В первый год деревья подрубали на второй год высохшие деревья сжигали

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 18.09.2024

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Данькова Татьяна Николаевна

В статье рассматривается сельскохозяйственная лексика древнерусского периода , которая представляет собой существенный пласт словесных единиц, восходящих к праславянскому лексическому фонду , а также появившихся в древнерусском языке в результате процессов заимствования и словообразования. Одним из важных направлений в развитии сельскохозяйственной лексики древнерусского языка являются изменения в плане содержания словесных знаков аграрной тематики.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Данькова Татьяна Николаевна

Семантические процессы в сельскохозяйственной лексике донаучных периодов истории агрономии как одно из направлений развития русской аграрной терминологии

Сельскохозяйственная лексика праславянского периода (из истории становлениясельскохозяйственной лексики русского языка)

сказанная русским монахом, помощником библиотекаря о. Марком. Начало сцены в библиотеке почти дословно воспроизведено в книге (см.: 7, 140), но отсечен конец рассказа о том, как трудно человеку оторваться от своей семьи (см.: л. 44, об. - 45).

1 Зайцев прибыл на Афон 12 мая, а записи в дневнике начаты 19 мая, то есть неделю спустя. Зато события предшествующей недели достаточно подробно и эмоционально изложены писателем в письмах к родным.

2 См.: Зайцев, Б. К. Письма к родным с Афона / Б. К. Зайцев, публ. Н. Б. Зайцевой-Соллогуб и А. К. Клементьева // Вестник русского христианского движения. -Париж ; Нью-Йорк ; М., 1992. - № 164. - С. 189-216. Републикация: Зайцев, Б. К. Собр. соч. : в 11 т. Т. 11 / Б. К. Зайцев. - М., 2001. - С. 35-53.

РГАЛИ. Ф.1623, Оп.1. Ед. хр. 8. В дальнейшем ссылки на этот документ даются в тексте статьи в скобках, с указанием соответствующих листов.

4 Произведения писателя цитируются по изданию: Зайцев, Б. К. Собр. соч. : в 11 т. / Б. К. Зайцев. - М., 1999-2001. В скобках указываются том и страницы.

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЛЕКСИКА ДРЕВНЕРУССКОГО ПЕРИОДА

В статье рассматривается сельскохозяйственная лексика древнерусского периода, которая представляет собой существенный пласт словесных единиц, восходящих к праславянскому лексическому фонду, а также появившихся в древнерусском языке в результате процессов заимствования и словообразования. Одним из важных направлений в развитии сельскохозяйственной лексики древнерусского языка являются изменения в плане содержания словесных знаков аграрной тематики.

Ключевые слова: сельскохозяйственная лексика; древнерусский период; праславянский лексический фонд; старославянский (церковнославянский) язык; восточнославянский язык; зажинки; дожинки; славянское язычество.

Одним из ярких периодов в истории развития сельскохозяйственной лексики русского языка является древнерусский (восточнославянский) период, который

датируется временем существования древнерусского языка докиевского периода (общевосточнославянского, или прарусского, представленного восточнославянскими племенными диалектами) (У1-У11-1Х века) и древнерусского языка периода Киевской Руси (языка древнерусской народности) (1Х-Х1У века)1.

Как отмечается в научной литературе, в VI-VII веках восточные славяне, выделившиеся из общеславянского единства, заселяли обширные территории от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге2. Территория, занимаемая восточнославянскими племенами, благоприятствовала развитию сельского хозяйства, прежде всего, земледелия. Известно, что в связи с расселением восточных славян на огромной территории возникли важные хозяйственно-культурные различия между группами славянства. На севере, в районе таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая, при которой в первый год подрубали деревья, на второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу в качестве удобрения, сеяли зерно. Основными орудиями труда были мотыга, соха, борона, заступ. В южных районах ведущей системой земледелия был перелог, при котором участки земли засевали в течение двух-трех и более лет, а с истощением почвы переходили на новые участки. В качестве основных орудий труда земледельцы использовали в этих районах соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом3. Основополагающая роль земледелия в хозяйстве восточных славян подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена

злаков (ржи, пшеницы, ячменя, проса и др.) и огородных культур (репы, капусты,

моркови, редьки, чеснока и др.) .

Следует отметить, что наряду с земледелием у древних славян развивалось и скотоводство, которое было важной, но подчиненной земледелию отраслью хозяйства. Славяне разводили крупный рогатый скот, а также свиней, овец, коз5.

Как известно, важнейшим моментом в истории восточного славянства стало образование в IX веке первого русского государства - Киевской Руси. Исследователи подчеркивают, что «в !Х-Х ст. [столетиях. - Т. Д.] в жизни древнерусского

Вместе с тем, не вызывает сомнения тот факт, что в языке Киевской Руси были широко представлены слова праславянского лексического фонда. Употребление лексических единиц, восходящих к праславянскому периоду, было характерно и для сельскохозяйственной сферы древнерусского государства. Об этом свидетельствуют памятники древнерусской литературы, в которых очень рано начала фиксироваться сельскохозяйственная, прежде всего, земледельческая лексика времени существования общеславянского единства. По замечанию исследователей, «материал летописей оставляет определенное впечатление о ведущей роли зернового хозяйства и о первом месте земледелия в сельском хозяйстве древней Руси литературные памятники ХП-ХУ вв. нередко свидетельствуют

Как показывают исследования, для древнерусского периода развития сельскохозяйственной лексики было характерно употребление значительного пласта слов земледельческой тематики, восходящих ко времени существования общеславянского единства. Такие словесные единицы обозначали:

1) земельные участки: земля (МСДЯ, т. 1, с. 972-974)15 Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На настоящем этапе развития лингвистики одной из актуальных проблем является проблема смысла коммуникативных единиц (Л. Г. Бабенко, Г. И. Богин, А. В. Бондарко, А. А. Брудный, В. Г. Гак, И. М. Кобозева, Г. В. Колшанский и др.). Исследователи, в зависимости от стоящих перед ними задач, по-разному подходят к проблеме смысла, отмечая, что при обращении к речи, тексту, дискурсу смысл начинает фигурировать как одна из наиболее фундаментальных категорий. Смысл текста мыслится как динамичное образование, обладающее сложной структурой. При этом в исследованиях ученых четко разграничивается эксплицитный и имплицитный смысл. Имплицитное измерение текста представляется как многоуровневое, иерархичное образование, в котором исследователи выделяют различные планы (И. Р. Гальперин, А. А. Залевская, Л. В. Кушнина, Н. Л. Мышкина, Л. А. Нефедова и др.) Рассматривая имплицитность как ведущую концептуальную категорию текста, Л. А. Нефедова говорит о градации степеней имплицитности и разграничивает ее на низкую, среднюю и высокую [10. С. 69-88].

Мы полагаем, что одним из уровней имплицитной информации, которая содержится в текстах, наиболее глубинным уровнем, является эзотерическая информация. Представляется правомерным говорить о существовании эзотерического плана в некоторых текстах. Присутствие эзотерического смысла в текстах обусловлено свойством языка скрыто отражать категории и взаимосвязи мироздания. Мы предполагаем, что эзотерическое знание скрыто в языке, в пресуппозициях, в силу того, что пресуппозиции являются основой имплицитности.

Считается, что передача эзотерических смыслов осуществляется с помощью эзотерических и поэтических текстов; стихи «объясняют то, что трудно объяс-

Игровые задания № 1-5

Отгадайте слова, отсутствующие в следующей информации. Используйте подсказки в ( ):

  • с какой буквы начинается слово
  • количество букв в слове

Основными водными торговыми путями у славян были реки. В IХ в. возник великий торговый путь - "из варяг в греки". Он связывал Новгород и Киев, ( С 8 ) и ( Ю 5 ) Европу. Из Балтийского моря по реке Нева караваны купцов попадали в Ладожское озеро, оттуда по реке ( В 6 ) и далее по реке ( Л 6 ) до верховьев Днепра. На днепровских ( П 7 ) переходили " ( В 10 ) путями". Далее западным берегом Чёрного моря доходили до столицы Византии ( К 15 ) [восточные славяне называли его ( Ц 10 ) ]. Этот путь стал главной торговой дорогой восточных славян.

Игровое задание № 2

  • ( Л 9 ) озеро
  • ( И 7 )
  • ( Л 6 )
  • ( Д 5 )

Игровое задание № 3

Отгадайте слова, отсутствующие в следующей информации. Используйте подсказки в ( ):

  • с какой буквы начинается слово
  • количество букв в слове

Основным занятием восточных славян было земледелие. Человек в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых культур " ( Ж 4 ) ", сохранившееся до наших дней. О земледельческих традициях восточных славян говорит заимствование ими римской хлебной нормы ( К 11 ) [26,26 л], называвшегося на Руси ( Ч 10 ) и просуществовавшего в нашей системе мер и весов до 1924г. Основные занятия славян исходили из особенностей земли. В лесах практиковалось ( П 15 ) земледелие. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями труда были топор, ( М 6 ), ( С 4 ), ( Б 6 )-суковатка и ( З 6 ), которыми взрыхляли почву. Серпами собирали урожай. Молотили ( Ц 6 ). Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными ( Ж 9 ).

Игровое задание № 4

Отгадайте слова, отсутствующие в следующей информации. Используйте подсказки в ( ):

  • с какой буквы начинается слово
  • количество букв в слове

В южных районах ведущей системой земледелия у восточных славян был ( П 7 ) - ( П 10 ) земледелие, схожее с ( П 8 ), но связанное со сжиганием не деревьев, а полевых трав. Там плодородных земель было много, и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили ( перекладывались ) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали ( С 4 ), ( Р 4 ), деревянный плуг с железным ( Л 7 ), т.е. орудия, приспособленные для ( Г 14 ) вспашки. С VIII в. в южных районах получает распространение ( П 7 ) ( П 8 ) земледелие, основанное на использовании плуга с железным ( Л 7 ) и ( Т 9 ) скота. Но все равно урожайность была низкая вследствие ( Р 21 ) климата.

Игровое задание № 5

Выполняя тестовое задание, ученик выбрал ответ 1.

Отгадайте слова, отсутствующие в следующей информации. Используйте подсказки в ( ):

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Наши предки – славяне Урок окружающего мира в 3 классе «Начальная школа ХХI в.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Наши предки – славяне Урок окружающего мира в 3 классе «Начальная школа ХХI в.

Тема урока: Восточнославянские племена План урока: 1. Расселение славянских п.








Жили славяне племенами. Каждое племя составляло род. Род – это семья. Значит.

Жили славяне племенами. Каждое племя составляло род. Род – это семья. Значит, племя состояло из нескольких семей. Несколько племён составляли племенное объединение.



Занятия славян

Главным занятием славян было земледелие. На черноземных Землях развивалось п.

Главным занятием славян было земледелие. На черноземных Землях развивалось пашенное земледелие. В лесной зоне была распространена подсечно ‑ огневая система земледелия. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два ‑ три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок.

Основными орудиями труда были топор, а также мотыга, соха, борона ‑ суковатка.

Основными орудиями труда были топор, а также мотыга, соха, борона ‑ суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву

Кроме земледелия славяне занимались скотоводством, разводили свиней, коз, лош.

Кроме земледелия славяне занимались скотоводством, разводили свиней, коз, лошадей. Большую роль в жизни славян играло бортничество. Бортничество – добывание мёда и воска диких пчёл из естественных дупел и разведение пчёл в выдолбленных дуплах. Охота и рыболовство обеспечивало продуктами питания, шкурами, мехом.




Перуница Одежда восточных славян украшалась вышивкой, которая несла не тольк.

Перуница Одежда восточных славян украшалась вышивкой, которая несла не только эстетический смысл, но имела свойства оберега


С развитием ремёсел у восточных славян появились предпосылки к образованию го.

С развитием ремёсел у восточных славян появились предпосылки к образованию государственности. На смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. В общине были две формы собственности – личная и общественная. Дом, приусадебная земля – личная, луга, леса, водоемы, промысловые угодья – общественная. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.

Зарождение городов Развитие ремесел способствовало росту городов, торговых св.

Зарождение городов Развитие ремесел способствовало росту городов, торговых связей, создавались условия для дополнительного накопления общественного богатства, которое чаще всего попадало в руки имущих, углубляло имущественное различие между богатыми и бедными. Ремесленники начинали селиться там, где им было удобнее и легче продавать или обменивать свои изделия на продукты питания. Так зарождались восточнославянские города

Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати.


Данное пособие рассчитано на школьников – выпускников основной средней школы. Оно позволит повторить основное содержание школьного курса истории России с древности до конца XVI в. и качественно подготовиться к государственной итоговой аттестации (ГИА) по истории России в 9 классе.

Каждый раздел книги содержит краткую историческую справку, изложенную в сжатой и доступной форме, а также задания, проверяющие сформированность различных видов умений: пользоваться хронологическими и фактическими знаниями, оперировать историческими понятиями и терминами, сопоставлять и классифицировать исторический материал, устанавливать причинно-следственные связи, работать с историческим источником.

В пособие включены различные типы заданий, используемые в контрольно-измерительных материалах ГИА. Все задания составлены в соответствии с содержанием и структурой контрольно-измерительных материалов ГИА по истории.

Часть 1 (А) включает закрытые задания с выбором одного правильного ответа из четырех возможных. Часть 2 (В) содержит задания на установление правильного соответствия и установление правильной последовательности, а также задания открытого типа с кратким ответом в виде одного-двух слов. Задания частей 1 (А) и 2 (В) имеют формализованный ответ и проверяются при помощи компьютерных технологий без участия человека. Каждый правильный ответ на задания этих частей контрольной работы оценивается 1 баллом. В часть 3 (С) включены задания высокого уровня сложности – задания-эссе, предполагающие написание развернутого ответа. Ниже приводятся рекомендации по выполнению таких заданий.

Книга адресована также учителям истории. Она позволит не только организовать итоговое повторение учебного материала, который изучался школьниками в 6, 7, 8 классах и в значительной степени был забыт ими, но и познакомить своих учеников с различными формами заданий.

В конце книги содержатся ответы ко всем заданиям частей А и В и ответы на некоторые задания части С[1].

Рекомендации по выполнению заданий части 3 (С)

Задания с развернутым ответом (часть С) предполагают написание небольшой письменной работы. Они позволяют выпускникам продемонстрировать знания по предмету, часто выходящие за рамки базовой подготовки. Во время проведения экзамена оценивание результатов этой части работы осуществляет специальная экспертная комиссия. Ориентируясь на заранее разработанные критерии, эксперты выносят решение об оценке работы.

Задания части С различны по своей форме и направленности. Первые четыре задания строятся на основе какого-либо исторического источника и проверяют умение анализировать исторический документ. За каждый правильный ответ на задания C1 – С4 дается 1 балл. Максимальная оценка – 4 балла.

Другие задания части 3 (С) направлены на проверку различных видов учебной деятельности: классифицировать и систематизировать факты, давать описание и объяснение исторических событий, явлений. Эти задания (С5 и С6) оцениваются 1–2 баллами.

Важно помнить, что ответы не должны быть многословными. Как правило, ответ на каждое задание не должен превышать нескольких предложений. Не следует записывать легковесные формулировки, не отражающие содержание спрашиваемого учебного материала, – это отнимет время, но не прибавит баллов к ответу. Работа должна строиться в определенной логике. Если не хватает времени, надо указывать главное в краткой форме, но так, чтобы экспертам была понятна логика отвечавшего. Сокращения слов, кроме общепринятых (РФ, СССР, совнарком), лучше не допускать.

При выставлении баллов экспертами учитываются только правильно приведенные факты, аргументы, понятия и т. д. За неправильно указанные элементы ответа (ошибки) дается 0 баллов, т. е. неправильные ответы не учитываются при выставлении итогового балла (не вычитаются из общей суммы баллов). Грамматические ошибки также не учитываются, но даже в условиях нехватки времени надо стремиться их не допускать.

Тема 1. Древнерусское государство (IX – первая половина XII в.)

Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия: занятия, общественный строй, верования. В VI–VIII вв. восточные славяне делились на племенные союзы и заселяли большую часть Восточно-Европейской равнины.

На образование крупных племенных объединений славян указывает содержащееся в русской летописи предание, повествующее о правлении князя Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в Среднем Поднепровье. По имени старшего брата Кия якобы был назван основанный братьями город Киев.

Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Волги на востоке, от озера Ильмень на севере до Среднего Поднепровья на юге. Племенные союзы восточных славян: поляне, новгородские (приилъменские) словене, древляне, дреговичи, вятичи, кривичи, полочане, северяне, радимичи, бужане, волыняне, уличи, тиверцы.

Славяне, осваивающие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с многочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Соседями славянских племен на севере были народы угрофинской группы: весь, меря, мурома, чудь, мордва, мари. В нижнем течении Волги в VI–VIII вв. поселился кочевой народ тюркского происхождения – хазары. Значительная часть хазар приняла иудаизм. Славяне выплачивали дань Хазарскому каганату. Через Хазарию шла славянская торговля по Волжскому торговому пути.

Главным занятием славян было земледелие. В лесной зоне была распространена подсечно-огневая система земледелия. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась и переходили на новый участок. Основными орудиями труда были топор, а также мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами жали (убирали) урожай. Колосья, для получения зерна, молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами.

На черноземных землях развивалось пашенное земледелие, получившее название перелог. В южных районах плодородных земель было много, и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили (перекладывались) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т. е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.

Основным производителем был свободный крестьянин-общинник (смерд) со своими орудиями труда. Кроме того, славяне занимались животноводством, коневодством, добычей и обработкой железа и другими ремеслами, бортничеством (пчеловодством), рыболовством, охотой, торговлей.

В VI–VII вв. у славян происходил процесс распада родовых отношений, возникало неравенство, на место родовой приходила соседская община. Пережитки первобытнообщинного строя у славян: вече, кровная месть, язычество, крестьянское ополчение, состоявшее из воев.

К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла

Читайте также: