Ветвь какого дерева держит в клюве голубь мира на картине пикассо

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Голуби всегда присутствовали в жизни Пикассо, и их повадки и характер Пикассо знал как никто не другой. Его отец, Хосе Руиса Бласко, был учителем рисования, и очень часто рисовал голубей. Чтобы приобщить сына к живописи, он просил сына дорисовывать лапки голубей. Позднее, Пикассо даже держал голубятни. Однако Пикассо знал, что по характеру голубь – довольно жестокая и своенравная птица. Так почему же именно Пикассо стал автором самого известного символа мира – “Голубя мира”?

Ребенок с голубем Пабло Пикассо

Birds in a cage by Pablo Picasso

Птицы в клетке Пабло Пикассо

В 1949 году к Пикассо зашел Луи Арагон, французский поэт и член коммунистической партии. Он искал рисунок для афиши Конгресса движения за мир. Ему понравилась литография Пикассо с изображением голубя. Литография получилась очень красивой и играла цветами и оттенками серого. Кроме того, это было изображение миланского голубя, подаренного Пикассо Анри Матиссом. В отличие от обычных голубей, у миланского голубя лапки были полностью покрыты перьями, что смотрелось очень красиво и необычно. Именно этого голубя Арагон решил сделать символом мира.

Dove by Pablo Picasso

Многие задумаются, а почему именно голубь, а не лебедь или жаворонок? На самом деле, образ голубя уже давно воспринимается нами как символ надежды. Голубь появляется в мифах Древнего Рима, когда голубки богини любви Венеры свили свое гнездо в шлеме бога войны Марса, и бог войны, чтобы не разрушать их гнездо, отказался от очередной кровопролитной затеи.

Голубь очень прочно связан с христианством, ведь именно он принес оливковую ветвь на корабль Ноя в знак того, что потоп закончился и Бог примирился с людьми. Кроме того, Голубь — символ Святого Духа. Это было официально принято отцами церкви на соборе в Константинополе в 536 г. По одной из легенд, к кардиналу, избранному Папой, прилетели в церковь два голубя и сели на его плечи. С тех пор Пап нередко изображают с двумя голубями на плечах. В мусульманстве голубь также очень почитается, поскольку он помог Магомету спастись от погони.

Несмотря на свои саркастичные высказывания о голубе, как о символе мира, Пикассо был борцом за мир. Будучи свидетелем гражданской войны на своей родине в Испании, он знал об ужасах войны не по наслышке. 26 апреля 1937 года баскский городок Герника подвергся авиабомбардировке самолетами фашистов и практически был полностью стерт с лица земли. При бомбежке было убито более 1600 человек. В том же году испанское правительство заказало Пикассо картину “Герника” (исп. Guernica), чтобы показать ее на Всемирной выставке в Париже. Художник представил картину в мае 1937 года. Огромная, 3,5 м высотой и 7,8 м шириной, она была написана маслом в черно-белом стиле в течение одного месяца. Это полотно об ужасах войны стало одним из самых громких высказываний Пикассо в защиту мира. Однажды нацистский офицер, увидев на столе фотографию “Герники”, спросил: “Это вы сделали?”. “Нет” – ответил художник – “это сделали вы”.

Открытие Конгресса совпало с рождением второго ребенка Пикассо от Франсуазы Жило. Пикассо не долго думал над именем – дочку назвали Палома, что по испански означает —голубка.

После того, как голубка Пикассо была выбрана в качестве эмблемы Конгрессом, она стала символом мирного движения. Художник в последствии сделал еще несколько вариантов своей голубки мира. Из полноценного реалистичного изображения голубь был позже развит художником в простой, графический линейный рисунок, понятный всем, независимо от вероисповедания и культурных особенностей.

17-2263.jpg


Пабло Пикассо. Летящий голубь, 1952. 54,9 x 76,2 см. Литография. Частная коллекция

Эта литография Пабло Пикассо экспонировалась на выставке "Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968", в мае в Музее изобразительных искусств. При взгляде на эту работу сразу вспоминается Международный молодёжный фестиваль, открывшийся ровно 60 лет назад, 28 июля 1957 года, в Москве.
Всемирный фестиваль молодёжи и студентов проходил всего две недели и стал во всех смыслах прорывным событием для советской молодёжи и самым массовым за всю историю проведения. Он пришёлся на середину хрущёвской оттепели, его атмосфера оказалась легкой и непринужденной. На улицах Москвы иностранцы свободно общались с москвичами, для посещения были открыты Московский Кремль и парк Горького. Вся Москва была украшена эмблемами фестиваля, плакатами, лозунгами, иллюминацией. Символом фестиваля стал "Голубь мира", придуманный Пабло Пикассо.
Но оказывается, Пикассо считал голубя довольно жестокой и драчливой птицей. Просто он был большим голубятником и часто рисовал голубей. Одно из его изображений голубя и стало всемирно известным как "Голубь мира". А вообще-то, голуби всегда присутствовали в его жизни. Пикассо рисовал своих голубей не столько для защитников мира, сколько исходя из собственного личного отношения к этим птицам. На фотографии Пикассо в своей квартире на улице Великих Августинцев в Париже.



Пикассо и голубь, Париж, 1945. Фото Джеймс Лорд

Всё началось в раннем детстве - его отец был страстным любителем птиц, держал голубятню и, будучи художником, специализировался именно как анималист-голубятник. Маленький Пабло играл с голубями чуть не с младенчества. Когда мальчик научился держать в руках кисти, отец позволял ему дорисовывать птичьи лапки.



Голуби на рисунке отца Пикассо, художника Хосе Руиса Бласко

Одна из первых работ с изображением голубя написана в Париже, во второй приезд Пикассо во Францию.



Ребенок с голубем, 1901. Голубой период. 73х54 см. Холст, масло. Частная коллекция

В период сюрреализма голуби тоже появлялись на его картинах.



Женщина с голубями, 1930. Период сюрреализма (1925-1937). 200х185 см. Крафт-бумага, пастель. Центр Помпиду, Париж

Считается, что Пикассо в следующей картине запечатлел схватку двух его женщин. В какой-то момент Мари-Терез пришла в его мастерскую на улице Великих Августинцев, где он писал Гернику, и, застав там Дору Маар, потребовала, чтобы Пикассо выбрал одну из двух женщин. Тот отказался выбирать, предоставив им "побороться" за него. Женщины весьма темпераментно схватились друг с дружкой, и Пикассо впоследствии описывал этот эпизод как одно из самых ярких впечатлений его жизни. На картине белого голубя на кладке отождествляют с Мари-Терез, а черного, соответственно, с Дорой Маар.



Птицы в клетке, 1937. Конец 30-х и война (197-1945). 81,5х60,7 см. Частная коллекция

На следующей картине Пикассо - малыш с голубями, по-видимому, опять впечатления детства. Пабло знал, как его отец любит этих птиц, и уходя в классы, захватывал с собой голубя, чтобы быть уверенным, что отец точно за ним зайдёт.



Ребёнок с голубем, 1943. Конец 30-х и война (1937-1945). 162х130 см.Холст, масло. Франция, Музей Пикассо в Париже

Следующее изображение голубя было выбрано Луи Арагоном в мастерской Пабло Пикассо для плаката Первого Всемирного Конгресса сторонников мира 1949 года. Оно стало широко известным как "Голубь мира". Свою дочь, родившуюся в это же время, Пикассо тоже назвал - Палома, что по-испански означает голубка.



Голубь, 1949. Послевоенный период (1946-1954). 54,6х69,7 см. Литография, USA, Chicago, Art Institute


Голубь в полёте стал вторым "голубем мира" - символом второго Всемирного Конгресса сторонников мира, 1950 года. На конгрессе в Шеффилде художник повторил, что голубей учил рисовать его отец, а также сказал: "Я выступаю за жизнь против смерти; я выступаю за мир против войны".



Голубь в полёте, 1950. Послевоенный период (1946-1954). 52х67,5 см. Литография Australia, Canberra, National Gallery of Australia, USA, Chicago, Art Institute

Впоследствии голуби ещё не раз появлялись на картинах Пикассо. В 1955 году Пикассо купил в Каннах виллу Калифорния и переехал туда с Жаклин Рок. На балконе третьего этажа он устроил голубятню, как и его отец в его далеком детстве в Малаге.



Пикассо и голуби, Канны, 1955. Фото, Люсьен Клерг

В 1957 году Пикассо в течение недели рисовал серию из 9 ярких, жизнерадостных полотен. На них - распахнутое окно комнаты, солнечный свет и вид на море, множество его голубей.



Голуби, 1957. Поздний период (1954-1973). 100х80 см. Spain, Barcelona, Picasso Museum (Музей Пикассо в Барселоне)


>
Голуби, 1957. Поздний период (1954-1973). 129 x 97 см. Холст, масло. Spain, Barcelona, Picasso Museum (Музей Пикассо в Барселоне)

В общем, независимо от Пикассо, его голуби разлетелись по всему миру как вестники мира.



Два голубя с расправленными крыльями,1960. Поздний период (1954-1973). 59.7 x 73 см. Холст, масло


Голубь, несущий зеленую ветвь, – хорошо известный символ мира в каждом уголке планеты. Его образ ассоциируется с такими свойствами, как духовная чистота, мудрость и нравственная сила. Именно, благодаря этим качествам, изображение признано символом мира во всем мире. Не всем известно, что автором изображения является Пабло Пикассо — художник, написавший более 20 тысяч картин.

История создания

Знакомое каждому изображение Голубя мира с ветвью существенно отличается от своего первоначального варианта, который был создан Пабло Пикассо в 1949 году для Всемирного конгресса сторонников мира. Позднее он воссоздавался в других вариациях. На плакате конгресса был воспроизведен голубь с мохнатыми лапами, который сидит на земле. Прототипом этому реалистическому изображению послужил живой голубь, живший в этот период времени у Пикассо. Его подарил художнику Анри Матисс. Луи Арагон выбрал в качестве эмблемы конгресса этот рисунок и, как оказалось, не ошибся. Столь сильного эмоционального воздействия голубки на людей не предполагал даже ее автор. Как известно, он с сарказмом отнесся к выбору Аргона, заметив, что голуби — жестокие птицы, способные насмерть заклевать своих же собратьев.
В зале, где проходило мероприятие, увеличенное изображение птицы, умело подсвеченное светом прожекторов, казалось, воспарило над головами собравшихся людей. Это привело к небывалому восторгу и единению людей, увлеченных общей идеей создания мира без войн. Со временем многочисленные тиражи плаката с этим изображением голубки облетели всю планету.

Разнообразие вариантов Плакат всемирного конгресса сторонников мира в Париже 1949 г.

Вслед за первым изображением голубки, получившим широкую известность на Всемирном Конгрессе сторонников мира в 1949 году, Пикассо сделал еще несколько голубок для последующих Конгрессов движения за мир. На следующий год была выбрана эмблема летящего голубя. Его популярность достигла небывалых высот. Эмблема встречалась на различных предметах, одежде, и даже на спичечных коробках. Голубка Пикассо стала символом сторонников борьбы за мир на планете, а затем эмблема широко использовалась коммунистической партией. В 1952 году на конгрессе в Берлине она планировала на баннере, призывая к мирному решению любых проблем. Голубь мира — это один из символов VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, проходившего в Москве в 1957 году. Эмблема стала лидером мирной символики, нахождения компромисса и согласия.

Позднее художник выполнил несколько вариантов голубок в простой графике. Самые известные произведения с голубем:

  • в хороводе рук;
  • с цветами;
  • на куче оружия;
  • цветной кубический
  • со светотенью.

Голубки в творчестве художника

Пикассо. голубь мира.

Пикассо. голубь мира.

Когда Пикассо стал известен, у него появилась своя голубятня.

Анри Матисс, друживший с Пикассо, подарил ему первых голубей. Они были большие и белые. С пушистыми лапками, покрытыми до самых кончиков перьями.

Птицы служили ему вдохновением и натурщиками одновременно. Одного из голубей даже ждал политический успех.

Белый голубь мира, нарисованный Пикассо в 1949 году, возник в качестве эмблемы Всемирного конгресса сторонников мира, организованный французскими коммунистами.

Впоследствии стал политическим символом мира.

Пикассо двусмысленно относился к идее поставить голубку на пьедестал мира.

Они совершенно не знают голубей! Нежность голубки, какая ерунда! Они ведь очень жестокие! У меня были голубки, которые заклевали насмерть несчастную голубку, которая не понравилась им. Они выклевали ей глаза и разорвали на части. Это ужасное зрелище! Хорош символ мира!

После Пикассо сделал еще несколько голубок: для Венского и Варшавского конгрессов.

Пикассо. голубь мира.

Пикассо. голубь мира.

Тема голубей в карьере Пикассо этим не ограничилась.

В 1957 году Пикассо в течение нескольких дней напишет 9 вариаций одного и то же сюжета —распахнутое окно с видом на море и балкон с голубятней.

Пикассо. голуби. сентябрь 1957 год

Пикассо. голуби. сентябрь 1957 год

Пикассо. голуби. 1957 год

Пикассо. голуби. 1957 год

Пикассо. голуби. 1957 год

Пикассо. голуби. 1957 год

*Текст блога авторский. Копирование материала без разрешения Автора запрещено.

Читайте также: