Какое дерево выращивали славяне к новому году вместо елки

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024


18+ Форум Черная Магия несет информационно-познавательный характер в области эзотерики, оккультизма и магии и не является пропагандистским. На нашем форуме на постоянной основе действует школа деревенского колдовства, курсы по изучению различных магических техник и проводятся постоянные семинары на разную тематику.
Подписывайтесь на наш канал на Youtube и будьте в курсе новых видео от практиков форума!

Информация о пользователе

Ель — дерево, в народной дендрологии славян связанное с похоронно-поминальными ритуалами и верованиями, а также функционирующее в качестве обрядового деревца (главным образом — в рождественско-новогодних, масленичных, троицких и купальских празднествах, а также на свадьбе). Относящиеся к ели мифологические представления получили развитие прежде всего у вост. славян (особенно — у русских и белорусов), в то время как на западе славянского мира ель более известна как обрядовое деревце.

Для культурной семантики и символики существенны природные свойства ели как вечнозеленого (ср. сосна, можжевельник, барвинок), что объясняет использование ели в цикле зимних обрядов, пахучего (ср. базилик), колючего, "женского" и бесплодного дерева. Согласно этиологическим легендам, ель укрыла Богородицу во время ее бегства с Христом в Египет или Христа, прятавшегося от чумы, за что получила благословение и была вознаграждена, оставшись навечно зеленой (полес., болг.).

Колючесть ели, а также сильный смолистый запах обусловливают ее применение в качестве апотропея (наравне с сосной, можжевельником, боярышником, шиповником, терновником, крапивой, репейником и др.), ср. Колючий.

На Украине еловые ветки (вместе с ветками шиповника и крапивой) втыкали накануне купальской ночи перед воротами, хлевом, в стреху крыши и другие места, чтобы уберечь скот от ведьм, свиней — от болезней и др. Поляки Силезских Бескидов при первом удое процеживали молоко через положенные крест-накрест еловые веточки, чтобы оно не испортилось, а на Троицу обводили овец вокруг воткнутой в кошаре елочки и давали им взамен корма молодые еловые побеги, смешанные с освященной солью.

Еловые ветки широко использовались для защиты строений и культурного пространства от непогоды. Мораване украшали ими крестики, которые на Пасху втыкали в посевы, — от града. Однако более действенным средством считались еловые ветки, предварительно освященные на Рождество, Крещение, Сретение, Пасху или в день Рождества Иоанна Крестителя (что может осмысляться в связи с необходимостью изгнать из еловых веток скрывающихся в них нечистых духов).

Едь — по грамматическому роду названий в славянских языках — по преимуществу дерево женское, ср. рус. ель, елка, серб. іела. омара, оморика, смрека, а также в песнях: "Зеленая ялиночка на яр подалася, молодая дівчинонька в козака вдалася". Вероятно, именно с "женской" символикой ели связан запрет сажать и вообще иметь около дома ель, мотивированный тем, что она якобы "выживает" из дома мужчин. По верованиям сербов в Таково, ель — "баксузно [опасное, вредоносное] дрво": если она растет вблизи дома, в нем не будут рождаться мальчики. На Брянщине считали, что ель нельзя иметь возле тех домов, где много девочек, иначе они останутся вековухами. В Каргополье ель опасались сажать у дома, ибо в противном случае "мужики не будут жить, умирать будут, одни вдовицы будут", ср. закарпатское объяснение того же запрета: "на будэ вэстыся мужьски пол".

Запрет сажать ель у дома может объясняться принадлежностью ели к неплодовым деревьям (согласно болг. легенде, ель "бесплодна", поскольку ее прокляла Богородица). В Белоруссии ель не сажали из опасения, что "в доме ничего не будет вестись", "ничего не будет родить ни в хлеву, ни дома". Особенно избегали держать ель у домов молодоженов, чтобы те не остались бездетными. Значительно реже запрет сажать ель у дома объясняли более общими соображениями: "не будет счастья во дворе", "ктото умрет", "семья искоренится". Подобные объяснения актуальны для мифологии многих других деревьев и кустарников. Ср. также известный по средневековым польским лечебникам запрет спать в тени ели, которая насылает болезни и отнимает у человека сон.

На Рус. Севере, северовостоке и в ц.рус. областях ель выполняет культовые функции, ср., например, с.рус. предания о священных елях, хотя чаще в качестве священных деревьев здесь встречаются сосны. Известны рус. предания о явлении на елях чудотворных икон и о постройке часовен и церквей в местах, где росли такие ели. В Тверской обл. рассказывали, как однажды на ели нашли икону и отнесли ее в соседнюю деревню в церковь, но икона вновь возникла на этой ели: "Тогда поняли, что Богородица хочет, чтобы церковь была на этом месте". Ср. рассказ о том, как оптинский старец Зосима вырезал на большой старой ели крест, чтобы под ним могли молиться келейницы. Ель упоминается в фольклорных текстах и паремиях, касающихся архаической практики венчания вокруг дерева, ср.: "Венчали вокруг ели, а черти пели".

В верованиях восточных славян ель имеет отношение также и к области народной демонологии, ср. упоминания в быличках о "еловом" лешем, мотивированные представлением о его частичной дендроморфности. Изредка ель могла фигурировать в качестве хозяйки леса, ср. олонецкий договор с елью о ночлеге: "Ель, еленица, красная девица, оборони от темненькой ночи". Однако чаще ель была местом пребывания лешего, а также черта, русалки и др. демонологических персонажей. Согласно владимирской быличке, домовой живет в большой сосновой или еловой ветке, подвешенной гденибудь во дворе. Дети лесовых духов лежат в люльках, висящих на елях и соснах, а дети русалок — под елями. По елкам черти водят проклятых и утащенных ими в лес детей, под елью леший укладывает спать заблудившихся детей и т. д.

Один из популярных мотивов русской демонологии, связанной с елью, — счет хвоинок. Согласно быличкам, этим занимаются по поручению колдунов заброшенные к ним проклятые дети, а также черти, требующие себе работы у колдунов. Тот же мотив встречается и в заговорах от детской бессонницы, ср.: "Поди, заря, в лес, сядь на елку, считай себе иголки. Там тебе дело, там тебе работка. Моего дитятка сердечного знай, не задевай" (архангел.).

По вост. и а.слав, поверьям, черт (дьявол, нечистая сила вообще) пребывает под елью или прячется под ней во время грозы, навлекая на себя гром и молнии. Этим объясняется запрет находиться под елью в грозу, а также выращивать ее у дома, использовать для строительства и для топки бани, поскольку Господь (Илья и др.), преследуя дьявола, может ударить громом в ель.

Ель могла выступать в функции медиатора. Под елью колдун вызывал лешего; на святках люди слушали, стоя среди елей, как в провалившейся некогда под землю церкви поют певчие (новгород.). Согласно с.рус. быличке, женщину в лесу преследовал злой дух в облике черного поросенка, исчезнувший лишь около высокой ели. В в.слав, заговорах ель выступает в качестве мирового дерева, стоящего на море, на острове Буяне, у камня Алатыря, под которым сидят Христос, Богородица и др., или же в качестве "негативного" варианта мирового дерева, когда под елью сидит черт, "сатанинская сила" и под. В заговорах можно также встретить и традиционные формулы "отсылки" болезней на ель: "Иду я, раба Божья (имярек), в лес. Клещ, клещ, на елку лезь. И вся нечисть, на елку лезьте. Аминь".

Ель — дерево, которое нашло широкое применение в вост. и зап.слав, похоронной и поминальной обрядности. Из ели (а также из сосны и березы) часто делали гроб. Украинцы считали даже, что ель (как и сосна) не позволяет покойному "ходить" после смерти, ср. в рус. колядных проклятиях, адресуемых хозяину, плохо одарившему колядников: "А не подашь — на Новый год еловый тебе гроб, осиновую крышку" (рус.), К обычаям более редким относятся рефлексы архаической практики похорон под елью. Так, у старообрядческого согласия бегунов принято было прямо в лесу подкапывать корни большой ели, немного выворачивать ее из земли и в образовавшуюся яму класть тело умершего без гроба, а затем сажать ель на прежнее место, "яко будто век тут ничего не бывало". С этим согласуется олонецкое свидетельство о похоронах удавленников между двумя елями, а также фольклорный мотив похорон под елью в серб, эпических песнях. Под елью в лесу выбрасывали солому из-под умершего, черепки от посуды, из которой его кропили (перм.). У вост. славян, а особенно часто — у русских, повсеместный характер имело обыкновение бросать еловые ветки (реже — ветки пихты и сосны) на дорогу к кладбищу, как перед похоронной процессией, так и ей вслед. Таким образом "устилали" или "разметали" дорогу покойнику, чтобы "не приходил, не тревожил". В Заонежье еловым лапником засыпали пол, порог и ступеньки крыльца, а сразу после выноса тела лапник убирали и уничтожали.

Ель (срубленное деревце, ветки) используется для маркирования пути вообще. Согласно рус. преданию, пьянице, изводившему побоями жену, в пьяном угаре привиделось, что она с малолетним ребенком на руках стоит ночью у проруби, вокруг которой воткнуты в лед небольшие елочки. Внезапно очнувшись, мужик побежал к реке и действительно обнаружил там жену, намеревавшуюся броситься с ребенком в прорубь, хотя никаких елочек рядом не было. Ср. рус. обычай втыкать елки по бокам масленичных горок - вдоль всей их длины, сохранявшийся и в городском быту XVIII — XIX вв.

У западных, в меньше степени — у вост. славян ветви ель как вечнозеленого растения, гирлянды из нее и еловые венки — одно из самых распространенных украшений гроба и могилы, используемое как в самом похоронном обряде (ср. обкладывание могилы лапником после предания тела земле), так и в цикле поминальных обычаев (у западных, реже — у вост. славян). Ветки ели нередко заменяли цветы, особенно в зимнее время. Срубленную ель (а также кипарис, сосну, можжевельник), часто украшенную цветами или лентами, могли устанавливать или реже — сажать на могиле парня или девушки, умерших до брака, т. е. использовать ее в функции свадебного деревца в обрядах типа лохороны-свадьба, хотя значительно чаще (особенно у юж. славян) вместо вечнозеленых деревьев брали плодовые (см. Деревце погребальное).

Связь ели с темой смерти заметна и в рус. свадебных песнях, где ель — символ невесты-сироты, ср.: "А ёлка, ты, ёлка зеленая, та все тебе все сучья ветются, только у меня нету макушечки, макушечку мою бурею сломило, бурею сломило, под горку скатило" (калуж.).

Тот же параллелизм в использовании хвойных (прежде всего — ели) и плодовых деревьев наблюдается и в выборе материала для деревца свадебного. У русских и белорусов, в меньшей степени — у украинцев, срубленную ель устанавливали в доме невесты с последующим выкупом деревца женихом; втыкали в свадебные хлебы, в крышу или ворота домов, где живет невеста, или подвешивали к потолку в самом доме; ставили на стол во время свадебного пира и др. У украинцев и зап. славян для свадебного деревца брали как хвойные, так и плодовые, а у южных — главным образом плодовые деревья. Параллельное использование плодовых деревьев и ели отразилось в терминологических заменах, ср., например, укр. диал. йолка ветка плодового дерева в каравае.

В западной части славянского этнокультурного континуума ветви и верхушка ели служат прежде всего для украшения домов и церквей на Рождество. Сам по себе обычай рождественского деревца, пришедший к славянам из Германии, нашел активную "поддержку" на местной славянской почве, соединившись с многочисленными ритуалами, относящимися к внесению в дом деревца (пня, ствола, ветвей и др.) в определенные праздничные дни календарного года и жизненного цикла человека. В отличие от разнообразия пород деревьев и кустарников, используемых для троицкого, майского, купальского, строительного и свадебного деревца, деревце рождественское в подавляющем большинстве случаев изготовляли именно из хвойных пород, и прежде всего — из ели, что нашло отражение в его названиях, ср. укр. ёлка, ялыночка и др. Обычай устанавливать рождественское деревце получил этиологическое обоснование. Например, в Полесье обычай украшать рождественское деревце связывали с новозаветными "дарами волхвов" или со звездой, взошедшей над местом рождения Христа.

Ель в виде срубленного деревца, его верхушки, веток, венка или гирлянды из еловых веток устанавливали (вешали) в церкви на весь период от Рождества до Крещения, втыкали за образа в доме, подвешивали к потолку, ставили в красном углу на лавке или даже на столе; его носили с собой колядники и пастухи, обходящие дома на святки, а также украшали ими церковь (з.укр., з.бел., пол., кашуб., словац., чеш., морав., словен.), а по окончании святочного цикла эти ветки сохраняли в доме от грозы или втыкали их в поля, пеплом от сожженных веток обсыпали сады, огороды и т. п.

У вост. славян едь использовалась также в качестве деревца масленичного, юрьевского, купальского и строительного, у западных — майского, а также великопостного "гайка".

От березы к ели

Фольклористы и этнографы полагают, что причиной может быть ландшафт, в котором традиционно жили восточные славяне. Для них были привычны открытые лесостепные и степные просторы, а густой лес был для них местом чуждым и страшным. Самым почитаемым деревом у славян была распускавшаяся раньше других деревьев береза, которую считали средоточием животворящих сил. Березы украшали, делали из их ветвей венки, водили вокруг них хороводы. На Троицу березку украшали лентами, а затем дерево рубили и несли во двор или заносили в избу и ставили в красный угол. Эти обычаи напоминают современные новогодние традиции, но почему же береза уступила место ели?

Нетрудно догадаться, что ставить елку на Новый год и Рождество в России стали по примеру западных соседей. В Европе именно ель считалась священным деревом, которое символизировало вечную жизнь. Например, древние германцы во времена язычества поклонялись ели как воплощению мирового дерева. Во время празднования смены года они выбирали ели лентами и свечами. Тогда же возник обычай приносить небольшую елку в дом.

С принятием христианства старые традиции обрели новый смысл: елку начали устанавливать в Сочельник. Одновременно появились легенды о связи ели с Рождеством. Одна гласит, что когда на свет появился младенец Иисус, на поклон к нему пришли все деревья. Среди них была и ель, которая выглядела сиротливо на фоне пальм, буков и кленов. Но с неба начали падать звезды, которые опускались на елку, озаряя ее сиянием, и младенец Иисус обратил внимание на хвойное дерево. В другой легенде говорится, что елку выбрали рождественским деревом спустившиеся в лес ангелы.

Петровский указ

Всплеск интереса к обычаю праздновать Рождество у елки наблюдался в России в середине XIX века. Сперва елка в доме была забавой аристократии, увлекавшейся западной модой. Этому поспособствовал тот факт, что русские цари выбирали себе жен в Европе.

В печати стали публиковать объявления о продаже елок. Знатные особы стремились приобрести елку побольше и дорогие украшения к ней. Самыми популярными были сладкие украшения, поэтому торговать елками начали кондитеры, которые тут же предлагали покупателям набор украшений. Тогда же начали изготавливать и искусственные елки, но купить их могли только очень состоятельные люди.

Постепенно новогодние елки перестали быть привилегией столичной знати. Первая публичная елка была поставлена в Петербурге в 1852 году. А к концу XIX века зеленые красавицы появились во многих домах Российской империи.

Ель по славянской традиции считалась деревом священным, "тихим". Она одновременно была благословлена Богом и проклята им. Обычно российскую традицию наряжать на Рождество ель объясняют заимствованием из Германии, которому поспособствовали то ли Пётр I, то ли немецкие принцессы XIX века, выходившие замуж за русских императоров и великих князей. Однако история почитания ели на Руси имеет глубокие корни, уходящие в века дохристианских верований.


Для древних славян Вселенная представлялась огромным деревом, корни которого были погружены в мир мёртвых, ствол и нижние ветви находились в мире живых, а макушка оставалась в небесном мире божеств. Там, наверху, в ветвях щебетали райские птицы и жили мифические персонажи Сирин и Гамаюн.

Это представление древние славяне переносили на деревья, которые росли в лесу. Каждый вид имел свои особенности. Трепетание осины связывали с жизненной силой, крепость и красоту липы — с тем, что на ней проживает царица всех змей, а бузина славилась тем, что забирала на себя лихорадку.

В.Е. Маковский.

В.Е. Маковский. "Девичник", 1882. Киевский национальный музей русского искусства, Украина. Фото © liveinternet

Ель же в глубокой древности была у славян "тихим" деревом, которое почиталось особо: её считали "деревом пророчеств". На традиционных вышивках тверичей часто изображались "женщины-окликальщицы", которые возносили к небу еловые ветви. Иногда центральное место в вышивке занимала огромная женщина, украшенная еловыми ветвями, с четырьмя руками-ветками.

Известно, что в Тверском княжестве был распространён свадебный обряд "выкупа ёлочки". Для него наряжали ель, невесту сажали под ней, пели обрядовые песни, а жених или дружки жениха платили "за ель" выкуп. На Русском Севере во время сватовства слово "ель" всегда означало согласие невесты, в то время как слово "сосна" значило отказ.

Фото © Славянская традиция

Уникальный обряд сохранился под Тверью и в наши дни — там на Масленицу парни поднимают на ели шины от автомобилей и поджигают их. Это отголосок древней традиции сжигать на священном дереве бочку с дёгтем или колесо.

Иногда для масленичного обряда выбирают высокое дерево и под ним разводят костёр либо поднимают к верхушке чучело Масленицы и сжигают его. Собравшиеся у дерева селяне приговаривают: "Ах, сгорели наши блинки и оладушки!"

Даже чучело Масленицы — чудище из еловых дебрей — славяне старались сделать из еловых лап. Использовали ель и во время зимних христианских праздников. Целое дерево в дом не заносили, из леса приносили наломанные еловые лапы и устилали ими пол в избе, сенях, а также крыльцо и даже двор. Несколько из них ставили в красный угол, под иконы.

Еловые колья использовали во время святочных беснований молодёжи — ими подпирали двери соседям, которые давали мало сладостей. Этнографы считают, что хулиганство (когда молодёжь вставляла ёлки соседям в печную трубу) свидетельствует о древнем обряде, во время которого в центре действия славяне устанавливали срубленную ель. При этом "хулиганы" все должны были быть в масках.

Если девица засиживалась в девках, на угол её дома прибивали ёлку — это означало брачный призыв. Так как во многих действах ель служила символом девушки-женщины, то, видимо, ель-божество могла отвечать за брак, за рождение детей и, возможно, — за смерть. На Русском Севере до сих пор выражение "прогуляться по ёлочкам" означает две вещи: уединиться с девушкой или помереть.

Скорее всего, священная ель играла в жизни древних славян большую роль. В Верхневолжье (граница Ярославской и Тверской губерний) в деревнях во время строительства домов в центр сруба обязательно ставили ёлку. Наравне с хлебом, солью и серебром она должна была защитить строение.

Возможно, ель представала перед древним русским человеком как огромное дерево жизни, основа вселенского дома: "Лежит брус во всю Русь; в этом брусу двенадцать ёлок, в каждой ёлке четыре вершинки".

Пришла зима. В это время года не только выпадает снег и приходит холод, но и наступают долгожданные новогодние праздники. Зима — это Рождество и Новый год, Дед Мороз и Снегурочка, подарки и поздравления. И, конечно, новогодняя ёлка. Почему именно ёлка стала символом праздника?

Почему ель — это новогоднее дерево?

Ель у славян считалась деревом как жизни, так и смерти. Зимой жизнь замирает, а весной возобновляется. Ель символизировала этот переход. Дары хвойному дереву помогали умилостивить лесных существ, от которых во многом зависела жизнь человека. Для украшения использовали плоды, орехи и другие съедобные вещи. В дальнейшем ель стали украшать ленточками, фигурками из соломы, красивыми камушками. При этом хвойные деревья оставались в лесу. Их не рубили, а наоборот, оберегали.

На Западе традиция украшать рождественскую ель насчитывает около 600 лет. В XVI веке хвойное дерево к Рождеству ставили в Германии и Австрии, а также в Лотарингии и Эльзасе. Это нововведение всячески поддерживалось церковью. Ель стала символом Дерева познания, или Дерева жизни. Рождественские деревья на Западе стали украшать елочными игрушками из стекла, верхушку венчала звезда, символ христианства.

В России мода на рождественские ёлки прочно вошла в жизнь при Николае I, в 30-х годах XVIII века. СМИ Петербурга того времени заговорили о ели как модном и диковинном украшении к Рождеству, что способствовало росту популярности этой традиции.

Многие люди в наше время перешли на искусственные новогодние елки, чтобы сохранить природу. Современных зеленых красавиц каждый украшает по своему вкусу — старинными стеклянными игрушками и пластиковыми шарами, светящимися гирляндами и самодельными игрушками. Нарядная ёлка — несомненный символ Нового года.

Читайте также: