спермиев сливается с яйцеклеткой, а другой — со вторичным ядром центральной диплоидной клетки. Вегетативное ядро разрушается еще до проникновения пыльцевой трубки в зародышевый мешок.

Двойное оплодотворение у цветковых растений открыл русский цитолог и эмбриолог растений С.Г.Навашиным в 1898г.

При наличии в завязи семязачатков в каждом из них происходит вышеописанный процесс двойного оплодотворения. Называется он двойным потому, что сливаются две мужские клетки с двумя клетками женского гаметофита. В дальнейшем после оплодотворения в цветке начинается развитие семени и плода.

Образование семян

После оплодотворения внутри зародышевого мешка начинается быстрое митотическое деление триплоидного вторичного ядра, не имеющего периода покоя. Образуется большое количество ядер, затем между ними возникают, перегородки.

Эти вновь образовавшиеся клетки продолжают деление, заполняя всю полость зародышевого мешка питательной тканью — эндоспермом, который у одних растений полностью расходуется во время развития зародыша (бобовые, тыквенные), а у других — сохраняется в зрелых семенах (злаки). Одновременно происходит разрастание зародышевого мешка и семяпочки.

Формирование зародыша начинается с деления зиготы. После периода покоя зигота делится митотически на две клетки. Верхняя клетка, прилегающая к пыльцевходу, образует подвесок, отодвигающий нижнюю клетку в глубь эндосперма. Подвесок у одних видов растений остается одноклеточным, у других — делится поперечными перегородками и становится многоклеточным. Нижняя клетка разрастается в предзародыш семени сферической формы. Предзародыш делится на 4 клетки двумя перпендикулярными перегородками, затем каждая из этих клеток делится еще на две.

Сначала клетки более или менее однородны. По мере дальнейшего деления происходит дифференцировка клеток на зачаточный корешок, зачаточный стебель, зачаточные листочки (семядоли) и зачаточную почечку, окруженную семядолями. К этому времени семяпочка превращается в семя, ее покровы и остатки эндосперма образуют кожицу семени.

Таким образом, из оплодотворенной диплоидной яйцеклетки формируется зародыш семени, а из вторичной триплоидной клетки — питательная ткань — эндосперм, покровы семязачатка превращаются в покровы семени, а стенка завязи, разрастаясь, образует околоплодник.

Методические матералы содержат план-конспект урока "Двойное оплодотворение у высших цветковых растений" и задания для контроля и коррекции знаний по данной теме.

ВложениеРазмер
конспект урока "Двойное оплодотворение у высших цветковых растений" 406 КБ
задания к уроку двойное оплодотворение у высших цветковых растений 45.27 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел: Общая биология 10 класс

у высших цветковых

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и первичное закрепление).

Форма урока: школьная лекция с отработкой полученных знаний.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Цели урока: Знать:

 особенности микроспорогенеза и микрогаметогенеза, мегаспорогенеза и мегагаметогенеза у высших цветковых растений;

 механизм двойного оплодотворения у высших цветковых растений, его значение;

 устанавливать взаимоотношения двойным оплодотворением и прямым влиянием пыльцы на признаки эндосперма у высших цветковых растений;

 навыками работы с мини-словарём, вести записи тезисов лекции.

Оборудование: блок – предписание на каждый стол;

мини-словарь на каждый стол;

Литература к уроку : Ярыгин В.Н. Биология для поступающих в вузы. – М.: Высшая школа, 2000.

Дидактические условия проведения урока

  • семязачаток,
  • спермий,
  • яйцеклетка,
  • оплодотворение,
  • спорангий,
  • эндосперм,
  • зигота,
  • митоз,
  • мейоз,
  • диплоидность,
  • гаплоидность,
  • доминантный признак,
  • рецессивный признак,
  • зародышевый мешок

Эти понятия являются необходимой базой для формирования новых, изучаемых в данной теме понятий:

  • гаметофит,
  • спорофит,
  • мегаспора, мегаспорангий и мегаспорогенез,
  • микроспора, микроспорангий и микроспорогенез,
  • микропиле, нуцеллус, интегументы, халаза, синергиды, антиподы,
  • ксенийность
  • экзина и интина, спорополленин.
  • Цель урока: Углубить знания о механизме двойного оплодотворения у высших цветковых растений и установить его значение.
  • Этап 1: Цель: проверка знаний.
  • Этап 2: Цель : восстановление опорных знаний.
  • Этап 3: Цель: ознакомится с механизмом микроспоро- и микрогаметогенеза.
  • Этап 4: Цель: ознакомится с механизмом мегаспоро- и мегагаметогенеза.
  • Этап 5: Цель: ознакомится с механизмом двойного оплодотворения и установить связь между ним и прямым влиянием пыльцы на признаки эндосперма у высших цветковых растений.
  • Этап 6: Цель: определить значение двойного оплодотворения.
  • Этап 7: Итоги урока . Выполнение тестовых заданий.
  • В ходе поэтапного изучения и проработки каждого блока урока сформированы прочные знания по теме;
  • Решение проблемных вопросов способствовало активизации творческого мышления учащихся и позволило объединить воедино все блоки урока;
  • Закреплены навыки работы со справочными материалами;
  • Выполнение тестовых заданий позволило выявить пробелы в знаниях.

Оргмомент. Проверка знаний.

Обращает внимание учащихся на тему урока и просит сформулировать цели урока.

Формулирует вопросы, предлагает учащимся ответить на них.

  1. Какое строение имеют яйцеклетки, и какие типы яйцеклеток вам известны?
  1. Дайте определение оплодотворения. Какие способы оплодотворения вам известны?

Формулируют цели урока.

Учащийся готовит ответ у доски с использованием демонстрационного материала.

Пока готовится 1-й учащийся, 2-й отвечает с места.

После ответа 1-го учащегося отвечает 3-й.

Отвечает 4-й учащийся

Актуализация опорных знаний.

Мы с вами определили цели урока: выявить особенности процесса оплодотворения у высших цветковых растений и выяснить значение этого процесса.

(Организуется фронтальная беседа).

- Какой орган покрытосеменных растений выполняет функции бесполого и полового размножения?

- Какие части цветка являются главными?

- Какое строение имеет тычинка, и каково её значение?

/Тычиночная нить, пыльник. В

пыльниках созревает пыльца./

- Какое строение имеет пестик, и каково его значение?

/Рыльце, столбик, завязь.

В завязи формируются семязачатки/

- Какой процесс предшествует образованию семян?

/Опыление и оплодотворение/

Для того чтобы понять механизм оплодотворения у цветковых растений ознакомимся с процессом формирования гамет у них. (Будьте внимательны, после объяснения вам предстоит выполнить самостоятельную работу).

У высших споровых растений большая часть жизненного цикла представлена диплоидной фазой – стадией спорофита /найдите в словаре определение этого понятия/.

Однако гаплоидные клетки, образующиеся в результате мейоза, - микроспоры и мегаспоры, дают начало редуцированному мужскому и женскому гаметофитам , которые гаплоидны. /Организуется работа со словарём/.

В свою очередь, они формируют мужские половые клетки – спермии и женские – яйцеклетки.

Этап III Блок I - Процесс микроспорогенеза и микрогаметогенеза.

I. Организуется работа со словарём. Найдите определения понятий: микроспорогенез, микроспорангий, микроспороцит, микроспора.

Комментарий к схеме: /Лекция учителя с элементами беседы и с демонстрацией таблиц. Работа со словарём./

В пыльцевом мешке содержатся микроспороциты. Каждый микроспороцит претерпевает мейоз и образует четыре пыльцевых зерна.

Непосредственно после мейоза можно видеть тетрады молодых пыльцевых зёрен. У каждого пыльцевого зерна образуется толстая стенка, поверхность которой часто бывает причудливо скульптурирована, причём характер узоров специфичен для вида или рода.

Наружная стенка, или экзина , состоит из спорополленина , одного из самых устойчивых веществ, существующих в природе. И благодаря этому оболочки пыльцевых зёрен могут сохраняться, не изменяясь, на протяжении длительного времени, иногда миллионы лет.

Внутренняя оболочка тонкая – носит название – интина.

Затем ядро микроспоры делится надвое путём митоза, образуя генеративное ядро и вегетативное ядро (или ядро пыльцевой трубки).

После этого содержимое пыльцевого зерна можно рассматривать как эквивалент мужского гаметофита, поскольку из генеративного ядра в дальнейшем образуются мужские гаметы, в результате второго митотического деления.

Этап IV. Блок II - Процесс макроспорогенеза и макрогаметогенеза.

В завязи образуются один или несколько семязачатков; каждый из которых прикреплён к стенке завязи в месте, называемом плацентой, с помощью короткой ножки – фуникулуса (семяножки), по которой к развивающемуся семязачатку поступают питательные вещества и вода.

Главную часть семязачатка составляет нуцеллус , окружённый двумя защитными покровами – интегументами . На одном конце семязачатка слева имеется маленькая пора – микропиле (пыльцевход). Другой его конец, где фуникулус сливается с нуцеллусом и интегументами, называется халазой .

В нуцеллусе, у его микропилярного конца, начинает развиваться одна материнская клетка мегаспоры, известная под названием материнской клетки зародышевого мешка. Эта диплоидная клетка делится путём мейоза и образует тетраду мегаспор, три из которых в дальнейшем дегенерируют, а четвёртая даёт начало зародышевому мешку.

После периода роста ядро мегаспоры делится митозом до трёх раз, в результате чего образуется восемь гаплоидных ядер. Затем эти восемь ядер группируются по четыре. Одна четвёрка – вблизи микропиле – места проникновения спермия, а другая на противоположном конце зародышевого мешка. Из первой четвёрки одно ядро обособляется и даёт начало ядру яйцеклетки, ещё два ядра образуют т.н. синергиды , которые после оплодотворения яйцеклетки разрушаются. Четвёртое ядро мигрирует в центр зародышевого мешка. Из другой четвёрки, отошедших к противоположному концу зародышевого мешка, три образуют клетки – антиподы , а одно ядро также мигрирует в центр, где и сливается с ядром, отошедшим от микропиле. Так образуется диплоидное центральное ядро .

(Прежде чем продолжить лекцию, целесообразно, используя демонстрационный материал «Строение зерновки пшеницы восстановить опорные знания.) Для этого учащимся предлагается ответить на ряд вопросов:

- Из чего развивается плод?

- Как называется плод злаковых?

- Из чего развивается семя?

- Какое строение оно имеет?

- Каково значение каждой части семени?

(После систематизации знаний лекция продолжается).

Признаки организма, заложенные при оплодотворении. Могут быть учтены только после высева семян и выращивания из них растений следующих поколения. В то же время признаки эндосперма можно учесть непосредственно на семенах, завязавшихся в результате опыления в год скрещивания. Это явление – прямое влияние пыльцы на признаки эндосперма – было названо В. Фоке (1881г) ксениями.

Так, если кукурузу белозёрного сорта (белые зёрна – рецессив) опылить пыльцой жёлтозёрного (доминант) сорта, то образуются жёлтые семена, несмотря на то, что они развиваются на растениях белозёрного сорта.

Наиболее яркий пример ксенийности – наличие в одном початке кукурузы по-разному окрашенных зерновок (результат расщепления).

Долгое время механизм ксений был непонятным. Ответ на этот, мучивший учёных вопрос, смог дать русский учёный – цитолог и эмбриолог растений.

/Учащиеся работают с криптограммой (см. приложение) в малых группах или парах. По окончании работы проводится проверка./

(После выступления учащегося продолжается лекция.)

Этап V. Блок III – Двойное оплодотворение.

Оплодотворение у растений состоит из следующих этапов.

После попадания пыльцевого зерна, эпидермальные клетки рыльца выделяют раствор сахарозы, которая стимулирует прорастание пыльцы. Пыльцевое зёрно набухает и всё его содержимое, одетое наружной оболочкой (экзиной), начинает выпячиваться через поры, образуется пыльцевая трубка, которая проникает вглубь столбика по направлению к завязи.

При прорастании на рыльце пестика нескольких пыльцевых трубок лишь одна из них достигает зародышевого зерна и проникает через микропиле. При соприкосновении конца пыльцевой трубки с синергидами она разрывается, а синергиды разрушаются. Два спермия вместе с содержимым пыльцевой трубки попадает внутрь зародышевого мешка. Один из них сливается с гаплоидным ядром яйцеклетки, в результате чего образуется зигота, дающая начало зародышу.

1-й спермий(n) + яйцеклетка (n) зигота (2n) митоз мноклет.

В данном случае имеет место гетерогамия (или анизогамия), поскольку количество цитоплазмы, вносимое в зиготу яйцеклеткой, значительно больше того, которое поступает со спермием. Тем не менее, с цитоплазмой спермия у некоторых растений могут передаваться и пластиды.

Второй спермий, проникший в зародышевый мешок, сливается с центральным диплоидным ядром. Так возникает триплоидное ядро, дающее начало питательной ткани – триплоидному эндосперму.

2-й спермий (n) + центральная триплоидная эндосперм

клетка (2n) клетка (3n) (3n)

Антиподы также разрушаются и ли дегенерируют.

- В чём же причины ксенийности?

/Ожидаемый ответ. Если спермии пыльцевого зерна имеют диплоидный аллель гена, контролирующего определённый признак эндосперма (например, окраску), то развитие соответствующего признака будет определяться этим аллелем после слияния ядра спермия центрального ядра зародышевого мешка, из которого и образуется эндосперм, т.е. эндосперм имеет гибридное происхождение./

Этап VI. Блок IV – Значение двойного оплодотворения.

(По завершении самостоятельной работы перед учащимися предлагается проблемные вопросы.)

Вопрос 1: - Как вы думаете, в чём заключается значение двойного оплодотворения?

Вопрос 2: - Найдите связь между двойным оплодотворением и господствующим положением покрытосеменных растений.

/Ожидаемый ответ. Значение заключается в том, что обеспечивается активное развитие питательной ткани уже после оплодотворения. Поэтому семяпочка у покрытосеменных не запасает питательных веществ впрок и, следовательно, развивается гораздо быстрее, чем у многих других растений, например, голосеменных. Этим и объясняется господствующее положение покрытосеменных растений на Земле./

Проникнув в зародышевый мешок, пыльцевая трубка приходит в соприкосновение с его яйцевым аппаратом. Из нее выходят два спермия.

Один проникает в яйцеклетку и сливается с ее ядром, а другой оплодотворяет ядро центральной клетки зародышевого мешка. Происходит процесс двойного оплодотворения. Оплодотворенная яйцеклетка становится зиготой, в ней восстанавливается диплоидный (2n) набор хромосом. Из зиготы путем ряда митотических делений клеток развивается зародыш семени нового растения. Центральная клетка зародышевого мешка после оплодотворения содержит тройной набор хромосом (3n). Из нее развивается триплоидный эндосперм семени.

Двойное оплодотворение у растений впервые было открыто в 1898 г. выдающимся русским ученым С. Г. Навашиным. Это открытие сыграло большую роль в цитологии и ботанике. Благодаря ему были изучены и объяснены многие сложные процессы оплодотворения и размножения, а также наблюдаемое у некоторых растений явление ксенийности. Суть его состоит в том, что признаки отцовского организма проявляются непосредственно в результате опыления на эндосперме семян материнских растений. Например, при произрастании рядом двух сортов кукурузы — белосемянного и желтосемянного — у первого из них появляются початки, в которых часть семян окрашена в желтый цвет. Такие початки называются ксенийными. Признак желтой окраски эндосперма в этом случае проявляется как результат оплодотворения ядра центральной клетки зародышевого мешка белосемянного растения одним из спермиев пыльцевого зерна, попавшего на его рыльце с желтосемянного сорта. В явлении ксенийности очень хорошо выражены половая природа и возможный гибридный характер образования эндосперма.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: