А на яблонях налились созрели золотые яблоки горят переливаются как янтарь на солнышке

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 24.09.2024

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Работа над изобразительно-выразительными средствами языка сказок.

Работа над изобразительными средствами языка фольклорных произведений существенно отличается от общепринятой словарной работы тем, что мы имеем здесь дело с переносным значением слов, возникающим благодаря сказочному контексту.

Эпитет в широком значении понимают как определение, как один из приёмов поэтического стиля; в узком смысле – это слово или несколько слов, данных к обычному названию предмета для того, чтобы усилить его выразительность. Как отмечалось в теоретической главе, широкое распространение в произведениях народного творчества, в частности в сказках, получили так называемые константные, или постоянные, эпитеты, то есть когда изображение определённых явлений обычно сопровождается устойчивыми, отнесёнными к этим явлениям, эпитетам: добрый конь, красна девица, синее море, белые руки.

Язык сказки насыщен эпитетами как постоянными, так и изобразительными (то есть теми, которые выделяют существенные стороны изображаемого без привнесения оценочного элемента). Это даёт возможность учителю, анализируя один текст, работать сразу с двумя видами эпитетов.

Работу над эпитетами в сказке можно условно разделить на три этапа.

На первом этапе необходимо учить детей находить эпитеты в тексте.

В сказке представлены эпитеты, характеризующие персонажей, чудесные предметы, определяющие места сказочных событий.

1. Эпитеты, характеризующие действующих лиц волшебной сказки, обозначают возраст, внешние данные, физические качества персонажа, его сословную принадлежность.

Традиционно в сказке выделяется общее свойство (молодость, старость, красота), которые не конкретизируется и, как правило, имеет значение для развития действия.
На этапе анализа волшебной сказки предлагаем следующие задания:

Найдите в тексте сказки определения к словам:

сын - … (младший, средний, старший);

брат - … (младший, средний, старший);

девочка – (красивая, ленивая);

Как вы понимаете значение сочетания слов царская дочь, младший сын, молодая жена и т.д.? В каких эпизодах сказки встречаются сочетания слов царская дочь, младший сын, молодая жена? Зачитайте понравившиеся эпизоды сказки. Как выявленные определения характеризуют действующих лиц сказки? Какие из них определяют внешнюю красоту, рассудительность, смекалку и т.д.? Какие эпитеты, характеризующие действующих лиц сказки, являются общефольклорными?

В бытовой сказке особую роль играют эпитеты, определяющие моральные качества персонажей, социально-экономическое положение и профессию. Количество эпитетов, обозначающих внешние данные, физические качества, возраст персонажей, невелико.

На этапе анализа бытовой сказки предлагаю следующие задания:

Найдите в тексте сказки определения к словам:

крестьянин – (бедный, богатый);

человек – (дорожный, служивый, добрый) и т.д.

Как выявленные определения характеризуют действующих лиц сказки? Назови эпитеты, которые относятся к отрицательным персонажам сказки.

(Сердитая барыня, скупой, прижимистый старик и т.д.).

Зачитай эпизоды сказки, где встречаются данные сочетания слов. Какие моральные качества осуждаются в сказке?

Какая разговорная лексика встретилась в прочитанных отрывках?

(Названные эпитеты даны в речи сказочника с разговорными усилительными оборотами – и до того…, да такой…, куда ты…, куда…, такой, что… и т.д.).

Какие эпитеты имеют иронический оттенок? Какие качества героя обозначают данные эпитеты?

Зачитай эпизоды сказки, где встречается противопоставление.

2. Эпитет подчеркивает функциональную значимость пространства сказки.

На этапе анализа сказки предлагаю следующие задания:

Найди зачины в тех сказках, которые ты прочитал.

Найди концовки в тех сказках, которые ты прочитал.

Определи, где зачины сказки:

Замените выражение тридевять земель, тридесятое царство синонимичным (близким по значению).

Что обозначает тридесятое царство?

Как сочетание чистое поле характеризует путь героя?

(а) В чистом поле герой ищет, вызывает, достает себе богатырского коня, пасет чудесных лошадей;

б) чистое поле является местом сражения и встречи действующих лиц сказки).

Найди в тексте сказки сочетания дремучий, темный лес. Что происходит с героем в дремучем, темном лесу?

Где находится избушка бабы-Яги?

(Избушка бабы-Яги находится в лесу).

Какая избушка представлена в сказке?

Назови сказки, в которых баба-Яга является помощницей героя или противника.

3. В сказке обширную группу представляют эпитеты, характеризующие волшебные предметы.

Волшебные предметы включают объекты поисков героя (трудные задачи) и чудесные средства, с помощью которых персонаж выполняет трудные задачи. На этапе анализа сказки предлагаем следующие задания:

Что нужно добыть герою?

(В объекты поисков героя входят: свинка золотая щетинка, конь золотогривый, олень золоторогий (золотохвостый), олень золотые рога, коза золотые рога, уточка золотые перышки, жар-птица, птица-говорунья, кот-баюн).

Кто отправляет на поиски персонажа?

Зачитай эпизоды сказки, в которых чудесные предметы служат предметами обмена.

Назови персонажи, которые добывает герой. Зачитай эпизоды сказки.

Перескажи, как герой добывает чудесные предметы или персонажей сказки. Кто помогает герою добыть диковинки или персонажей сказки?

(Добрый конь является помощником герою). Какие из эпитетов, характеризующих коня героя, являются общефольклорными?

Какие волшебные средства помогают герою?

(скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, летучий корабль, молодильные яблоки, живая и мертвая вода и т.д.).

Какие эпитеты характеризуют волшебные средства? Зачитай эпизоды сказки.

На втором этапе учитель знакомит учеников с постоянными эпитетами. Здесь полезно сравнить эпитеты русских народных сказок и авторских литературных произведений (как сказок, так и других жанров).

При работе с русской народной сказкой могут возникнуть трудности: сказки богаты постоянными эпитетами, которые не сразу воспринимаются как изобразительные средства. В этом случае можно провести следующую работу.

добрый молодец - хороший молодец

красна девица - красивая девица

горы высокие - горы большие

леса дремучие - леса страшные

После того, как задание выполнено, учащимся можно задать вопросы:

Как вы определили, что именно эти эпитеты являются «сказочными?

(Часто встречали в сказках и именно в таком сочетании).

Почему в сказках эпитеты выступают в устойчивых сочетаниях?

(Они подчёркивают самое главное качество в изображаемом, а это связано в свою очередь со сказочным содержанием).

Цель: отработать умение самостоятельно находить постоянные эпитеты среди других эпитетов (лирических и изобразительных).

Это упражнение подготавливает учащихся к выполнению более сложного задания - находить постоянные эпитеты в тексте сказки.

Цель: отработать умение находить постоянные эпитеты в тексте сказки.

Ученики читают сказку, затем даётся задание найти и подчеркнуть их карандашом. На завершающем этапе работы проводится небольшая обобщающая беседа.

Нужны ли в сказках эпитеты? Для чего?

Изменилась бы сказка, если бы из неё убрали все эпитеты, или нет?

Она стала бы лучше или хуже?

Почему?

Таким образом, на данном этапе работы учащиеся знакомятся с постоянными эпитетами сказки, учатся отличать их от простых определений и других эпитетов (лирических и изобразительных), а также находить их в тексте сказки.

Третий этап направлен на то, чтобы сформировать у учащихся умение свободно оперировать постоянными эпитетами. С этой целью учащимся предлагаются различные задания.

Задание 1. Нужно подобрать к каждому эпитету несколько таких синонимов, которые не нарушали бы сказочный стиль.

Красная девица – красавица писаная, распрекрасная, пригожая.

Предлагаются следующие словосочетания:

честной молодец – добрый купец

ясное поле – чистый месяц

ключевые слёзы – горькая вода

уста шёлковые – трава сахарная.

Данная работа подводит учеников к выводу, что постоянные эпитеты потому и называются постоянными, что они как бы раз и навсегда прикрепляются к тем сказочным образам, которые характеризуют, и не меняются, переходя из сказки в сказку. А потому, сочиняя сказки, учащиеся должны использовать уже готовые, известные нам образцы эпитетов, сочетающихся с характеризуемым образом как устойчивые сращения.

Пришла она в его царство и в … поле, в … раздолье, на … лугах раскинула шатёр…. От шатра дорогу устелила сукнами ….
И вот слышит – кони всхрапнули раз, другой и третий. Тут … молодец бултых в котёл с молоком, вынырнул, да из первого котла прямо в котёл с кипятком кинулся, а потом в … воде окунулся и вышел из третьего котла таким … да красивым, что нельзя описать, только в сказке рассказать.

Представленные задания необходимо планировать на этапе анализа сказки, подчиняя работу над изобразительными средствами выявлению основной темы сказки, уяснению жанровой природы традиционного текста.

Сравнение – одно из древних изобразительных средств языка, встречающееся в самых ранних памятниках художественной речи. Оно может быть определено следующим образом.

Сравнение – в художественной речи сближение, соотнесение двух явлений, основанное на чертах сходства между ними и имеющее задачей образно пояснить одно из них с помощью другого. Простейшая форма сравнения образуется чаще всего при помощи сравнительных оборотов и слов: как, точно, словно и др. Весьма распространёнными являются сравнения, образованные при помощи творительного падежа: Вылетел Кощей бессмертный в окно страшным вихрем.

Язык сказки содержит и прямые, и отрицательные сравнения, что позволяет учителю, анализируя один текст, работать сразу с двумя видами сравнений, в отличие от других произведений, изучаемых в начальных классах и содержащих лишь прямые сравнения (кроме былин, но они изучаются только в 4 классе).

Таким образом, изучая язык сказки, учащиеся знакомятся со сравнением как одним из видов тропов, что подготавливает их к работе над ними в более сложных произведениях в старших классах.

Для работы со сравнениями в текстах сказок можно предложить следующие задания.

Задание 1. В отрывках из русских народных сказок необходимо найти и подчеркнуть сравнения.

Дочка любимая тоненькая, как тростиночка, волосики будто паутиночки осенние на солнышке светятся, а глаза, как вода Ильмен-озера, тихие да светлые.

Не кукушка во сыром бору кукует, то плачет от горя Алёнушка.

Подхватили великаны Марью-царевну, отнесли на океан-море и стали на середине, на самой пучине, - а сами стоят, как столбы, а её на руках держат. Марья-царевна махнула платочком, и приплыли к ней все гады и рыбы морские.

Андрей сел на лягушку-скакушку. Начала она дуться. Дулась, дулась – сделалась словно копна сена… Опять лягушка дулась, дулась – сделалась ещё больше, словно стог сена.

Задание 2. На учебной таблице написано несколько предложений с пропущенными сравнениями, к каждому предложению даётся несколько вариантов сравнений и задание.

Заговорила Алёнушка, словно … .
(Ручей заиграл, птаха заплакала, колокольчик зазвенел)

Подставьте такое сравнение, чтобы голос Алёнушки был:

а) звонким,
б) весёлым,
в) печальным.

Иван-царевич берёт с собою сонную Василису и пускается в путь дорогу, словно … . (Быстрый ветер, пудовый груз тянет, стрела из лука)
Подставьте такое сравнение, чтобы Иван-царевич: а) в тот же миг оказался на царском дворе, б) долго добирался до дома, в) в скором времени возвратился в своё царство.

Задание 3. Вставьте вместо точек эпитеты и сравнения.

Повадилась к царю в сад летать жар-птица; на ней перья … , а глаза, словно … .

Вот так мастера добыл себе! Не мастер, а … !

Осень пришла, стали ночи … да … . В самую полночь вдруг всё кругом осветилось, будто … .

А на яблонях налились, созрели … яблоки, горят, переливаются, как … на солнышке.

Будто … , налетел Иван на Гвидоново войско и увидел в … поле … богатыря иноземного.

Предложенная работа над эпитетами и сравнениями способствует, во-первых, формированию навыков и умений осмысленного отношения к слову; во-вторых, осознанному чтению (в процессе этой работы дети узнают значение непонятных им слов, что ведёт к лучшему пониманию прочитанного); в-третьих, расширению словарного запаса; в-четвёртых, выразительному чтению; в-пятых, развитию воссоздающего воображения, творческого мышления, памяти, что подготавливает их к самостоятельному написанию сказок.

После такой целенаправленной работы дети свободнее пользуются языковым материалом, более того, точно используют средства выразительности, легко подбирают характеристики сказочных героев в своих творческих работах, не нарушая сказочного стиля.

Как уже отмечалось в теоретической части, неотъемлемой составляющей языка устного народного творчества являются фольклорные формулы. Фольклорные формулы – это устойчивые словесные комплексы самого различного характера и объема, функционирующие в разных произведениях одного или нескольких жанров.

В сказках традиционно принято выделять инициальные формулы (зачины), медиальные (формулы продолжения) и финишные формулы (концовки).

Учащимся можно предложить следующие задания в процессе анализа сказки:

Найдите зачины в тех сказках, которые вы прочитали.

Найдите концовки в тех сказках, которые вы прочитали.

Определите, где зачины сказки:

Назовите формулы продолжения в сказке

Как вы понимаете данные выражения? Как данные выражения характеризуют путь героя?

Эффективным средством выражения предельно большой степени признака, а также многократности, интенсивности действия служат формулы - тавтологические и синонимические сочетания. Парные тавтологические сочетания представляют собой повторение совершенно одинаковых слов в одинаковых формах. Многочисленны двучленные синонимические формулы, в которых дано повторение слов-синонимов; семантическая близость их абсолютна, и повторение служит исключительно целям усиления. Создают впечатление усиления и устойчивые формулы - сопоставления слов, антонимичных по своей семантике. Так, сложившиеся на протяжении многих лет устойчивые словесные формулы являются средством усиления экспрессии в тексте сказки.

На этапе анализа сказки предлагаю следующие задания:

Найдите и зачитайте предложения, в которых повторяются совершенно одинаковые слова.

Что выражают подобные повторы?

(Повторы широко употребляются в сказках и выражают предельную взволнованность, эмоциональность речи).

Чем обычно завершаются формулы тождества?

Что выражают повторы, состоящие из трех и более членов перечисления?

Найдите и зачитайте предложения, которые повторяются в тексте сказки.

Найдите и зачитайте предложения, в которых употребляются близкие по значению слова.

Зачитайте предложения, в которых встречается число три. Что оно обозначает и характеризует в сказке?

Цель: выявить языковые особенности волшебной сказки, уточнить роль фольклорных формул в традиционном тексте.

Прочитай начало и конец сказки, найди созвучные слова. Какова их роль в сказке?

Подведём итог:

На уроках литературы в процессе чтения русских народных сказок особо следует выделить упражнения, связанные с работой над изобразительными средствами языка – эпитетами, сравнениями, метафорическими выражениями, а также фольклорными формулами. Целью этих упражнений является воспитание путем наблюдений внимания к поэтическому языку, понимание роли ярких образных выражений в традиционном тексте.

В процессе анализа сказочного текста эффективными упражнениями являются: выделение эпитетов, характеризующих персонажей, чудесные предметы, определяющие места сказочных событий; восстановление в тексте пропущенных изобразительно-выразительных средств; замена устойчивых сочетаний синонимичными.

Работа над изобразительно-выразительными средствами языка сказок должна способствовать уяснению системы образов, выявлению причинно-следственных связей, пониманию жанровой природы сказочного текста.


Пришла, поглядела, обошла кругом дерева. Потом приподняла бычью шкуру и видит: спит молодец такой пригожий – ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать, только в сказке сказать, – по локоть у молодца руки в золоте, по колено ноги в серебре. Глядит царевна, не наглядится, сердце у ней замирает. Сняла свой именной перстенек и тихонько надела Ивану на мизинец.

Сестры аукаются, кричат:

– Где ты, сестрица? Пойдем домой!

Бежит Наталья-царевна, а сестры навстречу идут:

– Чего там долго была, чего в этом уроде нашла? Будто пугало воронье! И кто он такой?

А Наталья-царевна в ответ:

Снял с руки и увидел надпись – на перстне имя меньшой царевны обозначено.

Подал царю корзину. Все гости на яблоки глядят, глаз отвести не могут. И царь сидит сам не свой, перебирает золотые яблоки и молчит. Долго ли, коротко ли так сидел, прошла оторопь, опомнился:

– Ну спасибо, утешил меня! Этаких яблок нигде на белом свете не сыскать. И коли умел ты в три дня сад насадить да вырастить золотые яблоки, быть тебе самым главным садовником в моем королевстве!

Покуда царь с Иваном говорил, все три царевны стали гостей вином обносить, стали себе женихов выбирать.

Старшая сестра выбрала царевича, средняя выбрала королевича, а меньшая царевна раз вокруг стола обошла – никого не выбрала и другой раз обошла – никого не выбрала. Третий раз пошла и остановилась против Ивана. Низко доброму молодцу поклонилась:

libking

Unknown - Русские народные сказки краткое содержание

Русские народные сказки - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

– Чего, Иванушка, надо?

– Взялся я сад насадить и в три дня яблоки собрать.

– Ну то дело нехитрое. Бери яблоки, садись на меня да спускай в ископыть [23] по яблоку.

Ходит конь, по целой печи комья земли копытами выворачивает, а Иван в те ямы яблоки спускает. Все яблоки посадили. Иван коня отпустил и в каждый ступок по капле живой воды прыснул. Потом прошел по рядам – землю распушил, разрыхлил. И скоро стали пробиваться ростки. Зазеленел сад. К утру, к свету, выросли деревца в полчеловека, а к вечеру стали яблони совсем большие и зацвели. По всему царству пошел яблоневый дух, такой сладкий – всем людям на радость.

Иван два дня и две ночи глаз не смыкал, рук не покладал, сад стерег да поливал. В труде да заботе притомился, сел под дерево, задремал, потом на траву привалился и заснул.

А у царя было три дочери. Зовет младшая царевна:

– Пойдемте, сестрицы, поглядим на новый сад. Сегодня там яблони зацвели.

Старшая да средняя перечить не стали. Пришли в сад, а сад весь в цвету, будто кипень белый.

– Глядите, глядите, яблони цветут!

– Кто этот сад насадил да столь скоро вырастил?

– Хоть бы разок взглянуть на этого человека!

Искали, искали садовника – не нашли. Потом увидали: кто-то лежит под деревом, человек – не человек, зверь – не зверь. Старшая сестра подошла поближе. Воротилась и говорит:

– Лежит какое-то страшилище, пойдемте прочь. А средняя сестрица взглянула и говорит:

– Ой, сестрицы, и глядеть-то противно на эдакого урода! Уж не это ли чудище сад насадило да вырастило?

– Ну вот еще, чего выдумала! – говорит старшая царевна.

А младшая сестра, Наталья-царевна, просит:

– Не уходите далеко, и я погляжу, кто там есть!

Пришла, поглядела, обошла кругом дерева. Потом приподняла бычью шкуру и видит: спит молодец такой пригожий – ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать, только в сказке сказать, – по локоть у молодца руки в золоте, по колено ноги в серебре. Глядит царевна, не наглядится, сердце у ней замирает. Сняла свой именной перстенек и тихонько надела Ивану на мизинец.

Сестры аукаются, кричат:

– Где ты, сестрица? Пойдем домой!

Бежит Наталья-царевна, а сестры навстречу идут:

– Чего там долго была, чего в этом уроде нашла? Будто пугало воронье! И кто он такой?

А Наталья-царевна в ответ:

Снял с руки и увидел надпись – на перстне имя меньшой царевны обозначено.

Подал царю корзину. Все гости на яблоки глядят, глаз отвести не могут. И царь сидит сам не свой, перебирает золотые яблоки и молчит. Долго ли, коротко ли так сидел, прошла оторопь, опомнился:

– Ну спасибо, утешил меня! Этаких яблок нигде на белом свете не сыскать. И коли умел ты в три дня сад насадить да вырастить золотые яблоки, быть тебе самым главным садовником в моем королевстве!

Покуда царь с Иваном говорил, все три царевны стали гостей вином обносить, стали себе женихов выбирать.

Старшая сестра выбрала царевича, средняя выбрала королевича, а меньшая царевна раз вокруг стола обошла – никого не выбрала и другой раз обошла – никого не выбрала. Третий раз пошла и остановилась против Ивана. Низко доброму молодцу поклонилась:

– Коли люба я тебе, будь моим суженым!

Поднесла ему чару зелена вина.

Иван чару принял, на царевну взглянул – такая красавица, век бы любовался! От радости не знает, что и сказать.

А все, кто был на пиру, как услышали царевнины слова, – пить, есть перестали, уставились на Ивана да меньшую царскую дочь, глядят, молчат.

Царь из-за стола выскочил:

– Век тому не бывать!

– А помнишь ли, царское величество, – Иван говорит, – когда я на работу рядился, у нас уговор был: коли не управлюсь с делом – моя голова с плеч, а коли выращу яблоки в три дня – сулил ты мне все, чего я захочу. Яблоки я вырастил и одной только награды прошу: отдай за меня Наталью-царевну!

Царь руками замахал, ногами затопал:

– Ах ты, невежа, безродный пес! Как у тебя язык повернулся этакие слова сказать!

Тут царевна отцу, матери поклонилась:

– Я сама доброго молодца выбрала и ни за кого иного замуж не пойду.

Царь пуще расходился, зашумел:

– Была ты мне любимая дочь, а после твоих глупых речей я тебя знать не знаю! Уходи со своим уродом из моего царства куда знаешь, чтобы глаза мои не видали!

Царица слезами залилась:

– Ох, отсекла нам голову! От этакого позору и в могиле не ухоронишься!

Поплакала, попричитала, а потом стала царя уговаривать:

– Царь-государь, смени гнев на милость! Ведь хоть дура, да дочь, чего станешь делать. Не изгоняй из царства. Отведи где-нибудь местишко. Пусть там живут. Пусть они на твои царские очи не смеют показываться, а я знать всегда буду, жива ли она!

Царь тем слезам внял, смилостивился:

– Вот пусть в старой избенке в нашем заповедном лесу живут… в стольный град и не показывайтесь!

Выгнал царь Наталью-царевну да Ивана, а старшую и среднюю дочь выдал замуж честь честью. Свадьбы сыграли, и после свадебных пиров и столованья царь отписал старшим зятьям полцарства. Царевич да королевич со своими женами в царских теремах поселились. Живут припеваючи, в пирах да в веселье время ведут.

А Иван лесную избушку починил, небольшую делянку в лесу вырубил, пенья, коренья выкорчевал и хлеб посеял. Живут с молодой женой, от своих рук кормятся, в город не показываются.

Много ли, мало ли времени прошло, – нежданнонегаданно беда стряслась: постигла царство великая невзгода. Прискакал гонец, печальную весть принес:

– Царь-государь, иноземный король границу перешел, и войска у него видимо-невидимо! Три города с пригородками и много сел с приселками пожег, попалил головней покатил: всю нашу заставу побил-повоевал.

На третью ночь отправился Иван- \Царевич в сад по очереди вора \Стеречь. Под яблоней он притаился, \Сидел не шевелясь, глядел прилежно \И не дремал; и вот, когда настала \Глухая полночь, сад весь облеснуло \Как будто молнией; и что же видит \Иван-царевич? От востока быстро \Летит жар-птица, огненной звездою \Блестя и в день преобращая ночь. \Прижавшись к яблоне, Иван-царевич \Сидит, не движется, не дышит, ждет: Василий Жуковский 1845 Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке.

Под яблонькой, под вишнею\ Всю ночь горят огни, -\ Бывало, выпьешь лишнее,\ А только ни-ни-ни. Иннокентий Анненский ПЕСНИ С ДЕКОРАЦИЕЙ\ ГАРМОННЫЕ ВЗДОХИ


*****
Яблони в цвету —
Скажи на милость.
Яблони в цвету —
Мне не приснилось.
Всюду зелено
И дождь по крышам.
Так же зелено
В моем саду.
Радуют луга
И травы в росах.
Радуют луга,
Девчата в косах.
Звезды надо мной,
Луна на диво.
Звезды надо мной
В моем саду.
Николай Рубцов


Лучше нету того цвету,
Когда яблоня цветет,
Лучше нету той минуты,
Когда милая придет.
Как увижу, как услышу —
Все во мне заговорит,
Вся душа моя пылает,
Вся душа моя горит.
Мы в глаза друг другу глянем,
Руки жаркие сплетем,
И куда — не знаем сами —
Словно пьяные, бредем.
Мы бредем по тем дорожкам,
Где зеленая трава,
Где из сердца сами рвутся
Незабвенные слова.
А кругом сады белеют,
А в садах бушует май,
И такой на небе месяц —
Хоть иголки подбирай.
За рекой гармонь играет —
То зальется, то замрет…
Лучше нету того цвету,
Когда яблоня цветет.
Исаковский Михаил


Маленькая яблонька
У меня в саду.
Белая-пребелая
Вся стоит в цвету.
Я надела платьице
С белою каймой.
Маленькая яблонька,
Подружись со мной.
Токмакова Ирина


Вдыхая запах яблони в цвету,
Я по траве ступаю осторожно.
Закрыв глаза, рисую красоту.
Что описать словами очень сложно.
Тот аромат пьянит трель соловья.
Всю ночь поёт он, счастье рассыпая.
Продли нам этот миг, Весна!
Бесценный дар влюблённых охраняя.
Решовская Светлана


Цветенье яблонь — девственная красота,
Природы рай и первозданность,
Оттенки нежной грусти, чистота
И красок свежих многогранность.
Мгновенье и летит невинный лепесток,
Час приближая ближе к лету,
Ещё один порыв,ещё один виток —
Стремится мотыльком к рассвету.
Весна рождается у времени цветком
И белым облаком Надежды,
И радость дарит Светлооким Ангелком
Деревья одевая в новые одежды.
Пузыренко Светлана


Отцветающих яблонь отрада,
Соловьиная медная дрожь,
Звонко лупит по доннице сада —
То ли смех, то ли плач, то ли дождь.
В топком омуте жалобы этой
Всё мне чудится ласковый взгляд —
Из-под черных нахмуренных веток
Светляки золотые горят.
Сад не райский. И кущи не гуще.
Все равно приходи, потревожь,
Пусть нам души, как семечки, лущит
Соловьиная медная дрожь.
Миллер Лада

Как сказочно яблони нынче цветут!
Другие деревья морозом прибиты,
И черные ветки торчат там и тут,
А яблони розовым морем разлиты.
Давно уж не пахло так дивно в саду
Наверно, устала от бедствий природа,
Попробуем яблочек в этом году!
И все — таки, яблоня — женского рода!
Мосур Марина

Весною яблонь покоряет цвет.
На фоне трав он как услада взгляда
Неизгладимый оставляет след,
Вдыхая в души сказочного яда.
И представляя белую фату,
Невесту в каждом дереве цветущем,
На свадьбе словно мы, а не в саду.
И одиноким шанс тут не упущен.
Но лепестков безумство облетит,
Начнут плоды зреть жизнью основною,
В краснеющий закат меняя вид,
Вдруг осознав божественную долю!
Влюблённость наша это только шаг
К любви большой, рождающей аншлаг!
Прилуцкий Сергей


Яблонька — пушистая,
Белая, душистая!
На веточках — цветочки.
Где спрятала листочки?
Ты чаруешь и пленишь,
Красотой нас всех манишь!
Тут же — насекомые,
Всем давно знакомые!
Шмели и пчёлы — в кроне,
А ты стоишь на троне!
И муравьи, и мушки
Добрались до макушки!
Решили поживиться —
Нектаром насладиться!
— В год цвету один лишь раз.
В гости жду сегодня вас!
Здесь будет всем привольно,
И будут все довольны!
Ведь нынче я — невеста,
Ищите себе место!
Гульева Людмила


Она в цвету была —
В весеннем платье белом.
Но ветер платье рвал
И молодое тело
Желанной целовал.
Теперь шептаться ей
В саду с соседкой-сливой.
Но не о чем жалеть!
Ей, тихой и счастливой,
Плодами тяжелеть…
Степан Щипачев

Разбавил дождь ликёры яблонь
Наполовину, иль на треть.
Но всё же дух силён как дьявол,
Что невозможно не хмелеть.
А может быть душа иззябла,
И одиночество кляня,
Взахлёб, из горлышка… и яблонь
Коктейль с дождём пьянит меня.
Рачицкая Ольга


Припомним, прочитаем, промечтаем.
Снега сошли, и мы душой оттаем,
Вдохнём душистую отраву мая
И вдруг поймём, что снова влюблены.
А кипень розоватая садов
(Ещё нет ни жасмина, ни сирени)
Притянет пчёл, избавит нас от лени
Иль оторвёт от праведных трудов.
И, не считая пройденных годов,
Вновь ощутим в душе весны цветенье.
И будем невозможного желать,
Как повелось от Евы и Адама.
Мы прошлого залечивая раны,
Переживём блаженство и обманы,
И Яблочного Спаса благодать.
Пеункова Тамара


Я люблю всем сердцем
Яблони в цвету,
И когда я вижу
На ветвях я листву…
Что-то неземное
Есть в этих цветах,
Солнышко сияет,
Как на образах…
Я иду, гуляю,
И смотрю вокруг,
О люби мечтаю,
В обществе подруг..
Да, Весна сегодня
Краше и сочней,
Отзовётся в сердце,
Та, что всех милей…
Зеленеют листья,
Радуют мой взгляд,
Рядом с домом, ива,
Облеклась в наряд…
Ветви наклонила,
Прямо, до земли,
Листья распустила,
Спрятав нас в тени…
Никита Т.


Когда деревья в светлый майский день
Дорожки осыпают белым цветом,
И ветерок в аллее, полной светом,
Струит листвы узорчатую тень,
Я свой привет из тихих деревень
Шлю девушкам и юношам-поэтам:
Пусть встретит жизнь их ласковым приветом,
Пусть будет светел их весенний день,
Пусть их мечты развеет белым цветом!
Иван Бунин

И опять была юная весна.
Внутри обители высился розовый собор с золотыми и белыми главами.
Кругом него возвышались мраморные памятники и часовенки.
Шумели деревья над одинокими покойниками.
Это было царство застывших слез.
И опять, как и год тому назад, у красного домика
цвела молодая яблоня белыми, душистыми цветами.
Это были цветы забвения болезней и печалей,
это были Цветы нового дня…
И опять, и опять под яблоней сидела монашка,
судорожно сжимая четки.
И опять, и опять хохотала красная зорька,
посылая ветерок на яблоньку…
И опять обсыпала яблоня монашку
белыми цветами забвения…
Раздавался визг стрижей,
и монашка бесцельно сгорала в закатном блеске…
Андрей Белый

Как снегом покрыто дерево всё,
Не узнать той мысли мгновенной.
Она — белизна, всех единство цветов,
Разгадай смысл одежд сокровенный.
Как буря, блистает весенний убор,
Красота все миры озарила,
Из точек нежнейших тончайший узор,
В нем блещет могущества сила.
Здесь атомов движутся точно круги,
Отражаются солнц и вселенной вращенья,
И кто-то задал здесь задачу найти
Дорогу мечты и мгновенья.
Здесь бьется об берег огонь-океан
И бьется о скалы-утесы,
Забыл он удары жестокие ран,
Ему снятся весенние росы.
Здесь плещет чрез край огонь-красота,
Она всех к единству в горниле сплавляет,
И буря несется чрез все чрез края,
Снаружи же яблоню блеск озаряет.
Добролюбов Александр

Посыпал с неба яблонь цвет,
Живыми хлопьями снежинок,
Нас, погрузив в цветобалет,
Прекрасных цветобалеринок.
Они порхают, веселятся,
В порывах ветерка играя,
И по ребячески резвятся,
К себе внимание привлекая.
Всё в белорозовых цветах,
Мир жизни яблоневого цвета,
Рай наяву, а не в мечтах,
Пейзаж — находка для поэта.
Прекрасна яблоня в цвету,
Стоит невинно в платье белом,
В мир излучая красоту,
Сияет яблоневым снегом.
Фролов

Как снегом покрыто дерево всё,
Не узнать той мысли мгновенной.
Она — белизна, всех единство цветов,
Разгадай смысл одежд сокровенный.
Как буря, блистает весенний убор,
Красота все миры озарила,
Из точек нежнейших тончайший узор,
В нем блещет могущества сила.
Здесь атомов движутся точно круги,
Отражаются солнц и вселенной вращенья,
И кто-то задал здесь задачу найти
Дорогу мечты и мгновенья.
Здесь бьется об берег огонь-океан
И бьется о скалы-утесы,
Забыл он удары жестокие ран,
Ему снятся весенние росы.
Здесь плещет чрез край огонь-красота,
Она всех к единству в горниле сплавляет,
И буря несется чрез все чрез края,
Снаружи же яблоню блеск озаряет.
Добролюбов Александр

Словно снегом запорошен сад,
Красота приводит в изумленье.
Что же так притягивает взгляд?
То не снег, то — яблони цветенье.
С ветром кружат в вальсе лепестки,
Зазывают птицы в гости лето.
Старый сад на берегу реки…
Все кругом белым-бело от цвета.
Повод улыбнуться есть всегда,
Неразумно чувств своих стесняться.
Для души полезно иногда
Красотой природы восхищаться.
Корнева Ольга

Читайте также: