Почему именно яблоко выбрал поэт для осуществления вероломных замыслов завистливой мачехи

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 24.09.2024

Автор описывает упавшее яблоко. Фрукт имеет несколько значений, как в библейских сюжетах, так олицетворяя саму жизнь. Внешне яблоко напоминает и планету. Благодаря образам фрукта и осы, поэт изображает сущность человека, стремящегося испокон веков познать одновременно противоречивый и прекрасный мир.

Читайте по теме:

Композиция

В основе стихотворения ямб в сочетании с парной рифмой. Творение состоит из 5 двустиший и трех катренах. Легкий сюжет истории одного упавшего яблока переплетается с рассуждениями лирического героя. Основной посыл автора отражен в двух финальных строках. В них он обличает человеческую природу, для которой характерно стремление к запретным знаниям, борьбе с трудностями и достижение поставленных целей любой ценой.

Средства выразительности

Тропы делают стих более художественным, рисуя яркие и сочные картины.

Читайте по теме:

Эпитеты

Олицетворение

Метафоры

1.Изучение материала по результатам исследовательской деятельности учащихся: символика яблока в русской литературе и живописи как прекрасное прошлое родной страны.

2.Отработка умений и навыков для использования дополнительной литературы для самостоятельного приобретения знаний, развития мыслительной деятельности учащихся.

Дидактические задачи урока: помочь учащимся самостоятельно разработать условия и сформулировать определения основных понятий-символов, связанных с яблоком; научить их получать информацию об этом понятии; отрабатывать навыки работы с художественным текстом, критической и научно-популярной литературой; осмысливать позицию разных авторов.

Литература: познакомить учащихся с особенностями процесса научного познания, ступенями исследовательской деятельности; научить их различать проблемы, формулировать и отбирать полезные гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы; заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью, поиском новых проблем, вопросов. Воспитывать нежное трепетное чувство к наследию прошлого, приобщать к различным видам искусства; умению видеть не только красоту, но и тайну бытия.

Биология: значение яблок в жизни человека.

Определение целей и задач урока, мотивация учащихся.

Вступительное слово учителя (постановка проблемы, направление поиска исследования).

Выступления учащихся (развёрнутый ответ, тезисы, выдержки из произведений и т.д.).

Вопросы к выступающим (ученики, учитель).

Ответы на вопросы, выступления оппонентов.

Дискуссионное обсуждение проблемного вопроса.

Яблоко спелое, красное сладкое

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

1. Сегодня у нас с вами заключительный урок по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях''. В ходе изучения сказки мы рассмотрели образы царицы-матери и царицы-мачехи, царя, царевны, 7 богатырей и Елисей. И один образ-символ остался у нас нерассмотренным. Это образ яблока, которое принесла коварная мачеха на погибель молодой царевне. И сегодня именно этот образ станет объектом нашего рассмотрения. Поэтому тема нашего урока "Молодильные яблочки''. Давайте-ка вспомним как о яблоке сказано в самом тексте А.С.Пушкиным. Кто помнит эти замечательные строчки из сказки?

И к царевне наливное,

Прямо яблочко летит…

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Будто медом налилось!

Видно семечки насквозь.

2. Вот так сочно и аппетитно описано коварное яблоко. Так и хочется его попробовать, что и сделала доверчивая царевна.

- Но почему же именно яблоко выбрал наш любимый поэт для вероломных замыслов завистливой мачехи?

Яблоки, которые употребляются в пищу служат сырьем в кулинарии, для приготовления соков и напитков. Археологи обнаружили, что яблоки употребляли в пищу еще пещерные люди. Благодаря римским солдатам яблоко перекочевало в Европу. Еще в Древнем Риме описано 23 сорта яблок. В мире сейчас насчитывают 25 000 сортов яблок. В нашей стране 10 000. Сорта яблок делят по созреванию.

Яблоко всем фруктам фрукт. Яблоки - это витамины С, В6 и Р. Из углеводов в яблоках преобладает фруктоза. В них нет жира, натрия и холестерина.

Яблоки - символ Вселенной, почти идеальная круглая форма связывалась с представлениями о космосе. А яблоня воспринималась как дерево жизни, мирное дерево, т.е. ось мира.

3. С распространением христианства стал понятен другой образ - яблоко символ грехопадения.

4. Легенда о Телле.

Вывод: Яблоко может вывести подобно волшебному клубку в нужное место, может накормить и развеселить, стать волшебным талисманом, открывающим сокровище; яблоко может предвещать суженного, быть спасителями, хранителями, а яблоня - защитницей от злых сил. Но яблоня и яблоки могут принести и горе, болезнь, смерть, сыграть злую шутку со сказочными героями.

- Презентация рецептов о яблоках и слайд- шоу о приготовлении пирога на уроках труда.

Вывод: Яблоки используют не только в десертах, но и для приготовления 1,2 - ых блюд, соков, компотов и салатов. Это любимый фрукт россиян.

VII.А что интересного нашли вы, изучая материал по теме? Почему, как вы думаете, яблокам приписываются такие:

Одной из известнейших сказок А.С. Пушкина, является сказка "О мертвой царевне и семи богатырях". В этой сказке действующими лицами является сама царевна, богатыри, которые ее спасли и злая царица.

С помощью чего злая царица хотела погубить царевну

В сказке, злая царица действует хитростью. Ей нужен был предмет, который не вызовет подозрений у царевны. Поэтому, она выбрала яблоко. Именно с его помощью и была отравлена царевна.

Почему злая царица использовала именно яблоко

Образ яблока в качестве заколдованного предмета, использован писателем не случайно. Употребление именно этого плода в сказке, следует обосновать:

  • Яблоко было понятным и простым предметом. Этот фрукт растет в России повсеместно и не станет отвлекать воображение читателей. Если бы оно было заменено на экзотический фрукт, то такой фрукт, сам по себе, привлек излишнее внимание читателей;
  • Применение образа яблока наилучшим образом укладывается в формат сказки. Ведь это русская сказка, а значит ничего чужеродного там быть не должно;
  • Описать спелость, сочность и вкус яблока можно очень ярко. И сделать это лучше, чем А.С. Пушкин вряд ли кому-то удастся.

Таким образом, красивое спелое яблоко стало лакомством, от которого царевна не смогла отказаться. Ведь злая царица пыталась убить соперницу, подсылая свою служанку. Когда ей это не удалось, она решила действовать хитростью. Тогда, переодевшись бедной старушкой, царица передала царевне заколдованное яблоко, от которого та и откусила кусочек.

Получается, что сработала именно хитрость. Ведь царевна доверилась старушке и у нее не было никаких подозрений. Данный персонаж и само яблоко являются удачными образами, которые делают сказку интересной, простой и понятной.

Царица не любила свою падчерицу, так как, подрастая, та стала краше ее. Об этом мачехе не давало забыть волшебное зеркало. На тот момент, когда царица думала, что царевна мертва, она спокойно и счастливо жила у богатырей. Узнав, что падчерица еще жива и до сих пор краше ее, царица задумала еще одну попытку убийства. На этот раз она сама прикинулась нищей старухой и пришла к жилью семи богатырей. Падчерица пожалела старушку, дала хлеба и получила в ответ отравленное яблоко, которое ее и сгубило.








Дидактические задачи урока: помочь учащимся самостоятельно разработать условия и сформулировать определения основных понятий-символов, связанных с яблоком; научить их получать информацию об этом понятии; отрабатывать навыки работы с художественным текстом, критической и научно-популярной литературой; осмысливать позицию разных авторов.

Педагогические задачи: познакомить учащихся с особенностями процесса научного познания, ступенями исследовательской деятельности; научить их различать проблемы, формулировать и отбирать полезные гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы; заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью, поиском новых проблем, вопросов.

^ Воспитывать нежное трепетное чувство к наследию прошлого, приобщать к различным видам искусства; умению видеть не только красоту, но и тайну бытия.

Биология: значение яблок в жизни человека.

План проведения урока:

1.Определение целей и задач урока, мотивация учащихся.

2.Вступительное слово учителя (постановка проблемы, направление поиска исследования).

3.Выступления учащихся (развёрнутый ответ, тезисы, выдержки из произведений и т. д.).

4.Вопросы к выступающим ( ученики, учитель).

5.Ответы на вопросы, выступления оппонентов.

6.Дискуссионное обсуждение проблемного вопроса.

7.Заключительное слово учителя.

Ход урока:

И к царевне наливное,

Молодое, золотое

Прямо яблочко летит.

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно - золотисто,

Будто медом налилось!

Видно семечки насквозь.

Учитель литературы:

^ Но по­чему именно яблоко, выбрал наш любимый поэт для осуществления вероломных замыслов завистливой мачехи?

Учитель биологии:

^ Учитель литературы:

-Не случайно в русских народных сказках так много сюжетов связано с яблоней и ябло­ками. Именно на это дерево чаще всего при­летает жар-птица, чтобы поклевать золотых яблочков,

- Именно яблоки возвращают здоро­вье и молодость, а иногда дарят бессмертие; - Именно яблоней и яблоками стремятся обер­нуться нечистые силы, чтобы соблазнить до­верчивых сказочных героев и погубить их.

Безусловно, Пушкин знал об этом: ведь рядом с ним была замечательная сказитель­ница — Арина Родионовна. Поэтому-то ябло­ко в его сказке — традиционно фольклорное.

^ А откуда идет эта традиция? где ее корни?

Какова символика яблока в русской литературе и искусстве?

Почему яблоню называют деревом жизни? - на этот и другие вопросы мы сегодня постараемся ответить на уроке.

К уроку готовились разные группы: литераторы, художники, биологи.

Каждая группа занималась определёнными вопросами по теме урока.

Давайте обратимся к 1 – ой группе литераторов и послушаем их.

3. Исследователи:

1 группа: литературоведы:

А. Яблоко символ - плод древа жизни, мировое древо, то есть ось мира, Вселенной.

Издавна яблоко вошло в мифы народов мира, и это говорит о том, что оно, как и яй­цо, связано с мировоззрением древнего человека.

1) Почти идеально круглая форма связывалась с представлениями о мире, Вселен­ной, космосе;

3)гладкая, атласная кожица, скры­вающая сочный плод, — с тайной и богатст­вом;

2)сладость и аромат — с удовольствием и наслаждением.

Не удивительно, что многие народы видели в яблоке необыкновенный плод — плод древа жизни. А древо жизни в мифах почти всех народов — это одновре­менно и мировое древо, то есть ось мира, Вселенной. Именно здесь, под мировым древом, решаются судьбы человеческие, под ним собираются боги для больших советов, сюда приходят за советом и знанием; здесь ищут бессмертие и здоровье. В ветвях дере­ва прячутся луна и солнце. В мифах некото­рых народов древом мира (жизни) могли быть не яблоня, а дуб, ясень, бук или тутовое дерево. Но каким бы ни было это дерево, плодом, сорванным с него, у европейских на­родов чаще всего оказывалось яблоко. (яблоко в переводе с романских языков обозначает «райский плод)

Б. ^ Яблоки вечной молодости .

На краю мира, у берегов реки Океан, разместили древние греки замечательный сад с золотыми яблоками, которые принадлежали богине Гере (сама Гея преподнесла ей этот свадебный подарок). Золотые яблоки дают вечную молодость, и поэтому Гера поручила их бдительно охранять дракону Ладону и четырем сестрам-нимфам Гесперидам. Как мы знаем, Гераклу удалось по­хитить эти чудесные яблоки, преодолев множество препятствий, — это был его одиннадцатый подвиг. И хотя Эврисфей подарил яблоки герою, а Геракл в свою оче­редь — Афине Палладе, они вновь возврати­лись к Гесперидам, ибо эти прекрасные пло­ды всегда должны оставаться в заветном саду. Вечность и бессмертие — удел богов, а не смертных.

Только души праведников и героев попа­дали в необыкновенные яблоневые сады древнегреческого рая. Скромная и тихая скандинавская богиня Идунн — владелица волшебной корзины, на­полненной яблоками юности. Ими она потчу­ет богов, и те полны сил и цветущей красоты. Никогда не пустеет корзина, потому что вза­мен каждого отданного яблока в ней тотчас появляется другое. Корзина с яблоками мо­лодости — предмет вечной зависти велика­нов, и однажды они похитили ее. Но яблоки все равно пришлось вернуть.

Как и яйцо, яблоко дает бессмертие, здо­ровье, юность — следовательно, вечную жизнь, но и несет смерть: ведь человечество, вкусив плод с древа познания, стало смерт­ным и познало множество трудов и тягот на своем пути.

-А теперь давайте послушаем художников.

^ 2 группа: художники.

-Оптимистическая и светлая природа яб­лока, заложенная еще мифами (бессмертие, здоровье, красота, богатство), щедро прояв­ляется в народных сказках всего мира, где яблоко выступает в первую очередь как плод жизни и бессмертия.

1 группа: литераторы.

«— Синьор волшебник, как нам быть? Уж, мы так хотим сына.

Волшебник протянул ему яблоко и сказал:

-Почему, как вы думаете, один родился румяный, а другой белолицый?

Давайте обратимся к группе биологов.

^ 3 группа. Биологи.

О витаминах.

Яблоки обладают ценнейшими питательными, диетическими и лечебными свойствами. (Приложение 1).

С точки зрения биологии семечко в яблоке тоже очень полезно. А что думают литераторы по этому поводу? Какую роль могло играть семечко в яблоке с точки зрения литературы?

^ 1 группа: Литераторы:

В сказках яблоко являлось не только началом новой жизни, но и здоровья, юности.

-Распространённость подобного сюжета говорит о его большой популярности.

-А на самом ли деле яблоки обладают свойствами омолаживать организм человека? Обратимся к группе биологов. Что они нам скажут по этому поводу? (о масках…)

^ 3 группа: биологи.

( о кремах, масках, исследования).

1 группа: литераторы.

- Спо­собность яблока вызывать любовь напомина­ет об обычае многих народов цветами ябло­ни украшать невест.

С древним обычаем бросания яблок как знака любви друг к другу мы встречаемся в сказках многих народов.

3.«Принесла принцесса в корзине золотые яблоки.

^ В славянских сказках герои не бросают, а торжественно подносят яблоко суженому.

-Таким образом, в мифах чудесные яблони с золотыми яб­лочками растут либо на краю земли, либо в загробном мире и принадлежат богам или сверхъестественным существам, а в сказках яблони приближены к человеческому миру и хозяевами их являются цари. Они выступают здесь как хранители волшебного, священного дерева, дарящего свет, тепло и красоту.

-Пти­цы эти, без сомнения, связаны с солнцем: об этом говорит и их оперение, и свет, который исходит от них. ^ Возможно, это поэтический образ зари.

^ Таким образом, яблоня с золотыми плодами является как бы деревом судьбы (связь с древом жизни!), от которого зависит благо­получие, любовь, рождение детей.

4)В этой сказке, кстати, мы встречаем ин­тересный мотив очеловечивания яблок. Они умеют петь, вероятно, потому, что внутри спрятаны чудесные маленькие девушки-феи, принцессы или, может быть, эльфы.

-Эта способность яблочка опять напоминает о его связи и с древом познания, и с древом жизни: только плоду этого древа дано владеть всеми секре­тами жизни и красоты, только плод древа жизни связан с солнцем и звездами.

^ 2 группа: художники.

здесь — и центр мира, и древо жизни, оли­цетворение здоровья, молодости, счастья.

Слово биологов:( о районированных сортах яблок).

4.5.( вопросы к учащимся и ответы на проблемные вопросы)

Таким образом, если попытаться обобщить те значения, которые несет в себе яблоня в творчестве ху­дожников, а еще ранее в сказках, то в конеч­ном итоге останутся два основных: жизнь и молодость со всеми вытекающими отсюда последствиями и соблазн, несущий смер­тельную опасность, то есть те, которые при­шли к нам из самых древних мифов.

7.Эти значения преломляются в живописи, в литературе.

^ Но, видно, так угодно высшим силам:

Пусть лгут твои прелестные уста,

Но в этом взгляде, ласковом и милом,

По-прежнему сияет чистота.

Прекрасно было яблоко, что с древа

Адаму на беду сорвала Ева.

Красота женщины хоть и соблазнительна, но обманчива, как притягательно и в то же время опасно яблоко с древа познания.

Но корни его, бес сомнения, от дерева жизни,

Чудесное НАЛИВНОЕ ЯБЛОЧКО ИЗ ТРИДЕВЯТОГО царства, которое сокрыто не за горами и долами, а в нашей памяти и душе, продолжает озарять нас своим сиянием, поить живительными соками нашу фантазию и будить неуёмную любознательность.

^ Что ж, на то оно и молодильное, чтобы уметь всё это делать…

Слова: Петрова Мария 10 Б класс,

Мосевнина Мария 10 Б класс.

Музыка: на мотив песни о белых медведях.

Где-то на белом свете,

Там, где всегда жара

Есть в неизвестном месте

Жители той планеты

Яблоки любят есть,

Их врасплох не застанет

Яблочки ты ешь всегда. (2 раза)

Здоровый детский смех.

Жители не знали

Старости во век.

Мимо плывут столетья,

Только морщинок нет.

В молодильных яблоках

Вот такие чудеса. (2 раза)

Так же в стране чудесной

Много влюблённых пар.

Яблони плод запретный

Эту любовь создал.

Как нам уже известно,

Яблоко плод любви.

Любите все друг друга

Яблочная страна.(2 раза

Я полюбил весомые слова, Ещё полны рассветами

Просторный август, бабочку на раме, Все ночи соловьиные.

И сон в саду, где падают плоды Коль ночи соловьиные-

К моим ногам неровными рядами. Цветёт и куст жасминовый.

Н.Майоров. И ты как прежде кажешься,

Как яблочко красивое.

Пахнет яблоком и мёдом

По церквам твой крепкий Спас. Над кудрявыми садами

И гудит за косогором Пробегает ветерок.

На лугах весёлый пляс. А сады полны плодами-

С.Есенин. Много яблок в этот год.

Вот и куцы сады, в коих прорва мороженных яблок…

Но сады сторожат и стреляют без промаха в лоб.

Всем нам блага подай, да и много ли требовал я…

Мне - чтоб свечи в руках, да жена чтобы пала на гроб.

Я за это для них наворую мороженных яблок…

Жаль сады сторожат.

Как погнал я коней из сторон этих гиблых и зяблых.

Кони просят овса, но а я закусил удила.

Вдоль обрыва, с кнутом, по–над пропастью пазуху яблок

Я тебе принесу, раз ты даже из рая Адама ждала.

^ Но, видно, так угодно высшим силам:

Пусть лгут твои прелестные уста,

Но в этом взгляде, ласковом и милом,

По-прежнему сияет чистота.

Прекрасно было яблоко, что с древа

Адаму на беду сорвала Ева.

Яблоки обладают ценнейшими питательными, диетическими и лечебными свойствами.

Свежие ябоки содержат до 15 % сахара, до 1,5% кислот, до 1,3% минеральных веществ(железо, марганец, кальций, фосфор, калий, натрий), а также различные витамины.

^ АНДРЕЕВА В., КУКЛЕ11

Энциклопедия Локид, 1999

АФАНАСЬЕВ А.Н. Нт. — М : Художественна* ямсршмм; 1957.

АФАНАСЬЕВ А.Н. Древо жизни М.: Современник, 1982.

^ АФАНАСЬЕВ А.Н. Поэтические вян на природу: В 3 т. — М.: Инцрик, 19ML

БИДЕРМАН Г. ЭнциклопедияМ.: Республика, 1996.

Братья ГРИММ. Сказки. — Ташкент 1987.

ГРЕЙВС Р. Мифы Древней Греции. — М_,"999

КУПЕР Дж. Энциклопедия символов. —

М.: Золотой век, 1995.

МЕНАР Р. Мифы в искусстве старом и новом. — М.: Современник, 1993.

Мифологический словарь / Под ред. Е.М.Мелетинского. — М.: Советская

Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. /Под ред. С.А.Токарева. — М.: Советская энциклопедия, 1987.

Читайте также: