Интерпретация человек который срывает яблоко

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 24.09.2024

Цель: познакомить педагогов со способами снятия негативных эмоциональных состояний.

Основная часть тренинга:

Психолог: Сейчас вы будете здороваться друг с другом разными частями тела. Я включу музыку и ваша задача здороваться с большим количеством своих коллег. По моей команде будете здороваться разными частями тела.

Психолог: После упражнения изменилось ли ваше настроении? (воспитатели отвечают).

Психолог: Удалось вам нарисовать что то негативное? Что вы с ним сделали? воспитатели отвечают).

Психолог: Постарайтесь во всех мелочах и деталях вспомнить самое приятное и радостное событие своей жизни. Когда это было, в какое время года, кто был рядом, кто был вокруг вас, какие раздавались звуки и слышались запахи, что вы ощущали кожей - все-все, до мельчайших чувственных деталей. Вспомнили?
А теперь берите еще один лист бумаги и начинайте рисовать на нем (опять левой рукой) абстрактные фигуры, выбирая те цвета, которые вам хочется. Рисуйте до тех пор, пока все пространство листа не заполнится вашим произведением. Переверните листок и на его обратной стороне напишите те слова, которые отражают ваши переживания того приятного события.
Получившийся рисунок положите или повесьте на видное место и в течение нескольких дней почаще смотрите на него.

Психолог: Удалось вам нарисовать самое хорошее событие? Какое настроение у вас стало после рисовании, изменилось? (воспитатели отвечают) .

Психолог: Вставайте в круг , друг за другом. Сейчас включу музыку вы будете двигаться и делать движения по моей команде.

Психолог : какие ощущения вы испытали во время упражнения? Понравилось упражнение? (воспитатели отвечают)

Психолог: Нарисуйте человека, который срывает яблоко с дерева.

Яблоко – символ проблем и задач (количество).

Высота – чем ниже, тем острее проблема.

В руках яблоко – решает проблему в настоящее время.

Зеленое яблоко – незрелая проблема.

Красные, желтые яблоки – то, что уже можно решать, делать (зрелая проблема).

Червивые, черные, сморщенные яблоки, человек поднимает яблоки с пола – негативное состояние.

Яблоки на земле – проблемы, которые отлетели сами собой.

В корзине яблоки – решаю проблемы одну за другой.

Лестница (залез человек на лестницу) – накручивание проблем.

Динамика (человек поднял руку…) – активная жизненная позиция в решении проблем.

Почва (не важно как и чем нарисована) – прочность социальных позиций.

Дерево в воздухе – ситуация альтернативы, жизненного выбора.

Корни дерева – хорошо прорисованы – человек готов принимать жизненные сценарии родителей.

Для него необходимы фломастеры (маркеры) и бумага. Возьмите чистый лист бумаги, разделите его на две половины вертикальной чертой. На левой, "темной" половине напишите негативные мысли, которые заполняют вашу голову и чувства. Нарисуйте образ вашего состояния в виде конкретного предмета или набора абстрактных фигур.

Теперь перейдите к второй (светлой) половине и начинайте произносить утверждения, обратные по смыслу тем, что связаны у вас со стрессом. Запишите оптимистические фразы на правой стороне листа. Нарисуйте позитивный образ, который при этом приходит к вам в голову.

Затем разрежьте ваш листок по разделительной черте. От его левой половины вы должны избавиться. Можете просто смять клочок бумаги и выбросить его в мусорную корзину, но лучше придумайте для себя целый ритуал уничтожения негативных мыслей, включающий торжественное сжигание листка и развеивания пепла.

Правую же половину листа сохраните и запомните весь ваш "правый" список позитивных мыслей. Эти найденные вами слова - утверждения, создающие жизнеутверждающий настрой, будут для вас подмогой в преодолении стрессов.

Арт-терапия это направление психотерапии, которое использует в качестве средства помощи искусство, например, изобразительное (предлагается что-то нарисовать, соответствующее его настроению в данный момент). Человеку не нужно владеть навыками рисования или музицирования. Цель арт-терапии, как и любой психотерапии, помочь понять, в чем заключается проблема и, рассмотреть возможные варианты выхода из нее, выбрать для себя оптимальный

Материалы:бумага формата А4, набор фломастеров или карандашей 12 цветов, включая серый и черный.

Изображение оценивается по четырнадцати формальным критериям (14 шкал).

Арт-терапевтические шкалы формальных элементов.

КАЧЕСТВЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.

Испытуемые могут вообразить и нарисовать любое дерево (желаемой высоты и т.п.), достаточное количество яблок на нем, растущих так низко, насколько это необходимо для элементарного решения задачи, а также человека любого роста.

Различаются подходы и способы достижения воображаемой цели. К примеру, довольно часто встречаются следующие рисунки: человек, встав на цыпочки, изо всех сил тянется за яблоком или трясет дерево; сбивает плоды палкой; влезает на лестницу; карабкается по стволу; даже покоряет горную вершину.

СИМВОЛЫ.

Змий-искуситель в библейском мифе соблазнил Еву вкусить яблока — запретного плода от древа познания добра и зла.

Считается, что символы — это знаки, или образы различных психологических реальностей.

ГРАФИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ.

Каждый рисунок человека, срывающего яблоко, глубоко индивидуален, поскольку автор сам проецирует реальность и по-своему интерпретирует ее.

Вместе с тем разнохарактерные рисунки нетрудно систематизировать, например, по следующим основаниям:

1) содержание (сюжет), наличие заданных объектов (человек, дерево, яблоко), полнота или фрагментарность изображения этих объектов;

2) способ действия (что изображено: подготовка, само действие или конечный результат);

3) результат (какие усилия приложены человеком для достижения цели, насколько успешен результат: сорвано ли яблоко).

По мнению некоторых исследователей, изображение ветки вместо дерева, возможно, свидетельствует об инфантильности автора, а слишком большие размеры объекта — о внутренней раскованности, свободе.

По Коху, наличие яблок на дереве означает чувство вины.

Есть рисунки, которые не содержат информации о том, каким способом удалось достичь цели. Известен только итог: яблоки в руках, корзине и т.п. Можно только догадываться, кто именно собрал урожай.

Стало быть, важно понять, как человек видит проблему. Пытается ли найти решение? Каким образом действует? Действует ли вообще? Использует подручные средства, изобретает новые, упрощает или усложняет задачу?

Таким образом, полученный результат в значительной мере несет на себе отпечаток личности рисовальщика, его настроения, состояния, чувств, особенностей представлений, отношений, личного жизненного опыта, преобладающих стратегий поведения и т.д.


Графическая психодиагностическая методика

И тяжко мне от слез,

Но когда ты спросишь,

Что рукав атласный мой намок

От случайного весеннего дождя.

Оэ Тисато

Осенний дождь во мгле!

Нет, не ко мне, к соседу

Ранран

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Инструкция: на чистом листе бумаги формата А4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе — человека под дождем. Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.

Изменение экспозиции.

Важно посмотреть, как изменилась экспозиция. Так, например, если человек изображен уходящим, то это может быть связано с наличием тенденции к уходу от трудных жизненных ситуаций, избеганию неприятностей (особенно если фигура человека изображается как бы наблюдаемой с высоты птичьего полета).

В случае смещения фигуры человека под дождем в верхнюю часть листа можно предположить склонность испытуемого к уходу от действительности, к потере опоры под ногами, а также наличие защитных механизмов по типу фантазирования, чрезмерного оптимизма, который часто не оправдан.

Положение фигуры в профиль или спиной указывает на стремление отрешиться от мира, к самозащите.

Изображение, помещенное внизу листа, может свидетельствовать о наличии депрессивных тенденций, чувстве незащищенности.

Трансформация фигуры.

Увеличение размера фигуры иногда встречается у подростков, которых неприятности мобилизуют, делают более сильными и уверенными.

Уменьшение фигуры имеет место тогда, когда испытуемый нуждается в защите и покровительстве, стремится перенести ответственность за собственную жизнь на других. Ребята, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются проявлять свои чувства и имеют тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми. Они подвержены депрессивным состояниям в результате стресса.

Изменение возраста указывает на самоощущение человека в ситуации жизненных неурядиц.

Атрибуты дождя.

Дождь — помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться. Характер его изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: редкие капли — как временная, преодолимая; тяжелые, закрашенные капли или линии — тяжелая, постоянная.

Тучи являются символом ожидания неприятностей. Важно обращать внимание на количество облаков, туч, их плотность, размер, расположение. В депрессивном состоянии изображаются тяжелые грозовые тучи, занимающие все небо.

Дополнительные детали.

Все дополнительные детали (дома, деревья, скамейки, машины) или предметы, которые человек держит в руках (сумочка, цветы, книги), рассматриваются как отражение потребности в дополнительной внешней опоре, в поддержке, в стремлении уйти от решения проблем путем переключения и замещающей деятельности. Более полная расшифровка деталей основывается на символическом значении представленных образов.

Например, молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека. Радуга, нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству.

Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий. С точки зрения трактовки образов зонт может рассматриваться как отображение связи с матерью и отцом, которые символически представлены в образе зонта: купол — материнское начало, а ручка — отцовское. Зонт может защищать или не защищать от непогоды, ограничивать поле зрения персонажа, а может и отсутствовать. Так, например, огромный зонт-гриб может свидетельствовать о сильной зависимости от матери, решающей все сложные ситуации за человека. Размер и расположение зонта по отношению к фигуре человека указывают на интенсивность действия механизмов психической защиты.

Искажение и пропуск деталей.

Отсутствие существенных деталей может указывать на область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики. Так, например, отсутствие зонта в рисунке может свидетельствовать об отрицании поддержки со стороны родителей в трудной ситуации.

Цвет в рисунках.

Рисунки можно выполнять простым карандашом. Тем не менее, многие, предпочитают использование цветных карандашей. Следует помнить, что точная интерпретация цветового решения не может быть сделана, если у испытуемого нет всего набора цветных карандашей.

Цвета могут символизировать определенные чувства, настроение и отношения человека. Они также могут отражать спектр различных реакций или областей конфликтов. Обычно использует от двух до пяти цветов. Семь-восемь цветов свидетельствуют о высокой лабильности. Использование одного цвета говорит о возможной боязни эмоционального возбуждения.

alt

Лебедева Людмила Дмитриевна — доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии младшего школьника Ульяновского государственного педагического университета.

Имеет опыт психологического консультирования в формате арт-терапии с разновозрастными группами, ведет образовательные авторские программы в городах России и ближнего зарубежья. Разрабатывает нетрадиционные и наиболее эффективные подходы в области деловой коммуникации, стратегий профессионального и личностного успеха.

Большинство людей имеют практический опыт срывания яблока с дерева или хотя бы визуальные образы этого процесса в своих представлениях. Данный факт положен в основу графической проективной методики, разработанной арт-терапевтами Лицдой Гантг и Кармелло Табон (Gantt L..&Tabone С. Fomal Elements Art Therapy Scale. The Rating Manual. Gargoyle Press Morgantown, WV. 1998.)

Русская модификация техники представлена в исследованиях А.И. Копытина, Е. Свистовской (Свистовская Е. Арт-терапевтические шкалы формальных элементов: пилотажное интеркультуральное исследование. // Исцеляющее искусство.

Журнал арт-терапии, № 2,2000. с. 54-78.)

Нарисуйте человека, который срывает яблоко с дерева.

Бумага формата А4, набор фломастеров или карандашей 12 цветов, включая серый и черный.

Инструкция к заданию оставляет высокую степень свободы для испытуемого и позволяет моделировать предложенную ситуацию по собственному желанию. Это означает, что проблема и уровень трудности ее решения, по сути, задаются самим исполнителем рисунка. К примеру, можно вообразить и нарисовать любое дерево подходящей высоты, достаточное количество яблок на нем, растущих настолько низко, как это необходимо для элементарного решения задачи, а также человека соответствующего роста.

Что же побуждает испытуемых моделировать ситуацию как проблемную, трудноразрешимую или неразрешимую вовсе? Чем определяется количество затраченных воображаемых усилий для достижения цели?

Символы обычно рассматриваются как знаки или образы различных психологических реальностей.

Общеизвестна мифологическая символика яблока.

Змий-искуситель в библейском мифе соблазнил Еву вкусить яблока — запретною плода от древа познания добра и зла.

Язык рисунка, символов сравнивают с голосом бессознательного, звучащего в те моменты, когда сознанию не хватает слов. Интерпретация приоткрывает самобытность душевного мира рисовальщика.

  1. по содержанию (сюжету), наличию заданных инструкцией объектов (человек, дерево, яблоко), полноте или фрагментарности изображения этих объектов;
  2. по способу действия (что изображено: подготовка к действию, само действие или конечный результат?);
  3. по результату (какие усилия приложены человеком для достижения цели, насколько успешен результат: сорвано ли яблоко?).

Иллюстрации

Автор рисунка-десятилетняя девочка — изобразила огромное розовое яблоко и фрагментарно ветку с зеленым листиком. Пальцы невидимого человека неизвестного возраста и пола едва прикасаются к этому яблоку (рис. 1).

Подобные сюжеты встречаются и у взрослых.

Диагностика методами арт-терапии

К изображениям второго типа относятся следующие иллюстрации.

Диагностика методами арт-терапии

На рис. 2 Рис. Лебедева2 нетрудно заметить, какие неимоверные усилия приходится затратить скалолазу в стремлении достать заветный плод. (Автор — студентка 20-ти лет.) Причем так же, как и в работе десятилетнего мальчика, обозначено лишь действие (человек тянется за яблоком), конечный результат не известен (рис. 3).

Диагностика методами арт-терапии

Третий тип рисунков, напротив, не содержит информации о том, каким способом цель достигнута. Зрителю виден лишь итог: яблоки в руках, корзине и т. п. (рис. 4, 5).

Диагностика методами арт-терапии

Диагностика методами арт-терапии

Обратим внимание на характерные признаки и символику представленных рисунков. Изображение ветки вместо дерева, по мнению некоторых исследователей, предположительно свидетельствует об инфантильности, а слишком большие размеры объекта — о внутренней раскованности, свободе.

По Коху, наличие яблок на дереве означает чувство вины.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Можно предположить, что большинство людей имеют практический опыт срывания яблока с дерева или хотя бы представляют себе, как это делается. Рассмотрим графическую проективную методику, разработанную арт-терапевтами Линдой Гантт и Кармелло Табон (Gantt L. & Tabone C. Formal Elements Art Therapy Scale. The Rating Manual. Gargoyle Press Morgantown, WV. 1998).

Материалы: бумага формата А4, набор фломастеров или карандашей 12 цветов, включая серый и черный.

Изображение оценивается по четырнадцати формальным критериям (14 шкал). Степень выраженности каждого формального признака учитывается количественно (в баллах от 0 до 5). Регистрируется и подсчитывается частота встречаемости признака (элемента), соответствующего категории наблюдения, далее производится содержательная интерпретация результатов статистического анализа.

Арт-терапевтические шкалы формальных элементов

В исследовании Е. Свистовской, в частности, была установлена высокая чувствительность данной методики к особенностям художественной экспрессии испытуемых. К примеру, автором зафиксировано общее снижение богатства и яркости эмоциональных проявлений у больных шизофренией.

Феномен ротации наиболее ярко проявился в работах больных органическим заболеванием головного мозга.

Качественная интерпритация

Испытуемые могут вообразить и нарисовать любое дерево (желаемой высоты и т.п.), достаточное количество яблок на нем, растущих так низко, насколько это необходимо для элементарного решения задачи, а также человека любого роста.

Как ни странно, большинство испытуемых (и детей и взрослых) изображают не просто человека, срывающего яблоко с дерева, а человека, решающего довольно сложную проблему.

Различаются подходы и способы достижения воображаемой цели. К примеру, довольно часто встречаются следующие рисунки: человек, встав на цыпочки, изо всех сил тянется за яблоком или трясет дерево; сбивает плоды палкой; влезает на лестницу; карабкается по стволу; даже покоряет горную вершину.

Змий-искуситель в библейском мифе соблазнил Еву вкусить яблока — запретного плода от древа познания добра и зла.

Считается, что символы — это знаки, или образы различных психологических реальностей.

По мнению Р. Ассаджиоли, техника сознательного использования символов путем их визуализации способствует интеграции сознательных элементов личности с бессознательными, а также до некоторой степени — логического мышления с бессознательными нелогическими личностными проявлениями.

Воображение (в смысле способности к вызову и созданию образов) — одна из наиболее важных спонтанно-активных функций человеческой психики как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Каждый образ заключает в себе моторный импульс, который можно преобразовать в действие. Словом, образы способны создавать физические условия и соответствующие им внешние действия.

Визуализировать, вызвать в воображении символическое яблоко, которое срывает человек, — значит представить действие, происходящее во времени.

Эти процессы также сопровождаются феноменом идентификации автора с динамическими символическими сценами, что является объективным основанием для качественной интерпретации рисунков.

Графические индикаторы

Язык рисунка, язык символов сравнивают с голосом бессознательного, звучащего в те моменты, когда сознанию не хватает слов. Интерпретация позволяет лучше понять самобытность душевного мира автора, который отражается в его изобразительном продукте.

Очевидно, что каждый рисунок человека, срывающего яблоко, глубоко индивидуален, поскольку автор сам проецирует реальность и по-своему интерпретирует ее.

Вместе с тем разнохарактерные рисунки нетрудно систематизировать, например, по следующим основаниям:

1) содержание (сюжет), наличие заданных объектов (человек, дерево, яблоко), полнота или фрагментарность изображения этих объектов;

2) способ действия (что изображено: подготовка, само действие или конечный результат);

3) результат (какие усилия приложены человеком для достижения цели, насколько успешен результат: сорвано ли яблоко).

В этой статье я расскажу, как трактовать основные признаки по данному рисуночному тесту.

Напоминаю о том, что интерпретация результатов исследования затрудняется в связи с разнообразием зачастую противоречивых трактовок одних и тех же признаков рисунка разными авторами.

Интерпретация результатов исследования

рисунка человека, срывающего яблоко.

Некоторые исследователи полагают, что изображение ветки вместо дерева может указывать на инфантильность человека (сохранение некоторых детских черт в характере).

yabloko4

Большой размер плода в рисунках третьего типа может говорить о внутренней раскованности и свободе рисующего.

Большое яблоко на дереве может присутствовать в рисунках первого и второго типов. Если человек тянется к самому большому и красивому яблоку, значит, испытуемый воспринимает очередную цель как главное дело своей жизни, занимающее все его свободное время.

chelovek sryivayushhiy yabloko

Борис Ефимович Егоров (психиатр, психотерапевт) и Евгения Сергеевна Романова (доктор психологических наук, профессор) считают, что созревающие яблоки – это созревающие проблемы личности их автора.

Количество фруктов по Г. Ферсу можно интерпретировать как какой-то возраст реального человека, в котором что-то произошло или произойдет.

Карл Кох объяснял наличие яблок на дереве чувством вины, которое испытывает человек. А упавшие или падающие с дерева фрукты считал у ребенка символом переживаний неприятия (отказа от него или испытываемого чувства отвержения).

Если нарисованный человек поднимает упавшие или кем-то сорванные плоды, а также ест червивое или гнилое яблоко – это может быть сигналом психологического неблагополучия автора рисунка.

Если в рисунке человек взбирается по лестнице, чтобы сорвать яблоко, или же пользуется другими подручными средствами, чтобы добраться до желаемого фрукта, это говорит о том, что сложившуюся ситуацию он моделирует как проблемную, но разрешимую. Ведь он бы мог просто протянуть руку и сорвать яблоко, если бы при этом оно висело невысоко.

yabloko6

Интерпретация рисунков: Человек в движении (динамический рисунок).

Если человек изображен в действии (например, влезает по лестнице), это говорит о том, что испытуемый активен в решении проблем. Для него характерен продуманный подход к решению задачи.

Интерпретация рисунков первых двух типов (в качестве способа действия происходит само действие, то есть человек срывает яблоко) заключается в том, что, решая какой-то вопрос, человек действует самостоятельно, пытается найти какое-то решение, размышляет и обдумывает свои действия.

Если конечный результат успешный, т.е. яблоко будет сорвано (как в рисунках второго типа), то человек всегда нацелен на положительный результат в решении своих вопросов.

yabloko7

Если человек стоит у дерева, а яблоко висит достаточно низко для того, чтобы просто протянуть руку и сорвать его, это говорит о том, что автор рисунка не стремится усложнять свою жизнь, моделирует ситуацию как разрешимую. Не создает сам себе трудности в достижении цели.

В таком случае испытуемый нацелен на наилучший положительный результат. Он использует максимизирующую стратегию, чтобы добиться своей цели. Ведь яблоко висит достаточно низко для элементарного решения задачи.

Мы рассмотрели основные принципы интерпретации рисунков человека, срывающего яблоко с дерева.

Как сделать качественный анализ рисунка человека, срывающего яблоко.

Сложность качественного анализа рисунков в любом проективном тесте заключается в том, что каждый из них глубоко индивидуален. А задание теста нарисовать человека, который срывает яблоко, предполагает, что испытуемый самостоятельно проецирует реальность и представляет ее тоже по-своему.

Несмотря на это, существуют определенные этапы качественной интерпретации рисунков.

Качественный анализ рисунка

человека, срывающего яблоко с дерева.

Сначала вам нужно провести анализ рисунка в соответствии с этапами интерпретации :

1. Анализ рисунка с точки зрения его содержания.

2. Анализ рисунка относительно способа действия.

3. Анализ рисунка на предмет достигнутого результата.

На этом этапе качественного анализа рисунка вы просто выписываете информацию по каждому пункту.

Рассмотрим каждый этап анализа рисунка подробнее.

Качественный анализ содержания (сюжета) рисунка.

Внимательно изучаем рисунок и фиксируем :

— наличие и количество заданных объектов (дерево, человек, яблоко).

Например, встречаются рисунки, где отсутствует дерево или человек. Или деревьев может быть несколько.

Vovin risunok

— полноту или фрагментарность (частичность) изображения этих объектов.

Допустим, нарисована только рука, на которой лежит яблоко, или ветка дерева с висящим на ней яблоком.

Leshin risunok

Рисунок человека, срывающего яблоко с дерева. Автор: мужчина 23-х лет. Дерево изображено фрагментарно.

— очередность изображения объектов

Например, первым нарисовано дерево, затем яблоки, последним – человек.

— изображению какого объекта в рисунке уделено больше внимания, времени?

— чему отведено на рисунке больше места?

— что кажется более важным для автора рисунка?

условия достижения цели (реальна ли попытка добраться до яблока?)

сама цель (очень крупное, красивое яблоко)

возможность выбора цели (яблок на дереве может быть несколько, разных – недозрелых, спелых, между которыми можно сделать выбор)

— количество нарисованных яблок

— качество яблок (спелые, зеленые, гнилые, червивые)

— наличие дополнительных элементов в рисунке (например, птичьи гнезда на дереве)

Качественный анализ способа действия в рисунке.

Что конкретно изображено : подготовка к действию, само действие или только конечный результат?

Человек только подставляет лестницу к дереву с висящими на нем плодами (подготовка)? Или он уже держится за яблоко (срывает)? Или яблоко уже у него в руке (сорвано)?

Испытуемому дается возможность нарисовать дерево желаемой высоты, человека любого роста и яблоки, растущие так низко, чтобы задача могла разрешиться элементарно. Но, несмотря на это, большинство людей (и дети, и взрослые) изображают человека, решающего достаточно сложную задачу, которому для решения проблемы нужно преодолеть немалые трудности.

Проводя анализ многих рисунков человека, срывающего яблоко, вы можете увидеть различия между подходами и способами достижения воображаемой цели:

risunok Lizyi

При этом конечный результат остается неизвестным.

Чем оправдывается количество приложенных воображаемых усилий для достижения желаемого? Причина этому – сама символическая цель — яблоко.

Анализ рисунка поможет понять, как человек видит свою проблему :

Качественный анализ результата, выраженного в рисунке.

— Какие усилия приложил человек для достижения своей цели (подставлял лестницу, влезал на дерево, просто подошел и сорвал)?

С точки зрения эффективности можно выделить 3 типа стратегии в решении вопросов :

— Насколько успешным оказался результат (например, человек сорвал яблоко, но оно оказалось червивым)?

После того, как вы провели качественный анализ рисунка, можно приступать к интерпретации.

Человек, который срывает яблоко

С большой долей вероятности можно предположить, что большинство людей имеют практический опыт сры­вания яблока с дерева или хотя бы визуальные образы этого процесса в своих представлениях. Данный факт положен в основу графической проективной методики, разработанной арт-терапевтами Линдой Гантт и Кармелло Табон. Русская модификация представлена в исследовани­ях А. И. Копытина, Е. Свистовской.

Нарисуйте человека, который срывает яблоко с дерева.

Бумага формата А4, набор фломастеров или ка­рандашей 12 цветов, включая серый и черный.

Обычно эта проективная методика рассматривается с позиций анализа графических признаков изображения в контексте выделенных арт-терапевтических шкал фор­мальных элементов.

Инструкция к заданию оставляет высокую степень свободы для испытуемого и позволяет моделировать предложенную ситуацию по собственному желанию. Это означает, что проблема и уровень трудности ее решения, по сути, задаются самим исполнителем рисунка. К при­меру, можно вообразить и нарисовать любое дерево под­ходящей высоты, достаточное количество яблок на нем, растущих настолько низко, как это необходимо для эле­ментарного решения задачи, а также человека соответ­ствующего роста.

Что же побуждает испытуемых моделировать ситуа­цию как проблемную, трудноразрешимую или неразре­шимую вовсе? Чем определяется количество затрачен­ных воображаемых усилий для достижения цели?

Общеизвестна мифологическая символика яблока. Змий-искуситель в библейском мифе соблазнил Еву вкусить яблока – запретного плода от древа познания добра и зла.

Язык рисунка, символов сравнивают с голосом бес­сознательного, звучащего в те моменты, когда сознанию не хватает слов. Интерпретация приоткрывает самобыт­ность душевного мира рисовальщика.

1) по содержанию (сюжету), наличию заданных ин­струкцией объектов (человек, дерево, яблоко), полноте или фрагментарности изображения этих объектов;

2) по способу действия (что изображено: подготовка к действию, само действие или конечный результат?);

3) по результату (какие усилия приложены челове­ком для достижения цели, насколько успешен ре­зультат: сорвано ли яблоко?).

Автор рисунка – десятилетняя девочка – изобрази­ла огромное розовое яблоко и фрагментарно ветку с зе­леным листиком. Пальцы невидимого человека неизве­стного возраста и пола едва прикасаются к этому яблоку.

Подобные сюжеты встречаются и у взрослых.

К изображениям второго типа относятся следующие иллюстрации. На рис. 6 нетрудно заметить, какие неимо­верные усилия приходится затратить скалолазу в стрем­лении достать заветный плод. (Автор – студентка 20-ти лет.)

Третий тип рисунков, напротив, не содержит информа­ции о том, каким способом цель достигнута. Зрителю ви­ден лишь итог: яблоки в руках, корзине и т. п.

Обратим внимание на характерные признаки и сим­волику представленных рисунков. Изображение ветки вместо дерева, по мнению некоторых исследователей, предположительно свидетельствует об инфантильности, а слишком большие размеры объекта – о внутренней раскованности, свободе.

По Коху, наличие яблок на дереве означает чувство вины.

Человек под дождем

Тест был разработан двумя психологами — Е. Романовой и Т. Сытько. Сегодня его широко используют для того, чтобы узнать:

1. возможности человека к адаптации

2. устойчивость человека к воздействию разнообразных стрессовых ситуаций.

Из того, что мне — или всем — кажется,
что это так, не следует, что это так и есть..
Л. Витгенштейн. О достоверности

Можно предположить, что большинство людей имеют практический опыт срывания яблока с дерева или хотя бы представляют себе, как это делается. Рассмотрим графическую проективную методику, разработанную арт-терапевтами Линдой Гантт и Кармелло Табон (Gantt L. & Tabone C. Formal Elements Art Therapy Scale. The Rating Manual. Gargoyle Press Morgantown, WV. 1998).

Материалы: бумага формата А4, набор фломастеров или карандашей 12 цветов, включая серый и черный.

Изображение оценивается по четырнадцати формальным критериям (14 шкал). Степень выраженности каждого формального признака учитывается количественно (в баллах от 0 до 5). Регистрируется и подсчитывается частота встречаемости признака (элемента), соответствующего категории наблюдения, далее производится содержательная интерпретация результатов статистического анализа.

Арт-терапевтические шкалы формальных элементов

В исследовании Е. Свистовской, в частности, была установлена высокая чувствительность данной методики к особенностям художественной экспрессии испытуемых. К примеру, автором зафиксировано общее снижение богатства и яркости эмоциональных проявлений у больных шизофренией.

Феномен ротации наиболее ярко проявился в работах больных органическим заболеванием головного мозга.

КАЧЕСТВЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Испытуемые могут вообразить и нарисовать любое дерево (желаемой высоты и т.п.), достаточное количество яблок на нем, растущих так низко, насколько это необходимо для элементарного решения задачи, а также человека любого роста.

Как ни странно, большинство испытуемых (и детей и взрослых) изображают не просто человека, срывающего яблоко с дерева, а человека, решающего довольно сложную проблему.

Различаются подходы и способы достижения воображаемой цели. К примеру, довольно часто встречаются следующие рисунки: человек, встав на цыпочки, изо всех сил тянется за яблоком или трясет дерево; сбивает плоды палкой; влезает на лестницу; карабкается по стволу; даже покоряет горную вершину.

СИМВОЛЫ

Змий-искуситель в библейском мифе соблазнил Еву вкусить яблока — запретного плода от древа познания добра и зла.

Считается, что символы — это знаки, или образы различных психологических реальностей.

По мнению Р. Ассаджиоли, техника сознательного использования символов путем их визуализации способствует интеграции сознательных элементов личности с бессознательными, а также до некоторой степени — логического мышления с бессознательными нелогическими личностными проявлениями.

Воображение (в смысле способности к вызову и созданию образов) — одна из наиболее важных спонтанно-активных функций человеческой психики как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Каждый образ заключает в себе моторный импульс, который можно преобразовать в действие. Словом, образы способны создавать физические условия и соответствующие им внешние действия.

Визуализировать, вызвать в воображении символическое яблоко, которое срывает человек, — значит представить действие, происходящее во времени.

Эти процессы также сопровождаются феноменом идентификации автора с динамическими символическими сценами, что является объективным основанием для качественной интерпретации рисунков.

ГРАФИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ

Язык рисунка, язык символов сравнивают с голосом бессознательного, звучащего в те моменты, когда сознанию не хватает слов. Интерпретация позволяет лучше понять самобытность душевного мира автора, который отражается в его изобразительном продукте.

Очевидно, что каждый рисунок человека, срывающего яблоко, глубоко индивидуален, поскольку автор сам проецирует реальность и по-своему интерпретирует ее.

Вместе с тем разнохарактерные рисунки нетрудно систематизировать, например, по следующим основаниям:

1) содержание (сюжет), наличие заданных объектов (человек, дерево, яблоко), полнота или фрагментарность изображения этих объектов;

2) способ действия (что изображено: подготовка, само действие или конечный результат);

3) результат (какие усилия приложены человеком для достижения цели, насколько успешен результат: сорвано ли яблоко).

ПРИМЕРЫ РИСУНКОВ

Десятилетняя девочка изобразила огромное розовое яблоко и фрагментарно ветку с зеленым листиком (см. рис. 1). Пальцы невидимого зрителю человека неизвестного возраста и пола едва прикасаются к этому яблоку.

Словом, зритель не видит ни человека, ни дерева, ни результата.

По мнению некоторых исследователей, изображение ветки вместо дерева, возможно, свидетельствует об инфантильности автора, а слишком большие размеры объекта — о внутренней раскованности, свободе.

По Коху, наличие яблок на дереве означает чувство вины.

Однако подобную интерпретацию вряд ли можно применить к похожему по сюжету рисунку (см. рис. 3), выполненному двадцатилетней девушкой-студенткой. Нетрудно заметить, какие неимоверные усилия приходится затрачивать скалолазу в стремлении достать заветный плод. Причем, как и на рисунке десятилетнего мальчика (см. рис. 5), обозначено лишь действие (человек тянется за яблоком), но неизвестен конечный результат.

Есть рисунки, которые не содержат информации о том, каким способом удалось достичь цели. Известен только итог: яблоки в руках, корзине и т.п. (рис. 2, 4). Можно только догадываться, кто именно собрал урожай.

Стало быть, важно понять, как человек видит проблему. Пытается ли найти решение? Каким образом действует? Действует ли вообще? Использует подручные средства, изобретает новые, упрощает или усложняет задачу?

Ответы на данные вопросы, возможно, прояснят стратегию, которой обычно придерживается субъект в ситуации выбора и принятия решения. Напомню, что по целевой функции (или эффективности) стратегии принято подразделять на удовлетворяющие, оптимизирующие, максимизирующие.

При удовлетворяющей (минимизирующей) стратегии любой способ действия рассматривается как приемлемый, если он обещает хотя бы какое-то решение проблемы.

Оптимизирующая стратегия ориентирована на выбор наиболее эффективного варианта действия при данных обстоятельствах и ограничениях.

Максимизирующая стратегия нацелена на наилучший результат.

Таким образом, полученный результат в значительной мере несет на себе отпечаток личности рисовальщика, его настроения, состояния, чувств, особенностей представлений, отношений, личного жизненного опыта, преобладающих стратегий поведения и т.д.

Читайте также: