В какой последовательности происходит весеннее пробуждение деревьев

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Рабочая тетрадь для 6-го класса для совместной работы учителя, ученика и родителей

Очень часто в контрольных работах встречаются вопросы, в которых просят дать характеристику биологического объекта – систематической группы, организма, органа и т.д. Например, очень часто встречается такой вопрос.

С2. Каковы основные признаки царства растений?

При ответе на этот вопрос надо стараться отмечать самые главные особенности представителей этого царства, отличающие его от других царств.

С3. Назовите основные отличия живого от неживого.

Отвечая на этот или похожий вопрос, нужно придерживаться определенного плана ответа. В данном случае надо:

– отметить главные сходства и различия в строении живых и неживых тел. Вы уже знаете, что мельчайшей единицей строения живого является клетка, а мельчайшей единицей неживого – атом. Можно возразить: ведь и живой организм состоит из атомов. Однако свойств жизни на атомном уровне организмы не проявляют;

Такие вопросы – самые сложные, но именно ответы на них позволяют вам показать знание и понимание предмета.

Тренировочная часть

Часть А

А1. Процесс поступления веществ в организм, их превращение и выделение продуктов жизнедеятельности называется . (При обсуждении обратите внимание на общие и частные понятия*).

Малютина Галина Анатольевна

Проект "Пробуждение деревьев" предназначен для работы на уроках окружающего мира в 1 классе как исследование жизни деревьев в разные времена года.

ВложениеРазмер
proekt.docx 355.18 КБ
probuzhdenie_derevev.ppt 2.89 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Войсковая Казинка

Долгоруковского муниципального района Липецкой области

по окружающему миру

обучающаяся 1 класса

учитель начальных классов

Пробуждение деревьев каждой весной — явление очень интересное. Ведь клеточный сок должен был бы замерзнуть, а образовавшиеся кристаллики льда разорвать клеточную мембрану, тем самым уничтожив растение. А секрет кроется в том, что в клеточном соке накапливаются сахара, которые как раз и снижают температуру замерзания сока, не давая ему превращаться в лёд. Кроме того, клетчатка растения сама является хорошим теплоизолятором. Правда, лютые зимы могут и погубить деревья. Причём наиболее уязвимыми растения становятся после обильного урожая, так как большая часть минеральных веществ и сахаров идёт на формирование и рост плодов, а в клетках ствола они присутствуют в минимальных количествах.

Я провела эксперимент, который должен был доказать (цель эксперимента) , что деревья зимой не умирают.

Я наблюдала за распусканием почек на побегах черёмухи и берёзы.

Оборудование: стаканы с водой, побеги деревьев длинной 20-25 см.

  1. Срезала побеги (длинной 20-25 см.) черёмухи и берёзы. Убедилась, что почки на побегах не повреждены.
  2. Поставила побеги в стаканы с водой и поместила их в теплое и светлое место (на подоконник).
  3. Наблюдала за всеми изменениями, происходящими с побегами.
  4. Зафиксировала наблюдения.
  5. Сделала вывод.

Наблюдения за распусканием веточек черёмухи и берёзы.

Я срезала веточки черемухи и березы 19 февраля 2017 года и поставила их в теплое помещение в стаканы с водой.Стала наблюдать .

24 февраля почки на веточке черёмухи набухли, а веточка берёзы не изменилась.

Еще через день (25 февраля) почки на веточке черёмухи раскрылись, а веточка берёзы снова не изменилась.

Через 2 дня (27 февраля ) из почек на черёмухе появились маленькие листочки. Также я заметила, что почки на веточке берёзы стали набухать.

Веточка черёмухи с каждым днем всё больше распускалась. Появились листочки.

черёмуха и берёза

Через несколько дней веточка черёмухи распустилась еще больше, а на берёзе появились первые листочки.

К началу марта распустилась и берёза.

Берёза 27 февраля Берёза 4 марта

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Автор: Астапенкова Надежда 1 класс Руководитель: Г.А. Малютина ПРОЕКТ ПРОБУЖДЕНИЕ ДЕРЕВЬЕВ

Актуальность: важно понимать, что деревья – это часть живой природы, их надо беречь и приумножать. Цель: доказать экспериментальным путём, что деревья зимой не погибают. Объект исследования: веточки берёзы и черёмухи. Гипотеза: предположим, что деревьям для пробуждения достаточно тепла, света и воды. Методы исследования: наблюдение и эксперимент.

ЗАДАЧИ: Найти материал по теме. Изучить этот материал. Провести эксперимент и наблюдения за срезанными ветками разных деревьев. Сделать выводы о пробуждении деревьев. Создать презентацию по теме.

Исследовательская часть работы: 17 февраля я срезала веточку берёзы и черёмухи

Затем поставила их в воду

Они долго стояли как неживые

И вот 24 февраля у черёмухи раскрылись почки, а 27 февраля появились листочки! А берёза осталась без изменений.

В начале марта распустилась и берёза, а листики черёмухи только вытягивались, не распускались.

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Конспект пробного урока окружающего мира по теме:

Тема : Весеннее пробуждение

Учитель : Борисова Е.А

УМК : Перспектива

Тип урока : Изучение нового

Цель: Создание условий для ознакомления с раннецветущими растениями, условиями их цветения.

Образовательные:

Дать представление о травах цветущих весной

Создать условия для ознакомления с признаками весеннего пробуждения деревьев и кустарников

Учить различать и называть раннецветущие растения

Развивающие:

Способствовать развитию мыслительной деятельности, умению анализировать и делать выводы

Развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к растениям

Планируемы результаты:

Различают раннецветущие растения

Понимают причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми

Знают признаки весеннего пробуждения кустарников и деревьев

Высказывают свою точку зрения

Выражают положительное отношение к процессу познания

Умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать

Принимают и сохраняют учебную задачу

Удерживают цель деятельности до получения ее результата

Планируют свои действия

Обсуждают проблемные вопросы

Составляют небольшие устные диалогические высказывания

Взаимодействуют с окружающими

1. Орг. Момент (1 мин)

2. Актуализация знаний. (5 мин)

3. Изучение нового материала (20 мин)

4. Физ. Минутка (1 мин)

5. Закрепление пройденного материала (15 мин)

6. Подведение итогов. Инструктаж о домашнем задании. (1 мин)

7. Рефлексия. (2 мин)

- Улыбнулись друг другу, присаживайтесь, пожалуйста!

Проверяют готовность к уроку.

Умение организовывать рабочее место

Вспомнить пройденный материал

Ребята, а скажите, о чем вы разговаривали на прошлом уроке?
Проверка домашнего задания

воспринимают речь учителя

Постановка цели урока.

Создать условия для ознакомления с новым материалом

Звучит музыка П.И.Чайковского (на фоне музыки стихотворение)

После зимней стужи!

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник.

-Кто вспомнил, из какого произведения взяты эти строки?

-О каком времени года рассказывает автор?

-По каким признакам догадались?

-Зачем отправилась в лес Падчерица?

-Что такое подснежники? Когда они цветут?

-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

проснулся медведь, потекли ручьи.

о раннецветущих растениях

Работа с учебником

Принимают и сохраняют учебную задачу

умеют выстраивать понятное монологическое высказывание

Изучение нового маериала.

Ознакомление с новым материалом.

- Что же такое раннецветущие растения?

-Когда зацветают первые цветы?

-Сходит ли к тому времени снег?

-Требуется ли раннецветущим растениям много тепла?

- А что же им требуется для начала цветения?

На этот вопрос мы ответим, прочитав текст. Откройте учебник на с. 74-75.

Читаем текст по цепочке и находим ответ на этот вопрос.

-Итак, что же необходимо раннецветущим растениям?

-Почему в лесу много света?

-Откуда берут растения питательные вещества?

- Назовите растения, которые относятся к раннецветущим.

Познакомимся с ними поближе.

Дети рассказывают о каждом из первоцветов.

• Подснежник растет по опушкам широколиственных лесов. В нашем крае он цветет в марте – апреле. Каждая цветочная стрелка несет на верхушке один поникающий цветок белого цвета. Раньше подснежник считался эмблемой надежды.

• Медуница – лекарственное растение. Ранней весной холодно ночами, но медуница не боится холода. Её шершавые листья покрыты мелкими волосками. Между волосками находится воздух, который спасает растения от холода. Медуница получила своё название за счет содержания в её цветах много нектара.

• Хохлатка растёт в лесу между кустарниками. Цветет в апреле – мае. Её лиловые фиолетово-розовые цветки собраны в кисть. Хохлатка богата нектаром, имеет приятный запах. Это очень хрупкое растение. Хохлатка – лекарственное растение.

• Мать-и-мачеха имеет невысокий цветонос, покрытый бурыми чешуйками, и золотисто-оранжевое соцветие, похожее на одуванчик. С лицевой стороны они зеленые и гладкие, а с другой – беловатые, пушистые, мягкие.

• Ветреница - многолетнее травянистое растение, имеющее длинное, ползучее, хорошо развитое корневище темно-бурого цвета, от которого отходят несколько чешуевидных листьев на длинных черешках. Стебель от 10 до 30 см высоты, прямостоячий, голый или редко волосистый. Цветки ярко-желтые, с тремя мелкими, подобными чашелистниками, зелеными листочками обертки и с 6 голубыми, подобными лепесткам, чашелистиками.

• Цветение печёночницы продолжается от середины до конца апреля, один цветок не увядает в течение 5-7 дней. Листья у печёночницы трёх- или пятилопастные, у некоторых видов перезимовывают и отмирают после цветения. Цветонос печёночницы опушённый, красновато-зелёный или зелёный, диаметр венчика 2-4 см, окраска от чисто-белой до сине-фиолетовой. Цветки печёночницы без запаха, открываются с восходом солнца и закрываются, поникая, вечером.

• В России наиболее распространён гусиный лук жёлтый. Его цветки в количестве 2-10 закладываются еще с осени, а в течение зимы происходит окончательное формирование и рост побегов. Рано весной (в апреле-мае) растение зацветает, однако наблюдать его удается лишь немногим больше месяца, так как стебель и листья уже вскоре после цветения отмирают, и только под землей сохраняется луковица, наполненная запасами питательных веществ.

• Чистяк весенний многолетнее растение, растет на опушках леса, на лужайках, в сырых лиственных лесах, по берегам рек, водоемов, ручьёв, в зарослях кустарников. Расстилается по поверхности почвы красивым ковром. Стебель растения до 30 см. в высоту. Листья очередные, ярко-зеленые, верхние листья на коротких черешках, нижние на длинных черешках. Цветы желтые, верхняя сторона листа блестящая, маслянистая. Чистяк является прекрасным весенним медоносом.

• Развивать логическое мышление, способность наблюдать, описывать, устанавливать причинно - следственные связи, взаимосвязи и последовательность явлений природы .

• Развивать наблюдательность, внимание, память, художественный вкус, творческое воображение.

• Закрепить представление детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно, закреплять с детьми знания о деревьях, кустарниках, травах, цветах.

• Воспитывать эстетическое отношение к красоте родной природы .

• Воспитывать любовь и бережное отношение к природе , эмоциональное восприятие, терпение и усидчивость.

• формировать у детей позитивное отношение к своей работе.

Вид мероприятия : интегрированное занятие

• Экскурсия по участкам детского сада, наблюдение за деревьями, птицами, за изменениями в природе .

• Рассматривание иллюстраций, картин о весне.

• Чтение рассказов, стихов, загадывание загадок о весне.

• Разучивание песен, хороводов о весне.

• Приготовление детьми заготовок вазочек и цветов для практической работы.

Оборудование : Мультимедийная система : ноутбук, проектор, экран.

Персонаж занятия : Лесовичок

• Эмоционально воспринимать природный мир , видеть красоту весенней природы .

• Составлять линейные и центрические орнаменты на вазочке, видеть итог своей работы и работы своих сверстников.

Дети стоят в кружочке. Воспитатель обращает внимание детей на гостей, предлагает поздороваться с ними. Дети садятся на стульчики.

Воспитатель : Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними. Они вместе с нами хотят узнать что-то новое и удивительное. Сели все красиво, я вам сейчас загадаю загадку, а вы, догадайтесь, о чё м эта загадка :

Она придет вслед за зимой,

Тепло подарит нам с тобой,

Разбудит землю ото сна.

А как зовут её? (Весна)

Весна - это праздник пробуждения природы . Все люди, животные, растения ждут от весны радости и тепла. О весне часто говорят : весна красна. "Красна" - не потому что появляются красные цветы. Ведь все равно основной цвет весны - зеленый. А потому что - красивая. Это действительно очень красивое время года. Впервые дни весны природаеще выглядит довольно неприглядно : серые комья снега, голые черные деревья. Но уже так весело начинает светить и пригревать солнце, что картина выглядит все равно радостной и обещающей. Все знают : еще немного и придет настоящая красота. Очень красивы и нежны первые цветы. Они появляются прямо из-под снега. А едва сойдет снег, вся земля быстро покрывается свежей травкой. Она такая красивая, яркая, что её сравнивают с драгоценным камнем, называют изумрудной. А спустя еще неделю на деревьях начинают набухать и лопаться почки, раскрываются пробивающиеся листики . Многие деревья начинают цвести еще до того, как выпустили листочки, например, верба. Пушистые серые комочки на вербе напоминают маленьких зайчиков, которые притаились в ожидании тепла. Возвращаются с зимовки перелетные птицы. Повсюду слышно их веселое пение. Особенно хорошо поют птицы на рассвете. И всё это говорит о том, что природа просыпается .

Раздаётся стук в дверь, появляется Лесовичок.

Лесовичок : Здравствуйте, ребята, я обходил свои лесные владения, любуясь, красотой своего леса и случайно забрёл, к вам в детский сад.

- Вы меня узнали? Я Лесовичок.

- Ребята, вы знаете какое сейчас время года? (Весна) .

- Какой первый месяц весны? (Месяц март)

- А после, какого времени года наступает весна? (После зимы)

- Правильно, а что происходит с весной после зимы? (Весна просыпается,

пробуждается ).

Да, ребята, весной от тёплых лучей тает снег, бегут ручьи, слышны весёлые голоса птиц. Природа пробуждается .

Сегодня я хочу предложить вам посмотреть видеофильм о пробуждении природы , о том какие изменения происходят в природе весной .

У реки росла рябина (Качают руками над головой)

А река, текла, рябила (Руки опустили плавные покачивания)

Посредине глубины, (Показывают, как плавают рыбы)

Там гуляют рыбины. (Показывают, как плавают рыбы)

Рыба, рыба, рыба царь (Потихоньку приседают)

Называется пескарь. (Подпрыгивают вверх, поднимая руки к верху)

Садитесь удобнее и внимательно посмотрите фильм. Лесовичок показывает видеофильм.

После просмотра фильма воспитатель предлагает побеседовать о весне.

Воспитатель : Ребята, вам понравился видеофильм, который нам показал Лесовичок?

- Скажите, а о чем этот фильм? Отвечать, нужно полным ответом. (О весне, о пробуждении природы)

-Как светит солнце весной? (Солнце светит ярче, чем зимой)

- Что происходит весной со снегом, какой он? (Снег весной тает, становится рыхлый, появляются первые проталины)

- А что происходит с деревьями весной? (На деревьях набухают почки, появляются первые листочки)

- Как ведут себя птицы весной? (Весной птицы весело щебечут, строят гнёзда, откладывают яйца и выводят птенцов)

- Какие природные явления бывают весной? (Весной ярче светит солнце, день становится длиннее, с крыш капают сосульки, тает снег, бегут ручьи, небо стало выше и голубе, появляются первые цветочки, просыпаются насекомые и т. д.)

- Молодцы ребята, много знаете о весенних явлениях природы . А знаете ли вы, какие деревья растут в лесах нашего края? А что бы это проверить я вам загадаю загадки, а вы их попробуйте отгадать .

Белый низ, зелёный верх-

В летней роще краше всех!

На стволах полоски.

Хороши …. (Берёзки)

Одним цветом. (Ель)

Все знают, что у елки

Не листья, а иголки,

И так же, как она

С иголками. (Сосна)

Что за дерево стоит -

Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

- Да, вижу я ребята, много вы знаете, и о природе нашего края . И за это я хочу подарить вам вот эту корзинку с шишечками. (Отдаёт воспитателю)

Воспитатель : Спасибо тебе большое Лесовичок за видеофильм и за подарок. А мы хотим тебе в знак благодарности подарить красивое стихотворение, которое прочитает Варя К.

Деньки стоят погожие,

На праздники похожие,

А в небе - солнце тёплое,

Весёлое и доброе.

Все реки разливаются,

Все почки раскрываются,

Ушла зима со стужами,

Сугробы стали лужами.

Покинув страны южные,

Вернулись птицы дружные.

На каждой ветке скворушки

Сидят и чистят перышки.

Пришла пора весенняя.

Пришла пора цветения.

И значит настроение

У всех людей - весеннее!

Лесовичок : Спасибо и вам ребята за такое удивительное стихотворение и за ваши знания о родной природе . Но мне пора обратно в лес, у меня ещё много дел. До свидания.

Воспитатель : Ребята давайте посмотрим, какие шишечки подарил нам Лесовичок. Скажите, с какого дерева эти шишечки. (С ольхи) .

- Правильно, а давайте мы с вами этими шишечками украсим наши заготовки вазочек. И потом поставим в них цветочки, которые мы с вами недавно сделали. Но для этого нам нужно сесть за рабочие столы.

Дети встают со скамеек и садятся за свои рабочие места.

- Сели все красиво, глазки подняли на меня. Посмотрите, ребята, какие вазочки можно сделать из шишечек и другого природного материала . (Показ 1-2 вазочек)

Воспитатель показывает и объясняет детям принцип работы по изготовлению вазочек.

- Ребята, вазочку можно украсить по-разному. Можно по центру вазочки сделать красивые цветы. Можно шишечки выкладывать рядками, а можно шишечки наносить на вазочку под наклоном и наклон менять. Верх или низ вазочки можно выложить горохом или крупой. В конце работы, не забудьте руки обтереть салфеткой. А в вазочку поставьте свой весенний цветок.

В поле дерево стоит (руки над головой)

Ветер ветки шевелит (наклоны руками)

Ветер тише, тише, тише (руки опускаю, дети приседают)

Деревцо всё выше, выше (руки вверх, дети встают)

Воспитатель : Ребята, скажите, чем мы с ваши сегодня занимались и что нового вы узнали? (смотрели видеофильм о пробуждении природы , называли характерные признаки об изменениях в природе весной , отгадывали загадки о деревьях, слушали стихотворение, изготовляли вазочки).

Читайте также: