Описание картины с яблоками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 24.09.2024

В произведениях живописи Петрова-Водкина наблюдается тенденция минимализма в изображении выбранных предметов. Он старался уделять большее внимание форме, правдоподобности объектов, не отвлекаясь на мелочи.

Такое свойство, как простота, сквозной нитью проходит через все его работы, объединяя их в одно целое. Помимо прочего наблюдается особая глубина и выразительность. Данная композиция состоит из пяти яблок, расположение которых довольно хаотично. Фоном служит, скорее всего, немного помятая ткань. Базовый цвет фона – темно-красный, довольно приглушенный. Он не пестрит и не раздражает внимания. Фрукты же созданы при использовании характерных для них тонов: желтого, красного, зеленого. Три яблока лежат в нижнем правом углу, одно вдалеке, ближе к центру, а последнее занимает левый нижний край. Художник предлагает взглянуть на них с разных углов и точек зрения, подметить особенности каждого. Благодаря такому изображению не происходит завала никакого края картины, всё выглядит гармонично и цельно. Петровым- Водкиным использованы очень сочные краски. Фрукты выглядят очень аппетитно. Кажется, что они реальные, настолько тонко передан их объем. В этой картине мы можем отметить высокую степень единения живописца с природой. Так глубоко и чувственно он сумел передать форму и состояние обыкновенных предметов, что невольно задаешь себе вопрос: а как же будут описаны художников какие-нибудь невероятной красоты явления? Автор – мастер своего дела, это видно невооруженным глазом. Он пишет шедевры, исполненные довольно просто и незамысловато. Минимализм – главная черта его произведений – позволяет выделить главное на фоне ненужного, заставить задуматься зрителя о многих проблемах, которые прослеживаются не только в то время, но и знакомы современности.

Одна из поздних работ Рене Магритта стала самой его узнаваемой. Она содержит в себе и оценку художника своей личности, и его детские страхи, и социальные шаблоны.

Сюжет

Мужчина неопределимого возраста в ладно скроенном, но ничем не примечательном костюме и котелке, стоит у низкой ограды. За его спиной — водная гладь. Вместо лица — яблоко. В этом сюрреалистическом ребусе Рене Магритт зашифровал несколько тем, которые проходят через все его творчество.

1 Сын человеческий (1964).jpg

Инкогнито в котелке — образ, созданный на противоречивом сочетании магриттовских страстей. С одной стороны, он придерживался правил классического буржуа, предпочитал выглядеть незаметным, быть, как все. С другой, — обожал детективные истории, приключенческие фильмы, особенно про Фантомаса. История о преступнике, который принимал облик жертв, устраивал мистификации, обманывал полицию и всегда скрывался от преследования, будоражила фантазию Магритта.

На стыке тяги к порядку и беспорядку и родился этот мужчина, который кажется добропорядочным, но за чьей личиной таятся секреты, неизвестные даже ему. Тот самый тихий омут с его чертями.

В том же контексте можно рассматривать и аллюзию на историю грехопадения. Адам не за то был изгнан из рая, что согласился съесть плод с запретного дерева, но за то, что не вынес ответственности за совершенный проступок, а значит, не оправдал имя человека как божественного творения.

10.jpg

7 Голконда 1967.jpg

Контекст

По определению Магритта, он творил магический реализм: используя знакомые предметы, создавал незнакомые комбинации, которые заставляли зрителя беспокоиться. Названия для большинства картин — все эти загадочные, окутывающие формулировки — придуманы не самим художником, а его друзьями. Закончив очередную работу, Магритт приглашал их и предлагал устроить мозговой штурм. Сам же художник оставил довольно подробное описание философии своего искусства и восприятия мира, его понимания взаимоотношений между объектом, его изображением и словом.

2 Репродуцирование запрещено.jpg

В каждом произведении Магритта есть своя логика. Это не череда ночных кошмаров и снов, а система связей. Художник вообще скептически относился к тому, с каким рвением сюрреалисты штудировали Фрейда и, едва пробудившись, старались как можно подробнее запечатлеть увиденное во сне.

8 Жак-Луи Давид Портрет мадам Рекамье.jpg

9 Перспектива мадам Рекамье.jpg

12 Франсуа Жерар Портрет мадам Рекамье 1802..jpg

11.jpg

Судьба художника

Рене Магритт родился в бельгийской глуши. В семье было трое детей, приходилось нелегко. На следующий год после смерти матери Рене познакомился с Жоржеттой Бергер. Спустя 9 лет они встретятся вновь и уже не расстанутся никогда.

6 Жоржетта 1937.jpg

После школы и курса в Королевской академии искусств Магритт отправился рисовать розы на обоях — устроился художником на фабрику. Затем занялся рекламными постерами. После женитьбы на Жоржетт Магритт все больше времени уделял искусству. (Хотя периодически ему приходилось возвращаться к коммерческим заказам — денег не хватало, Жоржетт приходилось время от времени работать, что крайне угнетало Рене — он, как правильный буржуа, считал, что женщина не должна работать вовсе.) Вместе они отправились в Париж, где познакомились с дадаистами и сюрреалистами, в частности, Андре Бретоном и Сальвадором Дали.

4 1936.jpg

Вернувшись на родину в 1930-х, Магритт остался верен своему аскетическому по меркам художников образу жизни. В его доме не было мастерской — он писал прямо в своей комнате. Никаких разнузданных пьянок, сексуальных скандалов, богемной распущенности. Рене Магритт вел жизнь неприметного клерка. Детей у них не было — только собачка.

Постепенно он становится все известнее в Европе и США, его приглашают в Британию и Штаты с выставками и лекциями. Неприметный буржуа вынужден покинуть свой тихий уголок.

3.jpg

В годы войны, желая приободрить сограждан оккупированного отечества, Магритт обращается к импрессионизму. Используя за образец Ренуара, он выбирает краски ярче. По окончании войны он вернется к привычной для себя манере. Кроме того, он начнет эксперименты в кино: купив в 1950-х камеру, Магритт увлеченно снимает короткометражные фильмы с участием жены и друзей.

В 1967 году Магритт скончался от рака поджелудочной железы. Осталось несколько незавершенных проектов, над которыми художник работал до последних дней.

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

5в класс Учитель: Кохно Н.Н.

ЦЕЛИ УРОКА:

- подготовить учащихся к сочинению-описанию натюрморта на основе картины;

- совершенствовать умение определять тему и основную мысль картины;

- выработать умение различать два вида плана: план наблюдения и план сочинения;

- способствовать формированию положительного отношения к особому жанру живописи – натюрморту;

- формирование интереса к русским традициям и исконно русскому укладу жизни;

- развивать исследовательские и коммуникативные способности ребёнка;

- привить навыки сотрудничества;

- развить умение собирать информацию и отображать её в проекте;

- совершенствовать умение связно, логично и мотивированно излагать выводы.

- подобрать языковых средств;

- уметь строить устное описание;

- развивать умение строить сложный план;

- научить описывать картину в жанре натюрморта;

- познакомить с алгоритмом написания сочинения-описания натюрморта.

ЕДИНИЦА СОДЕРЖАНИЯ: алгоритм написания сочинения-описания натюрморта. Единица содержания логически связана с целью и учебным материалом урока и обсуждается детьми в ходе рефлексии.

Презентация русская изба.

Вступительное слово учителя.***

Как правило, повсеместно в России в красном углу кроме божницы находится стол, лишь в ряде мест Псковской и Великолукской губ. его ставят в простенке между окнами - против угла печи. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп ее у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла отчего дома ее увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол.

Каждый член семьи знал свое место и за столом. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. Его старший сын располагался по правую руку от отца, второй сын - по левую, третий - рядом со старшим братом. Детей, не достигших брачного возраста, сажали на лавку, идущую от переднего угла по фасаду. Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках. Нарушать раз заведенный порядок в доме не полагалось без крайней необходимости. Человек, их нарушившего, могли строго наказать. В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В печном углу и на полках была расставлена будничная утварь.

В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь, хранившаяся до этого в клетях.

В сфере традиционных норм поведения стол всегда был местом, где происходило единение людей: человек, которого приглашали отобедать за хозяйским столом, воспринимался как "свой".

hello_html_m7491f926.jpg

Знакомство с творчеством В.Ф. Сожарова.

Владимир Фёдорович Стожаров родился 3 января 1926 года в Москве.

Он рано приобщился к непреходящим ценностям отечественной культуры. Еще мальчиком он ездил в Архангельск, Ярославль, Рязань, Кострому, в старые деревни, где сохранились изделия народных ремесел. Он был влюблен в удивительную красоту природы северной России.

Стожаров обладал счастливым чувством народных традиций. Его натюрморты — это ярмарка цвета, веселый праздник народного духа. Предметы старого крестьянского быта, изделия народных умельцев, такие как прялки, братины, туеса, вальки, расшитые льняные полотенца, поставленные и положенные на деревянные крестьянские столы под золотистыми бревнами русских изб - все создает неповторимый дух того времени.

Просмотр натюрмортов В.Ф. Стожарова.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ-ОПИСАНИЕМ НАТЮРМОРТА.

1. Рассмотреть репродукцию картины.

2. Определить тему и основную мысль картины.

3. План наблюдения по картине: яблоки, рябина, корзина, посуда, туес, фон картины.

4. Отбор материала для сочинения согласно плану наблюдения.

5. Составление сложного плана сочинения – описания натюрморта.

6. Написание сочинения– описания натюрморта согласно составленного плана.

Кто знает, что означает слово "натюрморт"?

(Натюрморт - это особый жанр живописи, картина с изображением цветов, плодов, битой дичи, рыбы, различных предметов обихода).

Верно, в переводе с французского слово "натюрморт" значит буквально "мертвая природа".

А кто из вас знает другие слова для обозначения этого жанра живописи?

(Голландцы, немцы, англичане называют этот жанр по-другому - still life, Stelleben "тихая жизнь", "неподвижная жизнь").

Видимо, такое значение слово имеет не случайно, так как каждый предмет на картине художника живет своей жизнью, тихой, незаметной, неподвижной, но часто очень красивой, поэтичной.

hello_html_469ae8fa.jpg

При беседе по картине Владимира Фёдоровича Стожарова и дальнейшей работе на уроке используются рабочие карточки , которые помогают учащимся при проведении лексической работы по развитию речи.

2. Беседа по картине по вопросам. (Карточка №1).

Нравится ли вам этот натюрморт?

Что именно привлекает ваше внимание?

Что изображено на натюрморте художником на переднем плане?

Какие предметы помещены автором на заднем плане?

Посмотрите на натюрморт и подумайте, если бы у этой картины не было названия, как бы вы ее назвали?

(Земное изобилие. Яблоки и рябина. Дары лета. ). Обоснуйте выбранное название.

Подумайте, что отражают придуманные названия: тему или основную мысль натюрморта? (Учащиеся отвечают, что часть названий ("Фрукты". Яблоки и рябина") отражают тему натюрморта, а ее основную мысль отражают такие названия, как "Земное изобилие", "Дары лета" и др., поскольку автор картины любуется фруктами, показывает зрителям их неброскую красоту, их живое великолепие).

- Сформулируйте тему и основную мысль натюрморта.

(Тема натюрморта - изображение фруктов, а основная мысль заключается в желании автора передать красоту и великолепие земных плодов).

Работа над планом наблюдения. (Карточка №2).

Мы уже говорили о том, что художник изобразил на своем натюрморте яблоки и рябину, а также предметы (корзину, стол и туес).

Раз предметов много, необходимо выбрать какую-то последовательность в их описании, составив план наблюдения.

Что мы опишем в первую очередь? (В первую очередь описываются те предметы, которые находятся на переднем плане).

Но на переднем плане предметов тоже несколько. В какой последовательности будем их описывать? (Можно сначала описать яблоки, лежащие на столе, и в корзине, поскольку их больше всего на картине, затем рябину в глиняной миске и гроздь рябины, которая находится в правой части натюрморта).

Что будем описывать дальше? (Утварь: корзину, туес, миски).

Нужно ли отдельно описывать корзину? (Подробно описывать этот предмет не стоит, поскольку из такого же материала, из которого он сделан, выполнен ещё один предмет).

А как мы поступим с описанием туеса? (Туес - берестяной короб цилиндрической формы с плотно прилегающей крышкой. В нём, обычно, хранили мёд, квас. Он дополняет картину, он самостоятельный предмет на ней, поэтому о нем стоит сказать отдельно).

Поскольку перед нами произведение живописи, то помимо предметов всегда существует фон, т.е. тот основной тон, на котором пишется картина. Нужно ли говорить о фоне натюрморта? (Обязательно, потому что фон является частью натюрморта).

Итак, какова последовательность наших наблюдений над натюрмортом? (Последовательность наблюдений над натюрмортом следующая: яблоки, рябина, корзина, посуда, туес, фон картины).

Итак, мы составили план наблюдений над натюрмортом, а теперь внимательно рассмотрим каждый из плодов.

3. Собирание рабочих материалов. (Карточка №3)

Помните, в сказке А.С. Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях описывается яблоко:

"Оно соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь. ".

Какие "аппетитные" слова нашел поэт, чтобы нарисовать нам яблочко.

Попробуйте и вы описать яблоки, изображенные на натюрморте В.Ф. Стожарова.

Сначала охарактеризуйте их в целом с точки зрения цвета, формы, размера вкуса, аромата и т.д. (Сочные, крупные, спелые, ароматные, ярко-зелёные, вкусные. ).

Игра "Угадай".

Выберите одно из яблок, которое приглянулось вам больше других, не показывая его на картине, опишите так, чтобы слушающие вас догадались, о каком яблоке вы говорите.

Если вам трудно подобрать слова для описания, то вы можете воспользоваться карточкой- подсказкой.

Карточка-подсказка. №3

Яблоко.

Крупное, ярко-зелёное, хорошо освещено солнечным светом, даже кажется, что с одного бока оно почти прозрачное; не самое крупное и на черенке его есть несколько листочков; аппетитное, оно лежит вверх черенком и привлекает взгляд своей изумрудно-золотистой кожурой; имеет свою "изюминку", особинку, благодаря чему мы обращаем на него внимание: у него на боку небольшое пятнышко.

Нужно ли описывать абсолютно все яблоки, которые изобразил автор?

(Нет, не надо, достаточно сказать о нескольких/двух-трех/яблоках, которые чем-то привлекли внимание, понравились больше всего).

А теперь еще одна загадка.

Совсем малые ягодки алые, очень интересные, лечебные, полезные, собраны в гроздь. (Рябина).

Итак, теперь мы рассмотрим рябину.

Где на картине находится рябина?

Почему автор расположил рябину в стороне от зеленых яблок?

Охарактеризуйте плоды рябины, используя известный вам прием сравнения (ягоды, как яркие бусинки, как красные огоньки, как крошечные фонарики. ).

Карточка-подсказка.

Рябина .

На переднем плане картины, справа, еще одна маленькая веточка - на краю стола, слева, рядом с миской, лучше видна красота рябины, его яркие красные ягодки.

Охарактеризуйте корзину, в которой лежат яблоки, с помощью нескольких словосочетаний

С помощью одного, двух определений опишите стол.

На дальнем плане остался только один предмет, который мы не описали. Какой это предмет? (Туес).

Опишите основные признаки туеса: каков он по цвету, размеру, из какого материала сделан.

На каком фоне изображены яблоки, рябина и предметы? Обратим внимание на освещение. Почему фон такой неоднородный, неодинаковый? Почему автор картины выбрал такой способ освещения, почему "не осветил" свою картину равномерно?

Карточка-подсказка.

Корзина, туес, фон, стол, освещение.

Берестяная, старая, потемневшая от времени, некрашеный, деревянный, глиняные, небольшой, выполнен почти в черной цветовой гамме, бледно-зеленый, более светлый слева картины и густой, темный справа, освещен неравномерно, свет падает слева и спереди, поэтому одна часть картины освещена лучше, предметы и фрукты выглядят очень естественно.

Возможно, свет падает из приоткрытой двери, возможно, льется из окна. Некоторые предметы и фрукты освещены очень хорошо, у них яркие, четкие тени на стене и на столе (например, рябина и большая часть яблок на переднем плане), другие оказались в тени и видны менее отчетливо.

Вернемся к основной мысли этой картины.

Зачем художник изобразил яблоки, рябину, старинные предметы быта? Может быть, он думает, что мы никогда не видели таких плодов? А может быть, он просто хотел разбудить наш аппетит? (Ни то и ни другое. Автор картины хотел, чтобы мы всмотрелись в эти привычные для нас фрукты и полюбовались ими, познакомились с историей русского быта – фрагментом уклада русской избы).

Действительно, в нашей повседневной жизни нам иногда просто не хватает времени остановиться, рассмотреть тот или иной плод - дар нашей матушки-земли, полюбоваться им. Увидев такой плод у себя дома на столе, мы скорее всего просто съедим его, не обратив внимания на его простую и вечную красоту.

Владимир Фёдорович Стожаров останавливает наше внимание на том, как красивы эти плоды, как приятны взгляду, и, глядя на эту недолговечную в обычной жизни красоту, мы проникаемся уважением и благодарностью к земле-кормилице, рождающей такое ежегодное чудо из своих недр. Привычное, благодаря художнику, становится необычным, неброское - удивительно красивым, душа наполняется радостью и ликованием, так хороши все детали этого натюрморта. Художник создал не просто хороший натюрморт, он сделал гораздо большее: открыл наши души навстречу красоте, научил восхищаться привычным и будничным, а значит, сделал нас чуть-чуть добрее, лучше, человечнее. Он сумел передать нам свое поэтическое настроение, ощущение красоты и естественности природы.

4. Работа над планом сочинения.

На доске заранее записан частично составленный план сочинения:

1. Искусство натюрморта как особого жанра живописи.

2. Красота плодов земли и обычных предметов, изображенных на картине:

3. Художник, умеющий вдохнуть жизнь в предметы.

Ученики формулируют недостающие пункты плана самостоятельно , пользуясь планом наблюдения и затем проверяют под руководством учителя.

В конечном итоге может получиться следующий вариант плана:

1. Искусство натюрморта как особого жанра живописи.

2. Красота плодов земли и обычных предметов, изображенных на картине:

а) ароматные яблоки;

б) яркие грозди рябины;

в) предметы, дополняющие картину;

г) авторское решение освещения в натюрморте.

3. Художник, умеющий вдохнуть жизнь в предметы.

Итак, план сочинения составлен.

7 Написание сочинения-описания.

9. Рефлексия.

Что лежало в основе нашей подготовки к сочинению-описанию?

Чем отличается план наблюдения от плана сочинения?

Что было самым трудным для вас на уроке?

Как вы оцените нашу работу на уроке?

Как оцените свою работу на уроке?

Есть ли желание продолжить и дальше работу по развитию речи?

10. Заполнение маршрутного листа.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ-ОПИСАНИЕМ НАТЮРМОРТА.

1. Рассмотреть репродукцию картины.

2. Определить тему и основную мысль картины.

3. План наблюдения по картине: яблоки, рябина, корзина, посуда, туес, фон картины.

4. Отбор материала для сочинения согласно плану наблюдения.

5. Составление сложного плана сочинения – описания натюрморта.

6. Написание сочинения– описания натюрморта согласно составленного плана.

Нравится ли вам этот натюрморт?

Что именно привлекает ваше внимание?

Что изображено на натюрморте художником на переднем плане?

Какие предметы помещены автором на заднем плане?

Посмотрите на натюрморт и подумайте, если бы у этой картины не было названия, как бы вы ее назвали?

Раз предметов много, необходимо выбрать какую-то последовательность в их описании, составив план наблюдения.

1. Что мы опишем в первую очередь?

2. Но на переднем плане предметов тоже несколько. В какой последовательности будем их описывать?

3. Что будем описывать дальше?

4. Нужно ли отдельно описывать корзину?

5. А как мы поступим с описанием туеса?

6. Поскольку перед нами произведение живописи, то помимо предметов всегда существует фон, т.е. тот основной тон, на котором пишется картина. Нужно ли говорить о фоне натюрморта?

7.Итак, какова последовательность наших наблюдений над натюрмортом? (Последовательность наблюдений над натюрмортом следующая: яблоки, рябина, корзина, посуда, туес, фон картины).

Карточка-подсказка. №3

Яблоко.

Крупное, ярко-зелёное, хорошо освещено солнечным светом, даже кажется, что с одного бока оно почти прозрачное; не самое крупное и на черенке его есть несколько листочков; аппетитное, оно лежит вверх черенком и привлекает взгляд своей изумрудно-золотистой кожурой; имеет свою "изюминку", особинку, благодаря чему мы обращаем на него внимание: у него на боку небольшое пятнышко.

Сбор рабочего материала

Сбор материала для описания

Искусство натюрморта как особого жанра живописи.

Красота плодов земли и обычных предметов, изображенных на картине:



Яблочный Спас! Яблочный Спас!
Преображенье Господне!
Пусть же звучат специально для Вас
Все поздравленья сегодня,
Пусть все поют и танцуют вокруг,
Звонко играют гармони,
Счастье, как спелое яблоко, вдруг
Вам упадет на ладони!









В церкви яблоками пахнет.




Машков Игорь. "Яблоки и рябина".




Палачев Вячеслав Николаевич




Палачев Вячеслав. Яблочный спас.







Сычков Федот Васильевич




Янаки Владимир Викторович.

Поспели яблоки в саду,
Народ собрался в храме…
К нему сегодня я приду
С созревшими плодами
И их раздам, как каждый год,
Не пропустив ни разу…
Пусть счастье нынче к вам придет!
И с Яблочным вас Спасом!







Камиль Писсарро, Урожай яблок в Ираньи.




Pierre Auguste Renoir.




О.Б. Светличная. Сбор яблок.




Ольга Налётова. Антоновские яблоки.




Родионова Светлана. Яблоки.




Савченко Алексей. Натюрморт с яблоками.




Савченко Алексей. Яблоки.




Ермилов Владимир. Яблочный




Калинин Михаил. Яблочный




Михайлова-Рудых Н. Н. Яблочный спас.










LORA VASKO, Яблочный спас.



















Анненков Дмитрий. Ведро с яблоками.




Анненков Дмитрий. Осень.




Барабаш Яна Алимовна. Вечер.




Булыгин Николай Владимирович (1957).




Володин Юрий. Яблочный спас или девочка с яблоками.





Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960). Яблоки и астры, 1926.

Читайте также: