Виноград собирают осенью тип односоставного предложения

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 24.09.2024

1.Определенно- личные предложения - это односоставные предложения. (Да)
2. Это предложения с одним главным членом, совпадающим по выражению со сказуемым. (Да)
3.Можно ли в неопределённо- личном предложении восстановить подлежащее? (Да)
4. Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1, 2 лица? (Нет)
5.Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (Нет)
6.Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения? (Да)
7. Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (Нет)
8. Согласен ли ты, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? ( Да)
9. Может ли назывное предложение быть распространенным? (Да)
10. Назывные- двусоставные предложения? (Нет)

Собери опорную схему.

Односоставные Я, МЫ, ТЫ, ВЫ
Определённо- личные ОНИ, КТО- ТО

Неопределённо- личные
ВСЕ, ЛЮБОЙ
Безличные 1, 2 Л.ЕД.МН.Ч. НАСТ. БУД.ВР.
Назывные 3 Л. МН.Ч. ПРОШ.ВР.
Обобщённо- личные СОСТ. ПРИР. И ЧЕЛОВЕКА.
Подлежащее ГЛАГОЛ БЕЗЛИЧ.,Н.Ф.ГЛ.,НЕТ
Сказуемое

4.ЗАПИШИТЕ НОМЕРА ТОЛЬКО ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.(По А.А.Фету)

Один ученик работает у доски. Самопроверка.

  1. Сядь у моря – жди погоды.
  2. Какая холодная осень!
  3. А ручей так и рвётся.
  4. От звезды, будто искра, заронилась дума Тайно в сердце грустное моё.
  5. Что за вечер!
  6. Ночь. Не слышно шума городского.
  7. Будто воды, наши годы станут прибывать.
  8. Отчего ж не ждать?
  9. Из-за дремлющих сосен пожар восстаёт.
  10. Весна. Совсем тепло.

5.НУЖНО РАЗЛИЧАТЬ ВИДЫ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

  1. Что же говорят об этом удальце?(П.)
  2. Люблю дымок спалённой жнивы. (Л.)
  3. Тихая, звёздная ночь. (Ф.)
  4. Кому владеть мечом? (П.)
  5. Береги платье снову, а честь смолоду. (Пословица)
  6. Не отходи от меня, друг мой. (П.)
  7. На обломках самовластья напишут наши имена. (П.)
  8. С любимой мечтою не хочется сердцу расстаться. (Ф.)
  9. Тебе внимать, твой видеть милый взор. (П.)
  10. Непредвиденный дождь.

-Посмотри-ка, - сказал Витя Захаров своему другу Пете,- я нашёл интересное стихотворение, которое состоит из простых предложений, причём одного вида.

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

А.Фет

- Я тоже, - отозвался Петя, -- отыскал стихотворение, где все простые предложения и, за исключением первого, относятся к одному и тому же типу. Сейчас я тебе его прочту.

Чудная картина, Свет небес высоких,
Как ты мне родна! И блестящий снег,
Белая равнина, И саней далёких
Полная луна, Одинокий бег.

А.Фет

- Покажем эти стихи завтра в классе, - предложил Витя, - пусть подумают все ребята над тем, какого вида эти предложения. Н.Александрович

( В первом стихотворении все предложения безличные, во втором (кроме первого предложения) – назывные).

  1. Вечерний час, в долину тень сползла. (Л.)
  2. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой. (П.)
  3. Подали ужинать, сердце её сильно забилось. (П.)
  4. Пряный вечер, гаснут зори. (Ес.)
  5. Смеркалось, подали свечи. (П.)
  6. И вы не знаете, что сделалось с бедной вашей женою? (П.)
  7. Благодарю, высылай скорее сына. (П.)
  8. Через несколько дней узнали, что Владимир уехал в армию. (П.)
  9. На дворе было ещё темно, как Андрияна разбудили. (П.)

Назывными предложениями нельзя злоупотреблять в письменной речи.

Один начинающий поэт прислал в редакцию очень слабые стихи, которые состояли почти сплошь из назывных предложений. Редакция остроумно ответила ему:

Полы. Прилавки. Покупатель.
Чулки. Сорочек ряд. Духи.
Перчатки. Шляпы. О.Создатель.
О. Как. Легко. Писать. Стихи.

В этом полном иронии четверостишии допущена одна передержка; если вы заметили, то сумеете наверняка найти и предложение, которое никак нельзя отнести к назывным.

ОТВЕТ: Первое - двусоставное, второе - назывное, третье – безличное. Последнее предложение не назывное: О создатель! О, как легко писать стихи!

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ.

Охарактеризуй предложение. Сколько в нём простых предложений?

Шёпот сердца, уст дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
Бледный блеск и пурпур розы,
Речь не говоря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!

ОТВЕТ: Все предложения назывные, 13 запятых, 13 простых предложений.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ.

Работа по разноуровневым тестам.

РЕФЛЕКСИЯ.

Поставьте себе оценку за знание этой темы.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1 ряд- о Предложениях, всегда готовых обнаружить своё истинное (определённое ) лицо.

2 ряд- о безликих Безличных Предложениях, у которых нет и не может быть лица.

3 ряд- о волшебниках Назывных Предложениях, умеющих кратко сформулировать любую мысль.

8 класс. Односоставные предложения.

1вариант.

1 уровень.

Двусоставные предложения - это

2. Найдите односоставные предложения:

а) Приятно пахнет черемухой.

б) Тучам солнца не скрыть, войне мир не победить.

в) Месяц назад люди увели с яблони ее весёлых, румяных детишек.

3. Определите тип односоставного предложения:

Настоящую нежность не спутаешь ни с чем .

4.Приведите примеры трёх назывных предложений.

5.Выполните синтаксический разбор.

Сберечь в целости и сохранности национальную духовную родословную без
казахской поэзии невозможно.

2 уровень.

1.Укажите безличные предложения:

а) Меня трясло от злобы.

б) Расцвела под окошком белоснежная вишня.

в) Сегодня поздно рассвело.

2.Замените двусоставные предложения односоставными.

а) С моря дул ветер.-
б) Наступили сумерки.-

3.В тексте указать назывные предложения.

Осень. Она распустила свои крылья. Осень буквально позолотила всё. Листопад.
Земля от листьев яркая, нарядная.

4.Какое суждение верно?

а) Неполные предложения – это предложения, в которых пропущен один из
главных членов.

б) Неполные предложения – это предложения, в которых пропущен один из
второстепенных членов.

в) Неполные предложения - это предложения, в которых пропущен какой-либо
член предложения - главный или второстепенный.

5.Найдите неполное предложение:

а) Любопытная штука - наша работа.

б) А со двора - на речку.

3 уровень.

1. Соотнесите односоставные предложения с типами.

а) Волшебная осень парков. Определённо-личное

б) Тихо. Неопределённо-личное

в) Ловишь кружащиеся листья. Двусоставное

г) За рекой поют. Безличное

д) Бредут прохожие, осторожно ступая по золотому ковру. Назывное

2.С данными словами составьте односоставные предложения разных типов:

хорошо, дремлют, сверкает, зима, вечер.

а) Жизнь человека чудо из чудес.

б) Золото добывают из земли, а знания из книг.

в) Мы звёздное племя крылатых людей.

4 уровень .

8 класс. Односоставные предложения.

2 вариант.

1 уровень.

Односоставные предложения - это

2. Найдите односоставные предложения:

а) Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает.

б) Я должен был только передать вам письмо.

в) Знаю, что шутишь – а всё-таки верю.

3. Определите тип односоставного предложения:

Большой костер развели на берегу, против поселка.

4.Приведите примеры трёх назывных предложений.

5.Выполните синтаксический разбор.

Человека ценят не по годам и не по деньгам, а по разуму. (пословица)

2 уровень.

1.Укажите безличные предложения:

а) От окопов пахнет пашней.

б) Приятно пахнет сирень.

в) Из открытого окна пахнуло весной.

2.Замените двусоставные предложения односоставными.

б) Приближается вечер. –

3.В тексте указать назывные предложения.

Ночь. Полное безмолвие. Ни звука. На небе сияет одинокая луна.

4.Какое суждение неверно?

а) Неполные предложения часто употребляются в диалоге.

б) Неполные предложения встречаются во второй части сложных предложений.

в) Тире в предложении означает, что в нем пропущен какой-либо член и что предложение является неполным.

г) Пропущенные члены в неполных предложениях легко восстановить.

5.Найдите неполное предложение:

а) Не смейтесь над страстным рыболовом, он – служитель прекрасного культа.

б) Трое ворот вели из города, одни – на полдень, другие – на север, а третьи – прямо в Орду.

3 уровень.

1. Соотнесите односоставные предложения с типами.

а) Сегодня ночью в доме не спали. Определённо-личное

б) Чудесная картина осени. Неопределённо-личное

в) Погода прекрасная. Двусоставное

г) Легко дышится. Безличное

д) Иду и не узнаю родного города. Назывное

2.С данными словами составьте односоставные предложения разных типов:

смеркается, город, утро, горят, слышится.

а) Мой дом моя крепость.

б) Раздался стук, потом другой, потом третий.

в) Звездное небо точно разноцветный ковер.

4 уровень .

Подлежащее
Называет предмет и явление.

Имя существительное в И. п.

Зима!
Мороз и солнце!

2. Определенно-личное

Сказуемое
Я-1л
Мы-1л
Ты-2л
Вы -2л

Глагол
настоящее или будущего время
1 или 2 лица,
ед. и мн.числа

Принеси воды.
Люблю грозу!
Пойдешь в театр?
Пойдём в лес.

3. Неопределенно-личное

Сказуемое.
ОНИ -3л,мн.ч

Глагол во мн. числ. 3 лицо (будущего настоящего или прошедшего времени.)

Мне сказали.
У нас скоро построят бассейн.

4. Безличное

Сказуемое.
Действие происходит само по себе(явление природы, состояние человека

1)Личн. гл. в безл. значении. 2)Безл. гл.
3)Возвратн. глагол.
4)Наречие или словосочет.5)Инфинит.
6) НЕТ

1)Пахнет сиренью.
2)Меня тошнит.
3)Мне нездоровится.
4)Во дворе темно.
5)Нельзя кричать.
6)Нет мест.

5. Обобщенно-личное

Сказуемое.
Исполнителем может быть каждый.
(Пословицы, поговорки, правила, инструкции)

= опред. – личным
= неопр. – личным

1)Это слово пишут с большой буквы.
2)Цыплят по осени считают.
3) Любишь кататься – люби и саночки возить.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Онтонио Веселко


1.Клюкву собирают поздней осенью.

2.Что-то зашелестело в кустах.

3.Воздух чист и прозрачен.

4.Скалы продолжают изумлять нас.

5.Тихая, звёздная ночь.

6.В лесу держался запах прелой травы.

7.Мойте руки перед едой.

8.С дождями связано много примет.

9.Душа обязана трудиться.

10.По улицам слона водили.

11.Мне не хотелось возвращаться.

12.Его все подробно расспрашивали о поездке.

13.Дело словом не заменишь.

14.Кругом по краям полыньи нет никаких следов.

15.Со всех сторон судно было окружено плавучими льдами.

Лучший ответ:


Главный Попко

1. Клюкву собирают (сказуемое) поздней осенью. (Неопред.-личн.)

2.Что-то (подл.) зашелестело (сказ.) в кустах.
3.Воздух (подл.) чист (сказ.) и прозрачен (сказ.).

4.Скалы (подл.) продолжают изумлять (продолжают изумлять - сказ.) нас.

5.Тихая, звёздная ночь (подл.). (Назывн.)

6.В лесу держался (сказ.) запах (подл.) прелой травы.

7.Мойте (сказ.) руки перед едой. (Опред.-личн.)

8.С дождями связано (сказ.) много примет (много примет - подл.).

9.Душа (подл.) обязана трудиться (обязана трудиться - сказ.).

10.По улицам слона водили (сказ.). (Неопред.-личн.)

11.Мне не хотелось возвращаться (не хотелось возвращаться - сказ.) (Безличн.)

12. Его все (подл.) подробно расспрашивали (сказ.) о поездке.

13.Дело словом не заменишь (сказ.). (Опред.-личн.)

14.Кругом по краям полыньи нет никаких следов (нет следов - сказ.) . (Безличн.)

15.Со всех сторон судно (подл.) было окружено (было окружено - сказ.) плавучими льдами.




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Односоставные предложения

Упражнения


Упражнение 1

Укажите сказуемое в односоставных определённо-личных предложениях; укажите, какими глагольными формами оно выражено.

  1. Люблю грозу в начале мая.
  2. Еду ли ночью по улице тёмной, Бури заслушаюсь в пасмурный день…
  3. Приучайте себя к сдержанности и терпению.
  4. Ос­танемся ещё на один день.
  5. Не позволяй душе лениться!
  6. Давай побеседуем вновь про радости и про стра­дания.
  7. — Чего стоишь? — сказал он сумрачно. — Хочу и стою, — сказал Ваня. — Иди, откуда пришёл.

Упражнение 2

Перестроить предложения с двумя главными членами в односоставные, используя сказуемые, данные в справке.

  1. С каждым днём рассвет наступает всё раньше.
  2. По утрам ещё бывает мороз.
  3. Но днём вдруг так и пахнёт тёплый ветер.
  4. В выходной день никто не хочет сидеть дома.
  5. Люди тянутся в парк, за город, ближе к природе.
  6. Все веселы, все радостны.

Для справок: светает, подмораживает, пахнёт (чем?), не сидится (кому?), тянет (кого?), весело, радостно.

Упражнение 3

Определите тип односоставного предложения. Превратите каждое из односоставных предложений в двусоставное.

  1. Люблю грозу в начале мая.
  2. Обычный декабрьский вечер.
  3. В озере бурлило и кипело от игр ребят.
  4. Мои стихи дарю забвенью.
  5. Дни поздней осени бранят обыкновенно.
  6. Ночью кают-компанию убирают букетами из красной осенней рябины.
  7. Только к вечеру ему удалось причалить к маленькому острову.
  8. На берегу громко пели.
  9. Под ногами у меня приятно поскрипывало.

Упражнение 4

Выделите грамматические основы предложений. Определите типы односоставных предложений.

  1. При первом рассвете выходим по одному в разные стороны в ельник за белками (Пришвин).
  2. Собирают клюкву поздней осенью (Пришвин).
  3. По такой лыжне без лыж полверсты не пройдёшь (Пришвин).
  4. В Обломовке верили всему: и оборотням, и мертвецам (Гончаров).
  5. В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле (Тургенев).
  6. Нигде не найдёшь в лесу жизни более обильной и страстной, как возле старого пня (Пришвин).
  7. Другого сторожа на место Антипича не назначили (Пришвин).
  8. Темнело быстро, по-осеннему (Паустовский).
  9. В лесах было холодно (Паустовский).
  10. Документов при нём не найдено (Лавренев).
  11. В комнате свечи нет (Гоголь).
  12. Снег и чайки (Симонов).
  13. Под рокотанье вешних гроз не зеленеть побегам (Дудин).
  14. Весь день мне пришлось идти по заросшим луговым дорогам (Паустовский).
  15. Никогда не исчезнуть из моей памяти этому мрачному утру (Федосеев).
  16. Кому не приходилось спать на бережку шумного ручейка! (Федосеев).
  17. В мезонине уже натоплено (Паустовский).
  18. Вообще там денег тратить не любили (Гончаров).
  19. Только давай выйдем как можно пораньше! (Пришвин).
  20. Дни поздней осени бранят обыкновенно (Пушкин).
  21. Звон отбиваемых кос (Паустовский).
  22. На следующий день судьи не стало (Короленко).
  23. Вот опальный домик (Пушкин).
  24. В такой чащобе нет ни одной тропинки (Пришвин).
  25. Ему коня подводят (Пушкин).
  26. Хорошо быть в такую ночь на пустой дороге (Паустовский).
  27. Никого из этих мальчиков нет теперь на белом свете (Трифонов).

Упражнение 5

Найдите в тексте односоставные предложения, определите тип каждого из них.

Снова степь. Теперь на горизонте широко разлеглась станица Абадзехская – синеют ее пирамидальные тополя, голубеет церковь. Воздух дрожит от зноя.

Лица девочек Соловьевых принимают спокойное до суровости выражение – они скрывают усталость. Но вот наконец-то станица Абадзехская входит в нашу жизнь, окружает белыми хатами, палисадниками с мальвой.

Здесь мы сделали первый привал. Берег реки, низенькая изгородь, чьи-то сады. Купанье в знакомой воде с незнакомого берега. Все довольны переходом и приятно удивлены тем, что я не устал, а я – больше всех.

Собираем хворост, разводим костер, девочки варят кондер – не то суп, не то кашу из пшена со свиным салом. (Е.Шварц)


Упражнение 6

Определите виды предложений. Укажите в каждом предло­жении главные члены и скажите, чем они выражены.

Вершины Альп. Целая цепь крутых уступов… Самая серд­цевина гор. Над горами бледно-зелёное, светлое, немое небо.

Сильный, жёсткий мороз; твёрдый, искристый снег; из-под снега торчат суровые глыбы обледенелых, обветренных скал.

Упражнение 7

1. Укажите назывное предложение.

  • Дальний лай собак.
  • Время от времени слышен крик ослика.
  • Чувствуется неповторимый дух полыни.
  • Пахло землёй и морозцем.

2. Сколько назывных предложений можно выделить из четверостишия?

Стаи птиц.
Дороги лента.
Повалившийся плетень.
С отуманенного неба
Грустно смотрит тусклый день.

Читайте также: