Яблоко от яблони недалеко падает примеры из литературы

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 24.09.2024

Как отмечал В. О. Ключевский, комедия Фонвизина “Недоросль” связала слова “недоросль” и “Митрофан” в единое понятие, “так что Митрофан стал именно нарицательным, а недоросль собственным: недоросль – синоним Митрофана, а Митрофан – синоним глупого неуча и маменькина баловня”. Судьба этого молодого человека, искореженная историческими обстоятельствами, сословными пороками, вызывает, как бы это не звучало странно, не смех,

а смех сквозь слезы. Неуч Митрофанушка глуп, эгоистичен, но проблема состоит в том, что именно в руках таких невежд оказывались и оказываются судьбы тысяч и тысяч людей, как в екатерининскую эпоху, так и в нашем просвещенном XXI веке.

В России недорослем называли подростка до пятнадцати лет. По достижении этого возраста дворянин поступал на государеву службу и становился новиком, “срослым человеком”. Во времена царствования Петра I служба в новой регулярной армии стала несравненно тяжелее. С другой стороны, поместное владение стало наследственным.

Таким образом, тягости обязательной военной службы

увеличивались, а материальное побуждение к ней уменьшалось. Поэтому не удивительно, что дворяне стремились освободить своих детей и от службы, и от школы.

Митрофану у Фонвизина было уже около шестнадцати лет, но он еще состоял в недорослях: по закону 1736 года срок учения недоросля был продолжен до двадцати лет. Родители его были довольно обеспеченными людьми, а потому могли себе позволить домашнее образование сына, однако Митрофан учится из рук вон плохо, клянет всех учителей и мать, которая требует от него невозможного. Скорее всего, если бы у него не было заботливой, настойчивой матери, он бы с удовольствием находился в стороне от науки.

Но чем больше Митрофану навязывают свое мнение, тем больше он пытается отлынивать от ненавистных занятий. С другой стороны, Митрофан – “продукт” атмосферы усадебного быта, и ненависть к науке, как мне кажется, он унаследовал от своих “славных” предков (отец Простаковой и Скотинина “не умел грамоте”). Понимая, что ее Митрофану придется служить, а времена наступили другие (“умниц-то ныне завелось много”), Простакова не решается уже заявить, подобно своему отцу: “Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет”. Не изменив своего отношения к учению, Простакова, однако, говорит: “Что ты станешь делать?

Ребенок, не выучась, поезжай-ка в тот же Петербург; скажут – дурак”. Именно поэтому она нанимает учителей, хотя особого смысла в занятиях науками не видит.

Благодаря стараниям все той же матушки Митрофан, кроме пренебрежительного отношения к учебе, приобрел еще массу “полезных” свойств и качеств. В первую очередь, это лень. Ленивого человека осуждал еще Владимир Мономах, который в своем напутствии-поучении. к детям писал: “Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не учится”.

Митрофанушка является подтверждением этих слов. Чему научился Митрофан к своим шестнадцати годам? Покушать хорошо да пожаловаться маменьке, что “схватило живот” от недоедания.

С малых лет он привык к двуличию и подхалимству. Так, желая разжалобить маменьку, Митрофан рассказывает ей свой сон. Приснилось ему, что матушка колотит батюшку, и говорит, что ему стало жалко ее, а не бедного батюшку: “Ты так устала, колотя батюшку”.

Когда приезжает Стародум, по наущению матушки Митрофан любезно пытается поцеловать руку совершенно чужому человеку, только по той простой причине, что у него есть’ деньги и власть. Стародума возмущает такое поведение подростка: “Этот ловит целовать руку. Видно, что готовят в него большую душу”.

Глубина познаний Митрофана раскрывается в сцене, описывающей незабываемый импровизированный экзамен, устроенный Правдиным. Митрофан назубок выучил русскую грамматику. Определяя, какой частью речи является слово “дверь”, он демонстрирует недюжинную логику: дверь “прилагательна”, “потому что она приложена к своему месту.

Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна”.

Митрофан – существо безвольное. Собственного мнения он не имеет, в основном полагаясь на мнение маменьки, и лишь единожды проявляет силу характера, заявив, что не желает больше учиться, а желает жениться. Доказательств этому множество. Возьмем, к примеру, процесс обучения Митрофанушки.

Под диктовку Кутейкина недоросль читает текст, который, в принципе, характеризует его самого: “Аз же есмь червь”, “Аз есмь скот… ане человек”, “Поношение человеков”. Учение настолько утомляет Митрофана, что он с радостью соглашается с маменькой. Простакова: “Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань”.

Митрофанушка: “А по мне и подавно”.

Н. В. Гоголь писал, что Митрофанушка, по сути своей, не заключает ничего злобного в своей природе, поскольку не имеет желания наносить кому-либо несчастья. Но постепенно под влиянием баловства, угождения мамы и няньки, Митрофан становится нечувствительным и безразличным по отношению к родным людям. Единственная наука, которую он усвоил на отлично, – это наука унижения и оскорбления.

Со свойственным ему эгоизмом Митрофанушка жалеет маменьку только на словах. Будучи обиженным родным дядюшкой, Митрофан решается на бессовестный и жалкий шантаж. Он обещает Простаковой утопиться в речке, если еще кто-нибудь посмеет его обидеть. Реакция матери на удивление полна глубокого воспитательного смысла, мол, чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.

Но в конце комедии Простакова получила сполна плоды своего “благородного” воспитания. Лишенная всего, ибо лишилась власти делать зло, она, бросаясь обнимать сына, говорит ему: “Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!”, а он отвечает ей вполне искренно: “Да отвяжись, матушка, как навязалась!” П. А. Вяземский отмечал, что в этой черте Митрофана “так много истины, эта истина так прискорбна, почерпнута из такой глубины сердца человеческого, что по невольному движению точно жалеешь о виновной, как при казни преступника, забывая о преступлении, сострадательно вздрагиваешь за несчастного”.

Значит, что дети похожи на родителей или поступают также, как и они. Пример: семья монстра Чикатило. Отца расстреляли за десятки погубленных жизней. Сын тоже оказался насильником.

просто когда один человек (мама, папа) чем- нибудь (характером, действиями) похож на другого (дочь, сын).

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.



При желании упрекнуть человека в недостойном воспитании его ребенка я часто говорила: "Яблоко от яблони недалеко катится". Думаю, вы тоже нередко применяете такое выражение в своем лексиконе, но правильно ли вы понимаете его смысл? Лично я поняла смысл этого выражения только после того, когда узнала полную версию пословицы.


Как я всегда понимала эту пословицу

"Яблоко от яблони недалеко падает" - это выражение, которое говорят в том случае, когда хотят показать плохое воспитание ребенка, впитавшего черты своих родителей, возле которых он все время находился.

Такое сравнение существовало еще в давние времена, когда наши предки заметили, что созревшее яблоко, упав на землю, остается лежать под деревом. Это они сравнивали с детьми, которые живут с родителями и впитывают абсолютно все, что видят вокруг себя. Уже давно все прекрасно понимали, что любой ребенок воспитывается примером отца и матери, а их негативное поведение непременно отразится на его поведении.

С давних пор фразу о яблоках и яблоне произносят в недовольной форме и в адрес детей, когда те начинают демонстрировать поведение, противоречащее устоям общества, с отсылкой на то, что, видимо, родители у него такие же, раз не научили хорошим манерам.

Как пословица звучит полностью

Мне всегда казалось, что смысл данной пословицы закончен, но не тут-то было. Оказывается, у этого выражения имеется продолжение. Полная версия этой пословицы звучит следующим образом: "Яблоко от яблони недалеко падает, да далеко катится".


Значение

Узнав продолжение пословицы, я стала понимать, что в ней говорится не только о том, что ребенок имеет способность впитывать в себя все, что видит в собственной семье и, в конце концов, становится похожим на своих родителей. Оказывается, ее смысл сводится к тому, что рано или поздно любой ребенок, наученный манерам, показанным ему родителями, отлучится от семьи в общество, где начнет демонстрировать их.

Полная версия известной пословицы заставила меня задуматься над тем, что, воспитывая ребенка, нужно вкладывать в него такие черты, с которыми он потом сможет жить в обществе, ведь рано или поздно "яблочку" придется "откатиться" в сторону и, скорее всего, на приличное расстояние.

Так что же в результате получается: выходит, эта пословица предназначена вовсе не для того, чтобы упрекать ею родителей недостойно воспитавших свое чадо, а для того, чтобы каждый человек, в семье которого растет ребенок (а, быть может, и не один), думал что в него вкладывает.

Яблоня от яблони недалеко падает значение

Происхождение пословицы

Сочинение по пословице яблоко от яблони недалеко падает

Но если задуматься, то откуда пришло это выражение? Цветущая яблоня воплощает в себе одно из ярчайших украшений любого сада. Все жители такого участка с нетерпением ждут момента, когда смогут попробовать заветные душистые плоды, в которых не успел поселиться проказливый червячок. Но не весь урожай становится удачным. Одни яблоки вызывают зависть всех соседей, сверкая на солнце спелыми округлыми боками. Другие остаются мелкими, невзрачными, огорчая своих хозяев необычным кислым вкусом. Почему такое природное явление перенесли в жизнь, создав новую пословицу?

Аналогичным выражением охарактеризовали отношения детей и родителей, намекая на то, что от хороших людей не может родиться изгой и преступник. Молодое поколение появляется на свет с чистой душой. Все плохие слова и поступки, которые появляются на протяжении человеческой жизни, идут от генов и семьи, где растёт новая личность.

Примеры из жизни и литературы

Таким народным тезисом можно охарактеризовать много жизненных ситуаций:

Яблоко от яблони недалеко падает

Яблоко от яблони недалеко падает смысл

Общество издавна придавало огромное значение воспитанию молодого поколения. Когда старшие представители рода выбирали будущую жену или мужа для своей молодёжи, то они узнавали всю информацию о семье кандидатов: пьющих родственниках, ленивых потомках, грубых или невежественных родителях и прочее. Это сегодня они могут разъехаться по всему миру и не видеть друг друга годами. А тогда каждый род старался держаться той земли, где родились и были похоронены все предки. Поэтому жизнь любого человека проходила на виду всех соседей и просто знакомых.

Если кто-то из них опорочил себя неблаговидными действиями, то он мог поставить под угрозу благополучие родственников. Люди боялись похожей участи и старались придерживаться общественных правил. Детей строго воспитывали и с малолетства приучали слушаться взрослых и уважать их мнение.

Современное время внесло свои поправки в повседневную жизнь, но моральные ценности достались по наследству от предков. Поэтому если человек увидит на улице капризного ребёнка, то он сразу сделает неприятные выводы о его родителях и их воспитании.

Похожие пословицы

Смысл яблочной темы отразился во многих распространённых пословицах:

  • у доброго батюшки добры и детки;
  • от крапивы крапива и родится;
  • кто от кого, тот и в того;
  • от осинки не родятся апельсинки;
  • какова хата, таков и тын, каков отец, таков и сын;
  • и так далее.

Правда или ложь в известном выражении

Но не всё так просто, как кажется на первый взгляд. Иногда в хороших семьях, где родители представляют собой пример благополучия и достатка, вырастают ленивые и безынициативные дети, а в неполноценных — вундеркинды. Почему так происходит?

Яблоко от яблони недалеко

Не все поколения умеют выстраивать правильные отношения со своими детьми. Некоторые матери и отцы стараются дать своему потомству всё самое лучшее, потакая любым прихотям малышей. В этом стремлении они забывают о собственных потребностях, напрочь изгоняя из них уважение к окружающим людям и почтение к старшим. Сами того не желая, они взращивают будущих нахлебников и эгоистов.

В противоположность им выступают неблагополучные родители, которые в лучшем случае не занимаются своим ребёнком, а в худшем — заранее ломают жизнь маленького человека. Но такой ребёнок, выходя на улицу, видит другие примеры более счастливых семей, которые резко контрастируют с его родными. Ему даётся возможность сравнить, и многие малыши делают правильные выводы.

Поэтому из неблагополучного окружения часто выходят самые правильные и справедливые люди, ненавидящие любые проявления зла. Такие примеры доказывают, что пословица не всегда права и вполне может ошибаться.

Поэтому не следует понимать буквально любую народную мудрость. Жизнь похожа на многогранную палитру цветов, среди которых встречаются не только чётко выраженные оттенки, но и сложно уловимые полутона. Каждый человек представляет собой не только результат воспитания своих родителей, но и следствие собственных усилий. От того, к чему он будет стремиться, зависит вся его дальнейшая судьба. А если отсутствует хотя бы малейший признак амбиций и желаний, то окружение слепит из него подходящего представителя своей семьи.

Литературные герои

Если поискать в эссе, рассказах и других произведениях, то можно найти двух ярких персонажей: Фрол Скобеев и Илья Обломов. Первый был молодым человеком из бедной семьи. Среди его достоинств числились только хитрость и жизненная смекалка. Но с их помощью он смог выбиться в люди и стать уважаемой личностью.

В противовес ему идёт Илья. Престарелый недоросль получил в наследство значительное состояние, дающее большие возможности. Но в его доме была привычной другая картинка — мужчина лежит на диване и пытается понять, чего он хочет от жизни. Образ будущих перспектив манит его, но так и не приводит к какому-либо итоговому результату. Он мечтает о том, какой прекрасной будет его судьба, но так и не делает ничего, чтобы приблизиться к этому. И так мужчина катится по жизни туда, куда заносит его попутный ветер.

Эти мужчины представляют собой яркое описание человеческих возможностей. Их поступки означают то, что все зависит от каждой отдельной личности. Не всегда определённое окружение даёт соответствующее продолжение. Как говорится, если будет желание, то человек может кардинально изменить свою жизнь. А если таковых эмоций нет, то он найдёт объяснение свой лени и бездеятельности, обвиняя родителей и бабушек в третьем поколении.

Читайте также: